Научная статья на тему 'Цифровая экономика” - новый этап информатизации общества'

Цифровая экономика” - новый этап информатизации общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2502
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ТРЕНДЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / СЕРВИСНОЕ ГОСУДАРСТВО 2.0 / СТРАТЕГИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ / DIGITAL ECONOMY / INFORMATION SOCIETY / TRENDS OF THE DIGITAL ECONOMY / SERVICE GOVERNMENT 2.0 / STRATEGY DIGITAL TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евсюков Владимир Васильевич, Пышный Александр Иванович

Рассмотрены особенности национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" в контексте комплекса документов, определяющих направления развития страны по информатизации общества на ближайшие годы. Описаны основные тренды цифровизации экономики страны. Показаны особенности цифровой трансформации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIGITAL ECONOMY" - A NEW STAGE INFORMATIZATION OF SOCIETY

Describes the features of the national program "Digital economy of the Russian Federation" in the context of a set of documents that determine the direction of develovment of the country for the Informatization of society in the coming years. The main trends of digitalization of the country's economy are described. The features of the digital transformation of the economy.

Текст научной работы на тему «Цифровая экономика” - новый этап информатизации общества»

ANALYSIS GOOD CORPORATE GOVERNANCE IN THE SYSTEM MINIMIZE THE RISKS OF THE CREDIT INSTITUTION

V. L. Belgorodskaya, I. L. Shalaev

This article is devoted to the analysis of effective corporate governance in the system of minimizing the risks of the credit institution. The study is based on the key areas for creating an effective system of corporate governance developed by the authors.

Key words: corporate governance, risk minimization, credit institution.

Belgorodskaya Victoria Leonidovna, undergraduate, vikkibelhorod99@gmail.com, Russia, Orel, Ranepa, Central Russian Institute of management-branch,

Shalaev Ilya Andreevich, candidate of economic sciences, associate professor of KAF. "Economy and economic security", viper18111988@yandex.ru, Russia, Orel, Ranepa, Central Russian Institute of management-branch

УДК 338.1

"ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА" - НОВЫЙ ЭТАП ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

В.В. Евсюков, А.И. Пышный

Рассмотрены особенности национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" в контексте комплекса документов, определяющих направления развития страны по информатизации общества на ближайшие годы. Описаны основные тренды цифровизации экономики страны. Показаны особенности цифровой трансформации экономики.

Ключевые слова: цифровая экономика, информатизация общества, тренды цифровой экономики, сервисное государство 2.0, стратегия цифровой трансформации.

В соответствии с Федеральным законом 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. информатизация представляет собой "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов" [1].

Основным документом, координирующим деятельность различных институтов по информатизации общества, является государственная программа РФ "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвер-

жденная соответствующим Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 [2].

Приоритеты государственной программы "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" определены указами Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", от 1 декабря 2016 г. № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", от 5 декабря 2016 г. № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", программой "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р, Концепцией развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. № 2516-р, а также планом мероприятий ("дорожной картой") "Развитие отрасли информационных технологий", утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 2602-р.

В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы определены цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики РФ в сфере применения информационно-телекоммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в РФ, предусмотренных Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, являются ликвидация зависимости отечественной промышленности от иностранных информационных технологий, повышение конкурентоспособности российских ^-компаний, развитие отечественной конкурентоспособной электронной базы.

Программа "Цифровая экономика Российской Федерации" направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой гра-

мотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами

[3].

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. определены следующие приоритеты развития информационных технологий:

• формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности и предоставление на ее основе качественных услуг;

• повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, а также содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе информационных технологий;

• обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационных технологий;

• повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, а также взаимодействия гражданского общества и коммерческих организаций с органами государственной власти;

• противодействие использованию информационных технологий в целях угрозы национальным интересам России, включая обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем.

Важным приоритетом Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. является максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, обеспечивающих в том числе формирование электронного правительства и перевод в электронную форму большинства услуг, оказываемых населению.

В соответствии со Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 гг. и на перспективу до 2025 г. развитие отрасли информационных технологий осуществляется в целях:

• развития сферы информационных технологий до полноценной отрасли российской экономики, создающей высокопроизводительные рабочие места и обеспечивающей выпуск высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции;

• обеспечения различных сфер экономики качественными информационными технологиями в целях повышения производительности труда;

• обеспечения высокого уровня информационной безопасности государства, индустрии и граждан.

Таким образом, в соответствии с перечисленными документами приоритетными направлениями развития информационного общества в РФ являются: повышение благосостояния, качества жизни и работы граждан,

улучшение доступности и качества государственных услуг, повышение степени информированности и цифровой грамотности, обеспечение национальных интересов страны в области цифровой экономики на основе использования современных информационных, телекоммуникационных и цифровых технологий.

Наиболее "свежим" документом в приведенном перечне документов по развитию информационного общества является национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации".

Стратегически программа ориентирована на развитие двух взаимосвязанных направлений:

• создание институтов, обеспечивающих необходимые для развития цифровой экономики условия: нормативное регулирование, кадры и образование;

• создание инфраструктурных элементов цифровой экономики: информационной инфраструктуры и информационной безопасности.

В процессе ее реализации предполагается широкое использование современных наукоемких технологий, таких как Big Data, нейронных сетей, искусственного интеллекта, систем распределённого реестра, квантовых технологий, промышленного интернета, робототехники, сенсорики, высокоскоростных технологий беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальности.

Под термином "цифровая экономика" можно понимать систему экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых технологий.

Ранее были введены в оборот термины со схожим содержанием -"интернет-экономика", "веб-экономика" и "новая экономика".

В действительности цифровая экономика в России многие годы существует и без правительственной программы.

По результатам исследования Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) в 2017 г. вклад цифровой экономики составил 2,42 % ВВП России. Мобильная экономика сформировала 3,8 % ВВП. Таким образом, до начала реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" суммарный вклад цифровой и мобильной экономик обеспечил в 2017 г. получение 4,35 трлн. рублей, что эквивалентно 5,06 % ВВП России [4].

Формально можно считать, что истоки развития цифровой экономики определяются цифровой революцией, связываемой с переходом от механической и аналоговой электронной технологии к цифровой электронике, появившейся в конце 1950-х годов. Реальные успехи цифровизации экономики в России проявились в конце предшествующего столетия и были обусловлены широким распространением компьютеров и коммуникационных технологий.

В широком понимании процесс цифровизации в России прошел в своем развитии ряд этапов. Первый этап был связан с широким распространением компьютеров в конце предшествующего столетия и их применением для автоматизации документооборота в различных сферах деятельности, а также с развитием сетей передачи данных. Основными трендами следующего этапа стало развитие инфраструктуры обработки данных на основе совершенствования средств коммуникации. При этом широкое распространение получили центры обработки данных, облачные технологии, Web-сервисы, мобильные приложения и др. Современный этап обусловлен внедрением в практическую деятельность наукоемких информационных технологий, включая технологии искусственного интеллекта, блокчейн, виртуальную реальность и др.

Для бизнеса сегодня актуальны инструменты, позволяющие повысить его эффективность и прибыльность за счет упрощения и ускорения бизнес-процессов, а также способствующие созданию качественно новых сервисов для клиентов.

Создание подобных инструментов предполагает совместную работу программистов и опытных аналитиков, хорошо представляющих практические особенности бизнес-задач клиентов, понимающих особенности конкурентной среды и реализуемых в ней передовых решений, и способных своевременно выявить зарождающиеся тенденции в развитии экономики.

В последние годы цифровая экономика России характеризуется рядом устойчивых трендов [5]:

• Кибербезопасностъ. Российская банковская сфера понесла в 2017 г. убыток от внешних атак в объеме около 2,5 млрд. руб. По прогнозам компании Gartner, мировой оборот рынка кибербезопасности к 2018 г. приблизится к $100 млрд.

• Трансграничное сотрудничество. Российские компании активно встраиваются в международные альянсы, задающие технологические стандарты на годы вперед. Так, в 2017 г. по инициативе Российского экспортного центра начала работу площадка Made in Russia сектора B2B.

• Создание общих IT-платформ. Это позволяет синхронизировать цифровые решения, что стимулирует появление объединений, заинтересованных в качественно иных технологических решениях. Так, в 2017 г. Сбербанк и Яндекс заключили соглашение о создании совместной площадки электронной коммерции на базе агрегатора товаров и услуг Яндекс. Маркет.

• Цифровизация государственных услуг. Государство мотивирует компании развивать высокотехнологичный ресурс и задает определенную

планку внедрения IT. В концентрированном виде направления цифровиза-ции государственных услуг определены программой "Цифровая экономика Российской Федерации".

• В2В-маркетплейсы. Агрегаторы товаров и услуг - тренд последнего десятилетия. Так, Банк России совместно с участниками рынка запустил проект финансового "Маркетплейса" для организации системы дистанционной розничной дистрибуции финансовых продуктов и регистрации финансовых операций.

Органы государственной власти предпринимают разнообразные действия по развитию цифровой экономики, включая защиту отечественных разработчиков программного обеспечения, преференции отечественным IT-компаниям в тендерах на госзакупки, льготное налогообложение, упрощение процедуры экспортных валютных сделок и др.

По-сути, национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" является системным интегратором усилий государства и бизнеса в развитии страны на основе цифровизации экономики в условиях усиливающейся экономической блокады.

Предполагается, что в госорганах и госкомпаниях стратегия цифровой трансформации будет реализовываться под управлением соответствующих топ-менеджеров [6].

Минэкономики запустило пилотный проект по внедрению в 2018 г. в управлении компаниями с госучастием института CDO (Chief Digital Officer, директор по цифровой трансформации), инициировав разработку в них стратегий цифровой трансформации. В настоящее время в этом проекте участвуют 14 госкомпаний и госкорпораций.

Значительное внимание в программе уделено цифровизации государственного управления на основе концепции "Сервисное государство 2.0", реализующей объединение различных, ранее самостоятельно развиваемых направлений оказания услуг [7]. Предполагается, что реализация этой концепции приведет к исчезновению различных физических документов, за исключением удостоверения личности гражданина, позволит комплексно решать жизненные ситуации граждан на основании автоматизированных бизнес-процессов ("суперсервисов"), минимизировать участие чиновников в принятии решений по оказанию услуг, исключить бумажные документы как в процессе оказания услуг, так и при взаимодействии ведомств. При этом основными инструментами реализации концепции при взаимодействии органов власти с гражданами, как и ранее, должны быть Единый портал госуслуг и МФЦ.

Таким образом, основой реализация концепции "Сервисное государство 2.0" послужат механизмы дальнейшей доработки ведомственных

систем, корректировки нормативно-правовой базы, совершенствования услуг и сервисов на портале госуслуг.

В соответствии проектом паспорта национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" в 2023 г. в России должна быть создана инфраструктура для "Цифрового профиля" — платформы, обеспечивающей хранение и использование метапрофиля каждого гражданина страны. Предполагается, что данные метапрофиля гражданина будут представлены в виде ссылок на юридически значимые записи в электронных госреестрах [8].

Реализация проекта "Цифровой профиль" позволит госорганам, бизнесу и гражданину эффективно обмениваться данными при предоставлении государством услуг и совершенствовании бизнес-процессов при оказании коммерческих услуг. При этом важной особенностью является возможность автоматического заполнения различного рода анкет при получении новых документов на основе данных, берущихся из проверенных исходных источников, что потенциально обуславливает снижение вероятности ошибки или преднамеренной фальсификации. Считается, что "Цифровой профиль" также упростит решение проблемы управления согласиями гражданина на обработку его персональных данных при получении государственных и коммерческих услуг. Предполагается, что доступ к персональным данным гражданина в его "Цифровом профиле" будет предоставлен и коммерческим организациям.

Следует отметить, что решение проблемы создания национальной системы управления госданными одновременно обостряет остроту проблемы несанкционированного доступа к находящимся в ней конфиденциальным данным. При этом имеет место не только угроза получения информации злоумышленниками, но и угроза преднамеренной или случайной модификации хранящихся в системе данных, обладающих в соответствии со своим статусом юридической силой, что может нанести значительный урон как гражданам, так и организациям.

Заключение

Национальную программу "Цифровая экономика Российской Федерации" в перспективе нескольких ближайших лет следует рассматривать как основное координирующее звено в череде комплексных мероприятий в рамках глобального проекта по информатизации России. Основные значимые достижения отечественных специалистов в области развития и применения информационных технологий в различных сферах экономики в этот период будут представлены как результаты успешного выполнения данной программы.

Достижение уровней запланированных к 2024 г. формальных количественных характеристик цифровой экономики России, включая успешное функционирование не менее 10 конкурентоспособных на глобальных рынках компаний-лидеров, не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики, не менее 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг, реализацию 30 проектов в области цифровой экономики (объемом не менее 100 млн. рублей), участие 10 российских организаций в реализации крупных проектов (объемом 3 млн. долл.) в приоритетных направлениях международного научно-технического сотрудничества в области цифровой экономики, ежегодную подготовку 120 тыс. выпускников системы высшего образования по связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями направлениям подготовки, не вызывает каких-либо сомнений.

Уверенность в достижении поставленных в программе целей во многом определяется внушительными объемами выделяемых на ее реализацию финансовых ресурсов. Так, принятый в начале 2018 г. общий бюджет на реализацию программы "Цифровая экономика Российской Федерации" на период до 2020 г. составил более 500 млрд. руб. [9].

По результатам рассмотрения 17.09.2018 на заседании президиума по стратегическому развитию и национальным проектам проекта паспорта национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" расходы на ее реализацию в 2019-2024 гг. определены в объеме 2,16 трлн. руб. бюджетного финансирования. Соизмеримые по объемам ресурсы для финансирования программы предполагается дополнительно взять из внебюджетных источников. Исходя из сложившейся практики финансирования крупных государственных программам, можно с высокой степенью уверенности предположить, что это не окончательное решение об объемах финансирования данной программы.

Список литературы

1. Официальный сайт "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5887/ (дата обращения: 25.10.2018).

2. Официальный сайт "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 162184/ (дата обращения: 21.10.2018).

3. Официальный сайт "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 221756/ (дата обращения: 28.10.2018).

4. Официальный сайт "Ассоциация электронных коммуникаций" [Электронный ресурс]. URL: https://raec.ru/activity/analytics/9884/ (дата обращения: 11.10.2018).

5. Наумкин М. Пять трендов цифровой экономики России в 2018 году. [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/opinion/ekonomika-rossii/ (дата обращения: 29.03.2018).

6. Информационный портал "banki.ru" [Электронный ресурс]. URL: https://www.banki.ru/news/bankpress/?id= 10662152 (дата обращения: 20.09.2018).

7. Официальный сайт Минкомсвязи [Электронный ресурс]. URL: https://minsvyaz.ru/ru/ (дата обращения: 25.10.2018).

8. Официальный сайт РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/technology and media/20/09/2018/5ba262ef9a7947c2ab193 522?from=newsfeed/ (дата обращения: 12.10.2018).

9. Официальный сайт РБК [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/technology and media/17/09/2018/5b9fab7a9a79471b3b2c1 412/ (дата обращения: 14.10.2018).

Евсюков Владимир Васильевич, канд. техн. наук, доц. Тульского филиала Фину-ниверситета, evsvl@yandex. ru, Россия, Тула, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Пышный Александр Иванович, канд. техн. наук, главный специалист отдела сопровождения системы автоматизации административно-хозяйственной деятельности, ai_pyshny@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский филиал "Среднерусский", Газпромбанк

"THE DIGITAL ECONOMY" - A NEW STAGE INFORMATIZATION OF SOCIETY

V.V. Evsujkov, A.I.Pyshny

Describes the features of the national program "Digital economy of the Russian Federation" in the context of a set of documents that determine the direction of development of the country for the Informatization of society in the coming years. The main trends of digi-talization of the country's economy are described. The features of the digital transformation of the economy.

Key words: digital economy, information society, trends of the digital economy, service government 2.0, strategy digital transformation.

Evsujkov Vladimir Vasilevech, candidate of technical sciences, docent, evsvl@yandex.ru, Russia, Tula, Financial University under the Government of the Russian Federation,

Pyshny Alexander Ivanovich, candidate of technical science, chief specialist of Department of support of system of automation of administrative activities, ai_pyshny@mail.ru, Russia, Tula, Tula branch "Srednerussky", Gazprombank

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.