Научная статья на тему 'Цифровая экономика: реалии, перспективы и приоритеты развития'

Цифровая экономика: реалии, перспективы и приоритеты развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / цифровые технологии / инфраструктура / национальная система образования / государственное управление / digital economy / digital technologies / infrastructure / national education system / public administration
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровая экономика: реалии, перспективы и приоритеты развития»

Тимофеев А.Г.

к.э.н., доцент, Российский экономический университет

rea101@mail.ru;

Лебединская О.Г.

к.э. н., доцент, Российский экономический университет

Lebedinskaya19@gmail.com

Биленко А.В.

н.с., Российский университет транспорта (МИИТ)

42106@mail.ru

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: РЕАЛИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые технологии, инфраструктура, национальная система образования, государственное управление.

Keywords: digital economy, digital technologies, infrastructure, national education system, public administration.

В настоящее время мир находится на пороге информационного общества с постиндустриальным «фундаментом» экономики, что само по себе предполагает кардинальные преобразования, одним из которых является внедрение элементов цифровой экономики и переход к следующему технологическому укладу. Очевидно, что проблема изменений принципов и подходов в системе управления требует разрешения не только в теоретической, но и в практической плоскости, поскольку цифровизация, как процесс преобразования, по масштабам и скорости развития превосходит управленческое, правовое, техническое оснащение и требует совершенствования механизмов комплексной сбалансированности. Изменения концепции системы управления, применительно к условиям цифровой экономики, становятся актуальными. Целью исследования стало определение эволюционного пути развития системы управления в контексте цифровой экономики.

Цифровая экономика предполагает внедрение новых технологий в области компьютерных и автоматизированных систем (Интернет-боты), сетевых (Интернет) и электронных ресурсов (библиотек, баз данных), а также новейших достижений в электронной коммерции (смарт-контракт) и их использование в государственных и муниципальных учреждениях, бизнесе, социальных коммуникациях и в системе управления экономикой в целом. Именно с развитием цифровой экономики связывает соответствующий указ Президента РФ конкурентоспособность и национальный суверенитет государства, повышение качества жизни его граждан, а также экономический рост в сфере производства и совершенствование технологий. В рамках цифровой экономики наметился тренд замещения человека как субъекта коммуникации специальными программами, так называемыми Интернет-ботами и в перспективе роботами с искусственным интеллектом, что коренным образом меняет подходы к сложившейся системе управления организацией и к структуре отделов по управлению и взаимодействию с персоналом.

Программа Цифровая экономика Российской Федерации сегодня является одним из главных приоритетов правительства РФ. По разным заявлениям в ее рамках планируется потратить от 1,2 до 3 трлн. рублей, и это только предварительные оценки. В рамках данной программы планируется развитие множества направлений цифровой экономики, которые должны помочь России совершить в будущем прорывной скачок в социально-экономических, гуманитарных и технических сферах. В планах совершенствование системы государственного управления, выпуск отечественных цифровых программных продуктов, дальнейшая цифровизация банковской и финансовой системы, внедрение цифровых технологий для улучшения условий ведения бизнеса и многое другое. Попробуем детальнее рассмотреть, на что планируется потратить столь колоссальный объем ресурсов.

Программа Цифровая экономика РФ будет сконцентрирована на следующих ключевых приоритетах:

1. Нормативно-правовое регулирование цифровой среды

2. Создание информационной инфраструктуры цифровой экономики

3. Кадровое обеспечение

4. Информационная безопасность

5. Создание новых цифровых технологий

6. Цифровизация государственного управления.

Самым «дорогим» из представленных направлений развития цифровой экономики в России является создание цифровой инфраструктуры, на что до 2024 г. планируется потратить 772 млрд. рублей. В данном случае речь идет о создании необходимых условий для передачи, хранения и обработки данных при помощи российских технологических решений. Тут важно отметить, что понятие «инфраструктура» в экономической среде является довольно расплывчатым, а потому средств на её развитие можно тратить сколь угодно много, при этом, не имея четкого представления о том, что же в итоге получат налогоплательщики. Вероятно, большая часть этих денег будет потрачена на раз-

витие дата-центров, которые уже созданы в некоторых федеральных округах, а также на прокладку новых коммуникаций. Отвечают за это направление «Мегафон» и «Ростелеком», который является «центром компетенций». Последней компании также поручено реализовать проект по обеспечению широкополосным Интернетом. Предполагается, что «на выходе» будет достигнуто обеспечение 97% российских домов широкополосным Интернетом со скоростью 100 мбит/с и устойчивым покрытием крупных городов сетью 5в+.

Вторым по дороговизне в программе Цифровая экономика РФ является создание российских сквозных цифровых технологий. Они должны пользоваться спросом не только на внутреннем, но и на международном рынке. Под такими технологиями обычно подразумеваются те прорывные направления в науке и технике, которые способны оказывать решающее воздействие на развитие новых рынков или формировать таковые. В частности, речь идет о технологиях искусственного интеллекта, системах распределённого реестра, квантовых и нанотехнологиях, новых источниках энергии и т.д. На это направление до 2024 года планируется потратить 450 млрд. рублей. Важное место в программе Цифровая экономика Российской Федерации занимает подготовка кадровой базы, но что планируется потратить порядка 143 млрд. рублей.

Существенную сумму также планируется потратить на цифровизацию государственного управления.

Развитие цифровой экономики провозглашено Президентом РФ как одно из приоритетных направлений, требующее разработки исследовательского инструментария, позволяющего с определенной уверенностью прогнозировать сценарии экономического развития. Необходимость в исследованиях определена рядом официальных документов:

• Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р;

• Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»;

• Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 года № 1235 «О Федеральной государственной информационной системе координации информатизации»;

• Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642;

• Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 20142020 годы», утверждённая постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. № 424.

К ключевым целям развития страны относится вхождение в число пяти крупнейших экономик мира, ускорение технологического развития Российской Федерации, создание в обрабатывающей промышленности высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора.

К этим инициативам государства необходимо также добавить глобальные планы по цифровизации, которые разрабатывают ведущие госкомпании. Например, еще в феврале 2018 года на Российском инвестиционном форуме в Сочи собственную стратегию цифровизации до 2030 года представил холдинг «Россети». Стоимость проекта - без малого 1,3 трлн. рублей, причем гендиректор компании Павел Ливинский заявил, что он является самоокупаемым и не потребует дополнительного увеличения сетевой составляющей в тарифе, так как цифровая сеть позволяет повысить эффективность процессов. В результате цифровизации «Россети» планируют на 30% снизить потери при передаче электроэнергии, операционные и капитальные затраты, а также повысить доступность технического присоединения к сетям.

В целом учиться цифровизации России сегодня особо не у кого, так как готовых эффективных решений, которые можно было бы позаимствовать, пока не существует. Все страны сейчас примерно в одинаковом положении, все решают одинаковый круг проблем. Цифровизации в России, по сути, связана в большей степени с госуслугами, где в первую очередь оцифровывается интерфейс взаимодействия «государство-гражданин». В российской программе цифровой экономики упор делается на цифровизацию сферы услуг и государственного управления - о промышленности говорится мало (видимо, считается, что это дело самих компаний, и многие из них этим действительно занимаются). Но если посмотреть на реализуемые во многих странах мира программы, то окажется, что там упор делается именно на промышленность. Несколько примеров: в США такая программа называется «Промышленный ренессанс», в Китае -«Производство 2025» или «Интернет плюс», в Германии - «Промышленность 4.0» или «Промышленная революция 4.0», во Франции - «Креативная индустрия» или «Индустрия будущего» и все это разные варианты той самой «новой индустриализации», которая еще в начале нынешнего десятилетия декларировалась одной из главных идей экономической политики для России о создании в стране 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест. В России основная причина низкого темпа цифровизации - дефицит современного оборудования с цифровым управлением. Так, на 10 тысяч работающих в России приходится в 23 раза меньше промышленных роботов, чем в среднем по всему миру. Доля станков с числовым программным управлением составляет 10 процентов, тогда как в Германии и США - более 70 процентов, в Китае - около 30 процентов. Используется только 1 процент данных, генерируемых сенсорами и датчиками, которыми оснащено современное оборудование. При этом доля импорта в станкостроении превышает 90 процентов. Переход же к цифровой экономике, понимаемой как экономика услуг, в условиях слабости собственной промышленности, особенно в области микроэлектроники, приведет к обвальному росту зависимости России от поставок заёмных аппаратно-программных решений, в первую очередь микроэлектроники.

Агентство стратегических инициатив связывает продвижение новых проектов с подготовкой кадров. В планах к 2024 году не менее 800 000 выпускников системы профессионального образования должны обладать компетенциями в области ИТ «на среднемировом уровне», не менее 120 000 выпускников системы высшего образования будут готовиться по ИТ-специальностям. Доля населения, владеющего цифровыми навыками, к 2024 году должна составить не менее 40%.

Реально сейчас подготовкой кадров занимаются большие ИТ-компании, например «Яндекс», которые занимались этим и до появления программы, и некоторые госкомпании, например «Росатом».

Однако для развития цифровой экономики нужны не только программисты, но и чиновники, способные грамотно разработать техзадание и понимающие, как внедрять цифровые сервисы.

Первые результаты проектов цифровой экономики пока видны в основном москвичам. Причина в том, что в столице планирование введения цифровых технологий началось уже больше пяти лет назад, поэтому и разработка сервисов стартовала раньше. Например, многофункциональные центры в регионах автоматизированы гораздо меньше, и местные органы управления не предоставляют столько информации о городе, сколько Департамент информационных технологий Москвы.

В целом за 2018 год наконец-то сложилась концепция цифрового государства, в условиях которого фактически будет ликвидирован бумажный документооборот. Минкомсвязи за счет так называемых суперсервисов рассчитывает покрыть 90% точек соприкосновения человека и государства и максимально сократить издержки. Такие документы как полисы ОСАГО/КАСКО, ОМС/ДМС, трудовые книжки, путевые листы и товарно-транспортные накладные, а также разрешение на ввод объектов в эксплуатацию уже не будут использоваться в бумажном виде.

Люди в целом стали больше интересоваться цифровой экономикой, и это можно считать важным итогом 2018 года. Достаточно взглянуть на статистику запросов «Яндекса»: если в декабре 2017 года цифровой экономикой интересовались около 32 000 раз в месяц, то сейчас этот показатель вырос до 64 000 запросов. Люди стали обращать внимание на эффект, который оказывает появление новых сервисов на их жизнь. Это хорошо видно на примере городских технологий: в Москве совершенствуется онлайн-запись в ГИБДД, сервис «Московская электронная школа», растет объем данных об объектах городской инфраструктуры, включающий информацию о спортивных и культурных точках Москвы. Эффект от их применения начал проявляться уже с 2017 года: на портале Москвы в 2017 году зарегистрировались на 28% человек больше, чем годом ранее.

В условиях перехода на цифровую экономику необходимо иметь представление об уровне развития информатизации страны.

Общая готовность России к цифровому будущему оценивается по доле населения, регулярно использующего Интернет. По данным за 2017 год Сеть систематически посещают 76% всех взрослых россиян, тогда как в Исландии и Норвегии — это почти все взрослые жители (98%). Данный показатель является усредненным по России, по субъектам ситуация неоднозначна. В числе основных факторов, сдерживающих использование россиянами Интернета, согласно опросам, названы: отсутствие необходимости, нежелание пользоваться, недостаток навыков для работы в сети. Население использует сеть, в основном, участвуя в социальных сетях, скачивая фильмы и музыку. Далее следует поиск информации о товарах и услугах, телефонные звонки и видео разговоры. На последнем месте - участие в профессиональных сетях, форумах, голосованиях по общественным и политическим проблемам.

По Индексу готовности к сетевому миру Россия на 41 месте из 149 стран, лидеры - Сингапур, Финляндия, Швеция. По Глобальному индексу инноваций Россия на 45 месте из 127 возможных, по Индексу человеческого развития - на 49 из 188 стран-участников рейтинга. Заслуживает внимания Всемирный индекс цифровой конкурентоспособности, оценивающий уровень развития цифровых технологий. Рейтинг составляется по трем направлениям: знания, технологии, будущая готовность. Лидируют Гонконг, Швейцария, Сингапур. Россия в 2017 г. заняла 46-е место в рейтинге их 63 стран.

Список литературы

1. Тимофеев А. Г. Информационные системы управления производственной компанией: учебное пособие. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2014. - 100 с.

2. Тимофеев А.Г., Лебединская О.Г. Электронные платежные услуги как самостоятельная индустрия в инфраструктуре современного города // Образование. Наука. Научные кадры. 2017. - № 1. - С. 92.

3. Тимофеев А.Г., Лебединская О.Г. Истоки и перспектива теории транзакционных издержек // Научные труды Вольного экономического общества России. - М., 2014. - Т. 186. - С. 420-431.

4. Безруков А.В., Самарина Е.П., Тенетова Е.П. Прогнозирование развития «точек роста» в высокотехнологичном секторе России на основе адаптивного моделирования // Экономика и предпринимательство. 2017. - № 9-1 (86). - С. 52-56.

5. Махова О.А., Аракелян С.М. Системы умного образования для цифрового российского общества: проблемы и перспективы, мифы и реальность // Конвергенция цифровых и материальных миров: экономика, технологии, образование. Сборник научных статей международной научной конференции. 21-22июня 2018 г. Санкт-Петербург. Conference of St.-Petersburg State University of Economics. / Под ред. проф. В.В. Трофимова, В.Ф. Минакова. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. - С. 258-269.

6. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 №1632-р.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 года № 1235 «О Федеральной государственной информационной системе координации информатизации».

9. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждена указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642.

10. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014-2020 годы», утверждённая постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. № 424.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.