Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА'

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Амирова Р.И.

Актуальность данной статьи определяется тем, что социальный капитал, который является предметом исследования автора, в современном обществе рассматривается как важная основа влияния на цифровую грамотность. В статье раскрывается теоретико-методологические проблемы анализа социального капитала и цифровой грамотности. Проведено исследование одного из инструментов измерения социального капитала в современном информационном пространстве. Автором использованы следующие методы исследования: дедукция, индукция, обзор научных публикаций, сравнительный анализ статистических данных, метод описания. В результате проведенного исследования получены следующие выводы: 1) характер цифровизации определяется качеством и количеством накопленного виртуального социального капитала, который выражается и в финансовой грамотности; 2) в обществе, в котором активно пользуются интернетом, создаются условия для роста цифровой и финансовой грамотности; 3) государство либо создает стимулы, либо, ввиду отсутствия адекватных методов регулирования, тормозит процесс финансовой грамотности у населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL LITERACY AS A DEVELOPMENT FACTOR SOCIAL CAPITAL

The relevance of this article is determined by the fact that social capital, which is the subject of the author's research, is considered in modern society as an important basis for influencing digital literacy. The article reveals the theoretical and methodological problems of the analysis of social capital and digital literacy. A study was made of one of the tools for measuring social capital in the modern information space. The author used the following research methods: deduction, induction, review of scientific publications, comparative analysis of statistical data, description method. As a result of the study, the following conclusions were drawn: 1) the nature of digitalization is determined by the quality and quantity of accumulated virtual social capital, which is also expressed in financial literacy; 2) in a society in which the Internet is actively used, conditions are created for the growth of digital and financial literacy; 3) the state either creates incentives or, due to the lack of adequate methods of regulation, hinders the process of financial literacy among the population.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА»

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА

Р.И. Амирова, младший научный сотрудник

Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-5-1-15-21

Исследование выполнено в рамках государственного задания Уфимскому федеральному исследовательскому центру Российской академии наук № 075-01134-23-00.

Аннотация. Актуальность данной статьи определяется тем, что социальный капитал, который является предметом исследования автора, в современном обществе рассматривается как важная основа влияния на цифровую грамотность. В статье раскрывается теоретико-методологические проблемы анализа социального капитала и цифровой грамотности. Проведено исследование одного из инструментов измерения социального капитала в современном информационном пространстве. Автором использованы следующие методы исследования: дедукция, индукция, обзор научных публикаций, сравнительный анализ статистических данных, метод описания. В результате проведенного исследования получены следующие выводы: 1) характер цифровизации определяется качеством и количеством накопленного виртуального социального капитала, который выражается и в финансовой грамотности; 2) в обществе, в котором активно пользуются интернетом, создаются условия для роста цифровой и финансовой грамотности; 3) государство либо создает стимулы, либо, ввиду отсутствия адекватных методов регулирования, тормозит процесс финансовой грамотности у населения.

Ключевые слова: цифровая грамотность, социальный капитал, финансовая грамотность, виртуализация, информационно-коммуникационные технологии, финансовое поведение.

Развитие цифровых технологий, функционирование в рамках цифровой среды требуют наличия определенных знаний и навыков, получивших название «цифровой грамотности», или «цифровой компетентности». Формирование данных умений у населения происходит как в ходе обучения в системе образования, так и в ходе накопления непосредственного опыта взаимодействия с цифровой средой. В результате различий в условиях и длительности формирования цифровых компетенций и навыков уровень цифровой грамотности разных групп населения различается, формируется неоднородность населения по данному признаку, что особенно проявляется в сравнении разных возрастных категорий.

Актуальным представляется изучение соотношения социального капитала и цифровой грамотности, являющейся неотъемлемой частью современного этапа

развития общества, без которой эффективная и полноценная деятельность в рамках стремительно расширяющейся цифровой среды будет затруднительна. Это условие справедливо и для социального капитала, реализация которой происходит в деятельности. Связь грамотности как таковой и социального капитала определяется тем фактом, что для осуществления деятельности необходимо знание определенных правил, форм осуществления коммуникации, взаимодействия, принятых в той социальной среде, в которой находится индивид, то есть именно грамотности. От степени владения такими навыками и знаниями прямо пропорционально зависит эффективность предпринимаемых усилий. Соответственно, социальный капитал невозможен без знания правил социального взаимодействия, умений и навыков осуществления разнообразной социальной деятельности. Перевод деятельности в цифровой

формат означает необходимость цифровой грамотности для ее осуществления, а, следовательно, и для реализации того вида активности, который связан с ним. Таким образом, чем больше видов деятельности осуществляется в виртуальной, цифровой среде, тем большее значение приобретает цифровая грамотность для социального капитала [1, с. 83-86].

Результаты исследования

В настоящее время отсутствует утверждённая стандартизированная методология расчёта индекса цифровой финансовой грамотности населения со стороны профессиональных международных сообществ. Многие исследователи предлагают свою модель изучения цифровой грамотности. Рассмотрим некоторые из них.

Так, Г.У. Солдатова и Е.И. Рассказова предлагают психологическую модель цифровой компетентности, который включает четыре компонента, соответствующих четырем важнейшим сферам жизнедеятельности: информационная и медиа, коммуникативная, техническая и потребительская компетентности [2, с. 25-31]. Модель цифровой грамотности, предложенная А.В. Шариковым, также включает четыре компонента: технико-технологические и содержательно-коммуникативные возможности, а также технико-технологические и социо-психологические угрозы [3, с. 96-112]. В исследовании Е.А. Мерзляковой цифровые компетенции

рассматриваются как неотъемлемый элемент современного социального капитала [4, с. 166-171].

Наиболее распространенные цели использования Интернета населением позволяют предположить необходимые для этого навыки и знания, входящие в структуру цифровой грамотности. Согласно статистике, в 2020 г. население в возрасте 15-74 лет использовало Интернет в первую очередь для коммуникации: 76,6% осуществляли с его помощью телефонные или видеозвонки, 75% - участвовали в социальных сетях, 69% - общались с помощью систем мгновенного обмена сообщениями [5]. Также 63,5% населения просматривает новости, осуществляет банковские операции - 57,3% населения и ищет информацию о товарах и услугах с помощью Интернета - 55,9% населения. Для осуществления указанных действий необходимы коммуникационные навыки, умение работать с информацией - искать, анализировать, отличать недостоверную информацию, работать с ее большим объемом, обеспечивать защиту своих данных [6, с. 50-90].

В России ежедневно Интернетом пользуются 81,5% населения. А с той или иной регулярностью выходят в сеть почти 92% сограждан. Разница между использующими Интернет ежедневно и теми, кто это делает от случая к случаю, за последние годы сократилось вдвое (рис. 1).

Рис. 1. Использование интернета населением в % от общей численности населения в возрасте 15-74 лет [5]

Рис. 2. Использование интернета населением по странам: 2021 г. (в % от общей численности населения в возрасте 15-74 лет) [5]

Как видно из рисунка 2, в 2021 году наибольшее количество пользователей, посещающих Интернет ежедневно, зафиксировано в Великобритании, в Республике Корея и в Финляндии, а Россия занимает только 10 место.

В отношении цифровой грамотности существуют самые разнообразные оценки ее состояния. Это связано и с различием методик проводимых исследований, и с разнообразием условий, в которых происходит формирование данного феномена, и его изменением с течением времени. Как

правило, в исследованиях учитывается набор разнообразных знаний и умений, на основе оценки которых затем дается интегральная оценка цифровой грамотности. В качестве примера можно привести статистические данные, которые фиксируют как степень распространения тех или иных навыков и знаний, так и общий уровень цифровой грамотности населения [5].

Рассмотрим статистические данные по цифровым навыкам населения в России в таблице 1.

Таблица 1. Цифровые навыки населения (в % от общей численности населения в возрасте 15 лет и старше) [5]_____

2018 2019 2020 2021

Отправка электронной почты с прикреплением файлов 36,8 39,7 42,2 62,6

Работа с текстовом редактором 41,1 40,4 40,4 38,4

Копирование/перемещение файла 34,5 36,3 37,5 36,3

Использование инструмента копирования и вставки в документе 22,4 24,9 27,7 27,7

Передача файлов между компьютером и периферийными устройствами 31,1 31,0 27,3 26,1

Работа с электронными таблицами 20,8 22,0 22,9 21,4

Использование программ для редактирования фото,-видео-, и аудиофайлов 21,2 21,9 20,9 21,4

Подключение и установка новых устройств 9,8 15,3 14,2 14,2

Создание электронных презентаций с использованием специальных программ 8,2 9,0 9,3 10,1

Поиск, загрузка, установка и настройка программного обеспечения - 5,8 5,5 5,7

Установка новой/переустановка операционной системы 2,8 2,9 2,5 2,6

Самостоятельное написание программного обеспечения с использованием языков программирования 1,1 1,2 0,7 0,9

Как следует из таблицы 1, в целом уровень владения цифровыми навыками населения в России остается достаточно слабым. Несмотря на это, у населения по степени распространенности использования цифровых навыков на первом месте находится отправка электронной почты с прикреплением файлов. К примеру, в 2021 г. доля данного навыка составляла 62,6% от общего числа. Далее по приоритету у населения находится работа с текстовым редактором, но в течение рассматриваемо-

Как следует из таблицы 2, среди рассматриваемых стран в 2021 г. Россия заняла одно из последних мест по цифровым навыкам населения. Цифровые навыки населения больше всего развиты в Финляндии, Швеции и Франции.

В ноябре 2020 года в России впервые была произведена оценка индекса цифро-

го периода данная тенденция снижается. К примеру, если в 2018 г. доля работы с текстовым редактором составляла 41,1%, то в 2021 г. - 38,4%. Следует отметить, что сложные навыки, которые связаны с написанием программного обеспечения, установкой или переустановкой операционной системы, население используются в меньшей степени ввиду с тем, что требуются более развитые цифровые компетенции.

Рассмотрим цифровые навыки у населения в других странах (табл. 2).

вой финансовой грамотности организацией «Национальное агентство финансовых исследований» (НАФИ). При расчете индекса экспертами учитывались значения традиционной финансовой грамотности по методологии ОЭСР и цифровой грамотности. Индекс цифровой финансовой грамотности измеряется в баллах.

Таблица 3. Индекс цифровой и финансовой грамотности в России

2022 г. max

Индекс цифровой финансовой грамотности 5,63 10

Цифровые финансовые знания 1,61 3

Цифровое финансовое поведение 2,34 4

Цифровые финансовые установки 1,79 3

Примечание. Составлено автором по: [Исследование аналитического центра НАФИ]

Как видно из таблицы 3, в России индекс цифровой грамотности в 2022 году составил 5,63 балла из 10 возможных. Индекс рассчитывается на основании трех частных индексов: цифровые финансовые знания, цифровое финансовое поведение и цифровые финансовые установки.

Исследования цифровой грамотности, проводимые Аналитическим центром НАФИ, агрегируют цифровые компетенции в пять основных групп, характеризующих информационную и коммуникативную грамотность, создание цифрового контента, цифровую безопасность и навыки решения проблем в цифровой среде.

Таблица 2. Цифровые навыки населения по странам: 2021 (в % от общей численности

населения в возрасте 15 лет и старше) [5]

Передача файлов между компьютером и периферийными устройствами Работа с электронными таблицами Использование программ для редактирования фото,-видео-, и аудиофайлов

Россия 26 21 21

Великобритания 56 39 49

Германия 53 34 31

Финляндия 71 51 54

Франция 69 44 41

Чехия 57 40 28

Швеция 62 45 34

Эстония 55 42 34

80 70 60 50 40 30 20 10 0

70

17

13

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Рис. 3. Доли населения по уровню цифровой финансовой грамотности, в % от всех опрошенных [8]

По оценке аналитического центра НА-ФИ следует, что 70% россиян относятся к средней группе по уровню цифровой финансовой грамотности. К данной категории входят женщины 73% против мужчин 63%, жители городов 73% против жителей сельской местности 61% и одинокие россияне 81% (рис. 3).

Высокий уровень цифровой финансовой грамотности имеют 17% опрошенных россиян. Типичный портрет относящихся данной категории: мужчина старше 45 лет, имеющий семью и проживающий в небольшом городе. Низкий уровень цифро-

вой финансовой грамотности имеют 13% россиян (НАФИ).

Респондентам дали возможность самим оценить свой уровень цифровой и финансовой грамотности. Для этого им был задан вопрос: «Как бы Вы оценили уровень своей цифровой финансовой грамотности, т.е. знания и умения использовать финансовые услуги через цифровые технологии, такие как личный кабинет на сайте или мобильное приложение?».

Были получены следующие ответы (рис. 4).

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

47

28

23

2

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Затрудняюсь ответить

Рис. 4. «Как бы Вы оценили уровень своей цифровой финансовой грамотности, т.е. знания и умения использовать финансовые услуги через цифровые технологии, такие как личный кабинет на сайте или мобильное приложение?», в % от всех опрошенных [8]

Из рисунка 4 следует, что опрошенные респонденты недооценивают или переоценивают свой уровень цифровой финансовой грамотности.

Так, 28% опрошенных респондентов оценивают свою цифровую финансовую грамотность на высоком уровне, а реальная величина составляет 17%.

Доля тех, кто свои знания считают слабыми, составила 23%, а в действительности имеют низкий уровень 13%.

Доля тех, кто оценивает свои знания на среднем уровне, составила 47%, а на самом деле 70% жителей имеют средней уровень финансовой грамотности.

Таким образом, выше приведенные расчеты и сделанные выводы свидетельствуют о том, что в России имеются высокие предпосылки для развития цифровой грамотности, в связи с тем, что, относительно других прогрессивных стран, цифровые навыки у населения в нашей стране на двольном слабом уровне.

Произошедшие события 2020-2021 гг. способствовали созданию условий, в которых населению представилась возможность применить и оценить имеющиеся цифровые навыки и знания. Перевод части населения в режим дистанционной работы или учебы в период пандемии форсировал развитие таких навыков и знаний. В результате этой вынужденной проверки часть населения смогла на практике убедиться, насколько ее цифровые навыки и компетенции развиты и достаточны. Исследование, проведенное Всероссийским центром изучения общественного мнения, зафиксировало, что две трети опрошенных отмечают достаточность тех навыков работы на компьютере, телефоне, которыми они обладают. Кроме того, в рамках данного исследования оценивалось владение 17 наиболее распространенными цифровыми компетенциями, необходимыми как в профессиональной, так и в бытовой дея-

лили отнести две трети опрошенных к имеющим достаточно высокий уровень цифровой грамотности - 32 и 30% респондентов имеют компетенции, развитые на высоком и выше среднего уровнях. Соответственно средний возраст представителей этих групп составляет 36 и 45 лет. Низкий уровень характерен для 20 % опрошенных, еще 18% имеют уровень ниже среднего [7]. В этих группах преобладают респонденты 64 и 54 лет. Таким образом, четко зафиксирована зависимость уровня цифровой грамотности от возраста [6, с. 33].

Выводы

В условиях, когда виртуальное пространство все в большей степени превращается в поле для личностной, деловой, творческой самореализации, роль виртуального социального капитала становится немаловажной в процессе цифровой финансовой грамотности. Цифровые навыки населения позволяют активной части пользователей более или менее успешно конвертировать виртуальный социальный капитал в свой профессиональный рост, творческие достижения, финансовое благополучие.

Можно говорить о растущем влиянии виртуализации социального капитала. Особый характер цифровизации определяется качеством и количеством накопленного виртуального социального капитала, который выражается и в финансовой грамотности.

Исходя из вышеизложенного следует, что формирование цифровизации, безусловно, носит эволюционный характер. Однако, ее темп и динамику можно подвергать в определенной степени регулированию. Ключевую роль в этом отношении играет государство: либо оно создает стимулы, либо, ввиду отсутствия адекватных методов регулирования, тормозит процесс финансовой грамотности у населения.

тельности. Полученные результаты позво-

Библиографический список

1. Ишмуратова Д.Ф. Цифровая грамотность молодежи: анализ отдельных элементов // Теория и практика общественного развития. - 2022. - № 1. - С. 83-86. DOI: 10.24158/tipor.2022.1.12.

2. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. - 2014. -№ 2 (14). - С. 25-31. DOI: 10.11621/npj.2014.0204

3. Шариков А.В. Концепции цифровой грамотности: Российский опыт // Коммуникации. Медиа. Дизайн. - 2018. - Т. 3. № 3. - С. 96-112.

4. Мерзлякова Е.А. Трансформация человеческого капитала в цифровой экономике // Регион: системы, экономика, управление. - 2019. - № 4 (47). - С. 166-171. DOI: 10.22394/1997- 4469-2019-47-4-166-171.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова [и др.]. - М.: НИУВШЭ, 2023. - 332 с.

6. Ишмуратова Д.Ф. Приоритеты и особенности поведения молодежи в интернете // Современные тенденции развития социальной активности молодежи: монография под общ. Ред. Д.Ф. Ишмуратовой. - Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН. 2022. - С. 50-90.

7. Цифровая грамотность и удаленная работа в условиях пандемии. Совместный аналитический доклад ВЦИОМ и Social Business Group. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reports/analiticheskii-doklad/czifrovaya-gramotnost-i-udalennayarabota-v-usloviyakh-pandemii (дата обращения 21.03.2023).

8. Исследования цифровой грамотности, проводимые Аналитическим центром НАФИ.

DIGITAL LITERACY AS A DEVELOPMENT FACTOR SOCIAL CAPITAL

R.I. Amirova, Junior Researcher

Institute for Social and Economic Research of the Ufa Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (Russia, Ufa)

Abstract. The relevance of this article is determined by the fact that social capital, which is the subject of the author's research, is considered in modern society as an important basis for influencing digital literacy. The article reveals the theoretical and methodological problems of the analysis of social capital and digital literacy. A study was made of one of the tools for measuring social capital in the modern information space. The author used the following research methods: deduction, induction, review of scientific publications, comparative analysis of statistical data, description method. As a result of the study, the following conclusions were drawn: 1) the nature of digitalization is determined by the quality and quantity of accumulated virtual social capital, which is also expressed in financial literacy; 2) in a society in which the Internet is actively used, conditions are created for the growth of digital and financial literacy; 3) the state either creates incentives or, due to the lack of adequate methods of regulation, hinders the process of financial literacy among the population.

Keywords: digital literacy, social capital, financial literacy, virtualization, information and communication technologies, financial literacy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.