Цифровая безопасность интеграционного сотрудничества в рамках ЕАЭС с учетом глобальных вызовов цифровой трансформации
Ситников Евгений Викторович
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева», e. sitn@yandex. ru
Гавриленко Николай Иванович
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева», [email protected]
Вакуленко Владимир Федорович, кандидат политических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, проректор по общим вопросам ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», [email protected]
Шушунова Татьяна Николаевна
кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева», serg-1167@yandex. ru
Гринев Никита Николаевич
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева», rinev. n@yandex. ru
В статье рассматриваются сложности перехода к цифровой экономике ЕАЭС как ключевого драйвера экономического развития Союза, проведен анализ влияния уровня развития цифровых технологий на конкурентоспособность стран и экономических союзов. Ограниченное понимание преимуществ и рисков цифровой трансформации привело к тому, что безопасность отстает от быстрых темпов инноваций и развертывания цифровой инфраструктуры, что создает значительные риски экономической и политической безопасности единого экономического пространства ЕАЭС. Огромные массивы данных накапливают крупнейшие транснациональные онлайн-сервисные компании США - Google, Amazon, Apple и Facebook, и Китая, которые даже в период пандемии Covid-19 не сократили свое присутствие на едином экономическом пространстве ЕАЭС, а наоборот - упрочили свое положение. Понимание рисков, возникающих вследствие деятельности иностранных цифровых платформ и экосистем, позволит обеспечить необходимую гибкость регуляторного инструментария и его своевременную адаптацию под меняющиеся условия.
Ключевые слова: цифровая безопасность, цифровая трансформация, цифровая повестка ЕАЭС, онлайн-сервисные компании, цифровые технологии.
Введение
На Большом евразийском пространстве основными проектами развития являются: «Экономический пояс шелкового пути» (ЭПШП), ЕАЭС и ЕС. В этих проектах заложены перспективы евразийского партнерства в условиях глобального соперничества. В каждом из них заложена своя цивили-зационная основа и стремление к достижению поставленных целей путем интеграции. Для каждой из стран общая цель выражается как способ взаимодействия с партнерами в различных форматах сотрудничества для более полной реализации своих экономических интересов, расширения сфер влияния и укрепления своего статуса.
Для России ее коротко можно сформулировать как усиление влияния в Большой Евразии в рамках как национального государства, так и ЕАЭС, поскольку наша страна определяет его инвестиционный, инновационный, экономический и торгово-финансовый потенциал. Одновременно важна роль России в обеспечении безопасности ЕАЭС. К сожалению из-за слабости отечественной экономики, нахождения под санкциями, внутренних проблем и вызовов РФ вынуждена маневрировать в поисках оптимального формата на глобальном евроазиатском пространстве.
Одним из ключевых драйверов экономического развития ЕАЭС является переход к цифровой экономике. В настоящее время уровень развития цифровых технологий играет решающую роль в конкурентной борьбе и жизнеспособности стран и экономических союзов. Перспективы и актуальность цифрового развития экономик государств ЕАЭС нашли отражение в Основных направлениях цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г., где цифровая трансформация подчеркивается как ключевой фактор развития [1].
Перспективы цифровой повестки ЕАЭС
Цифровая повестка ЕАЭС позволит достичь си-нергетического эффекта и обеспечит новое качество устойчивого экономического роста, откроет новые возможности для формирования общего рынка труда, повышение производительности в приоритетных областях. Появление новых спосо-
X X
о го А с.
X
го m
о
м о м
CS
о
CS
0
01
о ш m
X
<
m О X X
бов взаимодействия между людьми, сообществами и правительствами, доступа к информации, использование новых бизнес-процессов, цифровых моделей, создание цифровых активов, а также постепенное исчезновение географических и физических барьеров откроют новые перспективы для экономического, социального и культурного развития ЕАЭС, роста международной конкурентоспособности его членов.
На стратегическом уровне управления ЕАЭС цифровые технологии способствует улучшению прогнозирования и анализа тенденций, продвижению прозрачности правительств в рамках ЕАЭС, расширению прав и возможностей граждан; на тактическом - совершенствованию планирования, более эффективному соблюдению нормативных требований в системе регулятивных «песочниц», цифровой прослеживаемости продуктов и активов, снижению затрат, генерированию новых потоков доходов на основе цифровой торговли и промышленной кооперации стран ЕАЭС; на операционном - повышению эффективности и гибкости услуг. Примером начала успешной реализации цифровой повестки ЕАЭС может служить создание цифровой экосистемы в сфере занятости граждан ЕАЭС - первый цифровой проект «Работа без границ», запущенный 1 июля 2021 г., который позволяет работодателям и соискателям получить доступ к национальным базам вакансий всех государств - членов Союза. При этом персональные данные граждан полностью защищены, так как не передаются через систему «Работа без границ» [2]. Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года предусмотрено формирование целой экосистемы цифровых сервисов в сфере трудоустройства и занятости граждан государств - членов Союза, «Евразийской бирже труда», включая информационную поддержку соискателей и работодателей, электронный трудовой договор, профориен-тационную диагностику, маркетплейс обучающих курсов и других сопутствующих услуг, внедрение мобильного приложения и другие сервисы.
Потенциальные риски цифровой повестки ЕАЭС
Вместе с тем, открывающиеся преимущества от использования цифровых технологий необходимо сопоставлять с потенциальными рисками от их внедрения. И наиболее важные из них связаны с владением данными, такими как безопасность, конфиденциальность и обмен информацией, что требует разработки новых подходов к обеспечению безопасного и этичного использования сгенерированных данных, управления данными. Страны ЕАЭС предпочитают цифровую трансформацию из-за преимуществ, которые, как ожидается, принесут цифровые технологии в целом, од-
нако достижение этих конечных преимуществ может привести к структурным непредсказуемым изменениям. Правительства стран ЕАЭС могут недооценивать влияние внедрения цифровых технологий и не полностью понимать организационные условия и последствия успешного их внедрения. Однако цифровая повестка обязательно имеет как возможности, так и ограничения для стран ЕАЭС. Какое значение доминирует, может зависеть от множества факторов, включая цифровую автономность, возможности, действия и мотивы субъектов, реализующих и использующих цифровые технологии.
Ограниченное понимание преимуществ и рисков цифровой трансформации привело к тому, что безопасность отстает от быстрых темпов инноваций и развертывания цифровой инфраструктуры, что создает значительные риски экономической и политической безопасности. Цифровая экономика - экономика данных. Огромные массивы данных накапливают крупнейшие транснациональные онлайн-сервисные компании США - Google, Amazon, Apple и Facebook, и Китая. При этом цифровые технологии, основанные на использовании инструментов искусственного интеллекта и машинного обучения создают на основе этих данных новые знания, включая предиктивную аналитику, которая позволяет знать не только вероятное будущее, но и как это будущее формируется, и как на него можно влиять. Это совершенно новое качество знания не только о всех процессах производства, распределения и сбыта, но и о поведении и ценностных предпочтениях граждан того или иного государства. Синергия этих знаний создает абсолютно новый уникальный актив, которым владеют крупнейшие цифровые гиганты. Они знают о гражданах страны больше, чем их правительства и могут влиять на их поведение, контролируя социальные сети, платформы, электронные и печатные СМИ, владея информацией о базовых потребностях конкретного человека в рамках построения своей модели.
Среди стран ЕАЭС лишь на рынке РФ присутствуют сильные национальные цифровые экосистемы, составляющие достойную конкуренцию глобальным мировым гигантам. Однако российским цифровым компаниям будет все сложнее поддерживать технологическое лидерство в ЕАЭС и выдерживать конкуренцию с интернет-гигантами. Даже в период пандемии Covid-19 ни одна иностранная крупная цифровая корпорация не сократила присутствие на едином экономическом пространстве ЕАЭС, а наоборот - упрочила свое положение [3]. Союз, имеющий такие проблемы и нерешенные вопросы, даже после восстановления своей экономики до пандемий-ного уровня, будет иметь мало возможностей для достойной конкуренции или плодотворного парт-
нерства на евразийском пространстве. Альтернативой к этому является цифровая перезагрузка интеграции и придании ЕАЭС нового качества, которое должно способствовать гармоничному и быстрому развитию стран-членов Союза с повышением жизненного уровня.
Отсутствие регулирования деятельности глобальных цифровых компаний может привносить новые риски для стран-участниц ЕАЭС, включая риски недобросовестной конкуренции и монополизации отдельных сегментов рынка иностранными компаниями, технологий, неправомерного использования персональных данных граждан, недостаточного уровня информационной безопасности и защиты от мошенничества.
Для минимизации негативных последствий неконтролируемой деятельности цифровых транснациональных компаний на региональном рынке ЕАЭС необходимо принятие адекватных регуля-торных и надзорных мер, и в связи с этим требуется уже в ближайшее время модернизация регу-ляторного поля. Понимание рисков, возникающих вследствие деятельности иностранных цифровых платформ и экосистем, позволит обеспечить необходимую гибкость регуляторного инструментария и его своевременную адаптацию под меняющиеся условия.
Регуляторные механизмы цифровой повестки ЕАЭС
Регуляторные меры в ЕАЭС должны обеспечить защиту конкурентной среды единого экономического пространства в условиях потенциально быстрого усиления доминирования глобальных экосистем. Трансграничный характер деятельности иностранных цифровых гигантов может привести к тому, что они в короткие сроки займут доминирующее положение в экономическом пространстве ЕАЭС [4].
Для достижения высокого уровня цифровой безопасности странам ЕАЭС необходимы компетенции для разработки и внедрения собственных цифровых решений и инструментов, создания национальных цифровых инфраструктур собственными силами с применением национальных технологических решений, обеспечить хранение, обработку и дальнейшую передачу данных в рамках национальных решений, разработок и инфраструктур. Этому будет способствовать создание институциональной и правовой основы цифровой повестки дня, запуск программ по повышению общего уровня цифровых навыков и цифровой грамотности среди широких слоев общества, выделение достаточных финансовых ресурсов для развертывания новых телекоммуникационных услуг, включая широкополосный доступ в Интернет.
Перед ЕАЭС стоит задача способствовать максимальной самодостаточности Союза, объединив
усилия всех государств. Необходимо задействовать механизмы мотивации бизнес-сообщества к созданию совместных цифровых экосистем и платформ, стимулированию экспорта и рациональному сокращению импорта.
Изучение международного опыта, показало, что ужесточение политики регуляторов по отношению к электронным платформам - общемировой тренд, это происходит и в США, и в ЕС, и в Китае. При этом у Amazon доля в ритейле составляет 40%, а подконтрольные Alibaba площадки - Tmall и Taobao - контролируют больше 50% рынка [5].
Европейский союз вырабатывает защитные механизмы от проникновения в экономическую и общественную жизнь союзных государств иностранных цифровых гигантов - центров знания, влияния и капитала, в Стратегии в области данных Европейского союза 2020 г. [6].
В Китае растущие цифровые компании поддерживаются правительством, а их развитие происходит практически в свободном правовом поле - до того момента, когда компания становится слишком крупной и начинает подменять своей деятельностью функции государства или отдельных регуляторов. Так власти Китая подняли вопрос недостаточной защиты личных данных пользователей в приложениях ведущих IT-корпораций: в 2020 году, а в 2021 г. потребовали от Alibaba размежевания финансового и технологического бизнеса, интернет-регулятор оштрафовал 100 приложений из сферы e-commerce и онлайн-банкинга, 40 из которых принадлежали Alibaba, другие - Tencent, Baidu и Xiaomi за ненадлежащие меры по защите личных данных пользователей [7].
Выводы
Регуляторная политика ЕАЭС по отношению к цифровым экосистемам сейчас находится в стадии активного формирования - эффективность традиционных механизмов регулирования снижается, новые пока только создаются. Эффективность цифровой трансформации ЕАЭС требует скоординированного подхода в рамках цифрового развития как на национальном, так и на союзном уровнях, включая поощрение совместной исследовательской деятельности цифровой безопасности, разработку гибких механизмов адресной помощи экономическому развитию и построение эффективной системы безопасности на основе совместных проектов.
При этом, как показывает международная практика, позднее применение регуляторных инструментов ведет к накоплению рисков и вынужденным радикальным шагам, болезненно воспринимаемым бизнесом и обществом в целом. Своевременное установление правил, ограничений и требований можно рассматривать как наиболее благоприятный регуляторный сценарий.
х
X
о
го А с.
X
го m
о
м о
M
Литература
1. Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации. [Электронный ресурс] // http://www. eurasiancommission.org/ru/act/dmi/SiteAssets/06-зор ВБ.pdf
2. Работа без границ. Международная система поиска работы и подбора персонала на территории стран ЕАЭС: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России. [Электронный ресурс] // https://trudvsem.ru/rbg/help
3. Слуцкий Л.Э., Худоренко Е.А. ЕАЭС: Уроки пандемии // Сравнительная политика. 2020. №4. [Электронный ресурс] // https://cyberleninka.rU/article/n/eaes-uroki-pandemii (дата обращения: 07.10.2021).
4. Иванов А. Антимонопольное регулирование цифровых рынков на пространстве ЕАЭС. [Электронный ресурс] // https://ild.hse.ru/data/2020Л1/27Л350698576/Пре-зентация_антимонопольное регулирова-ние_ЕАЭС.
5. Смит Дж. Главные новости: падение в Китае и разочарование Amazon. [Электронный ресурс] // https://ru.investing.com/news/economy/article-2072982
6. Зиновьева Е.С., Булва В.И. Цифровой суверенитет европейского союза // Современная Европа. 2021. №2. . [Электронный ресурс] // https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-suverenitet-evropeyskogo-soyuza
7. Китай начал антимонопольное расследование в отношении Alibaba. [Электронный ресурс] // https://www.rbc.ru/business/24/12/2020/5fe405d49a7 947380ca4a830
Digital security of integration cooperation within the EAEU, taking into
account the global challenges of digital transformation Sitnikov E.V., Gavrilenko N. I., Vakulenko VF, Shushunova T.N., Grinev N.N.
Dmitry Mendeleev University of Chemical Technology of Russia The article examines the difficulties of the transition to the digital economy of the EAEU as a key driver of the economic development of the Union, analyzes the impact of the level of development of digital technologies on the competitiveness of countries and economic unions. Limited understanding of the benefits and risks of digital transformation has led to the fact that security lags behind the rapid pace of innovation and deployment of digital infrastructure, which poses significant risks to the economic and political security of the common economic space of the EAEU. Huge amounts of data are accumulated by the largest transnational online service companies in the United States - Google, Amazon, Apple and Facebook, and China, which, even during the Covid-19 pandemic, did not reduce their presence in the single economic space of the EAEU, but, on the contrary, strengthened their position. Understanding the risks arising from the activities of foreign digital platforms and ecosystems will provide the necessary flexibility of the regulatory toolkit and its timely adaptation to changing conditions. Keywords: digital security, digital transformation, digital agenda of the EAEU,
online service companies, digital technologies. References
1. Digital Agenda of the Eurasian Economic Union until 2025: Prospects and
Recommendations. [Electronic resource] // http: // www. eurasiancommission.org/ru/act/dmi/SiteAssets/WB Review.pdf
2. Work without borders. International job search and recruiting system in the
territory of the EAEU countries: Armenia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan and Russia. [Electronic resource] // https://trudvsem.ru/rbg/help
3. Slutsky L.E., Khudorenko E.A. EAEU: Lessons from the Pandemic //
Comparative Politics. 2020. No. 4. [Electronic resource] // https://cyberleninka.ru/article/n/eaes-uroki-pandemii (date accessed: 07.10.2021).
4. Ivanov A. Antimonopoly regulation of digital markets in the EAEU space.
[Electronic resource] //
https://ild.hse.ru/data/2020/11/27/1350698576/Presentation_antimonop oly regulation_EEU.
5. Smith J. Breaking News: China Fall and Amazon Disappointment.
[Electronic resource] // https://ru.investing.com/news/economy/article-2072982
6. Zinovyeva E.S., Bulva V.I. Digital sovereignty of the European Union //
Modern Europe. 2021. No. 2. ... [Electronic resource] //
https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-suverenitet-evropeyskogo-
soyuza
7. China has launched an antitrust investigation against Alibaba. [Electronic
resource] //
https://www.rbc.ru/business/24/12/2020/5fe405d49a7947380ca4a830
СЧ
о
СЧ
0
01
о ш m
X
<
m О X X