Kuldysheva Elza Imran kyzy DIGITAL INFORMATION POLICY ..
political sciences
УДК 327.8
DOI: 10.26140/anie-2019-0801-0003
ЦИФРОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА США И РОССИИ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЗАРУБЕЖНЫМ ОБЩЕСТВОМ
© 2019
Кулдышева Эльза Имран кызы, аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет (199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9, e-mail: [email protected])
Аннотация. В XXI веке технологии прочно закрепились в современной жизни общества. Человеческое общение переходит в социальные сети, новости уходят в социальные сети, пресса уходит в сеть Интернет. Создание необходимых информационных условий со стороны правительства одного государства, способно оказать влияние на общество другого зарубежного государства, и этим активно пользуются правительства разных стран мира. Современное общество способно поглощать информацию любого рода, делая для себя определенные выводы, что может приводить к улучшению общественного настроения в отношении того или иного политического события. С помощью инструментов цифровой дипломатии, государства способны повышать интерес к себе, создавать свой собственный образ в средствах массовой информации. Информационная политика, как США, так и России, представляет собой сложные концепции развития существующих программ, в рамках которых может осуществляться информационная политика, и, вместе с этим, появляется сложность адаптации конкретного информационного контента к интересам общества. СМИ постоянно меняют формат своего вещания с учетом потребностей общества, а так же с целью привлечения новой аудитории для распространения необходимого «месседжа». В связи с этим возникают такие явления, как «пропаганда» и «информационная война», поскольку эти процессы способны оказать необходимое влияние на общество гораздо быстрее, чем «правильные» инструменты цифровой дипломатии. Формирование эффективного информационного потока, учитывая особенности и различия освещаемой в СМИ информации, чаще всего срабатывает в случае верно поставленных задач, разработанными в рамках программ развития информационной политики.
Ключевые слова: Россия, США, информационная политика, средства массовой информации, цифровая дипломатия, публичная дипломатия, информационная пропаганда, информационная война.
DIGITAL INFORMATION POLICY OF THE USA AND RUSSIA: COOPERATION WITH A FOREIGN SOCIETY
© 2019
Kuldysheva Elza Imran kyzy, pastgraduate student Saint-Petersburg State University (199034, Russia, St. Petersburg, Universitetskya nab., 7/9, e-mail: [email protected])
Abstract. In the twenty-first century, technology has firmly been entrenched in modern society. Human communication and news go to social networks, the press goes to the Internet. The creation of the necessary information conditions on the part of the government of one state can have an impact on the society of another foreign state, and this is actively used by governments around the world. Modern society is able to absorb information of any kind, making for itself certain conclusions that can lead to the improvement of public mood concerning this or that political event. With the tools of digital diplomacy, States are able to increase interest in themselves, to create their own image in the media. Information policy, both in the United States and in Russia, is a complex concept of the development of existing programs, within which information policy can be implemented, and, at the same time, there is a difficulty of adapting specific information content to the interests of society. The media are constantly changing the format of their broadcasting to meet the needs of society, as well as to attract a new audience for the dissemination of the necessary "message". In this regard, there are such phenomena as" propaganda" and "information war", as these processes can have the necessary impact on society much faster than the" right " tools of digital diplomacy. The formation of an effective information flow, taking into account the peculiarities and differences of the information covered in the media, most often works in case of correctly set tasks developed within the framework of information policy development programs.
Keywords: Russia, the USA, information policy, mass media, digital diplomacy, public diplomacy, information propaganda, information war.
Введение
Развитие информационной политики абсолютно любой страны становятся сегодня одним из важных пунктов в условиях ведения внешней политики государств. Информационная политика подразумевает под собой широкий спектр проблем и вопросов, сутью которых является интеграция с современным обществом. В начале XXI века США заложили основы проведения информационной политики в контексте осуществления принципов цифровой дипломатии. Цифровая дипломатия способна оказывать влияние на отдельные группы зарубежного общества, которые направлены инструменты цифровой дипломатии. Потребности общества со временем меняются, и данное явление провоцирует совместное расширение информационного пространства в связке с информационным обществом.
Государство, применяющее инструменты цифровой дипломатии, способно влиять на различные сферы не только социальной, но и политической жизни общества. Развитие информационных технологий закладывает основы упрощения поиска нужной информации не только в сети Интернет, но и трансформацию концепции международного вещания. Социальные сети способны
приблизить общества разных государств друг к другу, сплотить различные группы людей, или же привести общество к расколу и к хаосу. Внедряя в зарубежное общество ту или иную информацию с помощью социальных сетей, государство способно практически сразу дать оценку своим действиям, наблюдая через сеть Интернет общественную реакцию.
Вопросы цифровой информационной политики государств уже стали предметом широкой дискуссии среди зарубежных и российских специалистов. Как правило, цифровая дипломатия является объектом различных исследований^]. Однако современные исследования не затрагивают вопроса о новых тенденциях в политике взаимодействия между государственной властью и обществами зарубежных стран.
В силу этого, цель данной статьи — выявить концептуальный уровень и методы цифровой информационной политики России и США, которая направлена на зарубежные общества.
Статья состоит из трех разделов. В первом разделе анализируется феномен глобального потребления информации, который сформировался под влиянием международного вещания и социальных сетей. Во втором
24
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 1(26)
политические науки
Кулдышева Эльза Имран кызы ЦИФРОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ...
разделе рассматривается концепт «мягкой силы», который оказывает влияние на информационную политику двух государств. В третьем разделе показана роль пропаганды в современной цифровой политике.
Глобализация потребителей Интернет-информации
Информация передается в общество посредством международного вещания, и регулируется резолюцией о «Принципах использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания» 1982 года. Согласно резолюции, передаваемая информация не должна нарушать суверенные права государства, а так же учитывать принцип невмешательства.
В рамках международного вещания общество получает знания в области науки, искусства, культуры, а так же развиваться в соответствии с принципами экономического развития того или иного государства. Международное вещание направлено на привлечение народов друг к другу, освещая культурные и социальные ценности народов других стран [2].
Международное вещание, осуществляемое Соединенными Штатами Америки на территории России, имеет достаточно широкий масштаб. Практически каждый пользователь сети Интернет отдает предпочтение какому-либо из Интернет-сайтов, штаб-квартиры которых находятся в Соединенных Штатах. Многие пользователи сети Интернет постоянно проводят свое время на таких сайтах как Facebook, YouTube, Wikipedia, предпочитают поисковые системы Google русской системе Яндекс, просматривают и «выкладывают» фотографии в ресурсе Instagram. Все эти сайты можно просматривать, используя стационарные компьютеры, используя различные браузеры, а так же все они имеют свои аналоги в виде мобильных приложений для систем смартфонов iOS, Android, Windows. Сферы, в которых тот или иной пользователь хочет быть в курсе, в Интернете он может формировать самостоятельно. Следовательно, Интернет-контент является по большому счету достаточно индивидуальным продуктом. Всплывающая реклама представляет собой формат контекстной рекламы, учитывая поисковые запросы и посещаемые пользователем страницы.
Эти инструменты информационной политики, проводимой США, являются ключевыми в осуществлении принципов цифровой дипломатии. Современное общество, не только российское, имеет свой собственный стереотип о деятельности США во многих сферах жизни. Большинство стран переходит на международную систему образования, в частности, в России, большое количество высших заведений переходить на систему, заменяющую привычный российскому обществу специалитет на систему бакалавриат+магистратура. Постепенно, российское общество стало принимать и этот факт, принимая бакалавриат в качестве полноценного высшего образования [4]. При этом, на сегодняшний день, некоторые программы в российских ВУЗах до сих пор сохраняют программы специалитета. Все эти реформы пошли в связи с тем, что после бакалавриата стало немного проще поступить в зарубежные учебные заведения на программы магистратуры. Этим часто пользуются российские студенты, заканчивая ступень бакалавриата, а затем поступают в зарубежные ВУЗы на магистерские программы. Этот момент схожести образовательных систем сближает общества обеих стран, так как в условиях одинаковой образовательной системы набирают невероятную популярность межвузовые программы международных обменов, позволяющие проходить стажировки не только образовательные, но и языковые в зарубежных странах, в том числе и в США[3]. Глобализация системы образования приводит к тому, что молодое население обеих стран способно практически беспрепятственно присоединиться к обществу друг друга, тем самым демонстрируя пример успешного взаимодействия информационных технологий с обществом.
Международное вещание осуществляется по принципам концепции «мягкой силы». С помощью мягкой силы государства способны влиять на общества зарубежных стран путем создания положительного образа своей страны в СМИ. Таким образом, информация, предоставляемая зарубежными правительствами, может оказывать положительное влияние на настроение общества путем прямого взаимодействия друг с другом.
«Мягкая сила» в цифровой политике США и России
«Мягкая сила» стала набирать свою популярность в период президентства Б. Обамы, объединяя в себе принципы и механизмы осуществления внешнеполитических действий. Идеи Дж. Ная о «мягкой силе» были направлены на создание прочного взаимного сотрудничества государства с целевой аудиторией, продвигая в массы идеи американских ценностей в области культуры, внешней политики, демократических свобод [5].
Современное толкование концепции «мягкой силы» неразрывно связана с развитием глобализации. Правительство Российской Федерации, как и правительство Соединенных Штатов, придерживаются единого мнения о том, что методы мягкой силы, в условиях влияния на общества разных стран, всегда более эффективны, чем консервативная дипломатия. Влияние на общество сегодня осуществляется посредством развития социальных сетей. Наглядные примеры осуществления мягкой силы можно наблюдать во многих аккаунтах социальных сетей, изнутри узнавая особенности той или иной страны. Таким образом, новости о США российское общество может узнать через такие платформы как Facebook, Twitter, посмотреть фотографии, например, любимых городов в социальной сети Instagram. Через подобные электронные ресурсы пользователи всего мира могут следить за передвижениями своих политических лидеров, наблюдать жизнь других первых лиц государств, узнавать ближе их семьи, постоянно следить за своими кумирами, а так же постоянно быть на связи со своими друзьями, поддерживая повседневные беседы, или же дискутируя на различные важные темы. Интернет вовлекает общество с каждым днем все сильнее. Влияние на общество путем освещения культурных особенностей страны становится самым ярким примером осуществления механизмов мягкой силы в условиях ведения внешнеполитических действий.
Пропаганда в современной информационной политике
Важным способом влияния информации на общество является метод пропаганды. Пропаганда становится «обратной стороной» политики «мягкой силы», добавляя к мягкой силе информационный шантаж и давление. Пропаганда может иметь недолгосрочный эффект и осуществляется посредством стратегий, оказывающих прямое влияние на общество. Пропаганда может выглядеть как монолог с целевыми общественными группами, что эффективно в работе различных радиостанций [6]. Американская информационная пропаганда осуществляется с целью сохранения информационной безопасности. В СМИ часто появляются сообщения о финансировании необходимых проектов, с целью расширения вовлекаемой в пропагандистскую деятельность аудитории. Таким образом, необходимая идеология проникает в умы зарубежных обществ с помощью пропаганды, достигая, при этом, своей конечной цели в виде конкретной зарубежной аудитории. Явление пропаганды неразрывно связано с эффектом «информационной войны», в рамках которого сутью явления становится защита собственной информации, в условиях распространения «нужной» информации конечному объекту [7].
Соответственно, информация оказывает прямое влияние на человека. Так как информация является довольно индивидуальным продуктом, то и воспринимается она человеком, и впоследствии, обществом, по-разному. Информация формируется обществом, передается кому-либо, затем, на основе полученной информации можно
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1(26)
25
Kuldysheva Elza Imran kyzy political
DIGITAL INFORMATION POLICY ... sciences
основывать некоторые знания, навыки, мнения и т.д. Информация, в широком смысле, представляет собой совокупность информационных систем, с помощью которых существует возможность преобразования и передачи информации. В разделе кибернетики информация трактует способы взаимодействия с текстом, способы его обработки, передачи, распространения и т.д [8].
Политическая жизнь общества становится важной целью в осуществлении методов информационной политики государств. Информация, предоставляемая в рамках пропаганды, направляется с целью внедрения необходимого мнения о том, или ином событии, политическом лидере, государственной мысли и т.д. Зачастую в СМИ одна и та же информация, одно и то же событие, явление, происшествие могут трактоваться с абсолютно различных точек зрения, предоставляя ту или иную информацию в выгодном контексте. Общество по своей природе всегда нуждается в информации, для последующего обдумывания, обсуждения и т.д. Общественное мнение никогда не стоит на месте, постоянно меняясь, особенно с каждым новым внедрением информационных новинок. На сегодняшний день любой пользователь сети Интернет способен найти информацию любого характера, что превращает любого пользователя в требовательного читателя [9].
Поскольку Интернет расширяет свои границы каждый день, то и общество с каждым днем становится все более вовлеченным в Интернет-пространство, образуя глобальный процесс взаимообмена данными. На сегодняшний день пользователи Интернета становятся зависимыми от технических устройств, что является достаточно выгодным моментом для правительств, планирующих внедрение какой-либо необходимой информации. Каждый пользователь сети Интернет способен как поглощать предоставляемую информацию, так и влиять на ее распространение.
Государства способны контролировать информационный поток в Интернет-пространстве, формируя необходимый спектр тем, обсуждаемых пользователями. Аудиторию в Интернет-пространстве привлечь достаточно просто, если создается правильный контент для влияния на общество. В рамках цифровой дипломатии, самым простым способом влияния Интернета на общество, становятся социальные сети. Постепенно телепередачи, радиоэфиры, пресса, и т.д. перемещаются в сеть, практически каждое издание имеет свой аккаунт во всех известных социальных сетях, группы в сетях Facebook и русской социальной сети «ВКонтакте». Все эти механизмы влияния одного государства на общество другого, входят в концепцию «Цифровой дипломатии», которая стала подразделом «Публичной дипломатии»[10]. Процесс перехода публичной дипломатии в цифровую начал развиваться в условиях расширения технических возможностей, развития информационных технологии и увеличения количества интернет-пользователей, которые способны развивать в необходимом контексте принятую информацию. С помощью методов цифровой дипломатии общество положительно реагирует на внешнеполитические действия других государств, невольно сравнивая свою жизнь и жизнь иностранных граждан, описанную в СМИ. Развитие интернет-технологий не только положительно влияет на общественное сознание другого государства, но и способно привести к его расколу.
Заключение
Явление взаимосвязи цифровой дипломатии и информационных технологий способствует тому, что общество становится напрямую зависимым от информационных новинок в любом их виде. Предпочтения разных слоев общества удовлетворяются достаточно просто с помощью сети Интернет, так как представитель каждого группового сообщества способен сформировать свой информационный потом самостоятельно. Человек, связанный с культурной деятельностью всегда может 26
окунуться в культуру других стран и народов с помощью социальных сетей, читатель, предпочитающий новостной контент, с легкостью способен найти огромное количество новостей о событиях, происходящих в мире, изучить различные точки зрения, высказать свое мнение в комментариях, вступить в дискуссию. С помощью сети Интернет, студенты способны в кратчайшие сроки найти интересующую их информацию по нужной теме, а представители бизнес-сообществ всегда могут быть в курсе глобальных экономических вопросов и нововведений различных глобальных корпораций, что определенным образом может влиять на ту или иную сферу бизнеса.
Таким образом, инструменты цифровой дипломатии способны притягивать общества к политике и жизни других стран, направляя необходимую информацию в зарубежные страны. На сегодняшний день осуществление методов цифровой дипломатии становятся самыми быстрыми, простыми и эффективными в условиях сближения обществ разных стран, а так же в условиях взаимодействия правительства одного государства и зарубежного общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. М. Кастельс «Информационная эпоха: экономика, общество и культура», пер. с англ. О.И. Шкаратана; Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. — / пер. с англ. В. Николаева; Закл. Ст. М. Вавилова. — М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003 — 464 с. (Приложение к серии «Публикации Центра Фундаментальной Социологии»)
2. Резолюция о «Принципах использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания» https://documents-dds-ny.un.org/doc/ RES0LUTI0N/GEN/NR0/430/78/IMG/NR043078.pdf?0penElement
3. Все нюансы магистратуры// https://tass.ru/obrazovanie-v-rossii-i-za-rubezhom/1235970 от 04.06.2014
4. Студенческая мобильность СПбГУ//http://ifea.spbu.ru/студен-ческий-обмен
5. Н.А. Цветкова «Публичная дипломатия США от «мягкой силы» к «диалоговой пропаганде», Международные процессы, Том 13, № 3,
6. М.М. Лебедева «Мягкая сила»: понятие и подходы, Вестник МГИМО-Университета. 2017. 3(54)., с. 215
7. Т.Е. Бейдина, Т.Б. Макарова, Ю.О. Макарова, Ю.А. Попов «Роль пропаганды во внешней политике США» // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2017 Т. 23 №7 с. 64-73. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-237-64-73
8. Фурсов В. А. Теория информации: учеб. / В.А. Фурсов. - Самара: Изд-во Самар, гос. аэрокосм, ун-та, 2011. - 128 с.: ил.
9. Т.С. Мельникова «Особенности политической пропаганды в Интернет-пространстве», с. 1.
10. Цветкова Н.А. Ярыгин Г.О. «Публичная дипломатия ведущих государств: традиционные и цифровые методы». Монография. — Санкт-Петербург: «Северная Нива», 2014
Статья поступила в редакцию 24.01.2019
Статья принята к публикации 27.02.2019
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 1(26)