Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА В СИСТЕМЕ ОПТИМИЗАЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЦИФРОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА В СИСТЕМЕ ОПТИМИЗАЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
511
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЕРТИЗА / ЦИФРОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЭКСПЕРТОЛОГИЯ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамитова Наталия Викторовна

Статья посвящена одному из аспектов цифровой трансформации общества - цифровой экспертизе. Автор рассматривает проблемы защиты персональных данных с применением технологий цифровых экспертиз и формирования единой среды доверия, анализирует право субъекта данных на их забвение. Отмечается, что развитие технологий искусственного интеллекта потребовало создание экспертной системы. Анализируется стимулирующее влияние на расширение применения формальных языков в праве - машиночитаемом праве. В статье дается авторское определение правотворческой экспертологии как области научного знания (науки), основанной на углубленном изучении и анализе закономерностей экспертной деятельности в процессе создания, отмены и совершенствования правовых норм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА В СИСТЕМЕ ОПТИМИЗАЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Мамитова Наталия Викторовна

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры госу-дарствоведения Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, профессор кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

Mamitova Natalia Viktorovna

doctor of law, professor, professor of the department of state studies institute of public service and management Russian academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation, professor of the department of state law and criminal law disciplines of the Plekhanov Russian university of economics

E-mail: nvmamitova@mail.ru

Цифровая экспертиза в системе оптимизации правового регулирования

в Российской Федерации

Digital expertise in the system of optimization of legal regulation

in the Russian Federation

Аннотация. Статья посвящена одному из аспектов цифровой трансформации общества - цифровой экспертизе. Автор рассматривает проблемы защиты персональных данных с применением технологий цифровых экспертиз и формирования единой среды доверия, анализирует право субъекта данных на их забвение. Отмечается, что развитие технологий искусственного интеллекта потребовало создание экспертной системы. Анализируется стимулирующее влияние на расширение применения формальных языков в праве - машиночитаемом праве. В статье дается авторское определение правотворческой экспертологии как области научного знания (науки), основанной на углубленном изучении и анализе закономерностей экспертной деятельности в процессе создания, отмены и совершенствования правовых норм.

Ключевые слова: экспертиза, цифровая экспертиза, экспертология, цифровизация, правотворчество, правовое регулирование, искусственный интеллект, машиночитаемое право.

Abstract. The article is devoted to one of the aspects of the digital transformation of society - digital expertise. The author examines the problems of personal data protection using digital expertise technologies and the formation of a unified environment of trust, analyzes the data subject's right to be forgotten. It is noted that the development of artificial intelligence technologies required the creation of an expert system. The stimulating effect on the expansion of the use of formal languages in law - machine-readable law is analyzed. The article gives the author's definition of lawmaking expertology as a field of scientific knowledge (science), based on an in-depth study and analysis of the patterns of expert activity in the process of creating, abolishing and improving legal norms.

Keywords: expertise, digital expertise, expertology, digitalization, lawmaking, legal regulation, artificial intelligence, machine-readable law.

Идея цифровой трансформации (далее - ЦТ), которая сегодня часто воспринимается как инновационный прорыв, имеет давнюю историю и в основном связана с влиянием информационно-коммуникационных технологий на современное социально-экономическое развитие.

Социальные, правовые и политические аспекты цифровой трансформации позволяют рассматривать ее как общий социальный эффект процессов цифровизации с точки зрения изменения социальной и правовой реальности: моделей потребления, преобразования социально-экономических структур и

бизнес-моделей, возникновения новых правовых и политических реалий. Меняется набор прав и свобод человека, появляются новые цифровые права, обостряются противоречия между свободой информации и правом на защиту частной жизни, появляется новый вид преступлений, такой как «киберпреступность». Активно развиваются, получая свое нормативное закрепление, технологии искусственного интеллекта. В целом технологии оцифровки, процедуры цифровизации и эффекты цифровой трансформации сами по себе становятся важным новым показателем процессов глобальных изменений в современных сообществах, видах деятельности и сфере общественно-правовых отношений1, придавая ей особую актуальность.

Одним из таких аспектов цифровой трансформации общества стала цифровая экспертиза, которая сегодня набирает свои обороты. Однако понятие «цифровая экспертиза» является относительно новым для юридической науки в целом и теории права в частности. Чаще всего это цифровую экспертизу рассматривают как компьютерно-техническую экспертизу (КТЭ) - одну из разновидностей судебных экспертиз, объектом которой является компьютерная техника и (или) компьютерные носители информации, а целью - поиск и закрепление доказательств. Основная цель КТЭ - поддержать или опровергнуть гипотезу в уголовном или гражданском суде.

Также цифровую экспертизу напрямую связывают с таким понятием, как «цифровой след», когда правонарушения связаны с цифровыми технологиями. Пример - это назначение и проведение экспертизы цифровых следов. В юридической литературе есть понимание, что «...цифровой след представляет собой криминалистически значимую компьютерную информацию о событиях или действиях, отраженную в материальной среде, в процессе ее возникновения, обработки, хранения и передачи»2.

Цифровая криминалистика выходит на первый план, поскольку регуляторы финансового рынка, его участники и инвесторы сосредоточены на предотвращении или противодействии коммерческому мошенничеству в цифровую эпоху.

Цифровая экспертиза сегодня играет очень важную роль в расследовании различных преступлений. Это объясняется и ростом возможностей криминалистики, и увеличением компьютерных мощностей, и эволюцией технологий хранения данных.

Сегодня стало проще собирать данные с множества устройств: компьютеров, смартфонов, планшетов, серверов, в том числе облачных, а также с различных носителей: внешних жестких дисков, флеш-накопителей и компакт-дисков.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Одной из задач программы является создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе в каждой сфере. Реализации этой задачи посвящен федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», который курирует Министерство экономического развития Российской Федерации. Федеральный проект предусматривает разработку и принятие ряда нормативных правовых актов, направленных на снятие первоочередных барьеров, которые препятствуют развитию цифровой экономики. Планируется также урегулировать сквозные для различных отраслей законодательства вопросы, связанные с идентификацией субъектов правоотношений в цифровой среде, электронным документооборотом, оборотом данных, в том числе персональных.

Результатом реализации данных законодательно закрепленных направлений должна стать новая регуляторно-правовая среда, нацеленная на создание правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия, позволяющей обеспечить участников цифровой экономики средствами доверенных цифровых дистанционных коммуникаций.

Поскольку год от года количество пользователей социальных сетей увеличивается, то возрастает и количество правонарушений в области защиты персональных данных, что вызывает необходимость постоянного совершенствования законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных с применением технологий цифровых экспертиз.

Следующей проблемой правового регулирования персональных данных в условиях цифровизации стала проблема защиты этих персональных данных от недобросовестного их использования.

Если до эпохи цифровой экономики персональные данные защищались путем размещения в средствах массовой информации опровержений содержания ранее опубликованной информации, то теперь основным способом защиты персональных данных стало право субъекта данных на их забвение. Данное право представляет собой право на уважение персональных данных в цифровом пространстве, что означает не только их нераспространение без согласия на то субъекта данных, а при наличии такого разрешения их обнародование должно быть исключительно корректным.

1 Попова С. М. К вопросу о понятии цифровой трансформации науки // Тренды и управление. 2019. № 4. С. 1-16. DOI: 10.7256/2454-0730.2019.4.31941 URL: tps://nbpuЫish.com/library_read_article.php?id=31941

2 Россинская Е. Р., Рядовский И. А. Концепция цифровых следов в криминалистике // Аубакировские чтения: материалы Международной научно-практической конференции (19 февраля 2019 г.). Алматы, 2019. С. 6-8.

Мамитова Н. В. Цифровая экспертиза в системе оптимизации правового регулирования...

27

Российская Федерация является одним из первых государств, которое законодательно закрепило право быть забытым, так называемое право на забвение1. Право на забвение (право быть забытым, англ. Righttobeforgotten) - право человека, позволяющее ему потребовать при определенных условиях удаление своих персональных данных из общего доступа через поисковые системы2. Следует также сказать, что Российская Федерация в настоящее время принимает серьезные меры по защите персональных данных путем регулирования своего сегмента интернета.

Ну и, конечно же, я не могу обойти вниманием технологии искусственного интеллекта, которые будут влиять на формирование новых правовых средств, их обеспечивающих.

Несмотря на то, что цифровизация проникла во многие сферы жизни человека, однозначного определения искусственного интеллекта не появилось. Учитывая то, что впервые понятие «искусственный интеллект» появилось в законодательстве России совсем недавно, а именно в Федеральном законе от 24 апреля 2020 года № 123-ФЗ3, это понятие все же отражает характеристику искусственного интеллекта с технической точки зрения, поэтому ни в российском праве, ни в мировой практике четкой и полноценной дефиниции «искусственный интеллект» не существует. Данный Закон регулирует проведение эксперимента по установлению правового режима, связанного с разработкой и внедрением технологий искусственного интеллекта.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 2 вышеуказанного закона под искусственным интеллектом понимается комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека. Такой комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, а также процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений. Из данного определения искусственного интеллекта мы видим, что он является, прежде всего, имитацией когнитивных функций человека.

Следует отметить, что в связи с развитием в России технологий искусственного интеллекта, потребовалось создание уже не отдельного вида экспертизы, а целой экспертной системы.

Экспертная система - это компьютерная программа, использующая технологии искусственного интеллекта для имитации суждений и поведения человека или организации, обладающей экспертными знаниями и опытом в определенной области.

Как правило, экспертная система включает в себя базу знаний, содержащую накопленный опыт и логический вывод или правила - набор правил для применения базы знаний для каждой конкретной ситуации, описанная в программу. Возможности системы могут быть расширены с помощью дополнений к базе знаний или к набору правил. Современные системы могут включать в себя возможности машинного обучения, которые позволяют им улучшать свою производительность на основе опыта, как это делают люди.

Несколько слов о машиночитаемом праве, которое сейчас только входит в правовой оборот, но которое составит, на мой взгляд, главную сферу применения цифровых экспертиз.

«Особого внимания заслуживает практика использования технологии блокчейн, функционирование которой подчиненно машинному коду. При отсутствии (или неадекватности) правового регулирования машинный код начинает оказывать мощное воздействие на содержание и характер соответствующих общественных отношений и становится чуть ли не главным их регулятором»4. В связи с этим важно определить пределы воздействия программных алгоритмов, обозначить линию их соприкосновения с правом. Эта задача в развитии цифрового законодательства сегодня вышла на первый план, реализуясь в Концепции машиночитаемого права, разработанной Минэкономразвития России в целях регулирования цифровой экономики. Концепция посвящена так называемому «оцифрованию» закона и определению приоритетных для «оцифровки» норм права, условий, необходимых для работы таких норм, а также описанию общих схем того, как алгоритмизированные нормы будут работать5.

Машиночитаемое право - это, по сути дела, применение формальных языков в праве, и на сегодняшний день существует ряд факторов, оказывающих стимулирующее влияние на расширение применению формальных языков в праве. Прежде всего, это изменение подхода к дискреционным полномочиям в отраслях права с высоким уровнем императивного регулирования: административного, финансового права, антикоррупционного законодательства. Обезличивание персональных данных, био-

1 См.: О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 264-ФЗ «» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть 1).Ст. 4390.

2 См.: Право на забвение. URL: https://yandex.ru/search/?text10811&clid=2163430 (дата обращения 12.01.2020).

3 См.: О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»: Федеральный закон от 24.04.2020 № 123-ФЗ. СПС «Консультант Плюс».

4 Хабриева Т.Я. Право перед вызовами цифровой реальности. // Журнал российского права. 2018. № 9. С. 8-10.

5 URL: https://economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/normativnoe_regulirovanie_cifrovoy_sredy/ inye_prokty_v_sfere_reguNrovaniya_dfrovoy_ekonomiki/

метрия, обработка генетической информации - в данных правоотношениях заранее сложно выработать и применить механизмы учета значимых интересов сторон при выработке разумного, справедливого и объективного решения.

По мнению экспертов: «в виртуальном пространстве российского законодательства существует такое явление, как "актуальная версия", как прототип будущей цифровой модели закона. Если современная версия построена по принципу базы данных, то цифровую версию надо создавать по принципу "базы знаний", в которой будет собрана, систематизирована, структурирована и приспособлена для автоматизированного использования более объемная и разноплановая (правовая, экономическая, социологическая и др.) информация, позволяющая без участия человека осуществлять толкование правовых норм, юридическую квалификацию деяний и правоотношений, разрешать юридические коллизии, совершать сделки, выносить правоприменительные решения, определять эффективность правовых норм, формулировать правотворческие решения в целях оптимизации правового регулирования и т. д.»1.

И несмотря на то, что машиночитаемое право существует пока концептуально, внедрение этой концепции Минэкономразвитием запланировано на 2022 год. С введением данной концепции на законодательном уровне необходимо будет закрепить новые термины и понятия: машиночитаемое право, язык программирования, автоматизация права, цифровой профиль, цифровизация оборота правовых документов, цифровая экспертиза.

Цифровая экспертиза - это правовое средство, поддерживающее использование цифровых процессов посредством исследования специалистом (экспертом) круга вопросов, решение которых требует специальных познаний в области цифровых технологий для достижения социально полезных целей.

Считаю, что цифровая экспертиза станет возможной для использования в большинстве сфер экспертной деятельности и может применяться к различным видам экспертиз: нормотворческой, антикоррупционной, научной и другим, формируя новую область научного знания - правотворческую эксперто-логию, которую возможно определить, как область научного знания (науку), основанную на углубленном изучении и анализе закономерностей экспертной деятельности в процессе создания, отмены и совершенствования правовых норм.

1 Хабриева Т.Я. Право перед вызовами цифровой реальности. URL: https://izak.ru/img

Мамитова Н. В. Цифровая экспертиза в системе оптимизации правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.