Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА: ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА: ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / DIGITAL LITERACY / TEACHER ADVANCED TRAINING / NON-FORMAL EDUCATION / GAMIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова В.А.

В статье предложено определение цифровой грамотности педагога и выделены некоторые проблемы ее формирования в системе повышения квалификации на основании анализа отечественных и зарубежных исследований в обозначенной области. Представлена региональная модель методической системы повышения квалификации в сфере цифровой грамотности, включающая институциональное обучение и методическую поддержку (формальное образование); развитие сетевых педагогических сообществ (неформальное образование); самообразование (информальное образование). В качестве результативного инструмента неформального образования приведен пример сетевого образовательного события для педагогов, реализующего принципы «горизонтальной» модели обучения и спроектированного как геймифицированная образовательная система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полякова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL LITERACY OF A TEACHER: OPPORTUNITIES OF THE REGIONAL ADVANCED TRAINING SYSTEM

The article dealth with the definition of digital literacy of a teacher and highlighted some of the problems of its formation in the system of teachers' advanced training based on the analysis of domestic and foreign studies of digital literacy. A regional model of the methodological system of advanced training in the field of digital literacy is presented. The system includes institutional training and methodological support (formal education); development of networked pedagogical communities (non-formal education); self-education (informal education). An example of a network educational event for teachers that implements the principles of a «horizontal» learning model and designed as a gaimified educational system is given as an effective tool for non-formal education.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА: ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА: ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В. А. ПОЛЯКОВА, кандидат педагогических наук, проректор по информатизации ВИРО им. Л. И. Новиковой (Владимир) kabinetrl@yandex.ru

В статье предложено определение цифровой грамотности педагога и выделены некоторые проблемы ее формирования в системе повышения квалификации на основании анализа отечественных и зарубежных исследований в обозначенной области. Представлена региональная модель методической системы повышения квалификации в сфере цифровой грамотности, включающая институциональное обучение и методическую поддержку (формальное образование); развитие сетевых педагогических сообществ (неформальное образование); самообразование (информальное образование). В качестве результативного инструмента неформального образования приведен пример сетевого образовательного события для педагогов, реализующего принципы «горизонтальной» модели обучения и спроектированного как геймифицированная образовательная система.

The article dealth with the definition of digital literacy of a teacher and highlighted some of the problems of its formation in the system of teachers' advanced training based on the analysis of domestic and foreign studies of digital literacy. A regional model of the methodological system of advanced training in the field of digital literacy is presented. The system includes institutional training and methodological support (formal education); development of networked pedagogical communities (non-formal education); self-education (informal education). An example of a network educational event for teachers that implements the principles of a «horizontal» learning model and designed as a gaimified educational system is given as an effective tool for non-formal education.

Ключевые слова: цифровая грамотность, повышение квалификации педагогов, неформальное образование, геймификация

Key words: digital literacy, teacher advanced training, non-formal education, gamification

Термин «цифровая грамотность» в отечественной науке появился относительно недавно (в 2010 году) и вошел в синонимичный ряд понятий, представленных в исследованиях в сфере информационных и коммуникационных технологий («информационная компетентность», «компьютерная грамотность», «ИКТ-

компетентность», «ИКТ-культура», «медиа-грамотность» и др.) [4].

Разработка концепций цифровой грамотности за рубежом ведет отсчет от монографии П. Гилстера «Цифровая грамотность» («Digital literasy»), которая вышла в 1997 году и определяла этот феномен как умение понимать и использовать ин-

формацию, предоставленную во множестве разнообразных форматов и широком круге источников, с помощью компьютеров. П. Гилстер включал в это понятие медиаграмотность, критическое мышление («осторожность»), указывал на необходимость коммуникации с другими пользователями, расширение креативных возможностей и активных паттернов поведения человека в Сети [10].

Развивая идеи П. Гилстера, Д. Бел-шоу выделяет восемь аспектов цифровой грамотности: культурный (cultural) — культура поведения в интернете: от сетевого этикета до защиты конфиденциальности; когнитивный (cognitive) — компьютерная грамотность, навыки работы с программами; конструктивный (constructive) — умение создавать медиапродукты в Сети при соблюдении авторских прав; коммуникативный (communicative) — навыки конструктивного общения в цифровой среде; уверенного использования (confident) — способность становиться полноправным членом интернет-сообщества; креативный (creative) — умение создавать нечто новое, используя онлайн-инструменты и среды; критический (critical) — анализ и оценка цифрового контента, инструментов и приложений; гражданский (civic) — способность использовать цифровую среду для самоорганизации [9].

Опираясь на гилстеровское понимание цифровой грамотности, Д. В. Денисов определяет ее как знания, умения и навыки в сфере информационных технологий, которые охватывают такие компетенции, как коммуникативные, информационные, креативные, инновационные, социальные [3].

Н. Д. Берман под цифровой грамотностью подразумевает набор знаний и умений, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета: «Цифровая грамотность — это способность человека использовать цифровые инструменты (в самом широком смысле) с пользой для себя» [2, c. 36]. Он выде-

ляет три составляющие: цифровые компетенции (например, навыки поиска в интернете, критическая оценка информации, умение создавать мультимедийный контент, использовать мобильные средства коммуникаций, онлайн-сервисы для получения услуг и товаров и др.), цифровое потребление (уровень доступности и использования цифровых технологий) и цифровую безопасность (владение навыками безопасной работы в Сети, культура и этика сетевого общения) [2].

А. Ю. Авдеев выделяет четыре аспекта цифровой грамотности: компьютерную грамотность (базовые знания и навыки работы на компьютере), информационную грамотность (навыки поиска, анализа и синтеза информации, создания информационного продукта), мультимедийную грамотность (создание материалов с помощью цифровых ресурсов); грамотность компьютерной коммуникации (онлайн-ком-муникация) [1].

А. В. Шариков, обобщая направления в исследовании и практическом применении концепта «цифровая грамотность» в России, рассматривает ее в семантическом пространстве технико-технологического или социогуманитарного конструкта и выделяет четыре компонента: «технико-прагматические возможности (утилитарные компетенции), содержательно-коммуникативные возможности (создание и интерпретация медиатекстов), технико-технологические угрозы и социопсихологические угрозы (навыки безопасного использования цифровых инструментов)» [8, с. 87].

Опираясь на зарубежные и отечественные исследования цифровой грамотности, сформулируем рабочее определение: цифровая грамотность — это совокупность компетенций в области компьютерных технологий и программного обеспечения (технологический компонент); в области поиска, анализа, оценки, представления ин-

«Цифровая грамотность — это способность человека использовать цифровые инструменты (в самом широком смысле) с пользой для себя» (Н. Д. Берман).

формации (информационный компонент); в области создания медиаконтента и цифровых инструментов (мультимедийный компонент); в области общения, решения проблем и сотрудничества в сети Интернет (социокоммуникативный компонент); в сфере позитивной мотивации к использованию цифровых инструментов (моти-вационный компонент); в области безопасного поведения в цифровой среде (компонент цифровой безопасности).

Рассматривая понятие цифровой грамотности применительно к педагогу, следует добавить компонент, касающийся его профессиональной деятельности, а именно умение применять цифровые технологии в педагогической практике. Методика применения цифровых инструментов разнообразна и зависит не только от специфики учебного предмета, но и от возраста обучающихся. Методический компонент включает также готовность и способность учителя развивать цифровую грамотность детей.

Таким образом, цифровая грамотность педагога состоит из семи компонентов: технологического, информационного, мультимедийного, социокоммуникативного, мотивационного, цифровой безопасности, методического.

Обратимся к проблемам развития цифровой грамотности педагога и рассмотрим возможные пути их решения в региональной системе повышения квалификации работников образования.

В процессе формирования цифровой грамотности преподавателей можно выделить ряд актуальных задач, касающихся мотивационно-го компонента. Так, Г. У. Солдатова и Е. И. Рассказова в своих исследованиях обнаружили существенный «разрыв» между общей мотивацией, определяющей направленность на деятельность по повышению цифровой компетентности, и спе-

Рассматривая понятие цифровой грамотности применительно к педагогу, следует добавить компонент, касающийся его профессиональной деятельности, а именно умение применять цифровые технологии в педагогической практике.

цифической мотивацией, определяющей «круг конкретных, специальных задач, возникающих в процессе активного использования интернета», наблюдающийся как у детей, так и у взрослых [7, с. 3]. В рекомендациях исследователей прозвучала мысль о необходимости формирования у обучающихся «конкретных целей и намерений» при реализации обучающих программ в сфере цифровой грамотности [7, с. 13].

Иными словами, перед системой повышения квалификации стоит задача создания условий для перевода общей мотивации педагога («очень хочу иметь высокий уровень цифровой грамотности») в специфическую («приступаю к конкретным действиям в этом направлении, четко представляю траекторию развития»).

Еще одна проблема — это сохранение полученных в ходе специально организованного обучения навыков использования цифровых инструментов. И. А. Колесникова сравнивает ситуацию, когда слушатели (в том числе и преподаватели), прошедшие обучение, не применяют полученные навыки и теряют уровень цифровой грамотности, с эффектом «возвратной неграмотности», зафиксированным в годы ликбеза (1920—1930) [5]. Следовательно, педагог нуждается в специально организованной деятельности по совершенствованию полученных в период обучения компетенций.

Попытки решить новые задачи при помощи традиционных педагогических средств и подходов, как правило, не дают положительных результатов, поэтому внимание ученых и практиков системы повышения квалификации привлекает сфера неформального образования, способная гибко реагировать на изменения цифровой образовательной среды и индивидуальные запросы обучающихся. Во Владимирском институте развития образования имени Л. И. Новиковой в течение последних пяти лет активно ведется работа по проектированию и апробации модели методической системы подготов-

ки педагогических и управленческих кадров в области использования цифровых технологий в профессиональной деятельности, основанной на идее интеграции формального, неформального и инфор-мального компонентов образования, которая включает в себя обучение на курсах повышения квалификации и методическую поддержку в межкурсовой период (формальное образование); деятельность сетевых педагогических сообществ (неформальное образование); самообразование (информальное образование).

Каждая из форм имеет свои преимущества: достоинством формального обучения является то, что это процесс, контролируемый экспертами; неформальное образование привлекает гибкостью по отношению к образовательному запросу; погружение в среду информального образования делает процесс обучения естественным для человека. Интеграция преимуществ разного вида образовательной деятельности позволяет максимально учитывать образовательные запросы и потребности обучающихся.

Следует заметить, что формальный компонент системы подготовки работников образования в области применения цифровых технологий претерпевает значительные изменения. Этому способствует модульная структура образовательных программ: инвариантные модули реализуют базовое содержание подготовки и соответствуют требованиям профессиональных стандартов (педагога или руководителя); вариативные модули ориентированы на углубление базового содержания либо на тематическое расширение подготовки.

Однако такие специфические умения, как, например, владение технологиями создания и организации деятельности профессиональных сообществ педагогов по обсуждению и решению профессиональных задач, на наш взгляд, невозможно сформировать у преподавателя в рамках формального обучения: необходимо создать условия для отработки практических

навыков работы в цифровой среде. Этому способствуют федеральные сайты сетевых профессиональных сообществ, региональные вики-сайты ^^Владимир, ПскоВики, ХабаВики и др.), профессиональные сообщества в социальных сетях («Фейсбук», «ВКонтак-те» и др.), где проводятся различные образовательные события (сетевые проекты, мастер-классы, тренинги, конкурсы и пр.), свою роль в которых (организатор, модератор, участник, наблюдатель) определяет сам педагог.

Наряду с неформальным обычно выделяют и информальное образование, которое может быть представлено различными формами: объединение в сообщества по интересам, хобби, создание открытых групп и блогов в социальных сетях; обмен знаниями и рейтингование профессионально значимой информации (система «лайков» и перепостов); интернет-выставки, аукционы, флешмобы, акции, дайджест значимых новостей в сфере цифровых технологий и др.

Очевидно, что данный вид образования довольно трудно поддается прямому влиянию со стороны формальных структур; здесь большое значение имеют профессионализм, личностные качества, авторитет работников системы повышения квалификации, которые привлекают ресурсы информального образования для формирования у преподавателей и руководителей позитивного отношения к применению цифровых технологий в образовании.

Построенное на идее диверсификации (многоуровневости и многоформенности), неформальное образование дает возможность педагогу или руководителю выбрать те образовательные события, которые соответствуют актуальному уровню его подготовленности, профессиональным потребностям, обеспечивая вариативность и мобильность подготовки. Графически

Интеграция преимуществ разного вида образовательной деятельности позволяет максимально учитывать образовательные запросы и потребности обучающихся.

модель методической системы подготов- ров в области использования цифровых ки педагогических и управленческих кад- технологий представлена на схеме.

Модель методической системы подготовки педагогических и управленческих кадров в области использования цифровых технологий в профессиональной деятельности

Целевой компонент модели

Цель: создание условий для развития цифровой грамотности педагогических и управленческих кадров системы образования

е н о п м о к

я

я:

а О

Формальное образование:

3 дифференциация образовательных программ повышения квалификации (модульная структура);

3 применение удаленного образовательного контента в очном и дистанционном обучении («виртуальные» организации дополнительного профессионального образования); 3 организация дистанционного консультирования в межкурсовой период и др.

Неформальное образование: 3 деятельность сетевых профессиональных сообществ (порталов);

3 школы молодого ученого, преподавателя лаборатории педагогического мастерства в сфере применения цифровых технологий;

3 сетевые тренинги, мастер-классы, открытые курсы дистанционного и мобильного обучения; 3 вебинары, интернет-конференции, баркемпы и др.;

3 внутриинституциональная система повышения квалификации в сфере цифровой грамотности образовательной организации (корпоративное обучение) и др.

Информальное образование: 3 объединение в сообщества по профессиональным интересам в социальных сетях; 3 обмен профессионально значимой информацией в сфере применения цифровых технологий в интернет-пространстве и др.

е н о п м о к

ь л

е т а

£

р

е д

о

о

В качестве иллюстрации приведем пример образовательного события из сферы неформального образования — виртуальный летний лагерь для педагогов «Вместе — к успеху!», который с 2014 года ежегодно проводится на региональном сайте проектной деятельности <^^Вла-димир» (http://wiki.vladimir.i-edu.ru) при поддержке ВИРО им. Л. И. Новиковой в целях повышения уровня цифровой грамотности. За пять лет количество участников выросло с 62 до 394.

Методологической основой события стала теория геймификации, которая предполагает применение игровых подходов в неигровых контекстах и потому способна любое занятие превратить в увлекательное действо, поддерживая мотиваци-онную сферу участников. Опираясь на методологию геймификации, организаторы игры определили основные принципы образовательного события: добровольность участия, работа в команде, постоянная обратная связь, возможность взаимопомощи, организация рефлексии и др. [6]. Обучение организовано в три смены. Первая смена — прохождение дистанционных мастер-классов и тренингов под руководством «вожатых»—опытных педагогов, методистов и преподавателей вузов («горизонтальная» модель обучения). Вторая смена — серия гуру-вебина-ров, в которых активное участие принимают признанные профессионалы и эксперты в области цифровизации образования. Третья смена — остросюжетная игра для педагогов как геймифицирован-ная обучающая система («Звездные войны», «Тимур и его команда», «Ах, лето!» и др.).

Для участия в работе лагеря создается страница на сайте «^^Владимир» («точка сбора» всех материалов проекта), организуется рекламная кампания, в том числе в социальных сетях. Участником проекта может стать педагог любого уровня образования из любой точки мира. Достаточно внести свои данные в таблицу самозаписи и выбрать опреде-

ленные роли: «наблюдателя», «участника», «вожатого»—с правом смены роли по своему желанию в течение всего проекта. В качестве «начальника лагеря» выступает организатор проекта. С «вожатыми» — ведущими дистанционных мастер-классов — ведется предварительная работа по обсуждению и коррекции обучающих материалов.

В течение четырех лет (с 2015 года) проводился анализ развития цифровой грамотности участников события по четырем компонентам (технологическому, социокоммуникативному, мотивационному, компоненту цифровой безопасности). Всего в опросе приняли участие 259 человек. По итогам работы школы участникам предлагалось ответить на вопросы анонимной анкеты, оценив степень эффективности мероприятий летнего лагеря по шкале от 0 до 10. Средний балл с точки зрения получения новых знаний и освоения новых компетенций в сфере цифровых и образовательных технологий (технологический компонент) составил 9,76; совершенствования навыков сетевой коммуникации в режиме асинхронного взаимодействия (социо-коммуникативный компонент) — 9,91; соответствия мероприятий летнего лагеря требованиям здоровьесбережения и информационной безопасности (компонент цифровой безопасности) — 9,69.

Кроме того, участники отвечали на вопрос, изменилось ли их отношение к применению цифровых инструментов в профессиональной деятельности и в повседневной жизни (мотивационный компонент). Ответ «да, я увидел(а) новые возможности» был получен от 61 % респондентов; «изменилось частично, я уточ-нил(а) для себя некоторые детали» — от 37%; «не изменилось»—2%. Иными словами, 98% участников образователь-

Виртуальный летний лагерь для педагогов «Вместе — к успеху!» с 2014 года ежегодно проводится на региональном сайте проектной деятельности <<WikiВладимир» при поддержке ВИРО им. Л. И. Новиковой в целях повышения уровня цифровой грамотности.

ного события ощутили его мотивирующий потенциал. О том, что сетевое событие достигло поставленных целей, также свидетельствуют отзывы педагогов, среди которых наиболее значимы для организаторов следующие: «По завершении лагеря я буду искать в Гугл+ знакомые фамилии. Общение не заканчивается, оно только начинается»; «Попробую придумать игру для учеников, используя полученный опыт».

Таким образом, анализируя возможности региональной системы повышения квалификации педагогов в области развития их цифровой грамотности, мы пришли к следующим выводам.

3 Методическая система повышения квалификации работников образования в

ЛИТЕРАТУРА _

сфере цифровой грамотности должна включать обучение на курсах повышения квалификации и методическую поддержку профессионального роста (формальное образование); развитие модерируе-мых сетевых педагогических сообществ (неформальное образование); самообразовательную деятельность и профессионально значимое общение в социальных сетях и мессенджерах (информальное образование).

3 Одним из результативных инструментов неформального образования является сетевое образовательное событие для педагогов, спроектированное как геймифицированная образовательная система и реализующее принципы «горизонтальной» модели обучения.

1. Авдеев, А. Ю. Современный подросток в пространстве информационных технологий: психологический аспект / А. Ю. Авдеев // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». — 2012. — № 3. — С. 67—72.

2. Берман, Н. Д. К вопросу о цифровой грамотности / Н. Д. Берман // Современные исследования социальных проблем. — 2017. — Т. 8. — № 6—2. — С. 35—38.

3. Денисов, Д. В. От цифровой грамотности к цифровой компетентности /Д. В. Денисов // Педагогические и социологические аспекты образования : материалы Международной научно-практической конференции. — Чебоксары : ИД «Среда», 2018. — С. 38—41.

4. Евстигнеев, М. Н. Этапы развития терминологического аппарата в области информатизации образования / М. Н. Евстигнеев // Вопросы методики преподавания в вузе. — 2014. — № 3 (17). — С. 198 — 211.

5. Колесникова, И. А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия / И. А. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век. — 2013. — № 2. — С. 1—14.

6. Полякова, В. А. Геймификация в образовании взрослых: виртуальный летний лагерь для педагогов / В. А. Полякова, О. А. Козлов//Современные Web-технологии образовательного назначения: перспективы и направления развития : сборник статей участников Международной научно-практической конференции (13—15 мая 2016 г., г. Арзамас). — Арзамас : Арзамасский филиал ННГУ, 2016. — С. 86—91.

7. Солдатова, Г. У. Мотивация в структуре цифровой компетентности российских подростков / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Национальный психологический журнал. — 2017. — № 1 (25). — С. 3—14.

8. Шариков, А. В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности / А. В. Шариков // Журнал исследований социальной политики. — 2016. — № 1. — С. 87—98.

9. Belshaw, D. The Essential elements of digital literacies / D. Belshaw. — URL: https:// findingheroes.co.nz/2015/06/11/digital-literacy-has-8-essential-elements/.

10. Gilster, P. Digital literacy / P. Gilster. — New York Wiley Computer Pub, 1997. — 276 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.