Научная статья на тему 'Церкви Исход как социальное явление и часть пятидесятнического движения'

Церкви Исход как социальное явление и часть пятидесятнического движения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1594
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕССИИ / ЦЕРКВИ ИСХОД / ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО / БОГОСЛУЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЕРОУЧЕНИЕ / ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ / CONFESSIONS / CHURCH ISKHOD / PENTECOSTAL / WORSHIP / SOCIAL ACTIVITIES / DOCTRINE / CHARISMATIC COMMUNITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пронина Татьяна Сергеевна

Предпринимается попытка осмыслить историю возникновения, эволюцию религиозного объединения церквей Исход, его место в религиозном контексте современной России. Автор приходит к выводу, что данное религиозной объединение исторически и идейно принадлежит к пятидесятническому движению, но имеет и ряд особенных черт, что придает ему уникальный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHURCHES ISKHOD AS SOCIAL PHENOMENON AND PART OF PENTECOSTAL MOVEMENT

An attempt to comprehend the history of the origins and evolution of the religious association of churches Iskhod, its place in the religious context of contemporary Russia is considered. The author comes to the conclusion that the religious association historically and conceptually belonged to the Pentecostal movement, but has a number of special features, which gives it a unique character.

Текст научной работы на тему «Церкви Исход как социальное явление и часть пятидесятнического движения»

УДК 279

ЦЕРКВИ ИСХОД КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И ЧАСТЬ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

© Татьяна Сергеевна ПРОНИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, директор Центра религиоведческих исследований, e-mail: [email protected]

Предпринимается попытка осмыслить историю возникновения, эволюцию религиозного объединения церквей Исход, его место в религиозном контексте современной России. Автор приходит к выводу, что данное религиозной объединение исторически и идейно принадлежит к пятидесятническому движению, но имеет и ряд особенных черт, что придает ему уникальный характер.

Ключевые слова: конфессии; церкви Исход; пятидесятничество; богослужение; социальная деятельность; вероучение; харизматические общины.

Религия призвана выполнять ряд социальных функций, удовлетворять определенные потребности личности. Она по-прежнему является частью механизма социализации индивидуума, обладает потенциалом консолидации сообщества, интеграции общества, способствует сохранению и усвоению ценностей, осуществляет легитимацию морально-нравственных систем, социального и даже политического порядков. В личностно-психологическом плане религии также удовлетворяют ряд важнейших потребностей индивидуума: обеспечивают верующих

смыслообразующей жизненной перспективой, обозначают путь самосовершенствования, предоставляют возможность быть в группе единомышленников, участвовать в коллективной деятельности в виду некой объединяющей идеи, что также наполняет жизнь человека смыслом. Исследователя интересуют формы и методы решения вышеназванных задач, их позитивный характер, а не мировоззренческие оценки религиозных объединений.

Социальные функции, личностно-психологические потребности выполняют не только религии, исторически укоренившиеся, ставшие традиционными в той или иной стране, но и новые религии. Собственно, необходимость решения таких задач, неудовлетворенность формой и уровнем их реализа-

1 Статья выполнена в рамках проекта «Конфессиональный портрет российских регионов: на примере Тамбовской области» по федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2010-2013 гг. Соглашение № 14.132.21.1040.

ции традиционными религиями - одна из причин, вызывающих к жизни новую религиозность.

Расширению спектра религиозных верований способствует и состояние современных обществ: некоторый нравственный релятивизм, отсутствие действенного идеала социальной жизни, который бы удовлетворял значительную часть граждан. Идея «чистого потребления» как социальный идеал дискредитировала себя, т. к. оказалась индифферентной по отношению к важным и необходимым для каждого человека реальностям, таким как любовь, дружба, взаимопонимание, поддержка, общее дело, духовность и, если хотите, душевность.

Нетрадиционные, новые религиозные движения являются неотъемлемой частью религиозного контекста и представляют интереснейший объект исследования для различных социальных наук. Элиминировать разнообразную новую религиозность из объекта внимания ученого - значит лишить его серьезных исследовательских перспектив. Изучение новой религиозности позволяет лучше понять и процессы, происходящие в традиционных религиях. Кроме того, сама условность разделения религий на традиционные и нетрадиционные, новые и «неновые» заставляет исследователей использовать при изучении религиозных феноменов целый ряд критериев, применяемых в комплексе. Накопленный опыт подтверждает, что более приемлемым в научном поиске является не разделение религий на традиционные и нетрадиционные, новые и старые, а доказавшие свою работоспособность те же

социологические индикаторы: масштабы и география распространения религий, социальный состав верующих и другое, анализ доктринальных положений, их эволюции, отношения к религиозной истине, модели взаимоотношений с окружающим социумом и внутри объединения, форм и способов привлечения новых членов, миссионерской, просветительской деятельности, изучение организационной структуры, иерархии, характера их воспроизводства и др. При использовании таких методов и единиц анализа ученый руководствуется не идеологическими соображениями, а стремится к объективному рассмотрению явления.

В свете сказанного хотелось бы пристальнее взглянуть на одно из явлений современной российской религиозной жизни, при этом предельно отстраняясь от мировоззренческих оценок, но имея целью понять причины его возникновения и распространения.

В конфессиональном портрете современных российских городов с 1990-х гг. произошли серьезные изменения. В некогда мо-ноконфессиональных регионах появляются, укореняются, благополучно проходят процедуру государственной регистрации религиозные объединения, о которых еще 15-20 лет назад здесь никто не слышал. Очевидно и то, что современное конфессиональное разнообразие в российских городах обеспечивается, прежде всего, протестантскими объединениями. Среди последних наибольшие темпы роста по стране демонстрируют пятидесят-нические общины. Тамбов в данном случае не исключение.

По данным Министерства юстиции в стране зарегистрировано более полутора тысяч харизматическо-пятидесятнических организаций, занимающих третье место по численности среди религиозных организаций в РФ и уступающих только православным и мусульманским организациям [1]. Незарегистрированных церквей может быть тоже довольно много. Некоторые считают, что их столько же, сколько зарегистрированных. О численности последователей судить вообще крайне сложно. В различных материалах фигурируют цифры 600, 800 тыс. А.Л. Дворкин, например, называет цифру 300 тыс. [2]. Сложность заключается, прежде всего, в том, что харизматические церкви в России только условно можно отделить от пятидесятниче-

ских. Как пишет Р. Лункин, автор ряда исследований о пятидесятниках и харизматах: «Пятидесятники-реформисты (которых также часто именуют в журналистской и секто-ведческой среде харизматами и «неопятидесятниками») были и остались неотъемлемой частью пятидесятнического движения» [3]. Представляется, что Р. Лункин предложил удачную типологизацию пятидесятнических объединений, наиболее соответствующую их современному состоянию: пятидесятники-традиционалисты и пятидесятники-реформисты. Однако, на наш взгляд, сегодня с полным правом можно использовать термин «харизматические церкви», т. к. они имеют уже оформившееся собственное лицо, отличающее их от пятидесятников, с которыми у них общие идейные и исторические корни. В широком смысле харизматию можно характеризовать как идеологию, принципы которой мы обнаруживаем даже в традиционных религиях. Тем более мы имеем право употреблять наименование «харизматическая церковь» по отношению к тем религиозным объединениям, которые сами себя причисляют к таковым. Именно последним аргументом руководствуемся и мы при употреблении данного термина. Более того, мы находим подтверждения употребления этого названия по отношению к описываемым церквям в документах самих церквей. Например, при обосновании принципа всеобщего священства без необходимости апостольского преемства, которое обязательно для священнослужения в католической, православной церквях, «харизма» трактуется как личное призвание Богом к служению. Без этого «дара» от Бога служение невозможно: «Личное призвание от Господа, дары, благодаря которым человек исполняет свое служение, личные отношения с Богом, необходимые, чтобы нести людям знание Бога, а не просто знания о Нем - все это лежит в основе служения в евангельских церквях. Это - особенность евангельского движения, и нам нет необходимости искать свидетельства апостольской преемственности... Ранняя Церковь могла вмещать разнообразие даров и служений. Было апостольское ядро, но были и харизматические служители: пророки,

евангелисты, учители» [4].

Безусловно, первенство в конфессиональном разнообразии сегодня находится у

крупных российских городов. И первый импульс, который получают в своем распространении и харизматические церкви, исходит также из столичных и крупных российских городов. Но нельзя не отметить, что серьезная волна «евангелизации» через посредство именно харизматических церквей получила развитие в России и в самих регионах. Так, уже в 2002 г. А.А. Красиков, анализируя официальные данные Министерства юстиции Российской Федерации о государственной регистрации централизованных и местных религиозных объединений по федеральным округам, отмечал, что суммарно Русская православная церковь преобладает над остальными религиозными центрами, вместе взятыми, только в двух из них: Центральном и Северо-Западном, а в Дальневосточном округе уступает первенство протестантам. Последние, правда, вместе взятые, занимают второе место в масштабах России по количеству зарегистрированных религиозных объединений - более 4-х тыс., следуя за РПЦ в четырех из семи федеральных округов, и, как уже отмечалось, лидируя в одном [5].

Пятидесятничество - явление довольно широкое, охватывающее на сегодняшний день общины, весьма различные по вероучительным принципам, культовым особенностям, истории возникновения. Однако есть и ряд общих черт у этих церквей, что позволяет объединять их в одну группу. Разумеется, данная типология условна и может быть используема только в определенном контексте.

Пятидесятничество - это одно из направлений протестантизма, наиболее динамично развивающееся сегодня. Оно стало заметным фактором эволюции современного христианства. Пятидесятники сумели уловить веяния времени, они нашли адекватные ответы на социально-экономические и культурные проблемы, тем самым не только сохраняя число своих последователей, но и привлекая значительное количество новых членов.

История пятидесятничества насчитывает более ста лет. Хотя исследователи называют и предшественников: «Дар «говорения на иных языках» стал возникать в евангельской среде начиная с XVII в., как возможный, но необязательный, для христианина дар, действие которого подробно описывается во вто-

рой главе Деяний Апостолов. Проповедником глоссолалии был, в частности, баптистский проповедник Джон Буньян (1628-1683 гг.). В XVIII в. идею «озарений», в том числе и в виде глоссолалии, развил кальвинист и философ-мистик Джонотан Эдвардс (17031758 гг.), которого также называют первым проповедником пятидесятницы» [6, с. 17-18].

Прямым прародителем пятидесятников следует считать методистское «движение святости», члены которого провозгласили, что святость может быть утрачена, а поэтому за нее надо бороться: «Переживший обращение или впадает в грех, или, постоянно воспитывая себя, достигает в конце концов нового мощного переживания - получения святости, - характеризует этот процесс

Д.Е. Фурман. - Но и «святой» может или впасть в грех, или продолжить свой «духовный рост». Тогда логично ожидать новых - и еще более мощных - переживаний. Так в самой идее достижения святости в мгновенном переживании была заложена возможность появления пятидесятничества - учения о «третьем даре святого духа» [7, с. 9-10]. Пя-тидесятничество зародилось в США в XIX в. и явилось формой эволюции религиозного сознания американцев. При традиционно высокой религиозности американцев и отсутствии государственной церкви как сдерживающего фактора, процессы ривайвелизма следует рассматривать как естественные и закономерные.

Во второй половине XX в. происходит всплеск интереса к идеям этого движения. Происходит и взаимовлияние: новые социально-культурные условия определяют эволюцию пятидесятнического движения, усвоение новых идей, форм деятельности.

Существенные изменения произошли и в религиозной жизни России. Ситуация, сложившаяся в постсоветский период, стала благоприятной почвой для распространения и укрепления пятидесятничества. Вместе с тем, на наш взгляд, совершенно особое место среди пятидесятников заняли т. н. харизматические церкви, которые представляют новый этап развития движения, начало которого весьма условно можно датировать второй половиной XX в. Именно они являются инициаторами большинства религиозных новаций в современной христианской среде. По словам пастора одной из церквей, харизма-

тическое движение в христианстве было вызвано объективной необходимостью переоценки места и роли как церкви, так и отдельного верующего в современном мире.

«Старые» пятидесятники не склонны инициировать серьезные изменения, стараются сохранять прежние устои и традиции. «Харизматы» отличаются и тем, что более активно выражают свою гражданскую позицию, призывают общественность к дискуссиям по сложным вопросам, осуществляют множество социальных проектов, создают различные фонды, организации, которые призваны объединить верующих в деле решения важных социальных проблем. В России именно эта форма движения получила наибольшее распространение в постсоветский период, приобретя на российской почве собственные черты.

Общие вероучительные положения харизматических церквей, их идейные истоки, вопросы исторической преемственности -этот круг проблем сегодня обрел более или менее понятные очертания для религиоведов. Как и все пятидесятники, последователи харизматического движения особое значение придают крещению Святым Духом, понимая его как особое переживание, нередко сопровождающееся различными эмоциями, в момент которого на «возрожденного» верующего нисходит сила Святого Духа. Пятидесятники считают это переживание тождественным пережитому Апостолами Христа на пятидесятый день после воскресения Его из мертвых. И поскольку день этот назван днем Пятидесятницы, то отсюда и название «пятидесятники». Пятидесятники уверены, что сила, которую верующий получает в результате «крещения Святым Духом», внешним образом проявляется в говорении на «иных языках», как об этом говорит Священное Писание (Деян. 10-44-46; Деян. 19:1-7). Они считают, что это не разговор на иностранных языках, а особая речь, часто не понятная как самим говорящим, так и слушающим. Впоследствии Дух Святой наделяет верующего другими дарами.

Также особое положение веры у пятидесятников - провозглашение необходимости личного откровения, что значит получить личное откровение о своих жизненных целях, глубоко ими проникнуться, так чтобы преобразилась вся жизнь человека. На этот

счет даже даются определенные указания: в частности, получив личное откровение, нельзя сразу рассказывать о нем, нужно некоторое время утвердиться в нем. И только по прошествии продолжительного времени передавать полученное окружающим. Личное откровение как обязательный элемент веры для каждого верующего - непростой пункт в учении пятидесятников. С одной стороны, это поддерживает интенсивность веры, ставит верующих перед необходимостью исполнения религиозных предписаний, обязанностей перед церковью. А поскольку этих обязанностей довольно много, то жизнь верующих оказывается тесно связанной с церковью. Ну, например, предписано посещать воскресные богослужения, входить в «домашнюю группу»1 - а это означает, что, по крайней мере, два дня в неделю человек участвует в жизни церкви, общается с единоверцами по религиозным вопросам, на деле -еще чаще. Но с другой стороны, происходит некоторая десакрализация акта откровения. За последнее нередко принимаются события, вполне объяснимые естественными причинами.

Пятидесятники признают ряд таинств -водное крещение и Вечерю Господню (причастие), бракосочетание, рукоположение. Однако причастие они воспринимают символически, как обряд, который совершается в память о последней трапезе Христа с учениками, при этом не принимая доктрину пресуществления. То есть, в строгом смысле слова, причастие для пятидесятников не таинство, а обряд. При этом молитва, проповедь, обряд наложения рук для них имеют более сакральное значение. По-особому они относятся также к обряду омовения ног, к благословению детей - последнее совершают как ритуал каждое богослужение.

Несомненный интерес для современных исследователей представляет религиозное объединение церквей Исход. Оно зародилось не в столице, а в регионе, и уже оттуда начало активно распространяться по России.

Это движение следует отнести к числу уникальных явлений религиозной жизни современной России. Что касается его типоло-

1 Домашняя группа - небольшая группа верующих (от 5 до 10 человек), собирающаяся у кого-либо дома для изучения Писания, обсуждения тем, совместных молитв.

гической определенности, то и по собственному признанию некоторых руководителей общин, и институционально (на сегодняшний день церкви Исход входят в состав Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников), далее -РОСХВЕ(п)) церкви Исход принадлежат к харизматическому направлению пятидесят-ничества. Но здесь необходимо сделать ряд существенных уточнений.

Вхождение «исходовцев» в РОСХВЕ(п), на наш взгляд, не есть результат, закономерно вытекающий из идейной, исторической преемственности этого движения по отношению к пятидесятничеству. Церкви Исход -это новое явление в российской религиозной жизни, обладающее уникальной самостоятельностью и с точки зрения истории возникновения, и с точки зрения форм деятельности. На сегодняшний день можно говорить о синтетической природе этого движения, которое испытало на себе разные влияния. Прежде всего, это, конечно, пятидесятниче-ские идеи. Как и пятидесятники они уделяют значительное внимание т. н. «дарам» Святого Духа, принимают учение о необходимости «нового рождения», рассматривают как первоначальный признак крещения Святым Духом «говорение на иных языках», особо выделяют коллективную молитву. Официально они принимают вероучение союза христиан веры евангельской пятидесятников. Но есть у них и свои особенности, которые определены в первую очередь историей возникновения движения.

Движение церквей Исход имело два источника, определяющее влияние которых сохраняется и по сей день. И первый из них -это евангельское движение. Именно представители евангельских церквей пятидесятников дали импульс активной помощи людям, страдающим различными видами зависимостей, выпавшим из привычного жизненного контекста, начали проводить евангелизаци-онную деятельность в их среде. Так, и церковь Исход провозглашает главным своим предназначением проповедь Евангелия для всех - что объединяет их с пятидесятниками. Но отдельным пунктом прописано, что члены церкви Исход делают это и для «неблагополучных слоев (зависимых от наркотиков и алкоголя, девушек легкого поведения, игро-манов)» [8].

Кроме того, экстатические переживания, моления, глоссолалия, пророчества, чудеса, связанные с исцелением, особыми способностями - то, что принимается у пятидесятников как свидетельства Божьего благословения, на практике во многих общинах церкви Исход не имеют первостепенного значения. Большинство членов церкви (и это тоже уникальная особенность данного религиозного объединения) в прошлом побывали в тяжелой жизненной ситуации, страдали теми или иными видами зависимостей и смогли освободиться от них благодаря вере. Похоже, исключение составляют только родственники людей, находящихся или побывавших в трудной жизненной ситуации. Это возвращение к нормальной жизни они и воспринимают как настоящее чудо, будучи уверенными в том, что получили помощь Бога, без которой бы не справились со своей бедой. «Острых» ощущений у них в прошлой жизни уже было достаточно, поэтому нет потребности в несколько искусственном поиске особых переживаний, даже религиозных, достижении экстатических состояний, которые могли бы закончиться обретением дара, например, глоссолалии. Они видят свою миссию в том, чтобы помочь и другим избавиться от пагуб -ной зависимости, вернуться к нормальной жизни. И воспринимают эту миссию как религиозную, к которой их призвал Бог.

На сегодняшний день это целое движение, объединяющее по всей стране более 10 тыс. членов. Если учесть тот факт, что отсчет своей жизни церковь ведет только с 2000 г., то такие темпы роста следует назвать существенными. Уникальность явления определяется историей возникновения. Можно говорить, что данные церкви как социальные структуры имели в своих истоках, помимо евангельских корней еще спонтанно возникшее самоорганизующееся социальное движение, которое объединило людей, решивших противодействовать социальным порокам.

Такие негативные явления, как наркомания, алкоголизм, захлестнувшие Россию в 1990-2000-е гг., поставили перед некоторыми нашими согражданами буквально вопрос о выживании. Для кого-то спасением стал опыт веры. Молодые люди, столкнувшиеся на личном опыте с данными проблемами и избавившиеся от тяжкого недуга благодаря

обретению жизненной опоры в вере, захотели помочь и другим справиться с их бедой. Осознав, что вера обладает огромным позитивным потенциалом, эти молодые люди и стали начинателями особого движения помощи другим, страдающим различного рода зависимостями: «Появившаяся в Краснодаре церковь стала настоящим исходом из жизненных тупиков для многих людей» [9].

Согласно «преданию» самой церкви Исход, в 2000 г. в Краснодаре несколько молодых ребят, уверовавших в Бога, объединились желанием служить людям. Церковь получила название «Исход» по одноименной книге из Библии. В 2001 г. церковь открылась в Ростове-на-Дону, позже в других городах Ростовской области, Краснодарского, Ставропольского краев. С 2004 г. началась работа в Московской области и в Северной Осетии, где также возникли церкви Исход. В 2005 г. началось служение в Воронеже и Липецке, а с 2006 г. - в Санкт-Петербурге. В настоящее время действуют 120 церквей и общин Исход на территории 12 субъектов Российской Федерации, с общим количеством членов и прихожан свыше 12 тыс. человек. География деятельности охватывает 94 города России и 9 городов Украины.

Церковь пропагандирует традиционные христианские ценности, центральной из которых является семья: «В глазах Бога семья является ценностью, потому что именно Он «автор» семьи» [9]. Семье уделяется особое внимание. Сами пасторы объясняют это так: семья заключает в себе большой потенциал стать одной из опорных структур в комплексе мер помощи людям, страдающим зависимостями, т. к. с семьей чаще всего связаны положительные моменты в жизни человека, семья - это люди, которые дороги человеку. Вместе с верой эти моменты становятся важными в процессе переориентации системы ценностей, привязанностей зависимых. На собраниях часто выступают матери, жены тех членов церкви, которым удалось справиться со своими проблемами. Сами бывшие зависимые благодарят своих близких, которые их поддерживали в трудные минуты.

Согласно доктрине церкви, семья, основанная на христианской модели брака, является основанием сильной церкви, стабильного общества и здорового воспитания личности. Для христиан, читаем мы в документах

церкви, брак является не просто юридическим договором, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. В связи с этим в церкви реализуются разного рода проекты, направленные на укрепление института брака и семьи: «Досуп-ружество», «Любовь Его глазами», «Сезоны любви», «Теплый дом», «Одно сердце на двоих», детские проекты «По страницам Библии», «Сила мечты» и др.

Уделяют внимание в церкви патриотическому воспитанию, одобряют получение образования. Автор статьи не раз имела возможность убедиться в верности последнего пункта: члены церкви стремятся получать образование, учатся усердно, увлеченно.

Особая статья в деятельности общин -милосердие: прихожане церквей оказывают помощь и заботу людям без определенного места жительства, а также тем, кто находится в домах престарелых и социальных приютах. Главным в своем служении церковь считает распространение Слова Божьего, дела милосердия и благотворительности.

Но все же основным остается помощь страдающим различными видами зависимостей через приобщение к вере в Христа. На сегодняшний день в церквях используют и научно-обоснованные методики работы с «зависимыми» и их окружением: «Итогом многолетнего опыта стала программа «Исход», которая призвана помочь социальной реабилитации лиц, зависимых от психоактивных веществ. В ней предложен концептуальный подход к объединению реабилитационных и социальных технологий в единую систему, направленную на решение задач духовного, психического и социального восстановления наркологических больных и их ресоциализацию» [9]. Достоинство этих

церквей в том, что они не ждут, когда к ним придут, обратятся за помощью - они приходят сами к нуждающимся. Необходимо признать, что церкви Исход в этом деле имеют серьезные положительные результаты, чем доказали свое право на существование и вносят позитивный вклад в решение острых социальных проблем.

Во всем остальном церкви Исход имеют много схожего с другими церквями христиан веры евангельской. Богослужения проводятся в подходящих помещениях, чаще всего в

бывших Домах культуры, кинотеатрах. Начинаются с прославления, сосредотачиваются на проповеди, покаянии.

Богослужения в церкви также в целом схожи с богослужениями в других пятиде-сятнических церквях. Одно из центральных мест в ходе собрания занимает проповедь. Но в каждой проповеди обязательно затрагивается тема помощи Бога страждущим, возможности преодолеть любые трудности благодаря этой помощи. Проповедь как и у ха-ризматов носит эмоциональный характер, проповедник стремится живо донести до собравшихся смысл темы, добиться живого отклика. И здесь особенность определяют не столько темы проповедей, сколько примеры, которые использует проповедник. Он приводит примеры из собственной жизни, которые усиливают воздействие, придают большую достоверность тому, что он говорит, проводит неожиданные параллели, которые также находят отклик у слушателей, т. к. он затрагивает близкие им моменты: например,

«возьмем жизнь Иосифа. Была ли в его жизни благодать? Братья продали, в тюрьме сидел - как и положено» - в зале добродушные оживление, реплики. Проповедник постоянно обращается к присутствующим, просит ответить ему, произнести вместе с ним ключевые фразы: например, «Бог силен! Скажите все вместе «Бог силен!» или «Кто хочет иметь довольство, поднимите руки. Я очень хочу быть довольным» и др. (Использованы фрагменты из проповеди в воронежской церкви). Или же просит обратиться с определенными словами к своему соседу: например, «Церковь - это тело!» (из проповеди Тамбовской церкви). Все это также создает особую атмосферу проповеди, обязательно предполагающей своего рода «обратную связь».

Большое внимание уделяется коллективной молитве - она обладает особой силой. Все имеет начало в молитве, говорит пастор в одной из проповедей, для христианина молитва - это как дыхание. Если мы будем молиться, продолжает он, то будем побеждающей церковью. Дисциплина же в молитве позволяет возрастать духовно. В связи с этим назначаются особые дополнительные дни молитвы.

Так же как и у пятидесятников, одно из центральных мест в богослужении занимают

«свидетельства». Но у «исходовцев» обязательно будет ряд свидетельств с рассказами об избавлении от зависимостей.

В этом религиозном объединении практически нет обрядности в привычном понимании. Имеет место свободное прославление Бога, проповедь и беседы. Поскольку нет необходимости в специальной атрибутике, они легко приспосабливают любое помещение под проведение собраний. Более того, отсутствие помещения не становится препятствием для осуществления деятельности. Довольно часто церковь начинает свою деятельность в населенном пункте не с аренды помещения и проведения собраний, богослужений, а со встреч с людьми, страдающими зависимостями, с поиска таких людей, помощи десоциализированным лицам.

Члены церкви постоянно встречаются с людьми, страдающими зависимостями, с теми, кто выпал из жизненного контекста и находится в трудной жизненной ситуации, проводят с ними беседы, приглашают на свои собрания, стремятся им помочь, ссылаясь на собственный пример. Такого рода деятельность они считают религиозным служением. Объясняется это следующим образом: самое важное, что заповедал Христос - помогать другим людям, значит, это и есть главное служение христианина: «Многие

представляют себе церковь, как некое культовое здание или место, где совершаются религиозные обряды и церемонии. Церковь -это не здание. это люди, объединенные верой в господа. Миссия церкви - распространение Евангелия» [9].

Одной из особенностей харизматического движения является то, что оно не выстроено в виде единой структуры с общим центром и одним вероучением. Между церквями нередко существуют разногласия, возникают споры по поводу вероучительных принципов, культовой практики. Но эти споры, по мнению некоторых лидеров харизматических церквей, благоприятно сказываются на жизни церкви, заставляют ее развиваться, свидетельствуют о том, что церковь есть живой организм, а не омертвевшая структура.

Кроме того, церкви, несмотря на разногласия, поддерживают довольно активное общение: оказывают друг другу материальную помощь, обмениваются проповедниками, приглашают к себе наделенных «особы-

ми дарами Духа» целителей, талантливых проповедников, создают общие учебные заведения для подготовки пасторов.

Однако при этом в каждой отдельной церкви, безусловно, существует вертикальный принцип организации. Сегодня руководители церквей уделяют пристальное внимание именно выстраиванию внутрицерковной структуры и управления. Этот принцип реализуется осознанно на основе убеждения, что пастор должен «пасти» (быть ответственным перед Богом) каждого члена своей церкви. Лидеры вполне принимают наименование харизматические на свой счет: т. е. пастор, как мы уже отметили, должен обладать харизмой - особым складом ума и характера, должен быть «призван Богом» к пасторскому служению. Роль пастора в церквях такого типа очень велика. Начнем с того, что само существование церкви напрямую связано с характером и деятельностью пастора. Его не присылают служить в уже существующий приход, как это происходит в подавляющем большинстве случаев в традиционных религиях. Пастор сам «созидает» церковь, собирает верующих именно вокруг себя, убеждая их приходить на собрания, участвовать в жизни церкви, а нередко и обращая к вере.

Существующие школы лидеров постоянно вводят в программы обучения новые элементы, методики. Значимость религиозного опыта никто не отрицает, но очевидно, что лидеры общин, церквей очень заинтересовано относятся к разработкам современной психологии, маркетинговым технологиям, и при возможности охотно их применяют в своей пастырской деятельности. Среди таковых можно упомянуть технологию 012, т. к. именно ее сегодня активно используют в церквях Исход. В данной статье мы не будем углубляться в рассмотрение этого вопроса. Заметим лишь, что религиозное объединение Исход имеет тесные связи с церковью колумбийского проповедника С. Кастеланоса из г. Богота, который применил эту технологию для построения и активизации жизни большой церкви и, надо сказать, довольно успешно.

Проводятся также семинары по изучению Священного Писания, формируются и действуют «домашние группы». Вот на этом моменте следует остановиться подробнее, т. к. он является крайне важным для жизне-

деятельности церкви. О необходимости домашних групп постоянно говорится на собраниях. Эти группы, состоящие из 10-12 человек - основа жизни церкви. Такую структуру называют ячеечной церковью, что связано как раз с концепцией 012. В обоснование верности данного принципа ссылаются на книгу Деяний апостольских: «преломляя по домам хлеб» (2:46), «И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благо-вествовать об Иисусе Христе» (5:42). Видите, замечает пастор после данной ссылки, в I в. существовала ячеечная церковь.

Домашняя группа - это малая церковь, в которой заботятся о каждом, молятся за каждого - как в семье. «Воскресная же церковь» не может быть семьей. В связи с этим звучит постоянный призыв «Создай свою домашнюю группу!» Домашняя группа освящает ваш дом, приносит в него Божие благословение. Пастор уделяет отдельное время общению с лидерами домашних групп. Он подчеркивает, что присутствие среди нас лидеров очень важно и необходимо. Лидеры -это, прежде всего, те, кто берет на себя ответственность за происходящее, за других. Но общения и наставления не ограничиваются формальными фразами «Будь лидером, будь лидером!» и т. п. Пастор привлекает активных членов церкви к выполнению различных поручений, советует как достичь лучшего результата, поддерживает, постепенно усложняет для них задачи. Нам пришлось убедиться со всей очевидностью, что пастор постоянно и много трудится для церкви.

Возможно, что система домашних групп есть способ предотвратить в будущем формализацию жизни церкви, ее «омертвение», что нередко происходит в больших церквях, в которых просто физически невозможно поддерживать неформальные межличностные связи, лидеру же иметь непосредственное общение с каждым членом церкви. Пока же делать достоверные выводы на этот счет мы не готовы.

Надо сказать, иногда вызывают вопросы доктринально-культовые положения, которые предлагаются верующим для осмысления, или как «тема месяца» для обсуждения на собраниях. Например, т. н. концепция «видения». Не очень понятно, что это означает. Фразы вроде «У Бога для всех нас есть

видение» и т. п. не ясны с первого раза. Понимать начинаешь только после подробного разъяснения. В документах церкви читаем: «Основным видением Божьим является спасение человека. К воплощению этого видения Господь призывает всех христиан. Осуществляя это видение, человек движим любовью к Богу и к людям. Видение церкви Божьей «Исход» - нести Благую Весть всем народам» [8].

И получается, что неясными словами названы вполне понятные вещи, такие как руководствоваться в своей жизни волей Бога, не роптать, не отчаиваться, самому утвердиться в вере и помочь в этом другим, ставить себе положительные цели, сообразующиеся с христианскими нормами, нести служение в церкви, осуществлять проповедь Евангелия, каждому заботиться об увеличении численности членов церкви. Но представляется, что использование неясных слов не случайно. Это как бы придает весомости предлагаемым положениям, определяет оригинальность доктрины церкви. Последнее же, в свою очередь, создает ощущение особых отношений церкви и ее верующих с Богом.

Церковь реализует молодежные проекты: музыкальные и танцевальные фестивали, семинары, конференции, экскурсии. Не отвергают в церкви весьма различные элементы молодежной субкультуры, есть у них популярная в молодежной среде рэп-группа «Другой взгляд», проводятся показы коллекций одежды и т. п. Существуют специальные программы для женщин: «Женское счастье в свете Библии», «Предназначение женщины». Такой либерализм отражен и в программных документах церкви, где сказано, что она призвана помочь человеку стать успешным во всех сферах жизни на трех уровнях: духовном, душевном и физическом. Этим, наверное, объясняется реализация церковью таких проектов с элементами шоу, как «Джентльмены Иисуса Христа», «Женщина мечты».

Итак, акцент перемещен на социальную деятельность - в этом также заключается уникальность религиозного объединения Исход. Возможно, что в будущем ситуация изменится, но сегодня она такова. Кстати, это заставляет религиоведов уточнять методы и критерии изучения религиозных объединений. Поэтому, как заметил пастор одной из церквей в личной беседе, религиоведам ни-

когда не успеть за харизматическими церквями. Так, движение Исход возникло с целью оказания социальной помощи, а не исповедования веры и совершения обрядов. Последние пункты в привычной парадигме являются решающими, тогда как в данном случае оформились позже. На сегодняшний день «лицо» объединения уже имеет оформившийся вид. Безусловно, оно имеет религиозный характер, привнося в современную религиозность некую новую черту. Перед учеными же стоит задача совершенствования исследовательских схем, преодоления их ограниченности.

Типичным примером деятельности рассматриваемого религиозного объединения является и тамбовская община Исход. Ее основатель и пастор с проповедью Евангелия объехал весь юг страны. В 2007 г. из Астрахани с группой соратников он переехал в Тамбов. Новой религиозной группе пришлось собираться по квартирам, снимать залы. Понятие «членство» в общине очень условно, что понятно, т. к. члены группы больше работают с наркоманами и алкоголиками. В отношении последних говорить о постоянстве крайне затруднительно: они

приходят, уходят, приводят других, сами пропадают на некоторое время, надолго, насовсем, кто-то остается, проходит курс реабилитации в одном из реабилитационных центров. Кто-то продолжает начатое дело.

Однако в тамбовской общине уже есть молодежно-волонтерская группа, которая ведет работу в доме-интернате для детей-сирот. Об одном из посещений местная газета «Город на Цне» писала: «Исходовцы» приехали к ребятам не с пустыми руками, а организовали им настоящее представление с морем радостных эмоций и веселых радостных глаз. Когда праздник начался, дети немного с недоверием смотрели на все происходящее. Но чем больше они втягивались в этот процесс, все яснее понимая, что все это сделано именно для них, тем ярче становился их смех и веселее улыбка. У детишек с новой силой загорелся потускневший огонек в глазах. Забыв обо всем, они с головой погрузились в игры и соревнования, которые подготовили им гости. Потом вместе со взрослыми дети мечтали, кем они будут, когда подрастут. Ребята загадывали названия профессий, а малыши должны были их отгадать. После

игры кто-то захотел стать милиционером, пожарным, программистом, врачом. Затем были эстафеты, где малыши бегали, прыгали, кидали мячи. В эти минуты казалось, что воздух буквально пропитан счастьем и теплом. После игры все отправились в столовую, где уже были накрыты столы, а на тортах красовалась надпись: «Мечтай вместе с нами». Детей переполняли эмоции, когда после чаепития «исходовцы» стали вручать каждому ребенку подарки: это была игрушечная техника и роботы, наборы для рукоделия, украшения и многое-многое другое. Никто не остался забыт, и у каждого в руках на память осталась частица внимания, оказанного по зову души ребятами из «Исхода» [10].

Детские мероприятия церковь Исход проводила и в областном центре. Так, 1 июня 2010 г. в День защиты детей на набережной они проводили конкурсы для детей с награждением и различными подарками.

Богослужения тамбовской церкви Исход по обыкновению проходят в воскресные дни. Как правило, служение начинается с приветственного слова пастора или, в его отсутствие, любого из лидеров общины. Как и во многих общинах харизматического типа после выступления пастора на сцену выходит группа прославления. Песнопения очень похожи одно на другое, они носят современный молодежный характер. Фразы в песнопениях нередко повторяются много раз: например, «Если Бог с нами, кто на нас восстанет». Под такое исполнение в общине многие танцуют, хлопают руками (не жалейте ваших ладошек для Господа - одобряюще восклицает член группы прославления), топают ногами -«душевно радуются».

В ходе богослужения молодежь может показывать различные сценки, которые носят назидательный характер. Вместо паузы выступает группа прославления, состоящая из 3-4 человек. Обязательной в ходе богослужения является проповедь пастора или одного из лидеров, зачитываются и разбираются определенные места из Священного Писания. После чего по обычаю звучит песня, под которую члены церкви и все желающие делают пожертвования - десятина приветствуется. Так, например, во время «свидетельств» нередко кто-то рассказывает, что когда раньше не платил десятину из жадности, то у него всегда начинались финансовые пробле-

мы, а когда исправно стал отдавать десятую часть своих доходов, то получил и материальные блага.

Во время богослужения нередко присутствующие слушают «свидетельства»: кто

рассказывает свою историю исцеления, избавления от бед и т. п. Данный момент собрания не случаен. Свидетельства как бы подтверждают Божье благоволение. А значит, убеждают в правильности избранного пути, силе веры, легитимности тех или иных мероприятий, проводимых церковью.

В завершение как и во всех пятидесятни-ческих общинах произносится молитва.

В настоящее время воскресные и праздничные богослужения церкви Исход посещают около 50 человек. Однако социальная и миссионерская активность членов общины позволяет сделать прогноз о возможности увеличения числа приверженцев данной церкви.

Значимость общин христиан веры евангельской пятидесятников растет и в нашей области. Идет процесс увеличения числа общин и численности членов. Во всяком случае, пятидесятники в регионе стали лидирующим течением протестантизма.

Таким образом, с уверенностью можно сделать некоторые выводы. Харизматические церкви успешно занимают и осваивают свою нишу в религиозной жизни современной России. Перейдя от «мироотвергающей модели» взаимоотношений с социальным окружением к «миропринимающей» и даже «мироисцеляющей» [11], они занимают все более активную позицию в обществе, расширяют формы социальной работы, охватывая все большие слои российского общества. Очевидно, что в харизматических церквях имеет место смещение акцента с богослужения на активизацию деятельности в обществе. Можно предположить в связи с этим, что у харизматических церквей имеются серьезные перспективы развития в условиях становления и укрепления в современной России институтов гражданского общества, опирающихся именно на социальную активность различных общественных структур.

Встав перед необходимостью собственной легитимации в российском обществе, харизматические церкви в большинстве своем сегодня отказались от радикальных идеологических положений, ориентирующих по-

следователей на уход от мира, на ожидание Конца этого мира, которые были характерны для них на ранних этапах - в 1980-х - начале 1990-х гг., что также отмечает О.В. Куропат-кина в статье, посвященной сравнительному анализу вероучительных положений пятидесятников и харизматов: «наиболее скандальные положения Движения веры, - такие как позитивное мышление и устное исповедание, учение об обязательном исцелении и особенно пандемонизм, учение о фактическом равенстве человека и Бога встречают у многих «новых» пятидесятников и в России, и в Украине, начиная с 2000-х гг., все больше скепсиса и даже прямого отрицания; учение о духовной смерти Христа вообще практически неизвестно в России» [12].

Харизматические церкви позиционируют себя сегодня, прежде всего, как позитивную общественную силу, способную решать ряд социальных проблем. И Тамбовские церкви в данном случае не исключение: они уже имеют выстроенную организационную структуру, реабилитационный центр, отделы по работе с семьей, с детьми и др. О том, что харизматические общины стали частью религиозной жизни региона свидетельствует и динамика роста общин. Таким образом, анализ материалов о жизни тамбовских общин, подтверждает общие выводы о динамике и факторах роста численности последователей в харизматических церквях.

1. Минюст опубликовал статистику религиозных организаций в России. 20 сентября 2006 г.

// Religare - Религия и СМИ. URL: http:// www.religare.ru. Загл. с экрана.

2. Дворкин А.Л. К вопросу о численности членов тоталитарных сект в России. Пресс-релиз РАЦИРС. 09.10.2006 г. URL: k-istine.ru>sects/ sects_racirs-03.htm, свободный. Загл. с экрана.

3. Лункин Р. Пятидесятники и харизматы -единство в многообразии // Religare - Религия и СМИ. URL: http://www.religare.ru. Загл. с экрана.

4. Апостольская преемственность // ИСХОД -Церковь Божья. URL: http://ucxod.ru/o_cerkvi /bozhe-videnie-cerkvi.html. Загл. с экрана.

5. Красиков А.А. Доклад на юбилейной конференции «Свобода совести - важное условие гражданского мира и межнационального согласия», 27 ноября 2002 г. // Religare - Религия и СМИ. URL: http://www.religare.ru. Загл. с экрана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Москаленко А. Т. Пятидесятники. М., 1973.

7. Церкви в США. Справочник / под ред. Д.Е. Фурмана. М., 1982. Вып. 4.

8. Божье видение церкви // ИСХОД - Церковь Божья. URL: http://ucxod.ru/o_cerkvi/bozhe-videnie-cerkvi.html. Загл. с экрана.

9. Исход. Церковь Божья. Централизованная Религиозная организация Южное Епархиальное управление Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (п). Ростов-на-Дону. URL: http://ucxod.ru.

10. Шитов Р. Подарите детям радость // Город на Цне. 2010. 8-14 дек.

11. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины). Владимир, 2006.

12. Куропаткина О.В. Неохаризматизм: часть пятидесятничества или новое религиозное движение? // Религиоведение. 2008. № 2.

Поступила в редакцию 17.04.2013 г.

UDC 279

CHURCHES ISKHOD AS SOCIAL PHENOMENON AND PART OF PENTECOSTAL MOVEMENT

Tatyana Sergeyevna PRONINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Philology, Associate Professor of Philosophy Department, Director of Center of Religious Researches, e-mail: [email protected]

An attempt to comprehend the history of the origins and evolution of the religious association of churches Iskhod, its place in the religious context of contemporary Russia is considered. The author comes to the conclusion that the religious association historically and conceptually belonged to the Pentecostal movement, but has a number of special features, which gives it a unique character.

Key words: confessions; church Iskhod; Pentecostal; worship; social activities; doctrine; charismatic community.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.