Научная статья на тему 'Церковно-религиозная и общественно-бытовая жизнь на православном греческом Востоке в XIX веке'

Церковно-религиозная и общественно-бытовая жизнь на православном греческом Востоке в XIX веке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Церковно-религиозная и общественно-бытовая жизнь на православном греческом Востоке в XIX веке»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Церковно-религиозная и общественно-бытовая жизнь на православном греческом Востоке в XIX веке

Опубликовано:

Христианское чтение. 1902. № 9. С. 305-326.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Историческій очеркъ.

ЦЕНТРОМЪ протестантской пропаганды служитъ Іерусалимъ, въ которомъ существуютъ слѣдующія протестантскія учебныя заведенія: 1) семинарія при англиканскомъ ^ епископатѣ, такъ называемая—Гобата; 2) четыре школы { для евреевъ, въ томъ числѣ два интерната; 3) восемь школъ для православныхъ; 4) женское воспитательное заведеніе (школа и пріютъ) Талифа-Ку ми кейгервертскихъ сестеръ діакониссъна Яффской дорогѣ, существующее съ 1853 года и выпустившее изъ своихъ стѣнъ свыше тысячи воспитанницъ, которыя заняли мѣсто учительницъ, домоправительницъ, боннъ, діакониссъ и т. п.; 5) сирійскій сиротскій домъ для мальчиковъ, основанный пасторомъ Шнеллеромъ въ 1861 году съ цѣлью давать образованіе и общее, и ремесленное; 6) семинарія при этомъ сиротскомъ домѣ, въ коей обучаются лучшіе питомцы послѣдняго; по окончаніи ученія въ .семинаріи, они отправляются въ земледѣльческую ферму въ Рамле, гдѣ и завершаютъ свое образованіе предъ вступленіемъ въ самостоятельную жизнь;

7) пріютъ епископа Блусса и 8) школа храмовниковъ, съ курсомъ прогимназіи. Кромѣ того, въ Іерусалимѣ протестантамъ принадлежатъ страннопріимные дома, госпитали и аптеки, изъ коихъ наиболѣе извѣстны: госпиталь кейзервертскихъ діа-кояиссъ, построенный въ 1895 году на 40 кроватей и удо- *)

*) См. августовскую кн. „Христ. Чтенія“.

влетворяющій всѣмъ требованіямъ современной медицины, и страннопріимница ордена прусскихъ іоаннитовъ. Подача врачебной помощи считается у протестантовъ самымъ легкимъ и удобнымъ средствомъ «обращенія язычниковъ *, къ которымъ причисляются и православные. Бѣдное и голодное населеніе Палестины подвержено частымъ заболѣваніямъ и. для полученія медицинской помощи, нерѣдко обращается къ вра-чевателямъ-протесгантамъ; но прежде, чѣмъ получить медицинскую помощь, больные по цѣлымъ часамъ должны слушать душеспасительное лютеранское чтеніе и назидательныя бесѣды, а пріютъ для прокаженныхъ, принадлежащій кейзерверт-скимъ сестрамъ и находящійся по Яффской дорогѣ, славится тѣмъ, что тамъ полумертвыхъ людей цѣлыми днями наставляютъ на путь истинный. Общее число всѣхъ протестантскихъ миссіонеровъ въ Палестинѣ простиралось въ концѣ XIX вѣка до 400 человѣкъ. Въ средѣ ихъ имѣются лица и не духовнаго званія, каковы: ученые, доктора, инженеры. Важное значеніе въ дѣлѣ распространенія протестантства имѣютъ и нѣмецкія колоніи въ Палестинѣ, .привлекающія своею благоустроенностью, порядкомъ и состоятельностью жителей. Общее число протестантскаго населенія въ Святой Землѣ въ концѣ XIX вѣка простиралось до четырехъ тысячъ человѣкъ.

Въ Сиріи протестантство дѣйствуетъ тѣми же средствами, которыя примѣняются и въ другихъ странахъ. Центромъ ихъ пропаганды служитъ городъ Бейрусъ, въ которомъ имѣются слѣдующія учебныя заведепія протестантовъ: 1) сирійско-американская коллегія, въ которой дается полное литературное, яаучно-медидицское и фармацевтическое образованіе; 2) англійское нормальное воспитательное заведеніе, основанное въ 1868 году обществомъ англійскихъ дамъ; 3) англійская школа съ пансіономъ; 4) школа для слѣпыхъ женщинъ; 5) начальная смѣшанная школа того же общества; группа учрежденій кѳйзервѳртскихъ діакониссъ, въ составъ коей входятъ: 6) воспитательный домъ Цоаръ, называемый также нѣмецкій сиротскій домъ, 7) высше воспитательно-образовательное заведеніе съ пансіономъ, 8) убѣжище для дѣтей въ Ливанѣ, и другія. Общее число протестантовъ въ Сиріи опредѣляется въ четыре тысячи.

Такимъ образомъ протестантскіе миссіонеры имѣютъ на востокѣ очень ограниченный успѣхъ. Да и вообще нужно сказать, что инославная пропаганда совсѣмъ не дѣлаетъ на православномъ греческомъ востокѣ такихъ обширныхъ завое-

ваній, какъ обыкновенно думаютъ. Прежде всего, эта пропаганда имѣетъ главное поприще своей дѣятельности не въ средѣ православныхъ, а среди армянъ, сирохалдеевъ, коптовъ и евреевъ, которые или давно уже отпали отъ православной церкви, или совсѣмъ не принадлежатъ къ ней. Въ частности, о пропагандѣ протестантской нужно сказать, что она немалымъ успѣхомъ пользуется и среди латинянъ, которые обращаются въ протестантство, желая освободиться отъ папскаго абсолютизма, мертвой обрядности въ римско-католическомъ богослуженіи и показной его пышности, отъ деспотизма патеровъ и назойливости іезуитовъ. Что касается православныхъ грековъ, то они такъ привязаны къ своей вѣрѣ и матери-церкви, что измѣна той и другой почитается у нихъ величайшимъ преступленіемъ и совершается лишь подъ вліяніемъ какихъ-либо исключительныхъ обстоятельствъ. Іѳпскій профессоръ Генрихъ Гельцѳръ, имѣвшій возможность непосредственно ознакомиться съ дѣятельностью иновѣрной пропаганды на православномъ востокѣ, прямо называетъ совершенно нелѣпою идею протестантовъ и католиковъ отвратить грековъ отъ православія. При этомъ онъ обращаетъ вниманіе на то, какихъ, въ сущности, ничтожныхъ результатовъ достигла здѣсь могущественная римская дерковь, которая уже много вѣковъ занимается на востокѣ пропагандой своихъ идей и располагаетъ 'громадными и матеріальными, и духовными силами въ борьбѣ, новидимому, съ слабымъ и неустойчивымъ противникомъ. Такая же участь, по словамъ Гельцѳра, постигнетъ и протестантскую пропаганду. Вѣдь у грековъ, продолжаетъ нѣмецкій ученый, церковь есть дѣло національное по преимуществу. Кто обращается въ католичество или протестантство, тотъ разрываетъ свою связь не только съ матерью-церковью, но и съ народомъ, а это для грека есть дѣло крайне печальное и невыносимое. Да развѣ въ сердцѣ грека можно внѣдрить пренебреженіе къ честному кресту, какъ явленію суевѣрному,— чего добиваются кальвинисты? А почитаніе Богородицы?... Оно, по словамъ Гѳльцера, такъ крѣпко срослось съ народнымъ греческимъ духомъ, что грекъ охотнѣе приметъ исламъ, чѣмъ обратится въ то вѣроисповѣданіе, которое лишитъ его почитанія Богоматери. «Я долженъ сознаться, заключаетъ протестантскій ученый, свои наблюденія, что противодѣйствіе греческаго духовенства протестантской (а тѣмъ болѣе, значитъ,— католической) миссіонерской дѣятельности не только понятно

/

для меня, но я и вполнѣ оправдываю такое противодѣйствіе» *).

Наибольшее, сравнительно, число католическихъ и протестантскихъ прозелитовъ наблюдается въ' Сиріи и Палестинѣ, но здѣсь главною причиной вѣроотступничества служитъ бѣдность населенія и его матеріальная и общественная безпомощность. Какъ извѣстно, инославная пропаганда дѣйствуетъ здѣсь преимущественно при помощи школъ, больницъ, амбулаторій, благотворительныхъ заведеній. Конечно, у православнаго населенія имѣются и свои школы, богадѣльни и больницы, но онѣ бѣдны, плохо устроены и нуждаются въ самомъ необходимомъ. Между тѣмъ, подобныя же учрежденія католиковъ и протестантовъ устроены вполнѣ образцово и даже роскошно и снабжены всѣми потребными приспособленіями и удобствами. Неудивительно, что бѣдное туземное населеніе соблазняется этими внѣшними преимуществами и охотно идетъ къ протестантамъ и католикамъ и учиться, и лѣчиться, и проситъ матеріальной помощи. Оно не сознаетъ того, что за этой показной приманкой разставлена хитро устроенная ловушка — въ видѣ уніи и легко попадаетъ въ сѣти пропаганды. Не только бѣдняки, но и люди достаточные, въ погонѣ за модной европейской культурой, охотно вступаютъ въ разнообразныя сношенія съ внославными миссіонерами и незамѣтно становятся равнодушными къ* вѣрѣ отцевъ. А затѣмъ, помимо этихъ тонкихъ сѣтей, инославная пропаганда не пренебрегаетъ и прямымъ подкупомъ. Нерѣдко бѣдняки получаютъ отъ миссіонеровъ деньги для уплаты податей или долговъ, подъ необходимымъ условіемъ измѣны вѣрѣ отцевъ. Такимъ образомъ, фундаментъ инославной пропаганды среди православнаго населенія востока зиждется на почвѣ чисто экономической, а не религіозной.

Разумѣется, православное духовенство, бѣдное матеріальными средствами, оказывается не въ силахъ бороться съ пропагандой соотвѣтствующимъ оружіемъ. Но что касается почвы религіозно-нравственной и борьбы при помощи оружія духовнаго, то греческое духовенство оказывается въ этомъ случаѣ па высотѣ своего призванія. Въ частности, въ Палестинѣ громадныя заслуги въ дѣлѣ поддержанія мѣстнаго православія 1

1) Heinrich Geizer, Geistliches und Weltliches aus den» türkisch-griechischen Orient, S. 72—78.

принадлежать Святогробскому братству, во главѣ съ іерусалимскими патріархами. Братство никогда не оскудѣвало дѣятелями просвѣщенными, ревностными и энергичными, которые высоко держали энамя православія и всецѣло посвящали себя борьбѣ за православіе съ его западными врагами. Они заботились о тонъ, чтобы сельскіе клирики были достаточно образованы и хорошо обезпечены въ матеріальномъ отношеніи, должнымъ образомъ отправляли церковныя службы и ревностно исполняли свои обязанности, особенно касающіяся просвѣщенія паствы, — учреждали школы и учили народъ въ храмѣ за богослуженіями. Іерусалимскіе патріархи не рѣдко обращались къ духовенству съ соотвѣтствующими окружными посланіями, въ коихъ разъяснили пріемы борьбы съ иновѣрной пропагандой и призывали его къ ревностному попеченію о духовномъ стадѣ. Сами отличаясь выдающимся образованіемъ, патріархи и все дѣло борьбы съ иновѣрной пропагандой ставили на почву просвѣщенія. Въ этомъ отношеніи почтенны заслуги патріарховъ Кирилла II (1845 — 1872 г.), Никодима (1883 —1890), Герасима (3891 —1897 г.) и Даміана. Патріархъ Кириллъ основалъ въ Іерусалимѣ богословскую школу Св. Креста, служащую и въ настоящее время единственнымъ разсадникомъ духовенства въ Святой Землѣ, а кромѣ того открылъ мужскую а женскую школу въ Іерусалимѣ и много сельскихъ школъ, Остальные патріархи весьма усердно продолжали дѣло блаженнѣйшаго Кирилла и присоединяли много новыхъ школъ къ прежде открытымъ. И богословская наука постепенно стала развиваться въ Палестинѣ, питаясь преимущественно изъ богатѣйшей Святогробской библіотеки, при посредствѣ ученыхъ членовъ братства. Замѣчательнѣйшимъ богословомъ-писателемъ, вышедшимъ изъ среды Святогробскаго братства, былъ архимандритъ Діонисій Клеона (f 1861 г.), имѣвшій громадное вліяніе на возрожденіе науки въ нѣдрахъ Сіонской церкви. И вообще, во второй половинѣ XIX-го вѣка въ Святой Землѣ стало наблюдаться большое оживленіе научныхъ и просвѣтительныхъ интересовъ, которые постепенно распространяясь, стали создавать сильное противодѣйствіе инославной пропагандѣ 1).

И въ другихъ мѣстахъ греческаго востока, а именно въ Константинополѣ, Смирнѣ, Александріи и Ѳессалоникѣ ино* *

г) ‘H’ExxX^eii 'fepoooXofjLWv хата той« тівворос те\»ота?вое 4i«öva«. ’ADtjv^eiv. 1900. StX. 276—278.

вѣрная пропаганда во второй половинѣ XIX вѣка значительно ослабѣла и сдѣлалась мало замѣтной, такъ какъ устройство богословскихъ и иныхъ школъ и постепенное распространеніе образованія оказались наиболѣе цѣлесообразной и удачной мѣрой въ борьбѣ съ врагами православія. Коренные мѣстные дѣятели и представители православнаго населенія хорошо теперь понимаютъ, что въ ихъ рукахъ имѣется весьма надежное средство для борьбы съ пропагандой католической и протестантской. Оно заключается въ образованіи духовенства, въ просвѣщеніи самого народа свѣтомъ евангелія и въ преобразованіи церковной жизни на исконныхъ началахъ православія. Дѣятельность въ этомъ направленіи не должна исходить отъ пришлыхъ эксапостоловъ, превратно понимающихъ запросы и нужды православнаго населенія востока, но должна развиваться въ нѣдрахъ самой православной церкви и трудами только ея законной іерархіи. При такихъ условіяхъ дальнѣйшаго развитія мѣстной церковно-общественной жизни, страхъ за чистоту православія, коему угрожаютъ католическіе и протестантскіе миссіонеры, совсѣмъ потеряетъ свой острый характеръ. Да и теперь, вмѣстѣ съ греческимъ профессоромъ Діомидисоыъ-Киріакосоиъ и нѣмецкимъ Гельцеромъ, всѣмъ - инославнымъ миссіонерамъ православнаго востока нужно порекомендовать лучше отправиться со своей проповѣдію къ слѣпымъ явычникамъ, чѣмъ заниматься обращеніемъ вѣрующихъ, христіанство коихъ древнѣе и чище христіанства, самихъ миссіонеровъ.

V.

’ Кромѣ инославныхъ миссіонеровъ, большія волненія на востокѣ въ теченіе XIX вѣка вызвали нѣкоторые мѣстные богословы либеральнаго направленія, философы и религіозные фанатики. Таковъ былъ, прежде всего,' Ѳеофилъ Каирисъ, одинъ изъ образованныхъ греческихъ клириковъ начала XIX вѣка, весьма свѣдущій въ физикѣ и математикѣ. Онъ учился во Франціи, принималъ участіе въ войнѣ за свободу Греціи, а въ 1836 году основалъ орфанотрофій на островѣ Андросѣ, и своей славой крупнаго ученаго, привлекъ въ это учебное заведеніе многочисленныхъ учениковъ. Но потомъ Каирисъ, совершенно неожиданно, отрекся отъ христіанства и началъ учить избранныхъ изъ своихъ питомцевъ какой-то естественной теистической религіи, удовлетворявшейся признаніемъ

Бога, промысла и безсмертія души. Свою религію онъ назвалъ богопочит&ніемъ (Ѳ&оаг|3[0[і0£) и составилъ свои особыя молитвы на дорическомъ діалектѣ. Въ 1849 году въ Аѳинахъ онъ издалъ сочиненіе подъ заглавіемъ 'Н уѵоххшсг], гдѣ и изложилъ религіозно-философскую свою систему. Ее можно охарактеризовать какъ сверхъестественный теизмъ, или философія здраваго смысла въ приложеніи къ религіи и сверхъестественному. Она представляетъ мало новаго въ сравненіи съ аналогичными западными философскими системами. Тѣмъ не менѣе, Каирисъ вызвалъ большое движеніе въ средѣ духовенства и народа своимъ необычнымъ ученіемъ. Константинопольскій патріархъ Григорій VI издалъ отлучительную про* тивъ него грамоту, а синодъ греческой церкви потребовалъ отъ свѣтской власти закрытія школы Каириса, въ которой обучалось около 300 учениковъ. Напрасно Фармакидъ старался убѣдить его въ ложности воззрѣній,—онъ остался вѣренъ своему ученію, что подтвердилъ и въ присутствіи синода. Послѣ этого синодъ осудилъ ученіе Каириса а затѣмъ въ 1841 году отлучилъ отъ церкви и его самого и, какъ монаха, заключилъ въ монастырѣ, откуда онъ впослѣдствіи убѣжалъ. Въ 1849 года Каирисъ явился на островъ Сиросъ и здѣсь распространилъ свое ученіе, затѣмъ опятъ бѣжалъ изъ І'реціи, снова сюда возвратился и въ 1852 году, какъ преступникъ государственныхъ законовъ, былъ по суду заключенъ въ тюрьму, гдѣ и скончался въ 1853 году. Его ученіе потомъ распространяли на островѣ Сиросѣ — Главкопидисъ, Деспотопулъ и Монокондилосъ.

Немного позднѣе подвергся преслѣдованію за свое рели-ііозноѳ вольнодумство сатирическій писатель Андрей Ласка-ратъ, родомъ съ острова Кѳфаллиніи. Въ сочиненіи «Тайны Кѳфаллиніи», написанномъ на народномъ языкѣ, этотъ сатирикъ осмѣялъ многіе религіозные обычаи и обряды, считая ихъ проявленіями суевѣрія и невѣжества, отрицательно отнесся къ соблюденію постовъ, къ совершенію богослуженій, къ мощамъ И чудесамъ, осудилъ монаховъ и духовенство и т. п. За свои вольнодумныя мысли Лаекаратъ дважды изгонялся изъ Греціи и, наконецъ, перешелъ въ протестантство. Въ полемическомъ противъ христіанства духѣ писателемъ Эммануиломъ Роидисомъ было составлено сочиненіе «Паписса Іоанна», а писатель Клеонъ Рапкависъ написалъ драму «Юліанъ», въ которой провелъ мысль, что коранъ выше Евангелія, и импѳ-

раторъ Юліанъ отступникъ поступилъ весьма благоразумно, сдѣлавъ попытку возвратить міръ къ древнему язычеству. Оба эти сочиненія были осуждены синодомъ греческой церкви. Въ жизни греческой учащейся молодежи было время увлеченія дарвинизмомъ, позитивизмомъ и матеріализмомъ, причемъ профессора аѳинскаго университета стояли во главѣ движеній молодежи и съ университетской каоедры проповѣдывали это ученіе, какъ послѣднее слово положительной науки. Священный синодъ греческой церкви не оставлялъ безъ вниманія открытую проповѣдь антихристіанскихъ воззрѣній, выступалъ со словомъ осужденія такихъ профессоровъ и ходатайствовалъ предъ министерствомъ народнаго просвѣщенія о принятіи мѣръ противъ явнаго похода руководителей молодежи противъ Бога и Христа. Съ другой стороны, это было поводомъ въ составленію новыхъ оригинальныхъ сочиненій въ защиту христіанства (таковы, напримѣръ, труды Іоанна Скальпу-зиса), и къ переводу на греческій языкъ апологетическихъ иностранныхъ произведеній (Лютарда, Гизо, Фламмаріона и другихъ).

Церковь королевства греческаго тревожили своими недостойнѣйшими дѣлами и религіозные фанатики. Изъ нихъ извѣстенъ, прежде всего, Христофоръ ІІапулакисъ, человѣкъ неученый и простой, злой старикъ-монахъ. Онъ явился въ Элладѣ въ 1852 году и началъ повсюду странствовать, по-видимому, съ проповѣдью о покаяніи и объ исправленіи нравовъ, а въ дѣйствительности былъ врагомъ всякаго прогресса въ жизни общественной и церковной, порицалъ правительственную власть, какъ католическую, а университетъ и школы признавалъ источниками нечестія. Его ученіе имѣло ретроградный и анархическій характеръ. Онъ былъ орудіемъ фанатиковъ, недовольныхъ царствованіемъ Оттона и новымъ строемъ церковной жизни. Въ Манѣ его проповѣдь имѣла такой успѣхъ, что населеніе возстало противъ властей. Напрасно Синодъ при помощи іерокириксовъ старался потушить возстаніе: оно было подавлено военной силой, Папулакисъ былъ схваченъ, судимъ и заключенъ въ монастырь на.островѣ Андросѣ, гдѣ онъ и скончался.

Ему былъ подобенъ Макракисъ, свѣтскій человѣкъ* не безъ образованія, но безпорядочнаго образа мыслей, страдавшій религіозной маніей и фанатичностью. Онъ считалъ себя апостоломъ Бога, носящимъ въ себѣ саномъ слово, сы-

нонъ Маріи и братомъ Христа. Въ 1863 году онъ выступилъ въ Аѳинахъ съ проповѣдью и посредствомъ рѣчей, произносимыхъ на площадяхъ, посредствомъ газетъ («Дсхзюабѵ?])». «Лdyo;* и «Кгіроу[і.я») и собственныхъ философскихъ и богословскихъ сочиненій («Введеніе въ философію», «Логика», «Этика», «Философія», «Богословіе», толкованія на различныя книги Священнаго Писанія, рѣчи и другія), онъ распространялъ, что государство есть созданіе сатаны, церковь греческая исполнена заблужденій и пороковъ, образованіе народа—ложь, а университетъ (ІІаѵегіот^роѵ) есть всеобщій разсадникъ тьмы и невѣжества (НсЬа>«т<г:тг;|Аоѵ), Макракисъ и его ученики называли себя воскресшими свидѣтелями Откровенія, которые должны на облакахъ небесныхъ идти во срѣтеніе Христу и снова явиться на землю, чтобы господствовать на ней. Кромѣ того, Макракисъ говорилъ, что пророкъ Агаѳангелъ предсказывалъ о немъ и о его дѣлѣ, что онъ собственными глазами видѣлъ Матерь Господа, Которая увѣрила его, что онъ съ своими учениками возьметъ Константинополь, создастъ царство Божіе на землѣ и черезъ пять лѣтъ (говорено въ 1879 году) разрѣшитъ восточный вопросъ. Безъ разрѣшенія властей онъ устроилъ собственную школу, а также— церковь, въ которой богослуженіе совершалось его учениками, безъ поминовенія аѳинскаго митрополита. Въ церкви послѣдователи Макракиса часто причащались безъ предварительнаго поста и исповѣди. Исповѣдь была публичная, въ присутствіи мірянъ, а потомъ были избраны особыя исповѣдницы изъ послѣдовательницъ лжеучителя. Были и другія нелѣпости въ ученіи Макракиса. Напримѣръ, онъ училъ, что духъ человѣка есть духъ Божій, даруемый ему въ крещеніи, велъ рѣчь о бракѣ Бога съ Маріей и т. п. Смѣлое и убѣжденное слово Макракиса, облеченное къ тону же въ прекрасную литературную форму, привлекло къ нему многихъ послѣдователей. Они образовали даже два силлога съ цѣлью осуществленія своихъ задачъ—религіозный съ именемъ «Креститель Іоаннъ» и политическій—съ именемъ «Константинъ Великій», послѣдній силлогъ надѣялся разрѣшить восточный вопросъ и безъ пролитія крови и безъ битвъ привести греческій пародъ въ Конетантинополь. Наконецъ, Макракисъ обратилъ свое вниманіе и на высшую духовную власть въ Греціи и по одному поводу обвинилъ священный синодъ и нѣкоторыхъ епархіальныхъ архіереевъ въ симоніи, побуждалъ народъ и

клиръ не признавать ихъ и не повиноваться имъ. Это было поводомъ для синода особымъ окружнымъ посланіемъ осудить идеи Макракиса (1878 г.) заключить въ монастыри девять клириковъ, его послѣдователей, закрыть его школу и церковь, а самого привлечь къ суду за распространеніе ереси и ниспроверженіе господствующей религіи. Макракисъ былъ присужденъ къ тюремному заключенію, изъ котораго черезъ нѣкоторое время былъ освобожденъ, а послѣ опять и притомъ нѣсколько разъ подвергался лишенію свободы. Духовная власть пыталась обратить его на путь истины, но безуспѣшно: при первой же возможности Макракисъ снова обращался къ пропагандѣ своего ученія. Многіе И8ъ его послѣдователей отказались отъ бредней его лжеученія и обратились въ лоно православной церкви, но другіе и до сего времени остаются вѣрны этому фанатику. Число ихъ простирается до пяти тысячъ и они считаютъ себя истинною церковью. Но, конечно, макракисты глубоко заблуждаются, подвергая насмѣшкамъ и поруганію духовенство, пылая ненавистью къ государству, церкви, наукѣ и православной вѣрѣ, фанатизируя толпу и удерживая ее въ невѣжествѣ 1).

VI.

Одною изъ характерныхъ особенностей церквно -общественной жизни на православномъ греческомъ востокѣ нужно признать широкое развитіе благотворительности, которая имѣетъ здѣсь и частный и общественный характеръ, наблюдается въ различныхъ слояхъ общества и проявляется въ разнообразныхъ формахъ. Исторія греческаго народа въ XIX вѣкѣ можетъ указать цѣлый рядъ славныхъ въ области благотворенія именъ, цѣлую плеяду великихъ благодѣтелей народа, принесшихъ въ жертву своимъ соотечественникамъ колоссальныя богатства, учредившихъ множество разнаго рода филантропическихъ учрежденій и не щадившихъ своихъ средствъ па возможное улучшеніе общественнаго быта грековъ. Таковы, напримѣръ, были — Капланисъ, братья Зосимады, братья Ри -зары, Евангелисъ Заппасъ, Константинъ Заппасъ, Апостолъ Арсакисъ, Симонъ Синасъ, Стефанъ Зафиропулъ, Георгій

і) Діо(Ат)5т)С-К.ир[ах0і, #JSxxX.Y]eia3TiXY] [аторіа, т. 3, згХ. 177 —187. Окружное посланіе синода противъ Макракиса напечатано въ книгѣ: «ВиХХоу*] т<Ьч е-ухихХішч ттг,с [spa; ouvö&ou т?}; ёххХт|в[а; xijc ‘EXXaSo;», отго Хте-фачои ГіаѵѵолоіХоо яр^ачірітоо. \АЛт)чок, 1901, 9*Х. 940—944.

Зарифиеъ, Стѳфановикъ Скилица и его сынъ Павелъ Стефа-новикъ, Христакисъ Зографъ, Георгій Аверовъ, Андрей Сип-Fpocb, Григорій Map as ли и многіе другіе *). Съ этими славными именами, извѣстными всякому греку, соединяется представленіе объ устройствѣ народныхъ школъ, церквей, больницъ, богадѣленъ, дѣтскихъ пріютовъ и подобныхъ полезныхъ общественныхъ учрежденій, связывается мысль о систематической помощи бѣдному, голодному и больному населенію хлѣбомъ, врачебной помощью, одеждой, деньгами, особенно предъ праздниками Рождества Христова и Свѣтлой Пасхи, и т. под. Многія изъ этихъ именъ — постоянно на устахъ у грековъ, такъ какъ основанныя ими общественныя учрежденія, обыкновенно получаютъ наименованіе отъ фамилій своихъ ктиторовъ (напримѣръ, Ризарьевская семинарія въ Аѳинахъ, Зографская гимназія въ Константинополѣ, городская патріаршая школа Г, Г. Маразли тамъ же и т. д.).

Кромѣ частныхъ лицъ, на востокѣ весьма усердно занимаются благотворительностью и цѣлыя общества или братства, учреждаемыя преимущественно при церквахъ и оперирующія на средства, взносимыя членами того или иного прихода. Приходскія братства существуютъ во многихъ городахъ греческаго востока. Такъ, въ Константинополѣ большою извѣстностью пользуется женское благотворительное братство ’А&еХф^ті^ Корішѵ) въ Перѣ. Оно было основано въ 1860 году, сначала съ цѣлью помогать больнымъ бѣднымъ прихода Ставродромія, а потомъ расширило свою дѣятельность. Въ настоящее время братство имѣетъ отдѣленіе денежной помощи нищимъ,- старикамъ, сиротамъ и дѣтямъ всякой національности и вѣроисповѣданія, мастерскую рукодѣлій для бѣдныхъ женщинъ (въ числѣ 200), прачешяую, гдѣ работаютъ около 200 женщинъ, амбулаторную, гдѣ даромъ раздаются и лѳкарства, школу для фельдшеровъ, въ коей обучаются до 15 человѣкъ, а затѣмъ подаютъ помощь бѣднымъ. Въ теченіе года братство оказываетъ то или иное вспомоществованіе болѣе десяти тысячамъ лицъ. Его расходы въ 1899 году простирались до 7II тысячъ гросіевъ. Въ константинопольскомъ приходѣ Татауловъ имѣется свое благотворительное братство, учрежденное въ 1862 году и находящееся подъ покровительствомъ русскаго посланника при ту-

рецкомъ правительствѣ. Братство оказываетъ даровую врачебную помощь, раздаетъ пожертвованія деньгами, снабжаетъ бѣдныхъ дѣтед платьемъ и обувью, имѣетъ свою библіотеку и читальню, устраиваетъ вечернія занятія для взрослыхъ и т. под. Братство содержится преимущественно на взносы членовъ, каждый изъ коихъ вноситъ въ его кассу 60 гро-сіевъ ежегодно. Годовой бюджетъ братства простирается до

40,000 гроссіевъ. Извѣстны также константинопольскія братства — «во имя св. Іоанна», основанное въ 1898 году для благоустройства галатскаго храма св. Іоанна и для матеріальной помощи хіосскимъ уроженцамъ въ честь «Преображенія», учрежденное въ 1898 году въ приходѣ Конто-скалія съ цѣлью оказанія матеріальной помощи бѣднымъ этого квартала; братство св. Мины при храмѣ Пресвятой Троицы, братство t'Aft'a Tptdc», въ кварталѣ Бланка при мѣстной церкви, женское благотворительное общество въ приходѣ Бгрикапа, «Македонское» филантропическое общество въ мѣстности Мефа-Мейданъ, братство въ кварталахъ Едияер-нескапа (во имя св. Варвары), Салнатомврукія, Мухлія, Ѳе-рапія, Еснафія и другихъ.

И въ провинціальныхъ городахъ существуютъ подобныя благотворительныяя общества. Такъ, въ Ѳессалоникѣ извѣстно братство «Юрбѵоіа», въ Смирнѣ — братство «TafuTov ти>ѵ izTwyß's», оказывающее ежемѣсячно пособіе до 150 семействамъ, женское благотворительнле общество, содержащее мастерскую для бѣдныхъ женщинъ и другими способами обезпечивающее неимущихъ дѣвицъ и * женщинъ, братство «’OpöoSofra», женское общество при церкви Рождества Богородицы (въ Фасулѣ) и филантропическая касса (ФсХаѵѲрокі’ хоѵ тзщеТоѵ), основанная на добровольныя пожертвованія; на островѣ Хіосѣ существуютъ — братство іереевъ (’ASeXcpö-тѵ)? то»ѵ ирёшѵ) вѣдающее духовно-просвѣтительныя и матеріальныя нужды своихъ членовъ, и братство во имя св. Маркелла, въ Андріанополѣ—братство подъ предсѣдательствомъ мѣстнаго митрополита Кирилла, въ Оеррахѣ—такъ называемое «’Аѵярррос ’А8еХ<р0тт]с», устраивающее между прочимъ, на свой счетъ погребеніе бѣдныхъ, и еще два братства — женское и съ именемъ ASeXcpoxt]? Ьбо Хетгс&ѵ», въ

Бріуллахѣ -братство «ФсХаѵѲрожіа», въ Милассахъ—братство «fO|x<hoia», въ городѣ Канеѣ на островѣ Критѣ—* два братства, одно женское, другое съ именемъ «Тшѵ ’АуаѲогру&ѵ». нахо-

дившѳѳся подъ предсѣдательствомъ русскаго уполномоченнаго на Критѣ—г. Гирса. Затѣмъ, въ Аѳинахъ существуетъ женскій силлогъ подъ покровительствомъ королевы, основанный въ 1872 году и оказывающій матеріальную и иную помощь бѣднымъ женщинамъ королевства; дѣятельность общества весьма почтенна. Въ Дамаскѣ извѣстно «православное благотворительное общество», основанное въ 1878 году православными архонтами города во главѣ съ антіохійскимъ патріархомъ Іе-роѳеемъ. Общество возникло съ цѣлью матеріальнаго содѣйствія православнымъ арабамъ и грекамъ, пострадавшимъ во время рѣзни въ 1860 году. Оно управляется совѣтомъ, состоящимъ изъ предсѣдателя и 12 членовъ. Антіохійскій патріархъ носитъ титулъ почетнаго предсѣдателя общества. Дѣятельность общества выражается въ слѣдующемъ: оно выдаетъ еженедѣльныя денежныя и иныя вспомоществованія бѣднымъ православнымъ семействамъ, оказываетъ безплатную врачебную помощь больнымъ, раздаетъ неимущимъ одежду, обувь и принадлежности домашняго обихода, снабжаетъ необходимыми вещами школьниковъ и т. п. Общество содержится главнымъ образомъ на членскіе взносы и добровольныя пожертвованія, оно имѣетъ и нѣсколько своихъ домовъ. Въ 1894 году Дамасское благотворительное общество открыло еще дамскій отдѣлъ, который занятъ главнымъ образомъ изготовленіемъ одежды для бѣдныхъ. Благотворительныя общества, подобныя дамасскому, существуютъ и въ другихъ сирійскихъ городахъ, напримѣръ, въ Бейрутѣ, Триполи, Епифаніи и другихъ.

На православномъ греческомъ востокѣ существуетъ много и различныхъ филантропическихъ учрежденій, вѣдающихъ общественную благотворительность. Они содержатся или на общественный счетъ, или не сродства частныхъ лицъ, обезпечивающихъ ихъ существованіе опредѣленными денежными капиталами. Въ главѣ благотворительныхъ заведеній Константинополя нужно поставить «Народныя человѣколюбивыя учрежденія»-— ’EÖvtxa ФсХаѵОршгг/а Ксгаатт^ата, находящіяся на Фанарѣ. Въ составъ ихъ входятъ: больница, богадѣльня для престарѣлыхъ лицъ обоего пола и домъ для сиротъ (орфано-трофій). Они содержатся па счетъ народной казны (тар-еТоѵ ’sövtx&o или тоо уеѵоо?) константинопольской патріархіи и оказываютъ помощь греческому населенію безплатно. Высшая власть надъ атими учрежденіями принадлежитъ священному синоду, народному смѣшанному совѣту, а управляются они

особой коммисіей И8Ъ лицъ духовныхъ и свѣтскихъ. Въ эти учрежденія могутъ поступать бѣдные и больные ивъ всѣхъ епархій патріархата, но съ вѣдома мѣстнаго архіерея и съ согласія завѣдующей ими комиссіи. Что касается народной казны, то она составляется изъ взносовъ епархіальныхъ архіѳ-реевъ, изъ доходовъ съ недвижимыхъ имуществъ патріархіи, взносовъ ставропигіальныхъ монастырей, правительственной денежной субсидіи, добровольныхъ пожертвованій и т. под. Расходованіе народныхъ суммъ производится подъ контролемъ вселенскаго патріарха и съ вѣдома священнаго синода и народнаго совѣта. Изъ народной казны, между прочимъ, ежегодно производится денежная помощь бѣдному греческому населенію предъ праздниками Рождества Христова и Святой Пасхи. Независимо отъ этой кассы, въ Константинополѣ, какъ выше упомянуто, существуетъ священная касса (Upomxöv тар-сТоѵ), учрежденная при патріархѣ Константинѣ У сь спеціальною цѣлью оказывать матеріальную и нравственно-просвѣтительную помощь греческому духовенству. Въ Перѣ и Татаулахъ имѣются греческія лечебйицы, въ коихъ ежедневно подается безплатная врачебная помощь бѣдному населенію столицы. Городъ Смирна славится своею греческою священною больницей ( KXXyjvixov tepov ѵозохоцвім), которая является центральнымъ врачебно-благотворительнымъ учрежденіемъ для всей Малой Азіи. Она содержится на средства смирнскаго православнаго кинота при субсидіи отъ константинопольской патріархій и Святогробскаго братства въ Іерусадимѣ и управляется особой ефоріей изъ 12 членовъ. Она открыта для безплатнаго врачебнаго пользованія лицамъ всякаго происхожденія и вѣроисповѣданій и при томъ отъ различныхъ бо • лѣзней. При пей имѣются отдѣленія для душевно-больныхъ, для лоченія бѣшенства и заразныхъ * болѣзней. Больница устроена на 160 кроватей. ІІри пей учреждена и богадѣльня (уурохоцгіоѵ) па 35 кроватей. Въ Смирнѣ существуетъ и другое прекрасное благотворительное учрежденіе—орфанотро-фій. Онъ содержится на добровольныя пожертвованія смирнскихъ филантроповъ, управляется особой ефоріей изъ 6 членовъ, подъ контролемъ мѣстнаго митрополита. Здѣсь находятъ материнскій уходъ и попеченіе около 140 дѣтей обоего пола, коихъ здѣсь не только воспитываютъ, но и обучаютъ наукамъ и ремесламъ. Въ Малой Аліи, кромѣ смирнскаго орфанотро-фія, иввѣстѳнъ сиротскій домъ въ Кесаріи Каппадокійской,

построенный трудами современнаго кѳссарійскаго митрополита Іоанна. Орфанотрофій помѣщается въ прекрасномъ домѣ при монастырѣ св. Предтечи и Крестителя Іоанна, содержится на средства мѣстнаго кинота и на добровольныя пожертвованія и имѣетъ два отдѣленія—для мальчиковъ и для дѣвочекъ. И здѣсь дѣти воспитываются и обучаются наукамъ и ремесламъ. Число питомцевъ невелико, такъ какъ кесарійскій орфанотрофій недостаточно обезпеченъ. На островѣ Протѣ, близъ Константинополя, учреждена богадѣльня для призрѣнія старыхъ и больныхъ клириковъ (хЦргхбѵ -prjpoxojieTov). Нѣсколько благотворительныхъ учрежденій существуетъ и въ Аѳинахъ, а именно: больница «ЕбауугХеаіАо?», учрежденная въ 1884 году королевой эллиновъ, гдѣ бѣднымъ женщинамъ оказывается безплатная врачебная помощь и преподаются женскія рукодѣлія, народная больница «’ЕХта'с», учрежденная въ 1836 году и служащая для практическихъ занятій профессоровъ и студентовъ аѳинскаго университета, городская клиника, открытая въ 1857 году, клиника Аретея (’Аретаіоѵ), учрежденная въ 1898 году на средства этого жертвователя, убѣжище для идіотовъ, основанное въ 1892 г. и находящееся подъ покровительствомъ королевы, орфанотрофій «’Ap-aXietrm, открыты въ 1855 году на средства королевы Амаліи и дающій въ своихъ стѣнахъ пріютъ 180 сиротамъ, коихъ здѣсь обучаютъ наукамъ и ремесламъ, орфанотрофій имени Георгія и Екатерины Хатжи-Коста, основанный на ихъ средства въ 1856 году для 200 дѣтей, богадѣльня для бѣдныхъ и старыхъ, построенная въ 1864 году однимъ благотворительнымъ братствомъ, два исправительныя заведенія, одно изъ коихъ (’E^jtetov) учреждено Аверовымъ, а другое Сингросомъ, и другія. Подобныя благотворительныя учрежденія имѣются и во многихъ другихъ городахъ православнаго греческаго востока. Между прочимъ, въ Іерусалимѣ существуетъ больница, учрежденная Императорскимъ Православнымъ Палестинскимъ' Обществомъ, и богадѣльня для туземцевъ, устроенная бывшимъ членомъ духовной миссіи въ Іерусалимѣ, архимандритомъ Веніаминомъ, а теперь находя -щаяся въ вѣдѣніи того же Общества. Кромѣ того, Палестинское Общество имѣетъ свои амбулаторіи въ Іерусалимѣ, Беыъ-Джалѣ, Виолеемѣ, Назаретѣ и Дамаскѣ.

VII.

Бытовая жизнь православнаго населенія востока отличается многими особенностями. Вообще о ней нужно сказать, что она запечатлѣна характеромъ религіозности и церковности, а съ другой стороны носитъ на себѣ черты библейской простоты. Это лучше всего можно видѣть "изъ описанія обычаевъ, коими сопровождаются наиболѣе крупныя событія въ жизни личной, семейной. Вотъ, напримѣръ, какъ совершается бракъ въ Палестинѣ и Сиріи, въ низшихъ классахъ туземнаго православнаго населенія. Взаимная любовь или любовь одной изъ заинтересованныхъ сторонъ рѣдко здѣсь играетъ роль. Арабъ-отецъ смотритъ на своихъ дочерей, какъ на предметъ торга, потому онъ ихъ продаетъ за ту или иную сумму, въ зависимости отъ своего общественнаго положенія, состоянія и ихъ красоты. Приданое, выплачиваемое женихомъ отцу невѣсты, простирается у арабовъ отъ 150 до 250 рублей и выше, если отецъ жениха состоятеленъ. Сговоръ нерѣдко предшествуетъ свадьбѣ нѣсколькими годами, такъ какъ часто сговариваютъ дѣтей въ самомъ нѣжномъ возрастѣ, чтобы закрѣпить дружескіе узы двухъ семей. Такой сговоръ выгоденъ для отца невѣсты, потому что онъ разсчитываетъ получать отъ семейства жениха ежегодные подарки.

Прежде чѣмъ заключить формальный сговоръ, отцы жениха и невѣсты вмѣстѣ съ друзьями и брачущимися идутъ къ священнику своего прихода. Священникъ удостовѣряется въ обоюдномъ согласіи жениха и невѣсты и составляетъ соотвѣтствующую запись. По окончаніи этой формальности, женихъ даетъ священнику платокъ, въ которыхъ завернуты деньги и обручальное кольцо. Священникъ благословляетъ и кропитъ платокъ, а потомъ передаетъ его отцу невѣсты. Это означаетъ, что бракъ одобрень обѣими сторонами. Отъ священника всѣ идутъ въ домъ невѣсты, которая не должна тамъ находиться въ это время. Отца жениха угощаютъ душистымъ виноградомъ, а потомъ всѣ вмѣстѣ обѣдаютъ въ семейномъ кругу; въ концѣ обѣда съѣдаютъ кусокъ баранины, которую незадолго предъ этимъ коптятъ. Такое угощеніе повторяется въ каждый большой праздникъ, впредь до свадьбы, причемъ женихъ въ одно изъ своихъ посѣщеній приноситъ невѣстѣ пару чулокъ и фуляровый платокъ. Если женихъ перестанетъ приходить къ невѣстѣ, то 'Ъто служитъ знакомъ того, что онъ

не желаетъ на ней жениться. Формальный сговоръ сопровождается пиромъ, на который женихъ и его товарищи приносятъ платокъ или шаль съ завернутыми въ нихъ деньгами, нѣсколькими бутылками раки (водки), сухими фруктами, кофе, сахаромъ и табакомъ, знакъ того, что женихъ беретъ на себя обязанность содержать невѣсту. На каждую пасху онъ долженъ посылать ей овцу съ нѣсколькими монетами, привязанными на шеѣ, и платокъ съ завернутыми въ немъ четырьмя свѣчами. Отецъ невѣсты не спѣшитъ со свадьбою, такъ какъ пользуется ея личнымъ трудомъ. Незадолго до вѣнчанія отецъ жениха вручаетъ отцу невѣсты кошелекъ съ деньгами, на которое приготовляется приданое невѣстѣ. Вѣнчаніе обыкновенно совершается вечеромъ. 'Женихъ и его родные и знакомые первыми отправляются въ церковь и ожидаютъ здѣсь прихода невѣсты, которая идетъ въ церковь въ сопровожденіи своихъ подругъ и другихъ дѣвицъ. Послѣ' вѣнчанія, обратное шествіе совершается въ томъ же порядкѣ, т. е. мужчины идутъ впереди. Свадебпыя пиршества продолжаются семь дней и каждый гость обязанъ подарить нѣсколько піастровъ на расходы для пира. Въ Виѳлеемѣ невѣста приходитъ съ погру-гами въ церковь раннимъ утромъ и остается адѣсь до вѣнчанія, ни съ кѣмъ не вступая въ разговоръ. ІІо окончаніи вѣнчанія, новобрачный удаляется со своими поѣзжанами, а невѣста остается въ церкви до тѣхъ поръ, пока новобрачный, переходя изъ дома въ домъ, не пригласитъ гостей на пиръ. Въ полдень въ церковь приходятъ мужчины и женщины; послѣднія выводятъ изъ храма невѣсту, среди громкихъ и радостныхъ восклицаній, и сажаютъ ее на богато убранную лошадь, или же идутъ вмѣстѣ пѣшкомъ, На пути подруги невѣсты подносятъ ей платокъ съ деньгами. По прибытіи въ домъ новобрачнаго, мужчины начинаютъ пировать, а новобрачная вмѣстѣ со всѣми женщинами уходитъ во внутреннее отдѣленіе дома, гдѣ и остается до вечера. На другой день новобрачная получаетъ подарки деньгами, изъ которыхъ молодая приготовляетъ себѣ головной уборъ. На островѣ Патмосѣ совершеніе брака имѣетъ свои особенности. За нѣсколько дней до вѣнчанія родственники жениха и невѣсты сходятся въ домѣ отца послѣдней и приготовляютъ для предстоящаго торжества различныя сласти. Наканунѣ вѣнчанія родственники приготовляютъ въ домѣ невѣсты брачное ложе, сопровождая это дѣло пѣніемъ приличныхъ случаю пѣсенъ. Бракъ

совершается въ домѣ невѣсты въ день воскресный или праздничный, по окончаніи литургіи. Предъ началомъ вѣнчанія невѣста, одѣтая въ брачной одеждѣ и украшенная золотомъ и жемчугомъ, сидитъ съ женщинами въ отдаленной комнатѣ, откуда и выводится священникомъ за руку. Путъ ея къ аналою кропится розовой водой. Гости и дружки окружаютъ невѣсту и жениха. Но окончанія вѣнчанія, новобрачнымъ подаются сласти, а присутствующіе приносятъ имъ поздравленія. Затѣмъ бываетъ обѣдъ съ тостами въ честь новобрачныхъ, а послѣ пѣніе, танцы и музыка. Брачныя торжества продолжаются цѣлую недѣлю, во время коей новобрачные посѣщаютъ своихъ родственниковъ, а также приглашаютъ на обѣдъ клириковъ монастыря св. Іоанна Богослова. Въ ближайшее послѣ брака воскресеніе новобрачные отправляются въ пат-мосскій монастырь, присутствуютъ здѣсь за литургіей и возвращаются изъ обители въ сопровожденіи духовенства, одѣтаго во священныя облаченія, съ пѣніемъ церковныхъ пѣсѳнъ. Для клириковъ и гостей въ этотъ день устраивается трапеза, которою брачныя торжества и заканчиваются.

Погребеніе на востокѣ совершается вечеромъ дня смерти, нерѣдко ночью, если кончина послѣдовала послѣ заката солнца. Если умершій принадлежитъ къ простому званію, то никакихъ особыхъ приготовленій къ погребенію не дѣлается. Тѣло одѣваютъ въ тѣже одежды, которыя умершій носилъ при жизни, кладутъ па полъ или же на особое возвышеніе въ срединѣ комнаты и закрываютъ покровомъ. Едва человѣкъ испустилъ послѣднее дыханіе, какъ уже появляются профессіональныя плакальщицы, обыкновенно сосѣднія старухи, которыя всегда па готовѣ и не нуждаются въ приглашеніи. Онѣ начинаютъ вопить и плакать, бьютъ себя въ грудь, рвутъ волосы и произносятъ жалобныя причитанія, въ родѣ слѣдующихъ: «Увы, небо мое потемнѣло, луна моя почернѣла, блестящее мое солнце закатилось въ глубины земли; птички рѣзвыя и смирныя, не щебечите сегодня; уста мои пусть не говорятъ болѣе и замолкнутъ, утрачена сила моя, безмолвствуетъ утѣшеніе мое». И далѣе: «Охъ, мнѣ несчастному! Охъ, мнѣ жалкому, удрученному старику, горѳыыкѣ-семьянину! За несчастіями—несчастіе, за печалью — печаль, за первыми мученіями выпали на меня снова другія бѣды». Плачи съ причитаніями не прекращаются и во время перенесенія усопшаго въ церковь, гдѣ должно происходить отпѣваніе. Несутъ усоп-

шаго на носилкахъ, такъ какъ на востокѣ не принято погребать въ гробахъ. Равнымъ образомъ востоку неизвѣстно темное' платье, какъ знакъ траура. Въ селахъ н деревняхъ обыкновенно на похоронахъ присутствуетъ все мѣстное населеніе. Впереди процессіи идутъ женщины съ профессіональными плакальщицами, а позади—мужчины и мальчики, часто повторяя причитанія женщинъ. Когда стеченіе народа бываетъ очень большое, отпѣваніе происходитъ пе внутри храма, а па одной изъ площадей, дабы всѣ могли отдать послѣдній долгъ усопшему. Усопшихъ большею частью хоронятъ внутри приходскаго храма подъ поломъ, а на общественныхъ кладбищахъ погребаются только бѣдняки и безпріютные одиночки. Послѣ того, какъ покойникъ опущенъ въ могилу, причитанія раздаются еще нѣкоторое время, а затѣмъ всѣ расходятся. Могилы на кладбищахъ устраиваются неглубокія; сверху ихъ обыкновенно полагается груда большихъ камней, для защиты тѣла отъ гІепы и шакаловъ, которые, безъ этой предосторожности, часто разрываютъ землю и съѣдаютъ труиъ. У богатыхъ людей имѣются отдѣльныя усыпальницы. Послѣ погребепія, женщины цѣлыя недѣли и даже мѣсяцы посѣщаютъ могилу и оплакиваютъ умершаго. Богатые нанимаютъ для этого профессіональныхъ плакальщицъ. Духовенству заказывается, иногда еще при жизни умершаго, служить по немъ сорокоусты. Погребеніе людей богатыхъ и знатныхъ совершается съ большею торжественностью. Приглашается многочисленное духовенство, облаченное въ бѣлыя ризы, во время процессіи несутъ хоругви, иконы и кресты, гремитъ музыка, войска отдаютъ почившему послѣдній долгъ, принимая участіе въ церемоніи (въ королевствѣ греческомъ), въ честь умершаго произносятся рѣчи, иногда ближайшими родственниками, и т. д. Года черезъ три послѣ погребенія, кости умершихъ вырываются изъ могилы и переносятся въ кимитирій или усыпальницу, представляющую особое помѣщеніе при церкви, съ ямой посрединѣ или съ ящикомъ, куда кладутся кости бѣдныхъ людей, и съ. шкафами по стѣпамъ, куда кладутся кости богатыхъ, причемъ иногда и дѣлается надпись, кому онѣ принадлежатъ. Перенесеніе костей въ кимитирій совершается при участіи священника; сперва'служится малая панихида па кладбищѣ, затѣмъ кости вырываются изъ земли, обмываются водой и виномъ и переносятся, въ особомъ ящикѣ въ церковь, гдѣ служится заупокойная литургія и большая панихида, послѣ ко-

ихъ кости уже полагаются въ кимитиріи. Въ заключеніе сообщимъ о погребеніи іерусалимскаго патріарха Герасима I, скончавшагося 9-го февраля 1897 года. Какъ только блаженнѣйшій преставился, его по чину опрятали, облачили въ саккосъ и омофоръ, па грудь надѣли панагію, на главу митру, безъ креста наверху, въ лѣвую руку вложили евангеліе, правую сложили какъ благословляющую, перевязавъ на крестъ лентіемъ, чтобы руки не опустились. Облаченный іерархъ былъ посаженъ въ большое кресло и въ такомъ видѣ оставался въ патріаршихъ покояхъ до выноса въ церковь. Народъ толпами стекался въ патріархію отдать почившему послѣднее лобзаніе. Отпѣваніе патріарха происходило на другой день послѣ его кончины, а затѣмъ тѣло почившаго понесли въ креслахъ, а по въ гробѣ, по узкимъ улицамъ Іерусалима для погребенія па' Сіонъ. Погребальная процессія двигалась въ такомъ порядкѣ: жандармы съ опущенными ружьями, кавасы всѣхъ консульствъ и монастырей съ трауромъ на булавахъ, ученики и ученицы низшихъ и богословскихъ православныхъ школъ Іерусалима, бѣлое и черное духовенство въ черныхъ ризахъ, русскіе пѣвчіе, патріаршее духовенство съ регаліями почившаго на подушкахъ. Шествіе завершалъ покойный патріархъ, котораго несли на рукахъ, въ сидячемъ на креслахъ положеніи, съ закрытымъ воздухомъ лицемъ; за .почившимъ шли чины русскаго консульства, Представители другихъ правительствъ и народъ. Въ могилѣ патріарха была высѣчена «малая лавица». Когда тѣло почившаго было принесено къ могилѣ, его сняли съ кресла и въ полномъ святительскомъ облаченіи опустили въ могилу, посадивъ на лавицу. Митра была снята съ головы. Тѣло почившаго было прикрыто плитами изъ мѣстнаго известняка и имъ же, въ мелкомъ видѣ, засыпано въ* уровень съ землею.

Появленіе въ семьѣ новаго члена, особенно первенца, также отмѣчается на востокѣ нѣкоторыми своеобразными церемоніями. Такъ, на островѣ Патмосѣ, въ первые три дня по рожденіи ребенка, ежедневно въ домъ является священникъ и совершаеіъ водоосвященіе, для очищенія родильницы, и всего дома. Ночью въ эти дни въ домъ родильницы но впускаютъ никого, за исключеніемъ крайней нужды, причемъ всякій посѣтитель окропляется розовой водою.. Поздравленія приносятся днемъ. На третій девь торжественно совершается омовеніе младенца, причемъ гости дарятъ родителямъ сласти,

а бабкѣ —деньги. Крещеніе происходитъ недѣли черезъ три послѣ рожденія и преимущественно въ церкви. Воспріемникъ при крещеніи бываетъ одинъ—мужчина или женщина безразлично. Разъ приглашенный кумъ или кума креститъ потомъ и всѣхъ остальныхъ дѣтей въ томъ же семействѣ и пользуется за это большимъ уваженіемъ. Кумъ несетъ окрещенное дитя ивъ храма въ домъ родителей въ сопровожденіи родственниковъ и священника, который идетъ въ священномъ облаченіи и поетъ догматикъ: Всемірную славу. Мать ребенка встрѣчаетъ кума съ глубокимъ поклономъ и, взявши отъ «него дитя, цѣлуетъ ему руку. Кумъ потомъ даритъ матери ризки, а гостямъ деньги. Въ сороковой день совершается обрядъ воцерковлонія ’). Рожденіе дочери, которая впослѣдствіи должна оставить родительскій домъ, не радуетъ отца, тогда какъ рожденіе сына, который наслѣдуетъ и имя его, и званіе, вызываетъ всеобщую радость. Послѣ рожденія сына обыкновенно устраивается пиръ, па который приглашаются всѣ родные, друзья и знакомые.

Восточное населеніе отличается самымъ радушнымъ гостепріимствомъ. Даже дикіе бедуины не составляютъ въ этомъ отношеніи исключенія. Лишь только бедуинъ замѣтитъ, что къ нему въ палатку идетъ гость, опъ привѣтливо встрѣчаетъ его, жена его выноситъ изъ глубины палатки подушки и торопливо идетъ за водой, а дѣти начинаютъ раздувать угли закрытаго золой костра, чтобы сварить для гостя кофе. Все лучшее, что хозяинъ имѣетъ, будетъ предложено гостю. Никто не въ правѣ обидѣть пришельца, въ противномъ случаѣ наносится оскорбленіе цѣлому роду и даже племени. Вообще пріемъ гостя для восточнаго жителя составляетъ священную обязанность. Затѣмъ, восточное населеніе питаетъ большое уваженіе къ женщинѣ. Оскорбить женщину и особенно дѣвушку считается тяжкимъ преступленіемъ. Виновникъ безпощадно приговаривается къ смерти. Съ другой стороны, невѣрную жену немилосердно побиваютъ камнями и притомъ— ѳя отецъ и братья, а не мужъ и его родственники. Если преступленіе совершилось по согласію обоихъ виновныхъ, то оба приговариваются къ смерти. Православный народъ Сиріи и Палестины отличается также трудолюбіемъ, трезвостью, умѣренностью въ жизни и привязанностью къ добрымъ тради-

«Труды Кіевсвоб духовной академіи», 1893, т. ІИ, стр. 549 и сл.

діямъ своихъ предковъ. Вообще, православное населеніе востока и до настоящаго времени, послѣ всѣхъ ужасовъ много-вѣковаго мусульманскаго рабства, сохранило много весьма привлекательныхъ качествъ и донынѣ твердо держится святой православной вѣры и истинно-христіанской нравственности, такъ что отъ историка XIX вѣка должно, по нашему мнѣнію, заслуживать не порицанія и осужденія, а удивленія предъ величіемъ терпѣнія, мощью духа и вѣрою въ созидающую и спасаюшую силу святой православной церкви.

И. Соколовъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.