Научная статья на тему 'Цифровая идентичность как условие бытия человека в цифровом обществе'

Цифровая идентичность как условие бытия человека в цифровом обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая идентичность / цифровое общество / цифровая культура / цифровизация / цифровой след / цифровой профиль / digital identity / digital society / digital culture / digitalization / digital footprint / digital profile

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Крайнов Андрей Леонидович

Введение. Статья посвящена проблеме цифровой идентичности. Развитие информационного общества и процессов цифровизации ставит перед каждым пользователем сети Интернет задачу соответствия цифрового профиля его реальному обладателю. Зачастую существует большая разница между реальным человеком и его цифровыми аватарами, что приводит к не только к путанице и неоднозначному восприятию нарратора и автора со стороны другого, но и к деперсонализации автора. Теоретический анализ. Наличие цифровой идентичности позволяет успешно самореализоваться в виртуальном пространстве и в реальном мире, будь то трудоустройство или поиск спутника жизни. Тем не менее развитие искусственного интеллекта и нейросетей позволяет создавать множество фейков, выдавать одного нарратора за другого, подменять образ автора. С другой стороны, желание автора создать себе иной виртуальный образ в силу ряда комплексов или интриг может привести к раздвоению личности. Заключение. Современные процессы цифровизации подводят к осознанию необходимости цифровой идентичности. Формирование цифровой идентичности может проходить авторитарным способом и более мягким образовательным. В любом случае ее наличие даст пользователю цифровой среды неоспоримые преимущества в личной и профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital identity as a condition of human existence in a digital society

Introduction. The article is devoted to the problem of digital identity. The development of the information society and digitalization processes poses to each Internet user the challenge of matching the digital profile to its real owner. There is often a big difference between a real person and his digital avatars, which leads not only to confusion and ambiguous perception of the narrator and the author by the other, but also to depersonalization of the author. Theoretical analysis. Having a digital identity allows you to successfully self-realize in the virtual space and in the real world, be it finding a job or finding a life partner. However, the development of artificial intelligence and neural networks makes it possible to create many fakes, impersonate one narrator for another, and replace the image of the author. On the other hand, the author's desire to create a different virtual image for himself due to a number of complexes or intrigues can lead to a split personality. Conclusion. Modern digitalization processes lead to the awareness of the need for digital identity. The formation of digital identity can take place both in an authoritarian way and in a softer educational way. In any case, its presence will give the user of the digital environment undeniable advantages in personal and professional activities.

Текст научной работы на тему «Цифровая идентичность как условие бытия человека в цифровом обществе»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 137-141 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 2, pp. 137-141

https://phpp.sgu.ru

https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-2-137-141

EDN: IUAYMG

Научная статья УДК 316.612:004.738.5

Цифровая идентичность как условие бытия человека в цифровом обществе

А. Л.Крайнов

Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н. И. Вавилова, Россия, 410012, проспект им. Петра Столыпина, зд. 4, стр. 3

Крайнов Андрей Леонидович, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук, krainoval@sgau.ru, https:// orcid.org/0000-0002-2129-0065

Аннотация. Введение. Статья посвящена проблеме цифровой идентичности. Развитие информационного общества и процессов циф-ровизации ставит перед каждым пользователем сети Интернет задачу соответствия цифрового профиля его реальному обладателю. Зачастую существует большая разница между реальным человеком и его цифровыми аватарами, что приводит к не только к путанице и неоднозначному восприятию нарратора и автора со стороны другого, но и к деперсонализации автора. Теоретический анализ. Наличие цифровой идентичности позволяет успешно самореализоваться в виртуальном пространстве и в реальном мире, будь то трудоустройство или поиск спутника жизни. Тем не менее развитие искусственного интеллекта и нейросетей позволяет создавать множество фейков, выдавать одного нарратора за другого, подменять образ автора. С другой стороны, желание автора создать себе иной виртуальный образ в силу ряда комплексов или интриг может привести к раздвоению личности. Заключение. Современные процессы цифровизации подводят к осознанию необходимости цифровой идентичности. Формирование цифровой идентичности может проходить авторитарным способом и более мягким образовательным. В любом случае ее наличие даст пользователю цифровой среды неоспоримые преимущества в личной и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: цифровая идентичность, цифровое общество, цифровая культура, цифровизация, цифровой след, цифровой профиль

Для цитирования: Крайнов А. Л. Цифровая идентичность как условие бытия человека в цифровом обществе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 137-141. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-2-137-141, EDN: IUAYMG

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Digital identity as a condition of human existence in a digital society

Saratov State University of Genetics, Biotechnology and Engineering named after N. I. Vavilov, building 4, block 3 Peter Stolypin Avenue, Saratov 410012, Russia

Andrey L. Kraynov, krainoval@sgau.ru, https://orcid.org/0000-0002-2129-0065

Abstract. Introduction. The article is devoted to the problem of digital identity. The development of the information society and digitalization processes poses to each Internet user the challenge of matching the digital profile to its real owner. There is often a big difference between a real person and his digital avatars, which leads not only to confusion and ambiguous perception of the narrator and the author by the other, but also to depersonalization of the author. Theoretical analysis. Having a digital identity allows you to successfully self-realize in the virtual space and in the real world, be it finding a job or finding a life partner. However, the development of artificial intelligence and neural networks makes it possible to create many fakes, impersonate one narrator for another, and replace the image of the author. On the other hand, the author's desire to create a different virtual image for himself due to a number of complexes or intrigues can lead to a split personality. Conclusion. Modern digitalization processes lead to the awareness of the need for digital identity. The formation of digital identity can take place both in an authoritarian way and in a softer educational way. In any case, its presence will give the user of the digital environment undeniable advantages in personal and professional activities.

Key words: digital identity, digital society, digital culture, digitalization, digital footprint, digital profile

For citation: Kraynov A. L. Digital identity as a condition of human existence in a digital society. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 2, pp. 137-141 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-2-137-141, EDN: IUAYMG

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

A. L. Kraynov

© Крайнов А. Л., 2024

Введение

Проблема цифровой идентичности с каждым годом становится все актуальнее, что обусловлено развитием нейросетей и искусственного интеллекта, а также различных технологий создания дипфейков на их основе. Технологические новшества с легкостью позволяют ввести в заблуждение целевую аудиторию, выдав ложную информацию в цифровом профиле за истину. Этот прием используется для организации всякого рода мошенничества в виртуальной среде, цель которого - извлечение материальных благ и выгод. Усугубляет положение наличие анонимности в Интернете и желание отдельных пользователей создать себе иной цифровой образ в силу психологических особенностей своей личности.

Цифровая идентичность подразумевает установление соответствия между реальным пользователем цифровых технологий и его цифровым следом, т. е. всей совокупности действий в цифровой среде. В данном случае можно провести аналогию между цифровой идентичностью и логическим законом тождества, требующим, чтобы всякое высказывание (в нашем случае пользователь Интернета) сохраняло свои первоначальное значение и форму на протяжении всего процесса рассуждения.

Значимость исследуемой проблеме придает факт хранения важных персональных данных в цифровых профилях пользователей цифровых услуг. Утрата этих данных может привести к негативным и даже опасным последствиям для пользователя.

Цель исследования - проанализировать феномен цифровой идентичности, выявить причины, способствующие ее отсутствию, и способы ее реализации.

Новизна исследования обусловлена современными требованиями идентификации личности в цифровой среде.

Материалы исследования могут быть использованы при подготовке курсов по социальной философии.

Теоретический анализ

Анализ проблемы цифровой идентичности позволил выявить четыре причины ее отсутствия: психологическую, компетентностную, преднамеренную и «искусственную», когда виновником отсутствия цифровой идентично-

сти является искусственный интеллект. Данное деление условно, но оно показывает четыре доминирующих мотива, руководствуясь которыми, пользователь цифрового контента искажает информацию о себе, формируя ложный образ себя в глазах другого.

Психологическая причина отсутствия цифровой идентичности довольно распространена и связана с желанием пользователя цифрового контента создать себе воображаемый образ. Как правило, в основе подобного мотива лежат различные комплексы и неудовлетворенность своим социальным положением. С другой стороны, социальные сети задают тренд успешности, к которому волей-неволей стремятся их пользователи. Все хотят создать себе образ богатых и знаменитых и выставить себя в лучшем свете. Согласно А. В. Коневой в процессе виртуализации бытия человек трансформирует свое реальное «Я» в «Я-желаемое», которое становится компенсаторным механизмом его пребывания в виртуальности [1, с. 20]. При этом «Я-желаемое» облекается во множество образов, показывающих этого человека иным в глазах других. Более того, в реальной жизни данный цифровой профиль способствует трансформации социального поведения его носителя, который стремится соответствовать модифицированному виртуальному «Я», что в крайних случаях приводит к утрате своей идентичности и деперсонализации.

По мнению Л. В. Мурейко, деперсонализация человека в условиях информационного общества сводится не только к его унификации, но и к исчезновению индивидуальности в угоду стандартам массовой культуры [2, с. 53]. Усредненный человек идентифицирует себя со стереотипами массового информационного общества, от которого приобретает полную зависимость на физическом уровне, выражающуюся в постоянном взаимодействии с гаджетом, и на психическом уровне, проявляющуюся в формировании у него мозаичного рассеянного сознания и клипового мышления.

О цифровой трансформации, возникающей в процессе длительного пользования информационными технологиями, сводящейся к утрате субъективности и аутентичности, пишет Л. Н. Соловьева [3, с. 77]. Непрерывная самоидентификация, сопровождающая человека во множестве пространств виртуальной реальности, рано или поздно может привести к утрате им своего «Я» [3, с. 79]. В виртуальном мире

перманентной симуляции копия становится главнее оригинала, создаваемый цифровой образ - главнее его реального владельца. Оскар Уайльд задолго до возникновения проблемы цифровой идентичности описал подобный феномен в романе «Портрет Дориана Грея». И. О. Щедрина обозначает проблему разграничения автора и нарратора, связанную с мифотворчеством человека о самом себе в виртуальном пространстве, приводящем к множеству образов автора [4, с. 127]. Каждый из них есть результат наррати-ва, каждый их них по-своему правдив, но итогом подобной мультипликации становится размытие цифровой идентичности. Побег от реальности в цифровое мета-пространство порождает цифровых двойников автора, таких же реальных для виртуальной среды, как и он сам.

Компетентностная причина отсутствия цифровой идентичности обусловлена недостаточными знаниями, умениями и навыками у пользователя цифрового контента виртуального пространства. Она непосредственным образом связана с образовательным процессом, а целевая аудитория пользователей, чьи цифровые профили не идентичны их владельцам, главным образом, представлена детьми, пенсионерами и необразованными людьми в сфере информационных технологий.

Особый интерес для настоящего исследования представляют преднамеренная и искусственная причины, так как они являются источником практически всех угроз и рисков виртуальности. В обоих случаях отсутствия цифровой идентичности преследуется цель ввода в заблуждение целевой аудитории или конкретного объекта. Данный прием, как правило, применяют мошенники с целью получения от него необходимой информации, использование которой принесет им материальную выгоду. В первом случае они сами вручную создают фейковый профиль, во втором - используют искусственный интеллект.

Фейковые цифровые профили в Интернете - бич не только БММ-щиков, вынужденных ежечасно от них отбиваться, так как наличие фейковых подписчиков понижает рейтинг продвигаемого ресурса, но и серьезная социальная проблема. Мошенники, создающие их, нередко используют технологии социальной инженерии для выуживания информации о пользователе личного характера с целью заставить его добровольно расстаться с материальными ценностями.

Ярким примером использования ней-росетей для привлечения подписчиков (потенциальных жертв) являются фейковые аккаунты голливудских звезд в социальных сетях компании Meta (запрещена на территории Российской Федерации). При проявлении минимального интереса к известной персоне со стороны пользователя (проставление лайка) его аккаунт тотчас начинают атаковать десятки чат-ботов, преследуя цель во время беседы вывести «жертву» в сторонние мессенджеры, чтобы узнать реальный номер ее телефона. Некомпетентный пользователь будет думать, что реально общается со звездой и попадет под влияние искусственного интеллекта и мошенников. Далее чат-боты просят переслать им настоящее фото пользователя, расспрашивают подробно об информации личного характера и персональных данных, флиртуют, а итогом такой беседы всегда становится просьба сделать пожертвование (donation) звезде, желательно в криптовалюте. Автор статьи на личном опыте испытал все особенности беседы с такими чат-ботами, имея неосторожность пролайкать несколько фотографий Шарлиз Терон, Камерон Диас и Дженнифер Энистон на официальных верифицированных аккаунтах.

Способствует торжеству социальной инженерии в современных реалиях такой феномен, как лайфлоггинг - фиксация всех событий своей жизни с помощью гаджетов и публичная демонстрация их в социальных сетях [5, с. 132-133]. При этом на всеобщее обозрения выставляются не только фото и видео лайфлоггера, но и геометки, время съемки, что дает возможность ней-росетям и мошенникам собрать полную информацию о социальном портрете потенциальной жертвы: дате рождения и увлечениях, местах работы и учебы, времени и продолжительности активности в Интернете и за его пределами, привычках и интересах, друзьях и коллегах по работе. Таким образом, лайфлоггер сам делает себя мишенью скаммеров.

Заключение

Несмотря на рассмотренные примеры отсутствия цифровой идентичности, современные процессы цифровизации постепенно подводят пользователя цифрового пространства к осознанию необходимости ее наличия, к пониманию того, что цифровая идентичность является условием бытия человека в цифровом обществе.

Можно выделить два подхода к решению проблемы формирования цифровой идентичности. Первый, довольно авторитарный и жесткий, связан с принуждением государством своих граждан навести порядок в своих цифровых профилях [6]. Еще в 2013 г. Лига безопасного Интернета внесла предложение использовать паспорт для пользования глобальной сетью, а в 2023 г. в России данный вариант рассматривался как способ защиты Рунета и его пользователей от фейков [7]. Сегодня многие социальные сети, например ВКонтакте, предлагают пользователям верифицировать свой цифровой профиль, подключив к нему Госуслуги или ряд других официальных сервисов, что равносильно использованию паспорта.

Достаточно авторитарная политика формирования цифровой идентичности проводится в Китае. Согласно А. А. Петрову Китай на государственном уровне проводит верификацию населения в цифровом пространстве через ско-ринговую систему социального доверия [7, с. 17]. Без подтвержденного цифрового профиля китаец просто не сможет осуществить большинство операций повседневной жизнедеятельности, так как все они связаны с активностью в цифровом пространстве.

Второй подход к решению проблемы цифровой идентичности связан с формированием у граждан цифровой культуры как совокупности необходимых компетенций для работы в цифровом пространстве. Данный подход реализуется через систему образования посредством организации и проведения различных (в зависимости от целевой аудитории) курсов цифровой грамотности. Огромную роль организационной цифровой культуры вуза как источника цифровой грамотности не только его сотрудников и обучающихся, но и всех заинтересованных лиц, подчеркивает А. В. Глузман [8, с. 52]. Развитие цифровых компетенций позволит избежать многих рисков цифровизации, повысит осознанность своих действий в виртуальном пространстве, что неизбежно приведет к увеличению процентной доли идентичности цифровых профилей своим владельцам.

Очевидные преимущества цифровой идентичности - это повышение уровня доверия к вашему цифровому профилю со стороны пользователей цифрового пространства, потенциальных работодателей, бизнес-партнеров, рекламодателей и прочих участников цифровой среды; повышение безопасности цифрового профиля

от взлома и прочих действий мошенников; возможность заниматься электронной коммерцией и обращаться с запросами в госорганы. Преимуществ от наличия цифровой идентичности, несомненно, больше, чем от ее отсутствия.

Список литературы

1. Конева А. В., Лисенкова А. А. Матрица идентичности в цифровую эпоху: социальные вызовы преодоления анонимности // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 35. С. 14-28. https://doi. org/10.17223/22220836/35/2

2. Мурейко Л. В. Процессы деперсонализации человека в информационном обществе в контексте исследований «искусственного интеллекта» // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Философия. Социология». 2008. Т. 21 (60), № 1. С. 48-54.

3. Соловьева Л. Н. Идентичность в условиях цифровой трансформации // Общество: философия, история, культура. 2022. № 11 (103). С. 76-81. https://doi. org/10.24158/fik.2022.11.12

4. Щедрина И. О. Идентичность в цифровом пространстве: нарратив между когнитивным и экзистенциальным // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2023. № 3 (65). С. 124-129. https://doi.org/10.24866/1997-2857/2023-3/124-129

5. Храмова Л. С. Персональная идентичность в эпоху цифровой трансформации // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2023. № 4. С. 130-135. https://doi. org/10.25198/2077-7175-2023-4-130

6. Авдеев Р. В России создадут суверенный интернет со входом по паспорту и безопасными сайтами. URL: https://3dnews.ru/1088486/do-kontsa-goda-v-rossii-nachnut-testirovat-suverenniy-internet-s-bezopasnimi-servisami-i-vhodom-po-personalnomu-identifikatoru (дата обращения: 31.01.2024).

7. Петров А. А. Китайский цифровой профиль или скоринговая система социального доверия // Chronos. 2020. № 8 (47). С. 11-24.

8. Глузман А. В., Тимиргалеева Р. Р., Переверзев М. В. Модель формирования и развития цифровой культуры вуза // Гуманитарные науки. 2021. № 2 (54). С. 51-56.

References

1. Koneva A. V., Lisenkova A. A. The identity matrix in the digital age: Social challenges to overcome the anonymity. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Kulturologiya i iskusstvovedenie [Bulletin of Tomsk State University. Cultural studies and art history], 2019, no. 35, pp. 14-28 (in Russian). https://doi. org/10.17223/22220836/35/2

2. Mureyko L. V. Depersonalisation processes in informational society in terms of "artificial intelligence" researches. Uchenye zapiski Tavricheskogo natsionalnogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Seriya «Filosofiya. Sotsiologiya» [Scientific notes of the Taurida National University named after V. I. Vernadsky. Series "Philosophy. Sociology"], 2008, vol. 21 (60), no. 1, pp. 48-54 (in Russian).

3. Soloveva L. N. Identity in the context of digital transformation. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kultura [Society: Philosophy, History, Culture], 2022, no. 11 (103), pp. 76-81 (in Russian). https://doi. org/10.24158/fik.2022.11.12

4. Shchedrina I. O. Identity in the digital space: Narrative between the cognitive and the existential. Gumani-tarnye issledovaniya v Vostochnoy Sibiri i na Dalnem Vostoke [Humanities research in the Russian Far East], 2023, no. 3 (65), pp. 124-129 (in Russian). https://doi. org/10.24866/1997-2857/2023-3/124-129

5. Khramova L. S. Personal identity in the era of digital transformation. Intellekt. Innovatsii. Investitsii [Intelligence. Innovation. Investments], 2023, no. 4, pp. 130-135 (in Russian). https://doi.org/10.25198/2077-7175-2023-4-130

6. Avdeev R. V Rossii sozdadut suverennyy internet so vkhodom po pasportu i bezopasnymi saytami (In Russia they will create a sovereign Internet with passport entry and secure sites). Available at: https://3dnews. ru/1088486/do-kontsa-goda-v-rossii-nachnut-testirovat-suverenniy-internet-s-bezopasnimi-servisami-i-vhodom-po-personalnomu-identifikatoru (accessed 31 January 2024) (in Russian).

7. Petrov A. A. Chinese digital profile or social trust scoring system. Chronos, 2020, no. 8 (47), pp. 11-24 (in Russian).

8. Gluzman A. V., Timirgaleeva R. R., Pereverzev M. V. Model for the formation and development of a university's digital culture. Gumanitarnye nauki [Humanities], 2021, no. 2 (54), pp. 51-56 (in Russian).

Поступила в редакцию 02.02.2024; одобрена после рецензирования 09.02.2024; принята к публикации 02.05.2024 The article was submitted 02.02.2024; approved after reviewing 09.02.2024; accepted for publication 02.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.