Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЯМ «ФИЗИКА» И «МАТЕМАТИКА»'

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЯМ «ФИЗИКА» И «МАТЕМАТИКА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая образовательная среда / подготовка бакалавров / информационные технологии / профили «Физика» и «Математика» / digital educational environment / bachelor’s degree preparation / information technology / specialties “Physics” and “Mathematics”

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Д. Амиралиев

Авторы исследования, рассматривая содержание федеральных государственных образовательных стандартов, отмечают, что именно требования, установленные в стандартах, определяют особенности организации информационно-образовательной среды, частью которой является цифровая образовательная среда, определенная в исследование как совокупность трех ключевых элементов ‒ информационно-образовательные ресурсов, технологических средств, обеспечивающих функционирование цифровых образовательных ресурсов и коммуникационных каналов, обеспечивающих использование педагогических технологий. Авторы доказывают, что цифровая образовательная среда является важным условием подготовки бакалавров по профилям «Физика» и «Математика», не только как средство формирования базовых, преимущественно теоретических знаний, но и как средство формирования профессионально-педагогических и информационных знаний, необходимых выпускникам двух рассматриваемых профилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А Д. Амиралиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY AS A CONDITION FOR TRAINING OF BACHELORS IN THE PROFILE “PHYSICS” AND “MATHEMATICS”

The authors consider the content of federal state educational standards, note that it is the requirements established in the standards that determine the specifics of organization of the information and educational environment, of which the digital educational environment is a part, defined in the study as a combination of three key elements – information and educational resources, technological means that ensure the functioning of digital educational resources and communication channels that ensure the use of pedagogical technologies. The authors prove that the digital educational environment is an important condition for teaching of Physics and Mathematics bachelors, not only as a means of forming basic, mainly theoretical knowledge, but also as a means of forming professional, pedagogical and information knowledge, necessary for graduates of the two profiles under consideration.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЯМ «ФИЗИКА» И «МАТЕМАТИКА»»

References

1. Salmanova D.A., Kurbanov T.K. Ispol'zovanie cifrovyh tehnologij mul'timedijnoj obrazovatel'noj sredy uchebnogo zavedeniya dlya organizacii uchebnogo processa. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Estestvennye i tochnye nauki. 2019; № 3: 76-79.

2. Kalinichenko 'E.B., Romanova O.V., Kalinichkov A.I., Kalinichskova O.B. O preemstvennosti formirovaniya kompetencij studentov bakalavriata, magistratury i aspirantury. Professional'noe obrazovanie v Rossii iza rubezhom. 2016; № 4 (24): 104-107.

3. Vilkov A.A., Shestov N.I. Gosstandarty tret'ego pokoleniya: problemy sootneseniya kompetencij bakalavriata i magistratury. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya. Sociologiya. Poltologiya. 2012; T. 12, № 3: 65.

4. Gizhov V.A., Kalichnikov A.I., Pozdnikin A.A., Kalichnikova O.B. Formirovanie kompetencij studentov v usloviyah povysheniya kachestva bakalavriata i magistratury. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018; № 7 (161): 50-53.

5. Mkrtycheva N.M. Formirovanie professional'noj kompetentnosti bakalavrov i magistrov. Evrazijskij Soyuz uchenyh. 2014; № 8-4: 16-18.

6. Tkachenko A.S. Setevoe vzaimodejstvie: ponyatie, klassifikaciya, principy formirovaniya. Vestnik nacional'nogo instituta biznesa. 2018; № 4: 46-49.

7. Grosheva A.V. Setevoe vzaimodejstvie obrazovatel'nyh organizacij: resursy, riski, 'effekty. Metodist. 2016; № 5: 15-17.

8. Petrova N.P. Gotovnost' buduschih pedagogov k setevomu vzaimodejstviyu s obuchayuschimisya v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya. Problemysovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 72-1: 235-237.

9. Silkina N.V., Vaganova N.O. Osobennosti obrazovatel'noj sredy v setevom vzaimodejstvii obrazovatel'noj organizacii s proizvodstvom. Obrazovanie i nauka. 2015; № 6 (125): 63-76.

10. Slinkina I.N., Ustinova N.N. Definiciya setevogo vzaimodejstviya v sfere obrazovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71-2: 335-338.

11. Vashukova I.S. Osobennosti setevogo vzaimodejstviya v obrazovanii. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2022; T. 1, № 1 (81): 141-152.

12. Simonova A.A., Dvornikova M.Yu. Ponyatie setevogo vzaimodejstviya obrazovatel'nyh organizacij. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018; № 5: 35.

13. Popova I.N. Setevoe vzaimodejstvie kak resurs razvitiya obschego i dopolnitel'nogo obrazovaniya. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2016; № 5: 18-22.

14. Mel'nikova N.E., Shokin Ya.V., Zen'ko A.A., Krejder O.A. Upravlenie otnosheniyami s vypusknikami vuzov. Terra Lihgustica. 2020; T. 111, № 3: 131-137.

15. Morozova E.A. Vzaimodejstvie vuzov i rabotodatelej kak uslovie kachestvennoj podgotovki vypusknikov: mneniya 'ekspertov. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politicheskie, sociologicheskie i 'ekonomicheskie nauki. 2016; № 1: 70-76.

16. Minobrnauki gotovit programmu po vzaimodejstviyu shkol i vuzov. RIA Novosti. Available at: https://ria.ru/20221012/minobrnauki-1823345403.html

17. Gasparishvili A.T. Ssuzy glazami vypusknikov: rabota vs prodolzhenie obrazovaniya. Vestnik Instituta sociologii. 2016; № 2: 22-28.

18. V 10 rossijskih vuzah startovalo obuchenie po novym programmam v setevoj forme. Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii. Available at: https:// minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/59963/

19. Kuznecova I.Yu. Setevaya forma realizacii obrazovatel'nyh programm pri podgotovke bakalavrov professional'nogo obucheniya: problemy i perspektivy. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2016; № 2: 27-31.

20. Vashukova I.S. Osobennosti setevogo vzaimodejstviya v obrazovanii. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2022; T. 1, № 1(82): 141-152.

Статья поступила в редакцию 07.02.23

УДК 378

Amiraliev A.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY AS A CONDITION FOR TRAINING OF BACHELORS IN THE PROFILE "PHYSICS" AND "MATHEMATICS". The authors consider the content of federal state educational standards, note that it is the requirements established in the standards that determine the specifics of organization of the information and educational environment, of which the digital educational environment is a part, defined in the study as a combination of three key elements - information and educational resources, technological means that ensure the functioning of digital educational resources and communication channels that ensure the use of pedagogical technologies. The authors prove that the digital educational environment is an important condition for teaching of Physics and Mathematics bachelors, not only as a means of forming basic, mainly theoretical knowledge, but also as a means of forming professional, pedagogical and information knowledge, necessary for graduates of the two profiles under consideration.

Key words: digital educational environment, bachelor's degree preparation, information technology, specialties "Physics" and "Mathematics".

АД. Амиралиее. канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА

КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЯМ

«ФИЗИКА» И «МАТЕМАТИКА»

Авторы исследования, рассматривая содержание федеральных государственных образовательных стандартов, отмечают, что именно требования, установленные в стандартах, определяют особенности организации информационно-образовательной среды, частью которой является цифровая образовательная среда, определенная в исследование как совокупность трех ключевых элементов - информационно-образовательные ресурсов, технологических средств, обеспечивающих функционирование цифровых образовательных ресурсов и коммуникационных каналов, обеспечивающих использование педагогических технологий. Авторы доказывают, что цифровая образовательная среда является важным условием подготовки бакалавров по профилям «Физика» и «Математика», не только как средство формирования базовых, преимущественно теоретических знаний, но и как средство формирования профессионально-педагогических и информационных знаний, необходимых выпускникам двух рассматриваемых профилей.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, подготовка бакалавров, информационные технологии, профили «Физика» и «Математика».

В текущих условиях развитие информационных технологий является драйвером преобразования производственных, управленческих, социальных, культурных и экономических процессов. В сферу образования информационные технологии приходят и как часть требований к трансформации требуемых выпускникам компетенций, и как средство обеспечения образовательного процесса. Так, информационные технологии призваны стать объективной частью формирования и профессиональных компетенций, и универсальных, и общепрофессиональных компетенций. Современным выпускникам необходимо уметь использовать и цифровые сервисы (в том числе профессиональные), и передовое технологическое оборудование. При этом, как справедливо отмечает С.Т. Гараев, и с чем мы не можем не согласиться, информационные технологии используются и как часть образовательного процесса, и как средство формирования новых знаний, умений и навыков, при этом не только профессиональных, но и общих, связанных с универсальной компетентностью выпускника [1].

Таким образом, авторы настоящей статьи ставят перед собой цель выявить условия подготовки бакалавров по направлению 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки, профилям «Физика», «Математика».

Достижению этой цели будет способствовать решение следующих задач:

- рассмотреть содержание подготовки бакалавров по направлению 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки, профилям «Физика» и «Математика»;

- проанализировать федеральные государственные образовательные стандарты по направлению 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки, профилям 03.03.02 Физика, 01.03.01 Математика;

- определить роль и место цифровой образовательной среды вуза в подготовке специалистов педагогического образования;

- привести определение понятия «цифровая образовательная среда вуза»;

- выявить сущность и структуру понятия «цифровая образовательная среда вуза».

Методы исследования, использовавшиеся при подготовке статьи, включали рефлексию педагогического опыта авторов, изучение литературы, затрагивающей проблемы подготовки студентов по указанному выше направлению и профилю подготовки.

Её научная новизна заключается в том, что была обоснована цифровая образовательная среда вуза как одно из эффективных условий подготовки бакалавров по профилям «Физика» и «Математика»

Теоретическая значимость состоит в выявлении роли места, цифровой образовательной среды вуза в подготовке студентов по направлению 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки, профилям 03.03.02 Физика, 01.03.01 Математика.

Практическая значимость заключается в демонстрации основных тем, которым следует уделять внимание в ходе реализации соответствующего процесса.

Среди исследователей, изучавших вопрос значения цифровой образовательной среды вуза как условия подготовки бакалавров по рассматриваемым профилям, можно выделить С.В. Маклецова, ПЗ. Хабибуллину [2], которые описали особенности использования информационно-образовательной среды на ранних этапах ее развития в учебных заведениях, в том числе и влияния на процесс подготовки бакалавров рассматриваемых профилей. Современное же состояние информационной образовательной среды и степень влияния ее на образовательный процесс представили такие ученые, как М.А. Бражнова [3], О.А. Кузнецов, И.В. Захарова [4], А.А. Лубский [5] и множество иных исследователей. Тем не менее в текущих условиях многие даже самые передовые идеи исследователей или уже нашли свое применение в экспериментальной педагогической практике, или получили свое отражение в содержании государственных образовательных стандартов. Поскольку именно в содержании образовательных стандартов мы можем обнаружить специфику организации цифровой образовательной среды в качестве условий подготовки бакалавров по рассматриваемым профилям.

Как видим, информирование образовательного процесса является одной из ключевых задач, которые стоят перед системой государственных органов и образовательными организациями. Более того, для решения данной задачи разрабатывается соответствующая нормативная правовая и, что немаловажно, концептуально-стратегическая база. В данном случае можно обратить особое внимание на содержание национального проекта «Образование» как часть реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», где определяется важность создания безопасной современной цифровой образовательной среды, как отмечает М.Н. Пономарева [6]. Данный шаг призван обеспечивать повышение доступности образования и высокое качество образовательной деятельности.

Цифровая образовательная среда как совокупность программных и технологических средств образовательного контента и иных элементов обеспечения образовательного процесса, в том числе для обеспечения электронного обучения, является важной частью образовательного процесса в современных условиях [7]. Цифровая образовательная среда современного вуза призвана обеспечить использование и дистанционных образовательных технологий, которые определяют возможность доступа участников образовательного процесса к образовательным электронным сервисам и цифровым образовательным услугам.

И, как видим, вопрос обеспечения использования цифровой образовательной среды при подготовке выпускников имеет одно из важнейших значений в содержании федеральных государственных образовательных стандартов. Так, мы можем обратить внимание, что образовательные стандарты, регулирующие подготовку бакалавров по направлению 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки, профилям 01.03.01 Математика» [8], 03.03.02 Физика [9], определяют перечень компетенций - и универсальных, и общепрофессиональных, и профессиональных, которые непосредственно связаны с использованием цифровых и информационных технологий.

Учитывая потенциальную сферу деятельности, компетенции выпускников двух данных профилей подготовки должны отвечать потребности в развитии передовых отраслей экономики, которые критически важны для стабильности и устойчивости общества. Будущих специалистов готовят к работе с различными видами информации, ее поиску и анализу, синтезу и применению полученной информации на практике, коммуникации в различных формах, формируют умение обеспечивать собственную безопасность и использовать экономические инструменты.

К общепрофессиональным компетенциям по профилю подготовки 01.03.01 Математика, соотносимыми с цифровыми компетенциями, можно отнести общепрофессиональные компетенции, связанные со знаниями в сфере информатики, с использованием информационно-коммуникационных технологий и обеспечением соблюдений требований информационной безопасности. Также, что особенно важно, следует отметить профессиональную компетентность, связанную с разработкой алгоритмов и компьютерных программ для практического применения. В случае же с программой подготовки бакалавров по профилю 03.03.02 Физика общепрофессиональные компетенции, связанные с цифровой компетентностью, касаются вопросов применения современных информационных технологий и использования их для решения профессиональных задач, в том числе связанных с обработкой и представлением полученных экспериментальных данных. Фактически цифровая образовательная среда является инструментом обеспечения

развития различных элементов цифровой компетентности как компетентности, связанной и с универсальными, и общепрофессиональными, и профессиональными компетенциями выпускника.

Помимо прочего, в содержание ФПОС установлено, что образовательные организации, ответственные за обеспечение обучения бакалавров по профилям «Физика» и «Математика», вправе использовать электронные формы обучения и дистанционные образовательные технологии, в том числе и для обучения лиц с ограниченными возможностями. Предусматривает образовательный стандарт и возможность организации сетевого обучения. В разделе 4 Требования к условиям реализации программы бакалавриата устанавливаются и требования к организации к электронной информационно-образовательной среде, в том числе как в самом учебном заведении, так и за его пределами.

Определяются в стандартах подготовки выпускников и сферы, в рамках которых выпускники смогут реализовывать свою профессиональную деятельность, выделяя для выпускников программы 03.03.02 Физика следующие сферы профессиональной деятельности: образование и наука; связь, информационные и коммуникационные технологии; атомная промышленность; ракетно-космическая промышленность; сквозные виды деятельности в промышленности. Все данные сферы деятельности связаны с необходимостью использования информационных технологий для реализации профессиональных задач. В случае со студентами речь идет о подготовке выпускников к работе в сфере образования и науки и работе в сфере связи, информационных и коммуникационных технологий, впрочем, как и в сквозных видах профессиональной деятельности.

Ключевым отличием между подготовкой к работе в сфере связи, информационных и коммуникационных технологий является сфера предстоящей деятельности выпускников, определенная содержанием ФПОС. И если для выпускников профиля «Физика» данная сфера связана с фундаментальными математическими и физическими исследованиями в рамках информационно-коммуникационных технологий, то в случае с выпускниками профиля «Математика» речь идет о создании и поддержке информационно-коммуникационных систем, информационных ресурсов в сети Интернет. Компетентность выпускников рассматриваемых профилей подготовки связана при этом не только со сферой информационных и иных высоких технологий, но, судя по содержанию ФПОС и с педагогической деятельности, что также определяет необходимость формирования особой совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной педагогической деятельности.

Как видим, цифровая образовательная среда является важной частью образовательного процесса, следовательно, может считаться важным условием подготовки бакалавров по рассматриваемым направлениям. Так, в общем ракурсе мы можем отметить, что цифровая образовательная область представляется как электронная информационно-образовательная среда, которая должна быть организована в любом учебном заведении, как важное условие педагогической практики. Среди прочего цифровая образовательная среда призвана обеспечивать:

- доступ к содержанию рабочих программ, учебным планам, программам практик, электронным изданиям и ресурсам, указанных в программах конкретных дисциплин и программах практик;

- обеспечение создания инструментов, которые позволили бы обучающему формировать и хранить виртуальное портфолио;

- обеспечение фиксации результатов оценки знаний обучающихся, в том числе выставляемых в результате промежуточной аттестации и итоговых результатов образовательной деятельности;

- проведение учебных занятий и организация процедур, предусмотренных программой обучения, в том числе и для обеспечения дистанционного обучения;

- обеспечение взаимодействия с использованием возможностей сети Интернет между субъектами образовательного процесса, включая асинхронное и синхронное взаимодействие.

Обеспечение функционирования информационно-образовательной среды связано с активным использованием информационно-коммуникационных технологий, которые в обязательном порядке должны использоваться работниками, обладающими соответствующими компетенциями.

В основе цифровой образовательной среды высшего учебного заведения лежит информационно-образовательная среда, включающая такие элементы, как:

- информационно-образовательные ресурсы;

- технологические средства, обеспечивающие функционирование цифровых образовательных ресурсов;

- коммуникационные каналы, обеспечивающие использование педагогических технологий.

В этой связи очевидно, что ключевой задачей цифровой информационно-образовательной среды является формирование профессионально значимых и общих и общепрофессиональных по своему характеру знаний, а в некоторых случаях и умений и навыков, составляющих в совокупности основу компетентности выпускника. Тем не менее, учитывая специфику предстоящей и вероятной педагогической и вероятной деятельности в сфере информационных технологий, мы понимаем, что информационно-образовательная среда является одним из ключевых условий подготовки бакалавров по рассматриваемым профилям.

Учитывая все сказанное в рамках данного исследования, мы можем констатировать, что требование к организации цифровой образовательной среды является одним из ключевых элементов организации образовательного процесса в современных условиях. ФГОС определяют требования организации доступа (в том числе и удаленного) к инструментам, обеспечивающим дистанционное и электронное самостоятельное обучение, к профессиональным базам данных и справочным системам, которые определяются в соответствии с программами рабочих дисциплин.

Таким образом, цифровая образовательная среда является частью информационно-образовательной области высшего учебного заведения, включающая

Библиографический список

такие элементы, как информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет, информационная инфраструктура, обеспечивающая работу электронной информационно-образовательной среды, и коммуникационные каналы высшего учебного заведения. Цифровая образовательная среда, учитывая специфику предстоящих профессиональных задач, которые будут стоять перед выпускниками профилей «Физика» и «Математика», призвана не только обеспечивать взаимодействие участников образовательного процесса, но и развивать навыки использования информационных ресурсов, которые критически важны для выпускников рассматриваемых направлений.

1. Гараев С.Т. Сущность информационно-коммуникационных технологий. Инновационная наука. 2016; № 6-2: 52-56.

2. Маклецов С.В., Хабибуллина ГЗ. Индивидуальные особенности формирования информационной компетентности бакалавров по физико-математическим и IT-направлениям. Казанский педагогический журнал. 2015; № 2: 45-49.

3. Бражнова М.А. Анализ возможностей включения цифровых компетентностей в предметные результаты обучения по физике. Педагогические измерения. 2020; № 2: 109-117.

4. Кузнецов О.А., Захарова И.В. Компетенции цифровой культуры в математическом образовании и их формировании. Современные информационные технологии и IT-образование. 2021; № 2: 379-391.

5. Лубский А.А. Обзор цифровых компетенций будущих специалистов, востребованных в современном социуме. Инновационные проекты и программы в образовании. 2021; № 1 (73): 10-15.

6. Пономарева М.Н. Доступность профессионального образования и рынок трудовых ресурсов. Инновационное развитие профессионального образования. 2018; № 3 (19): 63-69.

7. Салманова Д.А., Раджабова РВ. Образовательная среда как условие включения студентов в проектно-эвристическую деятельность. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019; Т. 8, № 2 (27): 212-214.

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.01 Математика (с изменениями и дополнениями). Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 января 2018 г N 8. Редакция с изменениями N 1456 от 26.11.2020. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71773258/

9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 03.03.02 Физика. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 7 августа 2020 г. N 891. Available at: http://ivanovo.ac.ru/upload/DocOP/Standart/Standart_0303026.pdf

References

1. Garaev S.T. Suschnost' informacionno-kommunikacionnyh tehnologij. Innovacionnaya nauka. 2016; № 6-2: 52-56.

2. Maklecov S.V., Habibullina G.Z. Individual'nye osobennosti formirovaniya informacionnoj kompetentnosti bakalavrov po fiziko-matematicheskim i IT-napravleniyam. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 2: 45-49.

3. Brazhnova M.A. Analiz vozmozhnostej vklyucheniya cifrovyh kompetentnostej v predmetnye rezul'taty obucheniya po fizike. Pedagogicheskie izmereniya. 2020; № 2: 109-117.

4. Kuznecov O.A., Zaharova I.V. Kompetencii cifrovoj kul'tury v matematicheskom obrazovanii i ih formirovanii. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie. 2021; № 2: 379-391.

5. Lubskij A.A. Obzor cifrovyh kompetencij buduschih specialistov, vostrebovannyh v sovremennom sociume. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2021; № 1 (73): 10-15.

6. Ponomareva M.N. Dostupnost' professional'nogo obrazovaniya i rynok trudovyh resursov. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2018; № 3 (19): 63-69.

7. Salmanova D.A., Radzhabova R.V. Obrazovatel'naya sreda kak uslovie vklyucheniya studentov v proektno-'evristicheskuyu deyatel'nost'. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiya. 2019; T. 8, № 2 (27): 212-214.

8. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 01.03.01 Matematika (s izmeneniyami i dopolneniyami). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 10 yanvarya 2018 g. N 8. Redakciya s izmeneniyami N 1456 ot 26.11.2020. Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71773258/

9. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 03.03.02 Fizika. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF ot 7 avgusta 2020 g. N 891. Available at: http://ivanovo.ac.ru/upload/Doc0P/Standart/Standart_0303026.pdf

Статья поступила в редакцию 01.02.23

УДК 37.378

Kulikova K.M., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

PRACTICAL EXPERIENCE OF ONLINE FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT A UNIVERSITY DURING THE PANDEMIC: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES. The article examines the experience of online teaching at Russian universities during the pandemic. It identifies problems of distance learning as well as its advantages and disadvantages. Special attention is given to the experience of organising distance learning. Learning a foreign language is a cooperation between a student and a teacher, a well-tuned machine, a system that allows to create a communicative language teaching environment. Many teachers faced the necessity to reshape and reorganize the ways of cooperation with students, the ways to motivate them and monitor their activities, tools to assess the learning outcome owing to current changes. The author justifies the necessity to update the national model of distance learning and particularly of foreign languages. The article suggests that it is possible to transform part of learning process into a digital environment.

Key words: pandemic, higher education, distance learning, LMS, educational platforms, digital educational environment, teaching methods, practical experience.

К.М. Куликова, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российский Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

В статье рассматривается опыт дистанционного обучения в российских вузах в период пандемии. Рассмотрены выявленные проблемы системы дистанционного обучения, ее плюсы и минусы. Особое внимание в работе уделено опыту организации дистанционного обучения иностранному языку Преподавание иностранного языка - это в первую очередь отлаженная система взаимодействия преподавателя и студентов, которая позволяет организовать эффективно работающую коммуникативную среду обучения. Необходимость внесения изменений в сложившуюся систему организации обучения поставила перед преподавателями вопрос о реорганизации и перестройке методов взаимодействия, мотивировании студентов, контроле их вовлеченности в учебный процесс и степени усвоения учебных материалов. Автором обоснована необходимость реформирования отечественной модели дистанционного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.