УДК 327.5
E.A. АНТЮХОВА
аспирант, кафедра мировых политических процессов, МГИМО (У) МИД РФ
UDC 327.5 E.A. ANTIUKHOVA
Graduate student, Department of World Political
Processes, MGiMO University
СТРАТЕГИЯ НАТО И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ США КАК ЛИДЕРА СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ Б. ОБАМЫ*
NATO STRATEGY AND FOREIGN POLICY APPROACHES OF THE USA AS NORTH ATLANTIC ALLIANCE LEADER DURING THE OBAMA ADMINISTRATION
В статье исследуется стратегия НАТО при администрации Б. Обамы и внешнеполитические подходы США как лидера Североатчантического альянса. Сравнению подвергнуты политические концепции двух американских администраций: Дж. Буша-младшего и Б. Обамы. Особый акцент делается на внешнеполитическую стратегию НАТО на Ближнем Востоке и роль Вашингтона в диалоге между США и арабским миром.
Ключевые слова: мировая политика, стратегия НАТО, администрация Б. Обамы, ближневосточный регион, публичная дипломатия.
The article deals mih the strategy of NATO during the Obama administration and foreign policy approaches of the USA as North Atlantic alliance leader. The political concepts oftwo American administrations are subjected to comparison: the Bush Jr. administration and the Obama administration. The special focus of the article is on NATO foreign policy strategy in the Middle East and the role of Washington in the dialogue between the USA and the Arab world.
Keywords: world politics, NATO strategy, the Obama administration, Middle East region, public diplomacy.
Анализ публичных заявлений, программных речей президента Барака Обамы и официальных документов позволяет выделить ряд принципов, на которых основан новый подход администрации США к решению внешнеполитических задач. Во-первых, выстраивание отношений между США и другими государствами на основе «равного партнерства» [32] и обеспечение лидерства не путем принуждения, а с помощью убеждения и демонстрации личного примера [12]. Во-вторых, решение международных проблем через сотрудничество, взаимодействие. создание и укрепление союзов, коллективные действия [14]. В-третьих, опора на международные институты и структуры, проведение политики в соответствии с нормами международного права [34]. В-четвертых, активное использование дипломатических методов во внешней политике, применение силы только в случае угрозы национальной безопасности и неэффективности всех других методов [34]. В-пятых, вовлечение в широкий и равноправный диалог как союзников, так и режимы, настроенные недружественно по отношению к США [21].
Характерной чертой нового внешнеполитического подхода, получившего в американском экспертном сообществе неофициальное название «Доктрина Обамы» [6], является отход от жесткой внешнеполитической концепции администрации Джорджа Буша-младшего. Главной целью во внешней политике США провозглашено восстановление американского лидерства в мире [21].
Приход к власти в США Демократической партии во главе с президентом Б. Обамой создавал надежду на нормализацию отношений США и НАТО, а также отход от агрессивной внешней политики в отношении стран-изгоев.
Противодействие глобальным политическим и транснациональным угрозам первого десятилетия XXI в. указывало на то, что агрессивный наступательных дух республиканской администрации США во главе с президентом Дж. Бушем-мл. продемонстрировал свою ограниченность. Не отвергая общие принципы американской внешнеполитической идеологии начала XXI в., демократическая администрация США во главе с президентом Б. Обамой была поставлена перед необходимостью корректирования американской политики в регионе Ближнего Востока.
Анализ мировой политики первого десятилетия XXI в. привел к необходимости выработки позиции НАТО по ключевым проблемам современности и определению системы политического и военного участия альянса в противодействии глобальным угрозам. В 2010 г. в НАТО была принята новая Стратегическая концепция "Активное участие, современная оборона". В соответствии с ней перед НАТО ставились три важнейшие задачи: коллективная оборона, кризисное регулирование и обеспечение безопасности на основе сотрудничества. Коллективная оборона объявлялась
* Статья подготовлена в рамках реализации проекта РГНФ № 15-37-11128.
© Е.А. Антюхова © E.A. Antiukhova
важнейшей обязанностью Североатлантического союза. Она основывалась на "сдерживании, на адекватном сочетании ядерных и обычных боевых средств, что остается ключевым элементом" общей стратегии НАТО. В качестве угроз определяются: распространение ядерного оружия, баллистических ракет и иных видов оружия массового уничтожения, а также средств их доставки, терроризм, кибернетические нападения и важнейшие ограничительные факторы, такие как экология и ресурсы. Анализируя угрозы в сфере безопасности, руководство альянса приходит к выводу о незначительной угрозе нападения на страны НАТО с использованием обычных вооружений, однако ее нельзя игнорировать. Развитие информационных технологий усиливает угрозу кибе-ратак, которые могут достигать уровня, угрожающего национальному и евроатлантическому благополучию. Особое внимание в документе отведено угрозам, связанным с перебоями в поставках энергоносителей и ресурсов. Впервые выделены угрозы, связанные с негативными факторами природного характера и нехваткой ресурсов, в том числе риски для здоровья, изменение климата, нехватка воды и растущие энергетические потребности.
Относительно кризисного регулирования НАТО придерживалось целостного подхода, предусматривающего участие альянса на всех этапах кризиса."'НАТО будет действовать там, где это возможно и необходимо, чтобы предотвращать кризисы, регулировать их, стабилизировать постконфликтные ситуации и поддерживать восстановление". Важнейшей составляющей стратегической концепции НАТО по обеспечению безопасности, основанной на сотрудничестве, выступало партнерство между НАТО и странами, не являющимися членами организации, а также другими международными организациями и структурами [34].
Таким образом, принятие в Лиссабоне в 2010 г. новой Стратегической концепции НАТО во многом сохраняло за собой основные принципы военно-политического союза, корректируя систему глобальных угроз по сравнению с концепцией 1999 г. Сохранялось стремление рассматривать НАТО в качестве глобального полицейского, действия которого должны служить сдерживанию очагов напряженности и предотвращению конфликтов, в том числе с помощью военного и политического вмешательства [1, 2, 3, 4, 5].
Обращение новой американской администрации к ближневосточному региону определилось в речи американского президента Б. Обама в Каире в 2009г. В ходе ее он признал некоторые из прошлых ошибок Вашингтона в области внешней политики по отношению к региону, когда "мусульманские государства часто рассматривали без учета к их собственным стремлениям". Б. Обама подчеркнул необходимость отхода от негативного восприятия ислама в западном мире и отождествлении его с терроризмом. Он отмечал, что "жестокие экстремисты использовали напряженные отношения среди малочисленного, но мощного меньшинства мусульман. Нападения 11 сентября 2001 г. и длительные усилия
этих экстремистов участвовать в насилии над гражданскими лицами принудили некоторых в моей стране рассматривать ислам как неизбежно враждебный не только в отношении к Америке и странам Запада, но также и к правам человека. Это породило больше страха и недоверия" [28]. Тем самым, американский президент произвел разделение между большинством мусульманского мира и немногими экстремистами, дескридитирующи-ми ислам.
Также 26 мая 2010 г. была опубликована Стратегия национальной безопасности президента США Б. Обамы. Сравнение политической концепции двух американских администраций XXI в. позволит сделать вывод о том, что предвыборные обещания Б. Обамы о ревизии американской политики периода Буша-мл. нашли отражение в важнейшем стратегическом документе. Конечно, в нем присутствуют как точки разрыва, так и элементы преемственности. Объединяющим элементом выступают идеологические принципы американской политики, отраженные в "доктрине Буша", и стремление следовать продвижению либерально-демократических принципов мироустройства. Однако бросается в глаза стремление администрации Б. Обамы следовать более осторожной политике с отходом от радикальных заявлений и позиций. В национальной стратегии США 2010 г. отсутствуют положения о возможности проведения превентивных акций против возможных источников угроз. Отсутствует подчеркивание исламского экстремизма в качестве источника угроз. Отмечается необходимость коалиционных действий по поддержанию мира и безопасности. Фактически, администрация Б. Обамы отошла от одностороннего участия в политических действиях, так как ни одна нация не может в одиночку взять на себя бремя урегулирования вооруженных конфликтов, происходящих в мире. Стратегия национальной безопасности отмечает необходимость использования международных организаций для решения наиболее сложных мировых проблем. При этом американская администрация указывала на необходимость нормализации отношений внутри НАТО и рассматривала эту политическую структуру в качестве приоритетной. При перечислении наиболее важных международных организаций сотрудничества НАТО стоит на первом месте, а ООН - на втором [10].
Что касается территориальных приоритетов, то администрация Б. Обамы обозначила только регион Большого Среднего Востока [25]. который по-прежнему играет ведущую роль в американской политике. Таким образом, американская стратегия Б. Обамы была ориентирована на использование международных организаций и иных структур для решения международных проблем и стремление активизировать коллективное участие. Можно заключить, что Стратегия национальной безопасности 2010 г. носила компромиссный характер, выразившийся в стремлении администрации США преодолеть негативные последствия курса Дж. Буша-мл. и придать идее американского лидерства более привлекательный вид. С помощью этого Б. Обама
стремился вернуть США доминирующее положение в мировой политике. Однако говорить о том, что новая стратегическая концепция стала фундаментальным поворотом американской политики не приходится [16].
Изменение восприятия исламского мира американской администрацией и нормализация сотрудничества между Соединенными Штатами и НАТО закладывало основу для дальнейшего эффективного сотрудничества. Стремление американской администрации к использованию мирных средств демократизации авторитарных династических режимов лишь корректировало направленность американской стратегии, но не меняло ее основного вектора в ближневосточном регионе. Политические изменения 2011 г. придали американской и натовской политике в регионе совершенно новое звучание.
Внешнеполитическая стратегия администрации Б. Обамы на Ближнем Востоке подразумевает существенное сокращение стратегических обязательств США в ближневосточном регионе, которое может быть достигнуто путём более широко применения дипломатических методов и развития диалога между Вашингтоном и арабским миром. В сочетании намерения новой администрации США активно задействовать новейшие достижения в сфере информационных технологий данная задача активно реализуется Госдепартаментом США при помощи Публичной дипломатии 2.0.
Можно выделить следующие направления Публичной дипломатии 2.0 в отношении стран Ближнего Востока. Во-первых, разъяснение внешнеполитических целей арабскому населению США. Во-вторых, мониторинг арабского информационного пространства с целью выявления общественных настроений. а также опровержение дезинформации, распространяемой о США в Интернете противниками. В-третьих, противодействие распространению идеологии Аль Каиды. дискредитация её методов и призывов в глазах общества и формирование среды, враждебной экстремизму. В-четвертых, оказание поддержки общественным организациям, действующим в ближневосточных странах, в частности молодёжным протестным движениям и группам так называемых сетевых диссидентов (cyberdissidents). В-пятых, оказание информационного влияния на авторитарные режимы с целью их политической либерализации.
Разъяснение внешнеполитических действий США и мониторинг ближневосточного медиапространства осуществляется Госдепом в рамках нескольких проектов. С 2006 года в составе Бюро по международным информационным программам Госдепартамента США действует специальная Команда по цифровым внешним контактам (Digital OutreachTeam) [17], состоящая из 10 специалистов. ведущих мониторинг дискуссий в арабских социальных сетях. Деятельность группы направлена на реализацию следующих задач. Во-первых, установление контактов с гражданами ближневосточных стран при помощи публикации сообщений о внешней политике США на интернет-форумах для пользователей, го-
ворящих на арабском, персидском и урду. Во-вторых, сбор информации из арабских социальных ресурсов, в которых настроения антиамериканизма развиты в наибольшей степени. В-третьих, участие в дискуссиях, разъяснение пользователям поведения США на международной арене. В-четвертых, ликвидация дезинформации, поступающей в социальные сети со стороны основных противников Вашингтона. Подобные отделы, занимающиеся мониторингом и анализом информации в международных и арабских социальных сетях, чатах и блогах, а также распространением в сети Интернет положительной информации о США, созданы в Министерстве обороны, ЦРУ и Агентстве международного развития [33]. Важно отметить, что члены группы по цифровым внешним контактам, принимая участие в интернет-дискуссиях, идентифицируют себя как представителей Госдепартамента СШ А. а также используют официальную символику.
В августе 2011 года специалистами Стенфордского университета было проведено исследование с целью оценить эффективность деятельности Команды по цифровым внешним контактам по противодействию антиамериканской дезинформации в Интернет и влиянию на арабскую интернет-аудиторию [8]. Было проанализировано 459 веб-постов в дискуссиях на тему отношения к внешней политике США на различных сайтах арабской блогсферы [18]. в которых принимали участие члены цифровой группы. Результаты показали, что только в 5 процентах постов пользователи выразили положительное отношение к внешнеполитическому курсу США, в то время как 68 процентов высказались резко негативно о политике Вашингтона. В 27 процентах постов не выражено чёткой или сформировавшейся позиции, в постах данной категории пользователи чаще всего использовали такую фразу, как «рано давать оценку, необходимо подождать и тогда станет ясно». Негативное отношение интернет-пользователи выражали, чаще всего, называя Барака Обаму «лжецом» или «новым Джорджем Бушем». Более того, большинство пользователей выражали негативное отношение к самим Членам Группы, называя их предателями и шпионами Госдепартамента. Важно отметить, что наиболее часто в постах всех категорий встречается фраза «значение имеют реальные действия, а не слова».
Среди преимуществ функционирования Группы по цифровым внешним контактам стоит отметить, во-первых, возможность гибкого подхода и быстрого реагирования на изменения в арабской блогсфере. Члены Группы следят за тем, какой сайт пользуется наибольшей популярностью среди арабских интернет-пользователей и какие темы наиболее актуальны, исходя из этого, решают, на каких сайтах стоит сосредоточить усилия и какого рода информацию стоит публиковать на том или ином сайте для получения наибольшей отдачи. Во-вторых, некоторые члены Группы являются выходцами из арабских стран, свободно владеют арабским языком и обладают знаниями об особенностях ближневосточного региона, что позволяет им свобод-
но общаться с арабскими блотерами. хотя, зачастую, в их адрес звучат обвинения в предательстве, шпионаже и работе на американское правительство. В-третьих, члены Группы работают над созданием имиджа США как государства, которое старается напрямую установить контакт с населением, что. однако, зачастую служит поводом для скептицизма со стороны арабских интернет-пользователей и обвинений в шпионаже, а также попытках манипулировать арабским населением со стороны правительства Соединенных Штатов. В-четвертых, члены Группы активно участвуют в дискуссиях с целью изменить восприятие США в арабском мире, имеют возможность вступить в прямую полемику с представителями радикальных взглядов и сторонниками террористической идеологии. Таким образом, члены команды не просто предлагают своё видение американской внешней политики, но и в ходе дискуссии обвиняют радикальных исламистов в том, что они создают негативный имидж всего мусульманского мира и что их деятельность оскорбляет законы Ислама. В-пятых, работа Группы не просто информирует арабскую аудиторию о внешней политики Вашингтона, например, выкладывая видео с выступлением Барака Обамы в Каире, но и параллельно ведет обсуждение этой информации, заставляя арабских пользователей действительно вдумываться и анализировать в ходе дискуссии полученную информацию.
Однако есть и ряд недостатков в работе Команды по цифровым внешним контактам. Во-первых, в связи с малочисленностью Команды (10 человек), её члены просто физически не успевают отвечать на все сообщения, которые присылают арабские блогеры. Кроме того, фактор разницы во времени между СШ А и арабскими странами, а также сложность процедуры по согласованию комментариев между всеми членами цифровой группы приводят к тому, что иногда арабские пользователи получают ответы на комментарии только три дня спустя, что, по меркам веб-пространства является долгим сроком. Во-вторых, в связи с тем, что Группа является представителем Госдепартамента США, то её члены не могут выходить за рамки официальной риторики, это серьёзно осложняет работу, так как риторика арабских интернет-пользователей чаще всего крайне экспрессивна и эмоционально окрашена и потому может быть более убедительна, нежели официальные комментарии Команды. С другой стороны, отсутствие эмоционального компонента в комментариях Группы имеет и положительный эффект, так как пользователи могут оценить их объективный и беспристрастный характер и логичность изложения. В-третьих, попытки изменить отношение арабской публики к США зачастую бывают подорваны реальным внешнеполитическим курсом Вашингтона. Например, в ходе одной из дискуссий члены Группы выразили уверенность в том, что назначение Джорджа Митчелла на пост специального представителя США на Ближнем Востоке приведет к разрешению палестино-израильского конфликта в самое ближайшее время. Утверждение было сделано со ссылкой на
заявление самого Митчелла о том, что «достижение видимого прогресса в палестино-израильском мирном урегулировании - это вопрос нескольких недель». Однако отсутствие результатов в этом направлении ещё более усилило скептические настроения среди арабских интернет-пользователей. В-четвертых, сложно сказать, влияет ли деятельность Группы на процесс выработки политического курса, так как, несмотря на то. что непосредственной функцией Группы по внешним цифровым связям является обсуждение политических вопросов в арабской блогефере, в рамках Госдепартамента члены группы не поддерживают непосредственный контакт с политическими кругами. С 2009 года Группа публикует еженедельный отчёт под названием «Что обсуждают в киберпространстве», где в сжатом виде изложены основные темы, обсуждаемые в сети Интернет и комментарии, которые публикуют члены Группы. Отчёт рассылается по всем отделам Госдепартамента, однако учитываются ли его результаты при выработке внешнеполитического курса США, наверняка сказать нельзя.
Исследователь Стэнфордского университета Евгений Морозов раскритиковал деятельность Команды по цифровым внешним контактам, заявив, что «нельзя одержать победу в войне идей, отвечая на провокационные и эмоциональные вопросы арабских интернет-пользователей официальными клишированными комментариями Госдепартамента». С этим мнением солидарен известный британский политолог, журналист-международник и публицист Марк Леонард, который пишет, что Интернет, а, в частности социальные сети, является особой сферой с определенной структурой, но строящейся не по иерархическому принцип}', а на основе равного положения всех интернет-пользователей. Таким образом, общение в социальных сетях носит неформальный характер и может, при желании пользователей. быть анонимным, что располагает участников интернет-дискуссий смело высказывать свою точку зрения и откровенно обмениваться мнением. Присутствие государства в Интернете в форме создания официальных страниц федеральных ведомств и личных страниц представителей правительства в социальных сетях, в целом, положительно воспринимается интернет-пользователями и вызывает большой интерес. Однако попытки государства напрямую участвовать в дискуссиях на интернет-форумах, вторгаясь таким образом в пространство личного и неформального взаимодействия интернет-общественности, вызывает, скорее, негативную реакцию пользователей, так как, во-первых, воспринимается как попытка государства контролировать данную сферу, во-вторых, разрушает атмосферу неформального общения в социальных сетях, в-третьих, вынуждает пользователей гораздо аккуратнее выражать своё мнение.
Таким образом, ряд экспертов считает, что для эффективного обеспечения присутствия в социальных сетях и оказания влияния на интернет-аудиторию, государству не следует напрямую вступать в интернет-дискуссии. а стоит действовать опосредованно, через
неправительственные организации и структуры, которые либо не связаны напрямую с государственными структурами, либо о существовании такой связи общественность не знает.
В 2007 году в Гарвардском университете был создан исследовательский центр, занимающийся изучением политической ориентации пользователей социальных сетей и блогов в зарубежных странах. Его деятельность финансируется Госдепартаментом США. Учёные исследовательского центра осуществили три проекта по изучению расстановки политических сил и содержанию дискуссий в социальных сетях арабского мира в целом [24], Ирана [23] и России [29]. Результаты данных проектов позволяют правительству США получать информацию о политической расстановке сил в блогсфере.
Правительство и Госдепартамент США задействуют новые информационные площадки для оказания поддержки общественным организациям, действующим в ближневосточных странах, в частности молодёжным протестным движениям и группам так называемых сетевых диссидентов (cyberdissidents).
В 2008 году создается масштабный некоммерческий проект Союз молодёжных движений (Alliancefor Youth Movements) при участии Государственного департамента США в сотрудничестве с Facebook, Howcast, MTV, Google, YouTube и рядом других крупнейших интернет-корпораций. Учредителями проекта являются Джаред Коэн, топ-менеджер Google, член Совета по международным делам и бывший советник Кондолизы Райе, а впоследствии Хиллари Клинтон, а также Джейсон Либман, создатель компании Howcast. Цель движения - использовать активность молодёжи в сети (получившего названия цифровой активизм - digital activism) для изменения политической ситуации в разных странах. Участники союза проводят ежегодные конференции и тренинги, на которых присутствуют влиятельные представители правительств, крупных корпораций и СМИ. В 2011 году организация создаёт интернет-портал (Movements.org), который является платформой, где активисты ведут дискуссии, делятся информацией и опытом, выступают с различными общественными инициативами и выражают критику. Данный феномен получил название «цифровой активизм» (digitalactivism). Гражданин любой страны имеет возможность присоединиться к данной организации посредством сайта, а также найти в своем регионе или городе её представителей. Кроме этого, любой пользователь может созвать конференцию, организовать встречу протестующей молодёжи на местном уровне, стать представителем Союза молодёжных движений, рассказать на сайте, как цифровые технологии способствуют социальным и политическим переменам в конкретной стране, а также зарекомендовать себя в качестве участника в ежегодных саммитах лидеров протестных движений, организуемых Госдепартаментом. Необходимо отметить тот факт, что Госдепартамент не идентифицировал своё спонсорство на сайте. Связано это с тем, что основное условие эффективного существования подобных неправитель-
ственных организаций - это опосредованная связь с основным источником финансирования.
США оказывают финансовую поддержку диссидентским организациям, созданным в социальных сетях и действующим в странах Ближнего Востока. Например, на сайтах организаций ArabBloggers [35] и Cyberdissidents [36] содержится информация о финансировании со стороны американских благотворительных фондов Макартура и Форда.
Весной 2010 г. правительство США совместно с Национальным демократическим институтом пригласили активистов из Алжира, Туниса, Ливии и Марокко для обучения активному использованию электронной почты, сайтов, блогов и микро-блогов, мобильных телефонов и социальных сетей для распространения информации, петиций и призывов среди населения своих стран. Активистам был представлен сайт Aswat [9] как веб-платформа, объединяющая демократически настроенных молодых людей в странах Северной Африки и Ближнего Востока.
В апреле 2010 года в Институте Джорджа Буша в Техасе правительство США организовало проведение первой конференции сетевых диссидентов [15], в которой приняли участие блогеры, выступающие против политики своих правительств в области прав человека, свободы прессы и Интернета. На конференции были представлены Сирия, Венесуэла, Куба, Иран, Россия, Китай и Колумбия. С американской стороны на конференции присутствовали представители отдела по публичной дипломатии Госдепартамента, руководители фонда «Фридом Хаус» и специалисты гарвардского исследовательского центра по изучению зарубежных социальных сетей. Главной темой для обсуждения стали новые возможности, которые предоставляют интернет-технологии для развития диссидентского движения. Среди них - расширение целевой аудитории, упрощение организации протестов, возможность рассказать миру о жестокостях правящих режимов. Обсуждались также и угрозы, сопряженные с использованием новых коммуникационных технологий членами диссидентских движений, а именно противодействие и преследование со стороны авторитарных властей, которые также применяют новые технологии для борьбы с диссидентами, введение цензуры и ограничений на пользование Интернетом. Правительство США и представители корпораций Фэйсбук, Твиттер и Гугл заявили о готовности способствовать развитию сетевых диссидентских движений и оказывать поддержку в их борьбе с авторитарными режимами. На конференции были лидеры сетевого диссидентского движения в разных странах, на которых правительство США делает основную ставку в политике по борьбе с авторитарными режимами.
Осенью 2010 г. и в январе 2011 гг. Госдепартамент приступает к реализации сетевых проектов Гражданское общество 2.0 (CivilSociety 2.0) и TcclvV/ Statc с целью создания групп диссидентов в государствах с недемократическими режимами при помощи сети Интернет. Проекты предполагают сотрудничество специалистов
в области компьютерной техники, информационных технологий и интернет-технологий с неправительственными организациями и активистами из разных стран. Задачей проектов является объединение общественных организаций, распространяющих демократические ценности, идеи о правах человека и ведущих оппозиционную борьб}7 с авторитарными режимами в социальных сетях. Специалисты в области информационных технологий обучают членов диссидентских организаций из разных стран основам коммуникации и распространения информации в сети [13]. В рамках проектов оказывается поддержка оппозиционным группам в Иране, а также оказывается финансовая поддержка организации «Грин мувмент». Кроме того, через социальные сети и американское спутниковое телевидение и радио на языке фарси распространяется информация о диктаторах Чаушеску, Милошевиче и Пиночете, а также о том, как в годы «холодной войны» неправительственные организации вели борьбу за права человека и внесли вклад в инициирование демократических преобразований и революций [30].
В декабре 2010 г. и в феврале 2011 гг. в США в рамках проектов были проведены обучающие семинары. в которых приняли участие члены арабских неправительственных организаций. В рамках семинаров Госдепартамент также провёл подготовь политически активных женщин из Алжира, Египта, Иордании, Ливана и Марокко в области использования информационных технологий в политической борьбе.
Другим аспектом оказания поддержки диссидентским он-лайн движениям является предоставление специального программного обеспечения, которое позволяет арабским блогерам выходить в Интернет, если правительство блокирует доступ, как, например, в Иране и Сирии. Программы позволяют также скрывать интернет-трафик и отправлять зашифрованные сообщения в социальные сети. Во время народных волнений в Ливии и Тунисе благодаря программному обеспечению блогеры могли публиковать информацию о происходящем в стране, а также выкладывать фото и видео-ролики, несмотря на то, что правительство блокировало доступ на сайты YouTube и Facebook. Наиболее популярными среди подобных программ на сегодняшний день являются FreeGate и TOR. Разработкой технологий, преодолевающих запреты в веб-пространстве, занимается Всемирная ассоциация по обеспечению свободы в Интернете (Global Internet Freedom Consortium) [20]. В мае 2010 года Государственный департамент США выделил организации грант в размере 1,5 миллионов долларов [22]. Неоднократно иранскому правительству удавалось «взломать» программы и получить доступ к личным данным диссидентов, что наносило удар по оппозиционному движению. Но ряд программ эффективен для преодоления цензуры в Интернете, вводимой авторитарными правительствами. На сайте разработчиков указано, что около 400 тысяч иранских интернет-пользователей используют данные программы.
В январе 2011 года Госдепартамент инициировал
пакет грантов для американских университетов и зарубежных неправительственных организаций во всех странах Ближнего Востока в области создания и распространения компьютерных программ для оппозиционеров. Подобное программное обеспечение будет способно преодолеть интернет-цензуру и обеспечить безопасность для пользователей мобильных телефонов. Американские университеты должны создать компьютерные программы, проводить тренинги в этой области для зарубежных неправительственных организаций. Все проекты будут реализованы в виртуальном пространстве, связывая получателей в рамках различных интернет-портало в.
Новая администрация проводила интенсивную работу по изучению возможностей влияния новых информационных площадок на авторитарные режимы с целью их политической либерализации.
С 2002 года Отдел по делам Ближнего Востока в Госдепартаменте США, Агентство международного развития и ряд других федеральных ведомств реализуют проект под названием «Инициатива поддержки партнерства на Ближнем Востоке» [7], который включает в себя информационные, образовательные и культу рные программы [7]. Целью данного проекта является распространение идей демократии в ряде ближневосточных государств: Египте, Тунисе, Алжире, Бахрейне, Иордании, Кувейте. Ливане, Марокко, Катаре, Омане, Саудовской Аравии, Иране, Ираке, Ливии, ОАЭ и Палестинских территориях. На реализацию программ под официальным лозунгом «Поддержка изменений изнутри»(8иррогйвд СЬаи^сГгот \Vithin) были направлены огромные финансовые ресурсы. Согласно документам Госдепартамента [7], осуществление демократических преобразований в вышеперечисленных странах реализуется при помощи следующих методов. Во-первых, создание политических партий, подготовка политической элиты, эмансипация женщин и формирование лояльно и продемократически настроенной молодежи для реализации изменений в политической сфере. Во-вторых, формирование слоя бизнесменов и юристов, получивших «западное образование», для проведения изменений в экономической и законодательной сферах государств. В-третьих, реформирование системы образования через обеспечение учебных заведений западными учебниками и влияние на составление учебных планов, расширение доступа женщин к образованию. В отличие от подобных программ периода «холодной войны» и 1990-х годов, направленных на правящие элиты, главной целью и аудиторией проекта является молодёжь, в том числе молодые люди «неэлитного происхождения» (шк1ег5егуес1уоЩ11), которые не имеют возможности получить образование, а также женщины.
Программы по обучению включают обучение основам демократии и гражданского общества, политическим технологиям, основам протестного движения и английскому языку. Через данные программы осуществлялась работа с представителями оппозиции, оказывалась поддержка неправительственным организациям.
Правительство США проводило активную работу по вовлечению молодёжи в политическую деятельность.
Другой важной составляющей публичной дипломатии США является эмансипация женщин, которая подразумевает получение политических и экономических прав женщиной, то есть право на участие в политической борьбе и голосовании и право на создание собственного бизнеса. В 2009-2010 гг. для женщин Египта, которые изъявили желание участвовать в активной политической борьбе, создается американский интернет-проект под названием Институт интернет-активистов (The Online Activism Institute). Интернет-проект обеспечил дистанционное обучение около 50 человек от 18 до 50 лет. В 2009 г в Марокко было обучено около 4 000 женщин, которые участвовали в местных выборах. Это обучение способствовало тому, что женщины сумели преодолеть двенадцатипроцентный барьер для получения мест в муниципальных органах власти.
Другим важным элементом осуществления демократических перемен стала подготовка молодых журналистов, которых обучали этике освещения политических кампаний, английскому языку, а также выдавали гранты на открытие новых независимых изданий. Такие издания были созданы в Палестине. Афганистане, Ливане, Марокко и Иордании. В 2011 году в Египте запущен проект по созданию медиапространства свободного от пропаганды экстремизма и религиозной нетерпимости. В рамках проекта осуществляется подготовка журналистов. которых обучают беспристрастному и объективному освещению новостей в СМИ [19].
К 2010 г. правительство США получило достаточно весомые результаты реализации программ инициативы ближневосточного партнерства: во-первых, произошло значительное увеличение числа арабского населения, прошедшего политическое обучение как в США, так и у себя на родине. Если в 2000 году в образовательные обменные программы вовлекались тысячи граждан арабских стран, то в 2004-2009 гг. их число равнялось сотням тысяч. Только из Египта в 2008 году Госдепартамент США пригласил на обучение по программам в области развития демократии 148 700 человек. Во-вторых, США осуществили несколько проектов, внесших свой вклад в мобилизацию населения вокруг принципов политической культуры США: создание групп молодежи, ориентированной на «демократические» ценности, вовлечение женщин в активную политическую деятельность, развитие рабочего движения. В Египте США подготовили 5 тыс. молодых наблюдателей для выборов. провели масштабное обучение журналистов и создали несколько новых газет. Египет стал основной платформой реализации программ правительства США, направленных на создание неправительственных и оппозиционных организаций. В-третьих, активно реали-зовывались различные информационные программы. В 2011 год}' в рамках ближневосточной инициативы была инициирована реализация регионального проекта по обучению общественных организаций использованию новых электронных медиаинструментов и техноло-
гий [26]. Программа рассчитана на обучение от 150 до 250 общественных организаций из Иордании. Ливана, Марокко, Туниса и Йемена. Целью проекта является повышение навыков гражданского общества в использовании новых медиаинструментов для усиления их взаимодействия между собой и государственными структурами с целью осуществления социальных и политических реформ.
Госдепартамент США, используя в качестве инструмента новые медиаплощадки, проводит активную работу по оказанию воздействия на общественное мнение в странах Ближнего Востока, формированию благоприятного имиджа США в регионе, а также установлению диалога с представителями арабской общественности. Новые информационные площадки действительно являются эффективным вспомогательным инструментом реализации американских задач на Ближнем Востоке, но крайне важно учитывать и отрицательную сторону развития технологий 2.0 и мобильной коммуникации. Во-первых. новые медиаплощадки усиливают позиции не только Соединенных Штатов, но и всех политических сил, в том числе антидемократических и антиамериканских, которые также могут выиграть от использования новых медиаплощадок. Например, исследования египетской и палестинской блогосфер показали, что организации «Братья Мусульмане» и ХАМАС активно используют социальные сети и блоги для распространения своей идеологии. Аль Каида и другие террористические группировки также используют Интернет для привлечения молодёжи к экстремистской деятельности [11]. Во-вторых, как и США, государства с авторитарными режимами активно разрабатывают стратегии политики в киберпространстве для воздействия на общественное мнение, распространение идеологии и осуществления контроля над деятельностью интернет-пользователей. В-третьих, нельзя с полной уверенностью утверждать, что использование новых медиаплощадок гражданским обществом несет в себе абсолютное благо, так как вовсе не обязательно, что интернет-пользователи намерены применить их с целью осуществления благоприятных перемен в обществе, а больше заинтересованы в использовании социальных сетей для развлечения или общения. Если представления отдельных лиц о том, что благоприятно для общества не соответствуют действительности, то использование социальных сетей для осуществления ими своих намерений может принести скорее вред обществу, чем пользу.
Таким образом, важно не просто применять новые коммуникационные технологии для достижения определенных внешнеполитических целей, но необходимо использовать их в рамках определенной стратегии, которую необходимо разрабатывать с учётом социально-экономических, политических и культурных особенностей того региона, на который будет направлено информационное воздействие. Воздействие на зарубежную аудиторию с помощью новых медиа-площадок вне стратегии, учитывающей существующие риски и ограничения, может привести к непредсказуемым по-
следствиям, ставящим под угрозу стабильность и безопасность в регионе, а также интересы США. Ярким примером могут послужить народные волнения на арабском востоке, получившие название «Арабская весна».
Принятая после 11 сентября "доктрина Буша" сочетала в себе необходимость распространения демократии и проведение тактики превентивных действий против террористических угроз. Односторонность действий США в начале XXI в. объяснялась не только сложностью использования структур НАТО при проведении операции в Афганистане, но и стремлением продемонстрировать американскому населению спо-
собность государства противостоять угрозам. Принятие в Лиссабоне в 2010 г. новой концепции НАТО не привело к существенному изменению политики альянса. Провозглашенная в 2010 г. "доктрина Обамы" учитывала негативный опыт политики администрации Дж. Буша-мл. и была ориентирована на использование международных организаций при решении политических проблем, в том числе арсенала НАТО. Натовская стратегия США гармонично вписывалась в концепцию "Большого Ближнего Востока", предполагающую активизацию демократических процессов в странах региона.
Библиографический список (References)
1. Balakhontsev К, Tviirin V. Coalition military strategy of NATO//Foreign military review № 4,2012. Pp. 3-7.
2. BartoszA. Genesis of NATO: from the monolithic unit to the situational coalitions / the Independent military review № 43 (784), 2013. Pp. 4-5.
3. Olevsh' I" Activities of NATO for support of the European safety//Foreign military review № 5,2010. Pp. 3-10.
4. Olevsh' К Development of conceptual bases of safety of NATO//Foreign military review № 11,2011. Pp. 3-12.
5. SimonovA. New strategic concept of NATO//Foreign military review № 1,2011. Pp. 3-8.
6. "Defining the Obama Doctrine, its Pitfalls, and How to Avoid Them" Kim R. Holmes, James Jay Carafano http://www.heritage.org/ researclVreports/2010/08/defimng-tlie-obaina-doctriiie-its-pitfalls-aiid-how-to-avoid-tliem(Accessed 20 September 2015).
7. "The Middle East Partnership Initiative: Building Hope for the Years Ahead,"U.S. Department of State, December 12,2002. http:// previewer.org/[Accessed 20 September 2015].
8. A Study of the U.S. State Department's Digital Outreach Team. Aug 29,2011. http://www.state.gOv/documents/organization/l 16709. pdf (Accessed 20 September 2015).
9. ASWAT http://www.aswatalislam.net/(Accessed 20 September 2015).
10. Bouchet N. Barack Obama's Democracy Promotion at the Midterm//The International Journal of Human Rights 15, №4(2011). Pp. 579-580.
11. Briefing. Twitter against Tyrants: New Media in Authoritarian Regimes https://www.ndi.org/files/Spence_Testimony_Helsinki_ Commission_10.22.09.pdf(Accessed 20 September 2015).
12. Campaign Document. Strengthening Our Common Security By Investing in Our Common Humanity http://www.heritage.org/ researclVreports/2010/08/defiiiing-tlie-obaina-doctrme-its-pitfalls-aiid-how-to-avoid-tliem(Accessed 20 September 2015).
13. Civil Society 2.0. http://www.state.goc/statecraft/cs20/(Accessed20 September 2015).
14. Common Security for Common Humanity, Barack Obama http://www.telegraph.со.uk/news/worldnews/barackobama/11906029/ Oregon-shooting-Barack-Obama-in-iinpassioned-call-for-common-sense-gun-laws.html(Accessed 20 September 2015).
15. ConferenceonCyberDissidents: Global Success andChallenges.G. W.Bushlnstitute. Texas,2010. http://www.georgewbushcenter. com/articles/successes-and-challenges(Accessed 20 September 2015).
16. De Young K, Jaffe G. U.S. «secret war» expands globally as Special Operations forces take larger role// Washington Post Staff Writer. Friday, 2010,4 June.
17. Digital Outreach Team http://www.state.gov/docimients/organization/116709.pdf (Accessed 20 September 2015).
18. Egypt Sons, Al-Saha, Aljazeera, Maktoob, RT, Moheet, Yabdoo, PALDF, and National Kuwait
19. Egyptian Journalists Learning Best practices for Promoting Tolerance http://www.niedregion.niepi.state.gov/egyptian-journalists-leaming2.html(Accessed 20 September 2015).
20. Global Internet Freedom Consortium http://www.intemetfreedom.org/(Accessed 20 September 2015).
21. Inaugural Address by President Barack Hussein Obama [http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/texttra ns/2013/01/20130123141348.1itml#axzz2J89ZQyeh] (Accessed 20 September 2015).
22. John Pomfret «U.S. risks China's ire with decision to fund software maker tied to Falun Gong» Washington Post, May 12, 2010/ https://www.washingtonpost.coni/wp-dyn/content/article/2010/05/11 /AR2010051105154.html(Accessed 20 September 2015).
23. Mapping Iran's Online Public: Politics and Culture in the Persian Blogosphere. Berkman Center for Internet and Society. Harvard Law School,2008. https://cyber.law.harvard.edi^ublications/2008/Mappiiig_Iraiis_Oiiliiie_Public(Accessed 20 September 2015).
24. Mapping the Arabic Blogosphere: Politics, Culture and Dissent. Berkman Center for Internet and Society. Harvard Law School, 2009. https://cyber.law.harvard.edu/publications/2009/Mapping_11ie_Arabic_Blogosphere
25. May C. Sins of Omission in Obama's National Security Strategy // Scripps Howard News Service, 2010, 3 June.
26. MEPI and HE train civil society groups in new media skills http://www.niedregion.niepi.state.gov/niepi-and-iie-train. html(Accessed 20 September 2015).
27. Middle East Initiative Partnership http://mepi.state.gov (Accessed 20 September 2015).
28. Obama's Speech in Cairo http://www.nytinies.coni/2009/06/04/us/politics/04obania.text.htnil?pagewanted=all> (Accessed 12 June 2014).
29. Public Discourse in the Russian Blogosphere: Mapping RuNet Politics and Mobilization. Berkman Center for Internet and Society. Harvard Law School, 2010. https://cyber.law.harvard.edu/publications/2010/Public_Discourse_Russian_Blogosphere (Accessed 20 September 2015).
30. Strategic Public Diplomacy. Testimony by James K. Glassman. Before the Senate Committee on Foreign Relations at the Hearings on the Future of U.S. Public Diplomacy. 10. 03. 2010/ http://\wi.con"i/imited_states_senate_coniinittee_on_foreign_relations (Accessed 20 September 2015).
31. The Middle East Partnership Initiative: An Overview http://fas.org/sgp/crs/mideast/RS21457.pdf (Accessed 20 September 2015).
32. Trinidad and Tobago Speech, 2009 [http://www.trinidadandtobagonews.com/blog/?cat=213] (Accessed 20 September 2015).
33. U.S. Public Diplomacy Actions Needed to Improve Strategic Use and Coordination of Research. GAO Report. 2007. 56 p.
34. US National Security Strategy, 2010 https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf (Accessed 20 September 2015).
35. www.arabloggers.com(Accessed 20 September 2015).
36. www.cyberdissidents.org(Accessed20 September 2015).