Научная статья на тему 'Цифровая дипломатия КНР в Африке: кейс посольств в социальных сетях'

Цифровая дипломатия КНР в Африке: кейс посольств в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
138
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Область наук
Ключевые слова
Китаи / Африка / цифровая дипломатия / китаиско-африканские отношения / социальные сети / мягкая сила / China / Africa / digital diplomacy / Sino-African relations / social networks / soft power

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кравцов Кирилл Сергеевич

Данное исследование изучает теорию цифровои дипломатии и делает фокус на применении ее на практике Китаем в Африке в XXI в., количественно и качественно анализируя саиты и страницы аккаунтов посольств КНР в Африке в социальных сетях Феисбук и Твиттер. Использовались количественныи метод анализа социальных сетеи посредством подсчета уровня вовлеченности аудитории и других показателеи (количество репостов, лаиков, публикации), качественныи метод категоризации стратегических нарративов по 3 типам (международнои системы, национальные, проблемно-ориентированные). Детальное изучение аккаунтов посольств в 5 странах (ЮАР, Конго, Буркина-Фасо, Тунис, Танзания) в Феисбуке выявило количественное лидерство посольства в ЮАР по числу публикации, качественное превосходство аккаунта посольства в Конго по показателю вовлеченности аудитории и наибольшее количество лаиков и репостов у Туниса. Аккаунт в ЮАР наиболее активныи по публикациям в рамках выборки, однако более активно пользователи реагировали на новости посольств Китая в Тунисе и Конго. В основном публикации позитивно окрашены, большинство самых популярных постов были о пандемии, помощи от КНР, культурных мероприятиях и дипломатических встречах. Самым распространенным типом нарратива в аккаунтах посольств оказался проблемно-ориентированныи, подчеркивающии решение участниками конкретных задач и вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

China's digital diplomacy in Africa: the case of embassies in social networks

This study examines the theory of digital diplomacy and focuses on its practical application by China in Africa in the 21st century, quantitatively and qualitatively analyzing the websites and account pages of Chinese embassies in Africa on Facebook and Twitter social networks. We used a quantitative method of analyzing social networks by calculating the level of audience engagement and other indicators (the number of reposts, likes, publications), a qualitative method of categorizing strategic narratives by 3 types (international system, national, problem-oriented). A detailed study of the accounts of embassies in 5 countries (South Africa, Congo, Burkina Faso, Tunisia, Tanzania) on Facebook revealed the quantitative leadership of the Embassy in South Africa in terms of the number of publications, the qualitative superiority of the account of the Embassy in the Congo in terms of audience engagement and the largest number of likes and reposts in Tunisia. The account in South Africa is the most active in terms of publications within the sample, but users reacted more actively to the news of the Chinese embassies in Tunisia and the Congo. Most of the publications are positively colored, most of the most popular posts were about the pandemic, assistance from the PRC, cultural events and diplomatic meetings. The most common type of narrative in embassy accounts turned out to be problem-oriented, emphasizing the participants' solution of specific tasks and issues.

Текст научной работы на тему «Цифровая дипломатия КНР в Африке: кейс посольств в социальных сетях»

исторические НАУКИ & международные отношения | крдвцов к. С.| [email protected] | УДК 327.8 | научная статья

China's digital diplomacy in Africa: the case of embassies

in social networks

Цифровая дипломатия КНР в Африке: кейс посольств

в социальных сетях

Кравцов Кирилл Сергеевич

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Санкт-Петербург, Россия alienarisi@gmail. com https://orcid.org/0000-0003-0547-0573

Kirill S. Kravtsov

National Research University "Higher School of Economics", St. Petersburg, Russia [email protected] https://orcid.org/0000-0003-054 7-0573

УДК 327.8 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ | https://doi.0rg/10.24412/2686-9675-2-2023-73-90

АННОТАЦИЯ

Данное исследование изучает теорию цифровой дипломатии и делает фокус на применении ее на практике Китаем в Африке в XXI в., количественно и качественно анализируя саиты и страницы аккаунтов посольств КНР в Африке в социальных сетях Феисбук и Твиттер. Использовались количественныи метод анализа социальных сетеи посредством подсчета уровня вовлеченности аудитории и других показателеи (количество репостов, лаиков, публикации), качественныи метод категоризации стратегических нарративов по 3 типам (международнои системы, национальные, проблемно-ориентированные). Детальное изучение аккаунтов посольств в 5 странах (ЮАР, Конго, Буркина-Фасо, Тунис, Танзания) в Феисбуке выявило количественное лидерство посольства в ЮАР по числу публикации,

ABSTRACT

This study examines the theory of digital diplomacy and focuses on its practical application by China in Africa in the 21st century, quantitatively and qualitatively analyzing the websites and account pages of Chinese embassies in Africa on Fa-cebook and Twitter social networks. We used a quantitative method of analyzing social networks by calculating the level of audience engagement and other indicators (the number of reposts, likes, publications), a qualitative method of categorizing strategic narratives by 3 types (international system, national, problem-oriented). A detailed study of the accounts of embassies in 5 countries (South Africa, Congo, Burkina Faso, Tunisia, Tanzania) on Facebook revealed the quantitative leadership of the Embassy in South Africa in terms of the number of publications, the qualitative superiority of the account of the Embassy in the Congo

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

качественное превосходство аккаунта посольства в Конго по показателю вовлеченности аудитории и наибольшее количество лаИков и репостов у Туниса. Аккаунт в ЮАР наиболее активныи по публикациям в рамках выборки, однако более активно пользователи реагировали на новости посольств Китая в Тунисе и Конго. В основном публикации позитивно окрашены, большинство самых популярных постов были о пандемии, помощи от КНР, культурных мероприятиях и дипломатических встречах. Самым распространенным типом нарратива в аккаунтах посольств оказался проблемно-ориентированныи, подчеркиваю-щии решение участниками конкретных задач и вопросов.

Ключевые слова. Китаи, Африка, цифровая дипломатия, китаиско-африканские отношения, социальные сети, мягкая сила

Публикация подготовлена в ходе проведения исследования (№ 21-04-013) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)» в 2022 г.

Для цитирования: Кравцов К.С. Цифровая дипломатия КНР в Африке: кеис посольств в социальных сетях. Современные востоковедческие исследования. 2023; Том (2). С. 73-90 https://doi.org/10.24412/2686-9675-2-2023-73-90

in terms of audience engagement and the largest number of likes and reposts in Tunisia. The account in South Africa is the most active in terms of publications within the sample, but users reacted more actively to the news of the Chinese embassies in Tunisia and the Congo. Most of the publications are positively colored, most of the most popular posts were about the pandemic, assistance from the PRC, cultural events and diplomatic meetings. The most common type of narrative in embassy accounts turned out to be problem-oriented, emphasizing the participants' solution of specific tasks and issues.

Keywords. China, Africa, digital diplomacy, Sino-African relations, social networks, soft power

The publication was prepared in the course of a study (No. 21-04-013) within the framework of the Program "Scientific Foundation of the National Research University Higher School of Economics (HSE University)" in 2022

For citation: Kravtsov K.S. China's digital diplomacy in Africa: the case of embassies in social networks. Modern Oriental Studies. 2023; Volume 5 (№2). P. 73-90 (In Russ.) https://doi.org/ 10.24412/2686-9675-2-2023-73-90

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ & МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | КРАВЦОВ К. С.| [email protected] | УДК 327.8 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Введение

По мере стремительного экономического развития Китаи обращает все больше внимания на своих африканских партнеров, параллельно углубляя сотрудничество по всем направлениям. Были опубликованы стратегии КНР по Африке от 2006 (Политика Китая по Африке 2006) и 2015 гг. (Политика Китая по Африке 2015), товарооборот вырос до 254 млрд. долл. (Таблица общеи стоимости импортных и экспортных товаров по стране (региону) в декабре 2021 г. (в долларах США) 2022) в 2021 г. По мере развития технологии и популяризации социальных сетеи государства используют новые каналы для коммуникации с иностраннои аудиториеи, КНР не является исключением (Сурма 2015, 222). В эпоху глобализации, страны и негосударственные акторы уже не могут опираться лишь на традиционную дипломатию, более важно применять существующие технологии в виде соцсетеи и Интернета для более быстрои и эффективнои передачи информации иностраннои аудитории.

Цифровая дипломатия, которая развивается как отдельныи и значимыи вид публичнои дипломатии, играет все большую роль в миро-вои и китаискои политике, следовательно, это новое направление необходимо изучать. ЦД снижает «порог входа» для государств с не такими обширными дипломатическими ресурсами в мировую политику, достаточно лишь зарегистрировать аккаунт на Феисбуке и можно сразу принимать участие в формировании имиджа своеи страны за рубежом (Лу 2020, 99). Помимо непосредственно торгово-экономичес-

кого сотрудничества с Африкой, Китай также увеличивает присутствие своих государственных и негосударственных акторов в цифровых медиа, тем самым развивая цифровую составляющую своеи внешнеи политики (Чжан 2018, 55). Наконец, Китаи использует медиа для распространения идеи и информации, которые способствуют более эффективнои реализации китаискои внешнеи политики, однако пока не совсем ясно, каким образом и что именно КНР стремится продвигать с помощью цифровои дипломатии. В связи с этим данное исследование представит анализ деятельности официальных акторов внешнеи политики КНР в Африке на платформе Facebook и дискурсы, характерные для них.

Методология

В качестве теоретическои основы для исследования была взята концепция цифровои дипломатии, которая отличается от публичнои дипломатии применением также технологии, Интернета для реализации странои своих внешнеполитических задач за рубежом (Nye 2004). Само исследование будет также базироваться на коммуникационнои теории Лассуэл-ла Г. «КТО говорит - ЧТО - по какому КАНАЛУ -КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ» (Lasswell, Smith, Casey 1946). Таким образом, при изучении ЦД можно рассматривать 5 факторов: 1) кто; 2) что; 3) канал; 4) кому; 5) эффект. То есть ак-каунты посольств КНР публикуют посты на Феисбуке для африканскои аудитории, и эффект нужно будет подсчитать посредством количественного анализа, а именно количеством реакции пользователеи на публикации (лаики,

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

репосты, комментарии, уровень вовлеченности аудитории). На ЦД Китая могут влиять такие факторы как личности послов и их опыт работы с африканскими аудиториями, уровень отношении КНР с рассматриваемыми странами, наличие или отсутствие антикитаиских настроении в обществе из-за нарушении прав рабочих, влияния китаиских компании на местныи бизнес и т.д. Кроме того, в работе применялась теория стратегических нарративов, в рамках которои выделяют 3 крупных типа нарративов: 1) о международнои системе; 2) национальные; 3) проблемно-ориентированные (Rosell, Miskimmon, O'Loughlin 2014, 76). В дальнеишем новости посольств будут рассмотрены на предмет принадлежности к одному или другому типу для того, чтобы выявить общие тренды, которые характерны для официальных внешнеполитических органов КНР в Африке. Было проведено сравнение использования Феисбука посольствами в 5 странах Африки (Конго, Тунисе, Буркина-Фасо, ЮАР, Танзании — по 1 стране от каждого из 5 регионов Африки, согласно классификации ООН) по уровню ER, количеству лаиков, репостов, комментариев, постов за 2020-2021 гг. (Standard country or area codes for statistical use (M49) 2022).

Текущее состояние цифровой дипломатии КНР в Африке

Самые большие государства Африки по общему числу Интернет-пользователеи на 2022 г.: 1) Нигерия (109,2 млн. чел.); 2) Египет (75,66 млн. чел.); 3) ЮАР (41,19 млн. чел.); 4) Марокко (31,59 млн. чел.); 5) Эфиопия (29,83 млн. чел.); 6) Алжир (27,28 млн. чел.); 7) Кения (23,35 млн.

чел.); 8) Гана (16,99 млн. чел.); 9) ДР Конго (16,5 млн. чел.); 10) Танзания (15,6 млн. чел.) (Digital 2022, 2022). Страны по наивысшему проценту интернет-пользователеи также частично совпадают с вышеуказанными государствами (график 1).

График 1. Процент интернет-пользователей по странам Африки (%.) Источник: Datareportal

Graph 1. Percentage of Internet users by African countries (%.) Source: Datareportal

Социальные сети набирают популярность в Африке, при этом очень часто у африканцев может быть самыи простои мобильньш телефон, но с встроенным в него приложением Феисбука, т.к. компания специально создала упрощенную версию для африканского континента. На данныи момент наиболее распростра-неннои соцсетью в Африке является Феисбук, которыи имеет 230,358 млн. пользователе^ т.е. около половины Интернет-пользователеи Африки имеют аккаунт в Феисбуке. Инстаграм, для которого характерен формат публикации фото-и видеоматериалов, идет на втором месте с 70,535 млн. пользователей Наконец, наименее популярнои сетью из рассматриваемых является Твиттер с показателем в 19,442 млн. чел., в 12 раз меньше, чем пользователеи Феисбука.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ & МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | КРАВЦОВ К. С.| [email protected] | УДК 327.8 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Если говорить о перспективах для цифровой дипломатии КНР, то Феисбук является важным способом коммуникации молодых людеи, число которых будет стремительно расти в течение 21 века, уже к середине века в Африке будут проживать 1,456 млрд. чел. моложе 30 лет (Population in Africa 2050, 2022). Для того, чтобы цифровая дипломатия любого крупного мирового актора, не только КНР, но и США, ЕС,

России, Великобритании достигла успеха, необходимо обращать большое внимание именно на молодое население в Африке посредством в первую очередь именно Феисбука. Лидером с большим отрывом по числу пользователеи Феисбука является Египет (44,7 млн. чел.), после следуют Нигерия (26,1 млн. чел.), ЮАР (24,2 млн. чел.), Алжир (22,45 млн. чел.), Марокко (18,95 млн. чел.) и др. (график 2)

График 2. Количество пользователей Фейсбука по странам Африки (млн. чел.) Источник: Datare-portal

Graph 2. Number of Facebook users in Africa (million people). Source: Datareport

Для анализа представленности посольств ты посольств КНР в Индии и ряд других). В ходе

КНР в социальных сетях были выбраны две тщательного анализа была составлена сводная

соцсети: Феисбук и Твиттер. Инстаграм не рас- таблица с данными по всем странам Африки,

сматривался, т.к. первичное исследование пока- где показаны наличие страницы, количество

зало, что у КНР нет аккаунтов своих посольств подписчиков, год появления страницы в Феис-

в Африке на этои платформе (хотя есть аккаун- буке и Твиттере (таблица 1).

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Страны Наличие страницы в Фейсбук Количество подписчиков в Фейсбук Год появления страницы в Фейсбук Наличие страницы в Твитте-ре Количество подписчиков в Твиттере Год появления страницы в Твитте-ре

Северная Африка 148747 35873

Алжир + 29000 2014 + 12700 2020

Египет + 32000 2019 + 15000 2019

Ливия - -

Марокко + 747 2021 + 2998 2021

Судан + 60000 2020 + 5175 2025

Тунис + 27000 2019 -

Восточная Африка 52868 90344

Бурунди - + 3983 2019

Джибути - + 2894 2020

Замбия + 1600 2021 -

Зимбабве - + 15400 2018

Кения + 24000 2019 + 9054 2019

Коморы + 8 2022 -

Маврикии - -

Мадагаскар + 10000 2019 -

Малави + 2100 2020 + 3150 2019

Мозамбик - -

Руанда - + 1633 2021

Сеишелы - -

Сомали + 960 2021 + 11400 2019

Танзания + 4200 2015 + 14200 2019

Уганда + 1400 2019 + 9837 2018

Эритрея - + 4758 2021

Эфиопия + 1800 2020 + 13100 2019

Южныи Судан + 6800 2019 + 935 2021

Таблица 1. Представленность китайских посольств в Африке на платформах Твиттер и Фейсбук. Источник: составлено авторам на основе данных аккаунтов на Фейсбуке и Твиттере

Table 1. Representation of Chinese embassies in Africa on Twitter and Facebook platforms. Source: compiled by the author on the basis of data from Facebook and Twitter accounts

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ & МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | КРАВЦОВ К. С.| [email protected] | УДК 327.8 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Страны Наличие страницы в Фейсбук Количество подписчиков в Фейсбук Год появления страницы в Фейсбук Наличие страницы в Твитте-ре Количество подписчиков в Твиттере Год появления страницы в Твитте-ре

Центральная Африка 22757 31725

Ангола + 2663 2020 + 3715 2019

Габон + 1733 2020 -

ДР Конго - + 13300 2020

Камерун + 2400 2020 + 3041 2019

Конго + 3100 2020 + 2656 2020

Сан-Томе и Принсипи + 861 2021 -

ЦАР - -

Чад + 12000 2019 + 5188 2019

Экваториальная Гвинея - + 3825 2020

Южная Африка 96500 37373

Ботсвана + 41000 2015 -

Лесото - + 973 2020

Намибия + 3500 2017 + 14400 2019

Эсватини - -

ЮАР + 52000 2015 + 22000 2019

Западная Африка 55111 28595

Бенин - -

Буркина-Фасо + 21205 2018 -

Гамбия + 3900 2017 + 859 2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гана - + 4869 2020

Гвинея - + 5233 2019

Гвинея-Биссау + 807 2021 -

Кабо Верде - -

Кот-д'Ивуар + 3600 2019 -

Либерия + 548 2021 + 5525 2019

Мавритания + 4000 2019 + 2872 2019

Мали + 3430 2018 + 4407 2018

Нигер + 2821 2019 -

Нигерия + 2800 2020 + 3421 2019

Сенегал - + 1409 2020

Сьерра-Леоне + 12000 2017 -

Того - -

Итого по Африке 36 из 54 375983 33 из 54 223910

Таблица 1. Представленность китайских посольств в Африке на платформах Твиттер и Фейсбук. Источник: составлено авторам на основе данных аккаунтов на Фейсбуке и Твиттере

Table 1. Representation of Chinese embassies in Africa on Twitter and Facebook platforms. Source: compiled by the author on the basis of data from Facebook and Twitter accounts

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Всего у КНР имеется 36 аккаунтов посольств или послов в Феисбуке и 33 аккаунт в Твит-тере. С однои стороны, можно говорить о существующем равновесии между двумя платформами для использования их китаискими внешнеполитическими акторами, т.к. количество примерно равно. Более того, в обоих случаях число аккаунтов представлено более чем поло-винои стран Африки, что демонстрирует значительный уровень реализации КНР своеи цифро-вои дипломатии на территории африканского континента. Однако, в то же время общее число подписчиков аккаунтов в Феисбуке равняется 375983, что на 152 тыс. чел. больше, чем в Твит-тере (223910). Соответственно, для цифровои дипломатии КНР Феисбук на данныи момент играет более важную роль, так как аккаунты имеют значительную аудиторию, на которую можно влиять и распространять позитивныи имидж страны.

Большая часть аккаунтов появилась в последние 4 года, в период с 2018 по 2022 гг., при этом все аккаунты в Твиттере были созданы не ранее 2018 г., но некоторые страницы в Феисбуке существуют еще с 2014-2015 гг. (Алжир, Танзания, Ботсвана, ЮАР). Это доказывает то, что цифровая дипломатия КНР является еще очень новым ответвлением публичнои дипломатии, ведь многие страны Африки еще не охвачены, а имеющиеся аккаунты возникли только пару лет назад. Вероятно отсутствие централизованного подхода к цифровои дипломатии в КНР, так как годы создания страниц разнятся, а аккаунты посольств в почти половине стран все еще отсутствуют. Подтверждается мнение исследователя из Пекинского уни-

верситета Ли Аньшаня, который еще 10 лет назад говорил об отсутствии реальной стратегии КНР по Африке, несмотря на наличие формальных документов (Ли 2011, 2). Однако стоит отметить признаки увеличения активности именно в последние годы, что связано с назначением на должность нового главы Департамента по делам Африки (Департамент по делам Африки, 2022) У Пэна в 2020 г. (Wu Peng, 2022), за 2 с половинои года его руководства появилось 15 аккаунтов в Феисбуке и 14 в Твиттере. Страны, где посольства КНР имеют аккаунты в обеих соцсетях, включают: Алжир, Египет, Марокко, Судан, Кению, Малави, Сомали, Танзанию, Уганду, Эфиопию, Южныи Судан, Анголу, Камерун, Конго, Чад, Намибию, ЮАР, Гамбию, Либерию, Мавританию, Мали, Нигерию.

Посольства КНР в Фейсбуке: нарративы китайско-африканской дружбы

Для детального рассмотрения деятельности аккаунтов посольств КНР в соцсети Феис-бук в странах Африки за период 2020-2021 гг. были выбраны 5 стран, по однои от каждого из регионов Африки, согласно классификации регионов Африки ООН (Буркина-Фасо, Тунис, Конго, ЮАР, Танзания) (Посольство Китая в Буркина-Фасо и Тунисе, Республике Конго, 2022; Chinese Embassy in South Africa and Tanzania, 2022). Начнем с количества лаиков и репостов, которые пользователи оставляли и делали на постах аккаунтов. Здесь наиболее очевидно лидерство двух стран - Туниса (51777 и 15362) и Буркина-Фасо (41118 и 9378), которые визуально почти закрыли собои показатели остальных 3 аккаунтов (графики 3 и 4).

исторические НАУКИ & международные отношения | крдвцов к. С.| [email protected] | УДК 327.8 | научная статья

2,500 2,000

1,500 1,000 ЙХ>

о

1

J-L.

2020

2021

^^ Ambassade de Chine au Burkina Faso ^ Ambassade de Chine m Tunisie ^Àfii j^jî » >»-

Ambassade de li République populaire de Chine en République du Congo ^ Chinese Eiritutty in South Africa Emöassv ot China in Tanranïa

Графики 3 и 4. Количество лайков и репостов в аккаунтах посольств Китая в Буркина-Фасо, Тунисе, Конго, ЮАР и Танзании в Фейсбуке (2020-2021). Источник: Popsters

Graphs 3 and 4. The number of likes and reposts in the accounts of the Chinese Embassy in Burkina Faso, Tunisia, Congo, South Africa and Tanzania on Facebook (2020-2021). Source: Popsters

Первые 11 самых популярных постов — все со страницы посольства КНР в Тунисе, причем самый популярный пост набрал 3171 лаИк и 2292 репоста (Popsters, 2022). Этот пост является разоблачением феиковых новостеи, которые распространялись неким жителем Туниса, якобы заключившим соглашение о сотрудничестве в области вакцин с китаиским представителем. Именно эта публикация вызвала резкии рост количества лаиков и репостов в начале 2021 г., которыи хорошо виден на графиках ниже. Следующие по популярности посты обсуждают решение КНР поставить в Тунис медицинские материалы, желание посла Ван Вэньбиня пожертвовать половину своеи месячнои зарплаты на помощь тунисскому народу, отвагу и самоотверженность китаиских медиков в сво-еи борьбе за жизнь тунисцев, передачу КНР 400000 доз вакцин и другие похожие новости.

Если взглянуть на аккаунт посольства в Буркина-Фасо, то там самоИ популярной стала новость о том, что бригада медиков из Тяньцзиня отправляется в Буркина-Фасо для помощи местному народу в борьбе с пандемиеи коронавируса, всего данныи пост набрал 537 лаиков, 302 репоста и 276 комментариев. Несмотря на искреннюю благодарность однои части комментаторов, некоторые пользователи относятся к этому скептически, считая, что ки-таиские врачи не сильно помогли предотвратить пандемию в других странах, где также находились китаиские медработники. Кроме того, отдельные лица утверждают, что это проявление высокомерия со стороны Китая, выражается негативное отношение к «институци-анализированному расизму» в Китае по отношению к африканцам. Другие посты также сообщают о медицинских поставках Китаем из солидарности, важнои человеческои ценности,

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

воспоминаниях о визите Томы Санкары (бывшего президента Буркина-Фасо) в Китаи, победах чемпионов из Буркина-Фасо и Китая на Олимпииских играх.

На странице посольства КНР в Конго наибольшее количество лаиков и репостов (105 и 23) набрала запись с фильмом о путешествии конголезского студента по Китаю, то, как он сумел познакомиться со странои с тысяче-летнеи историеи и т.д. В следующих по популярности записях говорится о викторине с возможностью выиграть «красные конверты» (хунбао ИШ) в честь Китаиского нового года, стихотворении, написанном конголезскои студенткои в честь годовщины основания Конго на китаиском языке, возможности изучать китаискии язык в местном Институте Конфуция, приводится пример одного из успешных студентов.

Аккаунт в ЮАР несколько отличается от предыдущих двух примеров самым высоким всплеском комментариев в конце апреля 2020 г. (1312) и большим количеством постов (994 всего), публикуемых на странице, которые в отдельные дни доходили до уровня 15 постов в день (графики 5 и 6). Упомянутыи всплеск комментариев связан с наиболее популярнои записью от 28.04.2020 (438 лаиков и 567 репо-стов), когда посольство написало короткии пост про китаиских фермеров, пожертвовавших свежие овощи для местного сообщества. Другие записи также упоминали случаи, когда китаи-ская диаспора безвозмездно отдавала продовольствие для южноафриканцев, КНР поставляла медицинские маски, посольство раздавало людям необходимые продукты. Следует отметить, что посольством часто используется хэ-штег #ChinaLovesSA, что потенциально может повышать охваты аудитории.

1.500

1.000

jL

l^L

iL

2020

2021

Q Amb»»dc de tin не iu Fa»

Airfeitude de Chine en Tunisie jj it j-*''

AmtMSUidc de I," RiixjbJkujc eQpuiaire de Chine en №pu№kiue du Csngo ^^ ЕтЬаяу ii 5outn Ainca

^^ Embassy China in Tanzania

Графики 5 и 6. Количество комментариев и постов в аккаунтах посольств Китая в Африке (2020-2021). Источник: Popsters

Graphs 5 and 6. The number of comments and posts in the accounts of the Chinese Embassy in Africa (2020-2021). Source: Popsters

исторИЧЕСКИЕ НАУКИ & международные ОТНОШЕНИЯ | крАвцов к. С.| [email protected] | УДК 327.8 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Наконец, аккаунт посольства КНР в Танзании не может похвастаться сравнимым уровнем вовлеченности аудитории, как остальные государства из рассматриваемои группы (2917 лаиков и 257 репостов). Самыи популярныи пост набрал всего 37 лаиков, в нем обсуждалась встреча посла КНР в Танзании, госпожи Ван Кэ, с членами руководства Ассоциации продвижения дружбы между Танзаниеи и Китаем, их вклад в развитие отношении между двумя государствами. Следующие публикации касаются истории и современности преподавания суахили в Китае, встречи посла с президентом страны Джоном Магуфули, смерти президента Танзании и его вклада в развитие сотрудничества Китая и Танзании, годовщины с подписания соглашения о дружбе между двумя странами.

Далее мы бы хотели взглянуть на последний но не по значимости, показатель, которыи представляется критически важным для определения эффективности взаимодеиствия акка-унтов с аудиториеи - вовлеченность или активную аудиторию (ER). Максимально возможныи уровень — это 100%, соответственно, чем процент выше, тем лучше. В реальности, процент выше 1% уже считается средним уровнем вовлеченности, от 3,5% до 6% — высокии показатель, свыше 6% — очень высокии показатель.

Анализ показывает, что веснои 2020 г. ER был выше всего в Тунисе (больше 15%), несколько ниже уровень был у аккаунтов посольств в Буркина-Фасо и ЮАР (12-13%) (график 7). Это говорит об очень высоком внимании подписчиков к тому, что публикуется, они лаикали,

комментировали и делились на своих страницах или пересылали данные посты. Далее, за исключением единичного выброса уровня ER из-за поста аккаунта в Тунисе (почти 25%), активнее всего показывал себя аккаунт посольства КНР в Конго, поддерживая примерныи уровень от 2% до 5% (иногда выше). Хуже всего этот показатель у аккаунта в Танзании, что свидетельствует о почти полном отсутствии инте-

2020 2021

AmlMiVXJc (Jc СЫпс Ли Burkina Г.тл ^^ Ат1:.|'.-.к'| (X? chine (.41 Тцпгес _— t- »

AtI .i .vka de Li R;-:suMki;.c populaire do Chine ел №puhlique du Congo Chine« Embassy in Soulh Africa ^ Embassy of China in Tanzania

График 7. Уровень ER в аккаунтах посольств Китая в Африке (2020-2021). Источник: Popsters

Graph 7. The ER level in the accounts of the Chinese Embassy in Africa (2020-2021). Source: Popsters

реса подписчиков к публикациям.

На графике 8 отчетливо видно, насколько ER у аккаунта посольства КНР в Конго выше, чем у остальных страниц. При этом количество постов намного ниже, чем у других аккаунтов, это свидетельствует о наибольшеи эффективности именно страницы посольства КНР в Конго в сравнении с остальными рассматриваемыми кеисами. Наиболее высокии уровень ER

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

у него именно при публикации ссылок, в то чаи, когда количество — не значит качество. время как у 3 других стран (Буркина-Фасо, Данныи аккаунт — самыи неэффективныи по ЮАР, Танзания) это фото, а у Туниса — тексты. показателю ER из анализируемои выборки неБольше всего постов опубликовано страницеи смотря на то, что он существует уже 7 лет и дол-посольства КНР в ЮАР, но это как раз тот слу- жен был научиться работать с аудиториеи.

1.3

! III I.

Графики 8 и 9. Уровень ER и количество постов по типу контента в аккаунтах посольств Китая в Африке (2020-2021). Страны слева направо: Буркина-Фасо, Тунис, Конго, ЮАР, Танзания. Типы контента: фото (синий), текст (зеленый), видео (желтый), ссылка (фиолетовый). Источник: Popsters

Graphs 8 and 9. ER level and number of posts by type of content in the accounts of the Chinese Embassy in Africa (2020-2021). Countries from left to right: Burkina Faso, Tunisia, Congo, South Africa, Tanzania. Content types: photo (blue), text (green), video (yellow), link (purple). Source: Popsters

При анализе нарративов был выявлен тренд почти полного отсутствия нарративов 1-го типа (1 новость), в то время как больше всего было постов с 3-м типом нарративов (15 единиц), несколько меньше (9) нарративов 2-го типа. Как правило, в этих новостях прослеживалась тенденция наличия четких деиствии, например поставки вакцин, масок или отправление китаиских врачеи в Африку, для решения поставленных задач (помочь странам бороться с коронавирусом, решить продовольственный и медицинскии кризисы). Новости, передаю-

щие нарративы о важности китаиских идеи, китаиского опыта борьбы с коронавирусом, изучения китаиского языка и культуры также можно было наити среди самых популярных постов.

Несмотря на то, что Китаи только недавно ступил на путь «цифровизации» своеи дипломатии в Африке, он уже добился некоторых успехов, регулярно предоставляя африкан-скои аудитории контент о двусторонних отношениях, развитии китаиско-африканского сотрудничества и т.д. Существуют определенные

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ & МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | КРАВЦОВ К. С.| [email protected] | УДК 327.8 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

проблемы, такие как отсутствие аккаунтов посольств еще в 20 странах, одностороннии характер публикации, низкая вовлеченность в ряде стран, и в будущем КНР придется их решать для стимулирования роста своего влияния на континенте.

Выводы

Подводя итоги, цифровая дипломатия — это одно из наиболее новых веянии в публич-нои дипломатии государств, подразумевающее под собои ее продолжение, но с использованием цифровых технологии, социальных сетеи и саитов. На цифровую дипломатию оказывают влияние множество факторов, например, уровень взаимоотношении между государствами, стратегические интересы, личности послов и интерес целевои аудитории, отсутствие или наличие отягчающих отношения противоречии, другие мировые политические акторы.

Анализ показал то, что цифровая дипломатия КНР в целом вписывается в периодизации, предложенные Ши А. (Ши и Чжан 2020, 80) и Цветковои Н.А. (Цветкова 2020, 39), однако цифровая дипломатия именно в Африке стала на повестке дня для Китая во время принятия второи стратегии по континенту в 2014-2015 гг. После этого появилось большое количество аккаунтов КНР в Твиттере, Феисбуке, особенно заметен резкии рост их числа перед пандемиеи и во время нее, что связано с назначением нового руководителя Департамента по делам Африки У Пэна. Общее число аккаунтов посольств КНР в Африке в социальных сетях составило 36 и 33 для Феисбука и Твиттера, т.е. они имелись у посольств в более чем половине стран Афри-

ки. Всего аккаунты имеют аудиторию в 375983 и 223910 подписчиков, соответственно, больше всего подписчиков у страниц посольств в Судане, ЮАР, Ботсване, Египте (свыше 30000).

Анализ страниц в Феисбуке показал, что, в отличие от однообразных новостеи на саитах посольств КНР, публикуются материалы в рав-нои степени о культуре, торговле, образовании, политике, медицинскои тематиках. Посты делают большии упор на истории африканцев, связанных с Китаем, тем самым более выигрышно преподнося Китаи в глазах общественности. Для страниц посольств в сети Феисбук были характерны проблемно-ориентированные нарративы.

По причине аффилиации с правительством КНР, все новости исключительно положительные и стремятся донести нарратив Китая как важного партнера африканских стран, говорят о китаиско-африканскои дружбе. Нужно отметить, что китаиские посольства в Феис-буке не отвечают комментирующим пользователям, даже там, где собирается несколько сотен комментариев. Это свидетельствует о том, что Китаи обращает недостаточно внимания на аспект «слушания» (Cull 2019, 47), а коммуникация остается одностороннеи, что не позволяет цифровои дипломатии КНР выйти на качественно новыи уровень.

Некоторые авторы делают предположение, что, пока элиты состоят из людеи старше среднего возраста, цифровая дипломатия будет реализовываться не слишком активно, но это может измениться с приходом большего числа чиновников, рожденных в 1980-е и привыкших

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

к использованию технологии (Ши и Чжан 2020, 79). На данныи момент ключевые дипломатические кадры представлены послами, которые родились в 60-е-начале 70-хх гг., что, очевидно, осложняет реализацию цифровои дипломатии. Рассмотрение аккаунтов посольств в 5 странах Африки по каждому региону (ЮАР, Тунис, Танзания, Буркина-Фасо, Конго) продемонстрировало количественное лидерство посольства в ЮАР по числу публикации (994), качественное превосходство аккаунта посольства в Конго по показателю ER и наибольшее количество лаиков и репостов у Туниса. Китаиские посольства, пока не начали значительно «индивидуализировать» свою цифровую дипломатию, т.к. не было обнаружено существенных различии между контентом и манерои подачи ведомств в рассматриваемых странах Африки. Специалисты в области коммуникации утверждают, что ЦД будет становиться все более персонализи-рованнои и учитывать интересы, предпочтения аудитории в социальных сетях для соответ-ствующеи коррекции своего контента, манеры повествования (Ши и Тун 2020, 27).

Список литературы

1. Политика Китая по Африке (полныи текст)) МИД КНР. 2006. https://www.fmprc.gov.cn/ce/ cebn/chn/xw/t231064.htm (дата обращения: 13.01.2022) (на кит.яз.)

2. Политика Китая по Африке (полныи текст)) Центральное народное правительство КНР. 2015. http://www.gov.cn/xinwen/2015-

12/05/content_5020197.htm (дата обращения: 13.01.2022) (на кит.яз.)

3. Таблица общеИ стоимости импортных и экспортных товаров по стране (региону) в декабре 2021 г. (в долларах США) (2021^12ЛЙЖРШЙИ^ Ш Е)ЙШ^(^жШ)). Главное таможенное управление КНР. 2022. http:// www.customs.gov.cn/customs/302249/ zfxxgk/2799825/302274/302277/302276/ 4127455/index.html (дата обращения: 26.05.2022) (на кит.яз.)

4. Сурма И.В. Цифровая дипломатия в миро-вои политике. Государственное управление. Электронный вестник. 2015; T.49. С. 220-249. https://www.elibrary.ru/item.asp? id=23455069 (дата обращения: 21.11.2022)

5. Лу Чуаньин (Ш^Ш). Возможности и вызовы, стоящие перед цифровои дипломати-еи Экстерриториальное наблюдение. 2020; T.12. С. 98101. http://www.rmlt.com.cn/2020/1221/ 602457.shtml (дата обращения: 21.11.2022)

(на кит.яз.)

6. Чжан Яньцю Цифровая публичная дипломатия и международная коммуникация Китая — на примере частных медиапредприятии (Й^^^^Ь^^ФШ ШШ«--Внешняя коммуникация. 2018; Т.10. С. 54-57. https: //wap.cnki. net/touch/web/Journal/ Article/DWDC201810019.html (дата обращения: 21.11.2022) (на кит.яз.)

7. Nye Jr J.S. Soft power: The means to success in

исторические науки & международные отношения | кравцов к. с.| [email protected] | удк 327.8 | научная статья

world politics. New York: Public affairs, 2004.

8. Lasswell H.D., Smith B.L., Casey R.D. Propaganda, Communication and Public Order. Princeton: Princeton University Press, 1946.

9. Rosell L., Miskimmon A., O'Loughlin B. Strategic narrative: A new means to understand soft power. Media, War & Conflict. 2014; Vol.7(1). Pр. 70-84. https:// journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/ 1750635213516696 (дата обращения: 21.11.2022)

10. Standard country or area codes for statistical use (M49). United Nations Department of Economic and Social Affairs. Statistics. 2022. https://unstats.un.org/unsd/methodology/ m49/ (дата обращения: 21.11.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Digital 2022. Datareportal. 2022. https:// datareportal.com/ (дата обращения: 21.11.2022)

12. Population in Africa 2050. Population pyramid. 2022. https://www.populationpyramid.net/ africa/2050/ (дата обращения: 21.11.2022)

13. Ли Аньшань (^^Ш). Стратегия Китая по Африке: реалии, проблемы и рекомендации ЭД^ ШШ^Й Ю. Брифинг по международным стратегическим исследованиям. 2011; Т.61. С. 1 -4. http://162.105.205.201/research/ bulletin/1204.html (дата обращения: 21.11.2022) (на кит.яз.)

14. Департамент по делам Африки

МИД КНР. 2022. https://www.fmprc.gov.cn/ web/wjb_673085/zzjg_673183/fzs_673445/

(дата обращения: 21.11.2022) (на кит.яз.)

15. Wu Peng. Twitter. 2022. https://twitter.com/ WuPeng_MFAChina (дата обращения: 21.11.2022)

16. Посольство Китая в Буркина-Фасо (Ambassade de Chine au Burkina Faso). Facebook. 2022. https://www.facebook.com/ ambchineburkina (дата обращения: 25.02.2022) (на франц.яз.)

17. Посольство Китая в Тунисе (Ambassade de Chine en Tunisie). Facebook. 2022. https:// www.facebook.com/

AmbassadedeChineenTunisie (дата обращения: 25.02.2022) (на франц.яз.)

18. Посольство Китаискои Народнои Республики в Республике Конго (Ambassade de la Republique populaire de Chine en Republique du Congo). Facebook. 2022. https://www.facebook.com/ chinaembcongobz/ (дата обращения: 25.02.2022) (на франц.яз.)

19. Chinese Embassy in South Africa. Facebook. 2022. https://www.facebook.com/chinainsa (дата обращения: 21.11.2022)

20. Embassy of China in Tanzania. Facebook. 2022. https://www.facebook.com/ tz.chineseembassy

(дата обращения: 21.11.2022)

21. Popsters. 2022. https://popsters.ru/ (дата обращения: 21.11.2022)

22. Ши Аньбинь, Чжан Яочжун (i^M, ЖШ 1Ф). Цифровая публичная дипломатия:

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

эволюция концепции, практики и стратегии Й^^а^ЖМ ЙЖ. Международные средства массовой информации. 2020; Т.3. С. 78-81. http:// www.cnki.com.cn/Article/CJFDTotal-QNJZ202007042.htm (дата обращения: 21.11.2022) (на кит.яз.)

23. Цветкова Н.А. Феномен цифровои дипломатии в международных отношениях и методология его изучения. Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2020; T.2. С. 37-47. https://politicalscience.rsuh.ru/j our/article/ view/286?locale=ru_RU (дата обращения: 21.11.2022)

24. Cull N.J. Public Diplomacy: Lessons from the Past. Los Angeles: Figueroa Press, 2019.

25. Ши Аньбинь, Тун Тун мЙ). Цифровая публичная дипломатия в условиях пандемии COVID-19: вызовы и инновации

Внешняя коммуникация. 2020. Т.5. С. 24 -27. http://www.accws.org.cn/achievement/ 202007/t20200703_800212549.htm (дата обращения: 21.11.2022) (на кит.яз.)

References

1. Batomunkueva S.R. The phenomenon of sacralization in the context of the cult of worship of the sacred mountains. Bulletin of the Buryat 4, pp. 45-52 (In Chin.)

2. China's Policy on Africa (full text)). The Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China. 2006. https://www.fmprc.gov.cn/

ce/cebn/chn/xw/t231064.htm 13.01.2022) (In Chin.)

(accessed:

China's Policy on Africa (full text)). The Central People's Government of the People's Republic of China. 2015. http://www.gov.cn/ xinwen/2015-12/05/content_5020197.htm (accessed: 13.01.2022) (In Chin.)

Table of the total cost of imported and exported goods by country (region) in December 2021 (in US dollars). General Administration of Customs of the People's Republic of China. 2022. http://www.customs.gov.cn/ customs/302249/

zfxxgk/2799825/302274/302277/302276/ 4127455/index.html (accessed: 26.05.2022) (In Chin.)

Surma I.V. Digital Diplomacy in the Discourse of Global Policy. Public Administration. E-Journal. 2015; Vol.49. Pp. 220-249. https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=23455069 (accessed: 21.11.2022) (In Russ.)

Lu Chuanying. Opportunities and challenges facing digital diplomacy. Overseas observation. 2020; Vol.12. Pp. 98-101. http:// www.rmlt.com.cn/2020/1221/602457.shtm l (accessed: 21.11.2022) (In Chin.)

Zhang Yanqiu. Digital Public Diplomacy and China's International Communication— Taking Private Media Companies as an Example. External communication. 2018; Vol.10. Pp. 54-57. https://wap.cnki.net/touch/web/ Journal/Article/DWDC201810019.html (accessed: 21.11.2022) (In Chin.)

исторические науки & международные отношения | кравцов к. с.| [email protected] | удк 327.8 | научная статья

8.

9.

Nye Jr J.S. Soft power: The means to success in 16. Wu Peng. Twitter. 2022. https://twitter.com/ world politics. New York: Public affairs, 2004. WuPeng_MFAChina (accessed: 21.11.2022)

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Lasswell H.D., Smith B.L., Casey R.D. Propaganda, Communication and Public Order. Princeton: Princeton University Press, 1946.

Rosell L., Miskimmon A., O'Loughlin B. Strategic narrative: A new means to understand soft power. Media, War & Conflict. 2014; Vol.7(1). Pp. 70-84. https:// journals.sagepub.com/doi/ abs/10.1177/1750635213516696 (accessed: 21.11.2022)

Standard country or area codes for statistical use (M49). United Nations Department of Economic and Social Affairs. Statistics. 2022. https://unstats.un.org/unsd/methodology/ m49/ (accessed: 21.11.2022)

Digital 2022. Datareportal. 2022. https:// datareportal.com/ (accessed: 21.11.2022)

Population in Africa 2050. Population pyramid. 2022. https://www.populationpyramid.net/ africa/2050/ (accessed: 21.11.2022)

Li Anshan. China's Strategy for Africa: Realities, problems and recommendations. International Strategic Research Briefing. 2011; Vol.61. Pp. 1-4. http://162.105.205.201/ research/bulletin/1204.html (accessed: 21.11.2022) (In Chin.)

Department of African Affairs. The Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China. 2022. https://www.fmprc.gov.cn/web/ wjb_673085/zzjg_673183/fzs_673445/ (accessed: 21.11.2022) (In Chin.)

17. The Chinese Embassy in Burkina Faso. Face-book. 2022. https://www.facebook.com/ ambchineburkina (accessed: 25.02.2022) (In Fr.)

18. The Chinese Embassy in Tunis. Facebook. 2022. https://www.facebook.com/ AmbassadedeChineenTunisie (accessed: 25.02.2022) (In Fr.)

19. Embassy of the People's Republic of China in the Republic of the Congo. Facebook. 2022. https://www.facebook.com/ chinaembcongobz/ (accessed: 25.02.2022) (In Fr.)

20. Chinese Embassy in South Africa. Facebook. 2022. https://www.facebook.com/chinainsa (accessed: 21.11.2022)

21. Embassy of China in Tanzania. Facebook. 2022. https://www.facebook.com/ tz.chineseembassy (accessed: 21.11.2022)

22. Popsters. 2022. https://popsters.ru/ (accessed: 21.11.2022)

23. Shi Anbin, Zhang Yaozhong. Digital Public Diplomacy: the Evolution of Ideas, Practices and Strategies. International Communication. 2020; Vol.3. Pp. 78-81. http:// www.cnki.com.cn/Article/CJFDTotal-QNJZ202007042.htm (accessed: 21.11.2022) (In Chin.)

24. Tsvetkova N.A. The digital diplomacy as a phenomenon of international relations:

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Research methodology. RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2020; Vol.2. Pp. 37-47. https:// politicalscience.rsuh.ru/jour/article/ view/286?locale=ru_RU (accessed:

21.11.2022) (In Russ.)

25. Cull N.J. Public Diplomacy: Lessons from the Past. Los Angeles: Figueroa Press, 2019.

26. Shi Anbin, Tong Tong. Digital public diplomacy in the context of the COVID-19 pandemic: challenges and innovations. International Communication. 2020. Vol.5. Pp. 24-27. http://www.accws.org.cn/achievement/ 202007/t20200703_800212549.htm (accessed: 21.11.2022) (In Chin.)

Information about the author Kirill S. Kravtsov

Bachelor student, Research and Teaching Assistant

National Research University "Higher School of Economics"

16 Soyuza Pechatnikov Street, St Petersburg, 190121

[email protected]

Сведения об авторе

Кравцов Кирилл Сергеевич,

Студент бакалавриата, научныи и учеб-ныи ассистент

Национальный исследовательскии университет «Высшая школа экономики» 190008, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 16 [email protected]

Информация о статье

Поступила в редакцию: 10.04.2023 Одобрена после рецензирования: 25.04.2023 Принята к публикации: 20.05.2023

Information about the article

The article was submitted: 10.04.2023 Approved after reviewing: 25.04.2023 Accepted for publication: 20.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.