Научная статья на тему 'ЦЕРКОВНОЕ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВО В ПРИХОДАХ КОЛЬСКОГО БЛАГОЧИНИЯ В КОНЦЕ XVIII — НАЧАЛЕ XIX ВЕКА'

ЦЕРКОВНОЕ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВО В ПРИХОДАХ КОЛЬСКОГО БЛАГОЧИНИЯ В КОНЦЕ XVIII — НАЧАЛЕ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кольское благочиние / Кольский Север / приходское духовенство / приходы / проповедь / проповедническая деятельность / Kola deanery / Kola North / parish clergy / parishes / preaching / preaching activities

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юлия Николаевна Кожевникова

Статья посвящена ранее не изучавшемуся вопросу о проповеднической деятельности городского и сельского духовенства в приходах Кольского благочиния Архангельской епархии в конце XVIII — начале XIX века. Исследование основано на документах из фонда Кемского духовного правления (Национального архива Республики Карелия), которому подчинялись приходы в Русской Лапландии. Выясняется, что в клире Кольского благочиния в то время отсутствовали «ученые попы» с полным семинарским образованием, которые могли бы выступать с катехизическими поучениями собственного сочинения. Проповедничество местных священников выражалось в чтении уже готовых текстов, рекомендованных Святейшим Синодом. В научный оборот вводятся новые сведения о кольском благочинном протоиерее Василии Ивановском, игравшем заметную роль в церковноприходском управлении на Кольском Севере в конце XVIII — начале XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHURCH PREACHING IN THE PARISHES OF THE KOLA DEANERY IN THE LATE 18th — EARLY 19th CENTURY

The article is devoted to the previously unexplored issue of the preaching activities of urban and rural clergy in the parishes of the Kola deanery of the Arkhangelsk Diocese in the late XVIII — early XIX century. The research is based on documents from the foundation of the Kemsky Spiritual Collegium (National Archive of the Republic of Karelia), which was subordinated to parishes in Russian Lapland. It turns out that at that time there were no "learned priests" with full seminary education in the clergy of the Kola deanery who could deliver catechetical teachings of their own composition. The preaching of local priests was limited to the recitation of ready-made texts recommended by the Holy Synod. New information is introduced into scientific circulation about the Kola dean Archpriest Vasily Ivanovsky, who played a prominent role in the parish administration in the Kola North at the end of the XVIII — early XIX century.

Текст научной работы на тему «ЦЕРКОВНОЕ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВО В ПРИХОДАХ КОЛЬСКОГО БЛАГОЧИНИЯ В КОНЦЕ XVIII — НАЧАЛЕ XIX ВЕКА»

ИСТОРИЯ

Научная статья

УДК 930.253 (470.21)

doi:10.37614/2949-1185.2024.3.2.006

ЦЕРКОВНОЕ ПРОПОВЕДНИЧЕСТВО В ПРИХОДАХ КОЛЬСКОГО БЛАГОЧИНИЯ В КОНЦЕ XVIII — НАЧАЛЕ XIX ВЕКА

Юлия Николаевна Кожевникова

Центр гуманитарных проблем Баренц региона Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», Апатиты, Россия, yukozhevnikova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2570-8641

Аннотация

Статья посвящена ранее не изучавшемуся вопросу о проповеднической деятельности городского и сельского духовенства в приходах Кольского благочиния Архангельской епархии в конце XVIII — начале XIX века. Исследование основано на документах из фонда Кемского духовного правления (Национального архива Республики Карелия), которому подчинялись приходы в Русской Лапландии. Выясняется, что в клире Кольского благочиния в то время отсутствовали «ученые попы» с полным семинарским образованием, которые могли бы выступать с катехизическими поучениями собственного сочинения. Проповедничество местных священников выражалось в чтении уже готовых текстов, рекомендованных Святейшим Синодом. В научный оборот вводятся новые сведения о кольском благочинном протоиерее Василии Ивановском, игравшем заметную роль в церковноприходском управлении на Кольском Севере в конце XVIII — начале XIX века. Ключевые слова:

Кольское благочиние, Кольский Север, приходское духовенство, приходы, проповедь, проповедническая деятельность Благодарности:

статья выполнена при поддержке федерального бюджета по теме государственного задания Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук № FMEZ-2024-0002. Для цитирования:

Кожевникова Ю. Н. Церковное проповедничество в приходах Кольского благочиния в конце XVIII — начале XIX века // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 2. С. 55-61. doi:10.37614/2949-1185.2024.3.2.006.

HISTORY

Original article

CHURCH PREACHING IN THE PARISHES OF THE KOLA DEANERY IN THE LATE 18th — EARLY 19th CENTURY

Yulia N. Kozhevnikova

Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia, yukozhevnikova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2570-8641

Abstract

The article is devoted to the previously unexplored issue of the preaching activities of urban and rural clergy in the parishes of the Kola deanery of the Arkhangelsk Diocese in the late XVI11 — early XIX century. The research is based on documents from the foundation of the Kemsky Spiritual Collegium (National Archive of the Republic of Karelia), which was subordinated to parishes in Russian Lapland. It turns out that at that time there were no "learned priests" with full seminary education in the clergy of the Kola deanery who could deliver catechetical teachings of their own composition. The preaching of local priests was limited to the recitation of ready-made texts recommended by the Holy Synod. New information is introduced into scientific circulation about the Kola dean Archpriest Vasily Ivanovsky, who played a prominent role in the parish administration in the Kola North at the end of the XVI11 — early XIX century. Keywords:

Kola deanery, Kola North, parish clergy, parishes, preaching, preaching activities Acknowledgments:

the article was supported by the federal budget to carry out the state task of the Federal Research Centre "Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences" No. FMEZ-2024-0002. For citation:

Kozhevnikova Yu. N. Church preaching in the parishes of the Kola deanery in the late 18th — early 19th century. Transactions of the Kola Science Centre of rAs. Series: Natural Sciences and Humanities, 2024, Vol. 3, No. 2, pp. 55-61. doi:10.37614/2949-1185.2024.3.2.006.

Введение

В Русской православной церкви проповедническое служение духовенства — одно из важнейших направлений его пастырской деятельности — понимается как преемственное продолжение апостольского дела нести людям слово Божие. В синодальный период приходские священники и диаконы проводили во время богослужений «церковные собеседования». Проповедь считалась «общественным, связным и целостным изложением известных истин слова Божия» '. В конце XVIII — начале XIX века такие «собеседования» представляли собой краткие катехизические поучения для прихожан, однако приходское духовенство, особенно сельское, не всегда и не везде было готово к проповедничеству.

В отечественной историографии основное внимание уделяется наследию знаменитых проповедников второй половины XVIII — начала XIX века — митрополитов Платона (Левшина) и Гавриила (Петрова) [1-3]. Проповедь изучается филологами как особый жанр русской словесности [4]. Однако работы, в которых рассматривается проповедническая деятельность приходского духовенства в этот период, до сих пор единичны. Составитель руководства по гомилетике П. Заведеев высказывает мнение о том, что к концу XVIII века произнесение поучений становится «обыкновенным явлением» и «необходимой существенной принадлежностью богослужения» не только в городских, но и в сельских храмах [1: 82]. Современные исследователи говорят о низком уровне проповедничества приходского духовенства до середины XIX века [5: 109 ; 6]. Отмечается, что во второй половине XVIII века рядовые провинциальные священники получили в помощь печатные тексты проповедей и готовые образцы для подражания, одобренные Святейшим Синодом [7: 62]. Подчеркивается важная значимость церковного проповедничества для катехизации взрослых мирян [8].

Вопрос о проповеднической деятельности духовенства в приходах Кольского благочиния Архангельской епархии в конце XVIII — начале XIX века историками ранее не рассматривался. Источниками сведений для проведенного исследования стали законодательные акты последней четверти XVIII — начала XIX века и делопроизводственные документы Кемского духовного правления из Национального архива Республики Карелия (Ф. 165).

Синодальные постановления о церковном проповедничестве

Следует упомянуть основные законодательные акты, касавшиеся проповеднического служения приходского духовенства. В последней четверти XVIII — начале XIX века Святейший Синод неоднократно принимал указы, напоминавшие священникам о необходимости произносить «неленостно» проповеди во время богослужений2. Контроль над исполнением данных рекомендаций поручался старшим пресвитерам и духовным правлениям. В указе от 13 сентября 1785 года «предписано было духовным правлениям и благочинным строжайше наблюдать, чтоб во всех соборных и приходских церквах не только в воскресные и праздничные, но и в прочие дни на литургиях и утренях, хотя бы и самое число было предстоящих, читаны были неупустительно поучения»3. При этом священники могли пользоваться «избранными поучениями», которые выпускала Синодальная типография4. Такие сборники печатались на бумаге второго сорта и отличались дешевизной. Указом от 29 января 1791 года уточнялось, что краткие поучения следует читать по воскресным и праздничным дням, особенно в посты5. «Ученые попы», получившие образование в духовных семинариях, должны были сами сочинять проповеди и отсылать их в духовные консистории для предварительного согласования.

Церковные власти неоднократно требовали от духовенства увеличивать число еженедельных богослужений с катехизическими поучениями. Так, синодальный указ от 22 марта 1800 года обязывал приходских пресвитеров не менее пяти раз в неделю служить в церкви и произносить для мирян проповеди. «Ученые попы» обязывались говорить «по праздничным дням свои собственные проповеди, извлекаемые из Слова Божия и поучений Святых Отец, без всякого впрочем со своей стороны лишнего умствования»6. Как видно из текста указа, отдельное внимание духовенства обращалось на необходимость простоты и понятности «церковных собеседований».

Приходы и причты Кольского благочиния в конце XVIII — начале XIX века

Кольское благочиние охватывало обширные территории Кольского полуострова и северной части Беломорской Карелии, населенные поморами, саамами и карелами. В его состав в конце XVIII — начале XIX века входили семь приходов (16 самостоятельных и приписанных церквей) с центрами в городе Коле и поморских селах Кандалакша, Варзуга, Кереть, Умба и Поной [9]. Причты всех сельских храмов имели по одному священнику, а единственного городского прихода в уездном центре — двух иереев7. Кроме того, при кольском Воскресенском соборе существовала вакансия диакона, которая долгое время оставалась «праздной» из-за отсутствия для него «довольного пропитания»8. Острый вопрос материального обеспечения соборных клириков не раз обсуждался в Кемском духовном правлении. В 1810 году они жаловались на скудный достаток: не имели земельных участков, ежегодно получая от прихожан незначительную ругу 25 рублей9 и «от десяти погостов по оленьей коже да рыбы 20 пудов»; их доход от свечной продажи составлял всего 80 рублей10.

Благочиннический округ с 1797 по 1807 год возглавлял пресвитер Василий Ивановский, видная фигура в церковно-приходской жизни края того времени. Он не принадлежал к старинным династиям духовенства Кольского Севера. Священник родился в Паниловском приходе Холмогорского уезда в семье дьячка Петра Ивановского в 1773 году. По данным пятой ревизии 1794 года, был штатным дьячком при каменной церкви Преображения Господня в Соломбале (ныне исторический район Архангельска). В августе 1795 года молодого Василия рукоположили во священника к Воскресенскому собору в Коле, где до этого четыре года отсутствовал второй иерей11. Здесь он служил в 1795-1812 годах, сан протоиерея получил в 1800 году. В 1807 году отец Василий, уволенный с должности благочинного за ряд проступков, попытался перевестись в родной Паниловский приход, но безуспешно: предлагал местному священнику Афанасию Клерикову уступить свое место и «быть до конца жизни с женою на его протопопа коште», о чем сохранились сведения в документах Кемского духовного правления12. Наконец, в 1812 году Василий Ивановский был направлен по собственному желанию из Кольского собора в церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Яренгского прихода Архангельского уезда13.

Состояние проповедничества в приходах Кольского благочиния

Архангельский епископ Аполлос (Байбаков) — автор трудов по гомилетике и богословию — в начале февраля 1799 года обратился к епархиальному приходскому духовенству с наставлением о важности и необходимости «говорить проповеди» во время богослужений14. Архиерей строго напомнил о христианской обязанности «во всей епархии учившимся в школах говорить в градских соборах по очереди всякому»15. Для многолюдных приходов с двумя священниками он рекомендовал «готовить на всякой праздник по две (проповеди. — Ю. К ), дабы в случае болезни одного, мог сказать другой»16.

Архангельская духовная консистория запросила с мест сведения о числе проповедников, выступавших перед паствой с катехизическими поучениями. Кольский благочинный протоиерей Василий Ивановский, получив консисторский указ, сообщил в Кемское духовное правление об отсутствии в его округе «ученых попов», которые могли бы произносить проповеди собственного сочинения в приходских церквах: «В вверенном мне благочинии в приходах ни в котором по сие число не имеется»17. Другими словами, все пресвитеры, служившие в то время на Кольском Севере, получили домашнее образование или в лучшем случае обучались только в низшем отделении Архангельской духовной семинарии. При таких обстоятельствах проповедническая работа местного духовенства могла выражаться в чтении готовых текстов из приобретенных в Архангельске сборников. Типовые катехизические поучения, согласно синодальным указам, также могли произносить и приходские диаконы, однако в клире Кольского благочиния они отсутствовали в конце XVIII — начале XIX века.

Для сравнения добавлю, что в соседнем Кемском благочинии только один священник (Иосиф Нечаев), получивший полное образование в Архангельской духовной семинарии18 и служивший в Успенском соборе города Кеми, «обязался сказать» три проповеди в праздники Воскресения Христова и Успения Божией Матери, а также в день памяти апостолов Петра и Павла19. Кемский священник позднее отчитывался: «Первая проповедь сказана и в духовное правление для пересылки епископу отправлена, а вторая — нет <...>. Оная за тем не сочинена и не сказывана, что

во время той находился в дороге на море, будучи уволен в Архангельск, каковую <.. .> в другое время сказать обязуюсь»20. Третью проповедь Иосиф Нечаев, как и планировал, произнес в престольный праздник своего храма.

Несмотря на принимавшиеся законы о важности «церковных собеседований» ситуация оставалась сложной. После обнародования указа от 22 марта 1800 года проповеди в приходских храмах Архангельской епархии, в том числе Кольского благочиния, оставались редким явлением. В 1808 году епископ Евлампий (Введенский)21 вновь потребовал от «ученых попов» регулярно произносить поучения и при этом указывал их необходимое ежегодное количество в зависимости от возраста проповедника: «коим нет еще 45 лет в год по двенадцать проповедей сказать и от 45 до 55 — по шести, от 55 лет — от произволения, усердия и силе их пусть зависит»22. Пожилой возраст не освобождал иереев от «ревностного прохождения должности», важной частью которого была проповедническая деятельность23. Через полгода тот же архиерей, сетуя на нерадивость епархиальных священников, грозил в резолюции штрафами для тех, кто небрежно относился к своим обязанностям: «поучения сочинять, говорить и представлять, но и доселе точного исполнения нет, то с таковых за каждую проповедь взыскивать на богадельню по три рубли и о том всем дать знать, проповеди посылать в консисторию,

24

а не прямо ко мне, так как и ныне ко мне присылают и не подписавши под ними имен своих»24.

Эффективность проповеднического служения духовенства во многом зависела от личных качеств и морального облика самих пастырей. Неслучайно в синодальном указе от 22 марта 1800 года говорится

0 двух важных обязанностях приходских священников — не только усердно проводить катехизическую работу среди мирян, но и соответствовать в повседневном поведении нравственному идеалу пресвитерства (прежде всего «удерживаться от пьянства»). Духовный авторитет клириков среди прихожан также могли подрывать серьезные споры и разногласия, случавшиеся внутри причтов. В начале XIX века в Кольском благочинии напряженный конфликт существовал между двумя пресвитерами Воскресенского собора в уездном городе. Соперничество протоиерея Василия Ивановского и второго священника Александра Измайлова, по всей видимости, началось с момента их знакомства в 1790-е годы, когда они поступили на иерейские места. Причины и обстоятельства этого любопытного конфликта, повлиявшего на судьбы обоих священников, будут рассмотрены в отдельной статье.

Выводы

Итак, в конце XVIII — начале XIX века проповедническая деятельность приходского духовенства Кольского благочиния сводилась к произнесению во время богослужений типовых поучений, рекомендованных Святейшим Синодом. Отсутствие на Кольском Севере «ученых попов» — проповедников, самостоятельно сочинявших свои выступления, отражает низкий уровень образованности местных священников в это время. С катехизическими поучениями в городских и сельских храмах Русской Лапландии выступали только пресвитеры, так как институт диаконата в Кольском благочинии не был развит по разным причинам, в том числе из-за малочисленности мирян в приходских общинах.

Примечания

1 Заведеев П. Лекции по богословским наукам (полное руководство для подготовки к экзамену на священника). М.: «Самообразование», 1908. С. 618.

2 Руководственные для православного духовенства указы Святейшего Правительствующего Синода. 1721-1878. М., 1879. С. 376.

3 Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое: С 1649 по 12 декабря 1825 года (Далее — ПСЗ I). СПб., 1830. Т. 22, № 16261.

4 Указ Синода о составлении сборника проповедей был принят в 1775 году. Для распространения по епархиям в 1789 году рекомендовались три печатные книги: московского митрополита Платона (Левшина) «Православное учение, или сокращенная христианская богословия», воронежского епископа Тихона (Соколова) «Наставление о собственных всякого христианина должностях» и новгородского митрополита Гавриила (Петрова) «Краткие поучения из разных св. отец и учителей собранная». См.: Руководственные для православного духовенства указы. С. 377.

5 Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 г. включительно) и гражданских законов, относящихся к духовному ведомству православного исповедания. Харьков: Типография А. Дарре, 1896. С. 242.

6 ПСЗ I. Т. 30, № 22906.

7 В соборном приходе в 1810 году насчитывался 71 двор (283 мужчины и 405 женщин) без учета жителей саамских погостов, входивших в его состав. См.: НА РК. Ф. 165. Оп. 1. Д. 9/224. Л. 130.

8 Там же. Согласно синодальным указам от 4 июня 1768 года и 8 октября 1778 года один штатный диакон полагался для многолюдных приходов (250-300 дворов), где служили не менее двух священников. См.: ПСЗ I. Т. 20, № 14807.

9 Для сравнения: в соседнем Кемском благочинии руга для причта при Успенском соборе в городе Кеми составляла 400 рублей, а в Панозерском приходе — 176 рублей. См.: НА РК. Ф. 165. Оп. 1. Д. 9/224. Л. 130.

10 Там же.

11 Прежний священник Андрей Федоровский умер в 1791 году.

12 Афанасий Клериков отказался от предложения Василия Ивановского («сам исправляет должность и еще в силах»). См.: НА РК. Ф. 165. Оп. 21. Д. 3/52. Л. 64.

13 Предположение С. А. Никонова и Д. А. Ермолаева о смерти протоиерея Василия Ивановского во время эпидемии неизвестной болезни в 1812 году неверно [10: 47].

14 НА РК. Ф. 165. Оп. 1. Д. 1/4. Л. 24.

15 Там же. Л. 24-24 об.

16 Там же.

17 Там же. Л. 27.

18 Священник Иосиф Нечаев «из великороссиян» обучался в семинарии в 1782-1793 годах (полный курс обучения в ней составлял не менее 10 лет). Он относился к числу наиболее образованных священников края. Отец Иосиф был назначен благочинным Кемского округа в 1799 году, получил сан протоиерея в 1803 году. См.: НА РК. Ф. 692. Оп. 1. Д. 1/1. Л. 510 об.

19 НА РК. Ф. 165. Оп. 1. Д. 1/4. Л. 32-32 об.

20 Иосиф Нечаев произнес эту проповедь в день Рождества Христова. См.: НА РК. Ф. 165. Оп. 1. Д. 1/4. Л. 36.

21 Заринский М. Иерархи Архангельской и Хомогорской епархии // Справочная книжка Архангельской губернии на 1852 год. Архангельск, 1852. Отделение 3. С. 182-185.

22 НА РК. Ф. 165. Оп. 2. Д. 4/24. Л. 6-6 об.

23 Там же.

24 Там же. Оп. 1. Д. 4/77. Л. 1-1 об. Список источников

1. Заведеев П. История русского проповедничества от XVII века до настоящего времени. Тула: Типография Н. И. Соколова, 1879. 263 с.

2. Зубов В. П. Русские проповедники: очерки по истории русской проповеди. М.: Едиториал УРСС, 2001. 231 с.

3. Кашеваров А. Н. Церковная проповедь в XVIII — первой половине XIX века // Научно-технические ведомости СПб государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 10, № 1. С. 7-17. DOI: 10.18721/JHSS.10101.

4. Лысикова Н. П. Источники формирования и особенностей публичной риторики московского митрополита Платона (Левшина) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 24-28. doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-1-24-28.

5. Бернштам Т. А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005. 416 с.

6. Мызникова Н. И. Состояние проповедничества в России во второй половине 19 века (по материалам журнала «Руководство для сельского пастыря») // Вестник Свято-Филаретовского института. 2020. Вып. 35. С. 148-166. DOI: 10.25803/SFI.2020.35.3.007.

7. Кислова Е. И. Издание придворных проповедей в 1740-е годы // XVIII век. Старое и новое в русском литературном сознании XVIII века. СПб., 2011. Т. 26. С. 52-72.

8. Мозгов К. А. Катехизическое просвещение в традиции Русской Церкви XVIII-XIX веков: по материалам катехизической литературы // Вестник Свято-Филаретовского института. 2023. № 47. С. 31-48. doi.org/10.25803/26587599_2023_47_31.

9. Кожевникова Ю. Н. Благочинный на Кольском Севере в начале XIX века (по документам Кемского духовного правления Национального архива Республики Карелия) // Известия Коми НЦ УрО РАН. 2023. № 1 (59). С. 67-73. (0,9 а. л.). DOI 10.19110/1994-5655-2023-1-67-73.

10. Описи церковного имущества Кольского Печенского монастыря и Воскресенского собора города Колы XVIII — середины XIX веков / сост. и авт. статей Д. А. Ермолаев, С. А. Никонов. Мурманск, 2013. 430 с.

References

1. Zavedeev P. Istorija russkogo propovednichestva ot XVII veka do nastojashhego vremeni [The history of Russian preaching from the XVII century to the present]. Tula, Tipografija N. I. Sokolova, 1879, 263 p. (In Russ.)

2. Zubov V. P. Russkie propovedniki: ocherki po istorii russkoj propovedi [Russian Preachers: essays on the history of Russian Preaching]. Moscow, Editorial URSS, 2001, 231 p. (In Russ.).

3. Kashevarov A. N. Cerkovnaja propoved' v XVIII — pervoj polovine XIX veka [Church preaching in the XVIII — first half of the XIX century]. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshhestvennye nauki [St. Petersburg state polytechnical university journal. Humanities and social sciences], 2019, vol. 10, no. 1, pp. 7-17. DOI: 10.18721/JHSS.10101. (In Russ.).

4. Lysikova N. P. Istochniki formirovanija i osobennostej publichnoj ritoriki moskovskogo mitropolita Platona (Levshina) [Sources of formation and peculiarities of public rhetoric of Metropolitan Platon (Levshin) of Moscow]. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Filosofija. Psihologija [Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy], 2021, vol. 21, no. 1, pp. 24-28. doi.org/10.18500/1819-7671 -2021-21-1 -24-28. (In Russ.).

5. Bernshtam T. A. Prihodskaja zhizn' russkoj derevni: Ocherki po cerkovnoj jetnografii [Parish Life of the Russian village: Essays on Church Ethnography]. Saint Petersburg, "Peterburgskoe Vostokovedenie", 2005, 416 p. (In Russ.).

6. Myznikova N. I. Sostojanie propovednichestva v Rossii vo vtoroj polovine XIX veka (po materialam zhurnala "Rukovodstvo dlja sel'skogo pastyrja") [The state of preaching in Russia in the second half of the XIXth century (based on the materials of the magazine "Guide for a rural pastor")]. Vestnik Svjato-Filaretovskogo instituta [The Quarterly Journal of Saint Philaret's Institute], 2020, no. 35, pp. 148-166. DOI: 10.25803/SFI.2020.35.3.007. (In Russ.).

7. Kislova E. I. Izdanie pridvornyh propovedej v 1740-e gody [Publication of court sermons in the 1740s]. XVIII vek. Staroe i novoe v russkom literaturnom soznanii XVIII veka [XVIII century. The old and the new in the Russian literary consciousness of the XVIII century]. Saint Petersburg, 2011, vol. 26, pp. 52-72. (In Russ.).

8. Mozgov K. A. Katehizicheskoe prosveshhenie v tradicii Russkoj Cerkvi XVIII-XIX vekov: po materialam katehizicheskoj literatury [Catechetical Enlightenment in the tradition of the Russian Church of the XVIII-XIX centuries: based on the materials of catechetical literature]. Vestnik Svjato-Filaretovskogo instituta [The Quarterly Journal of Saint Philaret's Institute], 2023, no. 47, pp. 31-48. doi.org/10.25803/26587599_2023_47_31. (In Russ.).

9. Kozhevnikova Ju. N. Blagochinnyj na Kol'skom Severa v nachale XIX veka (po dokumentam Kemskogo duhovnogo pravlenija Nacional'nogo arhiva Respubliki Karelija) [Dean in the Kola North at the beginning of the XIX century (according to the documents of the Kem spiritual collegium of the National Archives of the Republic of Karelia)]. Izvestija Komi NC UrO RAN [Proceedings of the Komi Science Centre of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences], 2023, no. 1 (59), pp. 67-73. DOI 10.19110/1994-5655-2023-1-67-73. (In Russ.).

10. Opisi cerkovnogo imushhestva Kol'skogo Pechengskogo monastyrja i Voskresenskogo sobora goroda Koly XVIII — serediny XIX vekov [Inventories of church property of the Kola Pechenga Monastery and the Resurrection Cathedral of the city of Kola of the XVIII — mid-XIX centuries]. Murmansk, 2013, 430 p. (In Russ.).

Информация об авторе

Ю. Н. Кожевникова — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник. Information about the author

Yu. N. Kozhevnikova — PhD (History), Senior Research Fellow.

Статья поступила в редакцию 01.04.2024; одобрена после рецензирования 07.04.2024; принята к публикации 16.04.2024. The article was submitted 01.04.2024; approved after reviewing 07.04.2024; accepted for publication 16.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.