Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОО'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова И.В.

В статье автор раскрывает аспекты методической работы ДОО на современном этапе. Рассматривает проблемы и особенности методического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF METHODOLOGICAL SUPPORT IN THE CONDITIONS OF MODERN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

In the article, the author reveals the aspects of methodological work at the present stage. Examines the problems and features of methodological support.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОО»

Цифровая культура педагога имеет свой базис, но является динамичной, постоянно пополняющейся и изменяющейся структурой. Учитель не может остановиться в своем развитии. Необходимо постоянно отслеживать все инновации в образовании, получать опыт использования новых цифровых технологий и инструментов. Важно регулярно обмениваться опытом с коллегами, вовлекать коллег и учеников в практику применения цифровых технологий в учебном процессе. Все это позволит повысить личный уровень цифровой компетентности, цифровой культуры педагога.

Цифровая культура педагога обеспечивает ему конкурентное преимущество, как в профессиональном сообществе, так в сообществе обучающихся.

Библиографический список:

1. Современное образование: содержание, технологии, качество / Е. Г. Михайлова, А. А. Шехонин, О. В. Еливеева, О. Б. Егорова. - 2019. - Т. 1. - С. 20-23.

2. Гнатышина, Е. В. Формирование цифровой культуры будущего педагога : монография / Е. В. Гнатышина. - Челябинск : Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2019. - 294 с.

3. Сухорукова, Е. В. Совершенствование ИКТ-компетентности педагога как основа профессионального роста / Е. В. Сухорукова // Ученые записки ИУО РАО: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции «Инновационная деятельность руководителя и педагога в условиях реализации образовательных и профессиональных стандартов», 26 марта 2020. - 2020 -С. 87-90.

4. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова ; под общей редакцией М. Е. Вайндорф-Сысоевой. - Москва : Юрайт, 2019. - 194 с.

5. Грибанова-Подкина, М. Ю. Интернет-сервисы для формирования проектных навыков в образовательной среде / М. Ю. Грибанова-Подкина // Инновационное профессиональное образование: проблемы, поиски, решения: сборник научных трудов XV Международной научно-методической конференции. В 2 ч. - 2019. - С. 145-147.

УДК 373.21

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОО ACTUAL PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF METHODOLOGICAL SUPPORT IN THE CONDITIONS OF MODERN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Филатова И. В., магистрант Научный руководитель: Кудрявцева Е. Ю., канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск i.filatowa1988@mail.ru

Аннотация. В статье автор раскрывает аспекты методической работы ДОО на современном этапе. Рассматривает проблемы и особенности методического сопровождения.

Ключевые слова: Инновация, методическое сопровождение, образование, воспитание, обучение.

Abstract. In the article, the author reveals the aspects of methodological work at the present stage. Examines the problems and features of methodological support.

Key word: Innovation, methodological support, education, upbringing, training.

Современная Дошкольная Образовательная Организация (ДОО) - это социально-педагогическая, целенаправленная система, осуществляющая воспитание, обучение, социально-психологическое, методическое обеспечение, повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического коллектива и обеспечивающая всестороннее развитие ребенка дошкольника.

Основной задачей дошкольных учреждений является создание условий, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Условия созданные для успешной социализации дошкольников на различных этапах их возрастного развития, определенны в Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС), который отслеживает личностный прогресс обучающихся, выявляет проблемы преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования и являются важным в современной политики образования.

Изменения системы образования, в частности ее дошкольной ступени в соответствии с законом «Об образовании РФ» [1] требуют от учреждений актуализации основных направлений своей деятельности, в том числе и методического сопровождения [2].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «требования к условиям реализации Программы» в требованиях к кадровым условиям», в целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: профессионального развития педагогических и руководящих работников, консультативной поддержки педагогических работников по вопросам образования и охраны здоровья детей, организационно-методического сопровождения процесса реализации ООП ДОО. А также в разделе требования к кадровым условиям реализации Программы (пункт 3.4.2) педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта [2].

В соответствии с профессиональным стандартом педагогу, который осуществляет педагогическую деятельность Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ (от 18 октября 2013г. №544н) также предъявляются требования по работе в дошкольной организации [3].

В связи с этим актуализируется вопрос по организации методического сопровождения в условия современного ДОО. Обратимся к анализу понятия «методическая работа» в современной психолого-педагогической литературе. Организация методической работой в условиях личностно-ориентированного подхода, по мнению Никишиной И. В., должно быть направлено на создание условий для стимулирования саморазвития каждого педагога, для его самореализации [7]. К. Ю. Белая считает, что управлять методической работой в условиях личностно-ориентированного подхода - значит научиться, так строить методический процесс, чтобы в каждой его ситуации проявлять важнейшие функции личности педагога - выбор ценностей, понимание (рефлексирование) смысла своей деятельности, реализация своих потребностей и задатков [6]. М. В. Дубцова считает что, методическое сопровождение деятельности педагогов в ДОО рассматривается в трех аспектах: как методическая служба, как метод сопровождения индивидуального развития и образовательного маршрута педагога и как методическая работа в ДОО [3, с. 57].

Анализ определении приведенных разными авторами показал, что наиболее полно понятие раскрыто в исследованиях В. Новицкой, которая рассматривает «методическое сопровождение», как процесс оказания методической помощи в ходе взаимодействия со старшим воспитателем, профессиональная деятельность которого по организации методического сопровождения обладает рядом характеристик, обусловленных спецификой данного способа организации методической деятельности в ДОО [2,с. 50].

Главное в методической работе - это оказание реальной действенной помощи. Сопровождение педагогов представляет собой практический комплекс мероприятии основывающихся на достижениях, передовом педагогическом опыте. Методическое сопровождение направлено на развитие профессиональной компетентности и профессионально важных качеств педагога в отдельности и всего коллектива ДОО в целом.

Остановимся на особенностях организации методического сопровождения на примере «МАДОУ комбинированного вида «Огонек» с. Кызыл-Озёк».

1. Организация и внедрение в педагогическую практику дошкольных образовательных учреждений инновационной деятельности направленной на проектирование стратегий обновления управления ДОО, а так же организацию инновационной методической помощи педагогам. Инновационная методическая работа ориентирована на овладение воспитателями новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, включающие умения: определение приоритетных направлений инновации; отбор содержания инновационной деятельности; проектирования содержания инновации через применение современных педагогических технологий; описание критериев оценки образованности детей по результатам инноваций.

2. Организационно-методическая и консультационная деятельность. Консультационный центр МАДОУ реализует комплекс мероприятий по информационно-методическому сопровождению родительского просвещения, включающий организацию работы информационных ресурсов и создание электронных каталогов, направленных на вовлечение родителей (законных представителей) обучающихся в образование и воспитание, развитие родительского просвещения и семейного воспитания.

3. Образовательная деятельность в детском саду осуществляется в различных видах деятельности и охватывает 5 образовательных областей. Педагоги внимательно наблюдает за развитием самостоятельности каждого ребенка, вносит коррективы, дают советы родителям в ходе образовательной деятельности.

4. Мониторинговая и информационно-аналитическая деятельность. При проведении мониторинга, измеряются в соответствии достижений детей, которые он приобретает в результате освоения образовательной программы ДОО, эффективность деятельности образовательного учреждения, степень удовлетворенности образовательными услугами.

Необходимо отметить, что существуют проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в ходе организации особенности методической работы:

1. Недостаточное оснащение раздаточным материалом, который необходим для работы с детьми.

2. Высокий темп изменений в нормативной базе ставит много новых задач характерных для современного ДОО.

3. В современном ДОО, нет полной оснащенности ИКТ технологиями нехватка компьютеров, проекторов затрудняют воспитательно-образовательный процесс. ФГОС ДОО говорится, что внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество образования, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.

Таким образом, методическое сопровождение направленно на повышениние компетентности педагогов развитие их эрудиции основываясь на передовом опыте и направленного на качество и эффективность процесса образования, через профессиональный рост и творческий потенциал воспитателей и педагогов ДОО. Следовательно, педагог оказывает положительное воздействие на полноценное развитие личности каждого дошкольника, обеспечивает единство воспитания и образования. Основным показателем системы правильно выстроенной методической работы будет сам педагог, как творец и субъект своей профессиональной педагогической деятельности. Поэтому, приобретенные у педагогов умения и навыки самостоятельно и проблемно подойти, как к собственной деятельности, так и к деятельности своих коллег является неотъемлемой частью всего методического сопровождения ДОО.

Библиографический список:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва : Эксмо, 2015. -

208 с.

2. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - URL: http://xn22q80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения: 30.05.2020). - Текст: электронный.

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - URL: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 30.05.2020). - Текст: электронный.

4. Новицкая, В. А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения : специальность 13.00.07 «Теория и методика дошкольного образования (по педагогическим дисциплинам)» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Новицкая Виктория Александровна ; Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена» - Санкт-Петербург, 2007. - 281 с.

5. Дубцова, М. В. Методическое сопровождение педагога в условиях современного дошкольного учреждения / М. В. Дубцова // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сборник трудов Международной заочной научно-практической конференции, 2015. - С. 55-58

6. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. - Москва : ТЦ сфера, 2006. - 96 с.

7. Никишина, И. В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях / И. В. Никишина. - Волгоград, 2007. - 156 с.

УДК 378.02

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ IMPROVING MOTIVATION TO STUDY MATHEMATICS THROUGH THE FORMATION OF KEY COMPETENCES OF STUDENTS

Сазонова Е. А, учитель Суртаева Н. В., учитель МОУ «Сейкинская СОШ» Россия, Республика Алтай, Чойский район, с. Сейка Janmit@mail.ru

Аннотация. В статье определяется важнейшая проблема современного образования - мотивация. Описаны приемы и методы, способствующие повышению мотивации, раскрыты некоторые принципы педагогической деятельности, на которые, должен опираться в своей практике каждый учитель.

Ключевые слова: мотивация, практика, принципы педагогической деятельности, приемы, методы.

Abstract. The article defines the most important problem of modern éducation - motivation. It is said that the teacher must create conditions that will interest the student motivated to obtain knowledge. De-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.