Научная статья на тему 'Цифровая грамотность и цифровые компетенции как фактор профессионального успеха'

Цифровая грамотность и цифровые компетенции как фактор профессионального успеха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4775
709
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладилина И.П., Кадыров Н.Н., Строганова Е.В.

В работе проведено комплексное исследование категории цифровой компетентности, в том числе отмечено, что ключевым отличием данной компетенции от других заключается в наличии является стремление получить максимальный результат от деятельности. Показано, что на существует существенный отрыв в уровне владения информационными технологиями между поколениями. Кроме того, проблемы, с которыми сталкиваются пользователи имеют различную природу, что существенным образом затрудняет их решение посредством существующих институтов повышения цифровой грамотности. В поиске новых форм решения данной проблемы авторами предлагается формирование индекса цифровых компетенций, включающую в себя кроме приобретения навыков и знаний непосредственно в области овладения технологиями, также и навыков осуществления коммуникациями, поисками в сети Интернет и эффективного потребительского поведения. Показано, что данные компоненты являются значимыми для формирования цифровой компетентности. На основании работы авторами делается вывод о том, что дальнейшее развития институциональной модели развития цифровизации экономики невозможно без комплексного обобщения результатов реализации текущих проектов в данной области, реализованные в форме курсов корпоративных университетов и государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровая грамотность и цифровые компетенции как фактор профессионального успеха»

Цифровая грамотность и цифровые компетенции как фактор профессионального успеха

1Л £

Б

а

2 ©

Гладилина Ирина Петровна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», gladilinaIP@edu.mos.ru

Кадыров Нияз Назылович

аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками Московского городского университета управления Правительства Москвы, ugmzmag@yandex.ru

Строганова Евгения Владимировна

аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками Московского городского университета управления Правительства Москвы, ugmzmag@yandex.ru

В работе проведено комплексное исследование категории цифровой компетентности, в том числе отмечено, что ключевым отличием данной компетенции от других заключается в наличии является стремление получить максимальный результат от деятельности. Показано, что на существует существенный отрыв в уровне владения информационными технологиями между поколениями. Кроме того, проблемы, с которыми сталкиваются пользователи имеют различную природу, что существенным образом затрудняет их решение посредством существующих институтов повышения цифровой грамотности. В поиске новых форм решения данной проблемы авторами предлагается формирование индекса цифровых компетенций, включающую в себя кроме приобретения навыков и знаний непосредственно в области овладения технологиями, также и навыков осуществления коммуникациями, поисками в сети Интернет и эффективного потребительского поведения. Показано, что данные компоненты являются значимыми для формирования цифровой компетентности. На основании работы авторами делается вывод о том, что дальнейшее развития институциональной модели развития цифровизации экономики невозможно без комплексного обобщения результатов реализации текущих проектов в данной области, реализованные в форме курсов корпоративных университетов и государством.

Ключевые слова: профессиональный успех, цифровая грамотность, цифровые компетенции, цифровая образовательная среда.

Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ 19-010-00014\19

Профессиональный успех - проблема, которая волнует каждого. Содержание термина «профессиональный успех» достаточно индивидуально и включает в себя самые разные аспекты одного и того же явления от идеалистических воззрений до абсолютно прагматичных взглядов. При этом понимание проблемы как на теоретическом уровне, так и на практическом, только усложняется. Такому положению дел способствуют не только объективные причины - изменения условий и оценки труда, но и ценностные, претерпевающие сегодня глубочайшую трансформацию. Но можно утверждать, что и те, и другие зависят от происходящих процессов цифровизации. Именно цифровиза-ция всех видов деятельности требует пересмотра критериев успешности в профессиональной деятельности, а, следовательно остро встает вопрос цифровой грамотности и цифровых компетенций. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (2016 - 2021), основная цель которого заключается в создании к 2018 году условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы до 11 млн. человек к концу 2025 года, позволяет рассматривать он - лайн обучение как возможность участия работодателей в разработке контента онлайн - курсов[4]. А для работника - возможность обучаться без отрыва от выполнения своих профессиональных обязанностей. Цифровая грамотность - это обязательный фактор эффективного использования цифровой образовательной среды.

Понятие цифровой грамотность появилось в 1997 г. в работе П. Гилстера. Под данным термином автор подразумевал умение критически оценивать и применять данные, которые индивид получает за счёт взаимодействия с компьютером в различных формах из множества источников. А. Мартин конкретизировал эту идею и дополнил тем фактом, что цифровая грамотность -это понимание, установки и умение индивида эффективно применять цифровой инструментарий и возможности для идентификации, доступа, оценки, интеграции, управления, синтеза и анализа цифровых ресурсов, составление новейших знаниевых систем, взаимодействие с другими индивидами для более конструктивного социального взаимодействий в парадигме определённых ситуаций.

Повышение уровня понимания термина «цифровая грамотность», оперирование термином «цифровая компетеность», ставшим популярным в последнее время вызвано целым рядом существенных предпосылок.

Рост возможностей, которые даёт глобальная сеть, популярность ее не только среди подростком и молодых людей, что в свою очередь подразумевает изучение Интернета с позиции особенной области деятельности индивида. Для современного развитого человека Интернет является целым миром, обладающими огромными возможностями. Успеваемость обучающихся стала напрямую зависеть от их компетенций в цифровой сфере, что в свою очередь, означает тот факт, что парадигма цифровой грамотности в текущем социальном контексте требует чёткой систематизации огромного набора цифровых навыков и знаний.

Разрастание цифрового мира, оказывающего огромное влияние ни жизнь и деятельность индивида, повышает важность изучения и определения содержащихся в нём психологических, политических, социальных, этических и многих других процессов. Сегодня реальный и виртуальный мир нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Дать оценку данному явлению еще предстоит, но объективная реальность требует признать вышеуказанный фактор. В результате становится понятна ограниченность подхода, при котором человек рассматривается исключительно как обычный пользователь глобальной сети. Социологи и философы определяют такое положение вещей как цифровые гражданство и цифровая культура. Оперирование и работа с понятием «цифровая компетентность» имеет чёткий практический фундамент, т.к. согласуется в последними нововведениями в сфере образования и открывает новые возможности для использования новых идей в парадигме социальных компетенций. В исторической

Рис. 1. Индекс цифровых компетенций [1]

и культурной психологической парадигме компетенция является знанием, используемым в действии, что в свою очередь подразумевает выход за рамки анализа умений и знаний индивида.

Цифровая компетентность подразумевает постоянное получение новых компетенций (мотивация, знания, ответственность, умения), умение человека критично, уверенно, безопасно и эффективно определять и использовать коммуникационные и информационные технологии во всех сферах своей деятельности. Под цифровой компетентностью понимается не только наличие каких-либо умений и знаний, но и желание получать максимальный эффект от своей деятельности.

Парадигма высокой ответственности, как важной части поля цифровых компетенций, подразумевает чёткое понимание обязанностей и прав каждого участника цифрового взаимодействие, осознание фундаментальных правил поведения в цифровом пространстве. Сфера ответственности также включает в себя вопросы цифровой безопасности, понимания, каких действий лучше избегать, что нужно делать в случае возникновения каких-либо проблем. Различные исследования, направленные на изучение проблем среди пользователей глобальной Сети среди разных возрастов, показывают, что владение компетенциями для работы в Интернете среди подростков и людей до 30 лет находится на гораздо более высоком уровне, чем у более старших пользователей. Разрыв между ними уменьшается очень медленно, что не даёт возможности более старшим пользователям помочь с решением проблем у молодёжи при работе с Интернетом. Исследования показывают, что причины

проблем имеют значительные различия, которые обуславливаются в зависимости от содержания деятельности, возраста, уровня владения компетенциями, наличием навыков и умений, уровня ответственности. В России, в отличие от европейских стран, до недавнего времени отмечалось отсутствие программ, нацеленных на повышение уровня цифровой грамотности и уменьшения вероятности возникновения рисковых случаев.

Для улучшения текущей ситуации в образовательной системе появляются и внедряются различные программы, направленные на повышение цифровой грамотности. В практической парадигме основными критериями успешности апробации программ является эмпирическое определение основных параметров, которые способствуют увеличению уровня цифровой грамотности и широкое распространение и популяризация исследований в этой области.

В теоретической парадигме основным направлением можно назвать глубокую проработку и фундаментальную обоснованность функционала и структурной составляющей базового конструкта, определяющего цифровую грамотность, создание необходимых методических разработок. При этом, взаимодействие конструкта с другими факторами должно быть многоуровневым, т.к. грамотность в цифровом пространстве неразрывно связана с общим уровнем умения и знаний.

Применение всех доступных возможностей для самообучения - повышения уровня собственной цифровой грамотности может происходить только вместе с желанием индивида максимально уменьшить свои риски, которые могут возникнуть в цифровом поле.

Анализ научной литературы позволил выделить некий условный индекс цифровых компетенций, который представлен на рисунке 1:

Межнациональный характер глобальной сети подразумевает актуализацию цифровых компетенций в различных сферах человеческой деятельности. Анализ научной литературы в области цифрови-зации позволяет определить определить четыре основные сферы, которые дают возможность максимального проявление возможностей и рисков цифрового пространства:

■ область коммуникации (создание, дальнейшее развитие, идентификация, поддержание взаимодействия, самоактуализация, репутация);

■ информационная область (появление, поиск, выбор, оценочные действия);

■ техническая область (владение необходимой техникой, безопасность в техническом плане);

■ потребительская область (использование глобальной сети для потребительских задач).

В цифровом пространстве широко представлены следующие компетенции:

1. Коммуникационная (знания, ответственность, умения и мотивация, которые нужны для коммуникации в цифровом пространстве).

2. Информационная (знания, ответственность, умения и мотивация, находящиеся в области поиска, определения, оценки, переработки цифровых данных, критического понимания полученной информации).

3. Потребительская (знания, ответственность, умения и мотивация, позволяющие эффективно решать повседневные вопросы).

4. Техническая(знания, ответственность, умения и мотивация, дающие возможность эффективно и безопасно работать в цифровом пространстве).

Любая из компетенций, которая актуальна для цифрового пространства, включает в себя ряд аспектов, которые относятся к сфере ответственности и мотивации при достижении профессионального успеха. Мотивация подразумевает появление осмысленного желания повысить уровень цифровых компетенций как базу для активности в цифровом пространстве, которая необходима человеку для достижения профессионального успеха. Сфера ответственности содержит в себе аспекты безопасного взаимодействия с информационным пространством, что сегодня является приоритетным направлением цифровой безопасности личности.

© £

Я

3

г

5

Все компоненты цифровых компетенций по-разному используются в цифровом пространстве. Использования глобальной Сети для социального взаимодействия, поиска и получения интересующего человека контента, поиска решений технических вопросов, для повседневных дел являются разными возможностями, что в свою очередь подразумевает наличие ресурсной базы для их использования. Профессиональный успех сегодня прямо связан с умением использовать возможности цифрового пространства, но риск «утонуть» в лишней, непроверенной, а зачастую и ложной информации требует развития цифровой грамотности, формирования цифровых компетенций.

Таким образом, понимание глубочайшей важности цифровых возможностей в развитии профессионального успеха требует новых подходов в организации и вузовского, и дополнительного профессионального образования. Зарубежный и отечественный опыт непрерывного образования позволяет к приоритетным направлениям профессионального успеха отнести выстраивание индивидуальных образовательных траекторий с акцентом на самообучение, а значит, на активное использование цифрового образовательного пространства. Анализ образовательных программ, представленных в открытом доступе, Корпоративного университета Сбербанка, Корпоративного института Газпрома, Академий Роскосмоса и Росатома, Ростелеком показал, что обучение большинство из них

рассматривает как часть экосистемы организации с он - лайн обучением, мобильными приложениями и др. Проект "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" позволит создать каждому "студенту" цифровое портфолио с определением его образовательного багажа (какие он - лайн курсы прошел, какие результаты имеет).

Литература

1. Индикаторы цифровой экономики: статистический сборник. - М. - НИУ ВШЭ. - 2018 - 268 с.

2. Кауфман Н. Ю. Трансформация управления знаниями в условиях развития цифровой экономики // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 3. -С. 261-270.

3. Комлева Н.В. Профессиональная компетентность личности в условиях Smart-об-щества // Открытое образование. 2017. № 1. С. 27-33

4. Современная цифровая образовательная среда// Портал СЦОС в Российской Федерации.[электронный ресурс]// http://neorusedu.ru/

5. Что мешает компаниям улучшать цифровые навыки сотрудников?[элект-ронный ресурс]// https://hbr-russia.ru/ innovatsii/upravlenie-innovatsiyami/780915

6. Портал Университета Сбербанка-[электронный ресурс]// https://sberbank-university.ru/about/university/

Digital literacy and digital competencies as

a factor of professional achievement Gladilina I.P., Kadyrov N.N.,

Stroganova E.V.

Moscow City University of Management of the Government of Moscow

In this article was presented complex issues of digital competence category, including that main difference of this competence is intention of archive the maximum result from activities. It is shown that there is a significant gap between generations in the level of information technology presence. In addition, the problems faced by users have a different nature, which significantly complicates their solution through the existing institutions to improve digital literacy. In this issues was show that new forms of solving this problem can be provide by implementation of index of digital competencies, which includes, in addition to technical skills and knowledge (directly in the field of mastering technologies), skills in implementing communications, Internet searches and effective consumer behavior in Internet. It is shown that these components are significant for the digital competence formation. Based on this study, the authors conclude that the further development of the digital economy institutional model is impossible without a comprehensive synthesis of the results of the implementation of current projects, that realize by corporate universities and the public administration.

Keywords: professional achievement, digital literacy, digital competencies, digital educational environment

References

1. Indicators of the digital economy: a statistical

compilation. - M. - HSE. - 2018 - 268 s.

2. Kaufman N. Yu. The Transformation of Knowledge

Management in the Conditions of the Development of the Digital Economy // Creative Economy. - 2018. - Vol. 12. - № 3. - P. 261270.

3. Komleva N.V. Professional competence of the

individual in the conditions of a smart society // Open Education. 2017. No. 1. P. 27-33

4. Modern digital educational environment // STSOS

portal in the Russian Federation. [Electronic resource] // http://neorusedu.ru/

5. What prevents companies from improving their

digital skills? [Electronic resource] // https:// hbr-russia.ru/innovatsii/upravlenie-innovatsiyami/780915

6. Sberbank University portal [electronic resource]

// https://sberbank-university.ru/about/ university/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.