Научная статья на тему 'Правовая модель трудоустройства выпускников учебных заведений'

Правовая модель трудоустройства выпускников учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК / ГАРАНТИИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РАБОТОДАТЕЛЬ / ОПЫТ / НЕТВОРКИНГ / GRADUATE / GUARANTEES / EMPLOYMENT / EMPLOYER / EXPERIENCE / NETWORKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сайганова Любовь Николаевна, Волостнова Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются правовые модели трудоустройства выпускников учебных заведений. В работе обосновывается необходимость создания института государственного распределения специалистов по отраслям трудовой деятельности. Обозначены современные проблемы трудоустройства в сельской местности, среди которых профессиональная изолированность и низкая оплата труда. Проанализированы возможные пути преодоления негативных тенденций и создания законодательной основы по трудоустройству выпускников учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сайганова Любовь Николаевна, Волостнова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL MODEL OF EMPLOYMENT OF GRADUATES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article considers both traditional ways and alternative ways of employment of graduates of educational institutions. The necessity of state distribution of specialists by branches of labor activity is emphasized. Modern problems of employment in rural areas, including professional isolation and low wages, are identified. The possible ways of overcoming negative trends and creating a legal framework for employment of graduates of educational institutions are analyzed

Текст научной работы на тему «Правовая модель трудоустройства выпускников учебных заведений»

ТРУДОВОЕ ПРАВО. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

правовая модель трудоустройства выпускников учебных заведений

Сайганова Любовь Николаевна,

старший преподаватель, кафедра гражданского права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) E-mail: lsaiganova@yandex.ru

Волостнова Татьяна Ивановна,

кандидат исторических наук, доцент, кафедра гражданского и арбитражного процесса, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) E-mail: tiv.777@yandex.ru

В статье рассматриваются правовые модели трудоустройства выпускников учебных заведений. В работе обосновывается необходимость создания института государственного распределения специалистов по отраслям трудовой деятельности. Обозначены современные проблемы трудоустройства в сельской местности, среди которых профессиональная изолированность и низкая оплата труда. Проанализированы возможные пути преодоления негативных тенденций и создания законодательной основы по трудоустройству выпускников учебных заведений.

Ключевые слова: выпускник, гарантии, трудоустройство, работодатель, опыт, нетворкинг

Трудоустройство выпускников учебных заведений является наиболее острой проблемой рынка труда. Право на труд указанной категории потенциальных работников, как и других категорий работников, регламентируется законодательством Российской Федерации. Статья 37 [1] Конституции Российской Федерации закрепляет положение о свободе труда и выборе профессии. Данный принцип находит свое отражение и в трудовом законодательстве. В статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации [2] указано, что каждый обладает одинаковыми возможностями для реализации своих трудовых прав. Статья 70 закрепляет право, улучшающее положение выпускников учебных заведений при устройстве на работу. Испытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, получивших среднее профессиональное или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающим на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения образования.

Несомненно, что реализация норм законодательства защищает трудоправовое положение выпускников учебных заведений, однако при успешном поиске работы и последующем трудоустройстве наличие данных прав не позволяет эффективно вовлекать выпускников в состав экономически активного населения. В настоящее время отсутствует государственное распределение выпускников после завершения образовательных учреждений. Это дает достаточно широкие перспективы для их самореализации, поскольку они сами выбирают свой профессиональный путь [3, с. 3]. Однако, попытки формирования института государственного распределения выпускников, получивших высшее образование предпринимались различными участниками нормотворческого процесса. Так, депутатом Государственной Думы ФС РФ С. А. Вострецовым был внесен Проект Федерального закона № 442315-7 «О внесении изменений в статью 54, статью 100 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. Согласно проекту, гражданин, поступивший на обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета, после обучения обязан проработать по своему образованию и квалификации в государственном учреждении (федеральном государственном органе, органе государственной власти субъекта

Российской Федерации, органе местного самоуправления, государственном (муниципальном) учреждении, унитарном предприятии, государственной корпорации, государственной компании или хозяйственном обществе, в уставном капитале которого присутствует не менее 50% доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), не менее четырех лет, если обучение проходило по программам бакалавриата, не менее пяти лет - по программам специалитета, не менее шести лет - по программам магистратуры [4]. При этом, если выпускник не будет трудоустроен в указанные учреждения он обязан возместить сумму потраченных из бюджета на его обучение средств. В настоящее время статус законопроекта сохраняется как «внесенный в Государственную Думу».

Выпускники учебных заведений начинают свою трудовую деятельность сталкиваясь с рядом труднопреодолимых препятствий. Фундаментом проблемы их трудоустройства является минимальное количество существующих предложений либо их отсутствие. Для устранения или минимизации этого существуют различные инструмента, используемые на практике нормативного регулирования рынка труда молодых специалистов. В частности, к ним принято относить следующее:

1. Организация ярмарок вакансий. Центр занятости активно взаимодействует с потенциальными работодателями, предоставляющими сведения о наличии свободных мест. Именно такие мероприятия позволяют ознакомиться с базой данных о рабочих местах и в дальнейшем найти себе работу в ходе непосредственного общения с потенциальным работодателем.

2. Нетворкинг - установление деловых связей с целью приобретения определенных выгод в будущем. Нетворкинг (англ. от networking -букв. плетение сети: net - сеть + work - работать) социальная и профессиональная деятельность, устремленная на конструктивное и результативное решение задач с помощью содействия друзей и знакомых, на основе проверенных доверительного и долгосрочного сотрудничества с людьми и профессиональная взаимопомощь [5, с. 90-91].

3. Осуществление профессиональной профориентации на этапе получения школьного образования [6, с. 121].

4. Практика закрепления рабочих мест для молодых специалистов в отдельных организациях становится традиционной. Квоты для трудоустройства тех или иных категорий граждан частично закреплены на уровне ряда субъектов РФ (к примеру: ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест» [7]). В ходе квотирования предусмотрены компенсационные выплаты за счет средств бюджета субъекта работодателям, формирующим рабочие места, предназначенные для установленной квоты отдельным ка-

тегориям молодежи. Вновь принятый сотрудник для работодателя является обременением, влекущим, в том числе за собой и расходы [8, с. 160]. Подхода на основе введения квот на рабочие места придерживаются лишь единицы регионов России, хотя в большинстве субъектов существуют правовые акты, устанавливающие квоты при трудоустройстве для инвалидов и детей-сирот. На наш взгляд, следует расширить применяемые допуски квот при трудоустройстве. Если бы такая практика была принята, то еще обучаясь в вузе, студенты задумывались над приобретением наиболее высокопрофессиональных знаний. Кроме того, с целью большей привлекательности рассматриваемого вопроса для потенциального работодателя можно на региональном уровне предусмотреть налоговые льготы, так как введение квот многими работодателями рассматривается как добровольно-принудительный метод. Однако, специального закона о квотировании рабочих мест для молодых специалистов не существует, что не гарантируется получение ими рабочего места.

5. Еще одним направлением решения проблемы трудоустройства выпускников может стать возможность «практики временного найма на разовые работы», создающая реальную возможность получения необходимого опыта работы. К таким работам, по мнению А. Н. Алимовой, Е. О. Кривовой, можно отнести всевозможные рекламные акции, маркетинговые исследования, социологические выборочные опросы, деятельность в сфере политики, занятость на общественных работах и в качестве волонтеров. Считаем актуальным вспомнить о такой, часто забываемой, практике получения рекомендательных писем от работодателя (наставника), т.е. молодой специалист получает не только опыт, но и создает себе репутацию [9, с. 149].

6. Привлечение выпускников учебных заведений в сельскую местность для трудоустройства. Как показывает практика, лишь 10% молодых специалистов(до 35 лет) отправляются в сельскую местность с целью трудоустройства. Негативное воздействие на трудоустройство в сельской местности оказывают ущемленность в бытовых условиях жизнедеятельности, ограниченность полного отсутствия сервиса услуг. Вследствие этого трудиться в сельской местности считается непрестижным занятием [10, с. 9]. Необходимо отметить и другие проблемы, связанные с трудоустройством на селе: [11, с. 94]

- недостаток земельных участков, обустроенных инженерными коммуникациями достаточной мощности (не все регионы в равной степени участвуют в реализации Федеральных целевых программ по развитию инфраструктуры и центров обслуживания сельского населения);

- присутствие территориальных различий в объемах жилищного строительства, а также ввод нового жилья ниже запланированных значений;

5 -о

сз ж

■с

- сельское благоустройство и комфортность в значительной степени уступает городскому;

- неудовлетворительная обеспеченность сельских жителей услугами здравоохранения;

- отсутствие средств в муниципальном бюджете на выплату «подъемных» молодым специалистам по программам к примеру: «Земский доктор», «Земский фельдшер»;

- недостаточно сформированная дорожная, инженерная, социальная инфраструктуры, элементов розничной торговли;

- препятствующие факторы: иллюзия лучшей жизни в городе (супермаркеты, ночные клубы, сушибары и т.п.); низкая оплата труда; тяжелые условия труда и проживания, плохое качество социального обслуживания;

- удаленность от районного и областного центров;

- профессиональная изолированность, невозможность пропаганды и популяризации жизни на селе.

Для комплексного решения данной проблемы государству и работодателям необходимо, на наш взгляд, следующее: [12, с. 47];

- обеспечение рабочими местами выпускников высшего и среднего профессионального учебного учреждения;

- информирование выпускников учебных заведений об имеющихся квотах на рабочие места;

- совместное участие учебного заведения и работодателя в формировании списка претендентов для проведения конкурса на замещение вакантной должности в рамках квоты;

- создание должных условий и адекватных рабочих мест для выпускников учебных заведений. Таким образом, действующее трудовое законодательство содержит ряд гарантий при трудоустройстве выпускников учебных заведений как молодых специалистов. Однако эти гарантии имеют четкие границы, которые действуют только после подписания трудового договора, а могли бы действовать в процессе поиска подходящей работы. Реализацию подобного рода мер необходимо осуществить путем принятия соответствующего нормативно-правового акта, регламентирующего порядок трудоустройства выпускников средне-специальных и высших учебных заведений. На основе такого акта федеральные органы государственной власти совместно с органами власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать необходимое количество специальных рабочих мест не только в городах, но и сельской местности, а выпускники, еще во время учебного процесса будут с подходящим местом работы.

литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ,

от 05.02.2014. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. - № 31. - ст. 4398.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. -№ 1 (ч. 1). - ст. 3.

3. Алымова М.А. Решение проблем трудоустройства выпускников ГОУ НПО ЯНАО «ТСПУ» (опыт работы информационного агентства содействия трудоустройству выпускников) // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах: сборник докладов по материалам Десятой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции / под ред. В. А. Гуртова. - 2013. - С. 3-8.

4. Проект Федерального закона № 442315-7 «О внесении изменений в статью 54, статью 100 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 16.04.2018) // СПС КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС

5. Бегинина Е.С., Исаенко С.С., Земскова М.С. Использование технологий нетворкинга в содействии трудоустройства выпускников вуза // Студенческая наука Подмосковью: материалы Международной научной конференции молодых ученых.- 2017. - С. 90-93.

6. Абасян Р.К., Ковалев Г.Н. Помощь выпускникам сиротских учреждений в трудоустройстве: история решения проблемы // Социальные отношения. 2015. - № 4 (15). - С. 121-129.

7. О квотировании рабочих мест: Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 (ред. от 30.04.2014) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. -№ 3.- 2005.

8. Соловьева Н.О. Проблема молодежной занятости в Волгоградской области и пути ее решения // Научные горизонты.- 2018.- № 5 (9). -С. 143-148.

9. Алимова А.Н., Кривова Е.О. Молодежная безработица // Инновационная наука.- 2017. -№ 2-1. - С. 148-150.

10. Кудряева Л.А., Ермакова А.С. Проблемы и перспективы привлечения молодых специалистов в сельскую местность // Системное управление.- 2012.- № 4 (17). - С. 9-11.

11. Полухина М.Г., Студенникова Н.С. Опыт и проблемы привлечения молодых специалистов на сельские территории (на примере субъектов центрального федерального округа) // Аграрный научный журнал. - 2017. - № 8. - С. 90-95.

12. Грачев А.А. Проблемы первичного трудоустройства выпускников средне-специальных и высших учебных заведений // Инновационные подходы к работе с молодежью / под общей ред. Н.Д. Бобковой. Курган, 2014. - С. 46-47.

LEGAL MoDEL oF EMploYMENT oF GRADuATEs

of educational institutions

Sajganova L.N., Volostnova T.I.

RPA of the Ministry of justice of Russia

The article considers both traditional ways and alternative ways of employment of graduates of educational institutions. The necessity of state distribution of specialists by branches of labor activity is emphasized. Modern problems of employment in rural areas, including professional isolation and low wages, are identified. The possible ways of overcoming negative trends and creating a legal framework for employment of graduates of educational institutions are analyzed.

Keywords: graduate, guarantees, employment, employer, experience, networking

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12/12/1993) (as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 No. 6-FKZ, dated December 30, 2008 No. 7-FKZ, dated 05.02.2014. No. 2-FKZ, dated July 21, 2014 No. 11-FKZ) // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2014. - No. 31. - Article 4398.

2. The Labor Code of the Russian Federation dated December 30, 2001 No. 197-FZ (as amended on April 1, 2019) // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 01/07/2002. - No. 1 (part 1). - Art. 3.

3. Alymova M.A. Solving the problems of employment of graduates of the GOU NPO YNAO "TSPU" (experience of the news agency promoting employment of graduates) // Supply and demand on the labor market and the educational services market in the regions: a collection of reports based on the materials of the Tenth All-Russian Scientific and Practical Internet Conference / ed. V.A. Gurtova.- 2013. - P. 3-8.

4. Draft Federal Law No. 442315-7 "On Amendments to Article 54, Article 100 of the Federal Law" On Education in the Russian Federation "dated December 29, 2012 No. 273-FZ (as of April 16, 2018) // ATP CONSULTANT PLUS

5. Beginin E.S., Isaenko S.S., Zemskova M.S. The use of networking technologies in promoting the employment of university graduates // Student science near Moscow: materials of the International Scientific Conference of Young Scientists.- 2017. -P. 90-93.

6. Abasyan R.K., Kovalev G.N. Help for graduates of orphaned institutions in employment: a history of solving the problem // Social Relations. 2015. - No. 4 (15). - P. 121-129.

7. On quotas for jobs: the Law of Moscow dated December 22, 2004 No. 90 (as amended on April 30, 2014) // Bulletin of the Mayor and the Government of Moscow. - No. 3.- 2005.

8. Solovyova N.O. The problem of youth employment in the Volgograd region and ways to solve it // Scientific horizons.- 2018. -No. 5 (9). - P. 143-148.

9. Alimova A.N., Krivova E.O. Youth unemployment // Innovation science.- 2017. - No. 2-1. - P. 148-150.

10. Kudryaeva L.A., Ermakova A.S. Problems and prospects of attracting young specialists to the countryside // System Management.- 2012. - No. 4 (17). - P. 9-11.

11. Polukhina M.G., Studennikova N.S. Experience and problems of attracting young specialists to rural territories (on the example of the subjects of the central federal district) // Agrarian Scientific Journal.- 2017. - No. 8. - P. 90-95.

12. Grachev A.A. Problems of primary employment of graduates of secondary special and higher educational institutions // Innovative approaches to work with youth / under the general ed. N.D. Bobkovoy. Kurgan,- 2014. - P. 46-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.