Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
И.И. Соколов
Церковно-религиозная и общественно-бытовая жизнь на православном греческом Востоке в XIX веке
Опубликовано:
Христианское чтение. 1902. № 8. С. 173-197.
© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Іриншлов і і№нпНИш am i ііпшногі wimn ncrat n Ші.*>
Историческій очеркъ.
IV.
Т\Т ЕРКОВНО-РЕЛИГІОЗНАЯ жизнь православнаго грече-jgl скаго востока подверглась въ XIX вѣкѣ грубому и сильному натиску со стороны иновѣрной пропаганды,
? римско-католической и протестантской. Вторженіе этой посторонней силы въ чуждую ей область живни и быта привнесло въ составъ послѣдней нѣсколько новыхъ элементовъ, болѣе или менѣе устойчивыхъ и продуктивныхъ, отмѣтить которые любопытно, прежде всего, съ чисто-исторической точки зрѣнія.
Римскіе папы, со времени отдѣленія западной церкви отъ единства церкви вселенской, включили въ сферу своей политики и греческій востокъ, имѣя въ виду подчинить его своему престолу. Еще въ эпоху крестовыхъ походовъ папство предприняло рядъ мѣропріятій въ этомъ направленіи, которыя, къ счастью для православія, не имѣли успѣха. Паденіе византійской имперіи римскіе папы разсматривали, какъ наказаніе Божіе грекамъ за ихъ схизму, налагавшее на нихъ преимущественныя заботы о спасеніи «схизматиковъ». Итакъ, эпоха турецкаго господства на востокѣ была, съ точки зрѣнія Рима, весьма благопріятной для осуществленія здѣсь интересовъ папской политики. Въ теченіе XV—XVIII вѣковъ папство неоднократно возстановляло противъ турокъ западныхъ властителей и побуждало ихъ, въ интересахъ римской каѳедры, пред-
*) См. майскую кн. „Христ. Чтенія“.
принимать противъ мусульманъ военные походы, а съ другой стороны, папы водворили на востокѣ многочисленную черную армію моиаховъ-миссіонѳровъ, съ іезуитами во главѣ, для подвиговъ ad majorom Dei gloriam, основали въ Римѣ спеціальное учрежденіе для распространенія церкви in partibus infidclium, открывали школы для ^греческой и славянской молодежи и т. д. Въ первой половинѣ XIX вѣка политика папства въ отношеніи къ востоку не подверглась большимъ перемѣнамъ въ сравненіи съ прежнемъ временемъ. Римско-католическая община, возникшая въ Турціи еще въ концѣ XV вѣка, была независима отъ турецкаго правительства, въ силу заключенныхъ между нимъ и западно-европейскими гусудар-ствами договоровъ, и находилась въ непосредственномъ подчиненіи у римскаго папы, который назначалъ сюда епископовъ по своему усмотрѣнію, посылалъ миссіонеровъ и вообще руководилъ всею жизнью общины безъ всякаго непосредственнаго сношенія съ султаномъ, а тѣмъ болѣе съ православными патріархами, всецѣло опираясь на дипломатическое представительство западно-европейскихъ государствъ. Католическіе миссіонеры, при содѣйствіи европейскихъ дипломатовъ, открывали па востокѣ свои школы и монастыри, устраивали церкви и благотворительныя заведенія, издавали книги съ католическими тенденціями и вообще невозбранно творили дѣло пропаганды, нс пренебрегая никакими средствами, до льстивыхъ обѣщаній даровать прозелитамъ освобожденіе отъ турецкаго ига и до подкуповъ золотомъ включительно. Въ первой четверти XIX вѣка успѣхъ римской пропаганды сильно тормозился враждебными отношеніями Порты къ католикамъ, за то, что они дѣйствовали въ предѣлахъ турецкой имперіи независимо отъ ея правительства; но во второй четверти, когда Порта нѳеднократно обращалась за содѣйствіемъ къ западной Европѣ для устраненія различнаго рода политическихъ затрудненій, она вынуждена была измѣнить свои отношенія къ западнымъ иновѣрцамъ и предоставила p.-католической пропагандѣ нѣкоторую свободу дѣйствій.
Со вступленіемъ на римскій престолъ папы ІІія IX (1846—1878 г.), р.-католическая пропаганда предприняла на востокѣ болѣе смѣлый и рѣшительный походъ. Новый папа, самъ бывшій въ молодости миссіонеромъ и отличавшійся энергіей въ достиженіи своихъ плановъ, поставилъ себѣ задачей подчинить православный греческій востокъ райскому
простолу. 6-го января 1848 года онъ издалъ энциклину къ восточнымъ христіанамъ, призывая ихъ къ послушанію каѳедрѣ св. Петра. Энциклика вызвала на востокѣ сильное движеніе. Противъ нея возвысили свой голосъ не только отдѣльныя лица, но и вся православная греко-восточная церковь. 6-го мая того-же года «единая святая соборная и апостольская церковь» издала «окружное посланіе ко всѣмъ православнымъ христіанамъ». Оно было подписано патріархами—Анѳимомъ константинопольскимъ, Іероѳеѳмъ александрійскимъ, Меѳодіемъ антіохійскимъ и Кирилломъ іерусалимскимъ и митрополитами—членами священныхъ синодовъ константинопольскаго (18),. антіохійскаго (4), и іерусалимскаго (7). Отвѣтъ былъ составленъ бывшимъ вселенскимъ патріархомъ Константіемъ. Въ немъ осуждались догматическія заблужденія римской церкви, препятствующія ея соединенію съ церковью восточной, доказывалось, что восточная церковь всегда твердо хранила вселенское преданіе и впредь будетъ вѣрна ему, и давалось понять Риму, что на востокѣ не обращаютъ никакого вниманія на смѣлыя притязанія папы. Но благоразумный отвѣтъ восточной церкви не удержалъ папу Пія IX отъ дальнѣйшихъ попытокъ достигнуть своей цѣли. Его сотрудникомъ въ этой дѣятельности на нѣкоторое время явился ученый грекъ Яковъ Питципіосъ, измѣнившій православію подъ коварнымъ воздѣйствіемъ іезуитовъ. Въ 1853 году онъ явился изъ Константинополя въ Римъ и предложилъ папѣ проектъ соединенія церквей. По его мысли, необходимо было созвать вселенскій соборъ, на которымъ должны быть соглашены догматическія и иныя разности между церквами. На соборѣ должны присутствовать и представители протестантства. Соборъ, по примѣру византійскихъ временъ, должны созвать императоры русскій (Николай Павловичъ) и французскій (Наполеонъ ПІ). Мѣсто собора безразлично. Планъ Питципіоса понравился папѣ и, съ цѣлью его осуществленія, въ 1855 году въ Римѣ было основано «Христіанское восточное общество». Это общество должно было подготовлять умы къ проектируемой церковной уніи. Характеръ дѣятельности общества намѣченъ Питциніосомъ въ его книгѣ «Восточная церковь* (L’4glise orientale. Rome. 1855), изданной на средства папы. Въ этой книгѣ, . между прочимъ, говорится, будто раздѣленіе церквей вызвано честолюбіемъ константинопольскихъ патріарховъ и поддерживается доселѣ только клиромъ восточной церкви, а
народъ будто и теперь склоненъ признавать нравозглашенную во Флоренціи (1439 г.) унію; далѣе, въ виду того, что догматическія разности между церквами будто бы не существенны, то, въ интересахъ политическихъ и общественныхъ, необходимо возстановить церковное единеніе, которое будто бы возможно только подъ духовною властью римскаго папы; а такъ какъ всѣ попытки въ этомъ направленіи, вслѣдствіе неопытности католическихъ миссіонеровъ, оказались безуспѣшными, то Пвтцшгіосъ рекомендовалъ папѣ отозвать послѣднихъ съ востока и поручить заботы о церковной уніи «Христіанскому восточному обществу».. Основавши такое общество, папа назначилъ Питци-піоса главнымъ его директоромъ, а за собой удержалъ только право защищать и вдохновлять общество. Въ Римѣ былъ открытъ центральный комитетъ, какъ отдѣленіе общества, съ цѣлью подготовить вселенскій соборъ. Предсѣдателемъ комитета былъ избранъ тотъ-же Питципіосъ, а членами его должны быть: два кардинала, два государя католическаго вѣро-
исповѣданія, шесть богослововъ (четыре изъ монаховъ и два изъ мірянъ) и два прелата. Такіе комитеты должны были образоваться и въ восточныхъ патріархатахъ и дѣйствовать подъ руководствомъ центральнаго римскаго. Такимъ образомъ, проектъ Питципіоса привлекалъ къ участію въ предстоящей работѣ на пользу церковной уніи и востокъ, и западъ. Но этотъ проэктъ оказался безуспѣшнымъ. Питципіосъ, когда лучше ознакомился съ намѣреніями и видами римской куріи по отношенію къ востоку, не только отказался отъ своего плана, но и совершенно неожиданно издалъ въ 1860 году новую книгу—«Романизмъ (Le Romanisme. Paris)», въ которой указываетъ, что причиною догматическихъ заблужденій западной церкви и разнаго рода ненормальностей въ ея жизни было папство и что вселенская истина хранится только въ церкви восточной. А когда папа основалъ въ 1862 году новый комитетъ для подготовки почвы къ созванію вселенскаго собора, то Питципіосъ отъ имени «Христіанскаго восточнаго общества» протестовалъ противъ этого и объявилъ, что папа исключенъ изъ членовъ этого общества. Но и послѣ этого Пій IX не оставилъ излюбленной своей идеи о подчиненіи востока духовной его власти. Когда, въ декабрѣ 1869 года, въ Римѣ былъ созванъ послѣдній у католиковъ вселенскій соборъ для формальнаго закрѣпленія за папствомъ ѳго абсолютизма, jo ІІій IX вспомнилъ и о востокѣ и особою энци-.
кликою приглашалъ бостонныхъ епископовъ къ участію на соборѣ ц къ уніи съ првстолонъ св. Петра. Спеціальное приглашеніе было отправлено съ уполномоченными отъ папы и ко вселенскому патріарху Григорію VI, во послѣдній, заранѣе узнавъ о тонѣ и характерѣ этого приглашенія, поступилъ вполнѣ благоразумно, не удостоивъ даже взять въ руки папское посланіе. Неудача у вселенскаго патріарха, перваго но чести среди іерарховъ востока, убѣдила папскую депутацію въ безплодности попытокъ привлечь православныхъ епископовъ къ участію въ римскомъ соборѣ, поэтому остальнымъ восточнымъ патріархамъ не было отправлено пригласительныхъ посланій. На соборѣ была выдѣлена особая комиссія и для обсужденія вопроса о соединеніи церквей, но она не пришла къ опредѣленнымъ результатамъ.
Современный папа Левъ XIII (съ 1878 года) пошелъ по стопамъ своихъ предшественниковъ въ политикѣ въ отношеніи къ востоку, но проявилъ такую настойчивость и энергію въ достиженіи завѣтной мечты папства, какой не встрѣчалось въ прежнее время. Со свойственнымъ ему дипломатическимъ тактомъ и прозорливостью онъ старался воспользоваться каждымъ удобнымъ случаемъ, чтобы привлечь востокъ въ лоно римской церкви. Еще въ годъ своего вступленія на престолъ онъ, въ письмѣ къ кардиналу. Нинѣ, выразилъ это свое сердечное желаніе. Съ тою же цѣлью въ 1880 году онъ издалъ энциклику ко всѣмъ католикамъ, приглашая ихъ праздновать дни памяти славянскихъ первоучителей Кирилла и Меѳодія, на томъ ложномъ основаніи, будто эти просвѣтители славянъ совершили свое великое дѣло по побужденіямъ изъ Рима. На эту энциклику отъ восточныхъ церквей былъ написанъ отвѣтъ, въ коемъ доказывалось, что святые Кириллъ и Меѳодій всецѣло принадлежали не Риму, а Византіи, и дѣйствовали въ славянскихъ странахъ по внушеніямъ константиполь-ской церковной и свѣтской власти. Въ 1S85 году, когда весь славянскій міръ торжественно праздновалъ тысячелѣтіе своего обращенія въ христіанскую вѣру трудами святыхъ первоучителей Кирилла и Меѳодія, Левъ XIII издалъ новую энциклику, повелѣвая повсюду праздновать этотъ праздникъ. Одновременно, по внушенію изъ Рима, римская пропаганда, съ удивительною безцеремонностью и неудержимымъ рвеніемъ, совершала сильный натискъ на греческую дѳрковь, преимущественно въ Македоніи, Сиріи и Палестинѣ, встрѣтимъ здѣсь
большую для себя поддержку въ правительствахъ французскомъ и австрійскомъ. Въ самомъ Константинополѣ, при содѣйствіи католическаго духовенства, былъ основанъ силлогъ «Согласія», подъ видимымъ предлогомъ общенія грѳковъ-като-ликовъ и православныхъ, а въ дѣйствительности для служенія интересамъ пропаганды. И въ то время, какъ папа Левъ различными средствами интриговалъ противъ греческой церкви, онъ старался показать, будто дружески расположенъ къ ней. Когда вселенскій патріархъ Іоакимъ IV вступилъ на престолъ (1886 г.), то Левъ XIII поспѣшилъ поздравить его чревъ своего уполномоченнаго въ Константинополѣ. Это обстоятельство, въ свяви съ тѣмъ, что Іоакимъ IV, за нѣсколько лѣтъ до патріаршества, путешествовалъ на западъ для поправленія своего гдоровья и былъ въ Римѣ, подало поводъ къ распространенію нелѣпаго слуха, будто патріархъ давно занятъ планомъ подчинить восточную церковь папѣ. Ложность этого слуха, конечно, скоро открылась. Однако, папа Левъ продолжалъ свою коварную политику въ отношеніи къ востоку. Въ письмѣ къ кардиналу Рамполлѣ папа опять выразилъ желаніе видѣть подчиненіе восточныхъ христіанъ римскому престолу; тоже самое было сказано и въ одной рѣчи къ окружающимъ его кардиналамъ, какъ объ этомъ сообщаетъ оффиціальный органъ папы—«Римскій Вѣстникъ», приглашая восточныхъ христіанъ склонить свой слухъ къ рѣчамъ римскаго первосвященника. Въ маѣ 1893 года Левъ созвалъ соборъ католическихъ епископовъ въ Іерусалимѣ, для обсужденія наиболѣе цѣлесообразныхъ мѣръ къ уніи восточныхъ и западныхъ христіанъ. Далѣе, въ 1894 году папа Левъ XIII прибѣгъ къ главному своему средству и издалъ энциклику ко всѣмъ православнымъ народамъ, побуждая ихъ къ признанію его какъ главы церкви, и къ подчиненію ему. На энциклику папы о соединеніи церквей отвѣтилъ константинопольскій патріархъ Анѳимъ VII и состоящій при немъ священный синодъ (въ 1896 году). Отвергнувъ притязанія папы и показавъ, какъ римская церковь въ ученіи, управленіи и богослуженіи уклонилась отъ древней церкви, патріархъ Анѳимъ призывалъ папу, чтобы онъ, вмѣсто приглашенія другихъ подчиниться римскому престолу, самъ оставилъ свои заблужденія и пришелъ въ лоно восточной церкви, которая пребываетъ во вселенскомъ православіи, утвержденномъ на евангеліи и па ученіи первыхъ вѣковъ христіанства. Подобный же отвѣтъ быЛЪ
давъ на энциклику и другими восточными церквами, а равно частными лицами. Изъ послѣднихъ здѣсь укажемъ на ученаго греческаго архимандрита Григорія Зигавина, настоятеля греческой общины въ Марсели, который въ своемъ обширномъ (стр. 191) «Отвѣтѣ на энциклику Льва XIII, папы римскаго о соединеніи восточной церкви съ западной» (’Еѵ Маоаам'а. 1894—1896 г.) представилъ весьма подробное и обстоятельное опроверженіе папскихъ притязаній и папскаго обсолю -тизма въ церкви. Изъ отвѣтовъ на папскую энциклику въ Римѣ должны были убѣдиться, что планъ о соединеніи церквей не можетъ имѣть практическаго значенія. Бъ виду этого въ Римѣ былъ созванъ соборъ восточныхъ уніатскихъ епископовъ для новаго обсужденія стараго вопроса. Соборъ постановилъ учредить въ Константинополѣ греко-уніатскую богословскую школу, для подготовки просвѣщенныхъ дѣятелей на пользу папства въ средѣ восточныхъ христіанъ. Наконецъ, въ 1901 году папа, по поводу преобразованія римско-католическаго лицея въ Аѳинахъ въ духовную семинарію, обратился къ востоку съ новымъ приглашеніемъ войти въ лоно римской церкви, но по обычаю встрѣтилъ горячую и единодушную отповѣдь со стороны и духовенства, и народа.
Энергичный и продолжительный походъ Пія IX и Льва XIII противъ востока сопровождался и нѣкоторыми завоеваніями римской пропаганда въ средѣ мѣстной православной паствы. Наибольшему напору западныхъ миссіонеровъ подверглись патріархаты іерусалимскій и антіохійскій. Въ 1848 году въ Іерусалимѣ поселился латинскій патріархъ Іосифъ Валѳрга, со времени коего собственно и началась систематическая пропаганда католичества въ Святой Землѣ и Сиріи. Прибывши въ Іерусалимъ, Валерга сначала оказался въ затруднительномъ положеніи, такъ какъ яѳ имѣлъ ни средствъ, ни сотрудниковъ для своего дѣла. Онъ нашелъ здѣсь только однихъ францисканцевъ, носившихъ громкій титулъ стражей Святой Земли, но мало занимавшихся пропагандой, да одного священника изъ бѣлаго духовенства. Францисканцы, бывшіе дотолѣ полными хозяевами положенія, отказались содѣйствовать Валергѣ въ миссіонерской дѣятельности а даже стали ему противодѣйствовать. Латинскому патріарху оставалось пригласить сотрудниковъ игвнѣ. Патріархъ кликнулъ кличъ къ латинской Европѣ, на который отозвались до двадцати монашескихъ орденовъ и. миссіонерскихъ обществъ. Вмѣстѣ съ
тѣмъ въ распоряженіе патріарха потекли обильныя пожертвованія на дѣло міссіонерства, и католическая пропаганда открыла на востокѣ свое тріумфальное шествіе. Преемники Валерги, іерусалимскіе патріархи Викентій Бракко (f 1889 г.) и современный намъ Людовикъ Піави, слѣдовали по стопамъ своего предшественника и еще больше пріумножили и средства, и успѣхи пропаганды. Въ настоящее время латинская пропаганда въ Палестинѣ и Сиріи располагаетъ громадной арміей строго дисциплинированныхъ миссіонеровъ, принадлежащихъ къ различнымъ монашескимъ орденамъ, и въ то же время окружена многочисленными, ревностными и послушными союзниками въ видѣ миссіонерскихъ обществъ и братствъ, существующихъ въ различныхъ городахъ западной Европы. Изъ такихъ обществъ извѣстны: 1) «Братство каноника Алъ-бони (Oeuvre du chanoine Albany)», учрежденное въ Парижѣ съ цѣлью религіознаго вліянія на весь греческій востокъ и особенно на Палестину, имѣющее и свой журналъ «La Terre Sainte» (съ 1875 года); 2) «Братство паломническихъ путешествій во Святую Землю (Oeuvre des pelerinages en Terre Sainte), основанное въ Парижѣ въ 1853 году, организующее ежегодно двѣ поѣгдки поклонниковъ въ Палестину и имѣющее свой спеціальный журналъ (нынѣ «Bulletin des £coles d’Orient»); 3) «Братство восточныхъ школъ» (Oeuvre des ёсоіеэ d’Orient), учрежденное съ цѣлью открытія латинскихъ школъ на востокѣ, 4) «Общество пропаганды вѣры (Societö pour la propagation de la foi) въ Парижѣ и Ліонѣ, ежегодно посылаетъ* латинскому патріарху въ Іерусалимѣ до 55 тысячъ франковъ; 5) «Общество латинскаго востока (Society de Г Orient latiu)», основанное въ Парижѣ въ 1876 году для изданія древнихъ путешествій и поломничествъ во Святую Землю и относящихся къ ея исторіи сочиненій, преимущественно изъ эпохи крестовыхъ походовъ; 6) «Общество Святого Гроба (Verein vom Heiligen Grabe)* въ Кельнѣ, въ Германіи, основанное въ 1856 году и имѣющее свой журналъ «Das heilige Land*; 7) Сіонское общество (Sions Verein)» въ Мюнхенѣ, возникшее въ 1866 году для поддержанія въ Святой Землѣ учрежденій Ратисбона и Сіонскихъ Братьевъ; 8) «Общество непорочнаго зачатія Богородицы*, существующее въ Вѣнѣ для организаціи паломническихъ поѣздокъ въ Іерусалимъ. Кромѣ того, существуютъ: ассоціаціи — св. Леопольда въ Вѣнѣ, св. Лудвига въ Баваріи, св. Ксаверія въ Ахенѣ, св.
Бонифація въ Падеборнѣ и св. Дѣтства Іисуса, іезуитскія ассоціаціи въ Авиньонѣ, Пуатье, Аміанѣ, Гранъ-Кото и т. д. Всѣ отдѣльныя лица и цѣлыя учрежденія являются безусловно послушными, ас cadaver, орудіями римской конгрегаціи пропаганды, отличаются фанатизмомъ и страстностью въ достиженіи своихъ цѣлей, направляемыхъ ad majorem Dei gloriam, и готовы на всевозможныя жертвы. Обилію усерднаго труда соотвѣтствуютъ и богатыя денежные капиталы, находящіеся въ распоряженіи ватиканской пропаганды и позволяющіе ей дѣйствовать безъ всякихъ затрудненій въ финансовомъ отношеніи и при помощи самыхъ разнообразныхъ средствъ. Самою главною и распространенною приманкою для православныхъ служитъ широкая благотворительность католическихъ миссіонеровъ. Въ разныхъ мѣстахъ Палестины они настроили множество всевозможныхъ пріютовъ, больницъ, пансіоновъ, странно? пріемныхъ домовъ и другихъ благотворительныхъ учрежденій (до 50), въ которыхъ находятъ пристанище и помощь люди равнаго происхожденія и вѣроисповѣданій. Въ то же время имъ принадлежатъ многочисленныя церкви и каплицы (до 62), разсѣянныя по всей Палестинѣ и служащія для удовлетворенія духовныхъ потребностей всѣхъ желающихъ. Католическіе храмы отличаются богатствомъ церковныхъ принадлежностей и обиліемъ украшеній. Завѣдующія ими духовныя лица съ большою готовностью и предупредительностью позволяютъ осматривать церкви и часовни и покланяются мѣстнымъ святынямъ, не требуя за это никакой платы, а удовлетворяясь добровольными приношеніями. Для цѣлей миссіонерства католики часто пользуются переносными храмами и учреждаютъ подвижные миссіонерскіе станы: послѣдніе состоятъ изъ латинскихъ патеровъ и монаховъ, которые перекочевываютъ съ одного мѣста на другое въ зависимости отъ того, гдѣ предвидится больше успѣха въ совращеніи въ католичество невѣжественнаго, бѣднаго и голоднаго арабскаго населенія Палестины. Громкую опасность для православія представляютъ и многочисленныя школы (двѣ высшихъ, 21 среднихъ и 71 низшихъ) и разные дѣтскіе пріюты, открываемые латинянами для подростающаго поколѣнія палестинскаго населенія. Такія школы и пріюты открываются обыкновенно при храмахъ и монастыряхъ и всѣ учащіеся обязательно должны присутствовать при ежедневныхъ латинскихъ богослуженіяхъ, не исключая и православныхъ дѣтей.
При полной замкнутости латинскихъ заведеній, доходящей до совершеннаго отчужденія дѣтей отъ родителей, питомцы католическихъ школъ мало-по налу совсѣмъ забываютъ родную вѣру и пріобрѣтаютъ механическую привязанность къ латинству. Наконецъ, католическіе миссіонеры не пренебрегаютъ дѣйствовать силою золота, которымъ они богаты и которое въ дѣлѣ убѣжденія является у нихъ ultima ratio, льстивыми и коварными обѣщаніями, сулящими жизнь веселую, спасительную и свободную отъ жестокостей и произвола турецкихъ властей. При такихъ условіяхъ дѣятельности, латинская пропаганда имѣетъ въ Палестинѣ и Сиріи немалый успѣхъ. Мѣстное населеніе весьма бѣдно и нуждается въ необходимыхъ средствахъ живни, подвержено частымъ заболѣваніямъ, не имѣетъ ни церквей въ достаточномъ числѣ, ни школъ. Естественно, оно представляетъ весьма великую добычу для католической пропаганды, располагающей грандіозными средствами въ осуществленіи своихъ цѣлей. Чтобы получить представленіе о размѣрахъ и силѣ латинской пропаганды въ Палестинѣ, достаточно имѣть въ виду одни лишь іерусалимскія учрежденія латинянъ. Въ Іерусалимѣ и его окрестностяхъ латинянамъ принадлежатъ: 1) начальная приходская школа для мальчиковъ, построенная «братьями христіанскихъ школъ»;
2) начальная школа францисканцевъ; 3) уніатская греко-католическая семинарія св. Анны, основанная африканскими миссіонерами ордена «бѣлыхъ или алжирскихъ братьевъ» и приготовляющая своихъ питомцевъ къ поступленію въ восточный институтъ св. Анны, гдѣ студенты спеціально готовятся къ миссіонерству и проповѣдничеству; 4) латинская семинарія при латинской патріархіи; 5) практическая школа библейскихъ наукъ (ёсоіе biblique), основанная доминиканцами; 6) мужская профессіональная школа св. Петра Сіонскаго съ высшими научными курсами; 7) сиротскій домъ во имя Спасителя, принадлежащій францисканцамъ, съ курсами богословія, проповѣдничества и даже различныхъ ремеслъ; 8) школа патера Шмита; 9) школа лазаристовъ въ нѣмецкой колоніи; 10; школа и аптека «сестеръ св. Карла»;
11) ремесленный пріютъ «Ессе homo»; 12) женская начальная школа сестеръ францисканокъ; 13) четырехклассная женская школа «сестеръ явленія св. Іосифа»; 14) воспитательный домъ, сиротскій домъ и пріютъ тѣхъ же сестеръ; 15) женская школа «Общины Сіонской Богоматери»; 16) группа
благотворительныхъ учрежденій «Католической общины сестеръ милосердія», а именно, пріютъ для подкинутыхъ дѣтей, школа для слѣпыхъ, убѣжище для стариковъ и страдающихъ неизлечимыин болѣзнями, мастерская рукодѣлій для приходящихъ дѣвицъ, безплатная амбулаторія и аптека для первоначальной медицинской помощи; 17) страннопріимные дома— францисканскій для католиковъ, австрійскій для однихъ австрійцевъ, сиротскій домъ и страинопріимвица для нѣмецкихъ католиковъ «Общины сестеръ Карла Боролейскаго, странно-пріииница во имя Божіей Матери, покровительницы Франціи (Notre Dame de France); 18) госпитали и аптеки: госпиталь св. Людовика, основанный графомъ Пьелла, госпиталь «сестеръ явленія св. Іосифа», муниципальный госпиталь для больныхъ всѣхъ національностей «Католической общины сестеръ милосердія», дѣтская больница св. Маріи, пріютъ прокаженныхъ «помощь Іисуса», главная аптека францисканъ, нѣсколько иныхъ, большихъ и малыхъ больницъ, аптечекъ, амбулаторныхъ, пріютовъ для слѣпыхъ и глухихъ, школъ различнаго Типа и наименованія; 19) наконецъ, близъ Іерусалима существуетъ нѣсколько школъ донъ-Беллони, ревностнаго распространителя католическихъ идей среди турецкаго населенія. Столь же многочисленныя учебныя и благотворительныя учрежденія латинянъ и въ другихъ городахъ Святой Земли. Въ послѣднее время католическіе миссіонеры стали проникать даже въ отдаленные углы глухого и дикаго Заіорданья и уже утвердились въ городахъ Керакѣ и Мадѳбѣ. Громадными силами и средствами католическая пропаганда располагаетъ и въ Сиріи, гдѣ она имѣетъ очень много разнаго рода учрежденій. Такъ, напримѣръ, въ одномъ Бейрутѣ латиняне имѣютъ слѣдующія учебныя заведенія: 1) университетъ св. Іосифа, состоящій подъ управленіемъ іезуитовъ и имѣющій при себѣ приготовительныя классы и семинарію; 2) коллегія марони-товъ съ восьмилѣтнимъ курсомъ; 3) греко-католическая патріаршая коллегія съ 12 классами, и съ семинаріей для приготовленія священниковъ; 4) безшіатное училище для приходящихъ дѣвочекъ «Общины сестеръ милосердія (Les filler de charite de St. Vincent de Paul)»; 5) пріютъ съ училищемъ для бѣдныхъ дѣтей и классъ для дѣтей болѣе состоятельныхъ родителей той же общины; 6) домъ сиротскій и воспитательный съ рукодѣльными отдѣленіями той же общины;
7) 'пансіонъ и школа для приходящихъ дѣвочекъ «Общины
сестеръ Назаретской Божіей Матери». Что касается общаго числа латинской паствы, то въ Палестинѣ въ 1898 году чистыхъ латинянъ было свыше тринадцати тысячъ, а въ Сиріи до трехъ тысячъ. Но мѣстное латинство не исчерпывается однимъ чисто латинскимъ элементомъ. Наибольшую силу и опасность для православія востока представляютъ полу-лати-няне или уніаты. Церковно-вѣроисповѣдная унія стала распространяться на востокѣ съ наибольшимъ успѣхомъ при папѣ Львѣ XIII. Въ виду того, что чистое латинство, еъего многочисленными заблужденіями, умноженными на соборѣ 1870 года новымъ лжедогматомъ о непогрѣшности папы, не могло разсчитывать на большое распространеніе на востокѣ, Левъ XIII призналъ необходимымъ измѣнить прямую политику папства и пошелъ на встрѣчу православія окольнымъ путемъ, предложивъ восточнымъ христіанамъ вѣроисповѣдную унію, подъ которой разумѣется соединеніе ихъ съ Римомъ, подъ условіемъ признанія главенства папы, но съ сохраненіемъ своего языка при богослуженіи, своей церковной обрядности, своего духовенства и т. п. Средство оказалось привлекательнымъ, но крайне опаснымъ для православія: увія, давая православному населенію Сиріи и Палестины родную, іерархію и пышныя религіозныя церемоніи, оставляя ему родной языкъ и прежнюю обрядность при богослуженіи и т. д., впослѣдствіи неудержимо овладѣваетъ всѣмъ существомъ уніата, всецѣло растлѣваетъ его душу и сердце, губитъ его лучшія національныя стремленія, властно удерживаетъ его въ оградѣ латинской церкви и превращаетъ въ чистаго латинянина, такъ какъ полу латинства—нѣтъ и быть не можетъ но самому существу дѣла. Тѣмъ не менѣе хитро разставленная папой ловушка для православныхъ очень многихъ изъ нихъ отторгнула отъ родной вѣры и ввергла ихъ въ разрушительную латинскую машину. Ко извѣстіямъ отъ послѣднихъ лѣтъ XIX столѣтія, въ Палестинѣ уніатовъ было свыше двѣнадцати тысячъ, а въ Сиріи—до 380 тысячъ. Они раздѣляются на нѣсколько категорій, а именно: греко-католики, маронисты (въ Сиріи и на Ливанѣ), сиро-латиняне (мелхиты), армяно-латинянѳ, халдеи-католики или латиняне, конто-латиняне и абиссинцы-латиняне. Всѣ перечисленныя уніатскія народности, за исключеніемъ коптовъ и абиссинцевъ, имѣютъ въ Сиріи и Палестинѣ своихъ патріарховъ и епископовъ, признанныхъ турецкимъ правительствомъ, и живутъ полною цер-
ковно-общественною живнью. Римская конгрегація пропаганды энергично содѣйствуетъ ихъ росту и принимаетъ мѣры къ лучшему ихъ благоустройству. Съ этою цѣлью въ 1893 году въ Іерусалимѣ состоялся такъ называемый евхаристическій конгрессъ, подъ предсѣдательствомъ папскаго легата кардинала Ланженіе. Конгрессъ выработалъ рядъ мѣръ и сдѣлалъ нѣсколько постановленій, направленныхъ къ усиленію и наибольшему распространенію уніи на востокѣ.
Католическая пропаганда проникла и въ Египетъ, но дѣлаетъ здѣсь сравнительно слабые успѣхи, такъ какъ мѣстное населеніе сильно привязано къ своей вѣрѣ. Кромѣ чистыхъ латинянъ, здѣсь имѣются и уніаты изъ среды грековъ, коптовъ, сирійцевъ и армянъ. Католическіе миссіонеры и въ александрійской церкви пользуются тѣми же средствами, какія примѣняются въ Палестинѣ и Сиріи. Такъ, въ восьмидесятыхъ годахъ XIX столѣтія іезуиты открыли въ Александріи и Каирѣ двѣ большія коллегіи, на 270 учениковъ каждая. Африканскіе миссіонеры (Les frferes des missions africains de Lyon) устроили третью въ Тантѣ. Рядомъ съ вини дѣйствуетъ католическое братство христіанскихъ школъ, занимаясь обученіемъ первоначальнымъ, высшимъ и коммерческимъ. Братство имѣетъ школы въ Каирѣ, Александріи и Рамле, которыя прекрасно поставлены въ учебно-воспитательномъ отношеніи и пользуются покровительствомъ египетскаго хедива. Женскія католическія конгрегаціи занимаются благотворительностью н воспитаніемъ дѣвочекъ. Въ александрійскомъ пансіонѣ св. Викентія учится нѣсколько сотъ дѣвочекъ. Монахини ордена Добраго Пастыря, францисканки, сіонскія монахини, монахини Богоматери и другихъ орденовъ покрыли своими школами и пансіонами почти весь Египетъ. Кромѣ того, латинскіе миссіонеры имѣютъ около сотни школъ въ селахъ и деревняхъ, а на берегахъ Нила основали многочисленныя походныя и временныя школы, въ коихъ даромъ обучаютъ дѣтей всѣхъ вѣроисповѣданій. Католическимъ миссіонерамъ въ Египтѣ принадлежитъ и нѣсколько монастырей, напримѣръ, въ Каирѣ (францисканскій женскій), Александріи, Мансурѣ, Измаиліи, Луксорѣ и другихъ городахъ. Занимаясь обученіемъ дѣтей въ школахъ, монахи и монахини этихъ монастырей устраиваютъ религіозно-нравственныя бесѣды для взрослыхъ съ цѣлью пропаганды, даютъ пріютъ и оказываютъ безплатную врачебную помощь въ своихъ благотворительныхъ
и медицинскихъ учрежденіяхъ бѣднымъ и больнымъ. Наибольшія завоеванія католическая пропаганда дѣлаетъ среди коптовъ. Египетскіе латиняне и уніаты имѣютъ и свое духовенство изъ туземцевъ, съ патріархомъ и нѣсколькими епископами во главѣ..
Въ предѣлахъ константинопольскаго патріарха католическая пропаганда имѣетъ также слабый успѣхъ, встрѣчая противодѣйствіе со стороны православныхъ духовныхъ властей. Сравнительно больше встрѣчается католиковъ. и уніатовъ въ Малой Азіи, а также въ Македоніи, гдѣ, вслѣдствіе послѣднихъ политическихъ волненій, возникшихъ на національной почвѣ между греками, болгарами и сербами, иновѣрная пропаганда пріобрѣла немало новыхъ прозелитовъ. Въ Константинополѣ латинскіе католики имѣютъ апостолическихъ делегатовъ, коимъ и принадлежитъ высшая духовная власть, а армяне-уніаты управляются особымъ патріархомъ, живущимъ въ Константинополѣ и нѣсколькими епархіальными архіереями (въ Малой Авіи). Болгарскіе уніаты имѣютъ своихъ епископовъ (напримѣръ, въ Ѳессалоникѣ). До 1882-го года католическіе и протестантскіе миссіонеры пользовались нѣкоторою свободой въ своей дѣятельности, но съ указаннаго года ихъ положеніе въ Турціи измѣнились къ худшему. Турецкое правительство постановило въ этомъ году, что католики и иные миссіонеры могутъ строить церкви, монастыри, школы и больницы и пріобрѣтать недвижимую собственность лишь съ особаго разрѣшенія министра внутреннихъ дѣдъ. А такъ какъ, въ Турціи ни одно сношеніе съ начальствомъ, высшимъ или низшимъ, по дѣлу частному или общественному не обходится безъ бакшиша, то указанное правительственное распоряженіе создало для инославныхъ миссіонеровъ весьма много затрудненій и увеличило ихъ расходъ въ очень большей степени. Многія миссіонерскія постройки совсѣмъ пріостановились, а другія доведены до конца съ громадными усиліями. Покупка небольшаго клочка земли для церкви или школы, стала сопровождаться такими затрудненіями, которыя заставляютъ многихъ отказаться отъ первоначальнаго намѣренія, а пріобрѣтеніе значительныхъ земельныхъ участковъ совсѣмъ воспрещается миссіонерамъ. Все это весьма сильно тормозитъ ростъ католическаго дѣла въ Турціи.
Въ королевствѣ греческомъ католическая пропаганда имѣетъ свою исторію. Послѣ освобожденія Греціи, когда началось устройство мѣстной церковно-общественной жизни, западные
миссіонеры воспользовались неопредѣленнымъ внутреннимъ положеніемъ страны и въ большомъ'числѣ явились сюда, съ предложеніемъ своихъ услугъ. Но, вмѣсто порядка и пользы, они внесли въ жизнь страны только смуту и вызвали здѣсь много безпорядковъ. Особенной назойливостью отличались католическіе миссіонеры, во главѣ съ іезуитами и братьями милосердія. Они уже издавна пользовались вполнѣ заслуженнымъ презрѣніемъ со стороны грековъ за прозелитизмъ и самовольное вторженіе въ чужія дѣла, однако продолжали держаться высокомѣрно и съ рѣдкимъ упорствомъ стремились къ своей цѣли. Подъ предлогомъ обученія католической молодежи, іезуиты открыли школы въ Аѳинахъ, Керкирѣ, Опросѣ, Ти-носѣ, Ѳирѣ и Наксосѣ и занимались здѣсь пропагандой католичества, причемъ совершенно не желали сообразоваться съ изданными правительствомъ узаконеніями касательно народнаго просвѣщенія. Въ частности, они, вопреки закону, отказались представлять иа разсмотрѣніе министерства просвѣщенія программы преподаваемыхъ въ ихъ школахъ наукъ, назначать на должности преподавателей лишь такихъ лицъ, которыя одобрены правительствомъ, ввести въ качествѣ учебниковъ только такія книги, которыя разсмотрѣны въ министерствѣ, и назначать православныхъ законоучителей для обучающихся въ ихъ школахъ дѣтей православнаго вѣроисповѣданія. На островѣ Тиносѣ, кромѣ женской школы, іезуитами учрежденъ и лицей для мальчиковъ. Всѣ указанныя іезуитскія школы, существуютъ и въ настоящее время, весьма опасны для греческой православной молодежи, въ большомъ числѣ собирающейся сюда для изученія французскаго языка, нынѣ совершенно необходимаго. Такъ, въ тинской женской школѣ въ 1894 году было 100 ученицъ, изъ коихъ 50— православнаго вѣроисповѣданія. Въ 1890 году и въ Аѳинахъ была открыта іезуитская католическая гимназія, находящаяся подъ надзоромъ мѣстнаго латинскаго епископа; не смотря на то, что и здѣсь было много православныхъ учениковъ, начальство школы долго не приглашало православнаго законоучителя. Кромѣ іезуитскихъ школъ, въ Греціи во многихъ мѣстахъ существуютъ и школы итальянскія, открытыя итальянскимъ правительствомъ для нуждъ своихъ соотечественниковъ, живущихъ въ Греціи, и съ цѣлью политической пропаганды. И эти школы не подчиняются правительственнымъ узаконеніямъ. Вслѣдствіе упорнаго нежеланія іезуитовъ и другихъ
католическихъ монаховъ регулировать школьную жизнь на1 основаніи греческихъ законовъ, въ палатѣ депутатовъ неоднократно возбуждался вопросъ о понужденіи западныхъ просвѣтителей жить въ Греціи такъ, какъ требуетъ правительство. Но дѣло дошло однажды (въ 1870 г.) до того, что іезуиты исключили изъ своихъ школъ всѣхъ православныхъ учениковъ. Тоже сдѣлали въ 1880 году и братья милосердія, лишь бы не приглашать въ школу православнаго законоучителя, какъ требовало греческое правительство. Наконецъ, по ходатайству французскаго посла, заявившаго греческому правительству, будто школа братьевъ милосердія—ремесленная, предназначенная къ обученію ремесламъ и французскому языку, она опять была открыта и, конечно, попрежнему безъ православнаго законоучителя. Опираясь на правительство западно-европейскихъ пословъ, іезуиты отвергали и другія законныя требованія греческаго правительства. Такъ, по законамъ 1830 и 1833 годовъ, въ Греціи признаются правительствомъ только католическіе епископы ва Спросѣ, Тиносѣ, Наксосѣ и Ѳирѣ, а всякій новый латинскій епископъ можетъ назначаться папою въ предѣлы Греціи лишь съ согласія мѣстнаго правительства. Между тѣмъ, въ 1875 году папа, безъ сношенія съ правительствомъ, назначилъ въ Аѳины латинскаго архіепископа Маранка. Разумѣется, правительство отказалось признать законнымъ это назначеніе, и Маранкъ жилъ въ Аѳинахъ въ званіи титулованнаго архіепископа. Его преемникъ Зафинъ остался въ положеніи своего предшественника, и лишь архіепископъ Деангели пожелалъ получить утвержденіе со стороны греческаго правительства (въ 1895 г.). Такъ папство и въ Греціи, какъ и въ другихъ государствахъ, обнаруживаетъ мало готовности сообразоваться съ мѣстными законами *). Католическіе миссіонеры распространяли латинство въ Греціи и посредствомъ книгъ и журналовъ, которые они во множествѣ печатали, а также при посредствѣ преподаванія въ аоинскомъ университетѣ, который первоначально былъ устроенъ по образцу университетовъ западныхъ. Высшая духовная власть Греціи много разъ указывала свѣтское правительству на зло, причиняемое странѣ латинянями, и принимала свои мѣры противъ систематическаго растлѣнія грековъ пришлыми просвѣтителями, а народъ неоднократно устраи-
*) Діо{л^5т;С“—'Kvpsaxöc, ’ExxXrjUiaaTMMj іаторіа, тйр.. 3, aeX. \7l—174.
валъ даже цѣлыя возстанія и бунты противъ нихъ. Но въ правленіе короля Оттона, индеферентно относившагося къ интересамъ православія, борьба духовенства противъ латинской пропаганды имѣла мало успѣха, и лишь со времени вступленія на престолъ короля Георга, перевѣсъ оказался на сторонѣ православныхъ. Современная церковная власть Греціи, во главѣ съ святѣйшимъ синодомъ и въ лицѣ аѳинскаго митрополита и епархіальныхъ архіереевъ, зорко слѣдитъ за дѣятельностью враговъ православной вѣры и своевременно разрушаетъ всѣ ихъ козни. Въ самомъ концѣ XIX столѣтія католиковъ въ Греціи было 14 тысячъ, при общемъ населеніи въ 21/а милліона.
Одновременно съ католичествомъ, на православномъ греческомъ востокѣ занималось пропагандою своего ученія и про-тестансттво, въ различныхъ его развѣтвленіяхъ и толкахъ. Въ началѣ XIX вѣка и протестантское движеніе на востокѣ приняло сравнительно широкіе размѣры. Въ это время на западѣ сложился взглядъ на востокъ, какъ на страну варварскую, потерявшую, вслѣдствіе турецкаго ига, истинную вѣру Христову и нуждающуюся въ постороннемъ религіозно-просвѣтительномъ воздѣйствіи. Въ виду этого протестантскія миссіонерскія общества Англіи, Швейцаріи, Германіи и Америки признали необходимымъ обратить свой благосклонный взоръ на погибающую восточную церковь и въ большомъ количествѣ выбросили въ нѣдра этой церкви своихъ миссіонеровъ. Открылась усиленная пропаганда протестантства на Балканскомъ полуостровѣ и въ Малой Азіи, въ Сиріи, Палестинѣ, Египтѣ и Греціи. Протестантскіе миссіонеры дѣйствовали крайне осторожно и дипломатично. Они сначала имѣли въ виду только интересы народнаго просвѣщенія и на этомъ поприщѣ лишь привлекли съ себѣ почти общее расположеніе. Въ 1810 году англійское Библейское общество отпечатало въ громадномъ числѣ экземпляровъ Новый Завѣтъ въ переводѣ на новогреческій языкъ, сдѣланномъ еще въ началѣ XVII вѣка монахомъ Максимомъ Каллиполитомъ, ученикомъ Кирилла Лу-кариса, и занялось распространеніемъ этого изданія на востокѣ. Современный константинопольскій патріархъ Кириллъ VI одобрилъ это изданіе въ 1814 году, а въ 1818 году, съ разрѣшенія патріарха, греческій клирикъ Иларіонъ сдѣлалъ другой переводъ Новаго Завѣта, который англійское общество также было намѣрено издать для грековъ, по соглашешю съ пат-
ріархомъ Григоріемъ V (въ 1819 году). Оно же, чрезъ своего члена миссіонера Пинкертона, обязалось сдѣлать изданіе и Ветхаго Завѣта по переводу LXX Но возникшее въ 1821 году греческое возстаніе помѣшало осуществленію этого дѣла. Насколько на востокѣ благосклонно относились къ дѣятельности британскаго Библейскаго общества и какъ ему довѣряли, видно изъ того, что въ 1818 году въ константинопольской патріаршей типографіи, отъ имени англійскаго общества, были напечатаны наставленія о пользѣ чтенія Священнаго Писанія, извлеченныя изъ твореній св. Іоанна Златоуста. По заключеніи мира послѣ греческаго возстанія, дѣятельность англійскаго общества па востокѣ попрѳжнему получила широкое развитіе. Въ 1831 году общество отправило правителю Греціи графу Каподистріи 10,000 экземпляровъ перевода Священнаго Писанія и другихъ полезныхъ и назидательныхъ книгъ, которыя и были приняты съ благодарностью. Въ 1840 году былъ изданъ въ Лондонѣ новый переводъ Священнаго Писанія на простонародный греческій языкъ, исполненный особой конмиссіей изъ членовъ англійскаго общества Ливса и Лаундса, которые перевели Ветхій Завѣтъ съ еврейскаго языка, и греческихъ ученыхъ Валетты, Вамвы, Типалда, Филаделфа и другихъ, которые перевели Новый Завѣтъ съ древняго греческаго текста. Въ 1850 году переводъ былъ вторично изданъ въ Лондонѣ. Языкъ этого перевода не вполнѣ удаченъ, но въ догматическомъ отношеніи переводъ не заключаетъ въ себѣ ничего подозрительнаго. Въ 1843 году въ Аѳинахъ, съ разрѣшенія мѣстнаго Святѣйшаго Синода, англійскимъ обществомъ былъ изданъ переводъ LXX въ четырехъ томахъ и распространенъ среди духовенства и народа. Кромѣ изданія Священнаго Писанія, протестантскіе миссіонеры занимались и обученіемъ молодежи и во многихъ мѣстахъ греческаго востока открыли свои школы, напримѣръ, въ Константинополѣ, Адріанополѣ, Прусѣ, Смирнѣ, Аѳинахъ (миссіонеры—Кингъ, Хилль, Коркъ), Эгинѣ (Артлей), Спросѣ (Хильднеръ), на Іонійскихъ островахъ, гдѣ протестанты въ 1831 году имѣли уже 117 мужскихъ и 10 женскихъ школъ съ 4,278 учащимися* и въ другихъ мѣстахъ греческаго востока. И школы эти сначала не возбуждали никакого недовѣрія и были благосклонно встрѣчены греческимъ духовенствомъ и народомъ. Но когда, нѣсколько позднѣе, протестантскіе дѣятели стали преслѣдовать, при посредствѣ обученія дѣтей, и миссіонерскія цѣли, то про-.
тевъ нихъ повсюду на востокѣ возникло сильное неудовольствіе, дѣятельность ихъ стала осуждаться и вызывать энер-гичное противодѣйствіе. Всѣ ихъ книги и изданія подверглись осужденію, какъ вредныя и опасныя для православія. Починъ въ изобличеніи коварныхъ замысловъ инославныхъ эксапостоловъ принадлежитъ ревностному поборнику православія, вселенскому патріарху Григорію VI. Въ періодъ времени отъ 1836 до 1838 года онъ издалъ нѣсколько окружныхъ посланій къ духовенству и народу, въ коихъ указалъ на зло для православія, причиняемое католиками и протестантами посредствомъ школъ, книгъ и иныхъ средствъ, увѣщевалъ ихъ избѣгать всякихъ сношеній съ инославными эксапостолами, книги, изданныя ими, сжигать, дѣтей въ ихъ школы не посылать и вообще крѣпко держаться святой вѣры, утвержденной семью вселенскими соборами и полученной отъ отцѳвъ і). Протестанты увидѣли въ патріархѣ Григоріѣ настолько опаснаго для себя врага, что признали необходимымъ удалить его съ каѳедры; это имъ и удалось при содѣйствіи англійскаго посла въ Константинополѣ Стратфорда Редклифа. Но это обстоятельство не измѣнило отношеній высшихъ духовныхъ властей греческаго востока къ протестантамъ. Преемники патріарха Григорія VI, а также патріархи другихъ церквей и священный синодъ церкви элладской дѣйствовали въ томъ же родѣ; они постоянно указывали своимъ пасомымъ на опасность отъ общенія съ ивославныии миссіонерами, различными мѣрами старались ослабить и уничтожить коварные замыслы западныхъ’ эксапостоловъ и удержать православныхъ въ оградѣ греко-восточной цергви. Ненависть къ протестантамъ дошла до того, что греческіе ученые стали осуждать и ихъ переводъ Священнаго Писанія на народный греческій языкъ, хотя прежде съ одобреніемъ относились къ нему. Ду-шею ученой полемики противъ протестантовъ былъ знаменитый греческій пресвитеръ Константинъ Экономосъ, который написалъ капитальное сочиненіе въ защиту перевода LXX, какъ единственно правильнаго и достойнаго уваженія, и противъ еврейскаго текста писанія и новѣйшихъ его переводовъ на греческій языкъ. Противниками его въ этомъ вопросѣ были Вамва и Фармакидъ, которые держались того мнѣнія, что надо
различать миссіонерскія дѣйствія протестантовъ, заслуживаю* щія вѣчнаги осужденія и противодѣйствія, и распространеніе Священнаго Писанія въ народѣ на общедоступномъ языкѣ, какъ дѣло не только не вредное, но и весьма полезное, одобренное и восточными патріархами (Кирилломъ VI и Григоріемъ V) и русскимъ Святѣйшимъ Синодомъ. Въ этомъ спорѣ какъ Экононосъ, такъ и его противники впали въ крайности, первый— въ излишнемъ восхваленіи перевода LXX, а второй— въ униженіи послѣдняго и въ излишне-снисходительномъ отношеніи къ достоинствамъ и недостаткамъ переложенія Священнаго Писанія на греческій народный языкъ. Тѣмъ не менѣе полемика эта была полезна, такъ какъ обратила общее вниманіе на протестантскую пропаганду. Послѣдняя съ каждымъ годомъ усиливалась и развивалась. Въ 1844 году въ Турецкой имперіи дѣйствовали уже около 30 протестантскихъ миссіонеровъ, изъ вихъ нѣкоторые—вполнѣ открыто. Особенную ревность обнаружили — Хильднеръ на островѣ Хіосѣ и Кингъ въ Аѳинахъ. Первый такъ возстановилъ противъ себя грековъ, что они устроили бунтъ. Въ маѣ 1836 года народъ, возмущенный коварными происками Хильднера и его открытымъ порицаніемъ православія, большою толпою собрался близъ его школы и грозилъ ѳѳ разрушить; нѣкоторые игъ возмутившихся бросали въ зданіе камни, а другіе устроили близь нея торжественное созжѳніѳ протестантскихъ книгъ. Волненіе разрослось до такой степени, что вызвало вмѣшательство военной силы. Послѣ усмиренія бунта Хильднеръ долженъ былъ бѣжать изъ Греціи. Въ 1852 году въ Авинахъ велъ открытую пропаганду американскій миссіонеръ Книгъ, который былъ осужденъ за это и изгнанъ изъ предѣловъ королевства; но послѣ онъ опять сюда явился и продолжалъ свое дѣло. Православный греческій народъ враждебно относился къ иновѣрной пропагандѣ и предпочиталъ вѣрность православной церкви всѣмъ выгодамъ прозелита. Посему протестанты имѣли на востокѣ слабый успѣхъ. Въ 1852 году американскій епископъ Сутгатъ, не разсчитывая на успѣхъ своего дѣла среди грековъ, оставилъ предѣлы Турціи и возвратился въ Америку. Однако, въ 1874 году въ Аѳинахъ была построена первая церковь грековъ-евангеликовъ, какъ называютъ себя мѣстные протестанты. Примѣру ихъ послѣдовали и протестанты Пирея, которые также имѣютъ свою церковь и школу. Въ 1893 году православное пирейское населеніе произвело бунтъ по поводу^
слуха, что протестанты занимаются пропагандой. Въ 1884 г. аѳинскіе протестанты разсчитывали привлечь многочисленныхъ неофитовъ при содѣйствіи знаменитаго шотландскаго про» повѣдника Сомервиля, который велъ бесѣды въ аѳинскомъ силлогѣ «Пярѵааао;», въ городѣ Воло и другихъ городахъ, но ошиблись въ своихъ ожиданіяхъ. По послѣднимъ извѣстіямъ въ греческомъ королевствѣ протестантовъ считается до двухъ тысячъ человѣкъ.
Ивъ Аѳинъ дѣятельность протестантовъ направляется и въ другіе города, напримѣръ, въ Воло, Янину и далѣе — въ Ѳес-салонику, Смирну и Константинополь. Но въ Константинопольскомъ патріархатѣ дѣятельность ихъ незначительна, а число прозелитовъ—крайне ограничено. Тоже самое нужно сказать и о Египтѣ, гдѣ протестанты пропагандируютъ свое ученіе, главнымъ образомъ, посредствомъ школъ. Такъ, американская миссія современной пресвитеріанской церкви имѣетъ въ Александріи нѣсколько школъ для арабовъ, коптовъ и магометанъ. Миссія свободной шотландской церкви (Scotch Free Church) владѣетъ двумя школами, одна изъ которыхъ назначена для еврейскихъ дѣтей, а другая—для молодежи различнаго вѣроисповѣданія. И у нѣмецкой евангелической миссіи имѣется одна школа и т. д. Но протестантскія учебныя заведенія въ Египтѣ не могутъ равняться съ латинскими ни числомъ, ни вліяніемъ. Сравнительно большими успѣхами про-тестанство пользуется въ Палестинѣ и Сиріи, гдѣ оно въ теченіи XIX вѣка утвердилось довольно прочно. Въ началѣ этого вѣка прибылъ въ Іерусалимъ,' съ цѣлью обращенія въ христіанство іудеевъ, англійскій миссіонеръ Чандисъ, въ 1822 г. явился Іосифъ Вольфъ, а въ 1825 году — миссіонеръ Ни-колаисонъ, который, спустя немного, возвратился въ Англію, а потомъ опять прибылъ въ 1833 году въ Іерусалимъ, откуда и не выѣзжалъ до самой своей смерти, происшедшей въ сентябрѣ 1856 года. Тѣмъ не менѣе до 1835 года успѣхи англійскихъ миссіонеровъ были очень незначительны и ограничивались обращеніемъ въ христіанство до десятка евреевъ. Но въ этомъ году въ Іерусалимъ явились американскіе миссіонеры во главѣ съ Виттингомъ, и занялись пропагандой протестантства. Они сначала вращались въ средѣ армянъ и свою дѣятельность ограничивали раздачей книгъ Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта, ватѣмъ вошли въ дружбу съ членами Святогробсжаго братства, всюду старались показать себя
фнлеллинами и даже ссудили Святогробскому братству значительную сумму денегъ для уплаты долговъ. Поселившись въ келіяхъ греческаго монастыря св. архангела Михаила, они заявили себя щедрыми благотворителями и, между прочимъ, даромъ кормили бѣдныхъ православныхъ школьниковъ утромъ и въ полдень. Всѣ были довольны американскими пришельцами и прославляли ихъ за доброе дѣло. Но съ теченіемъ времеви, открылась подлинная цѣль прибытія Виттинга и его сподвижниковъ въ Іерусалимъ. Они стали собирать православныхъ дѣтей у себя и учили ихъ не поклоняться святымъ иконамъ и честному Кресту, не поститься и не почитать Богородицы. Тогда іерусалимскій патріархъ, понявъ коварство американцевъ, за большіе проценты занялъ у евреевъ деньги и выплатилъ Виттингу долгъ, а его самого съ помощниками изгналъ изъ греческаго монастыря и изъ православныхъ школъ. Но Виттвнгъ присоединился къ Николаисояу и оказалъ ему большое содѣйствіе къ утвержденію протестантства въ Палестинѣ. Послѣднее особенно усилилось тогда, когда въ Іерусалимѣ было учреждено англійское консульство и на должность консула былъ назначенъ Юнгъ (1839 г.). Между тѣмъ, вслѣдствіе политическихъ затрудненій въ Палестинѣ, вызванныхъ египетскимъ пашею Мехметомъ-Али и его сыномъ Ибрагимомъ, которые стремились освободиться изъ-подъ власти султана, прусское правительство обратилось въ 1841 год^ къ англійскому съ предложеніемъ взять на себя протекторатъ надъ всѣмн протестантами въ Іерусалимѣ и въ Палестинѣ. Англійское правительство уклонилось отъ этого, и тогда Пруссія предложила пяти великимъ державамъ, чтобы онѣ сообща приняли на себя протекторатъ надъ всѣми христіанами Палестины на слѣдующихъ условіяхъ: 1) христіане освобождаются отъ всякаго налога за посѣщеніе святыхъ мѣстъ; 2) зависятъ исключительно отъ христіанскихъ пословъ; 3) святыя мѣста переходятъ въ собственность пяти великихъ державъ, но послѣ предварительнаго ихъ выкупа отъ настоящихъ ихъ владѣтелей, причемъ на Сіонѣ должно постоянно находиться европейское войско изъ шестидесяти солдатъ отъ каждой державы, а на холмѣ Моріа—турецкій отрядъ; 4) христіане образуютъ четыре общины—латинскую, греческую, армянскую и евангелическую, и 5) назначаются три представителя,— одинъ для латинянъ отъ имени Франціи и Австріи, одинъ для грековъ ж армянъ отъ имени Россіи и третій для про-
тѳстантовъ отъ имени Англіи и Пруссіи. Но и это предложеніе прусскаго правительства не встрѣтило сочувствія, а равно не достигло дѣли и подобная попытка со стороны Россіи, обратившейся къ державамъ съ соотвѣтствующей дипломатической нотой 2 марта 1841 года. Вслѣдствіе этого прусскій король Фридрихъ Вильгельмъ отправилъ въ Лондонъ спеціальнаго своего посла Бужена, съ цѣлью склонить англійское правительство къ совмѣстной дѣятельности на востокѣ. Бунзену удалось убѣдить кентерберійскаго архіепископа Хов-лея и лондонскаго епископа Вламфильда относительно общаго со стороны Пруссіи и Англіи покровительства протестантамъ въ святыхъ мѣстахъ. Вслѣдъ затѣмъ въ Іерусалимъ былъ назначенъ англиканскій епископъ, крещенный еврей Александеръ, бывшій профессоръ арабскаго и еврейскаго языка въ Лопдонѣ. 9-го января 1842 года онъ прибылъ въ Іерусалимъ, но здѣсь оказалось, что его паства состоитъ лишь изъ трехъ еврейскихъ семействъ, незадолго предъ тѣмъ обратившихся въ христіанство. Въ теченіе пятилѣтняго епископства Александеръ увеличилъ свою паству лишь однимъ десяткомъ евреевъ. Гораздо дѣятельнѣе былъ его преемоикъ епископъ Гобатъ, назначенный прусскимъ правительствомъ. Но ему на первыхъ же порахъ сталъ противодѣйствовать англійскій консулъ Финнъ, какъ только открылось, что Гобатъ преслѣдуетъ интересы преимущественно нѣмцевъ. Въ 1847 году Гобатъ основалъ на Сіонѣ миссіонерскую школу и началъ привлекать въ лоно протестантства не только евреевъ, но и православныхъ и латинянъ. Послѣднее обстоятельство возстановило противъ Гобата и представителей двухъ христіанскихъ общинъ. Но особенно интриговалъ противъ него англійскій консулъ Финнъ, который въ 1856 году даже подвергъ епископа домашнему аресту на шесть мѣсяцевъ. Разумѣется, послѣ этого столкновенія, совмѣстная дѣятельность Англіи и Пруссіи въ Палестинѣ оказалась невозможной. Тогда и началась вдѣсь систематическая протестантская пропаганда подъ руководствомъ спеціальныхъ миссіонеровъ и обществъ. Въ 1851 году въ Іерусалимъ явился миссіонеръ Фл и ядеръ, а въ 1859 году— Шнеллеръ. Повсюду въ Палестинѣ стали возникать протестантскія общины, вездѣ устраивались протестантскіе храмы, а въ 1898 году, какъ извѣстно, самъ германскій императоръ Вильгельмъ П присутствовалъ на освѣщеніи великолѣпнаго германскаго храма, бливъ православнаго храма Воскресенія
Повсюду въ Палестинѣ процвѣтаютъ и германскія колоніи, расширяющіяся и богатѣющія съ каждымъ годомъ. Усиливаются постепенно и англикане, имѣющіе въ Іерусалимѣ своего епископа Blyth’a. Главнымъ орудіемъ протестантской пропаганды въ Палестинѣ служитъ образованіе во всѣхъ его видахъ—высшее, среднее, низшее и профессіональное. Протестанты владѣютъ не одною сотнею школъ, въ коихъ ежегодно обучается свыше пятнадцати тысячъ человѣкъ. Протестантскія школы очень хорошо поставлены въ учебно-воспитательномъ отношеніи и имѣютъ немалое вліяніе ва своихъ питомцевъ, которые, по окончаніи ученія, являются усердными распространителями въ мѣстномъ населеніи протестантскихъ идей. Другими средствами пропаганды являются—экономическая и врачебная помощь, политическое покровительство и религіозное миссіонерство. Въ силу основнаго характера своего вѣроученія, протестанты игнорируютъ христіанскія святыни Палестины, строятъ мало храмовъ и, вообще ограничиваются въ атомъ отношеніи только необходимымъ. Но съ другой стороны, они нынѣ широко раскинули въ Палестинѣ и Сиріи сѣть не только своихъ школъ, но и пріютовъ, амбулаторій, страннопріимницъ, больницъ, на которыя тратятъ громадныя денежныя средства. Даже въ отдаленныхъ мѣстахъ Палестины, каково Заіорданье, протестанты имѣютъ свои миссіонерскія учрежденія различнаго типа. До трехсотъ всевозможныхъ протестантскихъ обществъ, существующихъ въ Европѣ и Палестинѣ, работаютъ на атомъ поприщѣ. Годовой ихъ бюджетъ опредѣляется въ сорокъ милліоновъ рублей. Ивъ нихъ болѣе другихъ извѣстны—въ Англіи: 1) Лондонское общество для-распространенія христіанства среди іудеевъ («London Society for promoting Cristianity among the lews»), учрежденное въ 1809 году, 2) Церковное миссіонерское общество для распространенія протестантства («Common church missionary society»), 3) Миссіонерское общество имени епископа Гобата («Bishop Gobat’s-fund formissions»), учрежденное въ 1852 году подъ предсѣдательствомъ кентерберійскаго архіепископа, 4) Женское общество, основанное въ 1860 году съ цѣлію распространенія просвѣщенія и единенія среди сирійскихъ женщинъ («Ladie’s association for the Social und Religions improvement of the Syrian Females»),. 5) Врачебно-миссіонерское общество въ Эдинбургѣ (Medical missionary Society of Edinbourg), посылающее врачей - миссіонеровъ въ
въ Палестину, 6) Палестинское общество (Palestine Society), основанное въ 1876 году, 7) Общество для изученія Палестины (Palestin exploration fund), учрежденное въ 1856 году подъ покровительствомъ королевы англійской съ цѣлію научнаго изслѣдованія исторіи и современнаго положенія Ов. Земли, имѣющее и свои журналы («Quartely statement of Palestine exploration fund»);—въ Германіи—8) Іерусалимское общество (Jerusalems Verein), учрежденное въ Берлинѣ въ 1852 г. съ цѣлью распространенія протестантства въ Святой Землѣ,
9) Общество дѣвицъ fJung Frauen Verein), основанное въ Берлинѣ въ 1866 году; составляющія его дѣвицы однажды въ мѣсяцъ собираются для изготовленія различныхъ домашнихъ предметовъ, которые потомъ продаются, а вырученныя деньги посылаются въ Палестину; 10) Общество діакониссъ (Diakonissen-Anstalt zu Kaiserwerth a/'Rh.), учрежденное въ 1836 году съ цѣлію основанія школъ и больницъ въ Палестинѣ, 11) Германское Палестинское Общество (Deutscher Palästina-Verein), открытое въ 1878 году для научнаго изученія Палестины и имѣющее свой журналъ (Zeitschrift des deutchen Palästina-Vereins).
И. Соколовъ.
(Окончаніе слѣдуетъ).
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки