Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая образовательная среда / аспекты и компоненты цифровой образовательной среды / тенденции развития цифровой образовательной среды / digital educational environment / aspects and components of the digital educational environment / trends in the development of the digital educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокорова Снежана Дмитриевна

В статье раскрывается сущность феномена цифровая образовательная среда. На основании анализа существующих подходов выделяются наиболее общие моменты в интерпретации данного термина. Автор рассматривает ключевые характеристики цифровой образовательной среды, ее целевые приоритеты и особенности. Особое внимание в работе уделяется аспектам цифровой образовательной среды (предметный, организационный, межличностный) и ее основным компонентам (организационно-управленческий, программный, учебно-методический, кадровый). Также важным моментом исследование является выделение тенденций развития цифровой образовательной среды в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кокорова Снежана Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essence of the phenomenon of digital educational environment. Based on the analysis of existing approaches, the most common points in the interpretation of this term are highlighted. The author examines the key characteristics of the digital educational environment, its target priorities and features. Special attention is paid to the aspects of the digital educational environment (subject, organizational, interpersonal) and its main components (organizational and managerial, programmatic, educational and methodological, personnel). Another important point of the study is the identification of trends in the development of the digital educational environment in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

Литература:

1. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М., 1999.

2. Гинзбург, М.Р. Развитие мотивов учения у детей 6-7лет. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / М.Р. Гинзбург // [ред. Д.Б. Эльконин]. - М.: Педагогика, 2007. - 184 с.

3. Конева, И.А. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании / И.А. Конева, Н.В. Карпушкина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2015. -№ 12-8.-С. 152-158

4. Семаго, Н.Я. СЗО Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с.

5. Шутова, Н.В. Экспериментальные площадки: от эксперимента к образовательной практике (Из опыта работы Нижегородской школы специальной психологии) / Н.В. Шутова, В.В. Кисова // Вестник Мининского университета. - 2017. -№ 1.-С. 121-128

Психология

УДК 37.015.3

аспирант Кокорова Снежана Дмитриевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье раскрывается сущность феномена цифровая образовательная среда. На основании анализа существующих подходов выделяются наиболее общие моменты в интерпретации данного термина. Автор рассматривает ключевые характеристики цифровой образовательной среды, ее целевые приоритеты и особенности. Особое внимание в работе уделяется аспектам цифровой образовательной среды (предметный, организационный, межличностный) и ее основным компонентам (организационно-управленческий, программный, учебно-методический, кадровый). Также важным моментом исследование является выделение тенденций развития цифровой образовательной среды в современных условиях.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, аспекты и компоненты цифровой образовательной среды, тенденции развития цифровой образовательной среды.

Annotation. The article reveals the essence of the phenomenon of digital educational environment. Based on the analysis of existing approaches, the most common points in the interpretation of this term are highlighted. The author examines the key characteristics of the digital educational environment, its target priorities and features. Special attention is paid to the aspects of the digital educational environment (subject, organizational, interpersonal) and its main components (organizational and managerial, programmatic, educational and methodological, personnel). Another important point of the study is the identification of trends in the development of the digital educational environment in modern conditions.

Key words: digital educational environment, aspects and components of the digital educational environment, trends in the development of the digital educational environment.

Введение. Интенсификация процессов цифровизации образования приводит к повышению научного интереса к проблемам влияния цифровой образовательной среды на развитие различного рода личностных характеристик обучающихся. В настоящее время цифровая образовательная среда стала неотъемлемой частью учебного процесса и во многом от эффективности ее функционирования и развития зависят его конечные результаты. Тем не менее нельзя утверждать, что как в педагогических, так и в психологических исследованиях феномен цифровой образовательной среды раскрыт должным образом. Присутствуют противоречия и неоднозначность даже в трактовке самого базового понятия «цифровая образовательная среда». Достаточно слабо представлены исследования, просвещенные попыткам комплексно охарактеризовать цифровую образовательную среду, дать целостное представление о ее сущности, структуре, специфике. Именно поэтому несмотря на относительную популярность заявленной проблематики, сохраняет актуальность раскрытие данного феномена как сложноорганизованной, открытой системы. Также важно провести анализ цифровой образовательной среды с учетом особенностей школьного образования.

Изложение основного материала статьи. Термин «цифровая образовательная среда» до сих пор не имеет однозначной трактовки. Во многом это связано с тем, что существующие подходы строятся на включении в данное понятие достаточно широкого спектра различных элементов.

М.Э. Кушнир под цифровой образовательной средой предлагает понимать совокупность информационных систем, необходимых для эффективной организации образовательной деятельности, который характеризуется открытостью, интерпретируемой как доступность этих систем для участников образовательного процесса, обладающих соответствующими полномочиями. Доступность здесь можно понимать одновременно и как возможность использовать потенциал информационных систем, и как возможность вносить коррективы в процессы их функционирования [1].

Более узконаправленной представляется концепция, выдвинутая А.В. Морозовым, в рамках которой цифровая образовательная среда интерпретируется как система, включающая в себя цифровые ресурсы и технологии, используемые для осуществления образовательной деятельности и влияющие на ее рациональность и продуктивность [3].

Рассмотренные трактовки в целом характеризуют сущность цифровой образовательной среды и позволяют выделить некоторые общие моменты в ее понимании:

- высокую степень влияния на образовательную деятельность, наличие целого ряда положительных эффектов, которые могут не проявиться без наличия соответствующих условий;

- системный характер, комплексность феномена цифровая образовательная среда, подразумевающая не только наличие множества взаимосвязанных элементов/подсистем, но и синергию взаимодействия всех участников образовательного процесса;

- наличие различных векторов влияния цифровой образовательной среды, которое затрагивает не только образовательную деятельность, но и деятельность, связанную с управлением образовательным учреждением и системой школьного образования в целом;

- управляемость и целенаправленность развития цифровой образовательной среды, учет имеющихся возможностей и трендов в данной сфере.

Основываясь на проведенном анализе, мы выделили ряд ключевых моментов, позволяющих более полно и точно раскрыть сущность и содержание понятия «цифровая образовательная среда»:

- цифровая образовательная среда должна рассматриваться с позиций системного подхода, при этом в качестве ее элементов в обязательном порядке следует выделять нормативно-правовое, организационно-управленческое, психолого-педагогическое, материально-техническое и маркетинговое обеспечение;

- эффективное функционирование и развитие цифровой образовательной среды находиться в прямой зависимости от аппаратно-программного обеспечения и степени доступности передовых цифровых образовательных технологий;

- цифровая образовательная среда обеспечивает более эффективную интеграцию научных, методических, учебных, организационных и технических ресурсов;

- цифровая образовательная среда является неотъемлемым условием цифровизации школьного образования, обеспечивает оптимизацию учебного процесса и способствует усилению субъект-субъектных отношений среди всех целевых групп, вовлеченных в образовательную деятельность.

При определении цифровой образовательной среды, опираясь на идеи высказанные И.Н. Мовчан [2] мы отдает предпочтение следующей трактовке: цифровая образовательная среда представляет собой сложную открытую систему в процессе функционирования которой создаются условия, способствующие оптимизации и рационализации образовательной деятельности, приведению ее в соответствие с требованиями и трендами современного цифрового общества.

С учетом предложенного определения можно утверждать, что цифровая образовательная среда позволяет обеспечивать:

- более эффективную информационную, научную и методическую поддержку процессов обучения и воспитания подрастающего поколения;

- оперативность, гибкость и конструктивность планирования и организации образовательного процесса при максимально рациональном использовании имеющихся ресурсов;

- частичную (или полную) автоматизацию мониторинга эффективности образовательной деятельности, конкретизацию критериев оценки результативности образовательного процесса;

- быстрый переход к оперированию информационными потоками в цифровом формате;

- большую продуктивность психолого-педагогического воздействия, призванного формировать компетенции и личностные характеристики обучающихся, позволяющие им адаптироваться к условиям цифрового общества;

- возможность перехода к смешанному формату обучения, с активным использование современных цифровых технологий и дистанционных форм взаимодействия участников образовательного процесса.

Исходя из возможностей цифровой образовательной среды в деятельности общеобразовательных учреждений можно выделить следующие свойственные ей целевые приоритеты:

- предоставление в цифровом формате информации, характеризующей различные аспекты деятельности образовательного учреждения, что позволяет более продуктивно проводить ее анализ и использовать его результаты для дальнейшего развития и минимизации имеющихся дефицитов;

- оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса, оптимизации взаимодействия всех заинтересованных и уполномоченных субъектов, способных совместными усилиями улучшить функционирование системы школьного образования;

- обеспечение доступности вхождения во внешнюю образовательную и научную среду, профессиональное сообщество, глобальное цифровое пространство;

- обеспечение целенаправленного воздействия на субъектов, вылеченных в функционирование цифровой образовательной среды, способствующее достижению поставленных образовательных целей, а также установлению атмосферы диалога и сотрудничества, поддержанию этических стандартов, свойственных педагогической деятельности, формированию информационной и профессиональной культуры педагогических кадров.

Проведенный анализ показал, что цифровой образовательной среде свойственны некоторые характерные особенности, среди которых можно выделить:

- генерацию синергетического эффекта от интеграции традиционных и цифровых образовательных технологий;

- автоматизацию всех процессов работы с информацией, перевод ее в цифровой формат;

- активное внедрение в образовательную деятельность инновационных подходов, основанных на использовании потенциала цифровых и сетевых технологий;

- трансформацию характера взаимодействия участников образовательного процесса и всего круга лиц, вовлеченных в деятельность системы школьного образования;

- изменение концептуальных подходов, целей и приоритетов образовательной деятельности, существенное расширение арсенала применяемых образовательных ресурсов и технологий.

Рассматривая феномен цифровой образовательной среды необходимо раскрыть ее основные аспекты, среди которых можно выделить:

1. Предметный аспект. Здесь речь идет в первую очередь о качестве и характере учебного содержания, которое формируется с учетом возможностей цифровой образовательной среды (проблемно-ориентированная подача информации, создание цифровых учебно-методических материалов, задействование имеющихся цифровых ресурсов, применение разнообразных дидактических приемов, сочетающихся с цифровыми технологиями, способы контроля процесса усвоения учебного материала, техники поддержания вовлеченности и заинтересованности обучающихся и т.п.).

2. Организационный аспект. Данный аспект характеризует те способы, которые педагоги используют для решения задач реализации потенциала цифровой образовательной среды на предметном уровне. Он включает в себя организацию совместной деятельности, создание и распространение при помощи цифровых ресурсов учебно-методического контента, создание средств контроля степени усвоения обучающимися предоставляемого материала и т.п.

3. Межличностный аспект. В рамках нашего исследования данный аспект представляется крайне важным и характеризуется способами повышения познавательной активности обучающихся, методами и техниками усиления заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебный процесс, приемами стимулирования успешности в обучения, характером взаимодействия педагогов и учащихся и т.п.

Также следует подчеркнуть, что характеристика цифровой образовательной среды была бы не полной без описания ее основных компонентов, а именно:

1. Организационно-управленческий компонент, в который входят меры по оптимизации и рационализации процессов цифровизации школьного образования; комплекс механизмов и условий, оказывающих влияние на эффективность применения цифровых технологий в учебном процессе; подходы и технологии управления образовательной организацией в условиях тотальной цифровизации.

2. Программный компонент, который включает в себя: разработку и распространение цифрового образовательного контента; корректировку учебных планов и программ с учетом тенденций функционирования цифровой образовательной среды и дидактического потенциала передовых цифровых технологий; планирование образовательной деятельности, осуществляемой в цифровой среде.

3. Учебно-методический компонент, в состав которого входят разработка методологии сопровождения функционирования и развития цифровой образовательной среды; разработка критериев и инструментария оценки влияния цифровой образовательной среды на качество обучения и воспитания подрастающего поколения; разработка методических основ повышения цифровой компетентности как представителей административно-управленческого аппарата образовательного учреждения, педагогических кадров и самих обучающихся.

4. Кадровый компонент, который характеризуется уровнем цифровой компетентности педагогических кадров; уровнем готовности педагогов к деятельности в условиях цифровизации образования; степенью ориентации субъектов образовательной деятельности в трендах цифровизации.

Выводы. На заключительном этапе анализа цифровой образовательной среды выделим актуальные тенденции ее развития в современных условиях, которые можно дифференцировать по определенным уровнями:

1. «Глобальный» уровень, на котором на первый план выходят тенденции, связанные с общими процессами цифровизации школьного образования в отечественной практике, становлением и развитием единой цифровой образовательной среды. Данные тенденции детерминируются закономерностями развития школьного образования в условиях цифровизации, и соответственно закономерностями функционирования и развития интегральной общеобразовательной цифровой среды. Их можно отнести к универсальным тенденциям, которые должны найти свое отражение при проектировании цифровой среды каждого конкретного образовательного учреждения.

2. Локальный уровень. Здесь приоритет отдается специфике деятельности отдельно взятого образовательного учреждения, возможностям данного учреждения, целевым ориентирам его развития, требованиям к качеству обучения и воспитания, а соответственно и требованиям к цифровой образовательной среде. Несмотря на то, что указанные тенденции имеют определенные локальные различия, среди них можно выделить и ряд типичных факторов и условий, характерных для преобладающего большинства отечественных общеобразовательных учреждений, ориентированных на инновационную активность. Таким образом можно выделить обобщенные тенденции, характерные для локального уровня цифровизации и требующие учета при обеспечении оптимального функционирования цифровой образовательной среды.

Опираясь на приведенную градацию среди ведущих тенденций развития цифровой образовательной среды в отечественной педагогической практике можно выделить:

1. Активизация субъектов образовательной деятельности в плане повышения цифровой грамотности, самостоятельном освоении цифрового пространства, приращении актуальных цифровых умений и навыков, ознакомлении с ведущими трендами в данной области.

2. Интенсивное распространение влияния цифровизации образования на его субъектов и объектов, значительное усиление психологического, педагогического, социокультурного и мировозренческого воздействия цифровой образовательной среды.

3. Рост «наполненности» цифровой образовательной среды (в глобальном и локальном масштабе) учебным и учебно-методическим цифровым контентом, цифровыми образовательными ресурсами и технологиями, прошедшими апробацию, подтвердившими свою эффективность и получившими открытый доступ для всех заинтересованных лиц.

4. Рационализация работы субъектов образовательной деятельности над разработкой цифрового контента, которая заключается как в разделении труда при формировании контента цифровой образовательной среды (в соответствии с полномочиями и компетентностью), так и в привлечении квалифицированных специалистов для решения вопросов, выходящих за рамки компетентности рассматриваемой группы специалистов.

5. Усиление межпредметной и метапредметной связи за счет расширения ресурсной базы цифровой образовательной среды учебно-информационными средствами достижения метапредметных, общеобразовательных и личностных результатов.

Литература:

1. Кушнир, М.Э. Цифровая образовательная среда / М.Э. Кушнир. - Текст: электронный // Директория-онлайн. - 2017. - URL: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-fl255d06942a (дата обращения 17.09.2023)

2. Мовчан, И.Н. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения / И.Н. Мовчан // ЭС и К. - 2015. -№3 (28). - С. 55-58

3. Морозов, A.B. Профессиональная подготовка руководителей системы образования с использованием современных цифровых технологий / A.B. Морозов // Человек и образование. - 2018. - №4 (57). - С. 105-110

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Макадей Людмила Ильинична

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Осипова Наталья Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Терещенко Элеонора Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К

ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций и социальных установок личности подростков, склонных к девиантному поведению. Подростки, склонные к девиантному поведению, имеют отличные от нормативных ценностные ориентации и социальные установки, что объясняет их поведение. Авторами рассматриваются психологические особенности подростков, склонных к девиантному поведению.

Ключевые слова: подростки, девиантное поведение, ценностные ориентации, социальные установки, психологические особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.