УДК 33:004
Экономические науки
Колмыков Александр Николаевич, студент 3 курса направления подготовки «Бизнес-информатика» экономического факультета НИ МГУ им. Н.П. Огарёва, г. Саранск e - mail: [email protected]
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация: В статье рассмотрено значение цифровой грамотности населения и ее влияние на развитие цифровой экономики. Исследован зарубежный опыт её достижения на примере Эстонии. Проанализирована динамика цифровой грамотности по данным за последние несколько лет.
Ключевые слова: цифровая грамотность, цифровая экономика, РОЦИТ, цифровые технологии, Интернет.
Abstract: The article considers the importance of digital literacy and its impact on the development of the digital economy. The foreign experience of its achievement on the example of Estonia is investigated. The dynamics of digital literacy according to data for the last few years is analyzed.
Keywords: digital literacy, digital economy, ROCIT, digital technologies, Internet.
Сегодня внимание правительства России, главным образом, сосредоточено на целях и задачах для перехода на цифровую экономику. Особое значение этой категории вопросов уделил президент РФ на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2017), слоган которого обозначен так: "В поисках нового баланса в глобальной экономике". В своём сообщении президент отметил готовность программы развития цифровой
экономики. Речь идёт о существующих программах развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2025 и 2035 годов. Отметив ключевое значение сферы информационных технологий, президент указал: "Мы намерены кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики, а по сути нам предстоит решить более широкую задачу, задачу национального уровня - добиться всеобщей цифровой грамотности" [1].
Цифровая грамотность - набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Данное определение дано региональной общественной организацией "Центр Интернет-технологий" (РОЦИТ) в рамках проекта "Цифровая грамотность". Изначально это понятие ввел американский писатель и журналист, инженер, Пол Гилстер в своей книге "Цифровая грамотность" еще в 1997 году. Рассматривая отечественный опыт и публикации, то рассматриваемое данное словосочетание крайне редко [2].
Анализируя программу «Развитие цифровой экономики в России до 2035 года", было установлено, что ключевое внимание направлению развития "цифровой грамотности" не уделяется. Отсюда следует, что вопрос развития компетентности населения в цифровой грамотности не получил должного внимания в программе, следовательно, это влечет риск возникования проблемы неумения населения регулярно использовать информационные средства или цифровые технологии, которые будут функционировать к 2025 и 2035 годам
[4].
Сформулированная проблема неграмотности населения в ИТ-сфере подтверждается опросами населения от ВЦИОМ и "Центра Интернет-технологий". Согласно собранным данным, на примере отказа населения от Интернета и от пользования мобильными устройствами, главными причинами цифрового аскетизма граждан РФ являются отсутствие денежных средств и отсутствие необходимых навыков и умений.
Рассматриваемая проблема также выделяется в работе Н. Д. Бермана. Автор статьи называет её острой, обосновывая тем, что "темпы
компьютеризации несколько опережают умения и навыки основной массы пользователей" [5].
В рассматриваемой предметной области положительным моментом можно отметить функционирование проекта "Цифровая грамотность", стартовавшего в 2015 году. Деятельность РОЦИТ в рамках этого проекта значительна: публикация просветительской информации об информационных технологиях, проведение ряда занятий для различных возрастных групп населения, реализация сотрудничества с администрациями регионов.
РОЦИТ выделяет три основные части, составляющие цифровую грамотность - цифровое потребление, цифровые компетенции, цифровая безопасность. Составляющие цифровой грамотности также подразделяются (таблица 1).
Цифровая грамотность
Цифровое потребление Цифровые компетенции Цифровая безопасность
использование интернет- навыки эффективного основы безопасности в
услуг для работы и жизни: пользования технологиями: сети:
■ Фиксированный ■ Поиск информации ■ Защита персональных
интернет ■ Использование данных
■ Мобильный интернет цифровых устройств ■ Надежный пароль
■ Цифровые устройства ■ Использование ■ Легальный контент
■ Интернет-СМИ функционала ■ Культура поведения
■ Новости социальных сетей ■ Репутация
■ Социальные сети ■ Финансовые ■ Этика
■ Госуслуги операции ■ Хранение
■ Телемедицина ■ Онлайн-покупки информации
■ Облачные ■ Критическое ■ Создание резервных
технологии восприятие копий
информации
■ Производство
мультимедийного
контента
■ Синхронизация
устройств
Таблица 1 - Цифровая грамотность и ее составляющие.
Проанализируем показатель цифровой грамотности и его динамику с момента ввода этого понятия в нашей стране - с 2015 года. Оценка этого
параметра реализуется в рамках одноименного проекта. При подсчете индекса цифровой грамотности учитывались 20 ключевых параметров, объединенных в 3 группы (цифровое потребление, цифровые компетенции, цифровая безопасность).
Положительная динамика роста интегрального показателя цифровой грамотности прослеживается в период с 2015 по 2017 г. согласно прозрачным данным РОЦИТ: в 2015 году индекс цифровой грамотности составлял - 4,79 из 10, в 2016 году - 5,42 из 10 (+6,3% за год), в 2017 году - 5,99 из 10 (+5,7% за год). Однако, в 2018 году РОЦИТ сообщает о резком снижении показателя цифровой грамотности россиян. На 2018 год показатель равен 4,52 из 10, (снижение на 14,7% за год). Это связано с тем, что в 2018 году население страны становится более вовлеченным в информационные процессы (например, количество россиян, пользующихся мобильным интернетом возросло на 16% за год), но исходя из развития ИТ-инфраструктуры, осознанность пользователей Интернета возросла вместе с уровнем критического мышления. Таким образом, российские пользователи оценивают свой уровень цифровой безопасности как низкий. Резкое снижение показателя цифровой безопасности определило внушительное падение цифровой грамотности в целом.
Анализируя компетентность населения в цифровом мире, важно отметить, что в России сформировался межпоколенческий информационный разрыв, созданный в 2005-2010 годах. Google отмечает, что в европейских странах такого явления не наблюдается. Оно обусловлено с развитием технологий и появлением открытого доступа к Интернет-сети в 2006-2007 г. в школах на основании проекта "Образование". Поскольку этот разрыв сохраняется по настоящее время, необходимо регулирование рассматриваемого вопроса с населением старшего возраста.
Проведем анализ зарубежного опыт в регулировании вопроса о цифровой грамотности. Успешный опыт можно рассмотреть на примере Эстонии. Высокий уровень цифровой грамотности населения позволил эстонским властям реализовать первыми в мире электронную перепись населения,
электронные выборы парламента, получать иностранцам цифровое гражданство. Одним из факторов успешной цифровой политики в Эстонии следует назвать стабильные и взвешенные инвестиции. Вне зависимости от политического положения, ежегодно в Эстонии выделяется 60 миллионов долларов на построение цифрового общества. Повышение цифровой грамотности и цифрового положения в стране в целом началось с 2000 года путем введения индивидуальных ID-карт для каждого гражданина. Все удобства, значительно упрощающие процедуры решения вопросов граждан и правительства, не только вынуждают, но и мотивируют эстонских граждан на повышение своей цифровой компетентности. Однако, не только инвестиции и мотивация определяют достижения цифрового положения Эстонии. К выигрышным результатам важно отнести наличие в школах доступа в Интернет уже с конца 1990-х годов и предложенную фондом Tiigrihupe методику обучения цифровой грамотности для дошкольников. Для старшего же поколения в 2009 году была реализована программа "Будь включенным", в рамках которой проводились занятия на всей территории страны и выделялись денежные средства на покупку компьютеров для людей пенсионного возраста. В настоящее время, благодаря высокому уровню цифровой грамотности населения Эстония называет себя цифровым государством. Это подтверждает и Всемирный банк, оценивающий эффективность государственного управления Эстонии выше ближайших соседей - России, Латвии и Литвы [3].
РОЦИТ в своих публикациях отмечает, что цифровое положение Европы не сильно отличается от российского кроме проанализированной выше Эстонии. Еврокомиссия заявляет о низком уровне цифровой компетентности у 32% населения Евросоюза и называют вопрос о цифровой грамотности населения общесоциальной проблемой. Проблема решается через реформирование образовательных программ на основе Европейской рамки ключевых компетенций (European Framework of Key Competences). В Европейскую рамку ключевых компетенций относят цифровую и ИКТ-грамотность к ключевым компетенциям наравне с коммуникацией на родном
языке, коммуникацией на иностранных языках, математической грамотностью, базовой научной и технологической грамотностью.
Таким образом, исходя из российского и зарубежного опыта, следует сделать вывод, что цифровые компетенции населения несут значительный вклад в реализацию программы развития цифровой экономики - через развитие такие составляющих у населения, как цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровую безопасность. Вектор цифровой грамотности является ключевым условием развития цифровой экономики, способствует развитию цифровой готовности населения к внедрению инноваций.
Библиографический список:
1. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. [Электронный ресурс] - URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/54667.
2. Цифровая грамотность [Электронный ресурс] - URL: -httpV/цифроваяграмотность.рф.
3. Эстония - самое продвинутое цифровое государство Европы [Электронный ресурс] - URL: - http://under35.me/2018/04/estonia-electronic-residence/.
4. Развитие цифровой экономики в России. Программа до 2035 года. [Электронный ресурс] - URL: - http://innclub.info/wp-content/uploads /2017/05/strategy.pdf.
5. Берман Н. Д. К вопросу о цифровой грамотности // СИСП. 2017. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tsifrovoy-gramotnosti (дата обращения: 04.02.2018).