Вестник ТГАСУ № 1, 2008
21
2. Велнес-клуб «Кристалл» [Электронный ресурс]. - Краснодар : Voodoo, 2006. - Условия доступа: http://wellness-kristall.ru.
3. Корякина, А.Н. Современные тенденции формирования архитектуры банных комплексов [Электронный ресурс] / А.Н. Корякина // Известия вузов. Архитектон. - 2006. -Приложение к № 14. - Условия доступа: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2006_022.
4. Лечение & СПА [Электронный ресурс] : [информационно-туристический сайт]. - Условия доступа:
http://www.vengria.ru/main.php?folderID=865&articleID=4022&ctag=articlelist&iid=1.
5. ELSE-club [Электронный ресурс] : [официальный сайт клуба]. - Условия доступа: http://www.elseclub.ru/.
6. ESPA. SPA DESIGN [Электронный ресурс] : [официальный сайт компании]. - Условия доступа: http://www.espaonline.com/design.
7. Utrinki Slovenje [Электронный ресурс] : [информационно-туристический сайт]. -Slovenia, 2001. - Условия доступа: www.burger.si
A.N. KORIAKINA
MAJOR ARCHITECTURAL FEATURES OF SPA AND WELLNESS CENTERS IN RUSSIA AND ABROAD
The article considers the influence of SPA and wellness concepts on the architectural designing of modern water health-improving centers. The analysis of models of foreign and Russian designing and construction experience allowed to outline the features of functionally-planned interiors of SPA-complexes and wellness centers, as well as to point out the differences in designing of external forms and shapes of building and landscape.
УДК 72.035/.036(510)
Д. С. МАСЛЕННИКОВА, канд. архит.,
ТОГУ, Хабаровск
ЦЕРКВИ-ШКОЛЫ НА СТАНЦИЯХ КИТАЙСКО-ВОСТОЧНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
В статье основное внимание уделено анализу стилистического решения и объемнопространственной композиции храмов-школ на станциях Китайско-Восточной железной дороги, построенных в Китае русскими инженерами в период конца XIX - начала XX в. На примерах Свято-Введенской, Николаевской церквей-школ детально рассмотрены особенности русского стиля.
Строительство церквей-школ на станциях Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) явилось по своей сути прямым продолжением начавшегося с конца XIX в. внедрения в Сибири и на Дальнем Востоке нового типа сооружений, имеющих двойную функцию: религиозную и образовательную. Поскольку по договору земля, отводимая под строительство Китайско-Восточной железной дороги, пусть и временно, но принадлежала России, то ставившиеся на ней церкви-школы, помимо исполнения номинальных основных функций, играли важную роль визуально значимых символов, указы-
© Д. С. Масленникова, 2008
вающих на проживание здесь русских людей и конституирующих юрисдикцию российской короны.
Осознавая все значение православной веры для служащих, обеспечивающих успешное функционирование дороги, руководство Китайско-Восточной железной дороги вплоть до 1924 г., когда дорога перешла под советский контроль, осуществляло финансирование строительства храмов [4, c. 30]. Первоначально все русские храмы в полосе отчуждения Китайско-Восточной железной дороги подчинялись начальнику Русской Духовной миссии в Пекине [2, c. 85]. Однако, найдя такое подчинение неудобным для руководства в связи с удаленностью от Пекина, Священный синод передал храмы в полосе отчуждения Китайско-Восточной железной дороги в управление Владивостокской и Приморской епархии, в ведении которой они находились до момента образования самостоятельной Харбинской епархии в 1922 г.
Церкви-школы, ныне полностью утраченные (за единственным исключением), представляли собой самую многочисленную функциональную группу храмовых сооружений в Китае. По данным на 1942 г., всего вдоль Китайско-Восточной железной дороги было выстроено 33 церкви-школы, среди них наиболее интересными являлись: Свято-Николаевская (ст. Пограничная, 1915 г.), Михаило-Архангельская (ст. Мулин, 1909 г.), в честь Введения во храм Божией Матери (ст. Ханьдаохэцзы, 1903 г.), Спасо-Преображенская (ст. Сунгари II, 1921 г.), Михаило-Архангельская (ст. Чжалайнорские копи, 1914 г.), Свято-Владимирская (ст. Яомынь, 1922 г.), в честь Святой мученицы Александры (ст. Бухэду, 1903 г.) и др. [3, c. 33].
Проектирование типовых генпланов поселений осуществлялось профессиональными инженерами, работавшими в техническом отделе Китайско-Восточной железной дороги. Поскольку планировочное решение поселков рассчитывалось именно на фронтальное восприятие (с поезда, от станции), то этим обусловливалась жестко заданная схема построения пространства. Прямоугольная сетка улиц, вытянутая вдоль линии дороги, имела центральную ось симметрии, которая располагалась перпендикулярно железнодорожному пути, и, как правило, эту ось составляла открытая пристанционная площадь и церковь-школа. Церковь-школа, наряду со зданием вокзала, становилась основным архитектурно-планировочным и смысловым центром поселения. Зачастую она же являлась и единственным вертикальным акцентом в панораме пристанционного поселка.
Образцовые, то есть в современной терминологии - типовые проекты, разрабатывались петербургскими архитекторами как для всех сибирских, среднеазиатских и дальневосточных путей сообщения, так и для Китайско-Восточной железной дороги в отдельности. Анализ проектной документации сооружений Китайско-Восточной железной дороги свидетельствует о применении одинаковой схемы объёмно-пространственного и планировочного решения деревянных и каменных церквей-школ на три класса вместимостью 36 или 72 ученика [1, c. 261-264]. Деревянные здания на каменном фундаменте иногда имели дощатую обшивку. План представлял собой форму «патриаршего» креста - шестиконечного, у которого нижняя перекладина, присущая наиболее распространенному восьмиконечному кресту, отсутствует. Классы
школы располагались в северном (левом), южном (правом) и западном (нижнем) концах креста. Иногда в западном крыле определяли место под рекреацию. К западному притвору примыкали северный и южный приделы, образующие входные группы с теплыми сенями и вспомогательными помещениями. В восточной ветви размещался алтарь, а также ризница и пономарка, образующие верхнюю, короткую перекладину креста. Пономарка, находящаяся слева, как правило, имела отдельный вход.
Собственно храмовому пространству отводилось центральное место в средокрестии, освещенное верхним светом. Применение светового фонаря вместо обычного завершения, имеющего одну или несколько венчающих его глав, являлось отличительной особенностью анализируемых церковных сооружений на станциях Китайско-Восточной железной дороги. Необходимо отметить также повышенную функциональность использования объёмов и площадей, отсутствие характерных для русского храмового зодчества завышенных по высоте внутренних пространств, имеющих чисто символическое значение.
Своеобразная интерпретация русского стиля, тяготеющая к архитектуре деревянных жилых зданий, явилась отличительной особенностью станционных храмов-школ, возводимых вдоль Китайско-Восточной железной дороги. Декоративное решение фасадов типовых церквей-школ отличалось крайней лаконичностью и недостаточной, по мнению многих экспертов, выразительностью. На типовых чертежах каменных зданий церквей-школ рустовкой отмечались углы, оконные проемы обрамлялись простыми наличниками. Для типового храма-школы, выполненного в дереве, применялись лучковые или прямоугольные завершения окон, обрамленных простыми наличниками, а в качестве декора - незамысловатая резьба на фронтоне (рис. 1).
В полном соответствии с санкт-петербургскими типовыми проектами было выстроено большинство станционных храмов-школ. Вместе с тем при детальном рассмотрении архивных фотодокументов обнаруживается значительное расхождение в лучшую сторону с типовыми проектами некоторых из них. Наиболее яркое архитектурно-художественное решение отличает СвятоНиколаевскую церковь-школу на станции Пограничной (1915 г.) (рис. 2). Она представляла собой сочетание типового решения объёмно-пространственной композиции и своеобразного, неповторимого колорита декоративного убранства фасадов. Фасады Свято-Николаевской церкви-школы были украшены великолепными резными наличниками, полотенцами, причелинами, подзорами и другими элементами, характерными для русского деревянного зодчества. Выразительность художественного образа храма-школы в русском стиле подчёркивалась природным камнем ленты цоколя, а также сложным узором оконных переплётов. По архивным фотографиям отмечено расхождение с проектным решением, выразившееся, в частности, в наличии таких декоративных элементов, которые считаются присущими кирпичной архитектуре. Прежде всего это относится к сухарикам, опоясывавшим купол над алтарной частью и основание звонницы, а также к применению ромбовидного узора на гранях шатра.
В настоящее время не сохранилось ни одного из этих весьма своеобразных церковных сооружений, кроме церкви-школы в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы на ст. Ханьдаохэцзы (1903 г.) (рис. 3).
Рис. 1. Типовой храм-школа
Рис. 2. Свято-Николаевская церковь-школа на станции Пограничной (1915 г.)
Рис. 3. Церковь-школа в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы на ст. Ханьдаохэцзы (1903 г.)
Она, наряду со зданием вокзала, была основным функциональным и смысловым центром пристанционного поселка, одновременно выполняя роль градостроительной доминанты, поскольку была единственным вертикальным элементом в силуэте застройки. Свято-Введенская церковь-школа имеет статус памятника истории и культуры и находится под охраной китайского государства. Прекрасно сохранившиеся фасады здания декорированы резными элементами в русском стиле, а интерьерные решения сугубо функциональны, лаконичны и не несут в себе ярко выраженных стилевых характеристик. Расположенная на возвышенном месте, Свято-Введенская церковь-школа и сегодня по-прежнему выступает в качестве композиционного центра пространства поселения, хотя и имеет небольшую высоту.
Опиравшиеся на опыт и всемирно признанные достижения древнерусского зодчества, архитекторы и гражданские инженеры конца XIX - начала XX в. сумели создать целый ряд церковных сооружений, в том числе имеющих право называться выдающимися. В 1960-х гг. в Китае началась т. н. «культурная» революция, вследствие этого Российская Духовная миссия вместе с другими иностранными религиозными учреждениями на территории Китая в 1956 г. была закрыта. Большинство российских эмигрантов покинули Китай, часть из них возвратилась на родину - в Россию, другая часть, значительно большая, направилась в капиталистические страны (в Австралию, Новую Зеландию, Бразилию и Соединенные Штаты Америки). Во время «культурной» революции в Китае были разрушены в основном все постройки православных храмов, возникших в связи с деятельностью Русской Духовной миссии.
Выводы
В силу своего особого географического положения на территории другой страны, некоторые возводимые здания церквей-школ вдоль Китайско-Восточной железной дороги существенно отличались от типовых проектов, созданных в Санкт-Петербурге. Сочетание традиционно русских объемнопространственных и стилистических решений с новыми приемами их размещения в иной среде придавало неповторимый колорит храмам-школам на КВЖД.
Библиографический список
1. Альбом сооружений и типовых чертежей Китайско-Восточной железной дороги. 1897-1903 гг. - СПб., 1903; РГИА, Ф. 350, оп. 65, д. 117.
2. Крадин, Н.П. Харбин - русская Атлантида / Н.П. Крадин. - Хабаровск : Издатель Хво-ров А.Ю., 2001. - 352 с.
3. Сумароков, Е.А. XX лет Харбинской епархии / Е.А. Сумароков. - Харбин : Слово, 1942. - 54 c.
4. Список церквей по линии КВЖД (линейных). ГАХК, Ф. 830, оп. 1, д. 244, л. 34.
D.S. MASLENNIKOVA
THE CHURCHES-SCHOOLS IN CEER STATIONS
The author describes the history and peculiarities of the most interesting orthodox temples in Harbin. They were erected from wood and stone at the end of the XlXth and at the beginning of the XXth centuries. There have been built 33 Russian Orthodox temples. Only one of them was preserved till present time. Considering churches style peculiarities, the author chose Russian styles. The Orthodox temples build by Russian engineers in the CEER present not only the cultural and aesthetic interest, they have also a great scientific meaning, because they were built in the period when a church in Russia had been prohibited.
УДК 711:504(1-21)(574)
И.Н. ИВАНОВА,
НГАХА, Новосибирск
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В статье рассматриваются перспективные направления реформирования системы особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан с учетом градостроительных аспектов. Стремление достичь экологической оптимизации создает необходимость научно переосмыслить данные современного состояния экологического каркаса республики. На основе полученных в результате исследования данных анализируются аспекты градостроительного проектирования особо охраняемых природных территорий. Анализ статистических данных, дополненный сведениями пространственной характеристики, будет способствовать оптимизации поиска новых направлений развития единой системы охраняемых природных территорий республики.
Республика Казахстан играет особую роль в обеспечении экологической стабильности Евразийского континента. Являясь политическим, культурным и экономическим мостом между Европой и Азией, Казахстан выполняет аналогичную связующую функцию в развитии ландшафтных и экологических систем на континенте. Размеры территории Казахстана, разнообразие климатических условий, особенности водного баланса региона влекут за собой существенную зависимость экологической ситуации на всей территории Евразии от ее стабильности в Казахстане.
Экономический рост Республики Казахстан до настоящего времени происходит в основном за счет роста цен на сырье на мировых рынках и использования значительного объема природных ресурсов. Имеют место огромные потери и деградация природного капитала. Прирост валового внутреннего продукта сопровождается высокими эмиссиями в окружающую среду. По имеющимся оценкам, около 75 % территории страны подвержены повышенному риску экологической дестабилизации. Остро стоит проблема ее опустынивания. В сложившейся социально-экономической ситуации необходимо
© И.Н. Иванова, 2008