Научная статья на тему 'Цифровая дипломатия Беларуси: актуальные тенденции и новые возможности в рамках Союзного государства'

Цифровая дипломатия Беларуси: актуальные тенденции и новые возможности в рамках Союзного государства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая дипломатия / Республика Беларусь / Российская Федерация / Союзное государство / digital diplomacy / Republic of Belarus / Russian Federation / Union State

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Авласенко Игорь Михайлович

В статье проведен всесторонний анализ развития цифровой дипломатии Республики Беларусь, ее задач, содержания и специфики, сконцентрировано внимание на взаимодействии с Россией в рамках Союзного государства. Автор исследует переход белорусской дипломатии к цифровым технологиям начиная с конца 2000-х годов, когда социальные сети стали широко использоваться белорусскими гражданами. Освещена эволюция использования цифровых платформ, начиная с первых аккаунтов МИД в Twitter и YouTube до перехода к более систематизированному и регулярному характеру публикаций в социальных сетях в 2010-х годах. Особое внимание уделено периоду после 2020 г., когда в связи с пандемией COVID-19 и усилением геополитической напряженности практика цифровой дипломатии Беларуси претерпела изменения. Сделан вывод о том, что события начала 2020-х годов стимулировали выработку ее собственной модели с ориентацией в частности на российскую и китайскую практику. Вместе с тем, подчеркнута и такая особенность белорусской цифровой дипломатии, как активное использование западных социальных сетей для донесения своей официальной позиции. В статье также затрагиваются перспективы развития цифровой дипломатии в контексте Союзного государства, подчеркивается важность совместных усилий Беларуси и России в использовании цифровых платформ для укрепления внешнеполитических позиций обоих государств на международной арене. Показано, что возможности цифровой дипломатии могут быть использованы для отстаивания совместной позиции Республики Беларусь и Российской Федерации по путям трансформации системы европейской безопасности, в том числе ее военно-политических, энергетических, социально-гуманитарных аспектов. Автор подчеркивает постоянную эволюцию понятия цифровой дипломатии и необходимость адаптации к меняющимся условиям в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital diplomacy of Belarus: Сurrent trends and new opportunities within the Union State

The article provides a comprehensive analysis of the development of the digital diplomacy of the Republic of Belarus, its tasks, content and specific features, focusing on cooperation with Russia within the framework of the Union State. The author examines the transition of Belarusian diplomacy to digital technologies, starting from the end of the 2000s, when social networks began to be widely used by Belarusian citizens. The evolution of the use of digital platforms is covered, starting with the first accounts of the Ministry of Foreign Affairs on Twitter and YouTube, to the transition to a more systematic and regular nature of publications in social networks in the 2010s. Special attention is paid to the period after 2020, when due to the COVID-19 pandemic and increased geopolitical tensions, the changes in practice of digital diplomacy of Belarus have undergone. A conclusion was made that the events of the early 2020s have stimulated the development of its own model of digital diplomacy, focusing on Russian and Chinese practice. The author has outlined the peculiarities of the Belarusian digital diplomacy which, unlike the Russian one, actively uses Western social networks to convey its official position.The article also touches on the prospects for the development of digital diplomacy in the context of the Union State, emphasizes the importance of joint efforts of Belarus and Russia in using digital platforms to strengthen the foreign policy positions of both states in the international arena. It is shown that the possibilities of digital diplomacy can be used to defend the joint position of the Republic of Belarus and the Russian Federation on the European security system transformation, including its military-political, energy, social and humanitarian aspects. The author emphasizes the constant evolution of the concept of digital diplomacy and the need to adapt to changing conditions in the modern world.

Текст научной работы на тему «Цифровая дипломатия Беларуси: актуальные тенденции и новые возможности в рамках Союзного государства»

УДК 327.82(476+470) Вестник СПбГУ Международные отношения. 2024. Т. 17. Вып. 2

Цифровая дипломатия Беларуси: актуальные тенденции и новые возможности в рамках Союзного государства*

И. М. Авласенко

Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, 220030, Минск, пр. Независимости, 4

Для цитирования: Авласенко И. М. Цифровая дипломатия Беларуси: актуальные тенденции и новые возможности в рамках Союзного государства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2024. Т. 17. Вып. 2. С. 164-182. https://doi.org/10.21638/spbu06.2024.204

В статье проведен всесторонний анализ развития цифровой дипломатии Республики Беларусь, ее задач, содержания и специфики, сконцентрировано внимание на взаимодействии с Россией в рамках Союзного государства. Автор исследует переход белорусской дипломатии к цифровым технологиям начиная с конца 2000-х годов, когда социальные сети стали широко использоваться белорусскими гражданами. Освещена эволюция использования цифровых платформ, начиная с первых аккаунтов МИД в Twitter и YouTube до перехода к более систематизированному и регулярному характеру публикаций в социальных сетях в 2010-х годах. Особое внимание уделено периоду после 2020 г., когда в связи с пандемией COVID-19 и усилением геополитической напряженности практика цифровой дипломатии Беларуси претерпела изменения. Сделан вывод о том, что события начала 2020-х годов стимулировали выработку ее собственной модели с ориентацией в частности на российскую и китайскую практику. Вместе с тем, подчеркнута и такая особенность белорусской цифровой дипломатии, как активное использование западных социальных сетей для донесения своей официальной позиции. В статье также затрагиваются перспективы развития цифровой дипломатии в контексте Союзного государства, подчеркивается важность совместных усилий Беларуси и России в использовании цифровых платформ для укрепления внешнеполитических позиций обоих государств на международной арене. Показано, что возможности цифровой дипломатии могут быть использованы для отстаивания совместной позиции Республики Беларусь и Российской Федерации по путям трансформации системы европейской безопасности, в том числе ее военно-политических, энергетических, социально-гуманитарных аспектов. Автор подчеркивает постоянную эволюцию понятия цифровой дипломатии и необходимость адаптации к меняющимся условиям в современном мире.

Ключевые слова: цифровая дипломатия, Республика Беларусь, Российская Федерация, Союзное государство.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований в рамках НИР «Трансформация военно-политических, энергетических и социально-гуманитарных аспектов системы европейской безопасности: значение для Союзного государства» (номер гос. регистрации 20240046 от 12.01.2024).

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2024

Введение

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий оказывает влияние на процесс трансформации системы международных отношений в Европе, а также на современную дипломатическую практику. В последнее время становится очевидным, что без использования новейших научно-технологических достижений сложно проводить конкурентоспособную внешнеполитическую линию на международной арене. Развитие социальных сетей и систем машинного обучения представляет собой как вызов для традиционной дипломатии, так и новые возможности. Эти слова в равной степени справедливы и для дипломатии Республики Беларусь. Перед ней, как и перед другими государствами мира, в настоящий момент стоит вызов, заключающийся в оптимизации практики дипломатической деятельности. Использование различных аспектов цифровой дипломатии представляется продуктивным способом достижения этой цели.

Таким образом, цель исследования — раскрыть динамику развития и особенности цифровой дипломатии Республики Беларусь на современном этапе, а также выявить наиболее перспективные направления кооперации с Российской Федерацией в рамках Союзного государства в этой сфере.

Цифровая дипломатия Республики Беларусь ранее не становилась предметом обстоятельного специального изучения. Отдельные аспекты этой темы рассматривались в публикациях А. В. Русаковича, И. М. Авласенко в 2010-е годы [1; 2]. Вместе с тем в текущем десятилетии это явление пережило определенную трансформацию, которая еще не успела найти достаточно подробного освещения в научной литературе. Объясняется это, по-видимому, и тем, что термин «цифровая дипломатия» пока не получил широкого распространения в белорусском научном дискурсе, а ведущее место продолжает занимать понятие «публичная дипломатия», даже в контексте использования новейших информационно-коммуникационных технологий. Гораздо чаще предметом осмысления в белорусской научной литературе становится термин «информационная безопасность» [3-5]. В работах, посвященных взаимодействию Беларуси и России в сфере публичной дипломатии, вместо термина «цифровая дипломатия» использовалось понятие «информационная составляющая публичной дипломатии» [6, с. 233].

Под цифровой дипломатией автор подразумевает формы и методы совершенствования и модернизации дипломатической практики с помощью информационно-коммуникационных, цифровых технологий, которые позволяют преодолевать или снижать пространственные, временные, ресурсные ограничения. Главным образом это касается совершенствования приемов публичной дипломатии государства (к примеру, путем использования социальных сетей), качественного улучшения прогностических и аналитических возможностей в сфере международных отношений (путем ускоренного сбора информации и обработки больших данных), а также модернизации практики обслуживания и информирования граждан (в частности, в сфере консульской службы).

Основными источниками для проведения исследования послужили сообщения белорусского внешнеполитического ведомства и его зарубежных представительств в социальных сетях, отдельные нормативные правовые акты, а также новости, размещенные на сайте Министерства иностранных дел. Данные, представ-

ленные в этой статье, отражают ситуацию по состоянию на середину января 2024 г. Вероятно, уже через несколько месяцев ряд приведенных цифр устареет. Тем не менее на их основе можно выделить определенные тенденции и динамику развития этой сферы.

Теоретико-методологической основой для проведения исследования послужили научные работы ведущих специалистов в области цифровой дипломатии — Н. А. Цветковой, Е. С. Зиновьевой, А. Н. Сытник и др. [7-9]. В их трудах даны определения терминов «цифровая дипломатия», «цифровые международные отношения», «цифровая сила», выделены основные этапы в эволюции цифровых международных отношений, а также основные подходы к теоретическому осмыслению этих явлений и процессов.

Автором были использованы различные методы для достижения поставленной цели. Был применен компаративный анализ для оценки развития цифровой дипломатии в Беларуси по сравнению с другими странами, что помогло выявить ее уникальные особенности в международном контексте. Количественный анализ позволил изучить статистические данные по использованию социальных сетей и цифровых платформ, включая анализ числа подписчиков, частоты публикаций и вовлеченности аудитории. Исторический метод применялся для выявления эволюции белорусской цифровой дипломатии на протяжении последних десятилетий, в том числе влияния на нее ключевых событий и трансформаций в международной политике. Анализ содержания публикаций применялся для изучения конкретного контента в социальных сетях, выявления тематики, стиля и стратегии коммуникации. Также в статье использовался метод кейс-стади для рассмотрения конкретных примеров и инициатив, что позволило выделить лучшие практики и определить направления для дальнейшего развития цифровой дипломатии в Беларуси.

Статья состоит из трех разделов. Первый раздел, озаглавленный «Эволюция цифровой дипломатии Республики Беларусь», посвящен анализу развития цифровых дипломатических инициатив. Во втором разделе, «Актуальные тенденции белорусской цифровой дипломатии на современном этапе», рассматриваются современные направления и вызовы. Третий раздел, «Новые возможности цифровой дипломатии в рамках Союзного государства», исследует потенциал развития цифровой дипломатии в контексте интеграционных процессов.

Эволюция цифровой дипломатии Республики Беларусь

Предпосылкой для развития цифровой дипломатии Республики Беларусь стало возникновение и широкое развитие социальных сетей в интернете. Белорусские граждане начали регулярно пользоваться ими с конца 2000-х годов. Этому содействовало увеличение пропускной способности каналов доступа к всемирной сети, а также расширение сферы использования мобильного интернета. Быстрому развитию информационно-коммуникационных технологий в стране способствовала и хорошая школа подготовки специалистов в области математики и информатики. В 2017 г. в общемировом рейтинге стран по уровню развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), который составляет Международный союз электросвязи, Республика Беларусь заняла 32-е место, опередив всех участников из СНГ [10, р. 31]. Эти факторы позволили в 2010-е годы приступить к исполь-

зованию цифровых возможностей публичной дипломатии Республики Беларусь. В 2011 г. были открыты аккаунты МИД в сети Twitter и канал на YouTube, позже — страница в сети Facebook*.

Главной задачей первых публикаций внешнеполитического ведомства в соцсе-тях было создание такого контента, который делал бы Беларусь более узнаваемой для зарубежного читателя/зрителя. Показательно, что самым первым роликом на официальном YouTube-канале стал промо-ролик «About Belarus», вышедший на девяти наиболее распространенных языках мира, от русского и английского, до китайского и португальского [11]. Первоначально сообщения публиковались нерегулярно, однако во второй половине 2010-х годов, когда встала задача усилить привлекательность имиджа Республики Беларусь, выгодно подчеркнуть динамику развития белорусского общества и государства на фоне нарастающей конфронтации в восточноевропейском регионе, публикации Министерства иностранных дел в социальных сетях приобрели более систематизированный характер. С начала 2018 г. Управление информации внешнеполитического ведомства (пресс-служба) было переименовано в Управление информации и цифровой дипломатии. В публикациях МИД особое внимание уделялось инициативам белорусского руководства по снижению региональной напряженности. В частности, акцент ставился на таких инициативах президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, как «Интеграция интеграций» и «Хельсинки 2.0».

К 2019 г. практически все заграничные учреждения МИД Беларуси уже имели аккаунты в социальных сетях [2, с. 6]. Свидетельством успешной системной работы на этом направлении стало то, что по итогам 2018 г., согласно рейтингу Twiplomacy (The 50 Best Connected World Leaders), англоязычный аккаунт МИД Республики Беларусь в Twitter вошел в топ-50 мирового рейтинга госорганов, наиболее активных в этой соцсети [12]. В ноябре 2019 г. персональный аккаунт в Instagram* завел даже министр иностранных дел (2012-2022) В. В. Макей. Свой первый пост он открыл следующими словами: «После долгих раздумий решил все-таки присутствовать в соцсетях, чтобы общаться с хорошими людьми и, когда понадобится, дать ответ нехорошим...» [13]. За три года существования аккаунта (В. В. Макей скончался в ноябре 2022 г.) в нем появилось 24 публикации. Некоторые фото обращают на себя внимание своим неформальным характером, т. е. глава внешнеполитического ведомства хотел сделать образ дипломата менее консервативным. Такой подход больше соответствовал западной традиции цифровой дипломатии, на которую и ориентировались создатели ее белорусской версии в 2010-е годы.

Начиная с 2020 г. белорусская дипломатическая практика подверглась нескольким стресс-факторам, среди которых — пандемия COVID-19, а также новые волны санкционного давления после 2020 и 2022 гг. Таким образом, пандемия, кризис 2020 г. и усиление геополитической напряженности в Восточной Европе, которая вылилась в вооруженный конфликт у границ Беларуси, также привели к некоторым изменениям в практике белорусской цифровой дипломатии.

Во-первых, пандемия коронавирусной инфекции и необходимость социального дистанцирования способствовали широкому внедрению новых цифровых

* Продукт компании Meta, деятельность которой признана экстремистской в Российской Федерации.

инструментов. Прежде всего это выразилось в создании механизмов экстренной помощи белорусским гражданам за рубежом. В частности, в марте 2020 г. на сайте внешнеполитического ведомства появилась «Форма для граждан Беларуси, нуждающихся в помощи в возвращении на Родину» [14], для информирования граждан были задействованы также все возможные государственные аккаунты в социальных сетях. Помимо этого, в связи с необходимостью соблюдения социального дистанцирования многие мероприятия были переведены в онлайн-формат; распространение получила практика видеоконференций и видеотрансляций. В частности, без очной встречи, в режиме видеоконференцсвязи, состоялась церемония вручения верительных грамот королеве Елизавете II чрезвычайным и полномочным послом Республики Беларусь в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии М. Л. Ермоловичем [15].

Во-вторых, санкционное и информационное давление подтолкнуло белорусское внешнеполитическое ведомство к реализации более напористого и проактив-ного дипломатического стиля. Если до 2020 г. Беларусь стремилась выступить в качестве посредника при нарастающих противоречиях между Россией и западными странами и продвигала инициативы, связанные с мирным диалогом в Европе, то в новом десятилетии многие выступления белорусских официальных лиц приняли более жесткий характер в отношении западных партнеров. О политическом и экономическом давлении, оказываемом на Республику Беларусь, неоднократно упоминали в социальных сетях и министр В. В. Макей, и постоянный представитель при ООН В. Б. Рыбаков. Как подчеркнул заместитель министра иностранных дел Ю. Г. Амбразевич, «необходимо понимать, что добиться позитивного результата во взаимоотношениях с иностранными партнерами, особенно на Западе, просто отсидевшись, не занимая принципиальную позицию, невозможно» [16]. Показательно, что заместитель министра является одним из тех дипломатов, кто ведет персональную страницу в X (бывший Twitter) [17].

В-третьих, в начале 2020-х годов стал намного активнее проходить процесс использования российских платформ для реализации цифровой дипломатии Республики Беларусь. Официальный аккаунт Министерства иностранных дел Беларуси в соцсети «ВКонтакте» был создан 16 марта 2022 г. В настоящий момент в нем имеется 306 записей (контент регулярно обновляется) [18]. Ранее была создана другая группа, где регулярно дублировались сообщения пресс-службы МИД Беларуси. Однако ныне она позиционируется как «неофициальная», и с апреля 2017 г. контент на данной странице перестал обновляться [19]. В мае 2021 г. также был создан канал на платформе RuTube [20]. Тем не менее по числу подписчиков (всего 35 на текущий момент) он значительно уступает своему американскому конкуренту (YouTube). С 2022 г. белорусское внешнеполитическое ведомство стало осваивать и платформу Telegram: на канале «Глас МИДа» (t.me/belarusdiplomacy, около 2,3 тыс. подписчиков) регулярно публикуются последние новости и актуальные комментарии.

В-четвертых, после 2020 г. значительно повысилось внимание к дисциплине государственных служащих, в том числе сотрудников внешнеполитического ведомства. В Приложении к Закону Республики Беларусь № 175-З от 1 июня 2022 г. «О государственной службе» под названием «Общие требования служебной этики государственных гражданских служащих» указано: «12. Распространение гражданскими служащими сведений о деятельности государственного органа с использованием воз-

можностей средств массовой информации и официальных аккаунтов государственного органа в социальных сетях должно осуществляться в порядке, установленном руководителем государственного органа с учетом требований законодательства. 13. Гражданские служащие не должны публично выражать в средствах массовой информации свое мнение по вопросам государственной политики и служебной деятельности в случае его несоответствия основным направлениям политики государства, если иное не предусмотрено специальными законодательными актами, закрепляющими их правовой статус» [21]. Таким образом, тренд на дальнейшую персонали-зацию цифровой дипломатии Беларуси широкого распространения не получил. Нередко дипломаты имеют личные аккаунты в социальных сетях, однако используют их в частном порядке, а не для того, чтобы дополнительно доводить официальную государственную позицию по различным международным вопросам.

Таким образом, цифровая дипломатия Республики Беларусь начиналась как заимствование тренда, появившегося в западной политической и дипломатической культуре, и рассматривалась как средство для улучшения имиджа в глазах зарубежной аудитории, особенно на фоне потепления политических отношений с Евросоюзом во второй половине 2010-х годов. Вместе с тем события начала 2020-х годов подтолкнули официальный Минск к более тесной кооперации с Россией и Китаем. Это нашло отражение и в выработке собственной модели цифровой дипломатии, в которой стала просматриваться более государственноцентричная специфика.

Актуальные тенденции белорусской цифровой дипломатии

на современном этапе

В отличие от Российской Федерации, где социальные сети Facebook* и Insta-gram* были заблокированы, в Республике Беларусь указанные ресурсы активно используются, в том числе дипломатическим ведомством, поскольку рассматриваются как важный инструмент донесения официальной точки зрения Минска по многим международным вопросам до зарубежной (преимущественно западной, но не только) аудитории.

В настоящее время среди аккаунтов белорусского внешнеполитического ведомства в различных социальных сетях наибольшей популярностью и регулярностью обновлений характеризуется X. Он представлен в двух версиях — англоязычной (@BelarusMFA) и русско-/белорусскоязычной (@BelarusMID). Обе версии были зарегистрированы в 2011 г., в мае и августе соответственно. По состоянию на начало 2024 г. в русскоязычной версии было опубликовано 18,6 тыс. твитов, на страницу подписаны 22,6 тыс. человек [22]. Англоязычная версия Twitter МИД Республики Беларусь также пользуется популярностью (12,6 тыс. постов, 41,5 тыс. подписчиков) [23]. У сообщества МИД Республики Беларусь в социальной сети Facebook* примерно 11 тыс. подписчиков [24]. Помимо собственно внешнеполитического ведомства, в соцсети отдельную страницу имеет и Клуб молодых дипломатов МИД Республики Беларусь (314 подписчиков) [25]. У министерства иностранных дел имеется и свой Instagram*-аккаунт (10,2 тыс. подписчиков, 489 публикаций) [26].

* Продукт компании Meta, деятельность которой признана экстремистской в Российской Федерации.

Количество подписчиков официального УоиТиЬе-канала МИД Республики Беларусь в настоящий момент составляет свыше 2,3 тыс. человек. На канале опубликованы 247 видеосюжетов [27]. В числе последних — видеозаписи выступления министра иностранных дел Республики Беларусь С. Ф. Алейника на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и на заседании Совета Безопасности ООН в сентябре 2023 г. Платформа УоиТиЬе используется в том числе и для трансляции различных мероприятий, выступлений, интервью. В 2018 г. на этой платформе велась серия трансляций заседаний Регионального форума координаторов по Целям устойчивого развития [28], в октябре 2023 г. на канале транслировалось пленарное заседание Международной конференции высокого уровня «Евразийская безопасность: реальность и перспективы в трансформирующемся мире» [29].

Анализ контента показывает, что широкое освещение в социальных сетях белорусского МИД получали знаковые события, мероприятия. Пять лет назад крупным информационным поводом стало празднование 100-летнего юбилея белорусской дипломатической службы, который пришелся на 22 января 2019 г. На официальном УоиТиЬе-канале МИД были выложены не только видеофрагменты торжественной церемонии празднования, но и фильмы о становлении белорусской дипломатической службы, интервью с дипломатами в отставке. Архивные фото, интересные факты из истории белорусской дипломатической службы были размещены и на других платформах. Публикации на эту тему проходили с хеште-гом #БУБ1р1о. В том же году широкое освещение в аккаунтах Министерства иностранных дел получили Вторые Европейские игры, которые проходили в Минске. В 2023 г. в социальных сетях также было отмечено посещение сотрудниками МИД Вторых Игр стран СНГ [30].

В последние годы широкое освещение в социальных сетях Министерства иностранных дел получают проекты и акции патриотической направленности, в частности связанные с памятью о Великой Отечественной войне. В преддверии праздника Победы 9 мая МИД в 2020 г. в своем аккаунте запустил серию сюжетов «#БУ75: давайце памятаць разам!», где рассказывается о сотрудниках внешнеполитического ведомства, воевавших в годы Второй мировой войны. В мае 2022 г. МИД Беларуси запустил в соцсетях онлайн-проект «Мы помним», посвященный очередной годовщине со Дня Победы в Великой Отечественной войне [31]. С 2021 г. в социальных сетях ведомства регулярно появляются посты, посвященные новому государственному празднику — Дню народного единства (17 сентября) [32].

В феврале — марте 2022 г. в социальных сетях Министерство иностранных дел размещало оперативную информацию о ходе мирных переговоров между российской и украинской делегациями на белорусской площадке в первые дни специальной военной операции. Из последних событий (2024 г.), которые нашли отражение на официальных страницах МИДа в соцсетях, следует отметить визит министра иностранных дел Республики Беларусь С. Ф. Алейника в Уганду на саммит Движения неприсоединения (18-20 января) и 105-летний юбилей дипломатической службы Беларуси (22 января). В связи с годовщиной внешнеполитическое ведомство решило опубликовать 105 фактов, связанных с историей белорусской дипломатии [33].

Для популяризации имиджа дипломата в молодежной среде в 2022 г. был открыт аккаунт МИД Беларуси в Т1кТок (66 видеороликов, почти 3,9 тыс. подписчиков) [34]. Контент на этой платформе менее официален, отдельные ролики носят

Таблица 1. Количество аккаунтов в социальных сетях у зарубежных представительств Республики Беларусь, январь 2024 г.

Социальная сеть Количество аккаунтов

Twitter 52

Facebook* 39

Instagram* 8

YouTube 10

WeChat 1

Источник: [37].

социальный характер. В частности, в ноябре 2022 г. студентки факультета международных отношений Белорусского университета П. Пихутина, И. Бобко, К. Павловская снялись в ролике, посвященном Международному дню энергосбережения [35]. Видеоролики в TikTok играют важную роль популяризации знаний о приоритетах дипломатии Республики Беларусь и об особенностях дипломатической практики в молодежной (и не только) среде. В социальных сетях министерства иностранных дел широкое освещались итоги ежегодного конкурса эссе для школьников и студентов «Хочу быть дипломатом» [36].

Наряду с центральным учреждением МИД аккаунты в соцсетях имеют и представительства Республики Беларусь за рубежом (см. табл. 1). В настоящий момент ими обладают все посольства, два отдельных постоянных представительства при ООН и ее специализированных учреждениях (в Нью-Йорке и Женеве), а в ряде случаев — и некоторые консульства. Более половины зарубежных дипломатических представительств Республики Беларусь имеет аккаунты в двух и более социальных сетях (как правило, это X и Facebook*), некоторые представлены одновременно в трех видах социальных сетях и даже на четырех платформах (например, посольство в Швейцарии) [37].

У белорусского посольства во Франции имеется два аккаунта в сети Facebook*, на русском/белорусском и французском языках. До 2022 г. посольство Республики Беларусь в Российской Федерации вело две страницы в сети Instagram*, с различным контентом: если первая содержала в основном фото с официальных встреч и мероприятий, то вторая — менее официальные материалы. Тем не менее после блокировки социальных сетей компании Meta* в России приостановились и публикации в аккаунте посольства. Свою специфику имеет цифровая дипломатия представительства Республики Беларусь в Китайской Народной Республике: поскольку в этом государстве ограничен доступ к таким сервисам, как Facebook* и Twitter, страницы созданы в социальной сети WeChat и сервисе микроблогов Weibo.

Вместе с тем стоит отметить, что частота обновления контента на страницах различных посольств в социальных сетях сильно варьируется. Анализ содержания показывает, что они не только сообщают о важнейших направлениях деятельно-

* Продукт компании Meta, деятельность которой признана экстремистской в Российской Федерации.

сти самих зарубежных учреждений МИД, но в значительной степени наполнены репостами сообщений с главной страницы внешнеполитического ведомства либо других новостей. В частности, в лентах зарубежных представительств регулярно отражается информация о государственных праздниках Республики Беларусь, о важнейших спортивных событиях, о встречах главы внешнеполитического ведомства. Таким образом, ленты зарубежных диппредставительств в социальных сетях отыгрывают роль дополнительного информационного канала о важнейших событиях, происходящих в Беларуси.

Хотя аккаунты в соцсетях имеют все дипломатические представительства Республики Беларусь за рубежом, персональная активность белорусских дипломатов ниже, чем у многих зарубежных дипломатов и политиков. Причиной этому представляется то, что продвижение сотрудника дипломатического ведомства по административной вертикали в Беларуси не вытекает напрямую из его публичного образа. Министр иностранных дел назначается главой государства. Большинство дипломатов (во всяком случае, до обновления республиканской партийной системы в 2023 г. и трансформации общественного объединения «Белая Русь» в политическую партию) являлись беспартийными. Это отличается от ситуации в Западной Европе, где политик, занявший должность министра иностранных дел, как правило, является одним из лидеров партии, победившей на выборах или вступившей в победную коалицию. В Соединенных Штатах и других странах мира, где персональные Twitter-аккаунты политиков получили широкое распространение, создание благоприятного имиджа в социальных сетях является одним из ключей успеха во внутриполитической борьбе. На текущий момент персональную страницу в X, помимо уже упомянутого заместителя министра Ю. Г. Амбразевича, ведет посол Республики Беларусь в Королевстве Швеция Д. Л. Мирончик (занимавший должность начальника Управления информации и цифровой дипломатии МИД до июня 2018 г.) [38]. Собственные аккаунты в Twitter в бытность послами имели и другие дипломаты Республики Беларусь: В. А. Прима (посол Республики Беларусь в Индии в 2013-2018 гг. и по совместительству в Шри-Ланке, Бангладеш и Непале), В. Г. Колесник (в Индонезии в 2017-2023 гг. и по совместительству в Филиппинах), К. В. Рудый (в Китайской Народной Республике в 2016-2020 гг.).

В белорусских государственных СМИ наибольшее внимание уделяется деятельности А. Г. Лукашенко, который определяет стратегические внешнеполитические приоритеты страны. Глава белорусского государства скорее тяготеет к более консервативной форме публичной международной политики, при которой главную роль отыгрывают не социальные сети, а государственные средства массовой информации. У него нет персонального аккаунта в социальных сетях, однако существует телеграм-канал «Пул Первого» (196 тыс. подписчиков), близкий к Администрации Президента [39].

Таким образом, цифровая дипломатия Республики Беларусь носит преимущественно «ведомственный» характер, а не «персональный». С одной стороны, это сдерживает рост числа подписчиков, поскольку на аккаунты первого рода люди подписываются гораздо реже, чем второго. С другой стороны, это позволяет избегать различных конфузов, рассогласованности официальных позиций, что нередко случается в тех странах, где дипломаты активно публикуют высказывания в социальных сетях по собственной инициативе.

В настоящий момент цифровая дипломатия Республики Беларусь в своем публичном измерении решает две основные задачи. Во-первых, путем постов в социальных сетях доводится официальная позиция Республики Беларусь по различным международным вопросам. Эта задача важна как ответ на частую критику действий белорусских руководящих лиц в западных средствах массовой информации. Второй важной задачей является повышение узнаваемости и формирование позитивного имиджа страны в глазах зарубежной общественности. Поскольку Республика Беларусь как суверенное государство существует на протяжении тридцати с небольшим лет, а до этого белорусская государственность развивалась в рамках СССР, то нередко в странах дальнего зарубежья простому обывателю сложно сказать, в чем заключается белорусская специфика, чем Беларусь отличается от России в плане языка, культуры, истории. В связи с этим важной особенностью некоторых публикаций МИД является концентрация внимания на национальной идентичности. Это может быть сделано различными путями: как содержанием тех или иных публикаций, так и фоновым сопровождением, т. е. соответствующей обложкой официальных страниц (например, в X, в белорусско-/русскоязычной версии изображен аист — белорусский национальный символ, а в англоязычной версии обложка представлена в цветах национального флага — красном и зеленом [22; 23]). Ежегодно в феврале, когда на международном уровне отмечается день родного языка, белорусское внешнеполитическое ведомство также подключается к акциям, призванным популяризировать белорусский язык [40]. Работа на формирование позитивного имиджа путем освещения отдельных страниц истории и культуры играет важную роль в противостоянии тому негативу, который периодически появляется в публикациях зарубежных СМИ.

Новые возможности цифровой дипломатии

в рамках Союзного государства

Внешнеполитическое ведомство Республики Беларусь стремится развивать цифровое измерение дипломатии и в сотрудничестве с другими государствами. Приоритетным партнером Минска на этом направлении является Российская Федерация. Внешнеполитические ведомства Беларуси и России ежегодно проводят совместные заседания коллегий, на которых обсуждаются планы сотрудничества по различным направлениям [41], проговаривается и кооперация в рамках отдельных аспектов практики цифровой дипломатии. Выработка совместной информационной политики, обмен опытом представителей Беларуси и России проходят и на многосторонних площадках (в частности в рамках Содружества Независимых Государств). Так, в декабре 2023 г. на площадке Исполкома СНГ в г. Минске прошли консультации информационных служб министерств иностранных дел государств — участников СНГ. Участники консультаций «обсудили возможности совершенствования инструментов и методов информационной работы, а также более тесного взаимодействия в данной сфере между внешнеполитическими ведомствами на пространстве СНГ. Отдельной темой встречи стала тематика применения новых инструментов информационного сопровождения внешней политики, в том числе технологий искусственного интеллекта» [42].

Некоторые публикации белорусского министерства иностранных дел в соцсетях (даже на западных платформах) направлены на то, чтобы подчеркнуть союзнический

характер отношений Беларуси и России. Так, в июне 2021 г. в публикации, приуроченной ко Дню России, была размещена совместная фотография глав внешнеполитических ведомств Беларуси и России — В. В. Макея и С. В. Лаврова [43]. В июне 2023 г. была осуществлена публикация в сети X о том, что Беларусь с пониманием относится к целям специальной военной операции РФ в Украине [44]. Таким образом цифровая дипломатия может быть задействована для донесения до зарубежной аудитории совместной позиции Республики Беларусь и Российской Федерации о путях совершенствования системы европейской безопасности, в том числе ее военно-политических, энергетических, социально-гуманитарных аспектов.

В условиях поиска новых внешнеполитических партнеров и активизации деятельности на новых международных площадках (ШОС, БРИКС) продуктивной также представляется идея об активизации совместной цифровой дипломатии в новых регионах, привлекательных для Беларуси и России (Африка, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка — т. е. в странах «дальней дуги», в белорусской терминологии). В частности, продуктивным было бы совместное информационное освещение исторического опыта дружбы в советский период с такими странами, как Индия, Вьетнам, Монголия, Куба, Никарагуа и проч., вклада Советского Союза и БССР как одной из его республик в социально-экономическое и технологическое развитие этих государств.

Вместе с тем, как было показано исследователями, само понятие цифровой дипломатии постоянно эволюционирует. И если в 2010-е годы она означала преимущественно особую форму публичной дипломатии, облеченную в форму соц-сетей, то на рубеже 2010-2020-х годов она вышла на этап датафикации, который характеризуется «бурным и неконтролируемым доступом самых разных акторов к технологиям искусственного интеллекта для оказания быстрого влияния на целевую аудиторию при помощи эффективных информационных кампаний, осуществления фильтрации, создания синтетических СМИ и дип-фейков» [7, с. 177-178]. Этому способствовало как стремительное развитие самих информационно-коммуникационных технологий, так и пандемия СОУГО-19, которая заставила перенести часть дипломатической активности в виртуальную реальность, а также обострение геополитической борьбы, которая провоцирует раскол прежде единого, глобального информационного поля мирового сообщества на ряд обособленных информационно-технологических платформ. Таким образом, в настоящее время понятие цифровой дипломатии охватывает также практику обработки больших данных для анализа и планирования, а также использование отдельных возможностей машинного обучения для оптимизации деятельности дипломатических работников.

Учитывая актуальность создания в современном фрагментирующемся мире «цифровых альянсов» [9, с. 10], это может стать основой для проработки совместной цифровой политики России и Беларуси. Такие явления и процессы последних лет, как санкционное давление на Республику Беларусь и Российскую Федерацию, полное либо частичное блокирование доступа к западным информационным платформам, незащищенность собственных информационных ресурсов, находящихся за пределами Союзного государства, поставили перед Минском и Москвой задачу создания собственных информационных экосистем, в рамках которых можно было бы осуществлять цифровую трансформацию. Вместе с тем создание такого альянса требует значительно больших ресурсов и принципиально иного подхода к вопро-

сам информационной безопасности. Выход на такой трек для Республики Беларусь возможен лишь в кооперации с другими партнерами, и перспектива тесного сотрудничества с Российской Федерацией на этом направлении рассматривается как приоритетная, учитывая высокий уровень согласованности позиций Минска и Москвы в различных международных вопросах.

Более того, углубленное сотрудничество Беларуси и России потенциально может стать основой для формирования альянса в сфере цифровой дипломатии на базе всего Евразийского экономического союза. В 2018 г. Беларусь выступила в качестве инициатора программы цифровой трансформации ЕАЭС. На пленарном заседании международного форума «Цифровая повестка в эпоху глобализации» премьер-министр А. В. Кобяков предложил рассмотреть две белорусские инициативы: интеграцию цифровой инфраструктуры стран объединения, а также переход от согласованной политики в цифровой сфере к единой стратегии стран — участниц союза [45]. Цифровая трансформация ЕАЭС реализовалась в таких отдельных направлениях, как создание международной поисковой системы «Работа без границ» с доступом к информации о свободных рабочих местах и соискателях вакансий, разработка проекта цифрового технического регулирования, а также работа по формированию экосистемы цифровых транспортных коридоров [46].

Вместе с тем отдельные шаги в сфере координации цифровой политики Республики Беларусь и Российской Федерации уже предприняты. В частности, постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства № 1 от 22 февраля 2023 г. была утверждена Концепция информационной безопасности Союзного государства. Из указанных в этом документе направлений двустороннего сотрудничества России и Беларуси к сфере цифровой дипломатии можно отнести следующие:

«а) проведение согласованной государственной информационной политики государств-участников;

б) формирование единой безопасной среды оборота достоверной информации, повышение защищенности и устойчивости функционирования информационной инфраструктуры государств-участников и, прежде всего, критически важных объектов; <...>

н) доведение до российских и белорусских граждан, а также международной общественности достоверной информации о внешней и внутренней политике государств-участников;

о) формирование и продвижение на международной арене согласованного видения направлений дальнейшего развития сети Интернет, информационных правоотношений, основанных на нормах и принципах международного права;

п) обеспечение технологической независимости, прежде всего путем развития совместного научного и производственного потенциала Союзного государства в сфере информационно-коммуникационных технологий, искусственного интеллекта;

р) развитие средств массовой информации Союзного государства, а также создание новых медиаплатформ, ресурсов и сервисов сети Интернет, входящих в юрисдикцию государств-участников и отвечающих интересам Союзного государства для популяризации их использования российскими и белорусскими гражданами и сокращения объемов пользования аналогичными зарубежными ресурсами и сервисами» [47].

Как отмечало белорусское министерство иностранных дел, «установки Концепции последовательно реализуются белорусской и российской сторонами во взаимодействии с государствами-единомышленниками на площадке ООН — в рамках Специального комитета по разработке Конвенции о противодействии использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в преступных целях, а также в Рабочей группе открытого состава по вопросам безопасности использования ИКТ и самих ИКТ 2021-2025» [48]. Официальный Минск разделяет такие взгляды Москвы в отношении управления Интернетом на международном уровне, как «недопущение доступа к сети как инструмента влияния на другие государства, воздержание государств от действий, направленных на ограничение функционирования или доступа к сети Интернет на территории других государств, суверенные права государств на управление национальным сегментом сети Интернет» [9, с. 24]. Республика Беларусь поддержала резолюцию 77/36 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в сфере международной безопасности», принятую в рамках Первого комитета Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 2022 года по инициативе России [49]. Таким образом, Минск и Москва реализовывают свой потенциал двустороннего сотрудничества также путем продвижения согласованного подхода к сотрудничеству в сфере международной информационной безопасности.

С авторской точки зрения, перспективными также представляются следующие сферы взаимодействия в рамках Союзного государства:

• реализация совместных проектов, использующих цифровые технологии для проведения экспертизы в различных предметных областях международных отношений;

• повышение квалификации и компетенций дипломатических работников в области цифровых технологий, а также расширение возможностей для их обучения в этой сфере;

• поддержка гражданских инициатив Республики Беларусь и Российской Федерации, направленных на развитие дружественных связей и партнерства между двумя странами и имеющих цифровое измерение.

Заключение

Таким образом, за прошедшие годы цифровая дипломатия Республики Беларусь прошла эволюцию от первоначального заимствования тренда, появившегося в западной политической и дипломатической культуре, до выработки собственной модели со своей спецификой. В отдельных аспектах цифровой дипломатии белорусское внешнеполитическое ведомство действует своими силами, в других — делает ставку на сотрудничество с партнерами на международной арене. Главной задачей цифровой дипломатии Республики Беларусь является формирование позитивного внешнеполитического имиджа страны и ее узнаваемости на международной арене. В частности, многие публикации направлены на то, чтобы подчеркнуть национальную идентичность Беларуси, особенности ее культуры, а также посвящены знаковым событиям из белорусской истории. Как показывает анализ, нередко посты направлены не только на зарубежную аудиторию, но и на внутреннюю, с целью поднять узнаваемость и популярность дипломатической службы в глазах молодежи.

Вместе с тем по мере развития и концептуального оформления понятия цифровой дипломатии формируются ее новые уровни, на которых Республике Беларусь сложно добиться поставленных целей самостоятельно, опираясь лишь на собственные ресурсы. В этом контексте представляется плодотворным сотрудничество с Российской Федерацией. Согласованный подход Минска и Москвы позволил бы развивать цифровое измерение публичной дипломатии, на практике совершенствовать методику анализа больших данных в сфере международных отношений, оптимизировать работу с контентом с помощью нейросетей. В таком случае цифровая дипломатия имеет потенциал стать важным инструментом формирования нового международного многополярного порядка, который отвечает национальным интересам Беларуси и России.

Литература

1. Русакович, А. В. (2017), Некоторые тенденции развития современной дипломатии, Дипломатия Беларуси: прошлое и настоящее: материалы научного семинара (Минск, БГУ, 23 марта 2017 г.), с. 22-25.

2. Авласенко, И. М. (2019), Цифровое измерение публичной дипломатии Республики Беларусь, Дипломатия Беларуси: прошлое и настоящее: материалы научного семинара (Минск, БГУ, 28 марта 2019 г.), с. 4-8.

3. Макаров, О. С. и Романовский, В. А. (2022), Основные подходы Российской Федерации к обеспечению международной информационной безопасности, Актуальные проблемы международных отношений и глобального развития: сб. науч. ст., Минск, вып. 10, с. 8-17.

4. Макаров, О. С. (2013), Актуальные аспекты обеспечения информационной безопасности государств — участников Содружества Независимых Государств: монография, Минск: Ин-т нац. безопасности Республики Беларусь.

5. Романовский, В. А. (2022), О развитии концепции «безопасность через развитие» в сфере информационной безопасности, Беларусь в современном мире: материалы XXI Междунар. науч. конф., посвящ. 101-й годовщине образования Белорус. гос. ун-та (Минск, 27 окт. 2022 г.), Минск: БГУ, с. 75-78.

6. Боришполец, К. П. (2017), Ресурсы публичной дипломатии Союзного государства России и Беларуси, Вестник МГИМО-Университета. № 3 (54), с. 224-237.

7. Цветкова, Н. А., Сытник, А. Н. и Гришанина, Т. А. (2022), Цифровая дипломатия и digital international relations: вызовы и новые возможности, Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения, т. 15, вып. 2, с. 174-196.

8. Зиновьева, Е. С. (2022), Кибер-дипломатия в условиях обострения конкуренции между великими державами, Вестник МГИМО-Университета, с. 1-21. https://doi.org.10.24833/2071-8160-2022-olf5

9. Зиновьева, Е. С. (ред.) (2024), «Цифра» и искусственный интеллект на службе дипломатии: аналитический доклад. М.: МГИМО.

10. Measuring the Information Society Report (2017), vol. 1. Geneva: International Télécommunication Union.

11. About Belarus (English), YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=cr8heygC_4Y (дата обращения: 15.01.2024).

12. The 50 Best Connected World Leaders 2018, Twiplomacy. URL: https://twiplomacy.com/ranking/ the-50-best-connected-world-leaders-2018. (дата обращения: 15.01.2024).

13. Vladimir Makei, Instagram*. URL: https://www.instagram.com/vladimir_makei_/ (дата обращения: 15.01.2024).

14. На сайте МИД появился раздел для белорусов, нуждающихся в помощи по возвращению домой, СБ. Беларусь Сегодня. 28 марта 2020 г. URL: https://www.sb.by/articles/na-sayte-mid-poyavilsya-razdel-dlya-belorusov-nuzhdayushchikhsya-v-pomoshchi-po-vozvrashcheniyu-domo.html (дата обращения: 15.01.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. О вручении Послом Беларуси М. Ермоловичем верительных грамот Королеве Елизавете II, Министерство иностранных дел Республики Беларусь — официальный сайт. URL: https://mfa.gov. by/press/news_mfa/f011f5b6b45de7f3.html (дата обращения: 15.01.2024).

* Продукт компании Meta, деятельность которой признана экстремистской в Российской Федерации.

16. Просто отсидеться невозможно. Юрий Амбразевич о журналистском оттенке в современной дипломатии (2022), БепТА, 10 февраля г. URL: https://www.belta.by/society/view/prosto-otsidetsja-nevoz-mozhno-jurij-ambrazevich-o-zhurnalistskom-ottenke-v-sovremennoj-diplomatii-484058-2022/ (дата обращения: 15.01.2024).

17. Yury Ambrazevich, X (Twitter). URL: https://twitter.com/yambrazevich (дата обращения: 15.01.2024).

18. Официальный аккаунт МИД Беларуси, ВКонтакте. URL: https://vk.com/mfabelarus (дата обращения: 15.01.2024).

19. Неофициальная страница, посвященная деятельности Министерства иностранных дел Республики Беларусь, ВКонтакте. URL: https://vk.com/belarusmfa (дата обращения: 15.01.2024).

20. МИД Беларуси (23547053) — официальный канал, RuTube, URL: https://rutube.ru/ channel/23547053/videos/ (дата обращения: 15.01.2024).

21. Закон Республики Беларусь 1 июня 2022 г. № 175-З О государственной службе. URL: https:// pravo.by/document/?guid=3871&p0=H12200175 (дата обращения: 15.01.2024).

22. Официальный Twitter-аккаунт Министерства иностранных деп Республики Беларусь. URL: https://twitter.com/BelarusMID (дата обращения: 15.01.2024).

23. Officiai English language twitter of the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Belarus.URL: https://twitter.com/BelarusMFA (дата обращения: 15.01.2024).

24. Официальный аккаунт МИД Беларуси в Facebook*. URL: https://www.facebook.com/belarusm-fa/ (дата обращения: 15.01.2024).

25. Association of Young Diplomats of Belarusian MFA, Facebook*. URL: https://www.facebook.com/ youngdiplomatsbelarus (дата обращения: 15.01.2024).

26. Foreign Ministry of Belarus (@belarusmfa), Instagram*. URL: https://www.instagram.com/bela-rusmfa/ (дата обращения: 15.01.2024).

27. BelarusMFA — официальный канал Министерства иностранных дел Республики Беларусь, YouTube. URL: https://www.youtube.com/user/BelarusMFA (дата обращения: 15.01.2024).

28. Regional SDG Coordination Leaders Forum (21-22 February 2018, Minsk, Belarus), YouTube, URL: https://www.youtube.com/watch?v=SGWNxIw3_70 (дата обращения: 15.01.2024).

29. Международная конференция высокого уровня по тематике Евразийской безопасности (2023), YouTube, 26 октября. URL: https://www.youtube.com/watch?v=0E-zV0AXH5Q (дата обращения: 15.01.2024).

30. Беларусь ко II Играм стран СНГ готова, а Вы? ;) (2023), 26 июня. URL: https://www.tiktok. com/@mfabelarus/video/7248885527112469765 (дата обращения: 15.01.2024).

31. МИД Беларуси запустил в соцсетях онлайн-проект «Мы помним» (2022), БелТА, 8 мая. URL: htt-ps://www.belta.by/society/view/mid-belarusi-zapustil-v-sotssetjah-onlajn-proekt-my-pomnim-500526-2022/ (дата обращения: 15.01.2024).

32. С Днем народного единства, Беларусь! (2023), 17 сентября. URL: https://twitter.com/ BelarusMID/status/1703292145879171329/photo/1 (дата обращения: 15.01.2024).

33. В этом году исполняется 105 лет современной белорусской дипломатической службе. Предлагаем узнать еще больше интересных фактов из истории белорусской дипломатии! 105 дней = 105 фактов! (2024), Twitter, 23 января. URL: https://twitter.com/BelarusMID/status/1749786407348928 635 (дата обращения: 24.01.2024).

34. МИД Беларуси (@mfabelarus) — официальный аккаунт Министерства иностранных дел Республики Беларусь, TikTok. URL: https://www.tiktok.com/@mfabelarus (дата обращения: 15.01.2024).

35. Международный День энергосбережения с МИД Беларуси (2022), TikTok, 11 ноября. URL: https://www.tiktok.com/@mfabelarus/video/7164659764566314245 (дата обращения: 15.01.2024).

36. В МИД подвели итоги конкурса «Хочу быть дипломатом» (2023), TikTok 21 апреля. URL: https://www.tiktok.com/@mfabelarus/video/7224485019589430533 (дата обращения: 15.01.2024).

37. МИД в социальных сетях, Министерство иностранных дел Республики Беларусь — официальный сайт. URL: http://mfa.gov.by/press/socialmedia/ (дата обращения: 15.01.2024).

38. Dmitry Mironchik, X (Twitter). URL: https://twitter.com/DmitryMironchik (дата обращения: 15.01.2024).

39. Телеграм-канал Пул Первого. https://t.me/s/pul_1 (дата обращения: 15.01.2024).

40. Дзень роднай мовы разам з МЗС Беларуа: а якое слова выбрам б Вы? (2019), Twitter, 21 февраля. URL: https://twitter.com/BelarusMID/status/1098541114070654978 (дата обращения: 15.01.2024).

* Продукт компании Meta, деятельность которой признана экстремистской в Российской Федерации.

41. О совместном заседании коллегий внешнеполитических ведомств Беларуси и России (2023), Министерство иностранных дел Республики Беларусь — официальный сайт, 15 декабря. URL: https://mfa.gov.by/press/news_mfa/b0d5c4f89a5f084f.html (дата обращения: 15.01.2024).

42. О консультациях информационных служб министерств иностранных дел государств — участников СНГ (2023), Министерство иностранных дел Республики Беларусь — официальный сайт, 8 декабря. URL: https://www.mfa.gov.by/press/news_mfa/e08b4a5d4e5a5ef7.html (дата обращения: 15.01.2024).

43. С Днем России, друзья @MID_RF!, X (Twitter). URL: https://twitter.com/BelarusMID/ status/1403705069850202113/photo/1 (дата обращения: 15.01.2024).

44. Belarus has always been & remains an ally of Russia, X (Twitter). URL: https://twitter.com/ BelarusMFA/status/1672596880537034753 (дата обращения: 15.01.2024).

45. Беларусь инициирует разработку программы цифровой трансформации ЕАЭС (2018), БелТА, 2 февраля. URL: https://www.belta.by/economics/view/belarus-initsiiruet-razrabotku-programmy-tsifrovoj-transformatsii-eaes-287592-2018/ (дата обращения: 15.01.2024).

46. Промышленность, транспорт, техническое регулирование: по каким направлениям идет цифровизация в ЕАЭС (2021), 18 ноября. URL: https://eec.eaeunion.org/news/speech/promyshlennost-transport-tehnicheskoe-regulirovanie-po-kakim-napravleniyam-idet-cifrovizaciya-v-eaes/ (дата обращения: 15.01.2024).

47. Постановление Высшего Государственного Совета Союзного государства Беларуси и России от 22.02.2023 № 1 «О Концепции информационной безопасности Союзного государства». URL: https://base.garant.ru/407406480/ (дата обращения: 15.01.2024).

48. Об утверждении Концепции информационной безопасности Союзного государства (2023), Министерство иностранных дел Республики Беларусь — официальный сайт, 1 марта. URL: https:// mfa.gov.by/press/news_mfa/e0cd393f8e88ea17.html (дата обращения: 15.01.2024).

49. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 77/36 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в сфере международной безопасности» (принята 7 декабря 2022 г.). URL: https:// namib.online/wp-content/uploads/2023/01/A_RES_77_36-RU-%D0%9C%D0%98%D0%91-7.12.2022.pdf (дата обращения: 15.01.2024).

Статья поступила в редакцию 10 января 2024 г.; рекомендована к печати 20 февраля 2024 г.

Контактная информация:

Авласенко Игорь Михайлович — канд. ист. наук, доц.; [email protected]

Digital diplomacy of Belarus: Current trends and new opportunities within the Union State*

I. M. Avlasenko Belarusian State University,

4, pr. Nezavisimosti, Minsk, 220030, Republic of Belarus

For citation: Avlasenko I. M. Digital diplomacy of Belarus: Сш-rent trends and new opportunities within the Union State. Vestnik of Saint Petersburg University. International Relations, 2024, vol. 17, issue 2, pp. 163-182. https://doi.org/10.21638/spbu06.2024.204 (In Russian)

The article provides a comprehensive analysis of the development of the digital diplomacy of the Republic of Belarus, its tasks, content and specific features, focusing on cooperation with Russia within the framework of the Union State. The author examines the transition of Belarusian diplomacy to digital technologies, starting from the end of the 2000s, when social

* The article was prepared with the financial support of the Belarusian Republican Foundation for Fundamental Research as part of the project "Transformation of military-political, energy and social-humanitarian aspects of the European security system: importance for the Union state" (state registration number 20240046 dated 12.01.2024).

networks began to be widely used by Belarusian citizens. The evolution of the use of digital platforms is covered, starting with the first accounts of the Ministry of Foreign Affairs on Twitter and YouTube, to the transition to a more systematic and regular nature of publications in social networks in the 2010s. Special attention is paid to the period after 2020, when due to the COVID-19 pandemic and increased geopolitical tensions, the changes in practice of digital diplomacy of Belarus have undergone. A conclusion was made that the events of the early 2020s have stimulated the development of its own model of digital diplomacy, focusing on Russian and Chinese practice. The author has outlined the peculiarities of the Belarusian digital diplomacy which, unlike the Russian one, actively uses Western social networks to convey its official position.The article also touches on the prospects for the development of digital diplomacy in the context of the Union State, emphasizes the importance of joint efforts of Belarus and Russia in using digital platforms to strengthen the foreign policy positions of both states in the international arena. It is shown that the possibilities of digital diplomacy can be used to defend the joint position of the Republic of Belarus and the Russian Federation on the European security system transformation, including its military-political, energy, social and humanitarian aspects. The author emphasizes the constant evolution of the concept of digital diplomacy and the need to adapt to changing conditions in the modern world. Keywords: digital diplomacy, Republic of Belarus, Russian Federation, Union State.

References

1. Rusakovich, A. V. (2017), Some trends in the development of modern diplomacy, Diplomacy of Belarus: past and present: proceedings of the scientific seminar (Minsk, Belarusian State University, March 23), pp. 22-25. (In Russian)

2. Aulasenka, I. M. (2019), Digital dimension of public diplomacy of the Republic of Belarus, Diplomacy of Belarus: past and present: proceedings of the scientific seminar (Minsk, Belarusian State University, arch 28), pp. 4-8. (In Russian)

3. Makarov, O. S. and Romanovski, V. A. (2022), Basic approaches of the Russian Federation to ensuring international information security, in: Current problems of international relations and global development: collection of scientific papers, Minsk, iss. 10, pp. 8-17. (In Russian)

4. Makarov O. S. (2013), Current aspects of ensuring information security of member states of the Commonwealth of Independent States, Minsk: Institute of National Security of the Republic of Belarus. (In Russian)

5. Romanovski, V. A. (2022), On the development of the concept of "security through development" in the field of information security, in: Belarus in the Modern World: proceedings of the XXI International scientific conference, dedicated 101st anniversary of the establishment of the Belarusian State University (Minsk, October 27), Minsk: Belarusian State University, pp. 75-78. (In Russian)

6. Borishpolets, K. P. (2017), The public diplomacy resources of the Union State of Russia and Belarus, MGIMO Review of International Relations, no. 3 (54), pp. 224-237. (In Russian)

7. Tsvetkova, N. A., Sytnik, A. N. and Grishanina, T. A. (2022), Digital diplomacy and digital international relations: Challenges and new advantages, Vestnik of Saint Petersburg University. International Relations, vol. 15, iss. 2, pp. 174-196. (In Russian)

8. Zinovieva, E. S. (2022), Cyber Diplomacy under Increased Competition Between the Great Powers. MGIMO Review of International Relations, pp. 1-21. https://doi.org.10.24833/2071-8160-2022-olf5 (In Russian)

9. Zinovieva, E. S. (ed.) (2024), "Digits" and artificial intelligence in the service of diplomacy: analytical report, Moscow: MGIMO-University Publ. (In Russian)

10. Measuring the Information Society Report (2017), vol. 1. Geneva: International Telecommunication Union.

11. About Belarus (English), YouTube. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=cr8heygC_4Y (accessed: 15.01.2024).

12. The 50 Best Connected World Leaders 2018, Twiplomacy. Available at: https://twiplomacy.com/ ranking/the-50-best-connected-world-leaders-2018/ (accessed: 15.01.2024).

13. Vladimir Makei, Instagram*. Available at: https://www.instagram.com/vladimir_makei_/ (accessed: 15.01.2024). (In Russian, Belarussian)

14. A section has appeared on the website of the Ministry of Foreign Affairs for Belarusians who need help returning home (2020), SB. Belarus Today. March 28. Available at: https://www.sb.by/articles/na-sayte-mid-poyavilsya-razdel-dlya-belorusov-nuzhdayushchikhsya-v-pomoshchi-po-vozvrashcheniyu-domo. html (accessed: 15.01.2024). (In Russian)

15. On the presentation of credentials by Ambassador of Belarus M. Ermolovich to Queen Elizabeth II, Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Belarus — official website. Available at: https://mfa.gov.by/press/ news_mfa/f011f5b6b45de7f3.html (accessed: 15.01.2024). (In Russian)

16. It's impossible to just sit back. Yury Ambrazevich about the journalistic shade in modern diplomacy (2022), Belarusian Telegraph Agency (BelTA). February 10. Available at: https://www.belta.by/society/ view/prosto-otsidetsja-nevozmozhno-jurij-ambrazevich-o-zhurnalistskom-ottenke-v-sovremennoj-diplo-matii-484058-2022/ (accessed: 15.01.2024). (In Russian)

17. Yury Ambrazevich, X (Twitter). Available at: https://twitter.com/yambrazevich (accessed: 15.01.2024). (In Russian, Belarussian)

18. Official page of the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Belarus, VK.com. Available at: https://vk.com/mfabelarus (accessed: 15.01.2024). (In Russian, Belarussian)

19. Unofficial page dedicated to the activities of the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Belarus, VK.com. Available at: https://vk.com/belarusmfa (accessed: 15.01.2024). (In Russian)

20. Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Belarus (23547053) — official channel, RuTube, Available at: https://rutube.ru/channel/23547053/videos/ (accessed: 15.01.2024). (In Russian)

21. Law of the Republic of Belarus from June 1, 2022 No. 175-3 On public service. Available at: https:// pravo.by/document/?guid=3871&p0=H12200175 (accessed: 15.01.2024). (In Russian)

22. Official twitter of the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Belarus. Available at: https://twitter. com/BelarusMID (accessed: 15.01.2024). (In Russian, Belarussian)

23. Official English language twitter of the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Belarus. Available at: https://twitter.com/BelarusMFA (accessed: 15.01.2024).

24. Official page of the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Belarus in Facebook*. Available at: https://www.facebook.com/belarusmfa/ (accessed: 15.01.2024). (In Russian, Belarussian)

25. Association of Young Diplomats of Belarusian MFA, Facebook*. Available at: https://www. facebook. com/youngdiplomatsbelarus (accessed: 15.01.2024). (In Russian, Belarussian)

26. Foreign Ministry of Belarus (@belarusmfa), Instagram*. Available at: https://www.instagram.com/ belarusmfa/ (accessed: 15.01.2024). (In Russian, Belarussian)

27. BelarusMFA — Official channel of the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Belarus, YouTube. Available at: https://www.youtube.com/user/BelarusMFA (accessed: 15.01.2024). (In Russian, Be-larussian)

28. Regional SDG Coordination Leaders Forum (21-22 February 2018, Minsk, Belarus), YouTube, Available at: https://www.youtube.com/watch?v=SGWNxIw3_70 (accessed: 15.01.2024).

29. High-level international conference on Eurasian security (2023), YouTube, October 26. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=0E-zV0AXH5Q (accessed: 15.01.2024). (In Russian)

30. #Belarus is ready for the 2nd CIS Games, and you?;) (2023), June 26. Available at: https://www.tiktok. com/@mfabelarus/video/7248885527112469765 (accessed: 15.01.2024). (In Russian)

31. The Ministry of Foreign Affairs of Belarus launched an online project "We Remember" on social networks (2022), Belarusian Telegraph Agency (BelTA), May 8. Available at: https://www.belta.by/society/ view/mid-belarusi-zapustil-v-sotssetjah-onlajn-proekt-my-pomnim-500526-2022/ (accessed: 15.01.2024). (In Russian)

32. Happy National Unity Day, Belarus! (September 17, 2023), Twitter. https://twitter.com/BelarusMID/ status/1703292145879171329/photo/1 (accessed: 15.01.2024). (In Russian)

33. This year marks the 105th anniversary of the modern Belarusian diplomatic service. We invite you to learn even more interesting facts from the history of Belarusian diplomacy! 105 days = 105 facts! (2024), Twitter. Available at: https://twitter.com/BelarusMID/status/1749786407348928635 (accessed: 24.01.2024). (In Russian)

34. MFA Belarus (@mfabelarus), Official page of the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Belarus, TikTok. Available at: https://www.tiktok.com/@mfabelarus (accessed: 15.01.2024). (In Russian)

35. International Energy Saving Day with the Ministry of Foreign Affairs of Belarus (2022), TikTok, November 11. Available at: https://www.tiktok.com/@mfabelarus/video/7164659764566314245 (accessed: 15.01.2024). (In Russian)

* The product of the Meta company, whose activities are recognized as extremist in the Russian Federation.

36. The Foreign Ministry summed up the results of the "I want to be a diplomat" contest (2023), TikTok, April 21. Available at: https://www.tiktok.com/@mfabelarus/video/7224485019589430533 (accessed: 15.01.2024). (In Russian)

37. Social media, Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Belarus — official website. Available at: http://mfa.gov.by/press/socialmedia/ (accessed: 15.01.2024). (In Russian)

38. Dmitry Mironchik, X (Twitter). Available at: https://twitter.com/DmitryMironchik (accessed: 15.01.2024). (In Russian, Belarussian)

39. Telegram-channel Pool of the First. Available at: https://t.me/s/pul_1 (accessed: 15.01.2024). (In Russian, Belarussian)

40. Mother Language Day together with the Ministry ofForeign Affairs of Belarus: which word would you choose? (2019), Twitter, February 21. https://twitter.com/BelarusMID/status/1098541114070654978 (accessed: 15.01.2024). (In Belarussian.)

41. About the joint meeting of the Boards of the Ministries of Foreign Affairs of Belarus and Russia (2023), Ministry ofForeign Affairs of the Republic of Belarus — official website, December 15. https://mfa.gov. by/press/news_mfa/b0d5c4f89a5f084f.html (accessed: 15.01.2024). (In Russian)

42. About consultations of the information departments of the ministries of foreign affairs of the CIS member states (2023), Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Belarus — official website, December 8. Available at: https://www.mfa.gov.by/press/news_mfa/e08b4a5d4e5a5ef7.html (accessed: 15.01.2024). (In Russian)

43. Happy Russia Day, friends @MID_RF!, X (Twitter). Available at: https://twitter.com/BelarusMID/ status/1403705069850202113/photo/1 (accessed: 15.01.2024). (In Russian)

44. Belarus has always been & remains an ally of #Russia, X (Twitter). Available at: https://twitter.com/ BelarusMFA/status/1672596880537034753 (accessed: 15.01.2024).

45. Belarus initiates the development of the digital transformation program of the Eurasian Economic Union (2018), Belarusian Telegraph Agency (BelTA), February 2. Available at: https://www.belta.by/econom-ics/view/belarus-initsiiruet-razrabotku-programmy-tsifrovoj-transformatsii-eaes-287592-2018/ (accessed: 15.01.2024). (In Russian)

46. Industry, transport, technical regulation: what are the directions of digitalization in the EAEU (2021), November 18. Available at: https://eec.eaeunion.org/news/speech/promyshlennost-transport-tehnicheskoe-regulirovanie-po-kakim-napravleniyam-idet-cifrovizaciya-v-eaes/ (accessed: 15.01.2024). (In Russian)

47. Resolution of the Supreme State Council of the Union State of Belarus and Russia dated February 22, 2023 No. 1 "On the Concept of Information Security of the Union State". Available at: https://base.garant. ru/407406480/ (accessed: 15.01.2024). (In Russian)

48. On adoption of the Information Security Concept of the Union State (2023), Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Belarus — official website, March 1. Available at: https://mfa.gov.by/press/news_mfa/ e0cd393f8e88ea17.html (accessed: 15.01.2024). (In Russian)

49. Resolution of the UN General Assembly 77136 «Developments in the field of information and telecommunications in the context of international security» (adopted on December 7, 2022). Available at: https:// namib.online/wp-content/uploads/2023/01/A_RES_77_36-RU-%D0%9C%D0%98%D0%91-7.12.2022.pdf (accessed: 15.01.2024). (In Russian)

Received: January 10, 2024 Accepted: February 20, 2024

Author's information:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Igor M. Avlasenko — PhD in History, Associate Professor; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.