УДК 3l6.74+2
ПРИНЦИП МОДЕРНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР РОСТА В ЦЕРКВЯХ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ: НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОГО РЕГИОНА
© Татьяна Сергеевна ПРОНИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, директор Центра религиоведческих исследований, e-mail: [email protected]
Статья основана на анализе материалов о жизни харизматической церкви г. Тамбова и посвящена выявлению факторов роста численности последователей в харизматических церквях. Также в статье прослеживается связь внутрицерковной и внецерковной деятельности данных религиозных объединений с ростом численности членов церкви.
Ключевые слова: религия; харизматические церкви; динамика и факторы роста; верующий; исследование; богослужение; Тамбовская община; численность последователей; социальная деятельность.
Общие вероучительные положения харизматических церквей, их идейные истоки, вопросы исторической преемственности -этот круг проблем сегодня обрел более или менее понятные очертания для религиоведов. Но как проходит процесс уже не просто вживания харизматических церквей в религиозный континиум современной России, а обретение ими заметного социального статуса, освоение ими важнейших ниш, не занятых традиционными религиями, процесс их институализации - эти вопросы требуют осмысления, основанного на обобщениях достаточного эмпирического материала.
Безусловно, первенство в конфессиональном разнообразии сегодня находится у крупных российских городов. И первый импульс, который получают в своем распространении и харизматические церкви, исходит также из столичных и крупных российских городов. Но нельзя не отметить, что серьезная волна «евангелизации» через посредство именно харизматических церквей получила развитие в России из некоторых зауральских и дальневосточного регионов. Уже в 2002 г. А.А. Красиков, анализируя официальные данные Министерства юстиции Российской Федерации о государственной регистрации централизованных и местных
1 Статья выполнена в рамках проекта «Нетрадиционные религиозные движения и системы традиционных ценностей: на примере Тамбовского региона» по федеральной целевой программе «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.
религиозных объединений по Федеральным округам, отмечал, что суммарно Русская православная церковь преобладает над остальными религиозными центрами вместе взятыми только в двух из них: Центральном и Северо-Западном, а в Дальневосточном округе уступает первенство протестантам. Последние, правда, занимают второе место в масштабах России по количеству зарегистрированных религиозных объединений - более 4 тыс., следуя за РПЦ в четырех из семи Федеральных округов и, как уже отмечалось, лидируя в одном [1].
Все это говорит о несомненных и серьезных изменениях в конфессиональном портрете современных российских городов. В некогда моноконфессиональных регионах появляются и благополучно проходят процедуру государственной регистрации религиозные объединения, о которых еще 15-20 лет назад здесь никто не слышал. Очевидно и то, что современное конфессиональное разнообразие в российских городах обеспечивается, прежде всего, протестантскими объединениями. Среди последних наибольшие темпы роста по стране демонстрируют именно движения харизматического типа. По данным Министерства юстиции в стране зарегистрировано более полутора тысяч харизматиче-ско-пятидесятнических организаций, занимающих третье место по численности среди религиозных организаций в Российской Федерации, и уступающих только православным и мусульманским организациям [2]. Незарегистрированных церквей может быть
тоже довольно много. Некоторые считают, что их столько же, сколько зарегистрированных. О численности последователей судить вообще крайне сложно. В различных материалах фигурируют цифры 600, 800 тыс. А.Л. Дворкин, например, называет цифру 300 тыс. [3]. Сложность заключается, прежде всего, в том, что харизматические церкви в России только условно можно отделить от пятидесятнических. Как пишет Р. Лункин, автор ряда исследований о пятидесятниках и харизматах: «Пятидесятники-реформисты
(которых также часто именуют в журналистской и сектоведческой среде харизматами и «неопятидесятниками») были и остались неотъемлемой частью пятидесятнического движения» [4]. Представляется, что Р. Лун-кин предложил удачную типологизацию пя-тидесятнических объединений, наиболее соответствующую их современному состоянию: пятидесятники-традиционалисты и пятидесятники-реформисты. Однако, на наш взгляд, сегодня с полным правом можно использовать термин «харизматические церкви», т. к. они имеют уже оформившееся собственное лицо, отличающее их от пятидесятников, с которыми у них общие идейные и исторические корни. В широком смысле ха-ризматию можно характеризовать как идеологию, принципы которой мы обнаруживаем даже в традиционных религиях. Тем более мы имеем право употреблять наименование «харизматическая церковь» по отношению к тем религиозным объединениям, которые сами себя причисляют к таковым. Именно последним аргументом руководствуемся и мы при употреблении данного термина.
Одной из особенностей харизматического движения является то, что оно не выстроено в виде единой структуры с общим центром и одним вероучением. Между церквями нередко существуют разногласия, возникают споры по поводу вероучительных принципов, культовой практики. Но эти споры, по мнению некоторых лидеров харизматических церквей, благоприятно сказываются на жизни церкви, заставляют ее развиваться, свидетельствуют о том, что церковь есть живой организм, а не омертвевшая структура.
Кроме того, церкви, несмотря на разногласия, поддерживают довольно активное общение: оказывают друг другу материальную помощь, обмениваются проповедника-
ми, приглашают к себе наделенных «особыми дарами Духа» целителей, талантливых проповедников, создают общие учебные заведения для подготовки пасторов.
Однако при этом в каждой отдельной церкви, безусловно, существует вертикальный принцип организации. Сегодня руководители церквей уделяют пристальное внимание именно выстраиванию внутрицерковной структуры и управления. Этот принцип реализуется осознанно на основе убеждения, что пастор должен «пасти» (быть ответственным перед Богом) каждого члена своей церкви. Несомненно, роль пастора в харизматических церквях велика. Лидеры последних вполне принимают наименование «харизматические» на свой счет: т. е. пастор должен обладать харизмой - особым складом ума и характера, должен быть «призван Богом» к пасторскому служению.
Несмотря на многочисленные различия, религиоведы выделяют ряд общих принципов, характерных для харизматических церквей. Выраженной и культивируемой чертой стал ривайвелизм как стремление к постоянному обновлению и протест против формализма в религиозной жизни.
В данной статье хотелось бы обратить внимание на следующую важную черту, которую мы бы выделили как отдельную, обнаруживая связь, но не отождествляя ее с ривайвелизмом. В самой основе существования харизматических церквей лежит принцип модернизации - постоянных изменений. Предположить, что принцип модернизации является своеобразной социальной проекцией ривайвелизма было бы не совсем верно, т. к. в данном случае речь идет не о религиозном обновлении, а о приспособлении к меняющемуся социальному, культурному контексту в целях обеспечения жизнеспособности церкви.
Поэтому, как заметил пастор одной из церквей в личной беседе, религиоведам никогда не успеть за харизматическими церквями. Застой, считают лидеры, в любой сфере жизни и деятельности церкви не допустим, т. к. церковь есть живой организм. Любая стагнация, по их мнению, есть начало кризиса. Задача пастора предвидеть эту ситуации еще до того, как она произойдет, и принять необходимые меры по изменению структуры церкви, форм работы. На пастор-
ских курсах данную ситуацию даже пытаются представить схематически, как это выглядит на рис. 1.
Состояние церкви напрямую зависит от численности последователей, как с точки зрения возможного уменьшения, так и увеличения числа членов. Естественный жизненный процесс для общины - это рост церкви. Пасторы при этом, вновь ссылаясь на Св. Писание, говорят, что церковь должна не увеличиваться, а умножаться, т. е. поясняют, численность членов должна увеличиваться в геометрической прогрессии. По признанию лидеров, имеет место постоянная установка на рост церкви. Если этого не происходит, очевидно, что пастор неправильно организует жизнь церкви. Пасторское служение в харизматических церквях уже давно носит организованный характер. Это проявляется, в т. ч., в обязательном для пастора овладении организационными и психологическими принципами формирования и управления общиной.
По количеству членов церковь структурируется следующим образом: 1-я ступень -от 0 до 30; 2-я - от 30 до 50; 3-я - от 50 до 100-120; 4-я - больше 120. Таким образом, как только численность последователей достигает 30 человек, возникает необходимость менять структуру и формы работы; в противном случае начнется стагнация, которая есть и начало кризиса общины.
Разобраться во всех принципиальных отличиях этих ступеней довольно сложно. Во всяком случае, некоторые из них нам удалось для себя прояснить. Например, по достижении церковью численности в 30 человек необходимо создавать группы домашнего изучения Библии по 10-15 человек, которые проходят 1-2 раза в неделю под руководством более опытного наставника. Идеология домашней группы заключается в следующем основном положении: это своего рода семья, призванная восполнить близкое общение, которого так не хватает современному человеку, помочь друг другу в различных вопросах, проблемах, нуждах - как это делается в обычной семье. Разница только в том, что в основе «домашней группы» лежат не родственные, а духовные связи, цель которых духовное назидание и взаимообогаще-ние. На домашней группе разбирают темы воскресной проповеди, молятся о нуждах
друг друга, общаются. Приветствуется чаепитие, которое способствует сближению участников домашней группы. На домашней группе служитель должен обратить внимание на способности каждого члена, которые можно было бы использовать в интересах церкви.
Примечательно, что домашняя группа не делится, но расширяется посредством того, что другие члены команды открывают свои группы и приглашают в них новых людей. Вновь мы обнаруживаем, что в увеличении численности членов церкви заложено правило геометрической прогрессии, причем бесконечно возрастающей. И таким образом, один наставник домашней группы дает начало целой сети домашних групп.
Такого рода структурирование также позволяет реализовать важнейший принцип организации церкви: каждый член церкви должен находиться под постоянной своеобразной опекой опытного наставника: пастора или его помощников. Как сформулировал это один из пасторов: хороший пастор может пасти не более 10-15 человек, даже Христос не взял на себя ответственность более чем за 12 человек (параллель с 12-ю апостолами -ближайшими учениками Христа).
Практически, мы имеем дело с осознанным применением норм существования группы. При переходе отметки в 30 человек группа плохо контролируется-управляется одним человеком, приходит в хаотическое состояние.
линия развития церкви
спада
Рис. 1. Линия развития церкви
Когда церковь достигает 50 человек, так же происходит увеличение числа помощников пастора, расширение форм деятельности, которые тем самым должны охватить всех членов церкви - все должны участвовать в жизни общины. Последнее можно назвать серьезным достижением харизматических церквей, в основе которых, действительно, лежат живые общины. Это и их преимущество в сравнении с традиционными религиями: так, например, в Православной церкви сейчас одно из самых слабых мест - отсутствие общинной жизни.
Кроме того, пастором должны учитываться внешние факторы, влияющие на численность общины. Среди таковых и социально-экономические условия в регионе. Причем как отрицательные, так и положительные факторы могут быть использованы для укрепления церкви, поскольку любая религия по-прежнему выполняет компенсаторную функцию, утешая в трудностях, обеспечивая смыслообразующей жизненной перспективой в кризисные, переходные периоды; и «освящая» жизненные успехи в случае благополучной социально-экономической
ситуации. Также пастор должен принять во внимание местные особенности, усвоение которых облегчает ассимиляцию церкви в регионе, а значит, способствует и увеличению численности общины.
Идеологи и данную динамику роста численности членов церкви готовы представить графически, как это показано на рис. 2.
Комментируя приведенную схему, следует указать на то, что количественному росту церкви обязательно должны предшествовать качественные изменения, связанные со структурной реорганизацией, использованием новых форм работы и т. п.
Рис. 2. «Ломанная роста численности членов церкви»
Например, как к важнейшему фактору роста относятся в харизматических церквях к социальной работе. Социальные, благотворительные мероприятия оказываются способом, и довольно эффективным, евангелиза-ционной деятельности. Так, к примеру, работа по реабилитации людей, находящихся в наркотической, алкогольной зависимости взята на вооружение практически всеми харизматическими церквями. Многие новые церкви в регионах начинали свое существование именно с основания реабилитационного центра. Государство сегодня демонстрирует нежелание заниматься социализацией, оказанием полноценной комплексной помощи этим людям, выпавшим из социального контекста. Потому, безусловно, такого рода социальная деятельность, проводимая харизматическими церквями, ориентированная на десоциализированные слои общества и направленная на решение острых социальных проблем, имеет позитивный характер. Это приносит свои результаты и для роста общины, поскольку часть из прошедших через реабилитационные центры харизматических церквей (которые чаще всего регистрируются как независимые общественные организации) приходят и в церковь.
Теперь продемонстрируем верность некоторых из вышеназванных положений на примере церкви харизматического направления в Тамбовском регионе. Появление такой церкви в Тамбове в 2006 г., можно сказать, прошло незамеченным. История появления данной религиозной группы довольно обычна для харизматических движений: пасторы рассматривают как необходимую и даже обязательную часть своего служения то, что по мере «евангелизации» определенной территории и увеличения численности местной церкви, следует переходить к «евангелиза-ции» других регионов. Причем это вовсе не обязательно близлежащие области, это могут быть самые неожиданные отдаленные местности. Так и в случае с Тамбовской общиной, из далекого сибирского региона, а точнее, Красноярского края, из местной церкви, численность которой, по словам пастора, перешла тысячную отметку, отправился «передовой» отряд миссионеров в количестве 5 человек для осуществления «евангелизации» тамбовского населения.
По свидетельству членов вновь прибывшего отряда миссионеров, отношение к их церкви в Сибири положительное. Нередко служители именно их церквей выполняют в регионе те функции, которые обычно выполняют служители традиционных церквей в других регионах России: совершают обряды, пусть даже и в соответствии со своим представлением о них, связанные с крещением, бракосочетанием, похоронами; сотрудничают с представителями власти, правоохранительными структурами, тюрьмами. В том числе это происходит и потому, что представителей традиционных церквей просто нет в отдаленных от крупных городов населенных пунктах.
И.В. Скоробогатова, изучавшая в течение нескольких лет харизматические церкви Красноярского края, пишет со ссылкой на Официальный портал администрации Красноярского края, что, согласно краевой статистике, наиболее динамично развиваются протестантские объединения, на их долю приходится 43 % всех зарегистрированных в крае религиозных организаций. Среди них лидируют пятидесятнические и харизматические церкви, которые составили 20 % от общего числа зарегистрированных организаций.
Именно эти направления показывают устойчивую тенденцию к росту количества организаций в крае [5, с. 13].
Что подвигло миссионеров выбрать в качестве поля деятельности именно Тамбовский регион? Лидер группы на этот вопрос ответил просто: все определяет откровение, получаемое от Бога.
Члены миссионерского отряда с энтузиазмом принялись за «евангелизацию» местного населения. Чтобы иметь средства к существованию, все, по словам лидера, устроились на работу. Также получали помощь от других церквей, в основании которых участвовал до этого сам пастор - факт тоже весьма примечательный. Община начала прирастать. На сегодняшний день в общине более 100 человек. По словам пастора, их цель - обратить ко Христу как можно больше людей, а не заниматься прозелитизмом и перетягивать к себе из других христианских церквей. Сказанное подтверждает то, что основную массу новых членов общины составляют не вышедшие из православных церквей, а люди в прошлом неверующие, но пребывавшие в
духовных поисках и нашедшие удовлетворение своих духовных запросов в харизматической церкви и те, кто когда-то уже был в церквях такого типа, но по причине переезда или в силу других обстоятельств покинул их.
Потому пополнение общины шло за счет некоренного населения, относительно недавно проживающего в регионе, и в прошлом имевшего опыт пребывания в церквях такого типа. Для этих людей появление общины харизматического направления - возможность вернуться к привычному для них религиозному опыту. Так, общину пополнили африканцы, обучающиеся в местных учебных заведениях. Они, очевидно, сразу почувствовали себя комфортно в церкви, что свидетельствует о привычном для них укладе церковной жизни. Африканцы с удовольствием включились в деятельность группы «прославления», используя навыки пения, игры на музыкальных инструментах. Община также приняла их радушно, и, спустя год их пребывания в церкви, 1 раз в месяц уже проводится «прославление» на родном для них языке. Последнее еще раз подтверждает отмечаемую некоторыми религиоведами черту идеологии харизматов - антропоцентризм -пристальное внимание к каждому верующему. Очень многое делается для того, чтобы человеку было комфортно в церкви, чтобы удержать его, дав ему понять, что он ценен сам по себе для церкви, со всеми его этнокультурными и личностными особенностями.
Второй путь пополнения общины, кстати, весьма существенный по численности -представители коренного населения, пребывающие в состоянии социальной дезадаптации или преодолевшие в прошлом такое состояние: освободившиеся из мест заключения, страдающие различными видами зависимостей. Как мы уже отметили, деятельность по реабилитации десоциализирован-ных людей - одна из характерных для харизматических церквей форм евангелизацион-ной деятельности.
Если говорить о Тамбовской церкви, то численность последователей, находившихся раннее в сложных жизненных ситуациях, в состоянии социальной дезадаптации, составляет не менее 10 %. Примечательно, что в передовом отряде миссионеров, которые стояли у истоков Тамбовской церкви, так же были те, кто сумел преодолеть ту или иную
форму зависимости, сумев тем самым не только вернуться к нормальной жизни, но и использовать в дальнейшем свой жизненный опыт для помощи другим людям, обремененным аналогичными проблемами.
Характеризуя далее социальный состав церкви, следует отметить, что он довольно неоднородный. С точки зрения материальной обеспеченности и социального статуса члены общины - это в большинстве своем малоимущие и люди среднего достатка. Пожалуй, одной категории граждан нет среди членов Тамбовской общины - это людей, занимающих высокий социальный статус: богатых бизнесменов, политиков, государственных чиновников высокого уровня. Аналогичную ситуацию отмечала и И.В. Скоробогатова на раннем этапе существования харизматических общин в Красноярском крае: «Основную массу прихожан составляли люди с низким уровнем дохода, неквалифицированные, часто безработные или с непостоянным местом работы. Верующие не осознавали необходимости в профессиональном росте, рассматривали трудовую деятельность как вынужденную необходимость, мешающую «настоящему служению Богу». Та же картина наблюдалась в отношении к образованию. Светское образование не представляло никакой ценности» [5, с. 19]. Под влиянием же произошедших в 1990-е гг. изменений в мировоззрении харизматов успехи в различных сферах жизнедеятельности все более рассматриваются как знак божественного благоволения. Потому в современных харизматических церквях, по свидетельству И. В. Ско-робогатовой, возрос престиж светского образования и профессиональной карьеры. Соответственно, в общинах появились предприниматели и образованные люди. Причем Тамбовская община также не исключение и подтверждает вывод о том, что формируемая установка на успех серьезно способствует росту активности и в предпринимательской деятельности, и в получении образования, и в других сферах внецерковной жизни. Таким образом, члены общины из малообеспеченных, инертных в социальном отношении людей, усваивая принципы харизматической идеологии, становятся социально активными, стремятся получить образование, добиться успеха в жизни.
Здесь следует также отметить следующую особенность: согласно результатам исследований Центра религиоведческих исследований Тамбовского государственного университета, большинство принадлежащих к экономической и управленческой элите региона называют себя православными. Тогда как в других российских городах, отличающихся поликонфессиональностью своей религиозной жизни, в харизматических церквях сегодня есть и богатые бизнесмены, и государственные чиновники самого высокого местного ранга. Тамбовский регион отличается в этом плане некоторой традиционностью. Можно даже с уверенностью утверждать, что большинством местного населения принадлежность к нетрадиционным религиям пока рассматривается как фактор неблагонадежности, и уж тем более это справедливо в отношении государственных служащих. В Тамбовской церкви, правда, есть чиновники низшего звена государственных структур, есть учителя, врачи, представители мелкого бизнеса, бухгалтеры, рабочие - таким образом в плане профессиональных занятий состав церкви весьма разнообразный, что еще раз подтверждает положение о том, что харизматические церкви пытаются охватить своей деятельностью различные слои российского общества.
На собраниях бросается в глаза особенность, уже ставшая традиционной для харизматических церквей: заметное преобладание мужчин. Соотношение: примерно 40 % женщин к 60 % мужчин. Потому неудивительно. что женщины во время миссионерской деятельности пытаются привлечь в общину других женщин, приводя в качестве серьезного аргумента этот факт, что якобы дает возможность устроить личную жизнь. В церкви немало семейных пар с детьми. За 5 лет существования в церкви состоялось две свадьбы. При этом если один из супругов до брака не был в церкви, то, как правило, со временем и он начинает посещать собрания. Происходит это и по причине активной миссионерской позиции членов харизматических общин, и потому, что для последователей характерна неразделенность церковной и внецерковной жизни.
Также отличительная особенность харизматических общин - преобладание молодых людей и людей среднего возраста. Мож-
но сказать, в общине нет людей пожилого возраста. Безусловно, молодежь привлекают в харизматических церквях вполне определенные мировоззренческие положения и формы культовой практики. Так, выраженные установки на «живой» личный религиозный опыт, на реализацию личностного потенциала и использование индивидуальных способностей каждого в деятельности церкви, установка на достижение успеха в жизни, протест против формализма в церкви - все это соответствует жизненным запросам, характерным для молодых людей. Привлекательны для молодежи некоторые черты харизматических собраний: такие как использование простых текстов, поп-музыки, возможность непосредственно выражать свои эмоции, петь, пританцовывать, что приветствуется и поощряется. Привлекает молодежь и повышенное внимание к чудесам, что обещает возможность быстрого достижения результата: «Спасение, освобождение, исцеление, - заметил пастор в личной беседе, -должны совершаться, ибо их движущим фактором является вера людей» (Из материалов личной беседы. Архив автора).
Рассмотрим некоторые особенности собраний харизматических церквей, которые также способствуют росту численности последователей, на примере Тамбовской церкви. В харизматических церквях нет канонизированного богослужения, но можно отметить формирование некоторых устойчивых форм культовой деятельности, как то прославление, исповедь, проповедь, свидетельства, которые представляют собой рассказы членов церкви или тех, кто намеревается стать таковыми, о «чудесах», связанных с силой веры: исцелениях, избавлениях от опасностей, неприятностей и т. п. Это подтверждает наблюдение религиоведов, что, несмотря на сущностную установку на постоянную модернизацию, харизматические церкви сегодня переживают период институализации. Это проявляется и в характере богослужений, в которых мы обнаруживаем все больше устойчивых форм, тогда как повышенная экзальтированность, свойственная харизматическим собраниям на более ранних этапах как обязательный и непреложный атрибут религиозных переживаний каждого и проявляющаяся в «Дарах Св. Духа» - говорении на языках, «святом смехе», «падениях
в духе» и т. п., становится все более данью традиции и достоянием лишь отдельных членов общины, нуждающихся в сильных эмоциональных переживаниях.
Начинается собрание всегда с прославления. В приоритетах и принципах служения церкви указано, что «Мы верим, что вся жизнь церкви должна прославлять Иисуса Христа - ее Искупителя, Основателя и единственного Главу» [6].
В ходе самого собрания прославление -это своеобразное прославление Христа, выражающееся в пении различных текстов, довольно простых и понятных по содержанию, посвященных теме взаимоотношений человека с Христом. Иногда текст предельно прост и сводится к повторению всего нескольких фраз, как, например, следующие: «На кого же нам уповать», - 3-4 раза, и далее, - «Как не на папочку родного!». Перед этим имело место пояснение, что Господь -наш папочка. И как мы приходим к родителям - что-то просим, а они нам дают, так и Господь нас благословляет. Музыка при этом звучит ритмичная - поневоле начинаешь пританцовывать.
Что касается музыкального оформления, то используются мотивы, характерные для поп-музыки. В некоторых церквях для прославления используются роковые композиции, рок-оперы собственного сочинения. К музыкальному прославлению харизматические церкви относятся очень серьезно, замечая, что оно позволяет воспроизвести здесь, на земле, атмосферу небес. Все это получает и вероучительное обоснование: «Дьявол панически боится поющего христианина» (Мартин Лютер). Музыка, как послание от Бога, это Провозглашение с благодарением и хвалой Имени Бога, Его характера и Его Слова. Это сила, данная Богом, чтобы мы жили в победе. Музыка - это духовная сила, используя ее, мы имеем возможность влиять на духовный мир, изменять физические обстоятельства, меняться самим в соответствии с волей Бога для нас. Каждый человек, который воздает хвалу Богу, переживает Его присутствие и одерживает победу, потому что провозглашает то, во что верит» [6].
В качестве же основных целей музыкального прославления обозначаются: возможность влиять на духовную атмосферу посредством музыки, т. к. музыка является
сильнейшим орудием, которое влияет на жизнь человека; и таким образом выразить свои чувства к Господу.
Приветствуется эмоциональное отношение к этому: петь, пританцовывать, прихлопывать в ладоши, размахивать руками под ритмичную музыку и простой текст, который, как правило, транслируется на экране и, таким образом, нет необходимости его заучивать - все для комфорта верующих. Ведущего группы прославления довольно трудно со стороны отличить от диджея. Все выглядит очень современно, скорее даже молодежно. Сам пастор, или его помощник, и подбадривают присутствующих, используя молодежный сленг: «Ты классно славишь Господа!», что, безусловно, привлекает молодежную аудиторию. Наши опросы подтверждают, что молодые люди нередко приводят на собрания своих друзей, пообещав им «классное» времяпрепровождение, необычные, с точки зрения привычного, впечатления. Р. Лункин также отмечает, что «неопятидесятники» заняли определенную нишу в обществе, использовав в своей проповеди элементы массовой культуры, прежде всего молодежной [4].
Пасторы намеренно используют в своих обращениях к присутствующим на собраниях, в проповеди выражения из повседневной речи для простоты понимания и создания непринужденной атмосферы; нередко звучат шутки, смех. Также часто приводят примеры из собственной жизни или жизни своих близких. Несомненно, такие примеры обладают особой убедительностью. Так, например, сказать перед всем собранием, что сегодня годовщина семейной жизни, что они с женой уже 20 лет вместе и он по-прежнему ее любит - трудно отрицать, что такой пример с особой убедительностью пропагандирует семейные и нравственные ценности.
Обращает на себя внимание свободная атмосфера на собраниях. Так, дети, играющие или занимающиеся посторонними делами, не вызывают нареканий, их родителям не делают назидательных замечаний, что, как правило, происходит в традиционных церквях. Можно выйти на неопределенное время, вновь зайти, разрешается сидеть. Безусловно, все это делает комфортным пребывание на таких собраниях, хотя, очевидно, не способствует установлению торжественной обста-
новки, характерной для богослужений в традиционных религиях. В силу этого собрание, на наш взгляд, не производит на верующего впечатление особого таинства, связанного с присутствием и действием Бога, как это происходит, например, во время литургии в православном храме. Конечно, отсутствие канонизированного богослужебного чина способствует этому, так же как и принцип «дешевой церкви», характерный для многих протестантских церквей и соответствующий запросам тех, кто склонен усматривать в пышных богослужениях забвение заповедей о бедности, «нестяжании», забвение духовного:
«Церковь больна, - читаем мы в материалах на официальном сайте РОСХВЕ (пятидесятников), - когда фокус церкви - строительство великолепной церкви с набором служителей, а не Царство Бога» [7].
Но, очевидно, что собрания харизматов удовлетворяют другие потребности, можно сказать, более «земные» - потребность в группе, в сообществе единомышленников, в общении, потребность в реализации своих творческих способностей, например участвуя в группе прославления. Если сравнивать харизматические собрания с другими видами групповой деятельности, то они скорее напоминают собрание клуба по интересам. А в тех случаях, когда они собирают огромные аудитории, это больше похоже на массовое шоу с оригинальными номерами, вроде «говорения на языках» или «святого смеха», «падения в духе». Но и мероприятия такого характера имеют свою аудиторию, в основном молодежную или среди тех, кто испытывает дефицит общения, и тем самым обеспечивают рост членов церквей. Кроме того, такие черты жизни харизматических церквей, как приоритет личного религиозного опыта, проповедь необходимости «рождения свыше», что представляется как нечто необычное, чудесное, меняющее жизнь к лучшему, высокая степень эмоциональности богослужений являются серьезным фактором привлечения новых членов, ищущих интенсивных религиозных переживаний.
Эмоциональные переживания, связанные с ощущением близости Бога и действием Святого Духа, вообще занимают важное место в культовой практике харизматов. Но следует принять во внимание точку зрения представителей самих харизматических
церквей, по мнению которых именно такие формы и есть проявление подлинного религиозного чувства, а их эмоциональные собрания отражают живую жизнь церкви.
Затем следуют молитвы за нужды: они бывают весьма подробные: за страну, за экономику страны, за семьи присутствующих, за преодоление трудностей, проблем с начальством и т. п. Довольно часто можно наблюдать, как пастор предлагает всем помолиться о благополучном разрешении конкретной проблемы кого-то из прихожан. Это позволяет сделать следующий вывод: приветствуются личные обращения верующих к пастору с просьбой об общинной молитве о его личных нуждах. Создается благоприятное впечатление, что в общине существуют тесные неформальные межличностные связи, имеет место неравнодушное отношение к последователям, и это позволяет каждому чувствовать себя членом единого сообщества.
Очевидно, что самая важная часть собрания - проповедь пастора. Это основа богослужения в харизматических церквях. Любая проповедь, по словам пасторов, это всегда проповедь духовно-нравственных принципов христианской жизни. Принцип модернизации проявляется и в характере, и в содержании проповеди. Одна из целей последней -адаптировать «старое доброе» евангелие в современном обществе, обеспечить взаимодействие старого и нового.
Проповедь в современных харизматических церквях соединяет в себе два вектора: богоцентрический - о значении Христа, и антропоцентрический, уделяющий внимание осмыслению места и роли христианина в современном мире. Проповедь может быть посвящена самым разным темам: толкованию Св. Писания, вопросам нравственности, празднику (что касается религиозных праздников, то и здесь среди харизматических церквей нет единства о количестве событий, признаваемых праздниками).
В качестве примера можно привести проповедь, посвященную теме Благодати. Ее содержание отражает некоторые общие черты проповеди в харизматических церквях. Среди таковых можно назвать излишне материально-вещественный характер текста проповеди. С одной стороны, такие примеры, действительно, обладают особой убедительностью, с другой - серьезно упрощают со-
держание веры. Так, восприятие благодати сравнивалось с французской булкой, смазанной сгущенкой, или с лежанием на траве в солнечный день, с трубочкой во рту, через которую посасывают сок. То есть благодать интерпретируется как некий пик переживания наслаждения. Возникает впечатление, что благодать - это не более чем эмоциональное переживание. В общем-то, весьма поверхностное и приземленное представление.
Время от времени проповедник требует у аудитории согласия со своими словами, произнося фразы типа: «Вы со мной?», «Аллилуйя?», «Аминь, аминь» и т. п. Некоторые считают, что эти фразы проповедники произносят спонтанно. Вряд ли с таким выводом можно согласиться. Эти фразы произносятся в кульминационные моменты, способствуя созданию эмоционального напряжения, установлению контакта с аудиторией и восприятию ключевых положений. По содержанию проповеди, эти фразы с точки зрения воздействия, безусловно, тождественны воздействию фраз типа: «Это именно так!», «Это истина!», «Можете не сомневаться!» Произносимые же директивным безапелляционным тоном они оказывают принудительное воздействие. Собственно, никто не предлагает обсуждать или дискутировать, нужно просто усвоить. Иногда приводимые проповедником примеры, используемые выражения проходят просто на грани допустимого, как, например, фраза: «Мы умеем влюблять в себя». Проповедь произносится на фоне спокойной музыки. Нередко говорящий приводит какие-то шутки, даже вспоминает анекдоты, что опять же наводит на мысль о клубе по интересам. Кстати, в проповеди всегда звучит призыв привести еще одного человека в церковь.
Впрочем, в основном темы проповеди обычные: любовь, грех (как кровоточащая рана), ожидание Второго пришествия, приятие Христа в себя, спасение в церкви как в ковчеге, праведники будут избавлены от дней гнева Божьего, как от цунами. Все сказанное подкрепляется и иллюстрируется рассказами проповедника о содержании посещавших его видений от Бога, которые свидетельствуют о непосредственном восприятии им слов Бога, что в очередной раз как бы подтверждает наличие харизмы у пастора.
Далее пастор призывает исповедоваться в грехах всех желающих. Выстраивается не-
большая очередь посередине зала, где пастор исповедует у всех на глазах. После признания в каком-либо грехе следуют обещания пастора молиться за грешника. Никаких конкретных рекомендаций не дается. Само то, что человек вышел на исповедь, называется большим шагом к исправлению.
В конце собрания, по возможности, всем «новеньким» раздают анкеты. В анкете содержатся графы: ФИО, пол, год рождения (с пояснением: чтобы мы могли молиться за тебя в этот день), семейное положение, имена жены, детей; «Крещены ли вы огнем и духом?» (говорите ли на многих языках?) «Хотели бы вы получить крещение огнем и духом?» «К какой церкви вы принадлежите?» «Хотели бы вы посещать нашу церковь постоянно?» «Ваши предложения, пожелания». Понятно, что данные, отраженные в анкетах, позволят продолжить работу с каждым из новичков и, что не менее важно, с учетом его индивидуальных особенностей. Это можно рассматривать как частичный залог успеха евангелизационной деятельности и роста церкви.
Таким образом, с уверенностью можно сделать некоторые выводы. Харизматические церкви успешно занимают и осваивают свою нишу в религиозной жизни современной России. Перейдя от «мироотвергающей модели» взаимоотношений с социальным окружением к «мироисцеляющей» [8], они занимают все более активную позицию в обществе, расширяют формы социальной работы, охватывая все большие слои российского общества. Очевидно, что в харизматических церквях имеет место смещение акцента с богослужения на активизацию деятельности в обществе. Причем это характерно для каждой отдельной церкви, что отличает харизматические церкви от общин традиционных церквей. Можно предположить в связи с этим, что у харизматических церквей имеются серьезные перспективы развития в условиях становления и укрепления в современной России институтов гражданского общества, опирающихся именно на социальную активность различных общественных структур.
Встав перед необходимостью собственной легитимации в российском обществе, харизматические церкви в большинстве своем сегодня отказались от радикальных идеологических положений, ориентирующих по-
следователей на уход от мира, на ожидание конца этого мира, которые были характерны для них на ранних этапах - в 1980-х - начале 1990-х гг., что также отмечает О.В. Куропат-кина в статье, посвященной сравнительному анализу вероучительных положений пятидесятников и харизматов: «... наиболее скандальные положения Движения веры, такие как позитивное мышление и устное исповедание, учение об обязательном исцелении и особенно пандемонизм, учение о фактическом равенстве человека и Бога встречают у многих «новых» пятидесятников и в России, и в Украине, начиная с 2000-х годов, все больше скепсиса и даже прямого отрицания; учение о духовной смерти Христа вообще практически неизвестно в России» [9].
Харизматические церкви позиционируют себя сегодня, прежде всего, как позитивную общественную силу, способную решать ряд социальных проблем. И Тамбовская церковь в данном случае не исключение: она уже имеет выстроенную организационную структуру, реабилитационный центр, отделы по работе с семьей, с детьми и др. Церковь прошла процедуру государственной регистрации, активно осуществляет различные виды социально-благотворительной деятельности. О том, что харизматическая община стала частью религиозной жизни региона, свидетельствует и динамика роста общины -двадцатикратное увеличение численности членов за 5 лет. Таким образом, анализ материалов о жизни тамбовской общины подтверждает общие выводы о динамике и факторах роста численности последователей в харизматических церквях.
1. Красиков А.А. Доклад на юбилейной конференции «Свобода совести - важное условие гражданского мира и межнационального согласия», 27 ноября 2002 г. // Яе^аге - Религия и СМИ. иКЬ: http://www.religare.ru. Загл. с экрана.
2. Минюст опубликовал статистику религиозных организаций в России. 20 сентября 2006 г. Материалы // Яе^аге - Религия и СМИ. иКЬ: http://www.religare.ru. Загл. с экрана.
3. Дворкин А.Л. К вопросу о численности членов тоталитарных сект в России. Пресс-релиз РАЦИРС. 09.10.2006 // Секты / Сектоведение -общие вопросы / Миссионерско-апологетический проект «К истине». иКЬ: к^Ига. ru>sects/sects_racirs-03.htm. Загл. с экрана.
4. Лункин Р. Пятидесятники и харизматы -единство в многообразии // Яе^аге - Религия и СМИ. иКЬ: http://www.religare.ru. Загл. с экрана.
5. Скоробогатова И.В. Харизматические церкви в современной России (на материалах Красноярского края): автореф. дис. ... канд. фи-лос. наук. СПб., 2011.
6. Служение // Церковь «Новая жизнь», г. Тамбов. иКЬ: http://www.church-tambov.ru. Загл. с экрана.
7. 15 симптомов больной церкви, которые должны обеспокоить Вас. Новости // Россий-
ский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников). URL: http:// www.cef.ru/. Загл. с экрана.
8. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины). Владимир, 2006.
9. Куропаткина О.В. Неохаризматизм: часть пятидесятничества или новое религиозное движение? // Религиоведение. 2008. № 2.
Поступила в редакцию 15.07.2011 г.
UDC 316.74+2
MODERNIZATION PRINCIPLE AS FACTOR OF GROWTH IN CHURCHES OF CHARISMATIC DIRECTION: ON EXAMPLE OF TAMBOV REGION
Tatyana Sergeyevna PRONINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Associate Professor of Philosophy, associate Professor of Philosophy Department, Director of Center of religious researches, e-mail: [email protected]
The article is based on material analysis about life of Tambov’s charismatic church and devoted to revelation of growth factors of number of supporters in such churches. Also the article focuses on link between inter-church and outer-church activity of religious unions with rise of number of church members.
Key words: religion; charismatic churches; dynamics and growth factors; believer; research; god’s service; Tambov society; number of followers; social activity.