Научная статья на тему 'Церковные братства Тверской губернии: предназначение и деятельность во второй половине XIX – начале XX века'

Церковные братства Тверской губернии: предназначение и деятельность во второй половине XIX – начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
163
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
православные братства / Тверская губерния / Арсение-Дионисиевское братство / братство в честь Святого благоверного князя Михаила Ярославича / миссионерство / просвещение / благотворительность / церковно-приходские школы / книжные склады / раскол / сектантство. / Orthodox brotherhoods / Tver province / Arseny-Dionysius Brotherhood / brotherhood in honor of the Holy Prince Mikhail Yaroslavich / missionary work / enlightenment / charity / parish schools / book warehouses / schism / sectarianism.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Леонтьева Татьяна Геннадьевна

Во второй половине XIX в. в период проведения масштабных общегосударственных реформ в России православное белое духовенство стремилось занять достойное место в общественной жизни. Одной из форм взаимодействия Церкви и общества становится соработничество в церковных братствах, которые одно за другим открываются по всей России. Представители церковной и светской общественности рассматривали их как возможный способ активизации деятельности приходов в осуществлении социально полезных и значимых функций: просветительской, благотворительной, попечительской. Братства Тверской губернии внесли значимый вклад в созидательную деятельность по указанным направлениям. Каждое из них избирало ту сферу, которая наиболее всего отвечала возможностям и интересам членов братства. И одной из ключевых функций подобных сообществ была борьба с нигилизмом, социальной несправедливостью и невежеством, в том числе религиозным. Таким образом несмотря на то, что революционные события не позволили братствам в полной мере реализовать свой потенциал, тем не менее само их появление свидетельствовало о совершенно новых тенденциях в церковной жизни, в которой большее влияние приобретали сообщества мирян. На основе архивных источников Государственного архива Тверской области автором была предпринята попытка изучить деятельность братств и обозначить основные направления их деятельности, что позволяет обратить внимание на данную тему в контексте современных форм приходской жизни Русской Православной Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Church fraternities of the Tver province: mission and activity in the second half of the 19th early 20th centuries

In the second half of the XIX century, during the period of large-scale nationwide reforms in Russia, the Orthodox white clergy strived to take a worthy place in public life. Co-working in church fraternities, which are opening one after another all over Russia, becomes one of the forms of interaction between the Church and society. Representatives of the church and secular community considered them as a possible way to revitalize the activities of parishes in the implementation of socially useful and significant functions: education, charity, and trusteeship. The fraternities of the Tver province made a significant contribution to the creative activities in these areas. Each of them chose the sphere that best suited the capabilities and interests of the brotherhood members. And one of the key functions of such communities was the fight against nihilism, social injustice and ignorance, including religious one. Thus, despite the fact that the revolutionary events did not allow the fraternities to fully implement their potential, nevertheless, their appearance in itself testified to completely new trends in the church life, in which lay communities gained more influence. On the basis of the archival sources of the Tver Region State Archive, the author made an attempt to study the activities of the fraternities and identify the main directions of their activities, which draws attention to this subject matter in the context of modern forms of parish life of the Russian Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «Церковные братства Тверской губернии: предназначение и деятельность во второй половине XIX – начале XX века»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2021. №3. С. 80-94

УДК 27

Леонтьева Татьяна Геннадьевна Тверской государственный университет

Церковные братства Тверской губернии: предназначение и деятельность во второй половине XIX — начале XX века

Аннотация: Во второй половине XIX в. в период проведения масштабных общегосударственных реформ в России православное белое духовенство стремилось занять достойное место в общественной жизни. Одной из форм взаимодействия Церкви и общества становится соработничество в церковных братствах, которые одно за другим открываются по всей России. Представители церковной и светской общественности рассматривали их как возможный способ активизации деятельности приходов в осуществлении социально полезных и значимых функций: просветительской, благотворительной, попечительской. Братства Тверской губернии внесли значимый вклад в созидательную деятельность по указанным направлениям. Каждое из них избирало ту сферу, которая наиболее всего отвечала возможностям и интересам членов братства. И одной из ключевых функций подобных сообществ была борьба с нигилизмом, социальной несправедливостью и невежеством, в том числе религиозным. Таким образом несмотря на то, что революционные события не позволили братствам в полной мере реализовать свой потенциал, тем не менее само их появление свидетельствовало о совершенно новых тенденциях в церковной жизни, в которой большее влияние приобретали сообщества мирян. На основе архивных источников Государственного архива Тверской области автором была предпринята попытка изучить деятельность братств и обозначить основные направления их деятельности, что позволяет обратить внимание на данную тему в контексте современных форм приходской жизни Русской Православной Церкви.

Ключевые слова: православные братства; Тверская губерния; Арсение-Дионисиевское братство; братство в честь Святого благоверного князя Михаила Ярославича; миссионерство; просвещение; благотворительность; церковно-приходские школы; книжные склады; раскол; сектантство.

Изучение истории церковных братств трудно признать самостоятельным направлением в исторической науке, комплексные исследования по данной проблеме отсутствуют. В дореволюционный период отдельные характеристики этих структур встречаются в трудах А. П. Доброклонского и С. Г. Рункевича1. Структура, функции и практическая деятельность нашли отражение в трудах, посвященных истории западнорусских церковных братств2.

1 Доброклонский А.П. Руководство по истории церкви. М., 2001. Рункевич С.Г. Русская церковь в XIX веке.

2 Флеров И., свящ. О православных церковных братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России, в XVI, XVII и XVIII столетиях. Санкт-Петербург, 1857; Коялович М.О. Чтения о церковных западно-русских братствах. Москва, 1862.

СПб., 1901.

Ряд авторов (в том числе и из церковной среды) акцентировали внимание на миссионерско-просветительской функции церковных братств в период раннего и позднего средневековья, усматривая в ней их главное предназначение. Столь своеобразная локализация братств (западные окраины) объяснялась необходимостью преодоления конфессиональных заблуждений как

3

окраинных русских, так и местного населения . В процессе аргументации необходимости возрождения братств формировалась идея привлечения мирян к решению церковных вопросов (А. В. Гумилевский).

Подобный подход нашел отражение в трудах А. А. Папкова. Он признавал за братствами общественную силу, выработанную самой жизнью и призванную содействовать православной церкви в деле просвещения детей, сплочению православного духовенства и мирян4.Так в дореволюционной историографии сложилась концепция, согласно которой деятельность православных церковных братств рассматривалась как оптимальная форма взаимодействия священника с прихожанами.

В постреволюционной историографии тема братств возникала фрагментарно и по преимуществу в исторической ретроспективе: история братчин северо-западной Руси Х1-Х111 вв.5, роль братств ХУ-ХУП вв. в борьбе с католицизмом на западных окраинах России6, религиозно-цивилизаторская

7

роль православного духовенства в противостоянии иезуитам .

Советские историки критически оценивали внехрамовую активность православного духовенства, указывая, что церковные братства являлись одним

о

из рычагов Церкви в реализации её стремления овладеть умами верующих . Не получила должного развития данная тема и в постсоветский период. Кроме разрозненных статей и тезисов, посвященных миссионерской и просветительской деятельности РПЦ, внимание исследователей привлекает сборник документов «История церковных братств в России», опубликованный в 2018 г.9

3 Коялович М.О. Чтения о церковных западно-русских братствах. Москва: тип. Бахметева, 1862.; Чистович И. Очерк истории западнорусской церкви. СПб., 1884; Харлампович К.В. Западнорусские церковные братства и их просветительная деятельность в конце XVI и в начале XVII вв. // Христианское чтение. 1899. № 2. С. 372-390; Скабаланович Н.А. Западноевропейские гильдии и западнорусские братства // Христианское чтение. 1875. № 910. С. 271-327.

4 Папков А.А. Церковные братства: Крат. стат. очерк о положении церк. братств к началу 1893 года. Санкт-Петербург, 1893. С. 124.

5 Никольский Н.М. История русской церкви. Минск, 1990.

6 См.: КарташевА.В. История Русской церкви. Очерки по истории Русской церкви. Т. 2. М., 1991.

7 Шмеман А., свящ. Исторический путь православия. М., 1993.

8 Литвак Б.Г. Русское православие: вехи истории. М., 1989.

9 История церковных братств в России: сборник документов: хрестоматия по истории Русской православной церкви / составители Ю. В. Балакшина, Н. Д. Игнатович. Москва, 2018.

Встречается тема братств и в современной зарубежной историографии, но авторские подходы и выводы идентичны наблюдениям дореволюционных авторов10.

Примечательно, что на всех этапах развития историографии оживление братской деятельности связано с нарастанием кризисных явлений самодержавной России в пореформенный период, которые не могли не затронуть православную церковь. Могли ли братчики (так называли членов братств) повлиять на церковную жизнь, поспособствовать активизации приходской деятельности, и (как надеялись учредители) сблизить духовенство с паствой? В поисках ответа автор данной статьи обращается к материалам (опубликованным и архивным), отражающим ситуацию в Тверской епархии.

Церковные братства - объединения духовенства и мирян, открытые для представителей всех социальных слоев, в российских религиозных практиках встречаются с XV в., их деятельность ограничивалась благотворительными и религиозно-просветительскими задачами11, но они составляли крепкую опору православной веры и церкви в Юго-Западном крае.

В центральной России они были редким явлением вплоть до середины XIX в., но эпоху Великих реформ вновь возрождается интерес к идее братств. Запрос на учреждения благотворительного характера для помощи бедным и престарелым прихожанам, сиротам был велик, но неосуществим без добровольных пожертвований. Властные структуры (светские и церковные) в

православных братствах привлекала их апологетическая и миссионерская

12

деятельность . Считалось, что освободившийся от крепостной зависимости русский народ нуждался в «правильном» и контролируемом просвещении, которое могли обеспечить наставники из церковной среды. После открытия известным священником о. Александром (Гумилевским) в Санкт-Петербурге братства для поддержания народных школ, они одно за другим стали появляться и во всей российской провинции.

В Тверской губернии первое братство появилось в 1871 г. в уездном Ржеве при Владимирской Богородицкой церкви в честь почитаемых местных святых, уроженцев этого города: архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия

13

и преподобного Арсения, получив название Арсение-Дионисиевское . Второе уже в 1884 г. в честь Святого благоверного князя Михаила Ярославича помпезно открывается в Твери в Спасо-Преображенском соборе и объединяет в своих рядах наряду с духовенством представителей городских властей, военного сословия, земского и городского управления, министерства народного

10 Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996.

11 Смолич И.К. История Русской церкви. М., 1996. С. 83.

12 Смолич И.К. История Русской церкви. М., 1996. С. 84; Папков А.А. Церковные братства. С. 7-8.

13 Подробнее о них: Кузьмина О. Ржев. Истоки православия. XV-XX века. Тверь, 2018. С. 30-32.

просвещения и частных лиц14. Затем одно за другим вплоть до 1914 г. открывались еще 15 братств15. Согласно традиции, дни открытия братств становились ежегодными праздниками: для членов тверского братства и его уездных отделений - 22 ноября и 24 июня - Иванов день (в память избавления тверичан от холеры в 1831 г., в этот день совершалось торжественное обнесение вокруг Спасо-Преображенского собора мощей благоверного князя Михаила). Для братчиков Ржева праздниками считались 23 июня, день престольного праздника Владимирской Богородицкой церкви и 12 мая и 12 июля - дни памяти покровителей Братства преподобных Арсения и Дионисия16.

Деятельность братств регламентировалась Уставами, где фиксировались их цели и задачи, определялись материальные ресурсы. Уставы утверждались губернатором и архиепископом Тверским и Кашинским17. Поскольку братства вторгались в светские социальные сферы (в части организации школ-приютов,

богаделен и т.п.), губернатор неформально относился к подобным документам,

18

вносил поправки и редактировал тексты Уставов . В начале ХХ в. подобная «щепетильность» нашла отражение в законе 4 марта 1906 г. «О союзах и обществах», согласно которому религиозные сообщества, включавшие в число своих задач мероприятия светского характера, относились к организациям, учрежденным в общем порядке19. Но хотя братства ежегодно отправляли отчёты о своей деятельности в Канцелярию губернатора, непосредственный контроль осуществлял епархиальный владыка.

Членство в братствах основывалось на строгой иерархии: епархиальный владыка и его викарий по званию становились почётными членами, такой же «титул» приобретали и те, кто прославился полезными делами или материальными пожертвованиями. Денежный взнос в 50 рублей давал право считаться пожизненным братчиком. Рядовыми (действительными) членами

считались те, кто ежегодно вносил в кассу от одного до 25 рублей. Уплатившие

20

годового взноса в размере 50 коп. становились членами-соревнователями . Исключение составляло ржевское Арсение-Дионисиевское братство, где взнос

для постоянных (пожизненных) членов составлял не менее 100 рублей, при

21

этом их имена вносились в Синодик братства на вечное поминовение . Это не

удивительно: Ржев во второй половине XIX в. - экономически крепкий город,

22

почти половину населения которого составляли купцы (с семьями) . Уровень

14 Антоний (Державин), еп. Речь при открытии в Твери православного братства св. бл. кн. Михаила Ярославича, 22 ноября 1884 г. // Отчет Тверского православного братства св. благоверного великого князя Михаила Ярославича за первый год его существования. Тверь, 1884. С. 6-7.

15 См.: Государственный архив Тверской области (гАТО). Ф. 56. Оп. 1. Д. 2548, 3847, 3949, 3953; Ф. 510. Оп. 1. Д. 161, 197, 305, 402, 487, 591, 760, 762.

16 ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 2548, Л. 331 об.

17 ГАТО. Ф. 510. Оп. 1. Д. 161, Л. 1-2, 4.

18 ГАТО. Ф. 510. Оп. 1. Д. 591, Л. 2, 3.

19 ГАТО. Ф. 510. Оп. 1. Д. 161. Л. 4 об.; Д. 591. Л. 2 об.

20 ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 2548. Л. 329 об.; Ф. 510. Оп. 1. Д. 161. Л. 6 об.; Ф. 510. Оп.1. Д. 487. Л. 7.

21 ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 2548. Л. 329

22 Вишняков Н.М., Котлярская Л.А. Ржев // Города и районы Калининской области. М., 1978. С. 474-475.

затрат регламентировал полномочия: почётные и действительные члены обладали правом решающего голоса на общих собраниях, члены-соревнователи - лишь совещательным.

Со временем братства обзавелись солидными капиталами: основу их составляли членские взносы, без ограничений принимались пожертвования деньгами или вещами даже от посторонних лиц, в церквах устанавливались братские кружки, которые щедро заполнялись богомольцами во время воскресных и праздничных богослужений, приносила стабильный доход

23

торговля литературой религиозно-нравственного содержания . Не часто, но

24 -гг

ощутимо пополняли «казну» духовные завещания . По мере развития банковской системы братства стали получать доход от владения процентными бумагами и вкладов наличных денег в государственные сберегательные кассы. Финансово преуспевающим в Тверской губернии считалось ржевское Арсение-

25

Дионисиевское братство . При этом руководящий состав братств (председатель, казначей, делопроизводитель/секретарь), как и рядовые члены, служили на всех поприщах безвозмездно, оплачивались только канцелярские расходы26. За движением денежных средств следили строго: специальные приходо-расходные книги прошнуровывались, скреплялись с печатью и подписью председателя и секретаря.

Чем занимались братства? Большинство из них на первый план ставило заботу о правильной организации религиозно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения. В ходе Великих реформ стало очевидным, что невежество основного производителя - крестьянина -становится угрожающим для системы и только распространение духовно-откорректированных знаний в народной среде может привести к хозяйственным успехам, развитию общественной нравственности и укреплению правопорядка. В соответствии с содержанием одного из первых нормативных документов в сфере образования - Положении о начальных народных училищах 1864 г. появились школы различного типа и принадлежности: земские, министерские, ведомственные (в том числе и церковно-приходские).

Открытие церковных школ в России было встречено братствами с горячим сочувствием и попечение о них стало главным предметом братской деятельности. В Тверской епархии первые школы появились в конце 1860-х гг., их было всего три - в Тверском, Корчевском и Кашинском уездах27. Повсеместное их открытие (в 12 уездах Тверской губернии) приходится на

23 ГАТО. Ф. 510. Оп. 1. Д. 161. Л. 6-7. там же

24 ГАТО. Ф. 510. Оп. 1. Д. 487. Л. 8.

25

ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 2548. Л. 275-276.

26 ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 2548. Л. 330; Ф. 510. Оп. 1. Д. 161. Л. 7; Д. 305. Л. 2 об.; Д. 487. Л. 8 об.

27 Тверская губерния. Низшие общеобразовательные учебные заведения ведомства М.Н.П., школы церковноприходские и школы грамоты за 1894-95 учебный год. Тверь, 1895. С. 2.

1880-е гг. И все они попадают «под протекторат» братства Михаила

Ярославича до середины 1890-х гг., затем организационные и контролирующие

28

полномочия переходят к епархиальному училищному совету (1896 г.) . К этому времени на территории губернии действовали уже 849 церковных народных школ (включая монастырские и школы грамоты), где обучались

29

более 15 тыс. детей .

Следует подчеркнуть, что руководству братства действительно удалось объединить усилия всех заинтересованных в распространении грамотности среди народа: представителей духовенства и губернской власти, земских деятелей. Епархиальная власть обязала священников (в первую очередь -членов церковных братств) взять на себя преподавание в школах (по

30

преимуществу - безвозмездно ), использовать под школьные помещения свои дома, привлекать к учительству в качестве помощников своих жен и взрослых детей. А главной задачей братств стало привлечение средств для школ, не имевших специально приспособленных зданий, штата учителей, средств и для приобретения книг, учебников, бумаги. Как следует из отчета братства Михаила Ярославича, с собственного книжного склада адресно высылались учебники и учебные принадлежности, выдавались небольшие средства на отопление школ, на наём помещений. Ежегодно из средств организации поощрялись наиболее усердные учителя церковно-приходских школ, им

31

выдавались небольшие денежные суммы . А в 1887 г. руководству братства удалось выхлопотать в Св. Синоде 300 руб. на постройку дома для Дьяковской школы Кашинского уезда и 200 руб. в единовременное пособие на жалование

32

учителю Иоанно-Предтеченской школы Калязинского уезда .

Эффективность просветительской деятельности напрямую зависела от того, что Совету братства удавалось поддерживать деловые контакты с руководством епархии и губернии: в отчетах братства постоянно фигурируют имена старицкого епископа Гавриила, архиепископа Саввы, губернатора П.

33

Д. Ахлестышева и другие представители гражданской администрации33. Некоторые уездные земства (Кашинское, Новоторжское, Осташковское) ежегодно ассигновали денежные пособия на содержание церковно-приходских школ. Посильную помощь делу народного образования оказывала Ржевская

28 Отчет Тверского православного братства св. благоверного великого князя Михаила Ярославича за третий год его существования. Тверь, 1888. С. 11; ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 3076. Л. 2 об.

29 Церковно-приходские школы и школы грамоты Российской империи в 1896-1897 гг. // Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Св. Синода. СПб., 1899. С. 40, 43.

30 Тверская губерния. Низшие общеобразовательные учебные заведения ведомства М.Н.П., школы церковноприходские и школы грамоты за 1894-95 учебный год. С. 124-127.

31 Отчет Тверского православного братства св. благоверного великого князя Михаила Ярославича за третий год его существования. С. 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 Там же. С. 2.

33 ГАТО. Ф. 644. Оп. 1. Д. 45. Л. 1; Отчет Тверского православного братства св. благоверного великого князя Михаила Ярославича за третий год его существования. С. 4.

городская дума, ассигновавшая из своих средств ежегодное пособие (300 руб.) Покровской церковно-приходской школе в г. Ржеве34.

Из церковной школы выработался постепенно «тип» настоящей «народной школы»: в учебный процесс вводилось преподавание разных ремесел (столярного, слесарного, переплётного, кузнечного и т.п.) для мальчиков и рукоделия для девочек. При наличии земельных участков устраивались

35

огороды, сады, пчельники35, что позволяло детям получить первые трудовые и профессиональные навыки - крестьяне предпочитали образование, которое могло бы пригодиться в хозяйственной деятельности. При школах устраивались также общежития, ночлежные приюты; что позволяло обучаться детям из отдалённых населенных пунктов36. Особенно важно, что все эти науки постигались бесплатно.

В компетенцию братства входили вопросы комплектования учительского контингента. Формировался он из числа местного духовенства, а также выпускников духовных семинарий, учительских школ, епархиальных и монастырских училищ. В 1895 г. в школах епархии в составе преподавателей был один архимандрит и 229 священников, 60 дьяконов и 12 псаломщиков.

Авторитет братства Михаила Ярославича был столь велик, что настоятели приходов (они порой - учителя) обращались в его Совет для разрешения не только сложных повседневных вопросов (например, задержка жалованья), но и конфликтных ситуаций, предлагали варианты оптимизации учебного процесса; сюда же поступали прошения от воспитанников Тверской духовной семинарии

37

о получении учительских мест37.

Важной мерой по распространению просвещения среди взрослого населения были внебогослужебные собеседования и публичные народные чтения. Здесь братства действовали через священников и местом для проведения бесед становились храмы. Слушателям предлагались сюжеты из церковной истории, нравственно-назидательные наставления, разъяснения обязанностей родителей к детям, объяснялся вред пьянства, семейных раздоров, осуждалось бродяжничество, разгулы молодёжи, клевета, зависть, грубость и даже жестокое обращение с животными, давались советы по обращению с

38

огнём, изобличались народные предрассудки и суеверия38.

Братские отчёты наполнены сведениями о том, что с введением собеседований и чтений прихожане стали усерднее к храму Божьему, стали вести себя лучше, чем прежде, а также эти беседы располагали прихожан

34 Там же. С. 8.

35 Отчеты о состоянии церковных школ Тверской епархии за 1904-1905 учебный год. Тверь, 1906. С. 13-14.

36 Тверская губерния. Низшие общеобразовательные учебные заведения ведомства М.Н.П., школы церковноприходские и школы грамоты за 1894-95 учебный год. С. 186-205.

37 ГАТО. Ф. 644. Оп. 1. Д. 222. Л. 1, 2, 6 об.

38 ГАТО. Ф. 644. Оп. 1. Д. 22. Л. 7-11, 18-22.

чтению книг и брошюр религиозно-нравственного содержания. Однако подобные оценки скорее иллюзии, чем реальность.

Наряду с устройством церковно-приходских школ для детей и внебогослужебных собеседований для взрослых, братство Михаила Ярославича создавало книжные склады и распространяло литературу религиозно -

39

нравственного и исторического содержания .

Не преувеличивая значения церковно-приходских школ, следует отметить, что они сыграли весьма существенную роль в распространении грамотности в России, что в свою очередь, подчеркивает вклад церковных братств в дело просвещения «простого» народа.

В отличие от братства Михаила Ярославича ржевское Арсение-Дионисиевское одной из первостепенных задач считало попечительство о нуждающихся жителях города. К их числу относились беспомощные, бедные, неизлечимо больные, престарелые, сироты40. Как уже упоминалось, братство располагало немалыми средствами, но и ожидающих помощи становилось все больше. Так, к примеру, в 1880 г. случились неурожай, падеж рогатого скота и два огромных пожара. Совет Братства постановил провести в пользу пострадавших лотерею-аллегри. Вещи для нее собирала в Петербурге М. И. Филиппова, супруга члена Совета Братства, тайного советника, известного уроженца Ржева Т. И. Филиппова. Примечательно, что сочувственно отнеслись к бедствиям горожан даже высочайшие особы. Великой княгиня Александра Иосифовна пожертвовала лампу стоимостью около 100 рублей, полагая, что выручить при розыгрыше удастся еще больше41. Не без курьезов прошла подготовка мероприятия, согласование проходило на уровне губернатора с обращением за разъяснениями в Министерство внутренних дел. Состоялась лотерея в июне 1881 г., все вырученные от неё средства пошли на благотворительность42.

Арсение-Дионисиевское братство действовало как современная социальная служба: уполномоченные братчики собирали сведения о неимущих, многодетных, о лицах, оставшихся без кормильца, которым затем устанавливались ежемесячные и единовременные денежные пособия43. Только за 1890-1891 гг. Братство оказало материальную помощь в размере 558 руб. 34 бедным семьям.

В 1890 г. в Ржеве усилиями братства учреждается ремесленный приют для мальчиков в возрасте от 8 до 12 лет всех сословий с обучением столярному

39 ГАТО. Ф. 643. Оп. 1. Д. 153. Л. 3; Ф. 644. Оп. 1. Д. 23. Л. 1.

40 ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 2548. Л. 329 об.

41 ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 2786. Л. 5, 8 об., 17.

42 Там же. Л. 17-18, 20.

43 ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 2548. Л. 373 об.-374 об., 375.

ремеслу44. Городская управа, поддерживая начинание братства, надеялась тем самым снизить уровень детской преступности.

Подобная деятельность развернулась и в Твери. Братство Михаила Ярославича наряду с тверским губернским земством поддержало начинания открытое в 1890 г. Тверского общества земледельческих колоний и ремесленных приютов. В колонии ( в с. Бавыкино близ Твери) содержались несовершеннолетние обоего пола (от 10 до 16 лет), совершившие преступления, а также бесприютные дети и малолетние нищие, приговоренных судом к тюремному заключению на определённый срок45. Кроме финансовой поддержки, братство Михаила Ярославича снабжало колонию книгами религиозно-нравственного содержания, историческими произведениями и беллетристикой. Считалось, что чтение может стать действенным профилактическим средством.

Снабжало Братство книгами и тюремные заведения для взрослых. Однако арестанты не всегда адекватно отзывались на стремления братчиков вывести их на путь истинный и очень небрежно относились к книгам: вырывали листы, крутили из них папиросы, не делая исключения даже для Священного Писания. Тюремному управлению пришлось обязать несознательных читателей

46

компенсировать стоимость испорченных книг .

С меньшим размахом, но большой пользой действовали и другие церковные братства Тверской епархии: православное братство св. жён Мироносиц (Тверь, 1909) помимо религиозно-нравственного просвещения народа открыло и содержало богадельню и детский приют; братство во имя св. Николая Чудотворца в с. Никольское Городище, Тверского уезда (1913), заботилось о бедных своего прихода; братство св. Николая Чудотворца при Тверской Краснослободской церкви (1912) особое внимание обращало на призрение и воспитание детей-сирот, в том числе - социальных, изыскивая средства на их воспитание и образование, а также вело борьбу с пороками

47

пьянства и сквернословия47.

Разумеется, ни церковные братства, ни приходские попечительства, образованные в соответствии с законом 1884 г., не могли искоренить бедность, нищенство, бродяжничество и другие пороки, но существенно замедляли их распространение, способствовало достижению общественной стабильности.

Однако, несмотря на социальную значимость просветительства и благотворительности, гражданские и церковные власти ожидали от братств существенной помощи в конфессиональной сфере. Напряженность здесь нарастала год от года, актуализируя в первую очередь вопросы «внутренней»

44 Папков А.А. Церковные братства. С. 112, 114.

45 ГАТО. Ф. 136. Оп. 1. Д. 1. Л. 11, 48, 58.

46 ГАТО. Ф. 115. Оп. 1. 814. Л. 1 об, 9, 10; Д. 1269. Л. 13.

47 ГАТО. Ф. 510. Оп. 1. Д. 197. Л. 2 об.; Д. 591. Л. 4; Д. 487. Л. 6 об.

миссии. В Тверской епархии ведущая роль в миссионерской деятельности принадлежала Тверскому братству Михаила Ярославича. Его миссия заключалась главным образом в борьбе с распространением раскола и сектантства. Численность раскольников в Тверской губернии и тем более сектантов выявить сложно, большинство авторов (в том числе и дореволюционных) признают статистические данные явно заниженными. На протяжении 1880-1890-х гг. По данным земских статистиков В. И. Покровского и Д. Рихтера к 1880-м гг. в Тверской губернии насчитывалось 19 900 старообрядцев48.

В 1897 г. в Совет Братства Михаила Ярославича поступили данные о более чем 16 тыс. раскольников49. Епархиальный миссионер Иринарх, выступая на заседании Совета братства, объяснял столь высокие показатели слабостью

50

миссионерской деятельности50. Так и определилось приоритетное направление совместной деятельности братчиков и священнослужителей.

Особое беспокойство вызывала ситуация г. Ржеве - крупнейшем центре раскола не только в Тверской епархии, но и в центральной России. . При этом проповедники раскола действовали, по наблюдениям очевидцев, не менее активно, чем их оппоненты - православные священники. Пользуясь своим численным преимуществом (почти половина городского населения51) и капиталами, они занимали важные посты, распространяли полемическую литературу, открывали воскресные школы для детей, не стеснялись агитировать в свою веру «истинно православных» возле их храмов52.

В Тверской губернии были представлены многочисленные расколы и секты, и носители неофициальных религиозных воззрений весьма активно проповедовали свои взгляды.

Епархиальное руководство беспокоили не только действия раскольников и сектантов, но и прямые указания из Св. Синода усилить борьбу с ними.

В этой связи в 1915 г. де-юре изменяется статус братства, оно становится епархиальным, хотя де-факто уже давно в сферу его деятельности входила не только Тверь. Принимается ряд дополнений к «Уставу», согласно которым требовалось уточнить сведения о численности адептов «старой веры» по всей губернии и их локализации, а также разработать программу действий

53

совместно с епархиальным миссионером53. Однако новизной предлагаемые меры не отличались: вековым «заблуждениям» противопоставлялось слово -«живое» и письменное, что, увы, впечатляло немногих и численность

48 Статистическое описание Ржевского уезда Тверской губернии: местное исследование 1883 г. Тверь, 1885. С. 153-154.

49 ГАТО. Ф. 644. Оп. 1. Д. 432. Л. 1.

50 ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 2659. Л. 140.

51 ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 3025. Л. 1-2, 6, 10.

52 ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 2659. Л. 138 об.

53 Устав Тверского епархиального православного религиозно-просветительного братства св. благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского. Тверь, 1915.

«заблуждающихся» не снижалась54. Несомненной заслугой братства был сбор и систематизация сведений о старообрядцах, которые в дальнейшем отложились в фондах Государственного архива Тверской области и до сегодняшнего дня востребованы исследователями.

В 1914 г. церковные братства праздновали пятидесятилетие своего существования. Вдохновляющие слова одобрения в их адрес прозвучали от царя и Св. Синода. На территории империи их было около 700. Они действительно «.. .несли достойную службу отечеству, содействуя укреплению, охранению и распространению православной веры и устроению доброго порядка христианской жизни». Однако перед новыми вызовами времени: не только духовным, но и политическим разномыслием, «гибельным учением социализма», которое дальше больше проникало в народные массы, они устоять не могли.

54 ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 2459. Л. 2, 3.

Источники

1. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 56. Оп. 1. Д. 2548.

2. ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 2786.

3. ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 3847.

4. ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 3949.

5. ГАТО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 3953.

6. ГАТО. Ф. 103. Оп. 1 . Д. 2659

7. ГАТО. Ф. 103. Оп. 1 . Д. 3025

8. ГАТО. Ф. 103. Оп. 1 . Д. 3076

9. ГАТО. Ф. 115. Оп. 1 . Д. 814.

10. ГАТО. Ф. 115. Оп. 1 .Д. 1269

11. ГАТО. Ф. 136. Оп. 1 . Д. 1.

12. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1 . Д. 2459

13. ГАТО. Ф. 510. Оп. 1 . Д. 161.

14. ГАТО. Ф. 510. Оп. 1 . Д. 197.

15. ГАТО. Ф. 510. Оп. 1 . Д. 305.

16. ГАТО. Ф. 510. Оп. 1 . Д. 402.

17. ГАТО. Ф. 510. Оп.1 Д. 487.

18. ГАТО. Ф. 510. Оп. 1 . Д. 591.

19. ГАТО. Ф. 510. Оп. 1 . Д. 760.

20. ГАТО. Ф. 510. Оп. 1 . Д. 762.

21. ГАТО. Ф. 643. Оп. 1 . Д. 153.

22. ГАТО. Ф. 644. Оп. 1. Д. 23.

23. ГАТО. Ф. 644. Оп. 1 . Д. 45.

24. ГАТО. Ф. 644. Оп. 1 . Д. 222.

25. ГАТО. Ф. 644. Оп. 1 . Д. 432.

Литература

26. Антоний (Державин), еп. Речь при открытии в Твери православного братства св. бл. кн. Михаила Ярославича, 22 ноября 1884 г. // Отчет Тверского православного братства св. благоверного великого князя Михаила Ярославича за первый год его существования. Тверь, 1884. С. 6-7.

27. Вишняков Н.М., Котлярская Л.А. Ржев // Города и районы Калининской области. М.: Моск. рабочий, 1978. С. 474-475.

28. Доброклонский А.П. Руководство по истории церкви. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2001.

29. История церковных братств в России: сборник документов: хрестоматия по истории Русской православной церкви / составители Ю. В. Балакшина, Н. Д. Игнатович. Москва: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2018.

30. Карташев А.В. История Русской церкви. Очерки по истории Русской церкви. Т. 2. М.: Терра, 1992.

31. Коялович М.О. Чтения о церковных западно-русских братствах. Москва: тип. Бахметева, 1862.

32. Кузьмина О. Ржев. Истоки православия. XV-XX века. Тверь: б. и., 2018.

33. ЛитвакБ.Г. Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Никольский Н.М. История русской церкви. Минск: Беларусь, 1990.

35. Отчеты о состоянии церковных школ Тверской епархии за 1904-1905 учебный год. Тверь, 1906.

36. Отчет Тверского православного братства св. благоверного великого князя Михаила Ярославича за третий год его существования. Тверь, 1888.

37. Папков А.А. Церковные братства: Крат. стат. очерк о положении церк. братств к началу 1893 года. Санкт-Петербург: Синод. тип., 1893.

38. Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М.: Библ.-богосл. ин-т св. апостола Андрея, 1996.

39. Рункевич С.Г. Русская церковь в XIX веке. СПб.: Тип. А. П. Лопухина, 1901.

40. Скабаланович Н.А. Западноевропейские гильдии и западнорусские братства // Христианское чтение. 1875. № 9-10. С. 271-327.

41. Смолич И.К. История Русской церкви. М.: Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. монастыря, 1996.

42. Статистическое описание Ржевского уезда Тверской губернии: местное исследование 1883 г. Тверь: Типографии: Земская, Губернского Правления и Муравьева, 1885.

43. Тверская губерния. Низшие общеобразовательные учебные заведения ведомства М.Н.П., школы церковно-приходские и школы грамоты за 1894-95 учебный год. Тверь: Тип. Тверского Губ. Земства, 1895.

44. Устав Тверского епархиального православного религиозно-просветительного братства св. благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского. Тверь, 1915.

45. Флеров И., свящ. О православных церковных братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России, в XVI, XVII и XVIII столетиях. Санкт-Петербург: Н.Г. Овсянников, 1857.

46. Харлампович К.В. Западнорусские церковные братства и их просветительная деятельность в конце XVI и в начале XVII вв. // Христианское чтение. 1899. № 2. С. 372-390.

47. Церковно-приходские школы и школы грамоты Российской империи в 1896-1897 гг. // Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Св. Синода. СПб., 1899. С. 40-43.

48. Чистович И.А. Очерк истории западно-русской церкви. Ч. 2. Санкт-Петербург: Тип. Деп. уделов, 1884.

49. Шмеман А., свящ. Исторический путь православия. М.: Паломник, 1993.

Leontyeva Tatiana Gennadevna Tver State University

Church fraternities of the Tver province: mission and activity in the second half of the 19th - early 20th centuries

Abstract: In the second half of the XIX century, during the period of large-scale nationwide reforms in Russia, the Orthodox white clergy strived to take a worthy place in public life. Co-working in church fraternities, which are opening one after another all over Russia, becomes one of the forms of interaction between the Church and society. Representatives of the church and secular community considered them as a possible way to revitalize the activities of parishes in the implementation of socially useful and significant functions: education, charity, and trusteeship. The fraternities of the Tver province made a significant contribution to the creative activities in these areas. Each of them chose the sphere that best suited the capabilities and interests of the brotherhood members. And one of the key functions of such communities was the fight against nihilism, social injustice and ignorance, including religious one. Thus, despite the fact that the revolutionary events did not allow the fraternities to fully implement their potential, nevertheless, their appearance in itself testified to completely new trends in the church life, in which lay communities gained more influence. On the basis of the archival sources of the Tver Region State Archive, the author made an attempt to study the activities of the fraternities and identify the main directions of their activities, which draws attention to this subject matter in the context of modern forms of parish life of the Russian Orthodox Church.

Keywords: Orthodox brotherhoods; Tver province; Arseny-Dionysius Brotherhood; brotherhood in honor of the Holy Prince Mikhail Yaroslavich; missionary work; enlightenment; charity; parish schools; book warehouses; schism; sectarianism.

References

Antonii (Derzhavin), ep. 1884. Rech' pri otkrytii v Tveri pravoslavnogo bratstva sv. bl. kn. Mikhaila Iaroslavicha, 22 noiabria 1884 g. [Speech at the opening of the Orthodox brotherhood of St. bl. book Mikhail Yaroslavich, November 22, 1884]. Otchet Tverskogo pravoslavnogo bratstva sv. blagovernogo velikogo kniazia Mikhaila Iaroslavicha za pervyi god ego sushchestvovaniia [Report of the Tver Orthodox Brotherhood of St. the faithful Grand Duke Mikhail Yaroslavich during the first year of its existence]. Tver, 1884, pp. 6-7.

Vishniakov N.M., Kotliarskaia L.A. 1978. Rzhev [Rzhev]. Goroda i raiony Kalininskoi oblasti [Cities and Districts of the Kalinin Region]. Moscow, 1978, pp. 474-475.

Dobroklonskii A.P. Rukovodstvopo istorii tserkvi [Church History Guide]. Moscow, 2001.

Istoriia tserkovnykh bratstv v Rossii: sbornik dokumentov: khrestomatiia po istorii Russkoi pravoslavnoi tserkvi [History of church fraternities in Russia: collection of documents: a reader on the history of the Russian Orthodox Church]. Moscow, 2018.

Kartashev A.V. Istoriia Russkoi tserkvi. Ocherki po istorii Russkoi tserkvi [History of the Russian Church. Essays on the history of the Russian Church]. Moscow, 1992, vol. 2.

Koialovich M.O. Chteniia o tserkovnykh zapadno-russkikh bratstvakh [Readings about Western Russian church fraternities]. Moscow, 1862.

Kuz'mina O. Rzhev. Istoki pravoslaviia. XV-XX veka [The origins of Orthodoxy. XV-XX centuries]. Tver, 2018.

Litvak B.G. Russkoe pravoslavie: vekhi istorii [Russian Orthodoxy: Milestones in History]. Moscow, 1989.

Nikol'skii N.M. Istoriia russkoi tserkvi [History of the Russian Church]. Minsk, 1990.

Otchety o sostoianii tserkovnykh shkol Tverskoi eparkhii za 1904-1905 uchebnyi god [Reports on the state of church schools in the Tver diocese for the 1904-1905 academic year]. Tver, 1906.

Otchet Tverskogo pravoslavnogo bratstva sv. blagovernogo velikogo kniazia Mikhaila Iaroslavicha za tretii god ego sushchestvovaniia [Report of the Tver Orthodox Brotherhood of St. the faithful Grand Duke Mikhail Yaroslavich for the third year of his existence]. Tver, 1888.

Papkov A.A. Tserkovnye bratstva: Krat. stat. ocherk o polozhenii tserk. bratstv k nachalu 1893 goda [Church fraternities: Krat. stat. essay on the state of the church. brotherhoods by the beginning of 1893]. Saint-Petersburg, 1893.

Pospelovskii D.V. Pravoslavnaia tserkov' v istorii Rusi, Rossii i SSSR [Orthodox Church in the history of Russia, Russia and the USSR]. Moscow, 1996.

Runkevich S.G. Russkaia tserkov' v XIX veke [Russian Church in the 19th century]. Saint-Petersburg, 1901.

Skabalanovich N.A. Zapadnoevropeiskie gil'dii i zapadnorusskie bratstva [Western European guilds and Western Russian brotherhoods]. Khristianskoe chtenie - Christian reading, 1875, no. 910, pp. 271-327.

Smolich I.K. Istoriia Russkoi tserkvi [History of the Russian Church]. Moscow, 1996.

Statisticheskoe opisanie Rzhevskogo uezda Tverskoi gubernii: mestnoe issledovanie 1883 g. [Statistical description of the Rzhevsky district of the Tver province: local research in 1883]. Tver, 1885.

Tverskaia guberniia. Nizshie obshcheobrazovatel'nye uchebnye zavedeniia vedomstva M.N.P., shkoly tserkovno-prikhodskie i shkoly gramoty za 1894-95 uchebnyi god [Tver province. Lower general educational institutions of the department of MNP, parish schools and literacy schools for the 1894-95 academic year]. Tver, 1895.

Ustav Tverskogo eparkhial'nogo pravoslavnogo religiozno-prosvetitel'nogo bratstva sv. blagovernogo velikogo kniazia Mikhaila Iaroslavicha Tverskogo [The Charter of the Tver Diocesan Orthodox Religious and Educational Brotherhood of St. the faithful Grand Duke Mikhail Yaroslavich of Tverskoy]. Tver, 1915.

Flerov I., sviashch. O pravoslavnykh tserkovnykh bratstvakh, protivoborstvovavshikh unii v Iugo-Zapadnoi Rossii, v XVI, XVII i XVIII stoletiiakh [About the Orthodox church fraternities that opposed the union in Southwestern Russia in the 16th, 17th and 18th centuries]. Saint-Petersburg, 1857.

Kharlampovich K.V. Zapadnorusskie tserkovnye bratstva i ikh prosvetitel'naia deiatel'nost' v kontse XVI i v nachale XVII vv. [Western Russian church fraternities and their educational activities in the late 16th and early 17th centuries]. Khristianskoe chtenie - Christian reading, 1899, no. 2, pp. 372-390.

1899. Tserkovno-prikhodskie shkoly i shkoly gramoty Rossiiskoi imperii v 1896-1897 gg. [Parish schools and schools of literacy of the Russian Empire in 1896-1897]. Izvlechenie iz vsepoddanneishego otcheta ober-prokurora Sv. Sinoda [Extract from the all-subject report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod]. Saint-Petersburg, 1899, pp. 40-43.

Chistovich I.A. Ocherk istorii zapadno-russkoi tserkvi [Essay on the history of the Western Russian Church]. Saint-Petersburg, 1884, part 2.

Shmeman A., sviashch. Istoricheskii put' pravoslaviia [The historical path of Orthodoxy]. Moscow, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.