Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА'

ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРНЕТ СЕРВИСЫ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухорукова Е.В.

В статье на основе исследований теории цифровой культуры выделены составляющие цифровой культуры педагога, работающего в дистанционном формате обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TEACHER CULTURE

Based on studies of the theory of digital culture, the article identifies the components of the digital culture of a teacher working in a distance learning format.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА»

Библиографический список:

1. Томас, У. Методологические заметки / У. Томас, Ф. Знанецкий // Американская социологическая мысль. - Москва : МГУ, 1994.

2. Шихирев, П. Н. Современная социальная психология США / П. Н. Шихирев. - Москва : Наука, 1979. - 344 с.

УДК 378.02

ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА DIGITAL TEACHER CULTURE

Сухорукова Е. В., канд. пед. наук, доцент Балашовский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Россия, Саратовская область, г. Балашов sewaster@gmail.com

Аннотация. В статье на основе исследований теории цифровой культуры выделены составляющие цифровой культуры педагога, работающего в дистанционном формате обучения.

Ключевые слова: цифровая культура педагога, дистанционный формат обучения, интернет сервисы, компетентность.

Abstract. Based on studies of the theory of digital culture, the article identifies the components of the digital culture of a teacher working in a distance learning format.

^y words: teacher's digital culture, distance learning format, Internet services, competence.

Информационные технологии проникли во все сферы жизни без исключения. Цифровизация образования, создание эффективной цифровой образовательной среды стали важными, приоритетными направлениями в развитии современного образования. Информации, в том числе и учебной, становится все больше и больше. Следовательно, необходимо умение работать с большими объемами информации, обрабатывать огромный поток данных. Помимо учебной информации, большая доля общения, как делового, так и личного, происходит в сети. В период перехода на дистанционный формат обучения и учебное общение так же практически перешло в сеть, в сервисы конференций, социальные сети и др. Такой вариант обучения формирует определенные особенности мышления и вырабатывает определенные стратегии поведения и обучения как у обучающихся так и у учителей. Но, в любом формате обучения мы сталкиваемся с необходимостью хранить, искать и анализировать большие объемы информации, представленные в различных форматах.

Одним из важнейших показателей успешного перехода на качественное обучение в дистанционном варианте стала готовность учителя к работе в новых условиях, основанной на использовании цифровых платформ и сервисов в образовательном процессе. Стала особенно востребована цифровая культура учителя, педагога. Конечно, знание основ цифровой культуры -неотъемлемый атрибут образованного человека.

Цифровая культура - совокупности компетенций, характеризующих способность использования информационно-коммуникационных технологий для комфортной жизни в цифровой среде, для взаимодействия с обществом и решения цифровых задач в профессиональной деятельности [1].

Составляющие цифровой культуры представлены на рисунке 1.

Под цифровой культурой педагога понимается сложное системное качество личности, характеризующееся информационным мировоззрением, ориентированным на ценности информационного взаимодействия в цифровой среде, совокупностью знаний, умений и практического опыта информационной деятельности, проявляющееся в организации трансляции знаний и педагогического воздействия на становление обучающихся [2]. Цифровая культура педагога включает информационное мировоззрение и информационную компетентность.

Традиционно цифровая культура педагога в профессиональной деятельности базировалась на: общепользовательской ИКТ-компетентности; общепедагогической ИКТ-компетентности; предметно-педагогической ИКТ-компетентности.

Сейчас по существу к этому добавляется компетентность педагога, связанная с организацией дистанционного обучения и методикой проведения обучения в дистанционном формате [3]. Современный педагог обязан быть знаком с теоретическими вопросами дистанционного обучения, дидактикой электронного обучения, особенностями организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий [4].

Эффективность дистанционного обучения во многом зависит от качества используемых материалов и мастерства педагогов, организующих обучение.

Учитель, работающий в формате дистанционного обучения должен владеть:

- технологией и методикой разработки содержания дистанционного занятия;

- технологией и методикой проведения занятий в формате видео с помощью сервисов видеоконференций (Discord, Zoom, Jitsi.Meet, Skype,Google Meet др.);

- технологией создания и использования скринкаста (например, с помощью программ Camstudio, Mac Quicktime Player, Bandicam, VLC Media Player и др.);

- технологией и методикой работы на образовательных платформах для онлайн обучения школьников (Учи.ру, РЭШ, МЭШ, Якласс, Фоксфорд, InternetUrok и др.);

- технологией организации совместной работы на онлайн доске (например, Stoodle, Scratchwork, Stoodle и др.);

- технологией разработки собственных интерактивных материалов ( например, с помощью сервисов CORE, LearningApps.org, УДОБА, Online Test Pad, сервисы Google и др.);

- технологией и методикой организации мониторинга освоения обучающимися узучаемого материала (например, с помощью Google форм, Мастер-тест и др);

- технологией и методикой использованием смартфонов в обучении, в том числе для организации обратной связи, контроля, рефлексии (например, с помощью приложений Plickers, Quizizz, Kahoot и др.);

- технологией проведения учебной аналитики, помогающей строить персональную образовательную траекторию.

Помимо этого, при работе в дистанционном формате, необходимо думать о вопросах организации безопасной работы обучающихся в сети интернет.

На сегодняшний день очень важно и умение учителя организовать онлайн взаимодействие с родителями по обучению детей в дистанционном формате.

Перед учителем, создающим свой дистанционный урок или интерактивный образовательный ресурс, встает ряд проблем, которые необходимо разрешить. Он должен четко понимать, как планировать и учитывать учебные цели при использовании дистанционных цифровых технологий в каждом уроке. Он должен уметь подбирать конкретные цифровые инструменты для решения учебных задач определенного типа. Необходимо научиться подбирать оптимальный объем изучаемого материала, практических заданий для дистанционного урока, так как простой перенос обычного урока в дистант не приводит к нужному результату. Опробовав определенные цифровые инструменты, учитель должен уметь оценивать эффективность использования именно этих цифровых технологий в данном формате. Важно как увидеть положительный эффект от использования цифровых технологий, так и осознать неудачное использование какого-либо инструмента для конкретного класса, или ученика.

Еще одно направление работы учителя - организация проектной работы обучающихся в дистанционном формате. Несмотря на специфику данной деятельности и здесь на помощь учителю придут интернет-сервисы для формирования проектных навыков в онлайн среде [5].

Цифровая культура педагога имеет свой базис, но является динамичной, постоянно пополняющейся и изменяющейся структурой. Учитель не может остановиться в своем развитии. Необходимо постоянно отслеживать все инновации в образовании, получать опыт использования новых цифровых технологий и инструментов. Важно регулярно обмениваться опытом с коллегами, вовлекать коллег и учеников в практику применения цифровых технологий в учебном процессе. Все это позволит повысить личный уровень цифровой компетентности, цифровой культуры педагога.

Цифровая культура педагога обеспечивает ему конкурентное преимущество, как в профессиональном сообществе, так в сообществе обучающихся.

Библиографический список:

1. Современное образование: содержание, технологии, качество / Е. Г. Михайлова, А. А. Шехонин, О. В. Еливеева, О. Б. Егорова. - 2019. - Т. 1. - С. 20-23.

2. Гнатышина, Е. В. Формирование цифровой культуры будущего педагога : монография / Е. В. Гнатышина. - Челябинск : Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2019. - 294 с.

3. Сухорукова, Е. В. Совершенствование ИКТ-компетентности педагога как основа профессионального роста / Е. В. Сухорукова // Ученые записки ИУО РАО: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции «Инновационная деятельность руководителя и педагога в условиях реализации образовательных и профессиональных стандартов», 26 марта 2020. - 2020 -С. 87-90.

4. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова ; под общей редакцией М. Е. Вайндорф-Сысоевой. - Москва : Юрайт, 2019. - 194 с.

5. Грибанова-Подкина, М. Ю. Интернет-сервисы для формирования проектных навыков в образовательной среде / М. Ю. Грибанова-Подкина // Инновационное профессиональное образование: проблемы, поиски, решения: сборник научных трудов XV Международной научно-методической конференции. В 2 ч. - 2019. - С. 145-147.

УДК 373.21

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОО ACTUAL PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF METHODOLOGICAL SUPPORT IN THE CONDITIONS OF MODERN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Филатова И. В., магистрант Научный руководитель: Кудрявцева Е. Ю., канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск i.filatowa1988@mail.ru

Аннотация. В статье автор раскрывает аспекты методической работы ДОО на современном этапе. Рассматривает проблемы и особенности методического сопровождения.

Ключевые слова: Инновация, методическое сопровождение, образование, воспитание, обучение.

Abstract. In the article, the author reveals the aspects of methodological work at the present stage. Examines the problems and features of methodological support.

Key word: Innovation, methodological support, education, upbringing, training.

Современная Дошкольная Образовательная Организация (ДОО) - это социально-педагогическая, целенаправленная система, осуществляющая воспитание, обучение, социально-психологическое, методическое обеспечение, повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического коллектива и обеспечивающая всестороннее развитие ребенка дошкольника.

Основной задачей дошкольных учреждений является создание условий, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Условия созданные для успешной социализации дошкольников на различных этапах их возрастного развития, определенны в Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС), который отслеживает личностный прогресс обучающихся, выявляет проблемы преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования и являются важным в современной политики образования.

Изменения системы образования, в частности ее дошкольной ступени в соответствии с законом «Об образовании РФ» [1] требуют от учреждений актуализации основных направлений своей деятельности, в том числе и методического сопровождения [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.