Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США'

ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2536
496
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / DIGITAL DIPLOMACY / PUBLIC DIPLOMACY / FOREIGN POLICY / INFORMATION AND COMMUNICATION SYSTEMS / INFORMATION RESOURCES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каролина Кокоева

С развитием информационных сетей происходит трансформация не только общественных предпочтений, но и методов ведения политики, направленной на диалог с населением. В связи с этим актуальным вопросом остается оценка влияния современных тенденций цифровизации на построение дипломатических отношений между государствами. В данной статье рассмотрена роль цифровой дипломатии во внешней политике государств и основные тенденции в этой сфере. Основные аспекты цифровой политики рассмотрены на примере США как государства с наиболее проактивной и развитой системой выстраивания диалога политиков в цифровой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL DIPLOMACY AS A TOOL OF US FOREIGN POLICY

With the development of information networks, there is a transformation not only of public preferences, but also of methods of conducting policies aimed at dialogue with the population. In this regard, the assessment of the impact of modern trends in digitalization on the construction of diplomatic relations between States remains an urgent issue. This article examines the role of digital diplomacy in the foreign policy of States and the main trends in this area. The main aspects of digital policy are considered on the example of the United States as the state with the most proactive and developed system of building a dialogue of politicians in the digital environment.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США»

Цифровая дипломатия как инструмент внешней политики США Digital diplomacy as a tool of US foreign policy

Каролина Кокоева

Студент 2 курса магистратуры Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Россия, Санкт-Петербург caroline. kokoeva@gmail.com

Karolina Kokoeva

2nd year master's student Saint Petersburg state University of Economics Russia, Saint Petersburg caroline. kokoeva@gmail.com

Аннотация.

С развитием информационных сетей происходит трансформация не только общественных предпочтений, но и методов ведения политики, направленной на диалог с населением. В связи с этим актуальным вопросом остается оценка влияния современных тенденций цифровизации на построение дипломатических отношений между государствами. В данной статье рассмотрена роль цифровой дипломатии во внешней политике государств и основные тенденции в этой сфере. Основные аспекты цифровой политики рассмотрены на примере США как государства с наиболее проактивной и развитой системой выстраивания диалога политиков в цифровой среде.

Annotation.

With the development of information networks, there is a transformation not only of public preferences, but also of methods of conducting policies aimed at dialogue with the population. In this regard, the assessment of the impact of modern trends in digitalization on the construction of diplomatic relations between States remains an urgent issue. This article examines the role of digital diplomacy in the foreign policy of States and the main trends in this area. The main aspects of digital policy are considered on the example of the United States as the state with the most proactive and developed system of building a dialogue of politicians in the digital environment.

Ключевые слова: цифровая дипломатия, публичная дипломатия, внешняя политика, информационно-коммуникационные системы, информационные ресурсы.

Key words: digital diplomacy, public diplomacy, foreign policy, information and communication systems, information resources.

Научно-технический прогресс задает высокие темпы развития информационных систем, обслуживающие коммуникационные потребности общества. В результате этого с каждым годом происходит все большее проникновение сети Интернет, социальных сетей и других информационных приложений в различные сферы общественной жизни, в том числе в дипломатические отношения. Заявления первых лиц государства, сделанные посредством сети Интернет, приобретают новый политический статус, формируется новая культура реагирования на подобные заявления: обозначается их важность относительно других заявлений, сделанных для «традиционных». Таким образом, трансформация социальных коммуникаций приводит к обновлению политических отношений и возникновению такого явления, как цифровая дипломатия.

Понятие цифровой дипломатии в современной научной литературе является достаточно новым, на сегодняшний момент нет четкого определения данного термина. Кроме того, содержание цифровой дипломатии может трансформироваться в зависимости от понимания цифровизации, которое складывается на текущем этапе технического развития общества. Информационная база исследования: можно сказать, что цифровая дипломатия широко освещена не только в зарубежной, но и российской литературе. Исследованию цифровой дипломатии посвятили свои работы многие историки, политологи, специалисты по международным отношениям. При написании данной работы использовались работы Е.С. Зиновьевой, А.И. Смирнова, И.В. Сурма, Н.А. Цветковой, Г.О. Ярыгина. Исторический аспект работы во многом был основан на книгах американских исследователей Дж.

Найа и Т. О'Рейли.В общем смысле цифровая дипломатия представляет собой процесс выстраивания дипломатических отношений для решения внешнеполитических задач посредством информационно -коммуникационных технологий.

Целью цифровой дипломатии является лоббирование интересов государства в рамках внешнеполитического диалога с лидерами зарубежных государств и общественностью. Таким образом, цели цифровой дипломатии повторяют цели внешней политики государства. Однако цифровая дипломатия отличается собственной системой методов и инструментов, которые используются для продвижения интересов государства.

К механизмам цифровой дипломатии относятся следующие: приложения, активные на электронных носителях; Интернет-трансляции, видео-контент; прочие ресурсы сети Интернет. Механизмы цифровой дипломатии становятся дополнением к традиционным методам ведения диалога между политиками и распространения политической информации для общественности. Интернет коммуникации проникают в традиционные методы журналистики: радио, телевидение, печатные СМИ. На сегодняшний день можно проследить тенденцию переход традиционных политических изданий в электронный формат: оцифровка печатного текста, формирование видео-контента на собственном Интернет-портале, создание собственных Интернет-площадок. Таким образом, в современной журналистике цифровые методы распространения информации уже практически неотделимы от традиционных методов, имевших приоритетное значение в конце двадцатого века.

Цифровая дипломатия становится одним из направлений публичной дипломатии - общедоступного представления политических заявлений и решений в силу доступности электронных ресурсов. Публичная дипломатия первоначально рассматривалась как диалог между первыми лицами государств с целью выработки общей внешней политики. Однако развитие информационных систем уже в начале XXI века привело к более широкому взгляду на публичную дипломатию как на диалог представителей государства (политиков, СМИ, публичных лиц) с общественностью иностранного государства и негосударственными структурами. Данный диалог позволяет формировать имидж государства за рубежом и гибко лоббировать внешнеполитические интересы. В результате этого цифровая дипломатия, также как и публичная дипломатия в целом, ориентирована на формирование общественного мнения даже в случае, когда ответ или комментарий политика имеет определенного адресата.

На сегодняшний день Интернет- площадки дают возможность политикам самостоятельно публиковать свое мнение без опосредованного участия СМИ. Заявления, комментарии, ответы на вопросы могут быть размещены на официальном сайте, в блоге, на социальной странице политика в тот момент, который он сочтет нужным. Таким образом, цифровая дипломатия предоставляет новые рычаги воздействия на общественное мнение со стороны самих политиков. При этом материалы СМИ с комментариями политиков начинают приобретать в большей степени аналитический характер, чем информационный.

Развитие цифровой дипломатии означает возникновение широких возможностей для высказывания своего мнения. Отсутствие радикальных методов ограничения работы Интернет-площадок приводит к полному воплощению свободы слова. Такие тенденции имеют как положительные, так и отрицательные аспекты влияния на общественную жизнь.

К положительным аспектам относится увеличение информационной прозрачности деятельности политиков. Цифровые технологии позволяют оставлять комментарии, задавать вопросы, направлять предложения напрямую политику, что является инструментом обратной связи и корректировки деятельности. Преимущества развития цифровой дипломатии связаны со стиранием границ между политиками и населением, способствуют лучшем пониманию населением личности политика и его направлениями деятельности,

формируют системы получения обратной связи, что в целом делает политическую активность более прозрачной и повышает политическую грамотность населения.

Развитие цифровой дипломатии также имеет ряд недостатков и угроз для общественной стабильности. Во-первых, сохраняется актуальность разработки системы информационной безопасности, во-вторых, активный переход в слабо регулируемое Интернет-пространство формирует риски возникновения псевдополитических партий, радикальных и террористических сообществ. Активная агитация широких масс людей, доступная с помощью сети Интернет несет в себе угрозу общественных колебаний и, в некоторых случаях, человеческих жертв.

Современные тенденции развития цифровой дипломатии связаны с постепенным улучшением использования информационных коммуникационных систем: стремление сделать их технически регулируемыми для того, чтобы сохранить основные достоинства и снизить риск возникающих угроз. Данная задача является достаточно сложной, так как возникновение новых угроз происходит пропорционально устроению старых. Каждая страна решает проблему регулирования Интернет-пространства и развития цифровой дипломатии собственным способом. Рассмотрим практику США в организации цифровой дипломатии: основных решений и мероприятий в данной сфере.

Цифровая дипломатия определяется как использование инструментария цифровых технологий в продвижении национальных интересов в рамках дипломатической политики государства. Таким образом, цифровая дипломатия рассматривается как комплекс инструментов для достижения внешней политики.

Развитие цифровой дипломатии развивается не только за счет усилий действующего правительства, но и за счет усилий не правящей партии, оппозиционных и протестных движений. Совокупность проектов развития цифровой дипломатии в США можно представить следующим списком:

- формирование диалога между государственными компаниями и различными группами населения в зарубежных странах;

- разработка молодежной политики, основанной на улучшении имиджа государства и государственных структур для молодежи, актуализация государственных решений в сфере молодежной политики;

- создание доступного и удобного для пользователей информационного пространства с актуальной новостной повесткой;

- мобилизация оппозиционных движений с собственной рекламой, информационной повесткой, агитационным материалом.

Развитие цифровой дипломатии в случае с США характеризуется не только фактически используемыми инструментами, но и гибкостью законодательной базы, адаптируемой под новые технологии. В законодательной базе США определен «Стратегический план развития информационных технологий в 2011-2013 гг.: цифровая дипломатия». Данный документ закрепляет определение цифровой дипломатии и основные направления работы в сфере диалога правительство-общество. В 2011 года была был предложен новый документ - «Стратегия по действиям в киберпространстве». Документ определяет позицию Госдепартамента США относительно безопасности в интернете и методологию работы с рисками нарушения прав в сети Интернет.

В 2014 году правительством США профинансирован запуск проекта, визуализации присутствия и влияния политических лиц в «Твиттер» без географических ограничений в реальном времени. Таким образом, создана база для анализа влияния цифровой дипломатии в современном мире.

Ярким примером выстраивания цифровой дипломатии США является представление крупной государственной структуры НАТО, имеющей международное значение, в сети Интернет. Североатлантический альянс играет важнейшую роль в международных дипломатических отношениях США, так как военно-

политический блок является основным направлением деятельности США как государства, а не частных корпораций, которые имеют широкое влияние на выстраивание социально-экономических международных отношений государства. Североатлантический альянс объединяет 29,оказывает широкое влияние на формирование военного бюджета этих государств, активно участвует в военных действиях по всему миру. В результате этого цифровая дипломатия НАТО является одной из наиболее развитых систем, ориентированной на формирование общественного мнения по всему миру. Информационная повестка, создаваемая в рамках цифровой дипломатии альянса, характеризуется географическим таргетированием: изменением повестки относительно военно-политической конъюнктуры в стране пользователя электронных ресурсов с участием НАТО.

Североатлантический альянс презентует информацию о своей деятельности на постоянно обновляемом Интернет-сайте (www.nato.int). Сайт оформлен в соответствии с новейшими цифровыми возможностями, содержит картотеку новостей с аудио- и видео контентом. На сайте доступна услуга электронной рассылки в индивидуальном порядке доступной для общественности информации в случае наличия интереса у интернет-пользователя. Сайт включает в себя выдержки из информационной повестки, упоминающей альянс НАТО: телевизионные ролики, выдержки из электронных изданий, новостные сообщения, хранящиеся в разделе архиве сайта.

Диалог Североатлантического альянса с общественностью также поддерживается через страницы в социальных сетях, таких как: Facebook, Twitter. На странице в социальных сетях публикуются новости альянса и интересные внешнеполитические события, которые будут оказывать влияние на развитие альянса. Публикация информации о деятельности НАТО в социальных сетях организуется в целях оперативного информирования посетителей социальных сетей о деятельности НАТО, которые подписаны на соответствующие страницы, но не ищут специально сайт альянса для того, чтобы узнать актуальные новости.

Руководство НАТО поддерживает аккаунты альянса на следующих Интернет-площадках: YouTube, Google, Flickr, RSS. Публикация информационных сообщений через аккаунты позволяют НАТО публиковать информацию о своей деятельности на площадках, доступ к которым возможен по всему миру с гибким созданием субтитров на языке пользователя (для видео-контента). Информация, размещенная через перечисленные системы, доступна не только для просмотра широким кругом пользователей, но и передачи в форме ссылки заинтересовавшего контента. Для цифровых устройств типа IPad НАТО предлагает цифровое приложение с аналогичным содержанием для пользователей, заинтересованных в диалоге с публичным центром альянса.

Публикуемая информация распространяется не только от имени альянса в целом, но и от имени первых лиц руководства НАТО, осуществляемая по их собственной инициативе. Генеральный секретарь НАТО и его заместители имеют собственные страницы в социальных сетях, где публикуются личные заявления должностных лиц и производится мониторинг общественного мнения на эти заявления.

Информационный контент цифровой дипломатии Североатлантического альянса может быть разделен на проекты, формируемые в соответствии с целями альянса. Можно выделить несколько основных направлений реализуемых проектов в рамках цифровой дипломатии:

- формирование электронных площадок для построения диалога между должностными лицами НАТО и представителями общественного мнения;

- формирование благоприятного имиджа у населения других государств для лоббирования увеличения мощностей НАТО на территории государств и военного бюджета;

- подготовка информационной почвы для стимулирования и организации протестных движений в иностранных государствах;

- обеспечение защиты от терроризма в информационных сетях.

Таким образом, в настоящее время крупные государственные структуры США демонстрируют одну из наиболее развитых систем цифровой дипломатии. При этом на данном этапе можно выделить несколько перспективных направлений совершенствования в данной сфере, характерных для американской дипломатии:

1) Расширение диапазона сотрудничества для достижения целей американских государственных структур. Для формирования имиджа государственных организаций и достижения иных целей все чаще привлекаются лица, напрямую не связанные с военной и политической деятельностью, а также службы в государственных органах. Публичные личности, лидеры общественного мнения, авторы светской хроники участвуют в проектах PR государственных структур и решений.

2) Активная работа в сфере противодействия терроризму. Данная проблема является особенно актуальной для США. Уже сейчас формируются формы сотрудничества, такие как Госдепартамент США и его Digital Outreach Team. Команда специально обученных человек представляет цели и методы Госдепартамента США в странах Ближнего Востока на языках местного населения. Психологическая работа с крупными группами населения смягчает отношение к американской политике и снижает риски возникновения радикальных проявлений.

3) Построение и совершенствование инфраструктуры получения обратной связи политических деятелей от населения. В настоящее время политики пытаются участвовать в общественной жизни, регистрируясь в социальных сетях и упрощая тем самым выход на диалог с обществом. В качестве инструментов обратной связи используются опросы общественного мнения, ответы на письма и комментарии населения, получение петиций в электронной форме. Однако в настоящее время поток информации от интересующихся пользователей электронных сетей превышает возможности их обработки, что показывает их неэффективность. Между тем в предвыборный период политики нуждаются в более существенном диалоге с аудиторией, что требует дальнейшего развития площадок получения обратной связи, обработки потоков информации от населения к политику.

4) Открытость к адаптации новых технологических решений в цифровую дипломатию. Технологическое развитие происходит постоянно, что выражается как в появлению новых технических возможностей, так и к появлению новых цифровых площадок, конкурирующих между собой. Также при выстраивании международной дипломатии необходимо учитывать территориальную специфику информационных коммуникаций: наличие локальных информационных сетей, государственная блокировка отдельных сайтов, уровень информационной безопасности. Задачей цифровой дипломатии является поиск востребованных целевой аудиторией Интернет-площадок, появление на которых может способствовать росту просмотров размещаемого контента. Все это делает процесс выстраивания цифровой дипломатии нелинейным, построенным на реализации ряда проектов, использующим принцип диверсификации электронных площадок.

Таким образом, цифровая дипломатия является частью публичной дипломатии, которая уже сегодня определяет развитие современной политики. Политические деятели и организации ориентированы на формирование имиджа и лоббирования собственных интересов с помощью убеждения населения страны, на политику которой они собираются воздействовать. Цифровая дипломатия США показывает, насколько широкий спектр методов может использоваться на сегодняшний день для достижения целей государства. Основными принципами формирования цифровой дипломатии на сегодняшний день являются гибкость подхода к формированию публичной политики, а также ориентация на целевую аудиторию страны, население которой должно получить сообщение от государства, государственных структур или лично от высших должностных лиц.

Список используемой литературы:

1. Акопов Г.Л. Интернет и политика. Модернизация политической системы на основе инновационных политических интернет-коммуникаций. М.: КНОРУС, 2013. - 210 с.

2. Анненков В.И., Карпов В.В., Моисеев А.В., Сурма И.В. Сетецентрическое управление: современная парадигма развития систем управления в вооруженных силах ведущих держав мира // Национальная безопасность. 2014. № 2 (31). С. 317-327.

3. Глобальная безопасность в цифровую эпоху: стратагемы для России / под общ. ред. А.И. Смирнова. М.: ВНИИгеосистем, 2014. - 156 с.

4. Зиновьева Е.С. Международная информационная безопасность // Индекс безопасности №1 (104), Том 19. — 2013. — С. 213-228.

5. Карякин В.В. Геополитика третьей волны: трансформация мира в эпоху Постмодерна. М.: Граница, 2013. - 58 с.

6. Крутских А.В. К политико-правовым основаниям глобальной информационной безопасности // Международные процессы. 2007. № 1 (5). С. 28-37. URL: www.intertrends.ru/thirteen/003.htm (дата обращения :20.11.2018)

7. Лебедева М.М. Публичная дипломатия в урегулировании конфликтов/Международные процессы, Том 13, №4, С.45-56

8. Сурма И.В. Цифровая дипломатия в мировой политике // Вестник МГУ — 2015. — № 49 — 30 с.

9. Цветкова Н. А. Социальные сети в публичной дипломатии США // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2011. — № 6. — С. 84-89.

10. Цветкова Н.А. Публичная дипломатия как инструмент идеологической и политической экспансии США в мире, 1914-2014 гг.: / Цветкова Н.А. Санкт-Петербург, 2015, 552 с.

11. Цветкова Н. А., Ярыгин Г. О. Политизация «цифровой дипломатии»: публичная дипломатия Германии, Ирана, США и России в социальных сетях // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2014. — № 12. — С. 119-124

12. Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorelli N. Political Correlates of Television Viewing // Public Opinion Quarterly. 1984. Vol. 48. P. 283-300.

13. Public Relations and Communication Management in Europe: A Nation-by-nation Introduction to Public Relations Theory and Practice / eds.: B. van Ruler, D. Vercic. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2014.

14. Stefanie Babst. Стратегия обеспечения безопасности 2.0. Ресурс: http://www.gazeta.ru/comments/2011/ 10/19_x_3805886.shtml (дата обращения:20.11.2018)

15. Stefanie Babst. Public Diplomacy - the Art of engaging http://www.atlanticcommunity.org/app/webroot/files/articlepdf/Babst_Public_Diplomacy.pdf обращения :20.11.2018)

and influencing.P.7 (дата

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.