Научная статья на тему 'К вопросу о цифровой грамотности'

К вопросу о цифровой грамотности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
10639
1335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION / DIGITAL TECHNOLOGY / DIGITAL LITERACY / COMPUTER LITERACY / DIGITAL COMPETENCE / DIGITAL SECURITY / DIGITAL CONSUMPTION OF INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Берман Н.Д.

В статье рассматривается понятие «цифровая грамотность». Проводится различие между компьютерной и цифровой грамотностью. Определяются структурные составляющие цифровой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF DIGITAL LITERACY

This article deals with the concept of “digital literacy”. A distinction is made between computer and digital literacy. Identifies the structural components of digital literacy.

Текст научной работы на тему «К вопросу о цифровой грамотности»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-35-38

К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Берман Н.Д.

ORCID: 0000-0002-3 573-048Х, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Российская Федерация

В статье рассматривается понятие «цифровая грамотность». Проводится различие между компьютерной и цифровой грамотностью. Определяются структурные составляющие цифровой грамотности.

Ключевые слова: информация; цифровые технологии; цифровая грамотность; компьютерная грамотность; цифровые компетенции; цифровая безопасность; цифровое потребление; информационные технологии.

ТО THE QUESTION OF DIGITAL LITERACY Berman N.D.

ORCID: 0000-0002-3573-048X, Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

This article deals with the concept of "digital literacy ". A distinction is made between computer and digital literacy. Identifies the structural components of digital literacy.

Keywords: information; digital technology; digital literacy; computer literacy; digital competence; digital security; digital consumption of information technology.

В последние десять - пятнадцать лет уровень автоматизации и компьютеризации всех сфер деятельности человека не просто возрос, а перешел на новый качественный уровень. Сейчас невозможно найти хоть сколь-нибудь значимую область жизнедеятельности человека, не затронутую цифровыми технологиями. Дигитализа-ция стала доминантой в развитии межличностных коммуникаций, профессиональной деятельности практически любого направления, образования, получения и предоставления услуг (в том числе государственных), отдыха и многого другого. Любой пользователь Интернета имеет возможность доступа к огромному объему разнообразной информации. Цифровые технологии используются и как высокотехнологичные средства коммуникации, и как инструмент для образования и работы [3].

Однако в настоящее время темпы компьютеризации несколько опережают умения и навыки основной массы пользователей. В связи с этим вопрос цифровой грамотности стоит весьма остро.

Возникло понятие «цифровая грамотность». Следует различать цифровую и компьютерную грамотность. Под компьютерной грамотностью (англ. computer literacy) понимается умения и навыки работы на компьютере, управление файлами и папками, знание основ информатики, минимальные знания основных офисных программ [2]. Цифровая грамотность (англ. digital fluency) определяется набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Цифровая грамотность - это способность человека использовать цифровые инструменты (в самом широком смысле) с пользой для себя. Для высококвалифицированного специалиста необходимо уметь разбираться с онлайновыми службами, общаться с коллегами посредством современных и постоянно изменяющихся технических средств: смартфон, планшет, ноутбук, использовать чат или веб-камеру и т.д. Уметь читать с экрана цифрового устройства и усваивать эту информацию, применять различные цифровые инструменты для повышения эффективности своего труда, применять облачные технологии для работы в любом месте и в любое время.

Цифровая грамотность включает личностные, технические и интеллектуальные навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом мире. Так как цифровые технологии становятся основными в обществе, то понимание цифровой компетенции расширились с технических аспектов к более широкому пониманию применения цифровых технологий - социальных, этических и экономических.

Понятие «цифровая грамотность» включает в себя три составляющие: цифровые компетенции, цифровое потребление и цифровую безопасность.

К цифровым компетенциям относятся: владение технологиями поиска в Интернете, способность критического восприятия информации и проверки ее на достоверность, умения создавать мультимедийный контент для размещения в сети Интернет, готовность использовать мобильные средства коммуникаций, умения выполнять финансовые операции через Интернет, использовать онлайн-сервисы для получения услуг и товаров.

Цифровое потребление отражает уровень доступности различных цифровых технологий, как аппаратных, так и программных и уровень их использования: доступность широкополосного и мобильного Интернета, наличие цифровых устройств, количество в регионе интернет-СМИ, интернет-магазинов, уровень предоставления и использования государственных услуг в электронном виде.

К цифровой безопасности относятся владение навыками безопасной работы в сети как технического, так и социально-психологического характера: способность защитить свои персональные данные, обеспечить конфиденциальность и целостность информации, обезопасить ее от компьютерных вирусов, отношение к пиратскому медийному контенту и программному обеспечению, уровень культуры общения в социальных сетях, соблюдение этических и правовых норм при размещении цифрового контента в сети.

Формирование цифровой грамотности студентов не должно ограничиваться только изучением дисциплин информационного цикла таких как информатика или информационные технологии

в профессиональной деятельности, а приобрести междисциплинарный характер [1]. Поскольку в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования требования к результатам освоения основных образовательных программ предъявляются в виде обладания общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, большинством из которых невозможно овладеть без цифровой грамотности и знания информационных технологий.

Список литературы

1. Ахметжанова Г.В. Система научного обеспечения дополнительного профессионального образования в информационно-образовательной корпоративной среде // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. №1 (24).

2. Берман Н.Д. Формирование информационной компетентности студентов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Том 8. №2-2. С. 28-34. с!о1:10.12731/2218-7405-2017-2-2-28-34.

3. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности II Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС), Москва. 2013. С. 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.