Научная статья на тему 'ЦЕРКОВНЫЕ РАСКОЛЫ В БЕЛОРУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ: РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИТРОПОЛИТА ПЕТРА (ЖУРАВЕЦКОГО) И ПАТРИАРХА ВЛАДИСЛАВА (РЫЖЕГО-РЫСКОГО)'

ЦЕРКОВНЫЕ РАСКОЛЫ В БЕЛОРУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ: РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИТРОПОЛИТА ПЕТРА (ЖУРАВЕЦКОГО) И ПАТРИАРХА ВЛАДИСЛАВА (РЫЖЕГО-РЫСКОГО) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
65
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКИЙ ВСЕМИРНЫЙ ПАТРИАРХАТ / БЕЛОРУССКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ (НАРОДНАЯ) ЦЕРКОВЬ / БЕЛОРУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ / БЕЛОРУССКАЯ ДИАСПОРА / ВЛАДИСЛАВ РЫЖИЙ-РЫСКИЙ / КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ / ПЕТР ЖУРАВЕЦКИЙ / ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ / ЭМИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Слесарев Александр Валерьевич

Статья посвящена обзору религиозной деятельности неканоничных иерархов митрополита Петра Журавецкого и патриарха Владислава Рыжего-Рыского, в 1960-е гг. предпринимавших попытки создания альтернативной Церкви для белорусов, ориентированной на объединение православных и католиков. Актуальность статьи обусловлена малой изученностью данного эпизода религиозной жизни белорусской диаспоры. Дополнительный религиоведческий интерес к деятельности П. Журавецкого и В. Рыжего-Рыского объясняется тем, что значительное число ассоциирующих себя с православием американских неканоничных иерархов возводят линию преемства своих рукоположений к названным представителям белорусской эмиграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Слесарев Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦЕРКОВНЫЕ РАСКОЛЫ В БЕЛОРУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ: РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИТРОПОЛИТА ПЕТРА (ЖУРАВЕЦКОГО) И ПАТРИАРХА ВЛАДИСЛАВА (РЫЖЕГО-РЫСКОГО)»

А.В. Слесарев

ЦЕРКОВНЫЕ РАСКОЛЫ В БЕЛОРУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ: РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИТРОПОЛИТА ПЕТРА (ЖУРАВЕЦКОГО) И ПАТРИАРХА ВЛАДИСЛАВА (РЫЖЕГО-РЫСКОГО)

Статья посвящена обзору религиозной деятельности неканоничных иерархов митрополита Петра (Журавецкого) и патриарха Владислава (Рыже-го-Рыского), в 1960-е гг. предпринимавших попытки создания альтернативной Церкви для белорусов, ориентированной на объединение православных и католиков. Актуальность статьи обусловлена малой изученностью данного эпизода религиозной жизни белорусской диаспоры. Дополнительный религиоведческий интерес к деятельности П. Журавецкого и В. Рыжего-Рыского объясняется тем, что значительное число ассоциирующих себя с православием американских неканоничных иерархов возводят линию преемства своих рукоположений к названным представителям белорусской эмиграции.

Ключевые слова: Американский Всемирный Патриархат, Белорусская Автокефальная Православная (Народная) Церковь, белорусская эмиграция, белорусская диаспора, Владислав Рыжий-Рыский, коллаборационизм, Петр Журавецкий, церковный раскол, эмиграция.

История церковной жизни белорусской эмиграции во второй пол. ХХ в. продолжает оставаться малоизученной темой, требующей специального исследовательского внимания. Вместе с тем необходимо отметить существование отдельных исследований, отражающих наиболее значимые эпизоды жизни Белорусской Автокефальной Православной Церкви в

контексте истории белорусской диаспоры. Однако совершенно неизученной остается деятельность митрополита Петра (Журавецкого) и патриарха Владислава (Рыжего-Рыского)1, предпринявших попытку преодоления раскола между православием и католицизмом посредством создания новой религиозной организации, претендующей на статус единой Церкви белорусского народа. Освещение их деятельности может представлять интерес не только в контексте изучения истории белорусской эмиграции. В настоящее время существует целый ряд религиозных организаций православного исповедания, пребывающих вне общения со Вселенским Православием и возводящих преемство рукоположения своих иерархов к Петру Журавецкому и Владиславу Рыжему-Рыскому. Последнее обстоятельство определяет религиоведческий интерес к истории деятельности и наследию названных представителей белорусской диаспоры.

Петр Андреевич Журавецкий родился в 1901 г. в г. Рава-Русская (Галиция, Австро-Венгрия, ныне Жолковский р-н Львовской обл., Украина). Происходил из белорусской семьи, переехавшей из г. Бреста. Обучался в Венской духовной семинарии (Австрия). В 1925 г. продолжил богословское образование в США. Перейдя в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, в 1932 г. архиепископом Северной и Южной Америки Афи-нагором (Спиру) был рукоположен во священника. В 1940 г. Петр Жура-вецкий уклонился в раскол, присоединившись к самопровозглашенному Экзархату Александрийского Патриархата в Америке2.

Так называемый Экзархат Александрийского Патриархата в Америке был образован в 1934 г. уклонившимся в раскол священником Христофором Контогеоргиосом, клириком Константинопольского Патриарха-

1 В настоящей статье автор не ставил перед собой цель дать каноническую оценку иерархического статуса Петра Журавецкого и Владислава Рыжего-Рыского. По этой причине усвоенные ими титулы пишутся без кавычек, что не означает авторского признания за ними канонического достоинства.

2 Арцыбккуп Петра, Апостальсю Пасярэдшк Сыноду Беларускае, Каталщкае Арта-даксальнае Субожш // Беларуси голас. - 1961. - № 81. - С. 1; Грамота о диаконском и пресвитерском рукоположении Петра Журавецкого от 21 апреля 1932 г. Подписана архиепископом Северной и Южной Америки Афинагором (Спиру). Фотокопия. Архив автора; Rt. Rev. Peter Zuravetsky, bishop-elect of the Holy Eastern Catholic and Apostolic Diocese of America // Our Missionary diocesan monthly the Holy Eastern Catholic and Apostolic Diocese of America. - 1943. - № 1. - Р. 1.

та в г. Филадельфия (штат Пенсильвания, США). В феврале того же года он неканоничным порядком принял рукоположение в сан архиепископа Пентапольского от Примаса Американской Православной Католической Церкви (АПКЦ) архиепископа Лос-Анджелесского и Запада Соединенных Штатов Софрония (Бишара) и епископа Корчинского Феофана (Ноли), иерарха Албанской Православной Церкви. В свою очередь, Американская Православная Католическая Церковь (The American Orthodox Catholic Church, официальное наименование — Святая Восточная Православная Католическая и Апостольская Церковь в Северной Америке - The Holy Eastern Orthodox Catholic and Apostolic Church in North America) была основана в 1927 г. отделившимся от Русской Православной Церкви архиепископом Бруклинским Евфимием (Офейш). Линия архиерейских рукоположений в АПКЦ восходила к Русской Православной Церкви и Антио-хийскому Патриархату. Несмотря на формальное наличие иерархического преемства от канонических Церквей, Американская Православная Католическая Церковь не получила признания в православном мире3. В 1942 г. неканоничным архиепископом и Экзархом Александрийского Патриархата в Америке Христофором (Контогеоргиосом) Петр Журавецкий был награжден правом ношения митры, а к 1943 г. пребывал в сане архимандрита и являлся избранным во епископа (bishop-elect)4.

В середине 1940-х гг. архиепископ Христофор (Коногеоргиос) вступил в переговоры о возвращении в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Указом архиепископа Северной и Южной Америки Афина-гора (Спиру) от 1 марта 1945 г. экскоммуникация архиепископа Христо-

3 Brandreth R.T. Henry. Episcopi Vagantes and the Anglican Church / Henry R.T. Brandreth. -BORGO PRESS, WILDSIDE PRESS, 1987. - Р. 57; Fitzgerald E. Thomas. The Orthodox Church / Thomas E. Fitzgerald. - Westport-London : Greenwood Press, 1995. - P. 49-50, 54; Piepkorn Arthur Carl. Profiles in Belief : Roman Catholic, Old Catholic, Eastern Orthodox / Arthur Carl Piepkorn. - Harper & Row, 1979. - Vol. 1. - Р. 104.

4 Арцыбккуп Петра, Апостальсю Пасярэдшк Сыноду Беларускае, Каталщкае Арта-даксальнае Субожш // Беларуси голас. - 1961. - № 81. - С. 1; Грамота о диаконском и пресвитерском рукоположении Петра Журавецкого от 21 апреля 1932 г. Подписана архиепископом Северной и Южной Америки Афинагором (Спиру). Фотокопия. Архив автора; Rt. Rev. Peter Zuravetsky, bishop-elect of the Holy Eastern Catholic and Apostolic Diocese of America // Our Missionary diocesan monthly the Holy Eastern Catholic and Apostolic Diocese of America. - 1943. - № 1. - Р. 1.

фора объявлялась аннулированной, а все таинства и священнодействия, совершенные им в сане пресвитера и епископа после отлучения, признавались действительными5. В 1947 г. архиепископ Христофор получил законное назначение на некогда узурпированную должность Экзарха Александрийского Патриархата в Америке. Скончался 30 августа 1950 г.

В конце 1940-х гг. архимандрит Петр (Журавецкий) сблизился с неканоничной Святой Православной Церковью Христа (The Holy Orthodox Church of Christ), основанной иерархами, отошедшими от Экзархата Александрийского Патриархата в Америке. 14 октября 1950 г. Святой Православной Церкви Христа было усвоено наименование Святой Православный Католический Патриархат (The Holy Orthodox Catholic Patriarchate), а возглавлявший ее митрополит Иосиф (Климович) принял титул патриарха всея Америки. На следующий день, 15 октября 1950 г., состоялось епископское рукоположение архимандрита Петра (Журавецкого). В его архиерейской хиротонии приняли участие патриарх всея Америки Иосиф (Климович) (Святая Православная Церковь Христа), архиепископ Константин (Ярошевич) (Святая Православная Церковь Христа), архиепископ Иосиф (Зелонка) (Польская Старокатолическая Церковь в Америке и Европе), митрополит Николай (Богатырец) (Православная Католическая Церковь в Америке), епископ Петр (Виллиамович), (Польская Старокатолическая Церковь в Америке и Европе)6.

В 1957 г. патриарх Иосиф (Климович) удалился на покой, после чего митрополит Петр (Журавецкий) был избран вторым патриархом Святого Православного Католического Патриархата. Кафедральным храмом Патриархата в этот период являлся Петропавловский собор в г. Спрингфилд (Массачусетс)7.

5 Грамота об аннулировании канонических прещений, наложенных на архиепископа Христофора (Контогеоргиоса). 1 марта 1945 г. На англ. яз. Подписана архиепископом Северной и Южной Америки Афинагором (Спиру) и викарными епископами Североамериканской архиепископии Константинопольского Патриархата. На англ. яз. Фотокопия. Архив автора.

6 Грамота о епископском рукоположении Петра Журавецкого от 15 октября 1950 г. На англ. яз. Фотокопия. Архив автора; Melton J. Gordon. Melton's Encyclopedia of American Religions / Gordon J. Melton. - Gale Cengage Learning, 2009. - Р. 1152; Piepkorn Arthur Carl. Profiles in Belief : Roman Catholic, Old Catholic, Eastern Orthodox. Р. 97.

7 Piepkorn Arthur Carl. Profiles in Belief : Roman Catholic, Old Catholic, Eastern

К 1959 г. патриарх Петр (Журавецкий) перешел в юрисдикцию Польской Старокатолической Церкви в Америке и Европе, где стал викарием (суфраганом) Примаса архиепископа Иосифа (Зелонки). После смерти Зе-лонки (ум. в 1961 г.) во главе данной религиозной организации стал Петр (Журавецкий), усвоивший титул митрополита8. Дальнейшая религиозная деятельность митрополита Петра была тесно связана с проектом создания независимой Церкви белорусского народа, инициатором создания которой выступал В.Ф. Рыжий-Рыский.

Владислав Францевич Рыжий родился 26 апреля 1925 г. на хуторе вблизи деревни Латыгало Поставского повета Виленского воеводства Польской Республики (ныне Глубокский р-н Витебской обл. Республики Беларусь) в белорусской католической семье. С детства проявил большие способности к учебе. До присоединения в 1939 г. Западной Белоруссии к СССР Владислав окончил несколько классов польской гимназии в г. Глубоком, где впервые познакомился с идеологией белорусского национализма. Уже в гимназические годы за Владиславом закрепилось прозвище «патриот», что отражало его симпатии к белорусской национальной идее. В 1940 г. Владислав Рыжий поступил в Глубокский сельскохозяйственный техникум, однако начавшаяся через год Великая Отечественная война не позволила ему окончить обучение. С началом немецкой оккупации он поступил на открывшиеся в г. Глубоком учительские курсы, затем работал учителем в одной из сельских школ на Витебщине. Помимо преподавательской деятельности, принимал активное участие в работе коллаборационистских организаций Союз Белорусской Молодежи (Саюз Беларускай Моладз1) и Белорусская народная самопомощь (Беларуская народная самапомач). В 1944 г. В.Ф. Рыжий стал секретарем отдела молодежи при Белорусской Центральной Раде (БЦР), а несколько позднее переведен в отдел пропаганды Белорусской краевой самообороны, являвшейся вооруженным формированием БЦР. В середине 1944 г. переехал на территорию Германии9.

Orthodox. Р. 96-97.

8 Грамота о назначении архиепископа Петра Журавецкого преемником митрополита Петра Зелонки, Примаса Польской Старокатолической Церкви в Америке и Европе. 31 октября 1959 г. На англ. яз. Фотокопия. Архив автора.

9 Гарбшсю, Ю. Беларусюя рэлтйныя дзеячы ХХ стагоддзя. Жыццярысы. Мартыра-лопя. Успамшы / Юрась Гарбшсю. - Мшск-Мюнхен : Беларуси кшгазбор, 1999. - С.

Отдельного внимания заслуживает политическая деятельность В.Ф. Рыжего в годы немецкой оккупации. В 1943 г. он вступил в Белорусскую независимую партию (Беларускую незалежнщкую партыю - БНП), ориентированную на построение суверенного белорусского государства и прибегавшую к тактике временного сотрудничества с немецкой оккупационной властью. Указывая на значимость антибольшевистской борьбы, идеологи БНП не исключали возможности борьбы с немецким режимом. Ярким примером тому является эпизод подготовки В. Рыжим антинемецкого восстания в 30-й гренадерской дивизии войск СС, осуществлявшегося по заданию партийного руководства. Целью восстания виделся переход бойцов дивизии, состоявшей по преимуществу из белорусов, на сторону англо-американских войск. Однако заговор был раскрыт гестапо, что могло привести к скорому аресту В. Рыжего. Усилиями первого председателя Центрального комитета БНП В. Радько для Владислава Францевича были подготовлены фальшивые документы, а сам он получил задание изыскивать возможности для установления контактов с союзниками и позиционировать перед ними БНП как антинемецкую организацию.10

После переезда на территорию Западной Европы В.Ф. Рыжий сменил фамилию на Рыжий-Рыский - Кугу-Кузк! Можно предположить, что сделано это было или при получении от В. Радько фальшивых документов, или несколько позднее с целью уклонения от репатриации в Советский Союз. После окончания Второй мировой войны Владислав Францевич непродолжительное время проживал в Германии, затем переехал в Бельгию. С самого начала пребывания в эмиграции он проводил активную общественную деятельность в среде белорусской диаспоры. Так, в июне 1946 г. им был организован и проведен I Съезд Союза белорусов в Льеже, а уже в январе 1947 г. бельгийские власти официально зарегистрировали Союз Белорусов Бельгии (Саюз Беларусау Бэльгп - СББ). Во главе СББ стал В.Ф.

166; Юры (Рыжы), арх1яшскап. Мой крыж : успамшы 1 разважаньш. С. 8-11; Рыжы, Э. Пра майго брата шмат казал1 няпрауды. С. 333.

10 Романько, О.В. Легион под знаком погони. Белорусские коллаборационистские формирования в силовых структурах нацистской Германии (1941-1945) / О.В. Романько. - Смферополь : Антиква, 2008. - С. 132-134, 140; Сноп, У Мащ маёй род-най. Вершы / Уладзклау Сноп. - Выданьне Навукова-Даследчай Рады «Льва Сапеи» 1нтэрнацыянальнага 1нстытуту Беларусаведы 1мя Эуфрасшьш Полацкай, 1962. - С. I.

Рыжий-Рыский, занявший должность председателя Генерального Совета (Генэральнае Рады). В феврале 1947 г. увидел свет первый номер журнала «Беларуская Прауда» («Белорусская Правда»), редактировавшегося В. Рыжим-Рыским и являвшегося официальным органом СББ. В июне 1947 г. В. Рыжий-Рыский провел II Съезд Союза Белорусов Бельгии, собравшийся в г. Шалеруа. В сентябре того же года под редакцией В. Рыжего-Ры-ского вышел первый номер синдикального (профсоюзного) органа СББ в Льеже «Змаганьне за Волю i за 1снаваньне» («Борьба за Волю и за Существование»). Через шесть дней после издания «Змаганьня» В. Рыжий-Ры-ский основал и возглавил Белорусский Синдикат (Профсоюз) работников в Льеже. В марте 1948 г. им был проведен IV Съезд СББ в Льеже. О значимости общественной работы, проводившейся В. Рыжим-Рыским, свидетельствует то обстоятельство, что на проходившем в июле 1948 г. V Съезде СББ в Льеже присутствовал Президент Белорусской Народной Республики Н. Абрамчик. Другие Съезды СББ также удостаивались внимания Президента БНР, который направлял в адрес участников приветственные телеграммы. В 1948 г. в Льеже вышел первый и единственный номер бело-русскоязычной газеты «Незалежнасць» («Независимость»), редактировавшийся В. Рыжим-Рыским. Впоследствии по его инициативе радиостанция в Лимбурге начала получасовые трансляции белорусских радиопередач11.

Не ограничиваясь общественной деятельностью, Владислав Рыжий-Рыский проявлял инициативу и в сфере организации религиозной жизни белорусских эмигрантов. По его предложению было составлено обращение к папскому нунцию в Бельгии с просьбой об учреждении духовной миссии, ориентированной на работу среди белорусов. Следствием реализации данной инициативы стало возникновение бельгийской греко-католической миссии, не имевшей ощутимых результатов своей работы12.

11 Агульны гадавы зьезд беларусау у Бэльги // Бацькаушчына. - 1952. - № 7-8 (86-87). -С. 8; Гардз1енка, Н. Рада БНР (1947-1970) : Падзе1. Дакументы. Асобы / Наталля Гардз1енка, Лявон Юрэв1ч. - Мшск : Кшгазбор, 2013. - С. 399; Панькоу, М. Хрошка беларускага жыцьця на чужыне (1945-1984 гг.) / Мжола Панькоу. - Мшск, 2001. -С. 23, 26-27, 29, 32-33, 38, 41, 46; Юры (Рыжы), арх1яшскап. Мой крыж : успамшы 1 разважаньш. С. 16.

12 Касяк, I. З исторьп Праваслаунай Царквы беларускага народу / 1ван Касяк. -Нью-Йорк, 1956. - С. 149.

В 1948 г. Владислав Рыжий-Рыский переехал в г. Рим и поступил в Папскую коллегию Руссикум (Pontificium Collegium Russicum). На новом месте он продолжил активную общественную работу, чем привлек к себе внимание премьер-министра действовавшего в эмиграции правительства Белорусской Народной Республики (БНР) Е. Кохановского. Последний рекомендовал В.Ф. Рыжего-Рыского президенту БНР Н. Абрамчику в качестве представителя Белорусской Народной Республики в Италии. В своем ответном письме Е. Кохановскому, датированном 12 января 1949 г., Н. Абрамчик характеризовал Рыжего как единственного достойного кандидата на предполагаемую должность. Однако назначение студента первого курса на ответственный пост виделось президенту БНР преждевременным. По этой причине предлагалось предоставить Владиславу Францвичу полномочия представителя Всемирного объединения белорусской эмиграции (Сусветнага аб'яднання беларускай эм^рацьи) с последующим суждением о его способностях и перспективах дальнейших назначений13.

Продолжительное отсутствие В.Ф. Рыжего-Рыского в Бельгии повлекло за собой его отстранение от управления Союзом Белорусов Бельгии, произошедшее в феврале 1955 г. на очередном Съезде СББ. Однако обучение Рыжего-Рыского в Руссикуме оказалось непродолжительным, поскольку в марте 1949 г. он был отчислен из коллегии. Как вспоминал впоследствии его брат Юрий Рыжий, причиной исключения явились бунтарство и несогласие Владислава с методами и содержанием образовательного процесса14.

Переехав в Испанию, Владислав Рыжий-Рыский поступил в Мадридский университет, где начал активную деятельность по популяризации белорусской истории и культуры. Так, в декабре 1951 г. он выступал в Клубе

13 Лкт Мжолы Абрамчыка, адрасаваны Аугену Каханоускаму ад 12.01.1949 // Гард-зiенка, Н. Рада БНР (1947-1970): Падзе1 Дакументы. Асобы. С. 449; Юры (Рыжы), архiяпiскап. Мой крыж : успамшы i разважаньш. С. 16.

14 Панькоу, М. Хрошка беларускага жыцьця на чужыне (1945-1984 гг.). С. 53; Рыжы, Э. Пра майго брата шмат казалi няпрауды / Эмтдзшш (Юры) Рыжы // Адзшец, А. Па-ваенная эмiграцыя: скрыжаваньш лёсау: зборшк успамшау / А. Адзшец. - Мшск : Медисонт, 2007. - С. 335; Юры (Рыжы), архiяпiскап. Мой крыж : успамшы i разважаньш. С. 16-17.

диалога европейских культур (г. Мадрид) с докладом «Беларусь вчера и сегодня». В начале 1952 г. был избран секретарем новообразованного института белорусоведения им. Льва Сапеги, открытого при Центре диалога европейских культур (г. Мадрид). Основными направлениями деятельности Института, существовавшего в 1952-1960 гг., являлись проведение научных исследований по истории белорусского государства и распространение знаний о Беларуси в западноевропейском мире. Результаты научных исследований специалистов института публиковались в испанском журнале «Oriente» («Восток»)15.

В ноябре 1953 г. В.Ф. Рыжий-Рыский основал и возглавил белорусскую секцию Центра Восточных Исследований, открывшуюся в Мадриде. К этому времени он отошел от сотрудничества со структурами Белорусской Народной Республики и начал взаимодействие с их политическими оппонентами в лице Белорусской Центральной Рады. Так, в апреле 1953 г. и сентябре 1954 г. он принимал участие в работе проходивших в г. Саут-Ривер (США) XIII и XIV пленумов БЦР, представляя на них белорусскую диаспору в Испании16.

В 1954 г. В.Ф. Рыжий-Рыский отошел от Римо-Католической Церкви, принял протестантское (кальвинистское) исповедание и вскоре поступил в пресвитерианскую Принстонскую богословскую семинарию (The Princeton Theological Seminary), при окончании которой успешно защитил магистерскую диссертацию по теологии (M. Th.), посвященную истории движения реформации на белорусских землях17. После завершения обучения он стал пресвитерианским пастором, а в июле 1958 г.

15 Даклад аб Беларуа у Мадыце // Бацькаушчына. - 1952. - № 3 (82). - С. 4; 1нстытут Беларусаведы у Мадрыдзе // Бацькаушчына. - 1952. - № 15-16 (94-95). - С. 12; Ляд-нёва, А.С. 1нстытут беларусаведы iмя Льва Сапеи / А.С. Ляднёва // Беларуская эн-цыклапедыя : у 18 т. - Мшск : Беларуская энцыклапедыя, 1998. - Т. 7. - С. 266; Пань-коу, М. Хрошка беларускага жыцьця на чужыне (1945-1984 гг.). С. 68, 70.

16 Мерляк, К. Дзейнасьць Кастуся Мерляка на эмирацьп. Прашкшвасьць i практычны падыход / Канастанцш Мерляк. - Нью-Ёрк, 1992. - С. 127; Панькоу, М. Хрошка беларускага жыцьця на чужыне (1945-1984 гг.). С. 82, 86.

17 Леу, а. Новы подступ бязбожнае прапаганды / а. Леу // Бацькаушчына. - 1960. - № 4 (527). - С. 2; Рыжы, Э. Пра майго брата шмат казалi няпрауды. С. 335; Ryzy-Ryski, U. The Reformation in Byelorussia / Uladyslau Ryzy-Ryski : M. Th. thesis. - Princeton Theological Seminary.

издал в Мадриде первый номер журнала «Евангелический проповед-ник»18.

В январе 1959 г. Владислав Рыжий-Рыский переехал на постоянное место жительства в США. Вскоре он занял ключевую руководящую должность в Союзе независимых белорусских журналистов, дистанцировавшемся от противостоявших друг другу политических центров белорусской эмиграции - Белорусской Народной Республики и Белорусской Центральной Рады19.

В 1960 г. Владислав Рыжий-Рыский оставил служение в Пресвитерианской Церкви США, основал новую религиозную организацию Белорусская Католическая Церковь (Беларуская Каталщкая Субожня) и возглавил ее в звании Апостольского Визитатора. При этом Субожня позиционировалась как независимая от Ватикана Католическая Церковь для белорусского народа. Первый анонс, извещавший о появлении Субожни, появился на страницах газеты «Беларусю голас» («Белорусский голос») № 66 за 1960 г., редактировавшейся Сергеем Хмарой20.

Весьма примечательно, что на момент принятия звания Апостольского Визитатора для белорусов-католиков Владислав Рыжий-Рыский состоял в браке Фердинандой Луизой Рыжей-Рыской и воспитывал четырехлетнюю дочь Евфросинию Фердинанду Луизу. В 1951 г. супруга Апостольского Визитатора родила сына Александра Рогволода21.

Особого комментария требует термин «Субожня», употребленный Владиславом Рыжим-Рыским в значении «Церковь», или «Костел», вместо общепризнанного белорусского слова «Царква». Термин «Субожня» впервые предложил в 1950-е гг. римо-католический прелат Петр Татарино-вич (1896-1978). Материалы, обосновывавшие корректность употребления данного термина, публиковались на страницах редактировавшегося им журнала «2шс». В частности, ссылаясь на книгу профессора И.И Ма-лышевского «Творения Отца Нашего св. Кирилла Туровскаго» (Киев, 1880.

18 Панькоу, М. Хрошка беларускага жыцьця на чужыне (1945-1984 гг.). С. 124.

19 Гардз1енка, А. Беларуси кангрэсавы камиэт Амэрыю (БККА) / Алег Гардз1енка. -Смаленск, 2009. - С. 125, 127-128; Панькоу, М. Хрошка беларускага жыцьця на чужыне (1945-1984 гг.). С. 127.

20 Леу, а. Новы подступ бязбожнае прапаганды. С. 2.

21 Сноп, У Мащ маёй роднай. С. I.

С. XLV), П. Татаринович указывал на употребление Туровскими князьями в X-XI вв. слов «боженка», «божня» вместо слова «церковь». Желая придать архаичному слову значение церковного единства, П. Татаринович использовал приставку «су-» по аналогии с греческим словом «¿к-к:Хг|ОТл» («собрание»)22.

Употребление термина «Субожня» в наименовании религиозной организации, основанной Владиславом Рыжим-Рыским, подразумевало ее надконфессиональный характер и отказ от православно-католических противоречий с целью религиозного объединения белорусского народа. Для популяризации своих взглядов и информирования о деятельности Субожни он в мае 1960 г. издал в Принстоне (штат Нью-Джерси) первый номер журнала «Беларусю каталж» («Белорусский католик»), а с 1960-го по 1961 гг. выпустил на латинице 14 номеров белорусскоязычно-го журнала «Bielaruskaja Chryscijanskaja Artadaksalna-Katalickaja Suboznia (Naslednica Litouskae Jadnoty)» («Белорусская Христианская Православно-Католическая Церковь. Наследница литовского единства»)23. Наименование последнего из названных журналов свидетельствует о произошедшем в 1960 г. переименовании Белорусской Католической Субожни в Белорусскую Православно-Католическую Субожню.

В первый год существования Белорусской Православно-Католической Субожни к ее деятельности присоединился митрополит Петр (Жура-вецкий), суфраган Примаса Польской Старокатолической Церкви в Америке и Европе. Продолжая свое пребывание в названной маргинальной старокатолической юрисдикции, он параллельно принял титул Патриарха Православной Белорусской Католической Субожни24.

Искусственное образование неканоничной Белорусской Католической Церкви не вызвало множества откликов в белорусской эмигрантской прессе. Данное обстоятельство может свидетельствовать о малозаметно-

22 P.D. Pa linii vytrymanaj kansekvencyi / P.D. // Znic. - 1952. - № 17. - S. 4

23 Панькоу, М. Хрошка беларускага жыцьця на чужыне (1945-1984 гг.). С. 147; Юрэ-в1ч, Л. Танальнасьць бияграфи як энцыклапедычнага жанру (Да стварэньня «Эн-цыкляпедьп беларускага замежжа») / Лявон Юрэв1ч // Зашсы. Беларуси шстытут навую i мастацтва. - 2006. - № 30. - С. 225.

24 Гарбшсю, Ю. Беларусюя рэлтйныя дзеячы ХХ стагоддзя. С. 75; Панькоу, М. Хрошка беларускага жыцьця на чужыне (1945-1984 гг.). С. 148.

сти нового религиозного проекта. Гораздо большее внимание к деятельности Владислава Рыжего-Рыского проявила пресса в Советской Белоруссии. 24 августа 1960 г. областная газета «Вщебсю рабочы» («Витебский рабочий») опубликовала статью А. Макарова и Г. Деревенского «Кар'ера дзетазабойцы» («Карьера детоубийцы»), обвинявшую В.Ф. Рыжего-Рыско-го в кровавых преступлениях, совершенных во время немецкой оккупации25. В последующих номерах газеты публиковались письма читателей из различных деревень Глубокского района Витебской области, заявлявших о причастности Апостольского Визитатора к военным преступлениям и требовавших его осуждения26. По прошествии непродолжительного времени материалы Витебской областной газеты были опубликованы в № 66 (451) и 71 (456) газеты «Голас Радзiмы» («Голос Родины»), ориентированной на распространение в среде белорусской эмиграции с целью пропаганды советского строя. Реагируя на происходящее, 30 октября 1960 г. ректор Белорусской католической миссии в Великобритании священник Лев Горошко разместил на страницах газеты «Бацькаушчына» («Отечество») статью, через которую в резкой форме опроверг принадлежность Владислава Рыже-го-Рыского к Римо-Католической Церкви27.

Несмотря на существенные репутационные потери, Рыжий-Рыский продолжил свою активную деятельность не только в религиозной, но и в научной, образовательной и издательской сферах. Занимался также литературной работой и преподаванием испанского языка. К 1960 г. он основал в США Интернациональный институт белорусоведения имени святой

25 Макарау, А. Кар'ера дзетазабойцы. Як птлераусю кат Уладзклау Рыжы стау вялтм святым / А. Макарау, Г. Дзеравенсю // Вщебсю рабочы. - 1960. - № 168 (11022). - С. 2.

26 Вазнясенсю, А. Ганьба апекунам здрадшка / А. Вазнясенсю, А. Наумец, В. Кра-соусю i шш. // Вщебсю рабочы. - 1960. - № 175 (11022). - С. 3; Вайцяхов1ч, А. Ма-цярынсю праклён / Анэлiя Вайцяховiч // Вщебсю рабочы. - 1960. - № 175 (11022). -С. 3; Сабалеусю, А. Ну i «прэзвдэнт»! / А. Сабалеусю // Вщебсю рабочы. - 1960. -№ 175 (11022). - С. 3; Фёдарау, А. Сабака гаукае, а караван вдзе / А. Федарау // Вь цебсю рабочы. - 1960. - № 175 (11022). - С. 3; Шынкарова, А. Судзщь итлераускага ката! Рэзалюцыя нарады настаушкау Глыбоцкага раёна / А. Шынкарова, О. Амоса-ва, Е. Арэтау i шш. // Вщебсю рабочы. - 1960. - № 175 (11022). - С. 3; Яцына, В. Вось хто хаваецца пад чорнай сутанай / Я. Яцына, I. Барэйка // Вщебсю рабочы. - 1960. -№ 175 (11022). - С. 3.

27 Леу, а. Новы подступ бязбожнае прапаганды. С. 2.

Евфросинии Полоцкой (The International Institute of Byelorussian Studies, St. Euphrasinia of Polacak - Internacyjanalny Instytut Bielerusaviedy imia Eufrasinni Polackaje)28. В 1961 г. издательством института была опубликована книга Владислава Рыжего-Рыского «Беларусь между Татарией и Римом» («Byelorussia Between Tartaria and Rome»)29, в 1970 г. его диссертация «Реформация в Белоруссии» («The Reformation in Byelorussia»)30, а в 1970 г. — монография «Monumento doctrinal de la reforma»31. Его перу принадлежат религиозно-философские произведения «Чалавек у псторы» («Человек в истории»), «Матэрыял^тычнае талкаваньне псторьи» («Материалистическое толкование истории»), «Выклад шстытуцыи хрысьщянскай рэл^п Яна Кальвша» («Изложение институции христианской религии Жана Кальвина»). Сотрудничал с белорусскими эмигрантскими изданиями «Беларусю голас» (Торонто) и «Баявая ускалось», публикуясь под псевдонимами «У. Сноп» и «Язэп Глыбачанш». В 1962 г. издал поэтический сборник «Мащ маёй родной» («Маме моей родной»)32. В апреле 1963 г. стал участником проходившей в Питсбургском университете Конференции славистов, выступив с докладом о развитии белорусской литературы в эмиграции33.

Не меньшую активность проявлял Владислав Рыжий-Рыский и в общественно-политической деятельности. В июле 1965 г. он выступил в качестве главного оратора во время мероприятий Недели порабощенных наро-

28 Kipel, V. Belarusans in the United States / Vitaut Kipel. - New York : University Press of America, 1999. - P. 296.

29 Ryzy-Ryski, U. Byelorussia Between Tartaria and Rome / Uladyslau Ryzy-Ryski. - Board of Scientific Research of the International Institute of the Byelorussian Studies, 1960. - 18 p.

30 Ryzy-Ryski, U. The Reformation in Byelorussia / Uladyslau Ryzy-Ryski. - Board of Scientific Research «Leu Sapieha» of the International Institute of Byelorussian Studies, St. Euphrasinia of Polacak, 1961. - 67 р.

31 Ryzy-Ryski, U. Monumento doctrinal de la reforma / Uladyslau Ryzy-Ryski. - Mexico : Publicaciones El Faro, 1970. - 182 р.

32 Сноп, У Мащ маёй роднай. Вершы / Уладзклау Сноп. - Выданьне Навукова-Даследчай Рады «Льва Сапеп» 1нтэрнацыянальнага 1нстытуту Беларусаведы iмя Эуфрасшьш Полацкай, 1962. - 20 с.

33 Гарбшсю, Ю. Беларусюя рэлтйныя дзеячы ХХ стагоддзя. С. 166-167; Панькоу, М. Хрошка беларускага жыцьця на чужыне (1945-1984 гг.). С. 59; Рыжы, Э. Пра майго брата шмат казалi няпрауды. С. 335; Юрэвiч, Л. Шматгалосы эшсталярыум : исто-рыя людзей i вдэй на эмiграцыi у лктаванш / Лявон Юрэвiч. - Мшск, 2012. - С. 625; Юры (Рыжы), архiяпiскап. Мой крыж : успамшы i разважаньш. С. 17.

дов, проходивших в Нью-Гэмпшире34. Впоследствии благодаря Владиславу Рыжему-Рыскому совершалось ежегодное празднование Дня белорусской независимости в Женевском колледже (штат Пенсильвания)35.

Спустя четыре года после создания Белорусской Православно-Католической Субожни, в 1964 г., митрополит Петр (Журавецкий) присоединился к новообразованной Американской Православной Католической Церкви (The American Orthodox Catholic Church), основанной бывшим клириком Украинской Греко-Православной Церкви в Америке (украинской епархии Константинопольского Патриархата в Америке) Вальтером Мироном Профетой (Walter Myron Propheta; 1912-1972)36. В том же году состоялась архиерейская хиротония Профеты, в которой приняли участие митрополит Петр (Журавецкий), архиепископ и Первоиерарх неканоничной Автокефальной Греческой Православной Церкви Америки (Истинно-Православной Церкви Греции и Диаспоры) Иоахим (Сурис) и епископ Феодосий (Святая Американская Православная Церковь). Иерархическое преемство участников епископского рукоположения Вальтера Мирона Профеты восходит к уже упоминавшимся неканоничным религиозным сообществам: Экзархату Александрийского Патриархата в Америке, Святой Православной Церкви Христа, Польской Старокатолической Церкви в Америке и Европе. Основанная в 1964 г. Американская Православная Католическая Церковь позиционировалась как преемница существовавшей в 1927-1934 гг. Американской Православной Католической Церкви (The American Orthodox Catholic Church), созданной архиепископом Бруклинским Евфимием (Офейш). Во второй половине1960-х гг. данное религиозное сообщество было переименовано в Американскую Православную Церковь (The American Orthodox Church). На протяжении восьми лет воз-главления Американской Православной Католической Церкви (Амери-

34 Панькоу, М. Хрошка беларускага жыцьця на чужыне (1945-1984 гг.). С. 174.

35 Kipel, V. Belarusans in the United States. Р. 371.

36 Вальтер Мирон Профета рукоположен во священника 15 ноября 1938 г. епископом Богданом (Шпилькой) (Украинская Православная Церковь в Америке, Константинопольский Патриархат). Впоследствии возведен в сан протоиерея. В 1959 г. награжден правом ношения митры. В 1964 г. уклонился в раскол (Юры (Рыжы), архiяпiскап. Мой крыж : успамшы i разважаньш / архiяпiскап Юры (Рыжы). -Асшшг, 2003. - С. 60).

канской Православной Церкви) Вальтер Мирон Профета совершил ряд архиерейских хиротоний не только в рамках собственной юрисдикции, но и для других неканоничных религиозных сообществ37.

Последовав примеру митрополита Петра (Журавецкого), через некоторое время в юрисдикцию Американской Православной Католической Церкви перешел и Апостольский Визитатор Белорусской Православно-Католической Субожни. 19 сентября 1965 г. патриарх Вальтер Мирон Профета рукоположил Владислава Рыжего-Рыского во священника. На следующий день, 20 сентября 1965 г., патриарх Вальтер Мирон Профета в сослужении митрополита Петра (Журавецкого) и епископа Лоренса Ф. Пьерра (Lawrence F. Pierre) совершил посвящение Владислава Рыжего-Ры-ского во епископа Лаконийского, Нью-Гэмпшира и Новой Англии. Через год митрополит Петр (Журавецкий) возвел Владислава Рыжего-Рыского в сан архиепископа38.

Важное событие в жизни архиепископа Владислава (Рыжего-Рыско-го) произошло в 1969 г., когда он стал действительным членом Академии общественных и политических наук США39.

Пребывая в юрисдикции Американской Православной Католической Церкви, митрополит Петр (Журавецкий), архиепископ Владислав (Рыжий-Рыский), архиепископ Феодосий (Девитов), епископ Иосиф (Климович) и некоторые другие иерархи совершили целый ряд архиерейских хиротоний для малочисленных американских религиозных организаций без ведома патриарха Вальтера Мирона Профеты. Реагируя на произошедшее, последний в 1972 г. исключил нарушивших дисциплину иерархов из состава АПКЦ. В том же году ими была основана новая религиозная организация Американский Всемирный Патриархат (The American World

37 Holland L. Clifton. A classification system of religious groups in the Americas by major traditions and family types : Latin American socio-religious studies program / Clifton L. Holland. - San Pedro, Costa Rica, 2011. - Р. 21; Walker K. James. The Concise Guide to Today's Religions and Spirituality / James K. Walker. - Eugene, Oregon, 2007. - Р. 30; Ward L. Gary. Independent Bishops : An International Directory / Gary L. Ward, Bertil Persson, Alan Bain. - Apogee Books, 1990. - Р. 330.

38 Панькоу, М. Хрошка беларускага жыцьця на чужыне (1945-1984 гг.). С. 174; Юры (Рыжы), архiяпiскап. Мой крыж : успамшы i разважаньш. С. 60; Piepkorn Arthur Carl. Profiles in Belief : Roman Catholic, Old Catholic, Eastern Orthodox. P. 99.

39 Панькоу, М. Хрошка беларускага жыцьця на чужыне (1945-1984 гг.). С. 194.

A.B. CnecapeB

Patriarchate), руководителем которого стал наделенный титулом патриарха Владислав Рыжий-Рыский. Совместно с митрополитом Петром (Жура-вецким) он надеялся на объединение вокруг новообразованной структуры всего белорусского народа, что обусловило ее второе наименование - Белорусский Патриархат. Вскоре к Американскому Всемирному Патриархату начали присоединяться латинские приходские общины, по различным причинам отделившиеся от Римо-Католической Церкви40.

Практически одновременно с образованием Американского Всемирного Патриархата Владислав Рыжий-Рыский основал Университет народов Америки, предлагавший обучение теологии и нескольким светским специальностям. В структуру университета был интегрирован существовавший с 1960 г. Интернациональный институт белорусоведения имени святой Евфросинии Полоцкой. Впоследствии образовательные и научные филиалы университета возникли в Швеции и Пуэрто-Рико41.

Активное развитие структур Американского Всемирного Патриархата резко замедлилось после того, как 2 марта 1978 г. патриарх Владислав (Рыжий-Рыский) скончался от лейкемии. Незадолго де смерти он в сослу-жении митрополита Петра (Журавецкого) рукоположил своего родного брата Эмгидиуша (Юрия) Рыжего во епископа, передав последнему руководство Университетом народов Америки. Однако последний не справился с возложенной на него задачей. В скором времени Университет народов Америки и Интернациональный институт белорусоведения имени святой Евфросинии Полоцкой прекратили свое существование42.

Следующим патриархом Американского Всемирного Патриархата стал митрополит Адам (Билецкий), также заметно уступавший своему предшественнику в административной активности. Согласно статистиче-

40 Юры (Рыжы), архiяпiскап. Мой крыж t успамшы i разважаньш. С. 60; Walker K. James. The Concise Guide to Today's Religions and Spirituality / James K. Walker. -Eugene, Oregon, 2007. - Р. 30; Ward L. Gary. Independent Bishops t An International Directory / Gary L. Ward, Bertil Persson, Alan Bain. - Apogee Books, 1990. - Р. 354.

41 Юры (Рыжы), архiяпiскап. Мой крыж t успамшы i разважаньш. С. 61.

42 Панько^ М. Хрошка беларускага жыцьця на чужыне (1945-1984 гг.). С. 253; Юры (Рыжы), архiяпiскап. Мой крыж t успамшы i разважаньш. С. 61-62; Рыжы, Э. Пра майго брата шмат казалi няпраyды. С. 335; Kipel, V. Belarusans in the United States. Р. 296; Melton J. Gordon. The Encyclopedia of American Religions / Gordon J. Melton. -McGrath Publishing Company, 1978. - Р. 258.

ским данным, опубликованным Гордоном Дж. Мелтоном в «Энциклопедии американских религий», по состоянию на 1988 г. в составе Американского Всемирного Патриархата пребывало 53 священника, 15 конгрегаций (автономных общин) и 15 431 мирянина43. В 1990-е гг. архиепископ Эми-гидиуш (Юрий) Рыжий предпринял попытку учреждения структур Американского Всемирного Патриархата на территории Республики Беларусь, что может являться темой отдельного исследования.

Изучение религиозной деятельности митрополита Петра (Журавец-кого) после смерти патриарха Владислава (Рыжего-Рыского) представляется затруднительным по причине ограниченности имеющихся информационных источников. С уверенностью можно утверждать лишь то, что к 1988 г. он покинул юрисдикцию Американского Всемирного Патриархата и в сане патриарха возглавлял Православный Католический Патриархат Америки (The Orthodox Catholic Patriarchate of America)44.

Завершая рассмотрение истории попыток создания альтернативной Церкви для белорусов диаспоры, предпринятых митрополитом Петром (Журавецким) и патриархом Владиславом (Рыжим-Рыским), необходимо отметить незначительный успех данного начинания. Образование Белорусской Католической Церкви (Беларускай Каталщкай Субожш), а затем Американского Всемирного Патриархата (Белорусского Патриархата) не привело к заметному переходу белорусов диаспоры из традиционных общин Римо-Католической Церкви, Белорусского совета православных церквей Северной Америки в юрисдикции Константинопольского Патриархата и Белорусской Автокефальной Православной Церкви. Подтверждением тому является фактическое игнорирование деятельности митрополита Петра и патриарха Владислава в религиозной прессе белорусской эмиграции. Упоминавшееся выше заявление ректора Белорусской католической миссии в Великобритании священника Льва Горошко, сделанное в 1960 г. в отношении В. Рыжего-Рыского, не содержит призыва к возвращению белорусских католиков из Субожни в Римо-Католическую Церковь. Заявление ориентировано лишь на недопущение ассоциирования скан-

43 Melton J. Gordon. The Encyclopedia of American Religions. Р. 258.

44 Peter II A. Zhurawetsky, American Patriarch. The Patriarch's message. August 27, 1988. Фотокопия. Архив автора.

дальной личности Рыжего-Рыского с католическим духовенством. Крайне низкий интерес белорусской прессы к митрополиту Петру (Журавецкому) и патриарху Владиславу (Рыжему-Рыскому) является красноречивым свидетельством отсутствия в белорусской диаспоре религиозного конфликта, который могла породить смена верующими церковной юрисдикции. Вместе с тем, их деятельность оставила заметный след в американской религиозной жизни. В настоящее время изучение истории многих независимых религиозных сообществ, находящихся вне общения со Вселенским Православием, невозможно без рассмотрения деятельности представителей белорусской диаспоры Петра Журавецкого и Владислава Рыжего-Рыского.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Агульны гадавы зьезд беларусау у Бэльгп // Бацькаушчына. - 1952. -№ 7-8 (86-87). - С. 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Адзшец, А. Паваенная эм1грацыя: скрыжаваньш лесау: зборшк успамшау / А. Адзшец. - Мшск : Медисонт, 2007. - 704 с.

3. Арцыб1скуп Петра, Апостальск1 Пасярэдшк Сыноду Беларускае, Каталщкае Артадаксальнае Субожш // Беларусю голас. - 1961. - № 81. -С. 1.

4. Вайцяхов1ч, А. Мацярынсю праклш / Анэл1я Вайцяхов1ч // Вщебсю рабочы. - 1960. - № 175 (11022). - С. 3.

5. Вазнясенск1, А. Ганьба апекунам здрадшка / А. Вазнясенск1, А. Нау-мец, В. Красоуск1 1 шш. // В1цебск1 рабочы. - 1960. - № 175 (11022). - С. 3.

6. Гарбанск1, Ю. Беларуск1я рэл1г1йныя дзеячы ХХ стагоддзя. Жыцця-рысы. Мартыралог1я. Успам1ны / Юрась Гарбiнскi. - М1нск-Мюнхен : Беларуси кн1газбор, 1999. - 752 с. : 1л.

7. Гардзiенка, А. Беларуск1 кангрэсавы кам1тэт Амэрык1 (БККА) / Алег Гардз1енка. - Смаленск, 2009. - 428 с., [12] с. 1л. - (Б1НМ ; Б1бл1ятэка Баць-каушчыны ; кн. 16).

8. Гардз1енка, Н. Рада БНР (1947-1970) : Падзе1. Дакументы. Асобы / Наталля Гардз1енка, Лявон Юрэв1ч. - Мшск : Кшгазбор, 2013. - 648 с.

9. Грамота о диаконском и пресвитерском рукоположении Петра Жу-равецкого от 21 апреля 1932 г. На англ. яз. Подписана архиепископом Северной и Южной Америки Афинагором (Спиру). Фотокопия. Архив автора.

10. Грамота о епископском рукоположении Петра Журавецкого от 15 октября 1950 г. На англ. яз. Фотокопия. Архив автора.

11. Грамота о назначении архиепископа Петра Журавецкого преемником митрополита Петра Зелонки, Примаса Польской Старокатолической Церкви в Америке и Европе. 31 октября 1959 г. На англ. яз. Фотокопия. Архив автора.

12. Грамота об аннулировании канонических прещений, наложенных на архиепископа Христофора (Контогеоргиоса). 1 марта 1945 г. На англ. яз. Подписана архиепископом Северной и Южной Америки Афинагором (Спиру) и викарными епископами Северо-Американской архиепископии Константинопольского Патриархата. На англ. яз. Фотокопия. Архив автора.

13. Даклад аб Беларуа у Мадыце // Бацькаушчына. - 1952. - № 3 (82). -

С. 4.

14. 1нстытут Бел арусав еды у Мадры дз е // Бацькаушчына. -1952. - №15-16 (94-95). - С. 12.

15. Касяк, I. З псторьи Праваслаунай Царквы беларускага народу / 1ван Касяк. - Нью-Йорк, 1956. - 191 с.

16. Леу, а. Новы подступ бязбожнае прапаганды / а. Леу // Бацькаушчына. - 1960. - № 4 (527). - С. 2.

17. Ляднева, А.С. 1нстытут беларусаведы 1мя Льва Сапеп / А.С. Ляд-нева // Беларуская энцыклапедыя : у 18 т. - Мшск : Беларуская энцыклапе-дыя, 1998. - Т. 7. - С. 266.

18. Макарау, А. Кар'ера дзетазабойцы. Як птлераусю кат Уладз^лау Рыжы стау вялМм святым / А. Макарау, Г. Дзеравенсю // Вщебсю рабочы. -1960. - № 168 (11015). - С. 2.

19. Мерляк, К. Дзейнасьць Кастуся Мерляка на эм^рацыи. Праш^вась-ць i практычны падыход / Канастанцш Мерляк. - Нью-Ёрк, 1992. - 476 с.

20. Панькоу, М. Хрошка беларускага жыцьця на чужыне (1945-1984 гг.) / Мжола Панькоу. - Мшск, 2001. - 332 с.

21. Романько, О.В. Легион под знаком погони. Белорусские коллаборационистские формирования в силовых структурах нацистской Германии (1941-1945) / О.В. Романько. - Смферополь : Антиква, 2008. - 304 с.

22. Рыжы, Э. Пра майго брата шмат казал1 няпрауды / Эмшдзшш (Юры) Рыжы // Адзшец, А. Паваенная эм1грацыя: скрыжаваньш лёсау: зборшк успамшау / А. Адзшец. - Мшск : Медисонт, 2007. - С. 332-337.

23. Сабалеусю, А. Ну i «прэзвдэнт»! / А. Сабалеуск // В1цебск1 рабочы. -1960. - № 175 (11022). - С. 3.

24. Сноп, У Мащ маёй роднай. Вершы / Уладз1слау Сноп. - Выданьне Навукова-Даследчай Рады «Льва Сапеп» 1нтэрнацыянальнага 1нстытуту Беларусаведы 1мя Эуфрасшьш Полацкай, 1962. - 20 с.

25. Фёдарау, А. Сабака гаукае, а караван вдзе / А. Федарау // Вщебсю рабочы. - 1960. - № 175 (11022). - С. 3.

26. Шынкарова, А. Судзщь птлераускага ката! Рэзалюцыя нарады на-стаушкау Глыбоцкага раёна / А. Шынкарова, О. Амосава, Е. Арэтау i 1нш. // Вщебсю рабочы. - 1960. - № 175 (11022). - С. 3.

27. Юры (Рыжы), аршятскап. Мой крыж : успамшы i разважаньш / аршятскап Юры (Рыжы). - Асшшг, 2003. - 112 с.

28. Юрэв1ч, Л. Танальнасьць бияграфп як энцыклапедычнага жанру (Да стварэньня «Энцыкляпэдын беларускага замежжа») / Лявон Юрэв1ч // Зап1сы. Беларуск1 шстытут навук1 i мастацтва. - 2006. - № 30. - С. 223230.

29. Юрэвiч, Л. Шматгалосы этсталярыум : гiсторыя людзей i iдэй на эмiграцыiу лiставаннi / Лявон Юрэвiч. - Мiнск, 2012. - 660 с.

30.Яцына, В.Восьхтохаваеццападчорнай сутанай/ Я.Яцына,1.Барэйка// Вiцебскi рабочы. - 1960. - № 175 (11022). - С. 3.

31. Brandreth R.T. Henry. Episcopi Vagantes and the Anglican Church / Henry R.T. Brandreth. - BORGO PRESS, WILDSIDE PRESS, 1987. - 79 р.

32. Fitzgerald E. Thomas. The Orthodox Church / Thomas E. Fitzgerald. -Westport-London : Greenwood Press, 1995. - 240 p.

33. Holland L. Clifton. A classification system of religious groups in the Americas by major traditions and family types : Latin American socio-religious studies program / Clifton L. Holland. - San Pedro, Costa Rica, 2011. -274 р.

34. Kipel, V. Belarusans in the United States / Vitaut Kipel. - New York : University Press of America, 1999. - 569 p.

35. Melton J. Gordon. Melton's Encyclopedia of American Religions / Gordon J. Melton. - Gale Cengage Learning, 2009. - 1386 р.

36. Melton J. Gordon. The Encyclopedia of American Religions / Gordon J. Melton. - McGrath Publishing Company, 1978. - 1202 р.

37. P.D. Pa linii vytrymanaj kansekvencyi / P.D. // 2nic. - 1952. - № 17. -S. 3-4.

38. Peter II A. Zhurawetsky, American Patriarch. The Patriarch's message. August 27, 1988. Фотокопия. Архив автора.

39. Piepkorn Arthur Carl. Profiles in Belief: Roman Catholic, Old Catholic, Eastern Orthodox / Arthur Carl Piepkorn. - Harper & Row, 1979. - Vol. 1.

40. Rt. Rev. Peter Zuravetsky, bishop-elect of the Holy Eastern Catholic and Apostolic Diocese of America // Our Missionary diocesan monthly the Holy Eastern Catholic and Apostolic Diocese of America. - 1943. - № 1. - Р. 1.

41. Rt. Rev. Peter Zuravetsky, bishop-elect of the Holy Eastern Catholic and Apostolic Diocese of America // Our Missionary diocesan monthly the Holy Eastern Catholic and Apostolic Diocese of America. - 1943. - № 3. - Р. 1.

42. Ryzy-Ryski, U. Byelorussia Between Tartaria and Rome / Uladyslau Ryzy-Ryski. - Board of Scientific Research of the International Institute of the Byelorussian Studies, 1960. - 18 p.

43. Ryzy-Ryski, U. Monumento doctrinal de la reforma / Uladyslau Ryzy-Ryski. -Mexico : Publicaciones El Faro, 1970. - 182 р.

44. Ryzy-Ryski, U. The Reformation in Byelorussia / Uladyslau Ryzy-Ryski : M. Th. thesis. - Princeton Theological Seminary.

45. Ryzy-Ryski, U. The Reformation in Byelorussia / Uladyslau Ryzy-Ryski. -Board of Scientific Research «Leu Sapieha» of the International Institute of Byelorussian Studies, St. Euphrasinia of Polacak, 1961. - 67 р.

46. Walker K. James. The Concise Guide to Today's Religions and Spirituality / James K. Walker. - Eugene, Oregon, 2007. - 363 р.

47. Ward L. Gary. Independent Bishops : An International Directory / Gary L. Ward, Bertil Persson, Alan Bain. - Apogee Books, 1990. - 524 р.

A.B. CnecapeB

THE CHURCH SCHISMS IN THE BELARUSIAN EMIGRATION: THE RELIGIOUS ACTIVITY OF THE METROPOLITAN PETR (ZHURAVETSKY) AND THE PATRIARCH VLADISLAV (RYZHY-RYSKI)

A.V. Slesarev

The article is devoted to a review of the religious activities of the non-canonical hierarchs Peter Metropolitan Peter Zhuravetsky and Patriarch Vladislav Ryzy-Rysky, in the 1960s. attempted to create an alternative Church for Belarusians, aimed at uniting Orthodox and Catholics. The relevance of the article is due to the poor knowledge of this episode of the religious life of the Belarusian diaspora. Additional religious studies interest in the activities of P. Zhuravetsky and V. Ryzhego-Rysky is explained by the fact,that a large number of associates with the Orthodoxy of the American uncanonical hierarchs erect a line of succession of their ordinations to called the representatives of the Belarusian emigration.

Keywords: American World Patriarchate, BelorussianAutocephalous Orthodox (People's) Church, Belarusian emigration, Belarusian Diaspora, Collaboration, Peter Zhuravetsky, a church schism, emigration, Vladislav Ryzhy-Rysky.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.