УДК 378.14.015.62
Zhavoronko E.S., senior teacher, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: [email protected]
Niyazova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: [email protected]
DIGITAL COMPETENCE AS ONE OF THE COMPONENTS OF THE FUNCTIONAL-ROLE REPERTOIRE OF A MODERN TEACHER. The article is significant due to the rapid evolution of the education system, particularly the incorporation of information, communication, and digital technologies into the learning process. In the context of these changes, a teacher's digital competence comes to the fore, becoming critical for his professional development. Teachers who are proficient in digital technologies are able not only to adapt educational material to the individual needs of students, but also to significantly increase their motivation in learning. Teachers with digital skills will be able to effectively use various interactive platforms and tools to improve the educational outcomes of students. Digital competence allows a teacher to be competitive in the labor market, expand his professional horizons and meet modern requirements of the educational environment. The article presents results of a study of digital competence necessary for student-future teachers to successfully implement a functional-role repertoire in a digital educational environment.
Key words: digital competence of teacher, digital educational environment, functional-role repertoire
Е.С. Жаворонко, ст. преп., БУ «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, E-mail: [email protected]
А.А. Ниязова, д-р пед. наук, проф., БУ «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, E-mail: [email protected]
ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОГО РЕПЕРТУАРА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
В данной статье отражены результаты исследования уровня сформированности цифровой компетентности у студентов - будущих педагогов, необходимой для успешной реализации функционально-ролевого репертуара в цифровой образовательной среде. Актуальность статьи обусловлена стремительными изменениями в системе образования, в частности внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных и цифровых технологий. В контексте этих изменений цифровая компетентность учителя выходит на передний план, становясь критически важной для его профессионального развития. Также важность цифровой компетентности педагога усиливается в условиях постоянно меняющегося цифрового мира, где новые инструменты и устройства могут значительно обогатить учебный процесс. Учителя, владеющие цифровыми технологиями, способны не только адаптировать учебный материал под индивидуальный запрос обучающихся, но и значительно повысить их мотивацию в обучении. Учителя, обладающие цифровыми навыками, смогут эффективно использовать различные интерактивные платформы и инструменты для повышения образовательных результатов обучающихся. Цифровая компетентность позволяет учителю быть конкурентоспособным на рынке труда, расширять свои профессиональные горизонты и отвечать современным требованиям образовательной среды.
Ключевые слова: цифровая компетентность учителя, цифровая образовательная среда, функционально-ролевой репертуар
В современном мире роль учителя претерпевает значительные изменения, особенно на фоне быстрого развития цифровых технологий. К числу основных целей профессиональной подготовки учителей можно отнести освоение цифровых инструментов и платформ для обучения, интеграцию цифровых ресурсов в учебный процесс и др. Сегодня профессиональная подготовка будущих педагогов актуализирует необходимость развития навыков работы с цифровыми технологиями и ресурсами, позволяющими расширить функционально-ролевой репертуар учителя, делая его способным не только передавать знания, но и формировать у учащихся компетенции, необходимые для успешной жизни в информационном обществе.
Актуальность темы исследования обусловлена нормативно-правовыми документами, такими как Федеральный проект «Цифровая образовательная среда на 2019-2024 годы» [1], Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [2] и др., отражающими необходимость качественной подготовки будущего педагога, способного осуществлять профессиональную деятельность в цифровой образовательной среде. Цель нашего исследования - выявить уровень сформированности цифровой компетентности у студентов - будущих педагогов. Задачи исследования: определить компонентный состав цифровой компетентности педагогов в образовательном процессе вуза на основе анализа научно-педагогической литературы. В работе
Таблица 1
Структура цифровой компетентности
№ п/п Компетентность Характеристика Автор
1. Общепользовательская компетентность Умение работать с цифровыми устройствами и программным обеспечением, основы информационной безопасности, умение ориентироваться в Интернете и эффективно использовать цифровые ресурсы Картукова А.А. [6]
2. Общепедагогическая компетентность Умение создавать цифровые образовательные ресурсы, использовать цифровые технологии в образовательном процессе, а также анализировать и оценивать эффективность и качество цифрового обучения Картукова А.А. [6]
3. Предметно-педагогическая компетентность Умение интегрировать цифровые технологии в учебный процесс по определенной предметной области, анализировать потребности учащихся и выбирать подходящие цифровые инструменты для обучения Картукова А.А. [6]
4. Информационная и медиаком-петентность Умение создавать и работать с мультимедийными материалами, критически анализировать информацию, представленную в виде мультимедийных ресурсов, и эффективно коммуницировать через мультимедийные каналы. Солдатова ГУ., Рассказова Е.И. [7], Дудина О.В., Горубнова Т.В. [8] Ковчур С.А. [9]
5. Коммуникативная компетентность Умение эффективно коммуницировать в цифровой среде, включая навыки совместной работы над проектами, виртуальные коммуникации и умение оценивать и адаптировать стиль коммуникации в зависимости от аудитории. Солдатова ГУ., Рассказова Е.И. [7] Ковчур С.А. [9]
6. Техническая компетентность Умение эффективно использовать цифровые устройства и программное обеспечение, настройку и обслуживание технических устройств, умение решать возникающие при работе с ними проблемы. Солдатова ГУ., Рассказова Е.И. [7]
7. Потребительская компетентность Умение критически осмысливать и оценивать информацию, представленную в цифровой среде, понимать принципы работы цифровых технологий и грамотно использовать цифровые ресурсы Солдатова ГУ., Рассказова Е.И. [7], Дудина О.В., Горубнова Т.В. [8]
8. Профессионально-деятель-ностная компетентность Умение применять цифровые технологии в своей профессиональной деятельности, осуществлять цифровую обработку данных, проводить онлайн-консультации и презентации, эффективно использовать цифровые инструменты для достижения профессиональных целей Ковчур С.А. [9]
Таблица 2
Компонентный состав цифровой компетентности учителя
№ п/п Компонент Характеристика Автор
1. Когнитивный компонент Знания в области цифровых технологий, способность к творческому подходу в профессиональной деятельности Спиридонова Ю.С. [9] Солдатова ГУ., Шляпников В.Н. [10]
2. Деятельностный компонент Комплексный набор умений и навыков, необходимых педагогу для эффективного использования цифровых технологий в образовательной деятельности и обучении учащихся Спиридонова Ю.С. [9] Солдатова ГУ., Шляпников В.Н. [10]
3. Технологический компонент Эффективное использование цифровых техуол«гей и цуйли!нтa Martin S, Loaoy-ReyA, [)1]
4. Мотивационно-личностный Осознанное применение цифровых технол огчйиоед aгoгчнуакoйдeятeлпитути Сгириаоеопа Ю.С. [9] СолдаэоеаэУ.,ШмяпникэвВ.Н. 01е]
5. Рефлексивно-оценочный Способность к самостоятельному осознаниюилo0ллoнвгпо н толн нуо аствпифро-вых технологий Спирироноиа Ю.С. "9], СеудааспиГУ., Шляпников В.Н. [10]
над статьей применялись следующие методы исследования: анализ литературы, законодательных и нормативно-правовых документов, посвященных вопросам цифровой компетентности и роли учителя в современной образовательной среде, экспериментальная работа. Исследование цифровой компетентности учителей в контексте их профессиональной деятельности представляет собой актуальную научную задачу, решение которой способствует повышению качества образовательного процесса. Научная новизна исследования заключается в уточнении компонентного состава цифровой компетентности современного учителя. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации знаний о содержательной характеристике и компонентном составе цифровой компетентности современного учителя. Практическая значимость исследования заключается в представлении результатов экспериментальной работы по формированию цифровой компетентности будущего учителя, которые могут найти применение в современной системе образования.
Термин «цифровая компетентность» раскрывается в трудах ГУ. Солдато-вой, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказовой, Е.Ю. Зотовой и др. как «способность и готовность педагогических кадров к выполнению трудовых функций, соответствующих действующим в сфере образования профессиональным стандартам с учетом актуальных задач государственной политики РФ в сфере образования и текущего уровня развития цифровых технологий» [3; 4; 5]. Из представленных характеристик термина видно, что цифровая компетентность учителя включает в себя ряд способностей, связанных с использованием технологий в образовательном процессе, а именно: технические навыки - умение пользоваться компьютером, мобильными устройствами, оргтехникой, понимание их работы; информационная грамотность, которая предполагает умения в поиске, оценке, анализе и использовании информации из различных источников.
В научно-педагогической литературе можно выделить структуру цифровой компетентности (табл. 1) как совокупность ряда компетенций: общепользовательская, общепедагогическая, предметно-педагогическая [6], информационная [7; 8; 9], коммуникативная [7; 9], техническая [7], потребительская [7; 8], профес-сионально-деятельностная компетентность [9].
Необходимость уточнения компонентного состава цифровой компетентности обусловлена целесообразным подбором диагностических методик для проведения экспериментальной работы. Компонентный состав цифровой компетентности учителя изучался отечественными и зарубежными исследователями: Ю.С. Спиридоновой, Г.У. Солдатовой, В.Н. Шляпниковым, S. Martin, A. Lopez-Rey. Анализ научно-педагогической литературы позволил выявить компонентный состав цифровой компетентности учителя, представленный в табл. 2.
Из проведенного анализа научно-педагогической литературы видно, что для успешного применения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в образовательном процессе учитель должен обладать комплексом цифровых навыков, который включает в себя такие элементы, как знание основ цифровой культуры, умение работать с информацией в цифровом формате и эффективное использование цифровых технологий в учебной деятельности.
В нашем исследовании использовалась методика European Digital Competence Framework 2.0 для определения уровня сформированности цифровой компетентности будущих педагогов. Методика включает в себя 6 ключевых блоков: исследование профессиональных обязанностей учителя в цифровой образовательной среде, блок вопросов на знание и умение использовать цифровые ресурсы в педагогической деятельности, блок вопросов на выявление умений учителя осуществлять оценку учебных результатов обучающихся с учетом применения цифровых инструментов, а также блок вопросов на выявление умений педагога развивать цифровые компетенции учащихся. В основе данной методики также представлена уровневая характеристика сформированности цифровой компетентности - новичок, исследователь (низкий уровень), интегратор, эксперт (средний уровень), лидер, новатор (высокий уровень).
Представим результаты констатирующего этапа экспериментальной работы на рис. 1.
На рис. 1 видно, что из числа респондентов в контрольной и экспериментальной группах преобладает низкий - 39,7% (ЭГ), 41,2% (КГ) и средний 38,1%
(ЭГ), 39,6% (КГ) уровни. Констатирующий этап экспериментальнойработы на-гляднопоказапнеобходимость в иовышениа показаталейвытакого^оннгсф ор-мированности цифровой компетентности у респондентов экспериментальной группы.
С этой целью была разработана и внедрена в образовательный процесс вуза учебн ая дис циплинапо выбору«Функционально-ролевойрепертуар сов ременного учителя».Дончоч ун«чйплина напранлелр со формерюваниа рифро-йоуколтетенуностисочетомвыяпенбых в науинп-етдагогибеской литературе компонентов - когнитивного, деятельностного, технологического, мотивацион-но-линностнорб уплфлеяоивиа-оцрночноге. Особое ьниманна удтлялось иасле-доитивиг рехноллчачеееия умруиИ, «окиа гор уменнеиспплинвилон обраиова-телнивю елaгфoуаы (ноиримру, абpaзонатурпный л ^[ЛУ), нруводить лнлуйн-звй«тия и эффепоинно изaибoдeйcтвoаррп с у-оаиками в цифровом простнннстлн. Добавим, нтоцинфсенне чоопетннтннснс тнраетважвую роть в фороировансс флук-|ннн^н1Ин(Ио|3(нл^Е10Г0 оeнeуеTУCa солременного пчнниля -еюдератор)-, онороикотн^ убpнергугеларoй лл«тьс-ллaтфеpмнl, л«в«аботчика ефазниптольных т°аеато|-нИ б ннфтоним тфасонатель-ох нуодс.
Пoвтopнтудиoгиеотикaypoнуяофллмилoвaиеocул унфpриoй иемпетеитно-сти стини рлннондкнтонэкспунмменьодьтоНгоуьпыиоменоннсеЕигореае Дigital C»mуotenаeFramаоrorа 2.0 н» сoй«poлниoм этапеислладованим показана поло-житиоьнуюдинaмoвл Пpeдcтавид cpнсоенeлиным резулитаты конртатнунющого и роиуаельнoгт дп«аoвчприepимеоролинoеpоноты нарис У|
ЭГ (конст.этап) КГ (конст.этап) ЭГ (контр.этап) КГ (контр.этап) высокий уровень я Средний уровень "5 Низкий уровень
Рис. 2. Сравнительныерезультатыконтрольного этапаэкспериментальной работы по методике European Digital Competence Framework 2.0, %
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
i> Экспериментальная группа * Контрольная группа
Рис. 1. Уезулитаты тсгстатэрующеге этэгсэкспеунмегэнльниИ пэботы по методике European Digital Competence Framework 2.0, %
На рис. 2 видно, что после проведения формирующего этапа экспериментальной работы значительно изменились показатели уровней сформированно-сти цифровой компетентности в экспериментальной группе. На высоком уровне изменились значения с 22,2% до 54%, на среднем - с 38,1% до 27%, на низком с 39,7% до 19%.
Таким образом, проведенный анализ научно-педагогической литературы позволил нам определить содержательную характеристику цифровой компетентности и ее компонентный состав как одной из составляющих функционально-ролевого репертуара современного учителя. Представленные результаты исследования
Библиографический список
уровня сформированности цифровой компетентности будущих педагогов являются практически значимыми в аспекте разработки учебных дисциплин, направленных на формирование профессиональных умений и навыков в цифровой образовательной среде. Перспективу дальнейших исследований в области развития цифровой компетентности современного учителя составляют изучение ее компонентов и диагностического инструментария для ее измерения. Мы делаем вывод, что развитие цифровой компетентности современного учителя является ключевым аспектом его профессионального роста с позиции выполнения им функционально-ролевого репертуара в условиях цифровой образовательной среды.
1. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда на 2019-2024 годы». Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/
2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Available at: https://base.garant.ru/71670570/
3. Солдатова Г.У, Нестик Т. А., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. Москва: Фонд Развития Интернет, 2013.
4. Ломаско П.С., Симонова А.Л. Основополагающие принципы формирования профессиональной ИКТ-компетентности педагогических кадров в условиях смарт-образо-вания. Вестник ТГПУ. 2015; № 7 (160): 78-84.
5. Петрова В.С., Щербик Е.Е. Измерение уровня сформированности цифровых компетенций. Московский экономический журнал. 2018; № 5 (3): 237-244.
6. Картукова А.А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога. Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: сборник материалов участников конференции. Санкт-Петербург: Международные образовательные проекты, 2019: 8-11.
7. Солдатова ГУ., Рассказова Е.И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн. Национальный психологический журнал. 2016; № 2 (22): 50-60.
8. Дудина О.В., Горубнова Т.В. Цифровая грамотность будущих педагогов-психологов. Современные проблемы науки и образования. 2022; № 5: 45-49.
9. Ковчур С.А. Формирование цифровых компетенций преподавателей в условиях реализации программы повышения квалификации. Available at: https://clck.ru/3AWPV5
10. Спиридонова Ю.С. Понятие и структура цифровой компетентности будущих педагогов. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 79-2.
11. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Цифровая компетентность российских педагогов. Психологическая наука и образование. 2015; Т. 20, № 4: 5-18.
12. Martin S., Lopez-Martin E., Lopez-Rey A. et al. Analysis of New Technology Trends in Education: 2010-2015. IEEE Access. 2018. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/326072974_Analysis_of_new_technology_trends_in_ education_2010-2015
References
1. Federal'nyjproekt «Cifrovaya obrazovatel'naya sreda na 2019-2024 gody». Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/
2. Strategiya razvitiya informacionnogo obschestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody. Available at: https://base.garant.ru/71670570/
3. Soldatova G.U., Nestik T.A., Zotova E.Yu. Cifrovaya kompetentnost'podrostkov iroditelei. Rezul'taty vserossiiskogo issledovaniya. Moskva: Fond Razvitiya Internet, 2013.
4. Lomasko P.S., Simonova A.L. Osnovopolagayuschie principy formirovaniya professionals IKT-kompetentnosti pedagogicheskih kadrov v usloviyah smart-obrazovaniya. Vestnik TGPU. 2015; № 7 (160): 78-84.
5. Petrova V.S., Scherbik E.E. Izmerenie urovnya sformirovannosti cifrovyh kompetencii. Moskovskii'ekonomicheskiizhurnal. 2018; № 5 (3): 237-244.
6. Kartukova A.A. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda kak faktor professional'nogo razvitiya pedagoga. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda: novye kompetencii pedagoga: sbornik materialov uchastnikov konferencii. Sankt-Peterburg: Mezhdunarodnye obrazovatel'nye proekty, 2019: 8-11.
7. Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Modeli cifrovoi kompetentnosti i deyatel'nost' rossiiskih podrostkov onlain. Nacional'nyipsihologicheski!zhurnal. 2016; № 2 (22): 50-60.
8. Dudina O.V., Gorubnova T.V. Cifrovaya gramotnost' buduschih pedagogov-psihologov. Sovremennyeproblemynaukiiobrazovaniya. 2022; № 5: 45-49.
9. Kovchur S.A. Formirovanie cifrovyh kompetencij prepodavatelej v usloviyah realizacii programmy povysheniya kvalifikacii. Available at: https://clck.ru/3AWPV5
10. Spiridonova Yu.S. Ponyatie i struktura cifrovoj kompetentnosti buduschih pedagogov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 79-2.
11. Soldatova G.U., Shlyapnikov V.N. Cifrovaya kompetentnost' rossijskih pedagogov. Psihologicheskaya nauka iobrazovanie. 2015; T. 20, № 4: 5-18.
12. Martin S., Lopez-Martin E., Lopez-Rey A. et al. Analysis of New Technology Trends in Education: 2010-2015. IEEE Access. 2018. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/326072974_Analysis_of_new_technology_trends_in_ education_2010-2015
Статья поступила в редакцию 14.05.24
УДК 378.046.4
Ilyasov D.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk Institute for Educational Development
(Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Barabas A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Rector, Chelyabinsk Institute for Educational Development (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Selivanova E.A., Cand. of Sciences (Psychology), Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk Institute for Educational Development
(Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO THE TEACHER IN SUPPORTING STUDENTS IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES. The article discusses the importance of conducting career guidance work at school at a higher quality level, and proposes to increase students' interest in teaching profession by creating specialized psychological and pedagogical classes. Based on theoretical analysis, the article examines the experience of organizing and functioning psychological and pedagogical classes in the Russian Federation, and identifies problems of teachers who carry out career guidance activities in these classes. It postulates the need for pedagogical assistance to the teacher in support of students in psychological and pedagogical classes. The work reveals the necessity to provide formal and informal advanced training for teachers, integration of scientific knowledge and effective pedagogical practices. The result of the study is a characteristic of the internship program, describing the substantive and organizational aspects of pedagogical assistance to teachers who plan to work in psychological and pedagogical classes. The program topics are described, recommendations for its implementation are given, and teacher training methods are disclosed. The possibilities of informal education in expanding the psychological and pedagogical knowledge of teachers through the activities of online professional communities are also shown.
Key words: pedagogical assistance, advanced training, students of psychological and pedagogical classes, teacher of general education organization, internship program, online professional community
Д.Ф. Ильясов, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии, Челябинский институт развития образования, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
А.А. Барабас, канд. пед. наук, ректор, Челябинский институт развития образования, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
Е.А. Селиванова, канд. психол. наук, доц., Челябинский институт развития образования, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЮ В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ
В статье говорится о важности проведения профориентационной работы в школе на более качественном уровне, предлагается повышать интерес у обучающихся к педагогической профессии за счет создания профильных психолого-педагогических классов. На основе теоретического анализа рассматривается опыт организации и функционирования в Российской Федерации психолого-педагогических классов, определяются проблемы учителей, осуществляющих профориентационную деятельность в данных классах. Постулируется необходимость педагогического содействия учителю в сопровождении