Научная статья на тему 'ПОСВЯЩЕНИЯ ПРЕСТОЛОВ ПРИХОДСКИХ ЦЕРКВЕЙ КОЛЬСКОГО БЛАГОЧИНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА'

ПОСВЯЩЕНИЯ ПРЕСТОЛОВ ПРИХОДСКИХ ЦЕРКВЕЙ КОЛЬСКОГО БЛАГОЧИНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
приходские церкви / Кольский Север / Кольское благочиние / посвящение престола / parish church / Kola North / Kola deanery / dedication of the holy table

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юлия Николаевна Кожевникова

В статье рассматривается ранее не изучавшийся вопрос о посвящении престолов приходских церквей Кольского благочиния в первой половине XIX века. Исследование основывается на данных ведомостей, составлявшихся для Архангельской духовной консистории в 1844 году и сохранившихся в Национальном архиве Республики Карелия. Впервые определяется количество главных и дополнительных престолов в храмах благочиннического округа и выявляются особенности существовавшего спектра церковных наименований. Выясняется, что система престольных посвящений действовавших храмов складывалась с конца XIV-го по XVII век под влиянием монастырской культуры региона и отличалась стабильностью. В благочинии существовали развитые традиции почитания популярных святых Древней Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEDICATIONS OF THE HOLY TABLES OF THE PARISH CHURCHES OF THE KOLA DEANERY IN THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY

The article deals with the previously unexplored issue of the consecration of the holy tables of the parish churches of the Kola deanery in the first half of the XIX century. The research is based on the data of the statements compiled for the Arkhangelsk Ecclesiastical Consistory in 1844 and preserved in the National Archive of the Republic of Karelia. For the first time, the number of main and additional holy tables in the churches of the deanery district is determined and the features of the existing spectrum of church names are revealed. It turns out that the system of patronal dedications of the existing temples was formed at the end of the XIV–XVII centuries under the influence of the monastic culture of the region and was characterized by stability. In the deanery there were developed traditions of veneration of popular saints of the Ancient Church.

Текст научной работы на тему «ПОСВЯЩЕНИЯ ПРЕСТОЛОВ ПРИХОДСКИХ ЦЕРКВЕЙ КОЛЬСКОГО БЛАГОЧИНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»

Научная статья

УДК 930.253 (470.21)

doi:10.37614/2949-1185.2023.2.4.008

ПОСВЯЩЕНИЯ ПРЕСТОЛОВ ПРИХОДСКИХ ЦЕРКВЕЙ КОЛЬСКОГО БЛАГОЧИНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Юлия Николаевна Кожевникова

Центр гуманитарных проблем Баренц региона Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», Апатиты, Россия, yukozhevnikova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2570-8641

Аннотация

В статье рассматривается ранее не изучавшийся вопрос о посвящении престолов приходских церквей Кольского благочиния в первой половине XIX века. Исследование основывается на данных ведомостей, составлявшихся для Архангельской духовной консистории в 1844 году и сохранившихся в Национальном архиве Республики Карелия. Впервые определяется количество главных и дополнительных престолов в храмах благочиннического округа и выявляются особенности существовавшего спектра церковных наименований. Выясняется, что система престольных посвящений действовавших храмов складывалась с конца XIV-го по XVII век под влиянием монастырской культуры региона и отличалась стабильностью. В благочинии существовали развитые традиции почитания популярных святых Древней Церкви. Ключевые слова:

приходские церкви, Кольский Север, Кольское благочиние, посвящение престола Благодарности:

статья выполнена при поддержке федерального бюджета по теме государственного задания Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук № FMEZ-2022-0028. Для цитирования:

Кожевникова Ю. Н. Посвящения престолов приходских церквей Кольского благочиния в первой половине XIX века // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 2, № 4. С. 95-102. doi:10.37614/2949-1185.2023.2.4.008.

Original article

DEDICATIONS OF THE HOLY TABLES OF THE PARISH CHURCHES OF THE KOLA DEANERY IN THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY

Yulia N. Kozhevnikova

Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia, yukozhevnikova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2570-8641

Abstract

The article deals with the previously unexplored issue of the consecration of the holy tables of the parish churches of the Kola deanery in the first half of the XIX century. The research is based on the data of the statements compiled for the Arkhangelsk Ecclesiastical Consistory in 1844 and preserved in the National Archive of the Republic of Karelia. For the first time, the number of main and additional holy tables in the churches of the deanery district is determined and the features of the existing spectrum of church names are revealed. It turns out that the system of patronal dedications of the existing temples was formed at the end of the XIV-XVII centuries under the influence of the monastic culture of the region and was characterized by stability. In the deanery there were developed traditions of veneration of popular saints of the Ancient Church. Keywords:

parish church, Kola North, Kola deanery, dedication of the holy table Acknowledgments:

the article was supported by the federal budget to carry out the state task of the Federal Research Centre "Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences" No. FMEZ-2022-0028. For citation:

Kozhevnikova Yu. N. Dedications of the holy tables of the parish churches of the Kola deanery in the first half of the XIX century // Transactions of the tola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 2, no. 4. P. 95-102. doi:10.37614/2949-1185.2023.2.4.008.

Введение

В православной традиции церковный престол — четырехугольный стол, установленный в центре алтаря, на котором совершается таинство Евхаристии — имеет обязательное посвящение в память определенного события из Священной истории или в честь угодника Божия, избранного строителями храма своим «особенным ходатаем перед Господом»1.

Выбор наименования престола приходских церквей в Российском государстве законодательно не регулировался и зависел от пожелания местных общин или заказчиков строительства. В первой четверти XIX века было принято единственное ограничение, касавшееся икон Пресвятой Богородицы: храмы возводились только с посвящением Богородичным двунадесятым праздникам2. Кроме того, согласно синодальному постановлению, принятому 29 сентября 1742 года, при постройке церквей вместо «сгоревших и обветшалых» предшественниц сохранялись прежние престольные наименования («вновь на том же месте и в то же наименование по подобию прочих святых церквей строить»)3.

Отечественная историография, посвященная церковным наименованиям, обширна. Еще во второй половине XIX века появляются интересные работы, содержащие рассуждения о возможном соотношении выбора некоторых престольных наименований с ранее существовавшими дохристианскими культами и топографическими особенностями конкретных местностей, где сооружались православные храмы4. Современные исследователи, применяя аналитический и сравнительно-исторический методы для изучения материалов разных российских регионов, пытаются найти особые закономерности формирования местных систем престольных посвящений [1-3], соотнести определенные церковные наименования с той или иной этнической группой [4, 5]. Престольные посвящения рассматриваются как способ «самоидентификации ктитора в истории» [6], а так называемые мемориальные церкви определяются как специфический коммеморативный инструмент в православии [7, 8]. Изучаются традиции почитания популярных святых (великомученика Георгия, святителя Николая Чудотворца, архангела Михаила и др.), которые отражались в наименованиях приходских церквей [9-11]; устанавливаются различия в статистике престольных посвящений городских и сельских церквей [12].

Вопросы, связанные с наименованиями приходских церквей Кольского благочиния в первой половине XIX века, остаются до сих пор неизученными. В статье определяются количество престолов в местных храмах и состав их посвящений, а также предварительно выявляются региональные особенности существовавшей системы церковных наименований.

Статья подготовлена на основе ведомостей о церквах Кольского благочиния за 1844 год, обнаруженных в фонде Третьего благочиннического округа Кемского духовного правления (Ф. 663) Национального архива Республики Карелия (далее — НА РК)5 и продолжает цикл работ, посвященных

изучению церковно-приходской жизни на Кольском Севере [13-16].

* * *

История строительства приходских церквей, действовавших в Кольском благочинии в рассматриваемый период, за исключением однопрестольного храма великомученика Димитрия Солунского в с. Кузомень, начиналась в конце XIV-го по XVII век. По результатам археологических обследований первым в Русской Лапландии признается существовавший в конце XIV века на месте современного с. Варзуга деревянный храм в честь святителя Николая Чудотворца [17]. Появление большей части церквей края в Средние века было связано с возникновением и миссионерской деятельностью общежительных обителей (Троицкого Печенгского, Кольского Печенгского, Пречистенского Кандалакшского и Соловецкого монастырей)6.

В первой половине XIX века древнейшей в благочинническом округе считалась клетская церковь во имя страстотерпцев Бориса и Глеба, построенная по преданию преподобным Трифоном Печенгским на р. Паз в 1565 году [18]. Самая «молодая» в Кольском благочинии Кузоменская церковь Варзужского Петропавловского прихода была возведена местными прихожанами в 1782 году и возобновлена после пожара в 1844 году7.

Согласно ведомостям о приходских церквах Кольского благочиния, составленных для Архангельской духовной консистории в 1844 году, в округе существовало 24 престола, из них 18 — главных и 6 — дополнительных (табл.).

Престольные посвящения Кольского благочиния в 1844 году8

Приход Местонахождение Число Посвящение Посвящение

церкви престолов главного престола дополнительных престолов

Кольский Уездный город Кола 3 Воскресения Христова Великомученика Георгия; святителя Николая Чудотворца

2 Благовещения Богородицы Алексия, человека Божия

«За рекою Колою» 1 Пресвятой Троицы

На р. Печенге 1 Сретения Господня

На р. Паз 1 Страстотерпцев Бориса и Глеба

Варзужский С. Варзуга 1 Успения Божией Матери

Успенский 1 Святителя Афанасия Александрийского

1 Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Варзужский Петропавловский С. Варзуга 2 Святителя Николая Чудотворца Пророка Илии

1 Апостолов Петра и Павла

С. Кузомень 1 Великомученика Димитрия Солунского

Кандалакшский С. Кандалакша 1 Иоанна Предтечи

«За рекою Нивою» 1 Рождества Богородицы

С. Ковда 1 Святителя Николая Чудотворца

Керетский С. Кереть 2 Великомученика Георгия Святителя Николая Чудотворца

Понойский 2 Апостолов Петра и Павла Успения Божией Матери

Умбский С. Умба 1 Воскресения Христова

С. Порья губа 1 Святителя Николая Чудотворца

Как следует из таблицы, престолы в приходских церквах Кольского благочиния посвящались Господским праздникам (4) — Воскресению Христову (2), Святой Троице (1), Сретению Господню (1); Богородичным праздникам (4) — Благовещению Богородицы (1), Успению Божией Матери (2), Рождеству Богородицы (1); святителю Николаю Чудотворцу (4); великомученику Георгию (2); апостолам Петру и Павлу (2); Иоанну Предтече (1); пророку Илии (1); страстотерпцам Борису и Глебу (1); Алексию, человеку Божию (1); святителю Афанасию Александрийскому (1); великомученику Димитрию Солунскому (1); преподобным Зосиме и Савватию Соловецким (1).

Среди престольных посвящений наиболее существенна доля наименований в честь двунадесятых Господских и Богородичных праздников (8 из 24 посвящений).

Престольное посвящение для стоявшего «за рекою Колою» деревянного Троицкого храма, построенного в 1757 году и входившего в первой половине XIX века в состав Кольского прихода, определил «просветитель лопарей» преподобный Феодорит Кольский, основатель Троицкого Кольского и Пречистенского Кандалакшского монастырей. Он был современником новгородского архиепископа Макария (с 1542 года московского митрополита), при котором широко распространилось почитание Святой Троицы, ставшее особенностью духовной культуры Великого княжества Московского Х1У-ХУ веков благодаря трудам преподобного Сергия Радонежского [19].

Выбор для церквей престольных наименований в честь двунадесятых праздников Пресвятой Богородицы мог обуславливаться влиянием монашеской традиции особого почитания Божией Матери как небесной игуменьи земного иночества9. Престолы в честь ее Рождества, Благовещения и Успения находились в уездном г. Кола, селах Варзуга, Кандалакша и Поной. После проведенной в 1764 году секуляризации духовных имений монастырские храмы в Кандалакше, Умбе и «за рекою Колою» стали центрами новообразованных приходов.

Древний Борисоглебский храм на р. Паз сооружался монахами Троицкого Печенгского монастыря в эпоху царствования Ивана Грозного (1547-1584 годы), который глубоко почитал русских князей-страстотерпцев, прославленных Церковью в XI веке как своих сродников и покровителей великокняжеской семьи.

Как видно из представленного спектра престольных наименований, заказчики и строители храмов Кольского благочиния отдавали явное предпочтение раннехристианским святым (10 посвящений).

Широко распространенное на Русском Севере почитание святителя Николая Чудотворца как патронального святого мореплавателей проявилось в наименовании 5 престолов в церквах Кольского, Петропавловского Варзужского, Керетского, Ковдского и Умбского (Порья Губа) приходов.

Для 3 престолов в церквах Колы, Керети и Кузомени были выбраны наименования в честь византийских святых воинов-защитников, в которых видели небесных покровителей отечества — великомученика Георгия из Капподокии и преподобного Димитрия Солунского из Фессалоник.

В первой половине XIX века в Кольском благочинии отсутствовали наименования приходских церквей в честь «новгородских» или «московских» подвижников. Из святых Русского Севера единственный престол (в с. Варзуга) был освящен во имя основателей Соловецкого монастыря (в 1471 году Варзужская волость вошла в состав обширной вотчины этой северной обители).

Память о наименовании храмов, существовавших в приходах Кольского благочиния в предыдущее время и уже утраченных, могла отражаться в посвящениях дополнительных престолов. Например, в напоминание о церквах Кольского острога, известных по источникам XVI-XVII веков, Воскресенский собор, срубленный в 1684 году, имел два придела во имя святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия, а возведенная в 1800-1804 году городская каменная Благовещенская церковь — придел во имя Алексия, человека Божия. Деревянная церковь в честь небесного покровителя царя Алексея Михайловича была построена «за Колою рекою на волостной стороне» в последней четверти XVII века [21: 24]. В с. Кереть в двухэтажном храме святителя Николая Чудотворца, сооруженном в 1773 году, был устроен второй престол в честь великомученика Георгия: по переписи 1563 года в Керетской волости стояли две деревянные церкви «поставленья волосных людей» с наименованием в честь этих святых10.

Известны два факта переноса построенных в XVI веке приходских храмов с сохранением престольного посвящения: Воскресенского в устье р. Умба и Петропавловского в устье р. Поной. Факты смены посвящений главных престолов в церквах округа в рассматриваемый период отсутствуют.

Выводы

Итак, система престольных посвящений, существовавшая в первой половине XIX века в Кольском благочинии, складывалась с конца XIV-го по XVII век под влиянием миссионерской деятельности православных обителей -- Троицкого Печенгского, Кольского Печенгского, Пречистенского Кандалакшского и Соловецкого монастырей — и отражала специфику процесса становления православия в Русской Лапландии. Стабильность и неизменность этой системы вплоть до середины XIX века стала отличительной чертой духовной культуры региона. Обращает на себя внимание традиция почитания в благочинии святых Древней Церкви, среди которых предпочтения при выборе наименования церквей отдавались святителю Николаю Чудотворцу и великомученику Георгию. Другой особенностью сложившегося спектра посвящений можно назвать отсутствие престолов в честь «новгородских» и «московских» святых.

Примечания

1 Никольский К. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб.: Синодальная типография, 1907. С. 1-2.

2 Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое: с 1649 по 12 декабря 1825 года (далее — ПСЗ I). СПб., 1830. Т. 6, № 3991.

3 ПСЗ I. Т. 11, № 8625.

4 Например, см.: Димитрий (Самбикин), архиепископ. К истории освящения церквей в России // Тамбовские епархиальные ведомости. 1877. № 16-17. С. 523-564; Кирпичников А. Святой Георгий и Егорий Храбрый. Исследование литературной истории христианской легенды. СПб.: Типография В. С. Балашева, 1879. 193 с.

5 НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/1.

6 Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1896. Вып. 3. С. 206-262.

7 НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/1. Л. 10.

8 НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/1.

9 Вместе с тем в правление Ивана Грозного целенаправленно воплощалась концепция «Московское царство — Дом Пресвятой Богородицы» [20].

10 Сборник грамот коллегии экономии. Л.: Издательство Академии наук СССР, 1929. Т. 2. С. 443.

Список литературы

1. Борисов Н. С. Посвящения престолов в русских храмах XVIII-XIX вв. (по материалам Ярославской и Костромской епархий) // Вестник МГУ. Серия История. 1993. № 3. С. 23-34.

2. Мельник А. Г. Практика посвящений храмов царем Иваном Грозным во время Ливонской войны // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2022. Т. 16, № 2. С. 225-231. doi:10.18255/1996-5648-2022-2-224-231.

3. Салмин С. А. Престольные посвящения погостских церквей и динамика распространения клерикально-административной системы в Псковской земле в конце X-XV вв. // Вестник университета Дмитрия Пожарского. 2019. № 2(14). С. 10-35.

4. Жуков А. Ю. Престольные праздники Верхнего Присвирья в XV-XVIII вв.: опыт анализа переписей // Праздничные традиции и новации народов Карелии и сопредельных территорий: исследования, источники, историография. Петрозаводск: КарН РАН, 2010. С. 87-129.

5. Чернякова И. А., Черняков О. В. Алтарные посвящения приходских церквей как отражение православного менталитета крестьянина-карела дониконовской эпохи // Православие в судьбе Урала и России: история и современность. Екатеринбург, 2010. С. 34-46.

6. Лётин В. А., Лётина Н. Н. Антропологический модус иеротропического дискурса русского усадебного храма // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 1, № 4. С. 297-301.

7. Майничева А. Ю. Актуализация посвящений престолов в сибирских православных храмах XVII-XXI веков: нейросимволический аспект // Археология, этнографии и антропология Евразии. 2021. Т. 49, № 1. С. 126-132. doi:10.17746/1563-0102.2021.49.1.126-132.

8. Майничева А. Ю. Православные мемориальные храмы как нейрооснова коллективной памяти // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2022. Т. 28. С. 895-898. doi:10.17746/2658-6193.2022.28.0895-0898.

9. Завадский Д. А. Народное почитание святого Георгия Победоносца и традиции двоеверия в России в XIX веке // Вестник Московского гос. областного ун-та. Серия: История и политические науки. 2023. № 2. С. 44-55. doi:10.18384/2310-676X-2023-2-44-55.

10. Мельник А. Г. Самые популярные русские святые в XVI в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 3(45). С. 83-84.

11. «Правило веры и образ кротости»: образ святителя Николая, архиепископа Мирликийского в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии / ред. А. В. Бугаевский. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского ин-та, 2004. 517 с.

12. Петров Д. А. Проблемы исторической топографии Новгорода. М.: Общество историков архитектуры, 1999. 189 с.

13. Кожевникова Ю. Н. Документы по истории приходов Кольского Севера в фонде Кемского духовного правления Национального архива Республики Карелии // Труды КНЦ РАН. Гуманитарные исследования. 2022. Т. 13. Вып. 22. № 2. С. 109-119. doi:10.37614/2307-5252.2022.2.13.22.008.

14. Кожевникова Ю. Н. Материальное обеспечение приходского духовенства Кольского Севера в последней трети XIX века // Труды КНЦ РАН. Гуманитарные исследования. 2022. Т. 1, № 1. С. 130-135. doi: 10.37614/2949-1185.2022.1.1.012.

15. Кожевникова Ю. Н. Благочинный на Кольском Севере в начале XIX века (по документам Кемского духовного правления Национального архива Республики Карелия) // Известия Коми НЦ УрО РАН. 2023. № 1(59). С. 67-73. doi:10.19110/1994-5655-2023 -1-67-73.

16. Кожевникова Ю. Н. Кольское благочиние Архангельской епархии в первой половине XIX века: сельские приходы и клир // Ученые записки ПетрГУ. 2023. Т. 45, № 5. С. 15-22. doi: 10.15393/uchz.art.2023.917.

17. Шахнович М. М. Археологическое изучение реки Варзуга (Терский берег Белого моря) // Труды КНЦ РАН. 2021. Т. 12, № 1(20). С. 48-72. doi:10.37614/2307-5252.2021.1.20.004.

18. Шахнович М. М. Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз: опыт историко-археологического исследования // Четвертые Феодоритовские чтения. Север и история. СПб., 2012. С. 181-215.

19. Жиртуева Н. С. Исихазм в культуре Московской Руси XIV-XV веков // Вестник славянских культур. 2022. № 66. С. 43-52. doi:10.37816/2073-9567-2022-66-43-52.

20. Листова Т. А. Богородица, Москва и некоторые направления религиозно-политической жизни России // Этнографическое обозрение. 2010. № 4. С. 158-170.

21. Описи церковного имущества Кольского Печенгского монастыря и Воскресенского собора города Колы XVIII — середины XIX веков / сост. Д. А. Ермолаев, С. А. Никонов. Мурманск, 2013. 430 с.

References

1. Borisov N. S. Posvjashhenija prestolov v russkih hramah XVIII-XIX vv. (po materialam Jaroslavskoj i Kostromskoj eparhij) [Dedications of holy tables in Russian churches of the XVIII-XIX centuries. (based on the materials of the Yaroslavl and Kostroma dioceses)]. Vestnik MGU. Serija Istorija [MSU Vestnik. Series History], 1993, no. 3, pp. 23-34. (In Russ.).

2. Mel'nik A. G. Praktika posvjashhenij hramov carem Ivanom Groznym vo vremja Livonskoj vojny [The practice of dedications of temples by Tsar Ivan the Terrible during the Livonian War]. Vestnik JarGU. Serija Gumanitarnye nauki [Vestnik YarGU. Series Humanities], 2022, vol. 16, no. 3(45), pp. 83-84. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Salmin S. A. Prestol'nye posvjashhenija pogostskih cerkvej i dinamika rasprostranenija klerikal'no-administrativnoj sistemy v Pskovskoj zemle v konce X-XV vv. [The patronal dedications of churchyard churches and the dynamics of the spread of the clerical-administrative system in the Pskov land at the end of the X-XV centuries]. Vestnik universiteta Dmitrija Pozharskogo [The Journal of Dmitry Pozharsky University], 2019, no. 2(14), pp. 10-35. (In Russ.).

4. Zhukov A. Ju. Prestol'nye prazdniki Verhnego Prisvir'ja v XV-XVIII vv.: opyt analiza perepisej [Patronal feasts of the Upper Prisvirye in the XV-XVIII centuries: the experience of census analysis]. Prazdnichnye tradicii i novacii narodov Karelii i sopredel'nyh territorij: issledovanija, istochniki, istoriografija [Festive traditions and innovations of the peoples of Karelia and adjacent territories: research, sources, historiography]. Petrozavodsk, KarN RAN, 2010, pp. 87-129. (In Russ.).

5. Chernjakova I. A., Chernjakov O. V. Altarnye posvjashhenija prihodskih cerkvej kak otrazhenie pravoslavnogo mentaliteta krestjanina-karela donikonovskoj jepohi [Altar dedications of Parish Churches as a Reflection of the Orthodox Mentality of the Karelian Peasant of the Pre-Canonical Era]. Pravoslavie v sud'be Urala i Rossii: istorija i sovremennost' [Orthodoxy in the Fate of the Urals and Russia: History and Modernity]. Ekaterinburg, 2010, pp. 34-46. (In Russ.).

6. Ljotin V. A., Ljotina N. N. Antropologicheskij modus ierotropicheskogo diskursa russkogo usadebnogo hrama [Anthropological mode of hierotopic discourse of the Russian manor church]. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2012, no. 3, vol. 1, pp. 297-301. (In Russ.).

7. Majnicheva A. Ju. Aktualizacija posvjashhenij prestolov v sibirskih pravoslavnyh hramah XVII-XXI vekov: nejrosimvolicheskij aspekt [Actualization of the dedications of thrones in Siberian Orthodox Churches of the XVII-XXI centuries: neuro-symbolic aspect]. Arheologija, jetnografii i antropologija Evrazii [Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia], 2021, vol. 49, no. 1, pp. 126-132. (In Russ.).

8. Majnicheva A. Ju. Pravoslavnye memorial'nye hramy kak nejroosnova kollektivnoj pamjati [Orthodox memorial churches as the neuro basis of collective memory]. Problemy arheologii, jetnografii, antropologii Sibiri i sopredel'nyh territorij [Problems of archeology, ethnography, anthropology of Siberia and adjacent territories], 2022, vol. 28, pp. 895-898. (In Russ.).

9. Zavadskij D. A. Narodnoe pochitanie svjatogo Georgija Pobedonosca i tradicii dvoeverija v Rossii v XIX veke [The popular veneration of St. George the Victorious and the tradition of double faith in Russia in the XIX century]. VestnikMoskovskogo gos. oblastnogo un-ta. Serija: Istorija ipoliticheskie nauki [Bulletin of the State University of education. Series History and Political sciences], 2023, no. 2, pp. 44-55. (In Russ.).

10. Mel'nik A. G. Samye populjarnye russkie svjatye v XVI v. [The most popular Russian saints in the XVI century]. Drevnjaja Rus'. Voprosy medievistiki [Old Russia. The Questions of Middle Ages], 2011, no. 3(45), pp. 83-84. (In Russ.).

11. «Pravilo very i obraz krotosti»: obraz svjatitelja Nikolaja, arhiepiskopa Mirlikijskogo v vizantijskoj i slavjanskoj agiografii, gimnografii i ikonografii ["The Rule of Faith and the Image of Meekness": The image of St. Nicholas, Archbishop of Myra in Byzantine and Slavic hagiography, hymnography and iconography], 2004, Izd-vo Pravoslavnogo Svjato-Tihonovskogo bogoslovskogo in-ta, 517 p. (In Russ.).

12. Petrov D. A. Problemy istoricheskoj topografii Novgoroda [Problems of historical topography of Novgorod]. Moscow, Obshhestvo istorikov arhitektury, 1999, 189 p. (In Russ.).

13. Kozhevnikova Ju. N. Dokumenty po istorii prihodov Kol'skogo Severa v fonde Kemskogo duhovnogo pravlenija Nacional'nogo arhiva Respubliki Karelii [Documents on the history of the parishes of the Kola North in the fund of the Kem' spirirtual collegium of Nationak archive of Republic of Karelia]. Trudy KSC RAS. Gumanitarnye issledovanija [Transactions of the Kola Science Centre. Humanitarian studies], 2022, vol. 13, no. 2, pp. 109-120. (In Russ.).

14. Kozhevnikova Ju. N. Material'noe obespechenie prihodskogo duhovenstva Kol'skogo Severa v poslednej treti XIX veka [Material support of the parish clergy of the Kola North in the last third of 19th century]. Trudy Trudy KSC RAS. Gumanitarnye issledovanija [Transactions of the Kola Science Centre. Humanitarian studies], 2022, vol. 1, no. 1, pp. 130-135. (In Russ.).

15. Kozhevnikova Ju. N. Blagochinnyj na Kol'skom Severe v nachale XIX v. (po dokumentam Kemskogo duhovnogo pravlenija Nacional'nogo arhiva Respubliki Karelija) [Dean in the Kola North at the beginning of the XIX century (according to the documents of the Kem' spiritual collegium of National archive of Republic of Karelia)]. Izvestija Komi Nauchnogo Centra Ural'skogo otdelenija RAN [Proceedings of the Komi Science Centre Ural branch Russian Academy of Sciences], 2023, no. 1(59). In print. (In Russ.).

16. Kozhevnikova Ju. N. Kol'skoe blagochinie Arhangel'skoj eparhii v pervoj polovine XIX veka: sel'skie prihody i klir [Dean in the Kola North at the beginning of the XIX century (according to the documents of the Kem' spiritual collegium of National archive of Republic of Karelia)]. Uchenye zapiski PetrGU [Proceedings of Petrozavodsk State University], 2023, vol. 45, no. 5, pp. 15-22. (In Russ.).

17. Shahnovich M. M. Arheologicheskoe izuchenie reki Varzuga (Terskij bereg Belogo morja) [Archaeological study of the Varzuga River (Tersk coast of the White Sea)]. Trudy KSC RAS [Transactions of the Kola Science Centre. Humanitarian studies], 2021, vol. 12, no. 1(20), pp. 48-72. (In Russ.).

18. Shahnovich M. M. Drevnij hram svjatyh Borisa i Gleba na reke Paz: opyt istoriko-arheologicheskogo issledovanija [The ancient church of Saints Boris and Gleb on the Paz River: the experience of historical and archaeological research]. Chetvertye Feodoritovskie chtenija. Sever i istorija [The fourth Feodorite readings. North and history]. Saint Petersburg, 2012, pp. 181-215. (In Russ.).

19. Zhirtueva N. S. Isihazm v kul'ture Moskovskoj Rusi XIV-XV vekov [Hesychasm in the Culture of Moscow Russia of the XIV-XV centuries]. Vestnikslavjanskih kul'tur [Bulletin of Slavic Cultures], 2022, no. 66, pp. 43-52. (In Russ.).

20. Listova T. A. Bogorodica, Moskva i nekotorye napravlenija religiozno-politicheskoj zhizni Rossii [Bogoroditsa, Moscow and some areas of religious and political life in Russia]. Jetnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review], 2010, no. 4, pp. 158-170. (In Russ.).

21. Opisi cerkovnogo imushhestva Kol'skogo Pechengskogo monastyrja i Voskresenskogo sobora goroda Koly XVIII — serediny XIX vekov [Inventories of church property of the Kola Pechenga Monastery and the Resurrection Cathedral of the city of Kola of the XVIII — mid-XIX centuries]. Murmansk, 2013, 430 p. (In Russ.).

Информация об авторе

Ю. Н. Кожевникова — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник. Information about the author

Yu. N. Kozhevnikova — PhD (History), Senior Research Fellow.

Статья поступила в редакцию 13.08.2023; одобрена после рецензирования 23.08.2023; принята к публикации 25.09.2023. The article was submitted 13.08.2023; approved after reviewing 23.08.2023; accepted for publication 25.09.2023.

© Кожевникова Ю. Н., 2023 102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.