Научная статья на тему 'Русский стиль в архитектуре православных храмов в Китае'

Русский стиль в архитектуре православных храмов в Китае Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
401
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Масленникова Д. С.

В статье основное внимание уделено анализу стилистического решения наиболее выдающихся произведений русской храмовой архитектуры, созданных в Харбине русскими эмигрантами в период конца XIX начала XX в. Выявляются причины приверженности русскому стилю при строительстве православных церквей в Китае. Русский стиль в храмовом зодчестве Китая, по мнению автора, наиболее ярко был представлен харбинским Свято-Николаевским собором. На примерах Успенской, Благовещенской и Покровской церквей детально рассмотрены особенности неорусского и византийского стилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русский стиль в архитектуре православных храмов в Китае»

26

Вестник ТГАСУ №3, 2007

Библиографический список

1. Хайт, В.Л. Объективное и субъективное в истории архитектуры и в ее изучении: факт и интерпретация / В. Л. Хайт // Архитектурное наследство. Вып. 45. - М. : Рохос, 2003. - С. 8.

2. Лопухинъ, А.П. Библейская история Ветхаго Завета. 1-е загран. изд. / А.П. Лопухинъ // Репринт. воспр. изд. 1887 г. - Монреаль : Монреальская и Канадская Епархия Православной Церкви за границей, 1986. - С. 12.

3. Поляков, Е.Н. Образ Рая в мифологии и архитектуре Древнего мира / Е.Н Поляков // Известия вузов. - М. : Строительство, 2001. - № 1. - С. 96-99.

4. Библейская энциклопедия в 2-х книгах / Репринт. изд. 1891 г. - М. : Центурион, 1991. -Т. 1. - С. 162, 208; Т. 2. - С. 200, 237.

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М. : Азъ Ltd. - С. 234.

6. Флавий, И. Иудейские древности. Кн. 1. Ч. 2 / И. Флавий. - Ростов-на-Дону, 2000. - С. 10.

7. Бытие / Пер. МБО. - М. : ББИ, 1998. - С. 7.

8. Иконников, А.В. Утопическое мышление и архитектура / А.В. Иконников. - М., 2004. - С. 22.

9. Аверинцев, С.С. Специфика Рая в сирийской литературе / С.С. Аверинцев // Проблемы исторической поэтики литератур Востока. - М., 1988. - С. 145.

10. Лопухин, А.П., там же. - С.126.

11. Бондаренко, И.А. К вопросу о символике древнегреческого периптера / И.А. Бондаренко // Вопросы всеобщей истории архитектуры. Вып. 2 - М. : Едиториал УРСС, 2004. - С. 6.

12. Бондаренко, И.А. Градостроительное мышление средневековой Руси: традиции и идеалы: дис. ... докт. архит. - М., 1997. - С. 46.

13. Бондаренко, И.А., там же. - С. 19.

L.A. BALAKINA

PERFECT ARCHITECTURAL SPACES IN THE HOLY BIBLE TEXTS: PARADISE, ISRAELI CAMP, HEAVENLY JERUSALEM

On the basis of analytical research of Bible texts the Paradise, the Israeli camp and Heavenly Jerusalem were considered for determining their common archetypical features and the belonging to architectural city-planning type of inhabited space. The common principles of organization of planning structure symbolically expressing the idea of the Universe were revealed.

УДК 72.035/.036(510)

Д. С. МАСЛЕННИКОВА ТОГУ, Хабаровск

РУССКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ В КИТАЕ

В статье основное внимание уделено анализу стилистического решения наиболее выдающихся произведений русской храмовой архитектуры, созданных в Харбине русскими эмигрантами в период конца XIX - начала XX в. Выявляются причины приверженности русскому стилю при строительстве православных церквей в Китае. Русский стиль в храмовом зодчестве Китая, по мнению автора, наиболее ярко был представлен харбинским

© Д. С. Масленникова, 2007

Свято-Николаевским собором. На примерах Успенской, Благовещенской и Покровской

церквей детально рассмотрены особенности неорусского и византийского стилей.

Осуществляемое Россией строительство Китайско-Восточной железной дороги в конце XIX - начале XX в. привело к созданию целого ряда поселений, среди которых наиболее быстрого развития достигли города Харбин, Дальний и Порт-Артур. Харбин, основанный в 1898 г. на месте пересечения железнодорожной магистрали и реки Сунгари, задумывался как административный центр полосы отчуждения КВЖД. Через пять лет после его основания население города насчитывало свыше 40 тыс. человек, большинство из которых были русскими православными. И если первоначально, в XVIII в., церкви в Китае строились для китайцев, принявших православие, то на этапе освоения полосы отчуждения КВЖД наблюдается широкомасштабное строительство храмов и соборов уже для русской диаспоры. Процесс развития православного церковного зодчества достиг наивысшего расцвета после революционных событий в России, вследствие которых в зарубежье направился большой поток эмигрантов. В одном только Харбине было выстроено 23 православных храма, из которых в настоящее время сохранилось лишь пять. В создании русских православных храмов принимали участие архитекторы Ю.В. Смирнов, М.М. Осколков, С.К. Трейман, а также И.В. Подлевский, К.Х. Денисов, Ю.П. Жданов и Б.М. Тустановский.

В русском православном зодчестве Харбина выделялись следующие типы храмовых сооружений: соборы и приходские церкви; монастырские комплексы; церкви-школы; кладбищенские и памятные храмы и часовни; домовые церкви. Православные храмы располагались в структуре городского пространства Харбина соответственно традиционным древнерусским градостроительным канонам, формируя выразительный живописный силуэт города. Храмовое строительство, являющееся частью архитектурно-градостроительной политики при освоении новой территории, было призвано символизировать Россию, ее присутствие в этом восточном регионе. Поэтому архитектура храмов наделялась подчеркнуто русскими чертами, что определяло выбор стилистики декоративного оформления фасадов. Предпочтение в стилевом решении православных русских храмов в Китае отдавалось русскому стилю, а также неорусскому и византийскому. В русском стиле было выстроено подавляющее большинство православных храмов в Харбине, поскольку в среде чужеродного социума задача национальной идентификации ставилась в первую очередь перед храмовыми постройками. Именно культовые сооружения отражали духовно-культурные ценности русской диаспоры.

Наиболее яркий пример храма в русском стиле - деревянный СвятоНиколаевский собор в Харбине (архитектор И.В. Подлевский, 1899 г.). Данный храм являлся самым крупным деревянным сооружением во всей восточной Азии. Своим внешним обликом Свято-Николаевский собор напоминал древнерусские шатровые храмы на севере России, и вместе с тем он в достаточной степени наделялся индивидуальными чертами (рис. 1). Композиция фасадов Свято-Николаевского собора строилась по принципу усложнения и многократного повторения исходных образцов древнерусского зодчества: шатров, восьмериков, бочек. Бочкообразной крыше над западным входом

вторили бочки в основании широких граней шатра храма. Шатровые завершения, главки, бочки, скаты были покрыты лемехом. Применение сложного изящного узора при декорировке резных наличников, причелин, подзоров, балясин, крестов подчеркивало неповторимость архитектурно-художественного облика собора. К сожалению, в годы так называемой «культурной революции» в 1960-е годы собор был уничтожен. Правда, в настоящее время предпринимаются меры по восстановлению Свято-Николаевского собора, но уже на другом месте - для познавательно-туристических целей.

!

Рис. 1

Выразительность внешнего облика Свято-Алексеевского храма в Харбине (архитектор Ю.В. Смирнов, 1935 г.), выстроенного в русском стиле, подчеркивается контрастным сочетанием краснокирпичных стен с белым цветом декоративных элементов и деталей: полуколонок на центральном барабане, карнизных поясов, ширинок, перспективных ниш, кокошников, оконных обрамлений (рис. 2). В то же время на фасадах Свято-Алексеевского храма присутствуют некоторые детали, не соответствующие общей стилистике здания: элементы орнамента меандр в оформлении западного портала, проемы и ниши крестообразной формы на колокольне.

Каменная церковь в честь Успения Божией Матери на Новом кладбище в Харбине (архитектор Н.А. Казы-Гирей, 1908 г.), также выстроенная в русском стиле, отличается легкостью пропорций, гармонией целого и частей, изысканностью декоративного убранства (рис. 3). Особую неповторимость и своеобразие Успенскому храму придает выразительное архитектурнохудожественное оформление западного входа в виде арок с висячими гирьками, опирающихся на фигурные балясины. Тимпан крыши украшала роспись. Отличительной чертой данной церкви стало применение на фасадах таких декоративных элементов, как резных причелин, подзоров, присущих деревянной архитектуре. К сожалению, Успенская церковь не сохранила свой первоначальный вид до настоящего времени, многое в ней утрачено: луковичные главы, центральный барабан, кресты. Храм превращен в парковый павильон.

Рис. 3

Поскольку в России в начале XX в. преобладал неорусский стиль в православно-церковном зодчестве, то можно предположить, что и в русском зарубежье сохранялось это лидерство. Как отмечает в своей работе С.С. Левошко, «неорусский стиль характеризуется обращением к иному, по сравнению со второй половиной XIX в., кругу образцов, ранее не привлекавших внимания архитекторов; особое предпочтение оказывается древнерусскому зодчеству XII в., новгородско-псковской школе XIV-XV вв. и московской архитектуре XVI в., а также деревянному зодчеству русского Севера» [2, с. 113]. Но это совершенно не означает формального возврата к прошлому: национальные формы древнерусской церковной архитектуры в новом историческом времени переосмыслялись на основе других эстетических принципов. Обращение архитекторов к неорусскому стилю продемонстрировал и конкурс, проведенный в Харбине в 1921 г. на проектирование нового православного храма. «Практически все участники конкурса выполнили свои проекты в неорусском стиле, в России в это время уже почти не встречавшемся». - отмечает Н.П. Крадин [1, с. 124].

Один из самых стилистически выдержанных храмов Харбина в неорусском стиле - церковь в честь Иверской иконы Божией Матери (архитектор К.Х. Денисов, 1907 г.). «Данная церковь долгое время после своего возникновения являлась композиционной доминантой всей окружающей территории, хорошо просматриваясь от здания главного вокзала и с других дальних точек города». - отмечает Н.П. Крадин [1, с. 124]. Интерьер Иверского храма украшали великолепные росписи, далекие от традиционной иконографии. Акцентированная повторяемость архитектурных форм, свойственная неорусскому стилю, выразилась в многократном применении на фасадах храма полуциркульных кокошников. Колористическое решение фасадов храма основано на контрастном сочетании краснокирпичных стен с белым цветом декоративных элементов и деталей: полуколонок, поясов. Ступенчатая композиция звонницы в сочетании с охватывающими высокий храмовый четверик одноэтажными приделами, а также «пламенеющая» форма главок придавали необычайную выразительность внешнему облику Иверской церкви, которая в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии.

Помимо русского и неорусского стилей, церковная архитектура Харбина представлена также византийским стилем. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Старом кладбище в Харбине (архитектор Ю.П. Жданов, 1930 г.) является единственным сохранившимся в Китае образцом русского православного храма в византийском стиле (рис. 4). Основной храмовый объем Покровской церкви перекрывается мощным полусферическим куполом, а небольшие угловые главки размещены таким образом, чтобы венчающие их кресты только слегка возвышались над перекрещивающимися сводами. Высота звонницы над западным притвором не превышает высоты купола над храмовым объемом, что является точным соблюдением канонов византийского стиля. Плавным очертаниям центрального купола вторят широкие, в форме арки, фризы на фасадах. Арочные фризы, в свою очередь, поддержаны формой люнет с тройными оконными проемами. На фасадах Покровской церкви в Харбине используются и другие детали и элементы, присущие византийскому стилю: арочные окна, фланкированные полуколоннами, аркада на цен-

тральном барабане, кресты, перспективный портал главного входа. Лаконичность декоративного решения способствует созданию впечатления монументальности и целостности архитектурно-художественного облика храма, которое еще больше усилилось с утратой «полосатой» кладки, скрытой более поздними слоями штукатурки. До недавнего времени в Свято-Покровской церкви, единственной действующей из пяти сохранившихся русских православных храмов в Харбине, совершались православные богослужения.

Рис. 4

Утраченная каменная Благовещенская церковь в Харбине (архитектор Б.М. Тустановский, 1941 г.) являлась вторым храмом в византийском стиле на территории Китая (рис. 5). Колокольня над западным притвором считалась самой высокой из всех колоколен Харбина. Так в архитектуре Благовещенской церкви сочеталась «византийская стилистика с русской традицией формообразования XVII - начала XX вв., включавшей в комплекс храма высокую колокольню» [3, с. 567].

32

Вестник ТГАСУ №3, 2007

Таким образом, приверженность к русскому, неорусскому и византийскому стилям стала основным направлением развития православной храмовой архитектуры в Харбине. Поскольку в России в начале XX в. было прервано церковное строительство, то на примере русских храмов Харбина можно проследить, как были продолжены, сохранены традиции русского зодчества. Несмотря на то, что немногочисленные оставшиеся памятники русской храмовой архитектуры изменили свое функциональное назначение или находятся в полуразрушенном состоянии, они и сегодня представляют большую историко-культурную, символико-конфессиональную и архитектурно-художественную ценность.

Библиографический список

1. Крадин, Н.П. Харбин - русская Атлантида / Н.П. Крадин. - Хабаровск : Издатель А.Ю. Хворов, 2001. - 352 с.

2. Левошко, С.С. Русская архитектура в Маньчжурии. Конец XIX - первая половина XX в. / С.С. Левошко. - Хабаровск : Частная коллекция, 2003. - 230 с.

3. Савельев, Ю.Р. Архитекторы храмов в «византийском стиле» / Ю.Р. Савельев // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования; отв. ред. И.А. Бондаренко. - М. : Едиториал УРСС, 2004. - С. 566-625.

D.S. MASLENNIKOVA

THE RUSSIAN STYLE IN ARCHITECTURE OF THE ORTHODOX TEMPLES IN CHINA

The author describes the history and features of the most interesting orthodox temples in Harbin. They were erected from wood and stone at the beginning of the city foundation up to 1940th. There had been built 22 Russian Orthodox temples, only 5 of them are preserved at present time. Considering churches style features, the author picked out Byzantine and Russian styles. The Orthodox temples build by Russian engineers in Harbin present both the cultural and aesthetic interest. They have also a great scientific meaning, because they were built in the period when a church in Russia had been prohibited.

УДК 72.035/.036(571.6)

А.П. ИВАНОВА,

ТОГУ, Хабаровск

АРХИТЕКТУРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТОРГОВЫХ ПРОСТРАНСТВ. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК, КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА

В статье рассматриваются интерьеры дальневосточных универмагов, принадлежавших немецкой фирме «Кунст и Альберс» и русской компании «И.Я. Чурин и К°». Анализируются приемы оформления торговых пространств, характерных для русского купечества и немецких предпринимателей, разворачивавших свой бизнес на Дальнем Вос-

© А.П. Иванова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.