116 РАЗДЕЛ VI. НАУЧНАЯ, ЦИФРОВАЯ, КУЛЬТУРНАЯ, СПОРТИВНАЯ И ИНЫЕ ВИДЫ ДИПЛОМАТИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ — ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
Статья посвящена использованию цифровой дипломатии во внешней политике Российской Федерации. В исследовании описано развитие цифровой дипломатии, присутствие МИД РФ в сети Интернет, угрозы и вызовы, с которыми сталкивается страна в информационном пространстве. Особое внимание уделено цифровизации внешнеполитического ведомства России. На основе анализа в статье сделаны выводы о дальнейшем развитии информационной сферы в политике России.
Ключевые слова: Российская Федерация, цифровая дипломатия, внешняя политика, информационные технологии, цифровизация.
Карина Юрьевна Чернявская
Студентка исторического факультета Донецкого национального университета (Донецк, ДНР)
Активное и быстрое развитие коммуникационных и информационных технологий в мире, а также повсеместное внедрение сети Интернет оказывают влияние на все сферы деятельности человека, общества и государства. Глобальное информационное сообщество постоянно трансформируется, не учитывая государственных границ, тем самым влияет на международную политику. В настоящее время внешняя политика государства подкрепляется средствами цифровой дипломатии.
Развитие государственной информационной политики — это одно из важных внешнеполитических направлений Российской Федерации. Информационная сфера является базовым фактором функционирования и успешного развития общества и государства. Многие российские аналитики считают, что разработка информационной государственной политики — эффективный метод управления и регулирования
общества. Цифровая дипломатия России развивается совместно с традиционной дипломатией государства. Информационно-коммуникационные технологии заняли доминирующую позицию в сфере национальных интересов страны. Становление цифровой дипломатии и формирование электронного правительства Российской Федерации началось с принятия Федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002-2010 гг.). Главными целями этой программы были повышение качества взаимоотношений государства и общества с помощью информационно-коммуникационных технологий, повышение эффективности государственного управления, расширение возможностей в информационной сфере [8]. Цифровая дипломатия России развивается по следующим направлениям: информационное обеспечение внешней политики и продвижение положительного образа России посредством радио- и телекана-
лов, вещающих на иностранных языках и имеющих свои аккаунты в социальных сетях; создание персонифицированных страничек руководящих лиц России в социальных сетях; деятельность правительственных ведомств и неправительственных организаций в сети Интернет; проектная деятельность МИД РФ и дипломатических структур в зарубежной блогосфере [9. — С. 234]. Информационно-коммуникационные технологии в России прошли ряд изменений, параллельно с этим совершенствовалась и закреплялась цифровая дипломатия. На государственном и региональном уровне создавались программы и проекты развития информационных и телекоммуникационных систем и сетей. Также организация политики постоянно модернизировалась, создавались социальные сети официальных государственных органов, и развивалась идея электронного правительства.
Российская дипломатия вышла на новый уровень, она приобрела фактор открытости перед обществом. С января 2010 года в Twitter появился первый аккаунт российской дипломатической миссии [3]. Представители МИД России официально присутствуют в сети Интернет, в том числе на известных площадках: Facebook, YouTube, «ВКон-такте», «Телеграм», «Инстаграм» и др. [1]. Помимо аккаунтов в социальных сетях, МИД РФ имеет официальный сайт в сети Интернет, где расположены лента новостей, разделы о внешней политике, о консульских и дипломатических отношениях, фото- и видеоматериалы, а также ссылки на аккаунты в соцсетях, в которых Министерство информирует о своих действиях широкую публику.
Важное место в информатизации внешней политики государства занимает телевизионная компания RT, которая отстаивает интересы России на международной арене. У компании есть каналы, вещающие на русском языке, на английском — RT America, испанском — RT en Espanol и арабском — RT Arabic. Несмотря на то, что
сюжеты канала имеют многомиллионную аудиторию, их репортажи нередко подвергаются критике из-за освещения информации с выгодной для национальных интересов государства стороны. Информационная сфера России развивается в рамках внешней политики, также государство использует инструменты «мягкой силы» для расширения возможностей цифровой дипломатии и отстаивания национальных интересов, создания благоприятного имиджа своей страны.
После осуществления Федеральной целевой программы «Электронная Россия» Правительство Российской Федерации утвердило Государственную программу РФ «Информационное общество (2011-2020 гг.)», а также «Стратегию развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г.» Оба документа касаются информационной среды государства как совокупности информации и информационно-коммуникационных сетей.
Для успешной реализации цифровой дипломатии необходима база интеллектуальных и инновационно-технологических ресурсов. Следует развивать и поощрять научные исследования и нововведения в информационной среде. Динамическое развитие технологий, внедрение новых средств коммуникации и распространение информации опережают развитие общества и государства. Сферу цифровой дипломатии продолжают изучать, Правительство прилагает много усилий для подготовки высококвалифицированного персонала в информационной среде с целью повышения уровня информатизации в Российской Федерации.
Несмотря на то, что цифровая дипломатия в России появилась недавно, МИД РФ использовал все возможности для совершенствования своего информационного пространства. МИД России задействовал в работе все возможные
информационные площадки, тем самым увеличил открытость внешней политики и интерес к своей деятельности в обществе России и зарубежных стран.
Быстрое и постоянное развитие сети Интернет привело к тому, что Россия должна активно вести внешнюю политику, не забывая о безопасности в информационной среде, а также о создании положительного имиджа государства. Именно цифровая дипломатия является инструментом продвижения и защиты национальных интересов страны в информационном пространстве.
Главная угроза, с которой Россия столкнулась в информационной среде, — это киберпреступность. Российская Федерация в 2019 году стала инициатором создания Рабочей группы ООН по международной информационной безопасности. В ходе 74-й сессии Генассамблеи ООН большинством голосов была принята российская резолюция ГА ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» [5]. Также Россия достигла значительных результатов в борьбе с киберпреступностью в рамках ООН. Генассамблея ООН подавляющим большинством голосов одобрила предложенную Россией резолюцию «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях» [5]. Помимо этого, были организованы мероприятия по решению проблем в информационном пространстве, например «Центральноамериканский форум по киберпреступности и международной информационной безопасности в Гватемале» и «Международный форум по вопросам применения информационных технологий и коммуникаций в мирных целях», которые прошли в 2019 году.
Кроме совместной работы по борьбе с киберпреступностью в рамках ООН,
Россия развивает двусторонние и многосторонние отношения по вопросам международной безопасности. В этой сфере Российская Федерация подписала ряд соглашений о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности с такими странами, как Республика Никарагуа, Киргизская Республика, Туркменистан, КНР, Республика Беларусь и другие.
На сегодняшний день в цифровой дипломатии Российской Федерации появилась практика коммуникаций с зарубежными представителями через социальные сети, что стало новым шагом в цифровизации внешнеполитического аппарата. Например, Посольство России в США в марте 2018 г. поздравило официального представителя Госдепартамента Хизер Науэрт с Международным женским днем [6]. Х. Науэрт в ответ призвала Россию соблюдать свои международные обязательства по Сирии, а российское посольство предъявило претензии к США по поводу сирийского конфликта. Пресс-секретарь посольства Николай Лахонин, написал, что Twitter является надежным и быстрым каналом коммуникации по срочным вопросам [7]. С 2019 года Посольство США в Москве начало часто отмечать акка-унты МИД России в Twitter. Общение представительств в социальных сетях и на интернет-платформах вышло на новый уровень и приобрело большое значение в период COVID-19.
Новым вызовом, с которым столкнулось внешнеполитическое ведомство России, были ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции. Глобализация общества вышла на новый уровень: в повседневной жизни и рабочей деятельности начали активно внедрять информационно-коммуникационные технологии. В связи с переходом в онлайн-режим взаимодействие МИД России с представителями иностранных государств проводилось
в рамках цифровой дипломатии. После перехода на дистанционное общение и удаленную рабочую деятельность был создан справочно-консультационный портал Департамента Ситуационно-кризисного центра МИД РФ «Безопасное пребывание за рубежом». Это был формат веб-сайта для оказания помощи гражданам, находящимся за рубежом. Кроме того, дипломаты России начали развивать свои аккаунты в социальных сетях. В Instagram проводились прямые эфиры как один из векторов открытой цифровой дипломатии. Тенденция перехода в онлайн-режим расширила потенциал публичной дипломатии: информационная доступность позволила участвовать в экспертных дискуссиях и профильных обсуждениях из любой точки мира, моментально распространять информацию в digital-формате и воздействовать на широкую аудиторию [4. — С. 8] Также одной из интернет-площадок для видеоконференций стала платформа Zoom. Однако перевод работы в онлайн-режим был не единственной проблемой в период распространения COVID-19. В сети Интернет начали периодически появляться фейковые новости и дезинформация. В связи с этим на официальном сайте МИД РФ существует раздел, который посвящен фейковым новостям о России, опубликованным в зарубежных СМИ.
Распространение коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничения содействовали развитию цифровой дипломатии. Но, несмотря на существенные усилия в информационном пространстве, предпринятые российскими дипломатами, имеются серьезные технические ограничения, которые не позволяют с уверенностью прогнозировать перспективы дальнейшего расширения практики проведения переговоров с помощью интернет-платформ [2]. Отрицательным фактором является и то, что информационным
миром управляют западные СМИ и интернет-компании, — это прежде всего отразилось на информационной кампании российской вакцины «Спутник V», которую до сих пор не признает ряд стран.
Несмотря на то, что Российская Федерация сталкивается с вызовами в дипломатической и информационной сферах, внешнеполитическая деятельность государства совершенствуется и преодолевает трудности, вызванные информатизацией мирового сообщества. Россия использует все меры для предотвращения информационных атак и воздействия дезинформации на граждан страны. Цифровая дипломатия успешно реализовала свои задачи в период мирового локдауна и заняла лидирующую позицию в традиционной российской дипломатии. Помимо этого, государственные деятели РФ активно ведут аккаунты в социальных сетях, что влияет на политику государства. Открытость внешней политики страны перед широкой аудиторией становится все больше, и интерес к цифровой дипломатии увеличивается с каждым годом. Несмотря на ряд положительных моментов, цифровизация общества влечет за собой негативные последствия — распространение киберпреступности и проблему сохранения безопасности в информационной сфере. В связи с этим Российская Федерация развивает средства и методы информационной защиты, а также разрабатываются разные проекты и документы по обеспечению информационной безопасности государства и общества в информационном пространстве. Благодаря совершенствованию интеллектуальных, технологических, организационных ресурсов и широкому распространению информационных технологий, цифровая дипломатия может стать ведущим средством продвижения и отстаивания национальных интересов на мировой арене.
Литература
1. Аккаунты в соцсетях // Сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. — URL: https://www.mid.ru/press_service/social_accounts/ (дата обращения: 18.05.2021).
2. Как COVID-19 повлиял на практику цифровой дипломатии России // Сайт РСМД. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/digitaldiplomacy/kak-covid-19-povliyal-na-praktiku-tsiFrovoy-diplomatii-rossii/?sphrase_id=84698423 (дата обращения: 18.05.2021).
3. МИД России RU // Telegram. — URL: https://t.me/s/MID_Russia?q=цифровая+дипломатия (дата обращения: 18.05.2021).
4. Бурлинова Н. Публичная дипломатия России в эпоху COVID-19. Ежегодный обзор основных трендов и событий публичной дипломатии России в 2020 г. / Н. Бурлинова, М. Чагина, В. Иванченко. — М.: НП РСМД, 2021. — 38 с.
5. Ответы Министерства иностранных дел Российской Федерации на вопросы СМИ, полученные к пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2019 году // Сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. — URL: https://www.mid.ru/Foreign_policy/news/Vasset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/ id/3995958#2 (дата обращения: 18.05.2021).
6. Твит пользователя @RusEmbUSA. — 08.03.2018 // Twitter. — URL: https://twitter.com/ RusEmbUSA/status/971612297864056832 (дата обращения: 18.05.2021).
7. Твит пользователя @RusEmbUSApress. — 09.03.2018 // Twitter. — URL: https://twitter. com/RusEmbUSApress/status/971951512577564672 (дата обращения: 18.05.2021).
8. ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» // Сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. — URL: https://digital. gov.ru/ru/activity/programs/6/ (дата обращения: 18.05.2021).
9. ЦветковаН.А. Публичная дипломатия ведущих государств: традиционные и цифровые методы: монография / Н.А. Цветкова, Г.О. Ярыгин. — СПб.: Северная Нива, 2014. — 234 c.