педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред
цифровая образовательная среда (цос): вызовы и возможности
Григорьева Ирина Витальевна
Кандидат педагогических наук, доцент, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: [email protected]
Болкунов Григорий Александрович
Аспирант, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/2072-5833-2023-2-64-71
Аннотация:
В статье поднимается вопрос о вызовах и угрозах внедрения цифровой образовательной среды (ЦОС) в учебных заведениях.
Актуальность исследования обусловлена цифровой трансформацией образования и необходимостью изучения эффектов от внедрения цифровых образовательных платформ. В статье используются методы описания и анализа (SWOT-анализ). Структура статьи представлена двумя частями. В первой части произведен анализ литературы, в которой раскрываются особенности внедрения и эксплуатации цифровой образовательной среды (ЦОС), а также ее влияния на учебный процесс. Во второй части статьи произведен SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей) процесса внедрения цифровой образовательной среды. После установления слабых стороны и угроз, связанных с внедрением цифровой образовательной среды (ЦОС), предлагаются варианты минимизации возникающих рисков и негативных последствий, включающих изменения в построении всего образовательного процесса. Научная новизна статьи связана с системным рассмотрением эффектов, сопряженных с внедрением цифровой образовательной среды (ЦОС), дистанционных и цифровых технологий обучения.
ключевые слова: цифровая образовательная среда, ЦОС, цифровая трансформация, цифровизация образования, цифровая дидактика, дистанционные технологии, цифровые технологии, цифровые компетенции, цифровое образование, информационно-образовательная среда (ИОС), информатизация, информационные технологии, ИКТ, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), инновации, инновационные образовательные технологии, онлайн-образование.
THE DIGITAL LEARNING ENvIRoNMENT (DLE): challenges and opportunities
Grigorieva Irina Vitalievna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Moscow Innovative University (Moscow), e-mail: [email protected]
Bolkunov Grigory Alexandrovich
Postgraduate student, Moscow Innovative University (Moscow), e-mail: grigoirina@ mail.ru
DOI: 10.24412/2072-5833-2023-2-64-71 annotation:
The article raises the question of the challenges and threats of the introduction of digital learning environments (DLE) in educational institutions. Relevance of the study is due to the digital transformation of education and the need to study the effects of the introduction of digital learning platforms. The article uses methods of description and analysis (SWOT-analysis). The structure of the article is presented in two parts. The first part is a literature analysis, which reveals the characteristics of the implementation and operation of digital learning environments (DLE), as well as its impact on the learning process. The second part is a SWOT analysis (Strengths, Weaknesses, Threats, Opportunities) of the digital learning environment implementation process. After identifying the weaknesses and threats associated with the implementation of digital learning environment (DLE), the options to minimize the emerging risks and negative consequences, including changes in the construction of the entire educational process are proposed. Scientific novelty of the article associated with the systematic consideration of the effects associated with the introduction of digital learning environments (DLE), distance and digital learning technologies.
Key words: digital learning environment, DLC, digital transformation, digitali-zation of education, digital didactics, distance technologies, digital technologies, digital competencies, digital education, information and education environment (IEO), informatization, information technologies, ICT, information and communication technologies (ICT), innovations, innovative educational technologies, online education.
Цифровизация образования привлекла к себе внимание после пандемии Covid-19, когда впервые в Российской Федерации возникла потребность перевода всех общеобразовательных учебных заведений в дистанционный формат работы. На данный момент работу по цифровизации школьного образования проводит Министерство просвещения Российской Федерации в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование». Среди целей федерального проекта указаны следующие задачи
- разработка, утверждение модели цифровой образовательной среды, а также внедрение федеральной информационно-сервисной платформы [1].
Тематика внедрения цифровой образовательной среды представляется актуальной сферой исследования. В условиях инновационного преобразования системы образования актуальной задачей является создание эффективной образовательной среды [2, С. 21].
Целью данной статьи является определение вызовов и возможностей, сопряженных с внедрением цифровой образовательной среды, дистанционных и цифровых технологий обучения. В статье используются методы анализа литературы, документов, SWOT-анализа (анализ сильных, слабых сторон, а также угроз и возможностей). Научная новизна исследования заключается в попытке систематизировать риски и возможности при внедрении цифровой образовательной среды (ЦОС) в учебных заведениях, а также поиске решений, уравновешивающих негативные и позитивные аспекты цифровизации образования.
Прежде чем перейти к анализу вызовов и возможностей, необходимо проследить историю формирования концепции цифровой образовательной среды и установить формы ее реализации и внедрения.
В "Цифровой педагогике: технологии и методы" отмечается, что цифровая дидактика не имеет существенных внутренних отличий от обычной дидактики, за исключением формы ее осуществления. В ее основе лежат такие традиционные принципы, как научность, активность, систематичность, доступность, повторение, связь с жизнью. Эти принципы должны быть реализованы в цифровой экосистеме.
Если инструментами привычной модели обучения ранее являются лекции, учебники, письменные и устные ответы, групповая работа, различные методы срезов знаний, то с появлением новых технологий все больше используются такие инструменты, как онлайн-вебинары, интерактивные доски, онлайн-платформы, вебинары, мобильное обучение и виртуальная реальность.
Выделяют три источника нового дидактического подхода. В основе лежит смена технологического уклада, который в свою очередь сформировал поколение с цифровыми компетенциями и привычками. Технологическая трансформация также привела к формированию цифровой экономики, требующей новых специфических навыков [3].
Подобные изменения влекут за собой ряд изменений в восприятии молодых людей, а также оказывают неоднозначный эффект на психическое развитие личности. М.А. Магомедова и С.Л. Гамматаева отмечают следующие тенденции
[4]:
- цифровая зависимость может стать причиной развития иных видов зависимости в зрелом возрасте;
- замедление развития социальной стороны личности;
- снижение уровня критичности оценки воспринимаемой информации.
Чахнашвили М.Л., Иванов Д.В. отмечают следующие последствия
повсеместной цифровизации образования [5]:
- меняется не только восприятие детей, но и структура головного мозга;
- ввиду установления источников интернета по территории школы возникает вероятность негативного влияния электромагнитного излучения на здоровье школьников;
- возникает риск трансформации обучения из смешанного формата, включающего физическую активность, в работу исключительно с электронными устройствами.
Также в связи с распространением цифровых технологий у молодых людей формируется клиповое мышление, что снижает мотивацию и концентрацию школьников [6].
Однако проблемы современного образования не проистекают полностью из цифровой трансформации. Опрос, проведенный в исследовании Л.А. Полянской и С.Ю. Полянского выявил следующие причины неуспешности образовательного процесса: низкая мотивация школьников к усвоению материала, большая загруженность преподавателей, сложность работы с современными школьниками
[7].
Таким образом, к категории вызовов при внедрении цифровой образовательной среды можно отнести: формирование зависимости, недостаточный уровень социализации, снижение критической оценки информации, клиповое мышление, низкий уровень мотивации, высокий уровень нагрузки на преподавателей.
Перейдем к анализу преимуществ при внедрении цифровой образовательной среды. Т.И. Алюнова, С.Е. Степанова в исследовании по цифровизации образования в университете отметили следующие достоинства ЦОС:
Цифровая образовательная среда (ЦОС) предоставляет возможность практического использования инновационных практик преподавания:
- формируются индивидуальные цифровые треки развития студентов, что закрывает потребности отдельных студентов в развитии определенных компетенций;
- расширяются возможности в сфере неформального образования [8].
И.И. Лапуцкая отмечает следующие сильные стороны внедрения
дистанционных и цифровых технологий обучения: возможность получения образования вне зависимости от места пребывания студента или школьника, углубление индивидуального формата работы, существует возможность более подробного изучения материалов, поскольку они предоставляются в виде записи, разнообразие источников при обучении [9].
Другие авторы выделяют такие преимущества внедрения цифровой образовательной среды, как направленность на самообразование, интенсификацию процесса обучения, гибкость организации процесса образования, повышение активности участников образовательного процесса путем расширения зоны ответственности школьников за усвоение материала [10].
В Таблице 1 представлен SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей) процесса внедрения цифровой образовательной среды. На основании изученной литературы было выделено четыре ключевые сильные стороны цифрового образования. На слабые стороны, возможности и
угрозы приходится по два ключевых пункта соответственно.
Таблица 1.
SWOT-анализ внедрения цифровой образовательной среды
сильные стороны слабые стороны
- удобство использования - доступность - снижение нагрузки преподавателей за счет автоматизации отчетности - формирование индивидуального трека развития учащегося - снижение уровня социализации - снижение уровня личного взаимодействия между обучающимися и преподавателем
возможности угрозы
- повышение мотивации обучающихся благодаря разнообразию материалов - адаптация системы образования под особенности восприятия цифрового поколения - формирование зависимого поведения - угроза физическому здоровью обучающихся
Источник: составлено авторами
В Таблице 2 представлены предложения по минимизации негативных последствий, сопряженных с внедрением цифровой образовательной среды в учебных заведениях.
Таблица 2.
Минимизация эффекта слабых сторон и угроз при внедрении цифровой образовательной среды
слабые стороны способы минимизации
Снижение уровня социализации - создание групповых проектов на платформе, где обучающиеся будут контактировать друг с другом; - внедрение 1ВМА системы в образовательный процесс, которая учит связывать пройденный материал с личной историей обучающегося, а также с глобальным контекстом.
Снижение личного взаимодействия между преподавателем и обучающимися - создание системы обратной связи, где преподаватель будет уделять время каждому студенту; - внедрение института кураторов и менторов в общеобразовательной школе, например, в онлайн-режиме.
угрозы способы минимизации
Формирование зависимого поведения - внедрение системы психологической поддержки учащихся на более индивидуализированном уровне.
Угроза физическому здоровью - изменение формата аудиторных занятий с целью повы-
обучающихся шения уровня бытового движения;
- соблюдение стандартов по установлению источников
электромагнитного излучения;
- соблюдение режима использования мобильных устройств
на занятиях.
Источник: составлено авторами.
Таким образом, можно заключить, что цифровая трансформация образования является многомерным и разноплановым процессом. Внедрение цифровой образовательной среды (ЦОС) должно сопровождаться адекватными изменениями в построении учебных планов с учетом потребности в социализации и физической активности детей и молодых людей. Особенно пристального внимания заслуживают такие когнитивные процессы, как критическое восприятие информации, самостоятельность и независимость суждений.
Литература
1. Национальный проект образование - федеральные проекты. - Текст : электронный // Минпросвещения России. : [сайт]. - URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 09.04.2023).
2. Григорьева, И. В. Использование в образовательном процессе электронной информационно-образовательной среды / И. В. Григорьева // Гуманизация образования. - 2021. - № 4. - С. 21-28. - DOI 10.24411/1029-3388-2020-10177. -EDN YGRLTM.
3. Блинов, В. И. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения / В. И. Блинов, И. С. Сергеев, Е. Ю. Есенина. - Москва : Перо, 2019. - 24 c. - Текст : непосредственный.
4. Магомедова, М. А. Влияние цифровизации образования на психологию формирования личности / М. А. Магомедова, С. Л. Гамматаева. - Текст : непосредственный // Modern Science. - 2022. - № 6 (2). - С. 71-72.
5. Чахнашвили, М. Л. Влияние цифровизации на здоровье детей и подростков / М. Л. Чахнашвили, Д. В. Иванов. - Текст : непосредственный // Вестник новых медицинских технологий. - 2022. - № 3. - С. 56-66.
6. Шметова, Т. Н. Клиповое интернет-сознание как тип пралогического мышления / Т. Н. Шметова. - Текст : непосредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2013. - № 4(2). - С. 254-259.
7. Полянская, Л. А. Цифровая трансформация образовательной среды как условие повышения эффективности качества образования (на примере средней общеобразовательной школы) / Л. А. Полянская, С. Ю. Полянский. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 6 (97). - С. 340-342.
8. Алюнова, Т. И. Цифровая образовательная среда как необходимое условие
развития современного образования. / Т. И. Алюнова, С. Е. Степанова. - Текст : непосредственный // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.. - 2021. - № 4. - С. 122-128.
9. Лапуцкая, И. И. Цифровая образовательная среда: плюсы и минусы. / И. И. Лапуцкая. - Текст : непосредственный // Диалог культур. Культура диалога: цифровые коммуникации. - Москва : Языки народов мира, 2022. - С. 161-167.
10. Власова, В. К. Специфика цифровой образовательной среды вуза в обучении будущих учителей начальной школы. Современные проблемы науки и образования. / В. К. Власова. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. : [сайт]. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32453 (дата обращения: 09.04.2023).
References
1. National Education Project - federal projects. - Text : electronic // Ministry of Education of Russia. : [website]. - URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/ cos / (date of address: 09.04.2023).
2. Grigorieva, I. V. The use of electronic information and educational environment in the educational process / I. V. Grigorieva // Humanization of education. - 2021. - No. 4. - PP. 21-28. - DOI 10.24411/1029-3388-2020-10177. - EDN YGRLTM.
3. Blinov, V. I. The main ideas of the didactic concept of digital vocational education and training / V. I. Blinov, I. S. Sergeev, E. Y. Yesenina. - Moscow : Pero, 2019. - 24 p. - Text : direct.
4. Magomedova, M. A. The influence of digitalization of education on the psychology of personality formation / M. A. Magomedova, S. L. Gammataeva. - Text : direct // Modern Science. - 2022. - № 6 (2). - Pp. 71-72.
5. Chakhnashvili, M. L. The impact of digitalization on the health of children and adolescents / M. L. Chakhnashvili, D. V. Ivanov. - Text : direct // Bulletin of New Medical Technologies. - 2022. - No. 3. - pp. 56-66.
6. Shmetova, T. N. Clip Internet consciousness as a type of pralogical thinking / T. N. Shmetova. - Text : direct // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky. - 2013. - № 4(2). - Pp. 254-259.
7. Polyanskaya, L. A. Digital transformation of the educational environment as a condition for improving the effectiveness of the quality of education (on the example of a secondary school) / L. A. Polyanskaya, S. Y. Polyansky. - Text : direct // The world of science, culture, education. - 2022. - № 6 (97). - Pp. 340-342.
8. Alunova, T. I. Digital educational environment as a necessary condition for the development of modern education. / T. I. Alunova, S. E. Stepanova. - Text : direct // Bulletin of the I.Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University.. - 2021. - No. 4. - pp. 122-128.
9. Laputskaya, I. I. Digital educational environment: pros and cons. / I. I. Laputskaya. - Text : direct // Dialogue of cultures. Culture of dialogue: digital
communications. - Moscow : Languages of the Peoples of the World, 2022. - pp. 161-167.
10. Vlasova, V. K. The specifics of the digital educational environment of the university in the training of future primary school teachers. Modern problems of science and education. / V. K. Vlasova. - Text : electronic // Modern problems of science and education. : [website]. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32453 (accessed: 09.04.2023).
общая педагогика, история педагогики и образования
авторитет работника образовательного учреждения как условие достижения современных ориентиров образования
салменкова марина владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент, Академия маркетинга и социально-информационных технологий-ИМСИТ (г. Краснодар), e-mail: msalmenkova@mail. ru
DOI: 10.24412/2072-5833-2023-2-71-85 Аннотация:
Актуальность темы вызвана потребностью повышения авторитета педагога, как основного проводника в мир знаний, чей энтузиазм способствует формированию желания получить прочные и глубокие знания обучающимися образовательных учреждений, как общеобразовательных школ, так и высших учебных заведений. Теория педагогического авторитета стала предметом рассмотрения педагогов, психологов, общественных деятелей, политиков. Психологический подход формирования теории педагогического авторитета связан с именами Л.С. Выготского и В.Н. Мясищева. В настоящее время педагогические ориентиры, содержащиеся в образовательных стандартах, должны быть реализованы на основе развития педагогического авторитета.
Методологией рассмотрения проблемы является теоретический подход, реализуемый на основе историко-педагогического и сравнительного методов.
Результаты исследования. Авторитет педагога образовательного учреждения складывается из коммуникативного компонента, как внешнего способа реализации установления взаимопонимания и контакта, а также внутреннего личностного ресурса - умения проявлять и реализовывать творческие замыслы, уверенность в своей успешности и желание профессионального роста и развития. В настоящее время учебные планы вузов, составленные с целью подготовки работников образовательных организаций, составляются с учетом потребности в психологической готовности к труду в сфере образования. Мнение автора -