Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ГИГИЕНА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ЦИФРОВАЯ ГИГИЕНА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание детей и подростков / цифровая гигиена / безопасность / конвергентная модель / фактчекинг / критическое мышление / education of children and adolescents / digital hygiene / safety / konvergentnaya model’ / faktcheking / kriticheskoye myshleniye

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шишарина Наталья Викторовна

Актуальность представляемой темы определена вызовами цифровизации образования и поисками ресурсов повышения цифровой гигиены и безопасности воспитания детей и подростков. Понятие «цифровая гигиена» стремительно набирает популярность, но в контексте воспитания оно не рассматривалось, в связи с этим четко не определено его сущностно-смысловое содержание. Цель статьи – восполнить пробел в научном знании о сущностной характеристике цифровой гигиены в современном воспитании детей и подростков. Проведён анализ научной литературы, который показал, что в науке сложилось четыре подхода к пониманию понятия «цифровая гигиена», но ни один из них не раскрывает сути феномена «цифровая гигиена в воспитании». В основу исследования цифровой гигиены в воспитании детей и подростков взята методология конвергентного подхода (сближения, слияния, интеграция, объединения, схождения смыслов, взаимообогащения). Конвергентный подход позволил нам провести анализ литературы и теоретическое исследование, разработать и методологически обосновать конвергентную модель цифровой гигиены в воспитании детей и подростков. В основе модели лежат компоненты: факторы (фактчекинг и критическое мышление); качества личности (ответственность: доверие, свобода и безопасность); характеристики-основания (меры по защите психики, свод этических правил, предосторожность от противоправных действий). Таким образом, сделан вывод, что под феноменом «цифровая гигиена» в воспитании детей и подростков следует понимать деятельность по созданию таких условий воспитания детей и подростков, в которых действие цифровых внешних и личностных внутренних факторов не влечёт отрицательного последствия, это система безопасности личности, включающая в себя: демобилизацию стрессовых состояний; способность сохранять себя при разрушающих воздействиях цифровой среды; состояние защищённости жизненно важных интересов личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шишарина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL HYGIENE IN THE UPBRINGING OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

The relevance of the presented topic is determined by the challenges of digitalization of education and the search for resources to improve digital hygiene and safety of parenting of children and adolescents. The concept of “digital hygiene” is rapidly gaining popularity, but it has not been considered in the context of education, and therefore its essential and semantic content is not clearly defined. The purpose of the article is to fill the gap in scientific knowledge about the essential characteristics of digital hygiene in the modern upbringing of children and adolescents. The analysis of scientific literature has been carried out, which showed that there are four approaches to understanding the concept of “digital hygiene” in science, but none of them reveals the essence of the phenomenon of “digital hygiene in education”. The study of digital hygiene in the upbringing of children and adolescents is based on the methodology of the convergent approach (convergence, fusion, integration, unification, convergence of meanings, mutual enrichment), the convergent approach allowed us to analyze the literature and theoretical research, develop and methodologically substantiate the convergent model of digital hygiene in the upbringing of children and adolescents. The model is based on the following components: factors (fact-checking and critical thinking); personality qualities (responsibility: trust, freedom and security); characteristics-grounds (measures to protect the psyche, a set of ethical rules, a precaution against illegal actions). Thus, we concluded that the phenomenon of “digital hygiene” in the upbringing of children and adolescents should be understood as activities to create such conditions for the upbringing of children and adolescents in which the action of digital external and personal internal factors does not entail negative consequences, it is a system of personal security, including: demobilization of stressful states; the ability to save yourself from the destructive effects of the digital environment; the state of protection of vital interests of the individual.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ГИГИЕНА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 1(42)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

ШИШАРИНА Наталья Викторовна ЦИФРОВАЯ ГИГИЕНА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ...

VTTK" 471 71 S г-ч 1©2023 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

у A14 J ' 1 • ' 1J |(сс) tjJCSj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license

DOJ. | (j 57145/27129780 2023 12 01 15 lfcae^K^ehttps://cieativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ЦИФРОВАЯ ГИГИЕНА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

© Автор(ы) 2023

ШИШАРИНА Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Педагогического института

Иркутский государственный университет 664003, Россия, Иркутск, nshisharina@yandex.ru

SPIN: 3796-6354

AuthorlD: 482164

ORCID: 0000-0002-2246-3407

Аннотация. Актуальность представляемой темы определена вызовами цифровизации образования и поисками ресурсов повышения цифровой гигиены и безопасности воспитания детей и подростков. Понятие «цифровая гигиена» стремительно набирает популярность, но в контексте воспитания оно не рассматривалось, в связи с этим четко не определено его сущностно-смысловое содержание. Цель статьи - восполнить пробел в научном знании о сущностной характеристике цифровой гигиены в современном воспитании детей и подростков. Проведён анализ научной литературы, который показал, что в науке сложилось четыре подхода к пониманию понятия «цифровая гигиена», но ни один из них не раскрывает сути феномена «цифровая гигиена в воспитании». В основу исследования цифровой гигиены в воспитании детей и подростков взята методология конвергентного подхода (сближения, слияния, интеграция, объединения, схождения смыслов, взаимообогащения). Конвергентный подход позволил нам провести анализ литературы и теоретическое исследование, разработать и методологически обосновать конвергентную модель цифровой гигиены в воспитании детей и подростков. В основе модели лежат компоненты: факторы (фактчекинг и критическое мышление); качества личности (ответственность: доверие, свобода и безопасность); характеристики-основания (меры по защите психики, свод этических правил, предосторожность от противоправных действий). Таким образом, сделан вывод, что под феноменом «цифровая гигиена» в воспитании детей и подростков следует понимать деятельность по созданию таких условий воспитания детей и подростков, в которых действие цифровых внешних и личностных внутренних факторов не влечёт отрицательного последствия, это система безопасности личности, включающая в себя: демобилизацию стрессовых состояний; способность сохранять себя при разрушающих воздействиях цифровой среды; состояние защищённости жизненно важных интересов личности.

Ключевые слова: воспитание детей и подростков, цифровая гигиена, безопасность, конвергентная модель, фак-тчекинг, критическое мышление.

DIGITAL HYGIENE IN THE UPBRINGING OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

© The Author(s) 2023

SHISHARINA Natalia Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor department of pedagogy Irkutsk State University 664003, Russia, Irkutsk, nshisharina@yandex.ru

Abstract. The relevance of the presented topic is determined by the challenges of digitalization of education and the search for resources to improve digital hygiene and safety of parenting of children and adolescents. The concept of "digital hygiene" is rapidly gaining popularity, but it has not been considered in the context of education, and therefore its essential and semantic content is not clearly defined. The purpose of the article is to fill the gap in scientific knowledge about the essential characteristics of digital hygiene in the modern upbringing of children and adolescents. The analysis of scientific literature has been carried out, which showed that there are four approaches to understanding the concept of "digital hygiene" in science, but none of them reveals the essence of the phenomenon of "digital hygiene in education". The study of digital hygiene in the upbringing of children and adolescents is based on the methodology of the convergent approach (convergence, fusion, integration, unification, convergence of meanings, mutual enrichment), the convergent approach allowed us to analyze the literature and theoretical research, develop and methodologically substantiate the convergent model of digital hygiene in the upbringing of children and adolescents. The model is based on the following components: factors (fact-checking and critical thinking); personality qualities (responsibility: trust, freedom and security); characteristics-grounds (measures to protect the psyche, a set of ethical rules, a precaution against illegal actions). Thus, we concluded that the phenomenon of "digital hygiene" in the upbringing of children and adolescents should be understood as activities to create such conditions for the upbringing of children and adolescents in which the action of digital external and personal internal factors does not entail negative consequences, it is a system of personal security, including: demobilization of stressful states; the ability to save yourself from the destructive effects of the digital environment; the state of protection of vital interests of the individual.

Keywords: education of children and adolescents, digital hygiene, safety, konvergentnaya model', faktcheking, kritich-eskoye myshleniye.

ВВЕДЕНИЕ

В современное воспитание термин «цифровая гигиена» вошел недавно и приобрёл огромную популярность в связи с развитием контента дистанционного образования. В научной литературе мы встречаем описание ключевых особенностей мира, в котором сейчас живём: хрупкость, тревожность, нелинейность, непостижимость [1]. Для успешной жизни в таком мире необходимы новые навыки, качества и компетенции, в том числе и личные гибкие качества организатора с критическим мышлением, компетенцией работать в команде, мотивацией к непрерывному самообразованию и самовоспитанию. Катализатором перемен, в том числе и в образовании, выступила пандемия. Цифровая гигиена сегодня как феномен, является актуальным и воспитании, в целом трактуется как знания и правила потребления информа-

ции в современном мире ТВ и Интернета, позволяющие сохранить ментальное здоровье, финансы и собственную идентичность. Социальные сети, блог-платформы и телевидение создают возможности для безопасного пользования, но в результате отсутствия элементарных навыков и компетентности многие из нас оказываются в цифровой ловушке.

Актуальность раскрываемой нами научной проблемы определена следующими вызовами:

1. Усиление рисков жизнедеятельности человека в цифровом пространстве.

2. Дискурс здоровья и благополучия современного человека как ценность и принципы жизни всё больше стимулирует интерес к качеству воспитательной среды с точки зрения её безопасности.

3. Безопасность воспитательной деятельности неиз-

SHISHARINA Natalia Viktorovna

DIGITAL HYGIENE IN THE UPBRINGING ...

бежно мотивирует поиск инструментов её оценивания.

4. В условиях устойчивой неопределённости и угроз гигиенической безопасности необходима система подготовки и определения роли педагога в решении задач воспитательной деятельности.

5. Научная тенденция поиска основ гигиенической оценки в теории и практике воспитания.

Исследование темы цифровой гигиены в воспитании детей и подростков даст возможность на методолого-теоретическом уровне раскрыть содержание понятия, а на практическом уровне - использовать рекомендации по организации цифровой гигиены в воспитательной деятельности образовательной организации. Чтобы сохранить способность здраво мыслить и рассуждать и действовать, необходимы знания о цифровой гигиене. Большая часть информации разрушительна и направлена на продвижение моделей поведения, характерных для общества потребителей, понижение интеллектуального и нравственно-духовного уровня личности пользователей, борьбу с традиционными семейными и нравственными ценностями, распространение фейков и социального неблагополучия.

Теоретическими основаниями данной относительно новой темы являются научные исследования в области цифровой гигиены в направлении социо-гуманитарных наук. Так, за последнее 5 лет по проблематике цифровой гигиены, по данным базы РИНЦ, было опубликовано около 130 работ, а в базе данных международной системы цитирования Scopus - 530. Цифровая гигиена детей и подростков - довольно динамично развивающаяся актуальная тема, а в аспекте воспитания она является новой и малоизученной, находящейся в стадии формирования, становления и развития, открывает много факторных сторон данного процесса.

Изучение теоретико-методологических оснований научных публикаций по данной проблематике позволяет сделать нам вывод, о том, что в науке сложилось общее представление о цифровой гигиене как о своде правил, соблюдение которых позволит личности относительно безопасно использовать информационные технологии и минимизировать риски, связанные с их применением для решения различных задач.

Тема цифровой гигиены в цифровом мире раскрывается в работе D. Thomson [2], особенности адаптации z-поколения к цифровой среде и информационная гигиена поднимались в отечественных исследованиях Е.А.Максимовой, И.А. Молодцовой, М.В. Бердника [3; 4]. Автор Д.В. Руденкин [5; 6] анализирует уровень развития навыков цифровой гигиены современной российской молодежи в рамках социологического исследования. В работах Н.В. Шишариной [7; 8] поднимается проблема гигиенической оценки воспитательной деятельности и её безопасности. В целом изучение литературы показало, что наметилось четыре основных подхода в понимании феномена цифровой гигиены, ядром которой является безопасное поведение личности.

1. Цифровая гигиена рассматривается как инструмент защиты психики человека от деструктивного воздействия цифровых потоков. Этот подход актуален как для отечественных [9; 10; 11], так и для зарубежных исследователей [12; 13]. Цифровая гигиена понимается как свод правил, соблюдение которых позволяет человеку научиться избегать или минимизировать влияние информационного контента на своё сознание и поведение [14-16].

2. Цифровая гигиена представлена как система мер безопасности [17; 18].

3. Цифровая гигиена как перечень рекомендаций, позволяющих избежать правовых и морально-этических последствий от необдуманных действий в цифровом пространстве. Он представлен в трудах отечественных исследователей [10], зарубежных работах [19; 20].

4. Цифровая гигиена рассматривается как комплексная система правил использования цифровых техноло-

Baltic Humanitarian Journal. 2023. Т. 12. № 1(42)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

гий, направленных на минимизирование рисков цифрового общества [21; 22; 23].

Психолого-педагогический анализ источников обоснования актуальности данной проблематики показал, что поднимаемая нами тема исследования является нераскрытой в аспекте воспитательной деятельности. Обоснование категорий, которые востребованы современным состоянием практической деятельности в сфере воспитания, позволит определить условия, в которых действие цифровых внешних и личностных внутренних факторов не повлечёт отрицательного последствия на психическое здоровье подрастающего поколения.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель исследования - восполнить пробел в научном знании о сущностной характеристике цифровой гигиены в современном воспитании детей и подростков.

При проведении исследования использовались методы аналитического обзора литературы (обзорный анализ), научного сопоставления, интерпретации и контекстуального анализа, статистические методы, метод кросс-культурного анализа (вид сравнительно-обобщающего анализа научного познания на выявления сходства и различий: позиций, факторов, принципов, оснований), конструкция междисциплинарной интеграции (конвергенции), различные методологии психолого-педагогических исследований. Все методики позволили нам дать качественную и количественную оценку научной проблематики. В целом методики исследования носили интеграционный, междисциплинарный (педагогика, психология, социология, гигиена, медицина) характер и коррелировали между собой. Анализ методологии проблемы показывает нам, что самым эффективным методологическим основанием для понимания проблемы цифровой гигиены детей и подростков в воспитании с позиций безопасности будет методология конвергентного подхода (сближения, слияния, интеграция, объединения, схождения смыслов, взаимообогащения), разработчиками которого являются А.Д. Сахаров, Р. Гир, Ф. Китчер, Н. Кэртрайт, Л. Лаудан, У. Ньютон-Смит. На этой основе в исследовании была создана и представлена конвергентная модель цифровой гигиены.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Были получены качественные и количественные результаты проведённого исследования, которые свидетельствуют о слабой теоретической проработанности данного вопроса.

В России в 2022 г. запущен проект «Цифровая гигиена детей и подростков», он получил большую популярность, но понятийный аппарат достаточно размыт и требует тщательного обозначения его сущностно-смыс-ловых характеристик. Анализ научных источников [24] показал, что не сформировано понимание, что же такое цифровая гигиена в воспитании. Это даёт основания определить сущностные характеристики данного феномена.

В рамках исследования мы считаем важным определить факторы, влияющие на сущностную характеристику понимания феномена цифровой гигиены в воспитании:

- первый фактор - фактчекинг (проверка фактических данных для установления их достоверности и корректности, для устранения сомнительной информации);

- второй фактор - критическое мышление (способ мышления, позволяющий анализировать поступающую информацию и ставить её под сомнение, формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящего, а также принимать решения в условиях неопределённости).

Результатом взаимодействия, интеграции и конвергенции данных факторов в процессе воспитания (деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе

Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 1(42)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

ШИШАРИНА Наталья Викторовна ЦИФРОВАЯ ГИГИЕНА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ...

правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства и др.) [1] будет формирование, становление и развития такого качества у детей и подростков, как ответственность.

Ответственность, как личное качество человека, основана на сознательном принятии решений, выборе человека и совершения действий им, это объективная обязанность в цифровой гигиене является одной из базовых качеств личности.

С одной стороны, ответственность приводит человека к большому доверию и свободе, с другой стороны, ответственность создаёт для личности безопасность. В нашем понимании мы говорим о воспитании ответственности, природа этого процесса определяет законы, традиции, культуру и ценности, дополняет социализацию. Взаимодействие воспитания и социализации создаёт непрогнозируемое развитие ответственности и её рисков.

Признаками ответственности являются: свобода, доверие, авторитет, честность, порядочность, уверенность, самостоятельность, безопасность (базовая потребность в пирамиде А. Маслоу), стабильность. С одной стороны, ответственность - это социальный ресурс (ценности как возможности), с другой стороны, это вызов. Воспитание ответственности в детях и подростках - процесс, включающий в себя: поиск смысла, постановку цели, формирование привычек, здоровые амбиции, искренность в поведении и обязательность в действиях, силу воли, которая позволяет получить удовольствия человеку от проявления ответственности.

Важно в контексте нашего исследования выделить характеристики-основания «цифровой гигиены в воспитании»:

- меры по защите психики детей и подростков (время, анализ, источники);

- свод этических правил для детей и подростков (ограничения, критика, публикации);

- предосторожность от противоправных действий (пароли, отказ от сомнительных контентов).

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, для удобства восприятия представим конвергентную модель цифровой гигиены в воспитании детей и подростков (таблица 1).

Таблица 1 - Модель цифровой гигиены в воспитании детей и подростков

КОМПОНЕНТЫ КОНВЕРГЕНТНОЙ МОДЕЛИ ЦИФРОВОЙ ГИГИЕНЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Факторы Качества личности Хар актгрнстики-о снования

цифровой гигиены в во с пита нии детей н подростков

Ответственность - доверие Меры по защите психики детей и подростков: время.

критическое - свобода Свод этических правил для детей и подростков: ограничения, критика, публикации

Предосторожность от противоправных дгйстьий: пароли, отказ от сомнительной ннформации

Таким образом, под феноменом «цифровая гигиена в воспитании детей и подростков» понимается деятельность по созданию таких условий воспитания детей и подростков, в которых действия цифровых внешних и личностных внутренних факторов не влекут отрицательных последствий. Система безопасности личности включает в себя:

- демобилизацию стрессовых состояний (компенсация факторов цифровой гигиены);

- способность сохранять себя при разрушающих воздействиях цифровой среды (ответственность как ключевое качество безопасности личности в цифровой гигиене, реализуемое через свободу и доверие);

- состояние защищённости жизненно важных интересов личности (меры предосторожности и правила цифровой гигиены).

ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе исследования нами получен оригиналь-

ный научный результат, который заключается в том, что гипотеза о том, что «ответственность» как базовое качество личности в цифровой гигиене в воспитании детей и подростков эффективно формируется под воздействием выделенных нами определённых факторов: фактчекинг, критическое мышление и характеристик-оснований: меры, своды, предосторожность, как теоретическое предположение имеет место быть.

Полученные результаты подтверждают факт, что ранее в научной литературе модель цифровой гигиены в воспитании детей и подростков не рассматривалась как самостоятельная научная проблема. Нами представлена теоретическая разработка модели цифровой гигиены в воспитании детей и подростков. Анализ полученных результатов означает, что они имеют объективную научную основу, так как получены методом аналитического обзора литературы, научного сопоставления, интерпретации и контекстуального анализа, статистическими методами, методом кросс-культурного анализа и конструкции конвергенции. Результаты нашего исследования показывают, что тема цифровой гигиены в воспитании детей и подростков перспективная и будет иметь дальнейшее научное развитие.

ВЫВОДЫ

Актуальность представляемой темы определена вызовами цифровизации образования и поисками ресурсов повышения цифровой гигиены и безопасности воспитания детей и подростков. Понятие «цифровая гигиена» стремительно набирает популярность, но в контексте воспитания оно не рассматривалось, в связи с этим нет четкого его сущностно-смыслового содержания.

Проведён анализ научной литературы, который показал, что в науке сложилось четыре подхода к пониманию понятия «цифровая гигиена», но ни один из них не раскрывает сути феномена «цифровая гигиена в воспитании».

В основу исследования цифровой гигиены в воспитании детей и подростков взята методология конвергентного подхода (сближения, слияния, интеграция, объединения, схождения смыслов, взаимообогащения). Конвергентный подход позволил нам провести анализ литературы и теоретическое исследование, разработать и методологически обосновать модель цифровой гигиены в воспитании детей и подростков (таблица 1). В основе модели лежат её три компонента: факторы (фак-тчекинг и критическое мышление); качества личности (ответственность: доверие, свобода и безопасность); характеристики-основания (меры по защите психики, свод этических правил, предосторожность от противоправных действий).

Установлено, что ответственность, как личное качество человека, основано на сознательном принятии решений, выборе человека и совершения действий им, это объективная обязанность в цифровой гигиене является одним из базовых качеств личности. Доказано, что, с одной стороны, ответственность приводит человека к большому доверию и свободе, с другой стороны, ответственность создаёт для личности безопасность.

Обнаружено, что природу ответственности определяют законы, традиции, культура и ценности, дополняет социализация. Взаимодействие воспитания и социализации создаёт непрогнозируемое развитие ответственности и её рисков. В процессе исследования определены признаки ответственности: свобода, доверие, авторитет, честность, порядочность, уверенность, самостоятельность, безопасность (базовая потребность в пирамиде А. Маслоу), стабильность. С одной стороны, ответственность - это социальный ресурс (ценности как возможности), с другой стороны, это вызов. Воспитание ответственности в детях и подростках - процесс, включающий в себя поиск смысла, постановку цели, формирование привычек, здоровые амбиции, искренность в поведении и обязательность в действиях, силу воли, которая позволяет получить удовольствия человеку от

SHISHARINA Natalia Viktorovna

DIGITAL HYGIENE IN THE UPBRINGING ...

проявления ответственности.

Таким образом, нами было установлено, что под феноменом «цифровая гигиена в воспитании детей и подростков» следует понимать деятельность по созданию таких условий воспитания детей и подростков, в которых действие цифровых внешних и личностных внутренних факторов не влечёт отрицательных последствий, это система безопасности личности, включающая в себя: демобилизацию стрессовых состояний; способность сохранять себя при разрушающих воздействиях цифровой среды; состояние защищённости жизненно важных интересов личности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Pozhidaev I.V., Paderina D.Z., Fedorenko O.Y., Kornetova, E.G., Semke A.V., Loonen A.J.M., Bokhan N.A., Wilffert B., Ivanova S.A. (2020). 5-hydroxytryptamine receptors and tardive dyskinesia in schizophrenia. Frontiers in Molecular Neuroscience, 13, 63. doi: 10.3389/ fnmol.2020.00063 (Web of Science Q1 IF5.639; Scopus Q1 SJR 1,99)

2. Thomson D. Managing allergens in a digital world//Perspectives in Public Health. 2019.139(6). P. 289-291. D0I:10.1177/1757913919877904

3. Максимова Е.А., Молодцова И.А., Бердник М.В. Информационная гигиена как фактор предотвращения последствий z-цифровизации // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2018. № 3(29). С. 67-73.

4. Молодцова И.А., Сливина Л.П. Особенности адаптации z-поколения к цифровой среде: информационная гигиена // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 4. С. 2021.

5. Руденкин Д.В. Особенности актуальных исследований цифровой гигиены в российской социально-гуманитарной науке // Социально-гуманитарный вестник. Всероссийский сборник научных трудов. Барнаул, 2021. С. 42-46.

6. Руденкин Д.В. Уровень развития навыков цифровой гигиены современной российской молодежи: итоги социологического исследования // Социодинамика. 2022. № 1. С. 36-55. DOI: 10.25136/24097144.2022.1.37487 URL: https://nbpublish.com/library_read_article. php?id=37487.

7. Шишарина Н.В. Гигиеническая оценка воспитательной деятельности и критерии её безопасности // Народное образование. 2022. № 6. С. 171-179.

8. Шишарина Н.В., Ромм Т.А. Гигиеническая оценка в теории и практике воспитания. Образование и саморазвитие. 2021, 16 (3) С. 261-277. DOI: 10.26907/esd.16.3.23.

9. Алиева А.А., Иванова П.Ф. Цифровая гигиена для старшего поколения // Сборник научных трудов по итогам конкурсов научных работ. материалы конкурсов научных работ, проведенных Кузбасским институтом ФСИН России в 2020-2021 учебном году. Новокузнецк, 2021. С. 6-7.

10. Богданова ДА. Обучение навыкам для цифровой эры: современный ландшафт //Педагогика информатики. 2020. № 2. С. 1-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Данильченко П.А., Седина М.С. Цифровая гигиена в социальных сетях как элемент защиты информации // Colloquium-journal. 2018. № 13-8 (24). С. 45-46.

12. Khazaal Y. Mental Health apps: innovations and challenges // Revue Medicale Suisse. 2019. № 15(663). P. 1650-1656. DOI: 10.4236/ etsn.2014.33003

13. Sklar A. Sound, Smart, and Safe: A plea for teaching good digital hygiene // Learning landscapes. 2017. Vol. 10. № 2. P. 39-43. DOI: 10.36510/learnland.v10i2.799.

14. Уэбстер Ф. Теории информационного общества /Пер. с англ. М.: «Аспект Пресс», 2004. 400 с.

15. Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации / Пер. с норв. М.: «Весь мир», 2003. 208 с.

16. Castells M. The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, business, and society (Clarendon lectures in management studies). Oxford: Oxford University Press, 2003. 304 p.

17. EboibiF.E. Cybercriminals andCoronavirus cybercrimesinNigeria, the United States of America and the United Kingdom: cyber hygiene and preventive enforcement measures // Commonwealth Law Bulletin. 2020. № 47(1). P. 113-142. DOI: 10.1080/03050718.2020.1834424.

18. Pittaway D.A. Digital Hygiene: Pandemic Lockdowns and the need to suspend fast Thinking // Filosofia Theoretica. 2020. № 9(3). P. 33-48. DOI: 10.4314/ft.v9i3.3.

19. Ward S. Radical media ethics for a global digital world // Digital journalism. 2014. №2(4).P. 455-471.DOI: 10.1080/21670811.2014.952985.

20. Kantar N., Bynum T.W. Global ethics for the digital age-flourishing ethics // Journal of information communication & ethics in society. 2021. № 19(3). P. 329-344. DOI: 10.1108/JICES-01-2021-0016.

21. Прокофьев О.В., Сёмочкина И.Ю. Компетенции цифровой гигиены в высшем техническом образовании // Современные информационные технологии. 2019. № 29. С. 83-87.

22. Cain A.A., Edwards M.E., Still J.D. An exploratory study of cyber hygiene behaviors and knowledge // Journal of information security and applications. 2018. № 42. P. 36-45. DOI: 10.1016/j.jisa.2018.08.002.

23. Буланов В.В. Философские основы цифровой гигиены жизни // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2021. № 3 (57). С. 68-75. DOI: 10.26456/vtphilos/2021.3.068.

24. Федорова С.Н., Голикова Н.Д. Цифровая компетентность субъектов образовательного процесса. Вектор науки Тольяттинского

Baltic Humanitarian Journal. 2023. Т. 12. № 1(42)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022. №3.C.36-42

Received date: 01.02.2023 Revised date: 28.02.2023 Accepted date: 29.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.