М. А. Ващук
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ФОТОПУЛА НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ В СОЧИ 2014
Исследованы и проанализированы эмпирические данные по организации работы фотографов на Олимпиаде в Сочи-2014, особое внимание уделено организации работы национального хост-агентства (фото-пула) (его роль в РИА Новости). В работе изучаются новые тенденции в работе редакции, связанные с развитием цифровых технологий - в сфере фотографии, в сфере передачи цифровых данных, а так же логистики и продюсирования работы команды.
Ключевые слова: фотожурналистика, олимпиада, фотослужба, фотопул, хост-агентство, редакция, агентство, фоторедактор, бильдредактор.
Целью данного исследования стало изучение организации работы фотографов на Олимпиаде и выявление новых тенденций в этой сфере, вызванных развитием цифровых технологий. В качестве объекта исследования мы выбрали уникальный для нашей страны опыт работы РИА Новости(1) в качестве хост-агентства и фотопула Олимпийских игр в Сочи.
Выбор данного объекта исследования был обусловлен следующими факторами. На спортивных соревнованиях, а особенно на Олимпиадах, совершенно особое внимание уделяется созданию визуальной картины события. Это связано со значением и функциями, которые играет здесь фотография. Спорт сам по себе это уникальный источник ярких и востребованных аудиторией образов. Спортивная фотография обеспечивает ощущение личного присутствия, дает возможность зрителю увидеть важный момент своими глазами. Кроме того, документальный кадр это не только описание, но и верификации произошедшего события.
Во-вторых, любая Олимпиада является важной точкой в спортивном календаре, причем ее значение в равной степени высоко среди всех участников медиапроцесса: зрителей, рекламодателей и коммерческих компаний, специализирующихся на технике, которую используют журналисты. Например, крупнейшие производители профессиональной фототехники часто привязывают выпуск новых моделей камер именно к Олимпийским играм. Высокий градус интереса к событию подталкивает редакции, работающие над освещением Олимпиады, искать новые методы работы, создавать уникальный контент, которого нет у конкурентов. Все это дает редкую возможность охватить одним взглядом все самые передовые технологий в области медиа.
В третьих, в истории отечественной журналистики впервые российское издание выполняло роль хост-агентства на Олимпийских играх. Зафиксировать и исследовать этот уникальный опыт важно не только для развития фотожурналистики, но и истории отечественной журналистики в целом. Важно отметить, что подобного масштаба мероприятие проводилось у нас в стране (вернее, в СССР) почти 35 лет назад, с тех пор задачи и методы работы фотожурналиста и сама медиасреда кардинально поменялись.
Как в отечественной, так и в зарубежной историографии изучение организации работы фотоотделов СМИ представлено недостаточно широко. Акцент чаще всего смещен на анализ и оценку результатов работы, однако очень мало информации о рабочих процессах, которые обеспечивают получение итогового материала. Однако именно они и являются важным фактором, влияющим на итоговое качество контента.
Некоторые аспекты работы в новых цифровых условиях рассматривает профессиональный бильдредактор, преподаватель кафедры Фотожурналистики факультета журналистики МГУ Сергей Шахиджанян в статье «Работа фотослужбы в современном издании» [3. С. 111]. Он отмечает, что с развитием потребления фотографий онлайн (в интернет СМИ) изменилась сама подача фотоматериалов. Шахиджанян делает особенный акцент на важности профессии бильдредактора в современных условиях.
Фотожурналист и преподаватель кафедры Фотожурналистики МГУ Ломоносова Дмитрий Костюков в статье «Основные тенденции развития современной фотожурналистики. Размышления фоторепортера» [1. С. 133] говорит об изменениях, которые принесли с собой цифровые технологии, о важности и одновременно нехватки квалифицированных бильдредакто-
ров у нас в стране. Статья посвящена фотожурналистике в целом, влияние же этих факторов именно на спортивную фотографию им не рассматривалось. Хотя он отмечает особенную важность скорости именно в освещении спортивных событий («Так, с крупных спортивных события, например, с Олимпийских игр или футбольных матчей, фотографии поступают практически в режиме онлайн. <...> В таких условиях у конкурирующих фотоагентств счет идет иногда на секунды» [1. С. 134]).
Автором исследования изучались и зарубежные публикации по теме спортивной фотографии. Среди наиболее авторитетных стоит упомянуть Photojournalism: The Professionals' Approach, написанную Kenneth Kobre [5]. Спортивной фотографии тут посвящена целая глава. Но фокус в работе смещен на технические подробности достижения нужного результата. В книге американского спортивного фотографа G. Newman Lowrance - Digital Sports Photography [6] спортивная фотография рассматривается с точки зрения применения специальных технических и художественных приемов, которые должен знать и уметь использовать спортивный фотограф, а так же описываются алгоритмы действий при подготовке к съемке. Автор подробно останавливается на особенностях фотосъемки каждого вида спорта, особенное внимание уделяя олимпийским видам, как наиболее востребованным.
Интересный материал о технике и практике работы фотографов на Олимпиаде изложен в Методических материалах по курсу «Спортивная фотография», которые готовило РИА Новости в рамках подготовки к освещению Олимпиады в Сочи (2).
Таким образом, можно зафиксировать, что, как и в российских публикациях, так и в зарубежной литературе о спортивной фотографии, присутствуют в большом количестве материалы, которые помогают фотографу узнать специфические приемы и особенности спортивной фотографии. Однако очень мало попыток описать и структурировать редакционные процессы.
В виду небольшой изученности данного материала, работая над темой мы старались в первую очередь систематизировать практические знания и структурировать полученный в результате исследования фактологический материал.
Автор исследования работала в качестве заместителя руководителя фоторедакции, руководителя отдела фотографов РИА Новости с
2007 по 2013 года и принимала личное участие в разработке концепции работы на Олимпиаде. В научный оборот впервые вводится большое количество фактологического материала основанного на практической работе редакции и внутренних инструкций для сотрудников, работающих на освещении Олимпиады.
В качестве основного метода использовался описательный метод - он понадобился нам для создания общей картины функционирования фотопула и в целом работы фотографов на Олимпиаде. С помощью системного метода мы вычленяли главные закономерности организационного процесса. Для сбора и анализа данных использовались методы эмпирического уровня: анализ выпускаемой фотоинформации, ее количественные (объем выпуска) и временные (скорость и частота публикаций) характеристики, а так же экспертные интервью.
Результаты данного исследования могут иметь практическое применение при организации работы фотожурналистов как на крупных спортивных мероприятиях, а так же на любых других массовых событиях, так как на Олимпиаде отрабатываются требования, актуальные для любой редакции (широта охвата, выделение важных моментов, скорость передачи данных, слаженность работы команды), но здесь они представлены в концентрированной виде: в краткие сроки, при максимальной событийной насыщенности и высокой актуальности результатов. Рассказывая об особенностях работы национального фотопула мы часто будем проводим сравнения и параллели с работой фотографов по обычным фото-аккредитациям. Это дает возможность нарисовать полную картину организации фотопроцесса на Олимпиадах.
Статус и задачи хост-агентства и национального фотопула.
Статус национального хост-агентства и фотопула Олимпиады 2014 был предоставлен РИА Новости Международным Олимпийским комитетом в сентябре 2011 года. По сложившейся традиции роль национального хост-агентства часто выполняет крупное национальное СМИ страны-хозяйки игр (например, в Китае (Пекин, 2008) это было агентство Синь-хуа (Xinhua), в Канаде (Ванкувер 2010) Кана-диэн пресс (Canadian press), в Великобритании (Лондон 2012) - Press Assocition). Задача национального хост-агентства - массированное покрытие всех выступлений, в которых участвую спортсмены страны-хозяйки игр, освещение
всех медальных соревнований, фоторепортажи о сопутствующих Олимпиаде событиях и распространение фотоинформацию в СМИ принимающей Олимпиаду страны: "Главная задача национального хост-агентства — сфокусироваться на выступлениях олимпийцев страны, принимающей Игры"(3). Для обеспечения распространения фотоинформации был реализован проект «Олимпийский фотобанк», который позволил любому зарегистрированному в России СМИ получить бесплатные, высококачественные и оперативные фотографии.
Для возможности реализации этой задачи РИА Новости получило так же статус национального фотопула, который дал ряд важных преимуществ в работе на всех событиях, связанных с Олимпиадой. В частности, возможность аккредитовать большое количество фотографов и фоторедакторов, что было необходимо для максимального покрытия всех событий в течение Олимпиады, проложить выделенные линии связи для оперативной передачи информации и проч. Таким образом, можно зафиксировать, что статус «хост-агентство» подразумевает большой объем обязательств, а статус «национальный фотопул» дает возможности для реализации этих задач.
Организация работы фотографов на Олимпиаде.
Для того, чтобы понять задачи и требования к национальному хост-агентству Олимпиады, важно знать основные правила аккредитации в МОК.
Аккредитация на Олимпиаду - это сложный и четко отлаженный механизм. Аккредитация начинается за 1,5 года до мероприятия. Сначала подаются количественные данные от каждой редакции, и только за полгода до игр - уже именные. Национальные СМИ подают количественные заявки в Национальный Олимпийский комитет (НОК), который после получения всех заявок распределяет имеющуюся квоту на пресс-комиссии, в случае нехватки сокращает заявки изданий и далее рекомендует Международный Олимпийский комитет (МОК) какое количество аккредитаций выделить каждому изданию. Отдельно от этих квот через МОК аккредитовываются международные агентства, национальный фотохост, а так же СМИ из стран, не имеющих национальных комитетов или же не участвующих в играх.
Олимпийскому комитету страны-хозяйки соревнований выделяется повышенная квота
на местных журналистов. Всего на Олимпиаду в Сочи могло аккредитоваться около 3 000 человек, для журналистов из России было выделено 300 аккредитаций. Но даже при таком объеме невозможно обеспечить доступ для работы на соревнованиях всем желающим.
Для того, чтобы распространение фотоинформации с Олимпийских мероприятий было действительно оперативное и доступное для всех СМИ, сложилась система «пулов», в который входят несколько международных агентств (Reuters, AFP, AP, Getty, иногда EPA) - «международный пул» (ИО1 II I), фотографы МОК и «национальный фото-пул» (в Сочи - РИА Новости (НОПП)).
Члены фотопула получают ряд существенных преимуществ при работе на Олимпийских объектах: увеличенное количество аккредитованных журналистов и технического персонала (AP - 136 аккредитаций (42 - фото), Reuters - 88/36-фото, AFP - 74/34фото, Getty -55/25 фото(4), возможность заранее проложить кабели для передачи информации (такая возможность, но уже платная, есть так же у некоторый крупных международных изданий), возможность подключения к сети интернет, зарезервированные фотопозиции, эксклюзивные точки съемки. РИА Новости получило 85 олимпийских аккредитаций, которые были разделены между пишущими и фото-редакциями: «9 из них были видео-аккредитации. В рамках хоста и пула только 75 аккредитаций. 1 аккредитация была у сотрудника, получившего ее до принятия на работу»(5).
Все аккредитации на Олимпиаду различаются по категориям. Фотоаккредитация -обозначается литерой «Ep». Она позволяет журналисту находиться на фотопозициях и использовать инфраструктуру Олимпийских объектов, предназначенную специально для фотографов. Кроме этого существуют аккредитации пишущих журналистов, видео-редакций, технических специалистов. Количество аккредитаций каждого типа так же регламентировано заранее.
Непосредственно на Олимпиаде фотографам выдаются «отличительные знаки» с обозначением номера - на летних Олимпиадах -фотожилет/манишка, на зимних - рукав, без которого допуск на фотопозиции невозможен. «На Олимпиаде аккредитовано около восьмисот фотографов(6), и большинство из них получили рукав зеленого цвета (так называемые «PHOTO»). Это значит, что фотограф с таким
рукавом будет работать на объектах в основной толпе, без какого-либо приоритета» [2].
Подготовка РИА Новости к Олимпиаде.
Подготовка к работе в Сочи РИА Новости начала практически сразу же после победы заявки ОКР на заседании МОК в Гватемале летом 2007 года. Уже в 2008 году была проведена реогранизация фотослужбы, предполагающая в будущем углубленное освещение спортивных событий.
Активный этап начался одновременно с подачей заявок на аккредитацию, тогда же началось формирование группы фотографов, которые будут непосредственно снимать в Сочи.
Фото-команда включала 35 человек: фотографы, бильд-редакторовы и фотоменеджеры. РИА Новости организовала фактически полноценную фотослужбу, ориентированную на покрытие всех событий и мероприятий Олимпиады. 25 фотографов были разделены на две группы: «горный» и «прибрежный» кластеры. За каждым фотографом были закреплены его будущая роль на Олимпиаде и определенные виды спорта, для того, чтобы у него была возможность заранее изучить все особенности съемки. Непосредственно в дни проведения Олимпиады каждый фотограф снимал в первую очередь тот вид спорта, который был его специализацией. У каждого кластера был свой шеф-фотограф: горный кластер - Илья Пита-лев, прибрежный кластер - Григорий Сысоев. Шеф-фотограф кластера не был привязан к конкретным видам спорта или к конкретной арене. У него была возможность выбирать для съемки наиболее важное соревнование дня, «усиливая» освещение конкретного события в рамках своего кластера. Шеф-фотографом всего национального фотопула был Александр Вильф - в его поле зрения были все события Олимпиады, и он мог снимать любой вид спорта, в зависимости от его важности. Эта система позволила создать ситуацию, когда все арены и события были охвачены фотографами, при этом была возможность перераспределить силы и увеличить охват наиболее актуальных событий.
Было запланировано отправить непосредственно в Сочи 8 бильдредакторов, каждый из которых специализировался на определенных видах спорта. Связка фотограф-бильдредактор отыгрывалась заранее - это позволило редактору специализироваться на выпуске конкретного вида спорта - что увеличило скорость и качество его работы. Присутствие бильдреда-
токторов непосредственно на стадионах давало возможность выстраивать работу в соответствии с конкретной ситуацией (подробнее об организации работы бильдредакторов в Сочи - ниже). Шеф-редактором национального фотопула был Владимир Сергеев, в обязанности которого входили: координация всех сотрудников на местах между собой и выпуском в Москве, окончательное распределение фотографов и редакторов на объектах, постановка задач технической поддержке группы, контакты с Организационным комитетом Сочи 2014 по вопросам организации процесса съемок на объектах.
В обязательную программу подготовки фотографов и бильдредакторов по каждому виду спорта входило освещение международных соревнований по конкретному спорту. За время такой подготовки сотрудники смогли не только разобраться в конкретном виде спорта, понимать его тонкости и нюансы, знать основные точки съемки, а так же ориентироваться в происходящем на стадионах для того, чтобы уметь правильно оценить возможный результат и значение каждого игрового или соревновательного момента. Важным моментом в подготовке к Олимпийским Играм в Сочи была работа на Олимпиаде в Лондоне в 2012 году. «Первую серьезную проверку «олимпийцы» РИА Новости прошли на Олимпийских играх в Лондоне летом 2012 года. Впервые в истории российской журналистики на место выехала работать группа профессиональных журналистов из информационного агентства численностью около 50 человек» (7).
Длительный и многоступенчатый этап специализации фотографов и редакторов создал ситуацию, когда фотограф мог заранее продумать необходимые действия, подготовить нужную фототехнику и просчитать наиболее выигрышные ракурсы на каждом соревновательном этапе. Подобное погружение в предмет позволило непосредственно на Олимпиаде свести все технические моменты к автоматизму, максимально полно подготовило фотографов к работе в условиях высоких скоростей и невозможности прогнозирования результатов.
Высокоскоростной интернет
Важное значение в журналистике сейчас играет скорость распространения информации. Современная техника позволяет отправлять цифровые файлы непосредственно с камеры -не вынимая флешку и не используя «картри-
дер» (устройство для чтения карт-памяти цифрового фотоаппарата). Однако для этого требуются стабильная и высокоскоростная сеть. Фотография - это тяжелые файлы, для оперативной передачи которых необходима определенная инфраструктура.
Для обеспечения возможности оперативно работать на Олимпиаде, фотопулу предоставляют возможность использовать проводной интернет, проложенный до объектов. «Последнюю милю тянут сами Агентства. Оргкомитет предоставляет заранее согласованные места установки хабов, на которых каждому агентству дано определенное количество портов. Далее каждый тащит столько проводов и туда - куда считают нужными. Так же фотопулу выдается доступ к внутренней сети, VLAN. Это локальная сеть оргкомитета Олимпийских игр, которая соединяет между собой все Олимпийские объекты (в том числе площадь, где вручаются медали и пресс-центр), в которой Агентствам (AFP, AP, EPA, Getty, РИА) безвозмездно, а для Sports Illustrated, KYODO и еще нескольким конторам за деньги была выделен канал для связи между собой фотопозиций (фотографы и дистанционки), фоторедакторов и серверов. Таким образом, редакторы и фотографы были связаны не через Интернет, а напрямую (что внутри объекта позволяло достичь скоростей до 1 гбит/сек, а между объектами до 100 мбит/сек) и только сформированный к публикации материал уже отправлялся в Агентство по выделенному нам Ростелекомом и Мегафоном каналу в Агентство (отдельно заказанная опция, соединение «точка-точка», то есть сервер в пресс-центре в Сочи был напрямую закомутирован с сервером в РИА Новости). Фактически вся эта система вообще могла быть без доступа в Интернет для поддержания должного уровня безопасности. Но мы сделали доступ для того, что бы редакторы имели возможность в любой момент получить доступ к любой справочной информации»(8).
Фотографы, которые не входят в пул - используют мобильные модемы либо купленные у Оргкомитета так называемые «шнурки» (проводное подключение к общей сети), либо скачивают и пересылают фотографии в пресс-центре (на каждом объекте есть специальная комната фотографа, которая в большинстве случаев - часть пресс-центра), где есть доступ в интернет.
Система удаленного редактирования «Блиц»
Особенное внимание было уделено технологии оперативной публикации фотографий.
Оперативность доставки информации читателю складывается не только в доступе к высокоскоростным сетям. В современных новостных СМИ частота обновления материалов максимально высокая, а скорость выпуска фотографий на ленту агентства, откуда их могут скачать другие СМИ, зависит от системы, с которой работает редактор.
Все крупные газеты, журналы и интернет-порталы отправляют собственных фотографов на Олимпийские игры, но так как покрыть все события не может даже несколько человек (к тому же у них не всегда будет доступ на нужные точки), то агентства, входящие в олимпийский пул, в том числе и национальное хост-агентство, становятся важными поставщиками олимпийской фотоинформации. Общие правила и этапы выпуска у всех одинаковые. А вот регламент действий, используемые технологии и программное обеспечение - как раз и дает тому или иному агентству конкурентное преимущества.
Выпуск любой фотографии стоит из нескольких этапов, или операций. Прежде всего, это получение фотографий от фотографа. Благодаря возможности использовать подключение к выделенному каналу, фотографии с фотопозиций транслировались бильдредактору в режиме реального времени.
После получения кадров бильдредактор отбирает лучшие и важные фотографии. Отбор может занять очень много времени, если файлов пришло много, а выпустить надо мало. А может вообще отсутствовать - если событие актуальное и нужны все присланные на данный момент фотографии.
После того, как определено необходимое количество для выпуска фотографий, редактор обрабатывает картинки: очень часто спортивную фотографию кадрируют и, при необходимости, правят световой баланс, контрастность. Следующий важный этап - это подпись фотографии. Фотография со спортивного соревнования должна быть подписана, при этом правила современных СМИ требует максимально конкретное описание: не только название соревнования, но и имена изображенных на кадре.
Специально для работы на Олимпиаде РИА Новости разработало уникальную программу удаленного редактирования «Блиц». В ее ос-
нову было положено разделение работы редакторов на этапы: отбор и редактирование. Редакторы в системе делятся на два уровня. Редактор первого уровня отвечает за максимально быстрый отбор фотографий с события и кадрировку. Именно эти редакторы находились непосредственно на стадионах, были заранее подготовлены к работе с определенными видами спорта и умели хорошо ориентироваться не только в фотографиях, но и в происходящих событиях. Они формировали пакет отобранных фотографий и по системе «Блиц» передавали их в Москву, где сидели редакторы второго уровня, ответственные за редактирование, подпись и непосредственный выпуск фотографий. В случае оперативной важности съемки (или конкретных кадров) редакторы первого уровня могли сразу выставлять кадры на ленту, снабдив их самостоятельно подписями. Помимо разделения функций в «Блиц» были добавлены функции, упрощающие работу редактора. Перед соревнованиями заранее каждый редактор создавал необходимый набор шаблонов, который по умолчанию или по выбору назначался фотографиям, а заранее заведенные списки спортсменов позволяли вставлять правильно написанное имя, вводя всего лишь его номер по протоколу. Так же была реализована возможность прямой отправки фотографии из «Блиц» в Photoshop, отправка фото в социальные сети, переназначение выпускающего редактора второго уровня в случае перегрузки цепочки. Распределяя таким образом задачи внутри системы, удалось значительно повысить скорость и качество выпуска фотографий до полутора минут от момента съемки до выставления кадра на ленту агентства и выпускать ежедневно большое количество фотографий в таком режиме. В день на ленту фотобанка «Олимпиада 2014» в режиме реального времени выходило около 700 фотографий (максимальное количество в день - 1400).
Церемонии открытия и закрытия
Начинается и заканчивается каждая Олимпиада церемониями Открытия и Закрытия. Это наиболее важные события и интерес с ним экстремально высок: эти мероприятия смотрят даже те, кто не интересуется спортом, совокупная аудитория церемоний превышает самые популярные спортивные состязания. Каждый год организаторы стараются удивить зрителей: церемонии - наиболее яркое и красочное мероприятие. Для каждой редакции особенно
важно дать зрителю уникальную картинку, представить отличный от конкурентов взгляд на события. Аккредитация на церемонии делается по отдельным квотам - естественно, что все журналисты не могут присутствовать на нем одновременно. «Это так называемые ticket на high demand event, то есть билеты на события высокой важности. Билеты эти были схожи с теми билетами, что были у зрителей, и должны были предъявляться наряду с аккредитацией на Игры»9. Освещение церемоний -одно из важнейших преимуществ вхождения в фотопул. От национального хост-агентства церемонию открытия снимало сразу несколько фотографов. При этом всего трем фотографам (1 от международного пула, один от МОК, один от хост-агентства (Илья Питалев)) разрешили выйти непосредственно на поле - во время приветственной речи Президента Международного Олимпийского комитета Томаса Баха и главы АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» Дмитрия Чернышенко. Все фотографы были одеты в специальные комбинезоны серого цвета, чтобы по возможности не выделятся на поле стадиона. Это была самая близкая точка для съемки официальной части церемонии, так же оттуда можно было снимать трибуну с фронтально спроецированными олимпийскими кольцами, на которой находился Президент РФ Владимир Путин. «А вот момент зажжения факела было разрешено всему одному фотографу, жребием был выбран фотограф AP, который раздал снимки между членами ИОПП и НОПП10». На церемонии открытия и закрытия хост-агентством использовалась роботизированная фотокамера, закрепленная на крыше стадиона «Фишт» (работал с ней фотограф Максим Богодвид) - что позволило сделать кадры с недоступного фотографам ракурса.
По итогам работы МИА «РИА Новости» именно церемонии открытия/закрытия были самими востребованными. Всего фотографии с открытия скачали более 3000 раз.
Фотопозиции
Важное значение для качества полученных фотографий имеет точка съемки. Фотопозиции (место, где может находится фотограф во время мероприятия) определяются еще во время строительства олимпийских объектов. Для этого олимпийский комитет привлекает опытных и авторитетных фотографов, которые уже неоднократно работали на предыдущих Олимпиадах. С их участием определяется наилуч-
шие точки съемки для разных видов спорта. Журналисты крупных агентств несколько раз во время строительства объектов приезжают на стройку для того, чтобы заранее познакомиться с условиями работы и высказать свои пожелания. Например, в Сочи было несколько пресс-брифингов «Мировой пресс-брифинг был один. Остальные посещения это встреча группы VLAN которая исходя из актуальной информации по фотопозициям позиций согласует коммуникации. Две из таких встреч по Сочи прошли в Лондоне на Олимпиаде и пресс-брифинге перед Играми 2012»11. В результате обсуждений Олимпийский комитет перенес позицию пишущих журналистов на хоккейном стадионе по просьбе фотографов «это далеко не единственное изменение. Но тут важно, что приоритет у телевизионщиков OBS, а фотографы формируют свои пожелания уже после них и исходя из них. Бывает, что какую-то фотопозицию занимают телевизионщики, после чего фотографом приходится искать компромисс -и часто он находится как раз в передвижение пишущих. Реже бывает, что двигаются иные места - или выделяются места, ранее планирующиеся для зрителей. Могут вообще быть сконструированы временные конструкции»12.
Непосредственно во время соревнований на фотопозициях работает фотоменеджер от Оргкомитета Олимпиады в Сочи, который точно знает, где и в каком количестве могут встать фотографы на конкретном стадионе. Он же решает спорные моменты в работе фотографов: организует проход, согласует места прокладки кабелей вместе с техническими службами оргкомитета и проч.
Часто на наиболее выгодной для того или иного вида спорта точке может находится одновременно всего лишь несколько человек (а бывает что и всего один). Это ограничение вынуждает распределять фотопозиции по четкой схеме: в первую очередь члены международного фотопула, потом олимпийский фотограф, потом - представитель национального фотопула.
После того, как агентства распределили между собой выгодные фотопозиции, возможность попасть на них есть и у фотографов не из пула (если есть такая техническая возможность). «По договоренности с фотоменеджером объекта фотожурналисту топового издания страны может быть разово выдан пуловский отличительный знак, если его спортсмен - фаворит соревнований или уже выиграл золото, и нужно снять награждение с лучшей точки»13.
Для остальных фотографов остаются открытые фотопозиции. Особенно выгодными считаются места, с которых олимпийская символика попадает в кадр, поэтому даже на открытых фотопозициях места стоит занимать заранее. «Пуловские фотографы получают самые выгодные фотопозиции. Например, на биатлоне это небольшой пятачок перед стрельбищем, куда умещаются всего четыре человека14. На финише лыжных гонок - это первые ряды на специальном постаменте для фотографов. На хоккее - несколько центральных точек на верхних фотопозициях. Обычно на пуловском месте наклеивается наклейка того агентства, которое фотограф представляет. Если место пустует, на нем спокойно можно работать и простым ребятам» [2].
Особым образом распределяется доступ на цветочных церемониях, которые проходят непосредственно на стадионах, - это обязательный сюжет для съемки, но физически снять это может ограниченное количество фотографов. Пуловских фотографов пускают прямо на игровое поле - а остальные снимают от бортика или на одной из фотопозиций, в зависимости от нюансов конкретной арены. Сами церемонии награждения происходят отдельно, на Медальной площади. И там тоже есть пулов-ские места, расположенные по центру, на которых помещается ограниченное количество человек. Здесь сначала распределяют места для участников олимпийского пула, потом для национального фотопула, потом для фотографов стран, чьи спортсмены будут награждаться.
В случае, если на точке во время соревнования может находится только один фотограф, то, по взаимной договоренности между участниками пулов, кадры, снятые одним человеком «пулятся», то есть распространяются на всех. К таким уникальным точкам относится, например, зажжение чаши олимпийского огня, камера в воротах на хоккейном турнире.
Фотороботы
Большая конкуренция среди фотографов, а так же огромное количество фотографий на повторяющихся событиях вынуждает фотографов и редакции искать новые точки съемки на каждом виде спорта а также использовать новые технологические приемы. Наиболее распространение получили радиоуправляемые фотокамеры, установленные внутри хоккейных ворот, однако такие камеры ставили только участники международного пула. Хост-
агентство получало эти кадры от них - «по пулу». РИА Новости самостоятельно использовала роботизированные фотосистемы (Mark Roberts Motion Control (MRMC), а так же камеры на дистанционном управлении во время церемонии открытия и закрытия, под потолком арены во время хоккейного турнира, а так же под трамплинами сноубордистов, на стрельбище биатлона, на трассе биатлона и лыж, на горнолыжной трассе, на фристайле и сноуборде.
Результаты
16 дней Олимпийских игр фотографы национального фотопула сделали более 20 000 фотографий. Около 10 000 их них были доступны для свободного скачивания на бесплатном фотобанке Олимпиада. Еще большее количество клиенты могли видеть и скачивать на ресурсе вижуалриан (www.visualrian.ru) а так же просматривать на ресурсах РИА Новости.
Кроме того, РИА Новости представило несколько инновационных вариантов упаковки олимпийского фотоконтента. Прежде всего, это приложение, разработанное совместно с 1 каналом - «Второй экран», на котором пользователь в режиме реального времени в период прямой трансляции на телеканале, мог видеть дополнительные материалы: оперативные фотографии, архивные подборки и исторические факты, связанные с данным событием. А так же спецпроект «Окна Сочи» - фотографии с Олимпийских игр транслировались на фасады в Москве. «С помощью новейших технологий оперативной передачи изображений фотографии РИА Новости с Олимпиады будут передаваться на медиафасады коммуникационной группы LBL на Волоколамском шоссе, 2 (здание института "Гидропроект"), Можайском шоссе, 165 и на пересечении Ленинградского шоссе с МКАД (Ленинградское шоссе, д. 1). На них можно будет увидеть лучшие кадры с главных соревнований Игр»15.
Заключение
В результате исследования мы пришли к заключению, что основной критерий в работе журналистов на спортивных соревнованиях является скорость и полнота покрытия событий. Для обеспечения этих показателей в современных условиях развития фотожурналистики требуется специальный софт для обработки и выпуска фотоинформации, скоростная связь, которая возможна только при прокладывании выделенной линии связи. Большое значение
во всей цепочки имеет роль бильдредактора -от него требуется не только быть экспертом в фотографии, но и уметь разбираться в спортивных событиях, умение режиссировать трансляцию фотоматериалов на ленте, оперативно выделяя наиболее важные моменты и кадры. От фотографа в свою очередь требуется знание особенностей каждого вида спорта, знания в области дистанционно управляемых камер, умение оперативно отправлять фотографии.
Задачи, поставленные перед хост-агентством, особенно их скоростные и количественные показатели, невозможно было достичь без тщательной, четко структурированной специализации и командной работы большого количества профессионалов. Все сотрудники, работавшие на Олимпиаде, состояли в штате РИА Новости - так как для длительной подготовки необходимо было работать со сложившейся командой.
Интересно отметить, что на современном этапе развития журналистики наблюдается четкая тенденция отказа от штатных сотрудников. Например, в январе 2015 года авторитетнейший в области спортивной фотографии американский журнал Sports Illustrated объявил об увольнении всех штатных фотографов16. Одновременно с этим идет отказ от специализации - так как на много проще, быстрее и дешевле формировать когорту «универсальных солдат», большинство из которых даже не обязательно должны быть профессиональными фотографами. Этому во многом способствовала техническая революция как в среде фотографии, так и в области передачи данных: сделать качественные фотографии и оперативно передать их в редакцию с помощью современных технологий можно практически любой человек.
В то же время нельзя не заметить отличную от этой ситуацию на Олимпийских играх. Здесь существует пул из нескольких фотоагентств, а так же обязательное хост-фотоагентство, на которое возложены важные функции по максимальному обеспечению средств массовой информации фотографиями с соревнований. На лицо отход от единоличной работы - и утверждение слаженной команды, вкупе с четкой дифференциацией труда журналиста - как фотокорреспондента, так и редактора и технолога СМИ, ответственного за решение обеспечение технических вопросов.
Сопоставляя эти данные мы можем сделать прогноз, что в будущем тенденция отказа от штатных сотрудников будет продолжаться. А
функция формирования и тестирования правил и алгоритмов работы будет полностью переложена бильд-редаторов и технологов СМИ, требования к квалификации которых будут и далее возрастать. Фотографы же в этой системе окажутся заменяемыми специалистами, которые будут наниматься на конкретные проекты с четко отлаженной системой функционирования группы, просчитанной логистикой и жесткими алгоритмами работы.
Цифровая революция внесла большие коррективы в работу фотожурналиста с точки зрения технических решений и визуальных форм выражения, а так же глубоко затронула организационные аспекты работы фоторедакции. На примере Олимпиады мы имеем уникальную возможность рассмотреть организацию работы фотопула, который был организован как полноценная фоторедакция, в жестких условиях спортивных соревнований и в условиях конкуренции с зарубежными коллегами. Опыт агентства РИА Новости как национального фотопула Олимпийских игр в Сочи является уникальным примером реализации инновационных технологий в процессе создания фотоматериалов в таких количествах и с такой скоростью. Анализ организации этой работы дает нам возможность расширить нашу базу эмпирических знаний о производственных процессах в современных масс-медиа.
Примечания
1 Агентство РИА Новости было ликвидировано 9 декабря 2013 года указом Президента РФ N 894 и на его месте было создано агентство МИА «Россия Сегодня». Однако процесс ликвидации закончился уже после закрытия Олимпийских игр в Сочи. Таким образом, агентство РИА Новости полностью выполнило свои обязательства перед МОК и мы в данной работе будем использовать именно это название. См: Мы это сделали. РИА Новости закрывает Олимпиаду. Источник: ria.ru, 20/03/2014, режим доступа: http://ria.ru/sochi2014/20140320/1000339121. html, последнее обращение 17.02.2015.
2 Методические материалы по курсу «Спортивная фотография», внутренние материалы агентства РИА Новости, 2011-2013 гг. (имеется на руках у автора исследования).
3 Олимпийская команда РИА Новости готова к освещению ОИ-2014. Источник: ria. ru, 07.02.2013, [Электронный ресурс] // ria. ru URL: http://ria.ru/news_company/20130207/
921800524.html последнее обращение 17.02.2015.
4 См: Медиа отчет Оргкомитета Сочи 2014 (имеется на руках у автора исследования).
5 Личное интервью с В. М. Сергеевым, шеф-редактором национального фотопула.
6 Согласно официальному медиа-отчету Оргкомитета Олимпиады в Сочи было аккредитовано всего 2 731 журналист от 865 организаций, при этом - пишущих 1160, фотографов 688, остальные - технический персонал либо персонал пресс-центров. См: Медиа отчет Оргкомитета Сочи 2014.
7 Олимпийская команда РИА Новости готова к освещению ОИ-2014. Источник: ria.ru, 07.02.2013, [Электронный ресурс] // ria.ru URL: http://ria.ru/news_ company/20130207/921800524.html, последнее обращение 17.02.2015.
8 Личное интервью с В.М. Сергеевым, шеф-редактором национального фотопула.
9 Там же.
10 Там же.
11 Там же.
12 Там же.
13 Там же.
14 Алексей Филиппов: «В Сочи на этой точки было 6 человек, хотя изначально там 3 помещалось, но зону расширили по просьбе РИА Новости и ЕПА, занявший принципиальную позицию». Личное интервью с А. Филипповым.
15 Пятьдесят дней до Игр-2014: РИА Новости остается главным СМИ Олимпиады. Источник: ria.ru, 19.12.2013, [Электронный ресурс] // ria.ru URL: http://ria. ru/news_company/20131219/985056791. html#ixzz30ixPCBK9.
16 Sports illustrated lays off all staff photographers, By Donald R. Winslow, © 2015 News Photographer magazine, Jan 23, 2015 https://nppa.org/ node/69374, последнее обращение: 15.02.2015.
Список литературы
1. Костюков, Д. Основные тенденции развития современной фотожурналистики. Размышления фоторепортера [Текст] / Д. Костюков // В мастерской фотожурналиста. - М.: «Факультет журналистики, МГУ имени Ломоносова», 2011. - С. 133-145 (сборник).
2. Плотникова, М. Как работают спортивные фотографы. [Электронный ресурс] / bigpicture.ru. - URL: http://bigpicture.ru/ bigsochi/article/fotograf-na-olimpiade.
3. Шахиджанян, С. Работа фотослужбы в современном издании [Текст] / С. Шахиджанян // В мастерской фотожурналиста. - М.: Факультет журналистики, МГУ имени Ломоносова, 2011.- С. 111-117.
4. Extracts from the Technical Manual on Media - Written and Photographic Press. Режим доступа: http://www.olympic.org/Documents/ Games London 2012 / Extracts Technical
Manual_Media_uk.pdf, последнее обращение 17.02.2015.
5. Kenneth, K. Photojournalism: The Professionals Approach [Text] / K. Kenneth. Oxford : Focal Press, 2008. - 504 c.
6. Newman, G. Lowrance. Digital Sports Photography, [Text] / G. Newman Lowrance. Course Technology PTR 2005.
Ващук Мария Александровна, аспирант факультета Журналистики МГУ им. Ломоносова, кафедра фотожурналистики, доцент кафедры фотографии ИГУМО (Институт гуманитарного образования и информационных технологий).
M. A. Vashchuk
THE ORGANIZATION OF WORK OF NATIONAL PHOTOPOOL AT THE OLYMPIC GAMES IN SOCHI IN 2014
The article describes facts and data about the organization ofphotographers' work at the Olympic Games in Sochi in 2014. Special attention is paid to the RIA Novosti functions as a national host agency and national photopool. The main goal of this research is to reveal new principles of work ofphotode-partments at the beginning of digital era. First of all it is the data rate which is very important nowadays. Also what is important is the diversity of events, which are covered by photographers and images' originality. To make sure these indicators an editorial office need strong team professionalphotoeditors and photographers, each of them should be highly experienced in this sphere. The status ofphotopool enabled RIA Novosti to fulfill its obligations. It took a long time to prepare for Olympic games during which RIA Novosti created a special software, made an opportunity to provide high speed Internet, and taught the photographers and photoeditors special skills. The results of the study shows how much depends on photoeditor and in the future this trend will intensify.
Keywords: photojournalism, Olympic Games, photo service, photopool, the host agency, editorial office , agency, photo editor, bild-redactor.
References
1. Kostukov, D. (2011) Osnovnie tendencii razvitia sovremennoj photo zhurnalistiki [=The main trends in development modern photojournalism], in: In the workshop of a photojournalist, M. MGU im. M. V. Lomonosova, pp. 133-145 (in Russ.).
Plotnikova, M. (2014) Kak rabotaut sportivnie photographi [=How sport photographers work], available at: http://bigpicture.ru/bigsochi/article/fotograf-na-olimpiade, accessed 16.01.2015 (in Russ.).
2. Shakhidzhanyan S (2011) Rabota photoslugbi v sovremennom izdanii [=The work of photodepat-ment in modern editorial office], in: In the workshop of a photojournalist, M. MGU im. M. V. Lomonosova, pp. 111-117 (in Russ.).
3. Extracts from the Technical Manual on Media - Written and Photographic Press, available at: http://www.olympic.org/Documents/Games_London_2012/Extracts_Technical_Manual_Media_ uk.pdf, accessed 16.01.2015 (in Russ.).
4. Kenneth, K. (2008) Photojournalism: The Professionals Approach, Focal Press, Oxford, 504 p.
5. Newman, G. Lowrance. (2005) Digital Sports Photography, Course Technology PTR.