Научная статья на тему 'Церковное пение в миссионерской перспективе'

Церковное пение в миссионерской перспективе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
177
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ / CHURCH SINGING / БОГОСЛУЖЕНИЕ / WORSHIP / МИССИЯ ЦЕРКВИ / MISSION OF THE CHURCH / МОЛИТВЕННЫЙ ТЕКСТ / PRAYERFUL TEXT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гоголюк Юлиан

В статье проводится анализ церковного пения с точки зрения его миссионерской функции. Автор ставит вопрос о требованиях, которые необходимо предъявлять церковному пению как миссионерскому элементу. Одним из таких требований автор считает избегание светскости и оперности. Делается вывод о том, что церковное пение является одним из способов передачи опыта богообщения. Поэтому необходимо повышать качество церковного пения, которое наряду с духовно-нравственным состоянием исполнителей влияет на восприятие этого опыта слушателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Church singing in the missionary perspective

In the article church singing is analyzed from the point of view of its missionary function. The author says about demands which must be presented before church singing as a missionary element. One of these demands in the author’s opinion is avoidance of secularism and opera style. It is concluded that Church singing is one of ways of transferring some experience of communication with God. Therefore it is necessary to improve quality of church singing, which, along with a spiritual and moral state of performers affects on perception of this experience by an audience.

Текст научной работы на тему «Церковное пение в миссионерской перспективе»

6. Паисий Святогорец, старец. С болью и любовью о современном человеке: в 6 т. [Текст] - М.: Изд. дом «Святая гора», 2003. т.1. - 406 с.

7. Симеон Новый Богослов. Добротолюбие: в 5т. [Текст] - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. т.5. - 488 с.

Церковное пение в миссионерской перспективе

УДК 26/28

Протоиерей Юлиан Гоголюк кандидат богословия, заведующий магистратурой Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г.Белгород cradle77@mail.ru

Аннотация. В статье проводится анализ церковного пения с точки зрения его миссионерской функции. Автор ставит вопрос о требованиях, которые необходимо предъявлять церковному пению как миссионерскому элементу. Одним из таких требований автор считает избегание светскости и оперности. Делается вывод о том, что церковное пение является одним из способов передачи опыта богообщения. Поэтому необходимо повышать качество церковного пения, которое наряду с духовно-нравственным состоянием исполнителей влияет на восприятие этого опыта слушателями.

Ключевые слова: церковное пение; богослужение; миссия Церкви; молитвенный текст.

Church singing in the missionary perspective

Archpriest Julian Gogolyuk theology Ph.D., chief of Magistracy of the Belgorod theological seminary (with missionary orientation) Russia, Belgorod cradle77@mail.ru

Annotation. In the article church singing is analyzed from the point of view of its missionary function. The author says about demands which must be presented before church singing as a missionary element. One of these demands in the author's opinion is avoidance of secularism and opera style. It is concluded that Church singing is one of ways of transferring some experience of communication with God. Therefore it is

necessary to improve quality of church singing, which, along with a spiritual and moral state of performers affects on perception of this experience by an audience.

Key words: Church singing; worship; mission of the Church; prayerful text.

Тема церковного пения чрезвычайно актуальна в наши дни. После труда Л. Успенского «Богословие иконы» многие заговорили, что вновь открыли для себя православную икону. Но церковное пение нам еще предстоит открыть.

Сущность православного богослужебного пения очень хорошо выражена преподобным Иоанном Дамаскиным. В первом воскресном песнопении 8 -го гласа наша богослужебная песнь названа «словесной службой», то есть словесной по содержанию. Именно эта словесная природа православного церковного пения имеет отношение к способу проповеди Слова Божьего. Имея в полноте и совершенстве все свойства церковной мелодии, наше богослужебное пение отражает догматические свойства Церкви, в которой оно возникло и образовалось. Поэтому православная гимнография наиболее ясно благовествует о Христе. «Богослужение Церкви, по своему существу, всегда носит миссионерский характер, закрепленный в свято хранимых Церковью чинопоследованиях» 1 — утверждается в Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

Связь церковного пения с вероучением Православной Церкви и его распространением предполагает миссионерское делание. Проповедь Слова Божьего есть первое дело миссионера. Но проповедь не обязательно должна носить лекционный или дидактический характер. Проповедь может заключаться и в богослужении, и в иконописи, и в церковной архитектуре. Одной из составляющих православного богослужения является церковное пение. В Определении Архиерейского Собора 1994 года «О Православной миссии в современном мире» записано: «Собор считает исключительно важным глубокое изучение вопроса о возрождении миссионерского воздействия православного богослужения» и усматривает «крайнюю необходимость развития практических церковных усилий» в том направлении, чтобы сделать более доступными пониманию людей смысл

л

священнодействий и богослужебных текстов» . В этом исследовании на основе исторических данных и современной практики показывается, что церковное пение является миссионерским элементом Православного богослужения, ибо в нём особенно ясно звучит и действует «голос Церкви». Необходимо выявить, как богослужебное пение помогает делу проповеди, ведь именно такое изучение истории церковного пения может быть названо миссионерской перспективой.

Главной отличительной чертой Православной Церкви является ее литургическая ориентация. Прежде всего, это Церковь, совершающая богослужение. Говоря о Православной Церкви, протоиерей Георгий Флоровский утверждает: «Христианство - религия литургическая. Церковь - это прежде всего общество молящихся. Богослужение стоит на первом месте, догматы и благочиние - на

1 «Концепциямиссионерской деятельности РусскойПравославюйЦеркви». Документ утвержден 27 марта 2007 года на заседании Священного Синода РусскойПравославнойЦеркви.

2 Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Определение «О православной миссии в современном мире»,

1994 г.

втором» . Греческое слово «литургия» означает «общее дело, служение». Исходя из этого, все службы Православной Церкви, которые являются общественными и предназначены для поклонения Богу, могут быть классифицированы как литургии.

Меткое высказывание отца Павла Флоренского о том, что храмовое действо является синтезом искусств, показывает нам, как Православное богослужение органично входит в контекст той или иной культуры и не находится в безразличном положении к ней. Являясь средоточием богообщения и местом явления Бога человеку, Православное богослужение преображает окружающую нас действительность, приобщает, насколько это возможно, мир к обоженному естеству, делает его иконой небесного мира, восстанавливая «прежде падший образ».

Очень ярко об этом опыте богообщения в Православном богослужении рассказывает отец Александр Шмеман: «Глубокий вздох покаяния, ликующая радость и сосредоточенность в молитве постоянно звучат в церковном богослужении. Призыв к раскаянию. К осознанию своей крайней слабости и глубокой греховности утверждает в нас состояние, помогающее правильно услышать Священное Писание, понять его смысл. Порядок служб, согласованность чтений и пения, обрядов и молитв, всё «движение» служб даёт

4

жизнь текстам, тот «тон», который заставляет их правильно звучать» .

Миссия Церкви, следовательно, состоит в передаче опыта богообщения, опыта богосыновства человека, каким именно образом люди могут стать «причастниками Божеского естества» (2 Пет.1, 4). А опыт богообщения наиболее ярко выражается в Православном богослужении.

Высочайшая степень проникновения Православного богослужения во все сферы человеческой жизни делает его живой проповедью. В то время как проповедь протестантских миссионеров больше похожа на агитацию и пропаганду, Православное богослужение проповедует самой жизнью. Потому что у человека, который стал причастником Божьего естества, иконой небесного мира, каждый жест, каждое действие и каждое слово есть уже проповедь. Здесь сама жизнь становится проповедью, а проповедь - жизнью. Именно в этом смысле следует понимать слова преподобного Пахомия Великого о том, что «истина Божья познаётся силою жития»5.

Неотделимость Православной миссии от жизни и жизни от миссии есть закон мира, который стал иконой небесного, в котором восстановлен падший образ. Появление специальной, отдельной от жизни миссии и проповеди в её контексте надо рассматривать как следствие нарушения или некоего повреждения жизненного пространства Церкви. Рассматривая составляющие Православного богослужения, мы погружаемся в непостижимое небесное видение.

Архитектура храма, иконостас и роспись, церковное пение, церковная поэзия и гимнография, вся пластика богослужения являются призывом к преображению мира и твари, призывом к Красоте, к освященности жизни. Поэтому они имеют миссионерское значение и могут быть названы миссионерскими элементами. Они

3Цит. по: Православная миссия сегодня. - СПб.: Апостольский город, 1999. С. 231. 4Шмеман А., прот. Литургия и жизнь. - Клин, М.: 2002. С.10.

5 Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). М., 1994, с. 249.

вводят нас в молитву и помогают наиболее полно и, насколько это в наших силах, воспринять опыт богообщения, ради которого мы, христиане, посылаемся в мир.

Но чтобы церковное пение соответствовало замыслу его создателей, а также предложенным выше миссионерским задачам, оно должно избегать светскости и оперности, оно не должно предназначаться только для концертных номеров. В дошедших до нас многочисленных заметках Святитель Филарет (Дроздов) писал, что «пение в нашей Церкви недостаточно молитвенное, слишком светское и концертное и что необходимо прилагать усилия, чтобы постепенно оно возвращалось в подлинно церковное русло»6.

П. И. Чайковский был одним из первых в XIX веке, кто обратил на это внимание и создал цельную Литургию, чтобы от начала до конца пение совершалось в едином настроении и в едином стиле. Светский слушатель мог проникнуться проповедью православного христианства, присутствующей в высокохудожественном музыкальном произведении. После П. И. Чайковского таким же путем пошли многие другие композиторы: С. В. Рахманинов создал Литургию и Всенощное бдение, сочинители XX века писали цельные Литургии. Сегодня, в XXI веке, мы все еще страдаем от «итальянщины» в церковном пении, но наши церковные хоры делают очень много, чтобы вернуть пению молитвенный дух.

Какие выводы нужно сделать из данного исследования? Целью миссии Церкви было восстановление образа Божия в человеке, передача опыта богообщения, и делалось это различными способами. Один из способов передачи опыта богообщения происходил через богослужение путем приобщения человека к церковному пению. Певчески исполнялись молитвенные тексты, которые содержали не только молитву, но и вероучительные истины Церкви. Человек учился и созидался на богослужении. Поэтому сегодня, исполняя церковную музыку, академический хор должен учитывать в своей подготовке назначение тех церковных текстов, которые исполняются для широкой аудитории слушателей. От этих знаний зависит и будущий характер исполнения. Ведь церковное пение, являясь по существу музыкально выраженной молитвой, участвует в преображении человеческой души, в совлечении с нее ветхости страстей и приобщении ее к святости Царства Божия. Поэтому необходимо возвышать как его качество, так и духовно-нравственное состояние его исполнителей. От качества пения и настроя поющих, их благорасположения к богослужению и молитве в целом зависит, откроют ли слушатели для себя красоту духовного мира и молитвенных переживаний.

Литература

1. Православная миссия сегодня. — СПб.: Апостольский город, 1999.

2. Шмеман А., прот. Литургия и жизнь. — Клин, М.:2002.

3. Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). — М.: 1994.

6 Цит. по: Сергеев Ю.Ю. «Чувствовать дух церковного пения»: святитель Филарет (Дроздов) о церковном пении.//Режим доступа: http://dyak-oko.mrezha.m/artide.php?id=phПaret2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.