Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ В ФОТОЖУРНАЛИСТИКЕ: ТЕХНОЛОГИЯ И ЭТИКА'

ЦИФРОВАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ В ФОТОЖУРНАЛИСТИКЕ: ТЕХНОЛОГИЯ И ЭТИКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
751
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОТОЖУРНАЛИСТИКА / ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ФОТОГРАФИЯ / ЭТИКА / ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / PHOTOJOURNALISM / TECHNOLOGY / DIGITAL MANIPULATION / DIGITAL COMMUNICATIONS / PHOTOGRAPHY / ETHICS / VISUAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ковтун Юлия Сергеевна, Письменский Дмитрий Алексеевич

Данная статья посвящена одному из актуальных вопросов развития фотожурналистики в современном мире. Анализируется использование цифровых инноваций в медиасфере, этический аспект применения данных технологий, виды и техники фотоманипуляций. Рассматривается процесс цифровизации в России и за рубежом. Также в статье рассмотрены самые разные примеры применения цифровой манипуляции: от исторической фальсификации в фотографии, до применения цифровых инноваций при работе с фотоматериалом в современных СМИ. В статье затронуты все аспекты развития фотожурналистики. Проведен анализ технических новшеств при обработке фотографий для публикации в крупных СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL MANIPULATION IN PHOTOJOURNALISM: TECHNOLOGY AND ETHICS

This article is devoted to one of the topical issues of photojournalism development in the modern world. The article analyzes the use of digital innovations in the media sphere, the ethical aspect of using these technologies, and the types and techniques of photo manipulation. The process of digitalization in Russia and abroad is considered. The article also discusses a variety of examples of digital manipulation: from historical falsification in photography, to the use of digital innovations when working with photographic material in modern media. The article deals with all aspects of the development of photojournalism. The analysis of technical innovations in the processing of photos for publication in major media is carried out.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ В ФОТОЖУРНАЛИСТИКЕ: ТЕХНОЛОГИЯ И ЭТИКА»

§1

ЦИФРОВАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ В ФОТОЖУРНАЛИСТИКЕ:

ТЕХНОЛОГИЯ И ЭТИКА

DIGITAL MANIPULATION IN PHOTOJOURNALISM: TECHNOLOGY AND ETHICS

УДК 070.76.0

Ковтун Юлия Сергеевна, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Школа искусств и гуманитарных наук, Департамент коммуникаций и медиа

Письменский Дмитрий Алексеевич, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Школа искусств и гуманитарных наук, Департамент коммуникаций и медиа

Распутная Лариса Ивановна, научный руководитель - канд. полит. наук, доц. ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Школа искусств и гуманитарных наук, Департамент коммуникаций и медиа

Kovtun Yulia Sergeevna, pismen11@mail.ru Pismenskaya Dmitry Alekseeva, pismen11@mail.ru Slutty Larissa, pismen11@mail.ru

Аннотация

Данная статья посвящена одному из актуальных вопросов развития фотожурналистики в современном мире. Анализируется использование цифровых инноваций в медиасфере, этический аспект применения данных технологий, виды и техники фотоманипуляций. Рассматривается процесс цифровизации в России и за рубежом. Также в статье рассмотрены самые разные примеры применения цифровой манипуляции: от исторической

фальсификации в фотографии, до применения цифровых инноваций при работе с фотоматериалом в современных СМИ. В статье затронуты все аспекты развития фотожурналистики. Проведен анализ технических новшеств при обработке фотографий для публикации в крупных СМИ.

Annotation

This article is devoted to one of the topical issues of photojournalism development in the modern world. The article analyzes the use of digital innovations in the media sphere, the ethical aspect of using these technologies, and the types and techniques of photo manipulation. The process of digitalization in Russia and abroad is considered. The article also discusses a variety of examples of digital manipulation: from historical falsification in photography, to the use of digital innovations when working with photographic material in modern media. The article deals with all aspects of the development of photojournalism. The analysis of technical innovations in the processing of photos for publication in major media is carried out.

Ключевые слова: фотожурналистика, технологии, цифровая манипуляция, цифровизация, фотография, этика, визуальная коммуникация.

Keywords: photojournalism, technology, digital manipulation, digital communications, photography, ethics, visual communication.

На сегодняшний день, можно с уверенностью сказать, что цифровые технологии значительно повлияли на развитие фотожурналистики. Инновации в сфере фотографии позволяют корреспондентам снимать в темное время суток, обрабатывать фотографии, добавлять и корректировать элементы на снимках с помощью цифровых манипуляций. Однако новые технологии в данной сфере весьма неоднозначно воспринимаются аудиторией.

Актуальность данного исследования состоит в том, что перед публикацией фотографий, их большая часть в журналах, газетах и интернет-ресурсах подвергается цифровой обработке. Проблема заключается как в вопросе сформировавшегося недоверия аудитории к фотожурналистике, так и к подлинности публикуемых снимков в целом. Доступ к программам-фоторедакторам может получить любой желающий, что в свою очередь,

приводит к искажению информационного посыла фотографии, и, впоследствии, возникновению общественного недоверия.

В российской фотожурналистике вопрос этичности обработки фотографий в СМИ широко не изучается. Существуют лишь отдельные труды, затрагивающие данную тему, например, статья кандидата исторических наук О.А. Бакулина «К вопросу об этических аспектах цифровой обработки фотографий», из сборника «Визуальная коммуникация: история и актуальные проблемы современности» факультета журналистики МГУ, 2012 г.

Целью работы является исследование технических и этических аспектов фотожурналистики, связанных с цифровой манипуляцией.

Объектом исследования являются фотографии в различных изданиях, подвергшиеся цифровой манипуляции.

Предмет работы включает в себя информационное содержание и особенности использования цифровой манипуляции в фотожурналистике.

Целью исследования является всестороннее изучение цифровой манипуляции как тенденции в современных СМИ, что позволит выявить необходимость использования данной технологии.

Задачи, поставленные при написании статьи:

— изучить случаи применения цифровой манипуляции в крупных изданиях за период XX-XXI;

— проанализировать степень влияния цифровой манипуляции в фотожурналистике на аудиторию;

— рассмотреть цифровую манипуляцию как тенденцию развития фотожурналистики;

— определить основные типы манипуляций, произведенных в процессе обработки фотографий для публикации в СМИ;

Эмпирическая база состоит из 30 научных статей, журналистских материалов, трудов и исследований посвященных изучаемой теме.

Для решения поставленных задач использовались следующие научно -исследовательские методы.

1. Общенаучный диалектический метод познания.

2. Частно-научные методы исследования: системный подход, сравнительный метод, статистический анализ, формальный метод, синтез.

Фотография — собирательное понятие, объединяющее статичные изображения, полученные в результате фиксации светового излучения на бумажном или электронном носителе, соответствующий вид изобразительного искусства, а также род профессиональной и любительской деятельности. В качестве синонима часто используется сокращенный вариант «фото». Фотоизображения делятся на одноцветные и многоцветные, двухмерные и трехмерные, аналоговые и цифровые, постановочные, художественные и документальные [3, с. 230].

В силу технической простоты фотография давно является и глобальным массовым увлечением. В настоящее время снимки, сделанные любителями, не только накапливаются в домашних фотоальбомах или на персональных компьютерах/мобильных устройствах, но и перманентно размещаются пользователями на популярных интернет-ресурсах (социальные сети, мессенджеры, блог-платформы. Современные цифровые инновации значительно изменили процесс формирования снимков с помощью световой энергии. Коренные изменения и революция в мире фотографии привели к серьезным преобразованиям всего, что связано с процессом съемки от технической до эстетической составляющей. Цифровой прогресс достаточно сильно расширил перечень возможностей в создании современной фотографии [6, c. 137].

Цифровизация — процесс перевода информации в цифровую форму, сопровождающийся внедрением в обиход цифровой техники и технологий и вызывающий соответствующие социально-экономические изменения. В англоязычном обиходе термин «цифровизация» часто относится к процессу конвертации в цифровой формат данных, представленных в самых разнообразных формах: печатных книг, звуковых записей и т. п. В отечественной практике этот процесс называется оцифровкой [3, с. 232].

Цифровые технологии значительно повлияли на развитие фотожурналистики как за рубежом, так и в России. Инновации в фотографии

позволяют снимать в любое время суток, обрабатывать, добавлять и корректировать элементы на снимках с помощью цифровых манипуляций прямо на месте событий и оперативно передавать в издания, информационные агентства и порталы. Однако цифровые технологии в фотографической сфере иногда весьма неоднозначно воспринимаются аудиторией. Доступ к программам-фоторедакторам может получить любой желающий, что в свою очередь, приводит к искажению информационного посыла фотографии, и, впоследствии, возникновению общественного недоверия [1, с. 24].

Американский сценарист и продюсер Том Вилер утверждает, что достоверность и вера фотографии устарела так же, как и сама фотография, благодаря своим механическим и химическим свойствам, придающим ей свойственную объективность [11].

Фальсификация фотографий осуществлялась еще до появления цифровых технологий. Например, фотографии землетрясении 1906 года в Сан-Франциско и снимки Американской войны на Кубе были отредактированы без обработки в фоторедакторах. В книге «Давняя традиция фальсификации фотографии» профессор Кеннет Кобре описывает процесс манипуляции, как изменения без вмешательства цифровых технологий и редакторских программ

[15].

Многие из подобных случаев описаны в книге Дэвида Кинга «Пропавшие комиссары: фальсификация фотографий и рисунков в сталинскую эпоху» [14]. В книге автор воспроизводит оригинальную и ретушированную версию снимка. Больших усилий не требуется, чтобы заметить, люди исчезают с фотографии параллельно тому, как они покидают политическую авансцену. На одной из иллюстраций изображены Ленин и Крупская, которые открывают электростанцию в Кашине, рядом с именитыми личностями группа «кулаков» на заднем плане и дети на переднем. Однако через 19 лет с фотографии были удалены все взрослые и большая часть детей.

Инновационные технологии позволяют фотографам позволяют достигать достаточно впечатляющих результатов благодаря навыкам в фоторедакторах, начиная от небольшой ретуши изображения и настроек

яркости, заканчивая серьезными изменениями изображения, такими как удаление или добавление объектов. С точки зрения фотоискусства, фотографы стали намного свободнее в данной сфере, так как на сегодняшний день существует тысячи способов воплотить всевозможные творческие замыслы в жизнь, творческое раскрепощение как способ творческой реализации сейчас доступна каждому фотолюбителю.

Внедрение инновационных фотографических технологий коренным образом изменило значительное количество аспектов фотографии, которые в свою очередь напрямую повлияли на развитие фотожурналистики.

Громкие фото-манипуляции прошлого века не так сильно впечатляют обывателя, как достаточно серьезные цифровые вмешательства XXI века. Одним из самых громких случаев применения цифровой обработки можно назвать фотоработы Аднана Хаджа, на протяжении десяти лет работающего в агентстве Reuters, сделанные на Ближнем Востоке во время Ливанской войны 2006 года. Большая часть публикуемых фотографий этого фотографа в Reuters значительно видоизменены, однако, фотограф признался только в двух случаях использования цифровых технологий [13].

Снимки Аднана были опубликованы как часть новостного блока о Ливанской войне 2006 года. Первое применение цифровых манипуляций было замечено 5 августа 2006 года блогером Чарльзом Джонсоном и названо вопиющим доказательством цифровой манипуляции. Чарльз заметил, что в обработке изображения была применима программа Adobe Photoshop Штамп для увеличения количества дыма и руин на фотоснимках. Однако автор фотоснимков утверждал, что не намерено изменил кадры, а всего лишь пытался удалить пыль знаков. Порталу пришлось принести свои извинения и удалить кадры под предлогом, так как Reuters достаточно серьезно относится к таким ситуациям, так как применение цифровых редакторов не соответствует правилам редакционной политики компании.

Изменения на другой фотографии Андана Хаджа заметил пользователь сети, когда агентством были опубликованы снимки с израильским истребителем во время воздушного удара по Набатии. Фотографии были

подделаны, фотограф увеличил число огненных вспышек. В августе агентство заявило, что намеревается прекратить любое сотрудничество с фотографом. Однако Андан утверждал, что все его манипуляции направлены на удаление помех, таки как следы пыли на снимках, и данные манипуляции были соделаны по ошибке из-за плохого освещения во время обработки фотографий.

Представители агентства и критики придерживались позиции, что такое вмешательство не может быть ошибочным, так как на кадрах фотограф дублировал здания, добавлял огромное количество дыма, указывая на повторяющийся узор, говорящий о том, что клубы дыма клонировались несколько раз.

После недолгих разбирательств агентство Reuters приняло решение снять с продажи все 920 фоторабот Андана Хаджа. В январе 2007 года агентство заявило о том, что внутреннее расследование показало прямую причастность фотографа к использованию недопустимых способов обработки снимков, за чем последовало увольнение фотографа из организации.

На сегодняшний день фотографией может заниматься любой желающий, общедоступность фотооборудования, обучающих фото -курсов и программ для редактирования фотоснимков позволяют разобраться в этом ремесле за пару месяцев. Теперь необязательно изучать принципы работы экспонометрии, потому что на каждом фотоаппарате есть «автоматический режим», нет необходимости и в знании химических основ фотографической обработки для проявления пленки, а также проекционная и контактная печать остались в прошлом [7, c. 14]. Обработка фотобумаги для качественной оптимизации сейчас также не пользуется особым спросом, ведь фотографии любого цвета, размера и качества можно заказать в специализированно салоне.

Стоит заметить, что прогресс методов визуального улучшения снимка и удаления брака, который мог возникнуть при съемке, с помощью цифровых технологий, в частности компьютерных манипуляций в специальных графически редакторах, стало значительным компонентом оптимизации уровня получаемого снимка [4, c. 121]. Расширение творческих возможностей

фотографа как творца привело к тому, что популярность и достаточно широкое распространение получили такие тенденции как развитие фотоколлажирование и фото-арт, которые в свою очередь повлияли на сближение изобразительного искусства и фотографии.

Благодаря заметным изменениям технологии и качества фотографической печати общедоступной стала принтерная широкоформатная печать. На данным момент, снимок достаточного расширения можно использовать как визуальную составляющую рекламного, социального, информационного или поздравительного баннера. Также появилась возможность печати фотографии с множеством элементов таких, например, как паспарту и рамки [5, c. 58].

Однако, к сожалению, есть и минусы, которых никак не избежать при развитии данной сферы. Цифровой прогресс имеет и обратную сторону с значительным количеством негативных факторов. «Я бы сказал: вырос уровень техники - упал уровень качества фотографии. Фотожурналистика уходит в сеть, в интернет. Появились новые медийные форматы, и это влияет не только на фотографию и фотожурналистику, а и на журналистику в целом» — утверждает Ефрем Лукацкий, корреспондент Associated Press, рассуждая о тенденциях в фотожурналистике [10].

Основные негативные аспекты развития фотографии от аналоговой к цифровой значительно серьезно влияют на восприятие технического прогресса в этой области как такового.

Для начала можно выделить самые значительные недостатки общедоступности такого ремесла как фотография. Во-первых, это заметное регрессивное эстетическое явление в фотографии причиной которого является прежде всего понижение уровня профессиональной осведомленности фотографов и фотожурналистов. Распространение фотографий низкого качества среди интернет-изданий, информационных агентств, журналов и прочих СМИ ведет к тому, что количественная составляющая значительно перевешивает профессиональный и качественный подход в формировании визуальной составляющей средства массовой информации [9]. Из-за

перенасыщенности интернета качественные изображения растворяются в огромном количестве фотографий более низкого уровня. Присущие глобальной сети распространение определенных тенденций и критерий для отбора качественной и «кликабельной» фотографии наносит урон как художественным составляющей, таким как уникальность, творческое виденье и индивидуальная обработка фотоснимков, так и технической стороне создания фотографий для определенных информационных источников [4, ^ 114].

Одной из главной проблем, появившихся с приходом цифровой революции в фото-индустрии, является защита авторских прав на изображения, которые распространяются в интернет-пространстве [12]. На сегодняшний день скопировать и сохранить понравившейся файл без потери качественной составляющей не составляет никакой проблемы: найти, загрузить и сохранить необходимое изображение можно за несколько минут. Разрешение и уведомление автора или владельца интересующих снимков не требуется, при том, что надежных способ защиты от несанкционированных копирований и сохранений или механизма контролирующего распространение определенного изображения — не существует [8]. Использование водяных знаков с информацией о фотографе и другие стенографические не приносят особой пользы, ведь водяной знак можно удалить на том же фоторедакторе и присвоить изображение себе.

Перечисленные аспекты негативной стороны инновационного развития фотографии одни из многих значительно влияющих на благоприятное восприятие технологических новшеств. Данные явления в большей степени связаны с этической и художественной составляющей фотографии. Основной проблемой конкретно для фотожурналистики является именно сохранение авторских прав изображения. Для решения данной неблагоприятной ситуации созданы комплексы технических и правовых мер. Однако этого недостаточно, так как корнем данного явления можно смело указать низкий уровень нравственности и правовой безграмотности. Повышение культурного уровня и правовой осведомленности может значительно уменьшить количество

случаев пренебрежения авторскими правами и повысить уровень их защиты [2, с. 134].

Рассмотрев процесс цифровой манипуляции с этической и технической точки зрения, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день использование цифровых манипуляций в фотожурналистике является распространенным явлением. Основываясь на тенденции применения данной техники, можно сказать, что в дальнейшем этот процесс будете только развиваться.

Список литературы

1. Бакулин, О. А. К истории изобретения фотографии. - М.: Фак. журн. МГУ, 2018.

2. Бакулин, О. А. История зарубежной фотографии (1839-1945 гг.). - М.: Фак. журн. МГУ, 2018.

3. Вартанова, Е. Л. Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред.- М.: Фак. журн. МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2019. - 246 с.

4. Запольская, А.Б. Производство новостной фотографии: аналитические ресурсы социальных наук / А.Б. Запольская История и архивы. - 2015. -№8(6). - С. 134-182.

5. Пондопуло, Г. К. Фотография. История. Эстетика. Культура. - М.: ВГИК, 2008

6. Фрост Л. Современная фотография. - М.: Арт-Родник, 2003.

7. Интерактивность как средство создания диалога с аудиторией [Электронный ресурс] // VC.RU - Режим доступа: http://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2015-zhumaHstika/borzova.pdf (дата обращения 14.03.20)

8. Метод фотоинтервью в исследовании профессионального производства визуального [Электронный ресурс] // VC.RU - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-fotointervyu-v-issledovanii-professionalnogo-proizvodstva-vizualnogo (дата обращения 14.03.20)

9. О том, как отбирать фотографии [Электронный ресурс] // VC.RU - Режим доступа: https://photohelp-ru.livejournal.com/308652.html (дата обращения 26.02.20)

10. Профессиональный аспект перехода на цифровую технику [Электронный ресурс] // VC.RU - Режим доступа: http://x-studios.ru/fotosyemka/razvitiye-tsifrovoy-tekhnologii-v-fotografii.php (дата обращения 02.03.20)

11. Производство и потребление изображений в цифровую эпоху [Электронный ресурс] // VC.RU - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proizvodstvo-i-potreblenie-izobrazheniy-v-tsifrovuyu-epohu (дата обращения 22.02.20)

12. Перспективы развития визуальной коммуникации средствами цифровой фотографии [Электронный ресурс] // VC.RU - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/nperspektivy-razvitiya-vizualnoy-kommunikatsii-sredstvami-tsifrovoy-fotografii (дата обращения 12.03.20)

13. Трансформация жанра «Специальный репортаж» в современной прессе рецепты [Электронный ресурс] // VC.RU - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-zhanra-spetsialnyy-reportazh-v-sovremennoy-presse (дата обращения 24.02.20)

14. Фотожурналистика: исторический аспект [Электронный ресурс] // VC.RU

- Режим доступа: https://cyberlenmka.ru/artide/n/fotozhumaHstika-istoricheskiy-aspekt (дата обращения 26.02.20

15. Цифровая фотография: готовые рецепты [Электронный ресурс] // VC.RU

- Режим доступа: http://mjkr.narod.ru/Lib/Photo/Kelby.pdf (дата обращения 22.02.20)

List of references

1. Bakulin, O. A. To the history of the invention of photography. Moscow state University journal, 2018.

2. Bakulin, O. A. History of foreign photography (1839-1945). - Moscow: FAC. Moscow state University journal, 2018.

3. Vartanova, E. L. Domestic media theory: basic concepts. Dictionary / ed. - M.: FAC. Moscow state University journal, Moscow state University Publishing house. UN-TA, 2019. - 246 p.

4. Zapolskaya, A. B. Production of news photography: analytical resources of social Sciences / A. B. Zapolskaya Istoriya I archivy. - 2015. - №8(6). - Pp. 134182.

5. Pondopulo, G. K. Photography. History. Aesthetics. Culture. - Moscow: VGIK, 2008

6. frost L. Modern photography. - Moscow: Art-Rodnik, 2003.

7. Interactivity as a means of creating a dialogue with the audience [Electronic resource] // VC.RU -access Mode: http://www.tsutmb.ru/nauka/internet-kon-ferencii/2015-zhurnalistika/borzova.pdf (accessed 14.03.20)

8. Method of photo interview in the study of professional visual production [Electronic resource] // VC.RU -access Mode: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/metod-fotointervyu-v-issledovanii-professionalnogo-proizvodstva-vi-zualnogo (accessed 14.03.20)

9. About how to select photos [Electronic resource] // VC.RU -access Mode: https://photohelp-ru.livejournal.com/308652.html (date of publication 26.02.20)

10. Professional aspect of transition to digital technology [Electronic resource] // VC.RU -access Mode: http://x-studios.ru/fotosyemka/razvitiye-tsifrovoy-tekhnologii-v-fotografii.php (date of completion 02.03.20)

11. Production and consumption of images in the digital age [Electronic resource] // VC.RU -access Mode: https://cyberleninka.ru/article/n/proizvodstvo-i-potre-blenie-izobrazheniy-v-tsifrovuyu-epohu (accessed 22.02.20)

12. Prospects for the development of visual communication by means of digital photography [Electronic resource] // VC.RU -access Mode: https://cyber-leninka.ru/article/nperspektivy-razvitiya-vizualnoy-kommunikatsii-sredstvami-tsifrovoy-fotografii (accessed 12.03.20)

13. Transformation of the genre "Special report" in the modern press. [Electronic resource] // VC.RU -access Mode: https://cyberleninka.ru/article/n7transfor-matsiya-zhanra-spetsialnyy-reportazh-v-sovremennoy-presse (accessed 24.02.20)

14. Photojournalism: historical aspect [Electronic resource] // VC.RU -access Mode: https://cyberleninka.ru/article/n/fotozhurnalistika-istoricheskiy-aspekt (accessed 26.02.20)

15. Digital photography: ready recipes [Electronic resource] // VC.RU -access Mode: http://mjkr.narod.ru/Lib/Photo/Kelby.pdf (date of publication 22.02.20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.