Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
685
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНДУСТРИЯ 4.0 / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЦИФРОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ЦИФРОВОЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шпак Д.А.

Цифровая экономика является стратегическим инструментом сокращения существующего технологического разрыва России с ведущими странами мира. Выстроен хронологический порядок генезиса цифровой экономики. Проведен анализ ключевых индикаторов развития цифровой экономики за 2017 -2022 гг. и определены важнейшие особенности модели формирования цифровой экономики. Сформулированы магистральные направления развития цифровой экономики в РФ на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECONOMY IN RUSSIA: CONCEPT, GENESIS, DEVELOPMENT PROSPECTS

The digital economy is a strategic tool to reduce the existing technological gap between Russia and the leading countries of the world. The chronological order of the genesis of the digital economy is laid out. An analysis of the key indicators of the development of the digital economy for 2017-2022 has been carried out, and the most important features of the digital economy formation model have been identified. The main directions of development of the digital economy in the Russian Federation for the future are formulated.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС, ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ

Д.А. Шпак, студент

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (Россия, г. Москва)

Б01:10.24412/2411-0450-2023-3-2-145-150

Аннотация. Цифровая экономика является стратегическим инструментом сокращения существующего технологического разрыва России с ведущими странами мира. Выстроен хронологический порядок генезиса цифровой экономики. Проведен анализ ключевых индикаторов развития цифровой экономики за 2017 -2022 гг. и определены важнейшие особенности модели формирования цифровой экономики. Сформулированы магистральные направления развития цифровой экономики в РФ на перспективу.

Ключевые слова. цифровая экономика, Индустрия 4.0, инновационное развитие, цифровая зрелость, цифровой суверенитет.

Глобальный научно-технический прогресс человечества неумолимо приводит к смене хозяйственно-технологического уклада, именуемый Индустрией 4.0, и основой которого является всеобъемлющее использование информационно-коммуникационных технологий. Цифровая экономика является основным продуктом нового уклада и для России такая смена парадигмы развития национальной экономики является уникальным историческим шансом наверстать упущенное и занять достойное место среди наиболее развитых стран мира. Актуальность темы обзорной научной публикации связана с необходимостью рассмотрения и анализа масштабов и динамики процессов организационно-экономических, технологических и институционально-политических преобразований в России, без которых формирование цифровой экономики просто невозможно.

Цель научной публикации - презентация результатов научного обзора понятия и генезиса цифровой экономики и определение ее основных перспектив развития; задачами научной публикации выступают:

1) определение понятия «цифровая экономика» в отечественной и зарубежной научной и деловой среде;

2) анализ ключевых индикаторов развития цифровой экономики за 2017-2022 гг.;

3) определение магистральных направлений развития цифровой экономики в РФ. Объектом научного исследования высту-

пает цифровая экономика, предметом -процессы ее формирования и развития с учетом особенностей национальных интересов России.

Подготовка научного исследования осуществлялась с использованием общенаучных (наблюдение, сравнение, измерение, анализ и синтез, метод логического рассуждения) и специальных (абстрагирование, анализ, формализация, синтез, дедукция) методов. Для обеспечения объективности и беспристрастности научного исследования автором применялись верифицированные источники статистической информации и аналитических материалов: ежегодный статический сборник НИУ ВШЭ «Индикаторы цифровой экономики», данные национальной программы «Цифровая экономика», тематические публикации отечественных и зарубежных ученых по указанной теме.

Результаты исследования. Исходной точкой формирования предпосылок к формированию цифровой экономики в России является разработка и принятие Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы (Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203), в котором цифровая экономика определяется как это форма организации финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений и регулятивных институтов на основе цифровых технологий, при этом превали-

рующее количество транзакций происходит именно в виртуальной среде [10]. Затем последовало утверждение Национальной программы «Цифровая экономика» (Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р), которое определяет механизм ее формирования и развития [11].

В процессе формирования критического обзора научных публикаций, было установлено наличие существенных различий в понимании цифровой экономики в зарубежной и отечественной академической среде. Так, по мнению М. Баззун (M Bazzoun), цифровая экономика представляет собой киберфизическую систему, в которой частные и публичные отношения полностью виртуализированы [1]. В понимании Х. Бесады (H. Besada) цифровая экономика представляет собой венец развития информационных технологий и безусловное доминирование нематериальных активов и интеллектуального капитала в цепочках создания стоимости [2]. В публикациях К. Барефута и Д. Родрика (K. Barefoot; D. Rodrik) цифровая экономика определяется как некоторая «договоренность» субъектов рыночного пространства по поводу перевода бизнес-процессов в виртуальную среду [3]. В отечественной академической среде цифровая экономика определяется по-иному: так, по мнению И.В. Тарасова, это комплекс усилий государственных регуляторных институтов и рыночных агентов по формированию соответствующей цифровой инфраструктуры и реализации общественно-экономических отношений в виртуальной среде [4]. С точки зрения В.В. Иванова, Г.Г. Малинецкого, цифровая экономика - это уровень использования в субъекте федерации потенциала цифровых технологий во всех аспектах народнохозяйственной деятельности [5].

Генезис цифровой экономики в России несмотря на то, что системная работа по ее формированию начата только в 2017 г., имеет более длительную хронологию: первый этап охватывает 1998-2010 гг., когда были приняты следующие документы: «Концепция государственной информационной политики Российской Федерации» от 15 октября 1998 г. [12] и Федеральная

целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)»: утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. №65 [13], по итогам которого была сформулирована привычный нам сегодня механизм электронного документооборота, реализован принцип «Одного окна» при выполнении административных процедур, запущены тематические информационно-справочные сайты с основными госуслугами, начат прием электронных обращений граждан. Второй этап не имеет четко выраженных границ, но принято считать его границами 2010-2017 гг., когда была завершена работа над сайтом Госуслуги и системой межбанковских расчетов (за основу взят механизм, созданный в 1992 г.), и завершающим аккордом данной стадии стало принятие национальной программы «Цифровая экономика», определяющая сегодня тренды ее развития. Третий этап охватывает сравнительно короткий интервал с 2018 г. по 2021 г. и именуется этапом цифровой инсталляции, что объясняется масштабной интервенций постулатов цифровой экономики (сквозная цифровизация бизнес-процессов, автоматизация рутинных работ, межфирменная кооперация IT-бизнеса с другими секторами экономики), по итогу данного этапа сформировались границы современного оцифрованного рынка, например, сегмент e-commerce (электронная торговля), тематические маркетплейсы, получили развитие такие направления, как EdTech (диста-ционное обучение), финтех (применение информационных технологий в финансовой сфере), агротех (кооперация АПК с лучшими практиками применения цифровых технологий). Этап с 2021 г. по 2023 г. именуется цифровой агломерацией; ожидается, что его вклад будет заключаться в образовании экосистем на базе наиболее высокотехнологичных участников рынка: крупнейших банков, IT-компаний, теле-ком-операторов. Экосистемы будут представлять многопрофильных платформ, предоставляющих пользователям как связанные между собой, так и совершенно разные услуги и продукты, причем клиент будет проходить идентификацию только один раз, а все расчеты будут проводиться

через инфраструктуру владельца платформы. Завершающим на сегодняшний день считается период с 2024 по 2030 гг., целью которого является не только выстраивание целостной цифровой экономики, но и обеспечение должной защиты цифрового суверенитета государства от внешних и внутренних вызовов и угроз (кибератаки на критическую инфраструктуру, хакти-

Как следует из приведенных данных в таблице, цифровая экономика в России развивается достаточно умеренными темпами, о чем свидетельствует показатель удельный вес расходов на цифровизацию экономики к ВВП страны: в анализируемом периоде он остался практически неизменным на уровне 3,6-3,7% (для сравнения в ЕС он составляет 8,5-9,3%, в США - 12-14%), что в свою очередь приводит к более медленному росту уровня проникновения цифровых решений в экономику: в 2021 г. по сравнению с 2017 г. он вырос на 6,6 п.п. и составил 33,6%. Вообще в РФ имеет место высокая концентрация точек развития вокруг государственных институтов управления и регуляции: в анализируемом периоде удельный вес государственного финансирования на проекты по цифровизации национальной экономики составили 45,6%, что объясняет устойчивый рост индекса развития цифрового государственного управления: 0,84 в 2021 г.

визм, социальная инженерия и манипуляции в виртуальной среде) [6; 7].

Для понимания современного состояния развития цифровой экономики России автором был сделан подбор отдельных индикаторов, позволяющих объективно оценить прогресс на пути смены технологического уклада.

против 0,72 в 2017 г., а охват населения электронными инструментами коммуникации с органами государственной власти за это же время вырос с 61,2% до 90,5%.

Вместе с тем в негосударственном секторе имеют место определенные проблемы с цифровизацией: во-первых, в среднем 64% всех проектов цифровизации приходится на ^-сферу и родственные с ней бизнесы; во-вторых, имеет место сокращение отечественных венчурных инвестиций в традиционные отрасли экономики: промышленность, АПК ввиду более высоких сроков окупаемости и рисков убытков (за анализируемый период сокращение составило более 18,7%); в-третьих, существует распространенная проблема дефицита собственного капитала и дороговизны реализации проектов цифровизации бизнес-модели (по данным за 2022 г. более 34,0% респондентов отметили данные факторы как препятствие к внедрению цифровых технологий).

Таблица. Индикаторы развития цифровой экономики России в 2017-2022 гг. [8]

Показатели 2017г. 2018г. 2019г. 2020г. 2021г.

1. Удельный вес расходов на цифровизацию экономики, в % к ВВП 3,6 3,6 3,7 3,8 3,7

2. Уровень проникновения цифровых решений в экономику, % 27 29 30 32,4 33,6

3. Индекс развития рынка ИКТ 7,1 7,3 8,6 9,4 11,3

4. Индекс развития цифрового государственного управления 0,72 0,79 0,81 0,82 0,84

5. Удельный вес России в общемировом числе публикаций в области ИКТ в наукометрических базах Scopus/Web of Science, в % к итогу 2.6 2.69 2.97 3.38 2.98

6. Удельный вес России в общемировом числе патентных заявок на изобретения в области ИКТ, в % к итогу 0,35 0,3 0,36 0,3

7. Уровень инновационной активности организаций сферы ИКТ, % 15,9 12,2 12,1 13,5 14,4

8. Охват населения электронными инструментами коммуникации с органами государственной власти, всего, в % В том числе по видам каналов: 61,2 74,1 80 83,9 90,5

8.1. Internet (официальный сайт органа власти, портал госуслуг) 42,3 54,5 57,5 59,3 70,4

8.2. Мультифункциональный центр предоставления госуслуг 18,9 19,6 22,5 24,6 20,1

9. Удельный вес населения, получивший госуслуги в электронной форме (от общего числа обращений), % 64,3 74,8 77,6 79,1 87,8

В заключение рассмотрим наиболее перспективные направления развития цифровой экономики в России:

1. Развитие государственной цифровой инфраструктуры в форме тематических платформ для подключения к ней отраслевых бизнесов - предоставление массового доступа бизнесу к цифровой инфраструктуре за умеренную плату позволит частично нивелировать проблему ограниченности компетенций, ресурсов и капитала цифровизации собственных компаний, в обмен на это государственные регуляторы повышают прозрачность работы самих компаний и снижают риски уклонения от налогообложения, нарушения иных норм законодательства. Хорошим примером являются уже функционирующие платформы «Умный город» (цифровой двойник города, помогающий оптимизировать транспортное сообщение и градостроительство), платформа «Здоровье» (виртуальная платформа, обеспечивающая государственные закупки медикаментов и оборудования для федеральной сети учреждений здравоохранения) [3; 5; 9].

2. Активное развитие маркетплейсов в сфере e-commerce - для обеспечения устойчивого развития сферы ритейла рекомендуется дальнейшее развитие крупнейших самостоятельных маркетплейсов (WB, Ozon, Сбермегамаркет) с усилением кооперации с производителями продукции, что позволит создать целостные цепочки поставок от первого поставщика, тем самым повышая деловую активность отечественного промышленного сектора и снижая импорт аналогичной продукции [2; 3; 5; 7].

3. Формирование отраслевых экосистем, обеспечивающих компании-участники отрасли комплексов сервисов: подбор поставщиков, логистика, размещение производственных мощностей, сбытовые сети, торговое финансирование. Данное направление ориентировано на повышение инновационной активности в отрасли за счет создания бесшовного пространства реализации партнерств между самыми разными бизнесами для выстраивания в цепочку создания стоимости.

Наиболее привлекательными сферами являются высокотехнологичные производства на базе действующих государственных корпораций: ГК «Ростех», ГК «Роса-том», которые путем формирования кооперативных связей с венчурными компаниями могут генерировать новые продукты и решения для самых разных отраслей экономики [3; 4; 7].

4. Развитие национальной системы защиты цифрового суверенитета России - с течением времени количество вызовов и угроз против цифровой неприкосновенности российской экономики устойчиво растет, причем акцент в кибератаках идет на объекты критической инфраструктуры, институты государственного управления: общее количество идентифицированных организованных кибератак по данным за 2021 г. составило 2418 ед. (в 2017 г. -1179 ед.), а оценочные потери национальной экономики от кибератак превысили 7000 млн руб. [14] Сейчас становится актуальным как никогда сформировать централизованную модель управления информационной безопасностью в цифровой экономике через отлаженную вертикально-интегрированную модель государственного управления и глубокое проникновения в информационное окружение каждого из граждан, бизнесов и некоммерческих организаций [2; 5; 8].

Заключение. Современный этап развития России находится в состоянии активной цифровой трансформации, которая как продиктована глобальными трендами развития мировой экономики, так и внутренней готовностью общества к переменам. Вместе с тем необходимо четко понимать не только скрытые возможности цифровой экономики, но и ее многочисленные вызовы и угрозы, которые генерируются виртуальным пространством, и для обеспечения ее функционирования во благо граждан необходимы значительные усилия со стороны государства по недопущению деструктивного проявления интересов как со стороны недружественных государств, так и частных лиц, аппозитивно настроенных к переменам во имя развития и благополучия.

Библиографический список

1. Bazzoun, M. The Digital Economy // International Journal of Social Science and Economics Invention. - 2019. - №5 (09). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.23958/ijssei/vol05-i09/157.

2. Besada, H. (2018). Digital Economy and the Implementation of the 2030 Agenda for Sustainable Development. United Nations Office For South-South Cooperation (UNASSC). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unsouthsouth.org/wp-content/uploads/2018/12/Digital-Economy-and-the-Implementation-of-the-2030-Agenda-Hany-Besada.pdf.

3. Barefoot, K. Defining and Measuring the Digital Economy / K. Barefoot, D. Curtis, W. Jolliff, J. R. Nicholson, R. Omohundro. - BEA, Washington D.C., 2018. - P. 7.

4. Тарасов, И.В. Индустрия 4.0: понятие, концепции, тенденции развития // Стратегии бизнеса. - 2018. - №6 (50). - С. 57-63.

5. Иванов, В.В., Малинецкий, Г.Г. Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива. - М.: Управление научно-издательской деятельности РАН, 2017. - 64 с.

6. Ефремова, Л.Б. Построение цифровой экономики // Московский экономический журнал. - 2022. - №3. - С. 229-244. - DOI: 10.55186/2413046X_2022_7_3_135

7. Ганичев Н. А., Кошовец О. Б. Как посчитать цифровую экономику: между реальностью и конструкцией // Журнал «ЭКО». - 2020. - №50 (2). - С. 8-36 DOI: https://doi.org/10.30680/eco0131-7652-2020-2-8-36.

8. Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2023. - 332 с.

9. Rodrik D. Premature Deindustrialization // Journal of Economic Growth. - 2016. - Vol. 21.

- № 1. - Pp. 1-33.

10. «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 20.03.2023, доступ: свободный).

11. Цифровая экономика Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf_ (дата обращения: 20.03.2023, доступ: свободный).

12. Концепция государственной информационной политики Российской Федерации: решение Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи 15 октября 1998 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.unesco.kz/ip/countries/russia_ru.htm (дата обращения: 21.03.2023, доступ: свободный).

13. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)»: утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 65. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90180/ (дата обращения: 21.03.2023, доступ: свободный).

14. Кибертерроризм: виды атак, хакеров и их влияния на цели (28.11.2022). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.securitylab.ru/analytics/534885.php (дата обращения: 23.03.2023, доступ: свободный).

DIGITAL ECONOMY IN RUSSIA: CONCEPT, GENESIS, DEVELOPMENT

PROSPECTS

D.A. Shpak, Student

Plekhanov Russian University of Economics (Russia, Moscow)

Abstract. The digital economy is a strategic tool to reduce the existing technological gap between Russia and the leading countries of the world. The chronological order of the genesis of the digital economy is laid out. An analysis of the key indicators of the development of the digital economy for 2017-2022 has been carried out, and the most important features of the digital economy formation model have been identified. The main directions of development of the digital economy in the Russian Federation for the future are formulated.

Keywords: Digital Economy, Industry 4.0, Innovative Development, Digital Maturity, Digital Sovereignty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.