Научная статья на тему 'Основные направления публичной дипломатии нато в эпоху глобализации'

Основные направления публичной дипломатии нато в эпоху глобализации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1649
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ НАТО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЛИТИКИ / PUBLIC DIPLOMACY / NATO / GLOBALIZATION / CIVIL SOCIETY / PRIORITY DIRECTIONS / INFORMATION PROGRAMMES / EFFECTIVENESS OF POLITICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антюхова Е. А.

В статье рассматриваются основные направления публичной дипломатии НАТО в эпоху глобализации. Анализу подвергаются общие принципы публичной дипломатии Североатлантического альянса, используемые для реализации стратегии НАТО во внешней политике. Особый акцент делается на невоенные формы и методы публичной дипломатии, способствующие формированию в общественном сознании позитивного имиджа Североатлантического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATO'S PUBLIC DIPLOMACY IN THE EPOCH OF GLOBALIZATION

The article deals with the basic directions of NATO's public diplomacy, which are used in NATO's foreign policy to realize its strategy, are analysed in the article. A special stress is put on non-military forms and methods of public diplomacy, contributing to the formation of a positive image of the North Atlantic Alliance in the public consciousness.

Текст научной работы на тему «Основные направления публичной дипломатии нато в эпоху глобализации»

УДК 327.5

UDC 327.5

Е.А. АНТЮХОВА

преподаватель, кафедра сравнительной политологии, Московский государственный институт международных отношений (У) МИД России

E.A. ANTYUKHOVA

Lecturer, Department of Comparative Politology, Moscow State University of International Affairs

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ НАТО В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ* THE BASIC DIRECTIONS OF NATO'S PUBLIC DIPLOMACY IN THE EPOCH OF GLOBALIZATION

В статье рассматриваются основные направления публичной дипломатии НАТО в эпоху глобализации. Анализу подвергаются общие принципы публичной дипломатии Североатлантического альянса, используемые для реализации стратегии НАТО во внешней политике. Особый акцент делается на невоенные формы и методы публичной дипломатии, способствующие формированию в общественном сознании позитивного имиджа Североатлантического союза.

Ключевые слова: публичная дипломатия НАТО, глобализация, гражданское общество, приоритетные направления, информационные программы, эффективность политики.

The article deals with the basic directions of NATO's public diplomacy, which are used in NATO'sforeign policy to realize its strategy, are analysed in the article. A special stress is put on non-military forms and methods ofpublic diplomacy, contributing to the formation of a positive image of the North Atlantic Alliance in the public consciousness.

Keywords: public diplomacy, NATO, globalization, civil society, priority directions, information programmes, effectiveness of politics.

Современная система мировой политики все чаще сталкивается с конфликтами разной степени напряженности, возникающими в тех или иных регионах мира и обусловленными различными причинами политического, экономического, национального и конфессионального характера. Однако предпринимаемые мировым сообществом действия, направленные на предотвращение и урегулирование возникающих противоречий, не всегда приводят к положительным результатам.

Следует констатировать, что «сегодня мир переживает некий системный кризис, который вызван не только и не столько крушением биполярной системы международных отношений, а более глубинными процессами, обусловленными кризисом политической системы мира как таковой»1.

Прежнее единство международных отношений размывается возникновением и участием новых акторов, которые бросают вызов современной политической организации мира. Одним из них является НАТО, играющая важную роль на международной арене.

В условиях глобализации постоянно повышается значение невоенных форм и методов воздействия во внешней политике. В качестве одного из эффектив-

1 Лебедева М.М. Международные конфликты в современном мире: их исследование и урегулирование // Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации. Изд. 3-е перераб. и дополн. / Под ред. проф. П.А. Цыганкова. М.: Альфа-М, Инфра-М, 2011. С. 106.

ных инструментов, используемых НАТО для реализации своей стратегии сегодня, является проводимая Североатлантическим альянсом политика публичной дипломатии. С точки зрения натовских стратегов, основное назначение публичной дипломатии - формирование в общественном сознании позитивного имиджа Альянса. Именно публичная дипломатия является инструментом достижения поставленных целей в сфере внешней политики, проводимой Североатлантическим союзом.

На мировом политическом пространстве НАТО -одна из ведущих межправительственных организаций, совмещающая разнообразный спектр задач и миссий в условиях глобализирующегося мира. Основой ее деятельности является принятая в 2010 году стратегическая концепция «Активное вовлечение, современная оборона», развивающая политические и военно-стратегические установки предыдущих доктри-нальных документов с учетом современных изменений военно-политической обстановки. Основная стратегическая цель Альянса - строительство фундамента для формирования на основе НАТО глобальной военно-политической организации.

В своей работе «Beyond the new public diplomacy» Ян Меллисон отмечает, что «такие межправительственные организации, как НАТО и ЕС, теперь воспринимают публичную дипломатию как экзистенциальную необходимость и сосредотачивают усилия в этом на-

* Статья выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках гранта РГНФ № 15-37-11128.

© Е.А. Антюхова © E.A. Antyukhova

правлении как внутри своих организаций, так и на внешнюю аудиторию»2.

Профессор университета Южной Калифорнии Филипп Сейб утверждает, что «НАТО должна проводить свое влияние через «мягкие формы», чтобы оправдать свою жесткую силу». Он подчеркивает «сегодняшний беспрецедентный доступ к информации» и отмечает, что «для того, чтобы НАТО и другие международные организации были способны выполнить свою миссию и сохранять свою легитимность, они должны в полной мере осознать значение информационного влияния»3.

Необходимо отметить, что с самого начала своего создания НАТО понимала важность выстраивания эффективной коммуникации и необходимость информирования общественности. Официально деятельность в этом направлении началась уже в 1950 году, когда в недрах Альянса создается информационная служба, целью которой явилось стремление донести до широкой публики информацию о своей политической платформе.

В концентрированном виде стратегия развития публичной дипломатии НАТО в современных условиях представлена в документе Комитета общественной дипломатии альянса «Стратегия публичной дипломатии»4, корректируемом и издаваемом ежегодно. А.А. Бартош в статье «Эволюция публичной дипломатии НАТО»5 отмечает, что эта стратегия базируется на общих принципах публичной дипломатии, сформулированных в 2003 году советником Государственного департамента США Кристофером Россом.

Эти принципы включают в себя: обеспечение понимания проводимой политики в реальном смысле, а не как ее пытаются представить другие; разъяснение ее рационального характера и соответствия фундаментальным ценностям; последовательность, правдивость и убедительность; изучение целевого контингента с целью оперативной адаптации информации; взаимодействие с широким кругом партнеров; разнообразное и активное общение на всех уровнях.

«Стратегия публичной дипломатии» аккумулирует ее главные цели и направления. Они определяются военной доктриной Альянса, политическими векторами его развития, изменениями в институциональной основе деятельности организации, возникающими новыми вызовами и опасностями, организационными решениями и научно-практическими исследованиями.

Согласно этому документу, публичная дипломатия НАТО призвана продемонстрировать роль и достижения блока в проводимых операциях и миссиях, новую

2 Jan Mellison. Beyond the new public diplomacy/ The Hague, Netherlands Institute of International Relations "Clugendael". Clugendael Papers, 2011. P. 16.

3 Цит. по: Zhikica Zach Pagovski. Public diplomacy of Multilateral organizations: the cases of NATO,EU and ASEAN. Fuguero Press. Los Angeles, 2015. P. 9.

4 2014-2016 NATO Public diplomacy strategy. Ресурс: http: publicintelligence.net/nato-public-diplomacy-2016 (дата обращения:25.05.2016).

5 Бартош А.А. Эволюция общественной дипломатии НАТО //

Дипломатическая служба. 2014. № 3. С. 6-11.

идентичность Альянса и стратегические направления его развития. «Основной целью НАТО в проведении публичной дипломатии является «повышение уровня информированности и понимания о НАТО, продвижение своей политики и деятельности, а также получение поддержки, кредита доверия и уверенность в Альянсе», - утверждает эксперт американского Фонда Маршалла Зак Поговски6.

Указанная «Стратегия» также определяет целевые группы, на которые публичная дипломатия должна быть направлена прежде всего. К ним относятся: политические элиты, научные и экспертные сообщества, журналисты, руководители авторитетных НПО, молодежь.

А.А. Бартош совершенно верно отмечает главные задачи, которые преследует публичная дипломатия НАТО: «...создания положительного образа НАТО, разъяснения правительствам и общественным деятелям в странах регионов сути и целей каждой из инициатив с целью изменения идентичности элит в пользу евроат-лантизма. Параллельно усилия публичной дипломатии направлялись на гармонизацию взглядов по ключевым вопросам, таким как трансформация НАТО, развитие миротворчества и урегулирование кризисов. Всячески подчеркивались невоенные аспекты деятельности Альянса. Важным направлением являлось содействие координации дипломатических усилий между НАТО, ЕС и ОБСЕ, пропаганда «нового лица НАТО» в сфере миротворчества и гуманитарного вмешательства»7.

Эту мысль подтверждает и мнение экс-руководителя Управления общественной дипломатии НАТО Штефани Бапст: «НАТО стремится создать уникальный «бренд» сильного, совершенного и компетентного трансатлантического сообщества единомышленников демократии, сохраняющего мир и безопасность для своих членов и, где это возможно, стремится внести свой вклад в обеспечение стабильности и безопасности. Стратегия публичной дипломатии НАТО должна быть направлена на борьбу с некоторыми из проблем имиджа организации, такими как восприятие НАТО как «глобального полицейского», «орудия США в достижении своей цели» и «ее ненужности после окончания холодной войны»8.

Штефани Бапст обращала внимание на необходимость «принести новую философию публичной дипломатии НАТО ближе к заинтересованным сторонам, поощряя их к разработке общего понимания, вкладывать больше средств в свои национальные усилия в области коммуникации и возможностей. В целом союзники должны будут становиться все более совместимыми не только в военной, но и политической областях. Совместное видение современных стратегий и подходов может также помочь общественной дипломатии

6 Zhikica Zach Pagovski. Public diplomacy of Multilateral organizations: the cases of NATO,EU and ASEAN. Fuguero Press. Los Angeles, 2015. P. 13.

7 Бартош А.А. Эволюция общественной дипломатии НАТО // Дипломатическая служба. 2014. N° 3. С. 6-11.

8 Stefanie Babst. Reinventing NATO's Public Diplomacy. Research Division - NATO Defense College, Rome. 2008. No. 41. November. Р.

улучшить способность союзников говорить одним голосом. Это, по общему признанию, послужит признанием НАТО как клуба демократий»9.

В настоящее время в организационной структуре НАТО созданы два специальных подразделения, деятельность которых посвящена публичной дипломатии: Комитет публичной дипломатии (The Committee on Public Diplomacy (CPD) и Департамент публичной дипломатии (Public Diplomacy Division (PDD).

Комитет публичной дипломатии отвечает за планирование, внедрение и оценки стратегии в области публичной дипломатии НАТО. Он рассматривает и утверждает ежегодный план действий в области публичной дипломатии, по мере необходимости производит дополнительные отчеты, рекомендации и планы для Североатлантического совета (NAC), координирует работу Департамента публичной дипломатии. Комитет ежегодно издает документ под названием «Стратегия публичной дипломатии НАТО». В состав комитета входит по одному представителю от каждого государства-члена НАТО.

Департамент публичной дипломатии практически реализует теоретические программные установки в реальную жизнь. Его работой руководит помощник Генерального секретаря. Задачами Департамента публичной дипломатии являются: координация и контроль деятельности всех подразделений Альянса в области публичной дипломатии, практическая реализация разнообразных программ НАТО.

Департамент имеет своих сотрудников во всех представительствах НАТО в странах-партнерах. Кроме того, в структуру департамента входит военная библиотека НАТО, подразделение спонсорства и грантов, информационный центр в Киеве (Украина) и информационное бюро НАТО в Москве (Россия).

В выступлении на одной из конференций, организованных НАТО, Штефани Бапст обратила внимание на возрастающее значение публичной дипломатии: «Сегодня нужна публичная дипломатия, которая приспосабливает наше время. Вопросы политики ставят перед нами все более глобальный характер. Терроризм, изменение климата, бедность, отсутствие безопасности и конфликты представляют собой лишь некоторые из наиболее актуальных международных проблем. Больше чем когда-либо, правительства, организации и другие игроки на международной арене должны работать вместе, чтобы обратиться к ним для того, чтобы найти поддержку решений и изменений. Ни одно правительство или учреждение не может решить это растущее число проблем самостоятельно. Решения не могут быть просто взяты с полки и реализованы. Они должны быть созданы вместе, коалиционно внутри и между правительствами, а также между правительствами и арсеналом неправительственных групп... Распространение новых международных субъектов, включая неправи-

9 Stefanie Babst. Public Diplomacy - the Art of engaging and influencing. P. 11 http://www.atlantic-community.org/app/webroot/files/ articlepdf/Babst_Public_Diplomacy.pdf

тельственные организации и корпорации, и приход глобальных технологий, размыли границы между внутренними и международными сферами»10.

Одним из главных направлений публичной дипломатии Штефани Бапст выделяет так называемое «слушание». Под этим термином она понимает внимательное изучение и анализ общественного мнения самых различных слоев и уровней. «Успешная публичная дипломатия не начинается с «говорить», но со «слушать». Слушание важно по двум причинам: во-первых, сбор и анализ мнений ваших целевых групп или сегментов общественности является обязательным. Во-вторых, слушание должно быть подлинным. Должны быть предприняты серьезные усилия для того, чтобы понять мотивы и убеждения ваших собеседников»11.

Вторым направлением публичной дипломатии является информационно-пропагандистское, подразумевающее под собой использование самого широкого круга возможностей в общении с внутренней и внешней аудиторией. Эта деятельность включает в себя связи с прессой и другими СМИ и другую информационную работу по публикации в них сообщений, новостей, бло-гов, видео, фотографий, выпуск плакатов, рекламы и т. д. Причем публикуемая информация должна быть направлена на конкретные политические цели и задачи. «Именно поэтому публичная дипломатия не может и не должна пытаться изобразить серьезный кризис или войну в радужных цветах... необходимо иметь четкое представление о вашей политической цели. Часто это лучше для правительства, чем признать, что оно все еще пытается найти лучшее решение, чем фантазировать о мнимом успехе»12.

Кроме того, по мнению Ш. Бапст, «публичная дипломатия должна быть достоверной, чтобы быть эффективной. Что касается отношений со СМИ, этот принцип должен применяться ко всем государственным партнерам: если вы пытаетесь манипулировать истиной или предлагать ложь, вы сразу же потеряете авторитет»13.

Еще одним направлением публичной дипломатии является «вовлечение». Под этим термином понимается процесс налаживания добрых отношений и взаимопонимания с представителями влиятельной целевой аудитории, которые могут привести к лучшему пониманию и поддержке политики и идеалов Альянса.

Важным направлением в этой работе аналитики НАТО считают «оценку» проводимой деятельности. «Такой подход имеет важное значение в обеспечении эффективности публичной дипломатии организации, а также пересмотра и регулирования общественных стра-

10 Stefanie Babst. Public Diplomacy - the Art of engaging and influencing. P. 3 http://www.atlantic-community.org/app/webroot/files/ar-ticlepdfBabst_Public_Diplomacy.pdf

11 Stefanie Babst. Public Diplomacy - the Art of engaging and influencing. P. 4 http://www.atlantic-community.org/app/webroot/files/ articlepdfBabst_Public_Diplomacy.pdf.

12 Ibid. P. 5.

13 Stefanie Babst. Public Diplomacy - the Art of engaging and influencing. P. 4 http://www.atlantic-community.org/app/webroot/files/ar-ticlepdf/Babst_Public_Diplomacy.pdf.

тегий и планов дипломатии», - отмечает эксперт американского Фонда Маршалла Зак Поговски14.

Еще одно направление деятельности публичной дипломатии НАТО - ответ на «вызов 2.0 веб-мира». «Публичная дипломатия должна реагировать на вызовы 2.0 веб-мира. Чтобы быть эффективной, публичная дипломатия должна использовать весь инструментарий связи, начиная от дискуссий лицом к лицу через возможности принять участие в новых социальных онлайн сетях. Тем не менее многие правительства и международные организации только начинают понимать, какие возможности открывает использование новых медиа-технологий»15.

Сегодня НАТО активно применяет технологии публичной дипломатии по всем направлениям. Специалисты Альянса осуществляют множество научно-исследовательских и аналитических работ, проводят мониторинг национальных и международных обследований, чтобы лучше представлять картину происходящих в мире процессов. Например, НАТО серьезно рассматривает исследования американского Фонда Маршалла, который изучает общественное восприятие о трансатлантическом сотрудничестве, в том числе измерения восприятия НАТО. Кроме того, НАТО использует некоторые из существующих интернет-сообществ и сайты, такие как www.atlantic-community.org для изучения общественного мнения по вопросам, связанным с организацией.

НАТО применяет интенсивные формы пропагандистской деятельности для того, чтобы представить себя в качестве прозрачного и интерактивного объекта. У Альянса широкие связи с прессой и другими средствами массовых коммуникаций. Организация успешно использует социальные медиа и коммуникационные инструменты. Корпоративный сайт www.nato.int хорошо организован, очень информативен, удобен и постоянно обновляется. Он содержит отдел новостей с пресс-релизами, новостями, выступлениями официальных лиц НАТО и аудиовизуальную библиотеку. Для желающих сайт предлагает бесплатную рассылку информационных бюллетеней на электронную почту. Кроме того, на сайте возможны просмотры вещания НАТО-ТУ.

Большое внимание уделяется социальным медиа и новым цифровым технологиям. Альянс поддерживает свою страницу в социальных сетях Facebook, Twitter, имеет аккаунт, канал на YouTube, Google, Flickr и RSS, где публикует заявления для прессы, новости, фото, видео и другие мультимедийные материалы. НАТО также предлагает цифровое приложение для IPad. Публикуя информацию в интернете, кроме информации на английском и французском языках НАТО предлагает материалы на русском и украинском. Кроме того, высшие должностные лица НАТО, такие как Генеральный се-

14 Zhikica Zach Pagovski. Public diplomacy of Multilateral organizations: the cases of NATO,EU and ASEAN. Fuguero Press. Los Angeles, 2015, P. 12.

15 Stefanie Babst. Public Diplomacy - the Art of engaging and

influencing. P. 7 http://www.atlantic-community.org/app/webroot/files/

articlepdf/Bab st_Public_Diplomacy. pdf.

кретарь НАТО и его помощники, имеют собственные страницы в социальных сетях, чтобы поддерживать более тесную связь с целевой аудиторией.

НАТО реализует большое количество мероприятий для того, чтобы привлечь внешнюю аудиторию. Ежегодно департамент публичной политики НАТО организовывает около 120-140 информационно-пропагандистских мероприятий с участием представителей государств-членов Альянса. Эти мероприятия направлены на долгосрочную перспективу и имеют своей целью формирование нужного общественного мнения через развитие диалога между экспертами в области безопасности, политиками и представителями НПО; для поддержания интереса к трансатлантическим вопросам в самых различных слоях населения, особенно среди молодого поколения16.

НАТО стремится сделать организацию более доступной для рядовых граждан. Штаб-квартира НАТО в Брюсселе принимает тысячи посетителей каждый год, а некоторые из них имеют возможность непосредственно участвовать в заседаниях с официальными лицами НАТО. Мультимедиа библиотека НАТО имеет более 18 000 книг и 155 журналов, открытых для любого посетителя, предлагает информационный бюллетень о новых публикациях.

НАТО регулярно проводит веб-чаты и открытые обсуждения с использованием социальных сетей. Рядовые граждане имеют возможность задавать вопросы и высказывать свое мнение в социальных сетях непосредственно на личных страницах руководителей организации. Так, помощник Генерального секретаря по публичной дипломатии НАТО и Посол Швеции в НАТО 2012 года организовали виртуальную дискуссию в Международный женский день 8 марта, собирая вопросы в сети Twitter.

Альянс заинтересован в привлечении широко -го круга молодежи к участию в обсуждении вопросов деятельности НАТО. Для этой цели НАТО организует и финансирует многие программы стипендий, летние школы, семинары, практикумы, конкурсы сочинений для студентов и молодых специалистов. Примером такой программы является Летняя школа для молодых специалистов Центра европейских и североатлантических дел, организованная в Словакии и Украине.

Кроме того, НАТО организует значительное количество мероприятий и конференций, чтобы привлечь внимание представителей политических элит и экспертов, принимающих решения в обсуждении вопроса о роли Альянса и его деятельности в области публичной дипломатии.

Например, в 2012 году в Брюсселе НАТО организовала семинар на тему «Soft Power - публичная дипломатия НАТО» с участием ведущих специалистов в области новых средств массовой информации, которые обменялись мнениями о преимуществах новых технологий для

16 Stefanie Babst. Reinventing NATO's Public Diplomacy. Research Division - NATO Defense College, Rome. 2008. No. 41. November. P. 3.

общественной дипломатии НАТО. На семинаре были рассмотрены вопросы о месте НАТО в глобальной коммуникационной среде и о способах участия НАТО в расширении своего сотрудничества в этой сфере.

Для того чтобы лучше интегрировать экспертов из различных областей, Альянс запустил интернет-журнал «Вестник НАТО». Этот журнал «смотрит на ключевые вопросы безопасности, имеющие отношение к НАТО, через глаза экспертов», - сказано в официальном комментарии. Целью этого журнала является предоставление платформы, где эксперты имеют возможность общаться между собой и обсуждать вопросы трансатлантической безопасности. Платформа оптимизирована для использования на смартфонах и компьютерных планшетах и доступна через он-лайн подписку.

Серьезное внимание уделяет НАТО работе с НПО, университетами, интеллектуальными центрами и другими организациями гражданского общества. Департамент публичной политики предлагает большое количество грантов и спонсорской помощи для проведения конференций, семинаров и других видов деятельность в области публичной дипломатии по темам, имеющим отношение к повестке дня НАТО.

Кроме того, НАТО опробованы варианты проведения культурных мероприятий под своей эгидой. Специалисты Альянса пробуют реализовывать мероприятия имиджевого характера: выставки НАТО, конкурсы, марафоны и т. д.

Ежегодно комитет по публичной политике НАТО разрабатывает «Стратегию публичной дипломатии» организации. Этот стратегический план устанавливает цели и приоритеты для организации, определяет инструменты и подходы для проведения публичной дипломатии. «Стратегия» также включает в себя механизмы оценки результатов практической деятельности. НАТО оценивает эффективность своей общественной дипломатии посредствам «докладов, обобщающих накопленный опыт; анализа данных, собранных от различных целевых аудиторий; систематического анализа средств массовой информации и прессы; регулярных оценок статистических данных об использовании вебсайта НАТО, электронных публикаций; информации и пресс-служб и других подразделений»17.

Кроме того, в 2013 году Департамент публичной политики НАТО совместно с Объединенным Центром Анализа подготовил документ под названием «Рамки стратегического планирования и оценки публичной дипломатии». Он был разработан для проведения более точной оценки итогов и повышения результативности деятельности в области общественной дипломатии Альянса.

Работа по всем указанным направлениям позволяет НАТО добиваться достаточно эффективных результатов. Ярким примером эффективного использования НАТО публичной дипломатии для достижения своих

17 2014-2016 NATO Public diplomacy strategy. Ресурс: http:// publicintelligence.net/nato-public-diplomacy-2016/ (дата обращения: 25.05.2016).

целей стали события в арабском регионе мира, объединенные конфликтами «арабской весны».

Н.А. Цветкова отмечает, что «с 2002 г. США мобилизовали огромные финансовые ресурсы, создали порядка трехсот пятидесяти новых программ в области образования, культуры и информации для продвижения идей о демократии. Все эти программы были объединены в масштабный проект под названием «Инициатива поддержки партнерства на Ближнем Востоке» (MiddleEastIn ШайуеРаТпегеЫр), который реализуется Отделом по делам Ближнего Востока в Госдепартаменте, Агентством международного развития и другими ведомствами. Госдепартамент обозначал страны, в которые направлялись программы: Алжир, Бахрейн, Египет, Иордания, Кувейт, Ливан, Марокко, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Тунис, ОАЭ, Палестинские Территории, Иран, Ирак и Ливия. Исходя из документов Госдепартамента, демократические преобразования должны были осуществиться при помощи следующих проектов: 1) изменение политического строя через создание партий, подготовку альтернативных политиков, эмансипацию женщин и формирование лояльной и демократически настроенной молодежи; 2) изменение экономического климата путем создания слоя бизнесменов и юристов, получивших «западное образование», а также изменение законодательства стран; 3) реформирование всей системы образования посредством расширения доступа женщин к образованию, ревизии учебных планов и обеспечения школ и университетов американскими учебниками»18.

Н.А. Цветкова обращает внимание на интересный факт, что «если в период «холодной войны» и в 1990-е гг. Госдепартамент направлял свои программы публичной дипломатии для поддержки политических режимов и армии, то, начиная с 2002 г., США стали создавать альтернативные партии, некоммерческие организации и реформировать системы образования»19.

Интересны приводимые указанным специалистом статистические данные: «Если в конце 2000 г. тысячи граждан вовлекались в программы обучения, то уже в 2004-2009 гг. - сотни тысяч. Например, из Египта в 1998 г. Госдепартамент пригласил к участию в программах в области развития демократии около 3 300, в 2007 г. - 47 300, а в 2008 г. - 148 700 (!) граждан. Наиболее приоритетными странами, в которых США осуществляли масштабное обучение молодежи, женщин, членов демократических организаций, лидеров неправительственных организаций, являлись Египет, Иордания, Марокко, Йемен, Саудовская Аравия, Тунис, Алжир, Бахрейн и др. Во всех этих государствах прокатилась волна протестов против правящих режимов»20.

Информационные программы правительства США охватили широкие массы населения в странах

18 Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США и революции в арабском мире // Мир и политика. 2011. N°. 4. С. 45-53.

19 Там же.

20 Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США и революции в

арабском мире // Мир и политика. 2011. №. 4. С. 45-53.

Арабского Востока. Начиная с 2002-2004 гг., правительство США создало порядка десяти новых радиостанций и телеканалов, вещающих на регион Северной Африки и Ближнего Востока.

Все эти проекты так или иначе сыграли свою роль в распространении демократических настроений среди широких слоев населения, особенно молодежи. Многие эксперты в США отмечают, что программа под названием «Инициатива поддержки партнерства на Ближнем Востоке» создала «сеть арабских защитников демократии и активистов, кто приветствует помощь со стороны американской демократии и продвигает позитивный образ демократии США среди местного населения»21.

Кроме осуществления традиционных программ публичной дипломатии, НАТО, прежде всего в лице США, активно задействовало сеть Интернет для мобилизации активной части граждан в странах Северной Африки и Ближнего Востока. Мобилизация граждан арабских государств в социальных сетях нашло свое активное применение в период протестов арабской весны.

Анализируя события арабской весны, профессор университета в Абу Даби Саид Садики приходит к выводу, что «хотя НАТО всегда принимает во внимание общественное мнение в государствах-членах, появление новых информационных и коммуникационных технологий дали НАТО новый импульс, чтобы расширить пространство коммуникации за пределы стран Альянса. Это касается и партнерства НАТО с арабскими странами... Таким образом, учитывая растущее влияние араб-

21 Zhikica Zach Pagovski. Public diplomacy of Multilateral organizations: the cases of NATO, EU and ASEAN. Fuguero Press. Los Angeles, 2015. P. 33.

ского общественного мнения на внешнюю политику стран региона, получение общественной поддержки является одним из основных условий для успешного осуществления инициатив сотрудничества с НАТО»22.

Оценивая эффективность политики публичной дипломатии, Ш. Бапст делает следующие выводы: «общественная поддержка НАТО по-прежнему выше пятидесяти процентов в союзных нациях в целом, а в некоторых странах она достигает даже 70-80 процентов. Это, конечно, неплохо для организации, которая существует в течение 60 лет. Что еще более важно, Альянс по-прежнему имеет узнаваемый бренд: он широко ассоциируется с безопасностью и обороной и признается в качестве трансатлантического поставщика мира. Несмотря на протекающий процесс трансформации организации, по-прежнему существует значительная степень доверия и уверенность в способности организации защитить и сохранить нашу свободу от новых угроз»23.

Говоря в целом о ключевых принципах и направлениях практической работы в сфере публичной дипломатии НАТО, следует констатировать, что политика публичной дипломатии, проводимая Североатлантическим альянсом, является достаточно эффективным инструментом, позволяющим достигать поставленных целей в сфере внешнеполитической деятельности блока.

22 Said Saddiki. Arab Public Opinion and NATO after the International Military Operations in Libya. https://www.researchgate.net/ publication/256649930. P. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 Stefanie Babst. Public Diplomacy - the Art of engaging and influencing. P.9 http://www.atlantic-community.org/app/webroot/files/ articlepdfBabst_Public_Diplomacy.pdf

Библиографический список

1. Бартош А.А. Эволюция общественной дипломатии НАТО // Дипломатическая служба. 2014. N 3. С. 6-11.

2. Лебедева М.М. Международные конфликты в современном мире: их исследование и урегулирование // Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации. Изд. 3-е перераб. и дополн. Под ред. проф. П.А. Цыганкова. М.: Альфа-М, Инфра-М, 2011. 335 С.

3. ЛебедеваМ.М. Публичная дипломатия в урегулировании конфликтов. // Международные процессы. 2015. Том 13. N 4(43). Октябрь-декабрь. С. 45-56.

4. ЦветковаН.А. Публичная дипломатия США и революции в арабском мире // Мир и политика. 2011. N 4. С. 45-53.

5. Jan Mellison. Beyond the new public diplomacy / The Hague, Netherlands Institute of International Relations "Clugendael". Clugendael Papers, 2011.

6. Stefanie Babst. Reinventing NATO's Public Diplomacy. Research Division - NATO Defense College, Rome 2008. No. 41. November.

7. Zhikica Zach Pagovski. Public diplomacy of Multilateral organizations: the cases of NATO, EU and ASEAN. Fuguero Press. Los Angeles, 2015.

8. 2014-2016 NATO Public diplomacy strategy. Ресурс: http://publicintelligence.net/nato-public-diplomacy-2016/ (дата обращения: 25.05.2016).

9. Said Saddiki. Arab Public Opinion and NATO after the International Military Operations in Libya. Ресурс: https://www.research-gate.net/publication/256649930 (дата обращения: 25.05.2016).

10. Stefanie Babst. Public Diplomacy - the Art of engaging and influencing.Ресурс:http://www.atlanticcommunity.org/app/webroot/ files/articlepdf/Babst_Public_Diplomacy.pdf (дата обращения: 25.05.2016).

References

1. Bartosh A.A. Evolution of NATO's Public Diplomacy//Diplomatic Service. 2014. N3. Pp. 6-11.

2. Lebedeva M.M. International Conflicts in Contemporary World: investigation and regulation// International Relations: theory, conflicts, movements, organizations. 3rd edition/Head editor, prof. P.A. Tsygankova. M.: Alfa - M., Infra - M., 2011. 335p.

3. LebedevaM.M. Public Diplomacy in Conflict Resolution. Volume 13. N 4(43). October-December 2015. International trends.

4. TsvetkovaN.A. The USA's Public Diplomacy and Revolutions in the Arabic World// World and Politics. 2011. N 4. Рр. 45-53.

5. Jan Mellison. Beyond the new public diplomacy/ The Hague, Netherlands Institute of International Relations "Clugendael". Clugendael Papers, 2011.

6. Stefanie Babst. Reinventing NATO's Public Diplomacy. Research Division - NATO Defense College, Rome 2008. No. 41. November.

7. Zhikica Zach Pagovski. Public diplomacy of Multilateral organizations: the cases of NATO, EU and ASEAN. Fuguero Press. Los Angeles, 2015.

8. 2014-2016 NATO Public diplomacy strategy. Resource: http://publicintelligence.net/nato-public-diplomacy-2016/ (date: 25.05.2016).

9. Said Saddiki. Arab Public Opinion and NATO after the International Military Operations in Libya. Resource: https://www.researchgate. net/publication/256649930 (date: 25.05.2016).

10. Stefanie Babst. Public Diplomacy - the Art of engaging and influencing. Resource: http://www.atlanticcommunity.org/app/ webroot/files/articlepdf/Babst_Public_Diplomacy.pdf (date: 25.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.