ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.018.56(091)(47)
ББК Ч403(2)5 ГРНТИ 14.09.25 Код ВАК 5.8.1
Кучеров Иван Владимирович,
аспирант, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова; 295015, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, пер. Учебный, 8; e-mail: [email protected]
Гордиенко Татьяна Петровна,
SPIN-код: 4114-5513
доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности, академик Крымской академии наук, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова; 295015, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, пер. Учебный, 8; e-mail: [email protected]
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX СТОЛЕТИЙ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: К. П. Победоносцев; церковно-приходские школы; реформы образования; начальное образование; образовательный процесс; Российская империя
АННОТАЦИЯ. Цель исследования - проанализировать процесс возникновения и эволюции цер-ковно-приходских школ Российской империи в конце XIX - начале XX столетий, определить их место и значение в действующей системе начального образования. В статье проведен детальный анализ нормативно--правовых основ церковно-приходских школ. Выявлен историко-педагогический опыт церковно-приходских школ в исследуемый период. В частности, авторы рассмотрели объективные причины создания данных школ, выявили и обстоятельно охарактеризовали нормативные документы, которые регламентировали деятельность церковных школ в образовательной системе. По результатам исследования авторы приходят к следующему выводу: ведущую роль в появлении данных школ сыграл обер-прокурор Святейшего Синода Российской империи К. П. Победоносцев. Церковно-приходские школы на рубеже XIX-XX столетий выступали в качестве самостоятельного звена в действующей системе российского образования. Главная цель их деятельности состояла в распространении просвещения в народной среде. Во многом создаваемые церковные школы копировали действующую систему земских школ, что в будущем привело к существованию двух независимых друг от друга образовательных систем. В целом церковно-приходские школы способствовали распространению начального образования в Российской империи.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кучеров, И. В. Церковно-приходские школы Российской империи в системе начального образования в конце XIX - начале XX столетий / И. В. Кучеров, Т. П. Гордиенко. -Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2024. - № 3. - С. 10-17.
Kucherov Ivan Vladimirovich,
Postgraduate Student, Crimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol, Russia
Gordienko Tatiana Petrovna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Vice-Rector for Research and Innovation, Academician of the Crimean Academy of Sciences, Crimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol, Russia
PAROCHIAL SCHOOLS OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE PRIMARY EDUCATION SYSTEM IN THE LATE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES
KEYWORDS: K. P. Pobedonostsev; parochial schools; education reforms; elementary education; educational process; Russian empire
ABSTRACT. The aim of the article is to analyze the process of emergence and evolution of parochial schools in the Russian Empire at the end of the 19th - beginning of the 20th centuries, to determine their place and significance in the current system of primary education. The article provides a detailed analysis of the regulatory framework of parochial schools. The historical and pedagogical experience of parochial schools during the period under study has been identified. In particular, the authors examined the objective reasons for the creation of these schools, identified and thoroughly characterized the regulatory documents that regulated the activities of church schools in the educational system. Based on the results of the study, the authors come to the following conclusion: the leading role in the emergence of these schools was played by the Chief Prosecutor of the Holy Synod of the Russian Empire K. P. Pobedonostsev. At the turn of the 19th and 20th centuries, parochial schools acted as an independent link in the current system of Russian education. The main aim of their activities was to spread education among the people. In many ways, the created church schools copied the current system of zemstvo schools, which in the future led to the existence of two educational systems independent of each other. In general, parochial schools contributed to the spread of primary education in the Russian Empire.
© Кучеров И. В., Гордиенко Т. П., 2024
FOR CITATION: Kucherov, I. V., Gordienko, T. P. (2024). Parochial Schools of the Russian Empire in the Primary Education System in the Late 19th - Early 20th Centuries. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 10-17.
Введение. Проблемы начального образования являются важными для современного общества, так как только в XX веке утвердились принципы доступности, бесплатности и всеобщности данной формы образования. В отечественной истории педагогики имеется определенный опыт в деле распространения начального образования.
Российское общество в конце XIX столетия находилось перед вызовами, поставленными эпохой модернизации, изменения в экономической сфере требовали практических изменений в социальной структуре. По данным переписи населения 1897 г., численность грамотных в Российской империи едва достигала 10%. Существующие в данный исторический период учебные заведения Министерства народного просвещения не могли удовлетворить растущий спрос на начальное образование. Еще одним фактором, оказавшим влияние на появление и развитие церковно-приходских школ в исследуемый период, выступило мощное революционное движение, которое действовало в качестве реальной оппозиции действующей власти.
Государство принимает решение о создании и распространении церковноприходских школ, которые действовали в России начиная с древних времен, с использованием ресурса Российской православной церкви (далее - РПЦ), которая выступала в качестве важного духовного и идеологического ресурса.
Основная часть. Вопрос о создании данных школ был не стихийным, ему предшествовали различные государственные комиссии, которые обсуждали содержание
и направления деятельности данных школ. Особую роль в этом процессе сыграл обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев. Именно благодаря его энергии и настойчивости комиссия завершила работу. Итогом деятельности комиссии стал рабочий проект, предоставленный на утверждение императору. В проекте содержались организационные нормы, регулировавшие процесс создания и деятельности церковных школ. Оформление церковноприходских школ (далее - ЦПШ) в системе российского образования прошло в несколько этапов. Первый этап пришелся на конец XIX в. и характеризовался тем, что 13 июня 1884 г. на законодательном уровне были приняты «Правила».
«Правила» стали фундаментальным документом, в котором были отражены организационные и правовые основы деятельности данных учебных заведений. Основным итогом введения «Правил» стало закрепление в системе российского народного образования на законодательном уровне нового элемента, который был представлен ЦПШ.
Данные школы представляли особый тип начальных общеобразовательных учреждений, в содержании образовательной и воспитательной программ которых достаточное серьезное место занимал православный компонент.
Свидетельством эффективности и востребованности данного типа образовательных учреждений стал значительный рост церковных школ уже в первые десятилетия после открытия первых заведений (см. рис. 1) [5, а 26].
Рост церковных школ
50000 —
J) 40000 — 40195
H и 0 1 ^ 30000 — 32119
01 е; и s 20000 — -19195
т 10000 —
0
1889 год 1894 год 1909 год
Рис. 1. Рост церковных школ в период 1889-1909 гг.
В нормативных документах, посвящен- школ, можно выделить две основные группы.
ных деятельности церковно-приходских К первой можно отнести ряд основопола-
гающих документов, которые определяли и регулировали, процесс создания и функционирования данных учебных заведений, к ним можно отнести «Правила и положения»1.
«Правила» давали определение понятия «церковно-приходская школа», которая представляла собой конкретный тип образовательного учреждения - начальное училище, действовавшее при непосредственном участии православного духовенства. Основная цель деятельности данной школы заключалась в утверждении в народной среде особого православного мировоззрения (§ 1).
Правила закрепляли исключительное право в деле открытия ЦПШ за приходскими священниками, которые должны были использовать для этого финансовые средства церковных приходов. Если материальных возможностей прихода было недостаточно, разрешалось привлекать различные дополнительные пособия и пожертвования частных лиц (§ 2, 3).
Сам процесс открытия ЦПШ находился в руках духовного ведомства, а приходской священник был обязан получить благословение со стороны епархиального архиерея, а также в обязательном порядке предоставить сведения об открытии школы в местный училищный совет.
По своей структуре ЦПШ были двух типов: первый был представлен однокласс-ными школами, в которых срок обучения составлял всего два года, второй - двухклассными школами, где проходило 4 года. Программа обучения содержала общеобразовательные и церковные предметы.
Для образовательной программы двухклассных церковных школ дополнительно предполагалось изучение основ отечественной и церковной истории.
Содержание изучаемых предметов обуславливалось программами, которые были разработаны и утверждены Училищным советом Святейшего Синода 2 июня 1886 г.2
4 мая 1891 г. были утверждены отдельные «Правила», которые регулировали особый тип ЦПШ - школы грамоты3. Привлекательность получения начального образования для поданных Российской империи заключалось еще в том, что лица, успешно окончившие ЦПШ, могли в будущем рассчитывать на сокращение срока воинской повинности.
1 Правила о церковно-приходских школах, высочайше утвержденные 13 июня 1884 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. 4. № 2318.
2 Сборник правил и программ для церковноприходских школ, с относящимися к ним определениями св. Синода. Могилев: скоропеч. и лит. Ш. Фридланда, 1887.
3 Правила о школах грамоты, высочайше утвержденные 4 мая 1891 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. 11. № 7665.
Очень жестко «Правила» регламентировали порядок замещения учительских должностей в церковных школах. Государство в качестве учителей данного типа школ рассматривало только проверенных лиц, которые были либо священниками, либо церковнослужителями. В качестве исключения могли принять учителем светское лицо, но оно должно было ранее закончить курс обучения в образовательных учреждениях духовного ведомства.
Учителем предмета «Закон Божий» мог быть только священник, в исключительных случаях его могли заменять представители церковного клира. Правила предъявляли к учителям высокие требования относительно нравственности и политической благонадежности4.
Существовавшая система в сфере управления церковно-приходскими школами была основана на жесткой иерархии. На самом высшем уровне находился Святейший Синод, при котором действовал специально созданный орган - Училищный Совет. Училищный Совет осуществлял непосредственное руководство всеми церковными школами Российской империи.
На региональном уровне управление церковными школами непосредственно относилось к сфере деятельности епархиального архиерея5.
На уровне епархии для оперативного решения вопросов, связанных с деятельностью ЦПШ, создавался местный епархиальный училищный Совет. В данный Совет в обязательном порядке входили представители светских и духовных образовательных учреждений, а также лица, оказывавшие благотворительную помощь церковным школам. Епархиальный училищный Совет на уровне региона контролировал и регулировал деятельность местных церковных школ6.
Таким образом, «Правила» 1884 г. способствовали созданию и развитию церковных школ на начальном этапе. Можно смело утверждать, что они заложили основы для создания новой системы в области начального образования Российской империи. Данная система окончательно утвердится в образовательном пространстве Российской империи в конце XIX столетия.
На практике уже после выхода в свет «Правил» 1884 г. реформаторам начальной церковной школы потребовалось вносить ряд корректив в принятые нормативно-правовые акты. Причины, повлекшие за собой изменения в содержании «Правил», были обусловлены тем, что местное население
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же.
не охотно стремилось финансировать вновь создаваемые церковные школы. Священнослужители не смогли качественно выполнять функции учителей церковных школ.
Беспрецедентный рост открываемых ЦПШ, а также конкретные требования к содержанию образования в данных образовательных учреждениях поставили перед организаторами церковно-школьного строительства запрос на учителей, которые обладали бы достаточным уровнем образования и могли бы качественно обучать.
Чтобы удовлетворить запросы общественности и профессионального сообще-
ства, в 1896 г. было разработано и принято «Положение об управлении школами цер-ковно-приходскими и грамоты ведомства православного исповедания» 7 . В данном документе достаточно подробно были проработаны вопросы, связанные с организацией управления церковными школами, действующая система была трехуровневая (представлена на рисунке 2).
7 Положение об управлении школами церковноприходскими и грамоты ведомства православного исповедания, высочайше утвержденное 26 февраля 1896 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. 16. Отд. I. № 12561.
К к § <и иР ч К « Л Й ч С « ^ о 1— Училищный Совет при Святейшем Синоде
епархиальные училищные советы
к 1 и о § ^ Л к & Л с* н
— уездные отделения епархиальных училищных советов
Рис. 2. Система управления церковно-приходскими школами
Для оперативного решения текущих вопросов, стоящих перед церковными школами на местах, была создана должность уездного наблюдателя. Уездный наблюдатель должен был непосредственно заниматься церковно-школьным делом. В круг его деятельности входили вопросы организационного, кадрового и материального характера, он же осуществлял контроль за качеством обучения и предоставлял отчеты о деятельности местных школ вышестоящему начальству.
Существенным фактором, который препятствовал развитию деятельности церковных школ на местах, являлось отсутствие постоянных источников финансирования. Действующая к концу XIX столетия сеть церковно-приходских школ находилась на финансовом обеспечении местного духовенства [2].
Изменения в правилах способствовали вытеснению понятия «церковно-приходская школа» и утверждению термина «церковная школа». Последний наиболее полно отражал содержание и предназначение начальных школ.
В начале XX столетия было разработано и принято новое «Положение о церковных школах ведомства православного испо-ведания»1. В «Положении» в качестве основной цели существования церковных школ провозглашалась фундаментальная задача, направленная на реализацию широкого просвещения народных масс, которое было бы основано на православной идеологии.
Существующая система церковных школ предполагала их разделение на два основных вида: первый - начальные, второй - учительские (см. рис. 3).
1 Положение о церковных школах ведомства православного исповедания, высочайше утвержденное
1 апреля 1902 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. 22. Отд. I. № 21290.
Ч
О
ы
Э
*
NN
X X а о
ы &
а
(Я
г «
н
и =
и
начальные, которые служили для получения начального образования как детей, так и взрослых (школы грамоты, церковноприходские школы, воскресные школы)
учительские, основное предназначение которых заключалось в подготовке учителей для начальных школ
(второклассные и церковно-учительские школы)
Рис. 3. Система церковных школ
Охарактеризуем первую ступень, которая была представлена начальными школами. На этом уровне процесс обучения мог быть как раздельным, так и совместным.
Вторая ступень - учительские школы, в которых обучение было только раздельным. Важным критерием для поступления в цер-
ковные школы как учеником, так и учителем являлся факт обязательного исповедания православной веры.
Важным шагом стало то, что в новом «Положении» были официально обозначены четыре основных источника финансирования (см. рис. 4).
средства, жертвуемые земствами, городами, обществами, сословиями, церквями, приходами, монастырями, приходскими попечительствами и братствами, благотворительными учреждениями _и частными лицами
средства, отпускаемые из государственного казначейства
пособия, ассигнуемые из губернских земских сборов в местностях, где не введены земские
учреждения (п. 3)
Рис. 4. Источники финансирования церковных школ
Важным аспектом, который был окончательно урегулирован нормами «Положения» 1902 г., стал строгий порядок поступления в церковные школы. Так, согласно принятым правилам в церковные школы принимали детей в возрасте от 8 лет. Сроки обучение были следующими «в школе грамоты они составляли 2 года, в одноклассной
ЦПШ - 3, в двухклассной - 5». Иногда в качестве исключения существовала возможность незначительного увеличения срока обучения до четырех лет в одноклассной школе (п. 21).
Очень серьезным изменениям была подвергнута и учебная программа. В частности, программа дополнялась рядом предметов,
которые носили практико-ориентированный характер. Например, появляются новые учебные предметы: география и черчение, а для девочек вводилось рукоделие.
Кроме того, в качестве важного критерия для подбора кандидатов на учительские должности указывался статус правоспособности учителя.
Таким образом, недостаток учительских кадров для церковных школ привел к существенным изменения для кандидатов в учителя. В частности, требование о том, что учителями в церковной школе могут быть только священно- и церковнослужители, трансформировалось в критерий правоспособности учителя.
В качестве обязательных требований к учителю «Положение» выдвигает наличие определенного образовательного ценза. Чтобы подтвердить свой образовательный ценз, кандидат в учителя был обязан предоставить документы о получении определенного уровня образования, например свидетельство об окончании второклассной школы. Приоритет отдавался кандидатам, которые имели особые свидетельства, в которых им давалось звание учителя начального училища [12].
Ужесточились требования к преподаванию Закона Божьего. В качестве законоучителя могли выступать только священнослужители, светские лица не допускались для преподавания данного курса в церковной школе [4].
Лица православного исповедания могли поступить на обучение во второклассные школы. При этом ранее они должны были пройти обучение в одноклассной школе и достичь возраста от 13 до 17 лет.
В учительских школах образовательная программа была рассчитана на три года, а сам процесс обучения был раздельным. Учебная программа при этом серьезно отличалась от двухклассной ЦПШ. В программе можно перечислить следующие предметы: дидактику и основы гигиены. В качестве педагогической практики воспитанники обязаны были вести занятия в од-ноклассных ЦПШ. Выпускники, которые успешно освоили полностью весь курс второклассной школы и сдали выпускные экзамены, могли рассчитывать на получение свидетельства на звание учителя или учительницы школы грамоты (п. 34-45).
Церковно-учительские школы готовили учителей для церковно-приходских школ, они открывались при содействии Училищной комиссии при Святейшем Синоде. В 1907 г. на всю Российскую империю их насчитывалось только 201.
1 Положение об управлении школами церковноприходскими и грамоты ведомства православного ис-
Таким образом, период 1884-1902 гг. ряд исследователей считают основным этапом в формировании церковной школы. На протяжении почти двух десятилетий сформировалась устойчивая сеть церковных начальных школ. Данные школы имели собственную систему управления, финансирование и успешно справлялись с задачей народного просвещения.
Таким образом, для решения вопросов народного просвещения в Российской империи была создана особая система учебных заведений, которая получила название цер-ковно-приходской школы.
Государство с помощью данного типа школ стремилось решить две проблемы: дать начальное образование большинству подданных империи, которые были представлены крестьянским населением, а второе - воспитать подрастающее поколение в русле православной идеологии и, соответственно, преданных существующему политическому режиму.
Церковно-приходские школы представляли самостоятельную систему начальных учебных заведений. Образовательный процесс в данных школах регулировался особыми программами, в которых были обозначены сроки освоения данных программ: «школа грамоты (2 года) - одно-классная церковно-приходская (3 года) -двухклассная (5 лет) - второклассная школа (3 года) - церковно-учительская (3 года)» [2, с. 67].
Последующий период, который пришелся на 1903-1917 гг., характеризуется дальнейшей эволюцией системы церковноприходских школ.
Революционные потрясения 1917 г. способствовали тому, что все церковные школы Российской империи были автоматически переданы в подчинение Министерства народного просвещения. Установление в конце октября 1917 г. советской власти и дальнейшее принятие «Декрета об отделении церкви от государства и школы» привели к полному закрытию данного типа школ2.
Заключение. Законодательную основу деятельности церковных школ в поздне-имперский период составила особая система специально разработанных нормативно-правовых актов. Важное место среди них занимали «Правила о церковно-приходских школах» (1884 г.). Данные правила способствовали оформлению и становлению си-
поведания, высочайше утвержденное 26 февраля 1896 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. 16. Отд. I. № 12561.
2 Положение об управлении школами церковноприходскими и грамоты ведомства православного исповедания, высочайше утвержденное 26 февраля 1896 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. 16. Отд. I. № 12561.
стемы церковных школ в образовательном пространстве Российской империи.
Практический опыт деятельности церковных школы в будущем потребовал ряда изменений в нормативных актах. Первые изменения были в 1896 г. с принятием «Положения об управлении школами церков-но-приходскими и грамоты ведомства православного исповедания».
Итоговым стало «Положение о церковных школах ведомства православного исповедания» (1902). Данное положение прида-
ло окончательную легитимность существующей системе церковных школ.
Анализируя созданную и действующую систему церковных школ на рубеже XIX-XX столетий, исследователи отмечают, что частично некоторые элементы данной системы были взяты у Министерства народного просвещения. Таким образом, в начале XX столетия в образовательном пространстве Российской империи действовали параллельно две независимые системы начального образования: светская и духовная.
ЛИТЕРАТУРА
1. Валитов, А. А. Образовательная деятельность православной церкви в Западной Сибири в конце
XIX - начале XX в. / А. А. Валитов. - Текст : непосредственный // Образование и наука. - 2014. - № 1(2). -С. 98-112. - https://d0i.0rg/10.17853/1994-5639-2014-2-98-112.
2. Горшкова, С. Е. К вопросу об истории церковно-приходских школ в России конца XIX - начала
XX века / С. Е. Горшкова. - Текст : непосредственный // Православная педагогика и православная культура: история, традиции и современность. - 2007. - № 1. - С. 62-69.
3. Завгородняя, Е. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в церковно-приходских школах в начале XX века / Е. Л. Загородняя, Е. В. Михед. - Текст : непосредственный // Современный ученый. -2019. - № 3.
4. Зубкова, Н. Н. Педагогические курсы для учителей начальных церковных школ в Российской империи / Н. Н. Зубкова, Т. А. Красницкая. - Текст : непосредственный // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 5.
5. Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884-1909). -СПб., 1909. - 135 с. - Текст : непосредственный.
6. Краснова, Н. П. Реализация педагогической концепции К. П. Победоносцева в практике церков-но-приходской школы / Н. П. Краснова. - Текст : электронный // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2013. - № 4(28). - С. 176-182. - URL: https://scientific-notes.ru/magazine/archive/number/33 (дата обращения: 04.06.2024).
7. Лавров, Д. П. Работа церковно-приходских школ и школ грамоты на страницах официального отдела «Томских епархиальных ведомостей» / Д. П. Лавров. - Текст : непосредственный // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2022. - Т. 12, № 11(92). - С. 4316-4326.
8. Милюков, П. Н. Очерки по истории русской культуры : в 3 т. Т. 2, ч. 2 / П. Н. Милюков. - М., 1994. - 336 с. - Текст : непосредственный.
9. Образовательная деятельность Русской православной церкви: проблемы освоения наследия : в 2 кн. Кн. 2. Справочник законодательной и нормативно-правовой литературы / сост. О. А. Павлова. -Новосибирск, 1997. - С. 151-155. - Текст : непосредственный.
10. Пазгалова, Е. С. Земские и церковно-приходские школы в конце XIX - начале XX вв. Е. С. Пазгалова. - Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. -№ 6(21). - С. 128-144.
11. Рыхлова, Д. В. Из истории создания и развития церковно-приходских школ / Д. В. Рыхлова. -Текст : непосредственный // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 9. - С. 44-48.
12. Соллертинский, С. Основы современной церковно-приходской школы / С. Соллертинский. -Текст : непосредственный // Христианские чтения. - 1905. - Ч. 1.1. - С. 3-25.
13. Тихомиров, Д. И. Сборник законоположений и распоряжений о церковных школах Ведомства Православного исповедания / Д. И. Тихомиров. - 4-е изд., испр. и значит. доп., неофиц. - СПб., 1903. -248 с. - Текст : непосредственный.
14. Тихонов, Н. С. Положительные и отрицательные стороны церковно-приходской школы конца XIX - начала ХХ века / Н. С. Тихонов. - Текст : непосредственный // Общенаучный журнал. - 2024. -№ 1. - С. 70-78. - DOI: 10.33920/nik-04-2401-09. - EDN BECCKY.
15. Шелюк, Г. В. Журнал «Церковно-приходская школа» - источник методического обеспечения начальных школ духовного ведомства / Г. В. Шелюк. - Текст : электронный // Наука, техника и образование. - 2016. - № 1(19). - URL: https://3minut.ru/images/PDF/2016/19/zhurnal-tserk0vn0-prikh0dskaya.pdf (дата обращения: 04.06.2024).
REFERENCES
1. Valitov, A. A. (2014). Obraz0vatel'naya deyatel'n0st' prav0slavn0i tserkvi v Zapadn0i Sibiri v k0ntse XIX - nachale XX v. [Educati0nal Activity 0f the Russian Orth0d0x Church in Western Siberia in the Late 19th and Early 20th Centuries]. In Obrazovanie i nauka. N0. 1(2), pp. 98-112. https://d0i.0rg/10.17853/1994-5639-2014-2-98-112.
2. G0rshk0va, S. E. (2007). K v0prosu 0b istorii tserk0vn0-prikh0dskikh shk0l v R0ssii k0ntsa XIX - nacha-la XX veka [On the Questi0n 0f the History 0f Parochial Sch00ls in Russia at the End 0f the 19th - Beginning 0f the 20th Centuries]. In Pravoslavnaya pedagogika i pravoslavnaya kul'tura: istoriya, traditsii i sovremennost'. N0. 1, pp. 62-69.
/
3. Zavgorodnyaya, E. L., Mikhed, E. V. (2019). Organizatsiya uchebno-vospitatel'nogo protsessa v tserkov-no-prikhodskikh shkolakh v nachale XX veka [Organization of the Educational Process in Parochial Schools at the Beginning of the 20th Century]. In Sovremennyi uchenyi. No. 3.
4. Zubkova, N. N., Krasnitskaya, T. A. (2012). Pedagogicheskie kursy dlya uchitelei nachal'nykh tserkov-nykh shkol v Rossiiskoi imperii [Pedagogical Courses for Teachers of Primary Church Schools in the Russian Empire]. In Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. No. 5.
5. Istoricheskii ocherk razvitiya tserkovnykh shkol za istekshee dvadtsatipyatiletie (1884-1909) [Historical Outline of the Development of Church Schools over the Past Twenty-Five Years (1884-1909)]. (1909). Saint Petersburg. 135 p.
6. Krasnova, N. P. (2013). Realizatsiya pedagogicheskoi kontseptsii K. P. Pobedonostseva v praktike tserkovno-prikhodskoi shkoly [Implementation of the Pedagogical Concept of K. P. Pobedonostsev in the Practice of a Parochial School]. In Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universi-teta. No. 4(28), pp. 176-182. URL: https://scientific-notes.ru/magazine/archive/number/33 (mode of access: 04.06.2024).
7. Lavrov, D. P. (2022). Rabota tserkovno-prikhodskikh shkol i shkol gramoty na stranitsakh ofitsial'nogo otdela «Tomskikh eparkhial'nykh vedomostei» [The Work of Parish Schools and Literacy Schools on the Pages of the Official Department of the Tomsk Diocesan Gazette]. In Voprosy natsional'nykh i federativnykh otnoshenii. Vol. 12. No. 11(92), pp. 4316-4326.
8. Milyukov, P. N. (1994). Ocherki po istorii russkoi kul'tury: v 3 t. [Essays on the History of Russian Culture, in 3 vols.], Vol. 2. Part 2. Moscow. 336 p.
9. Obrazovatel'naya deyatel'nost' Russkoi pravoslavnoi tserkvi: problemy osvoeniya naslediya: v 2 kn. [Educational Activities of the Russian Orthodox Church: Problems of Development of Heritage, in 2 books]. Book 2. Spravochnik zakonodatel'noi i normativno-pravovoi literatury (1997). Novosibirsk, pp. 151-155.
10. Pazgalova, E. S. (2014). Zemskie i tserkovno-prikhodskie shkoly v kontse XIX - nachale XX vv. [Zemstvo and Parochial Schools at the End of the 20th - Beginning of the 20th Centuries]. In Otechestvennaya i zarubezh-naya pedagogika. No. 6(21), pp. 128-144.
11. Rykhlova, D. V. (2018). Iz istorii sozdaniya i razvitiya tserkovno-prikhodskikh shkol [From the History of the Creation and Development of Parochial Schools]. In Vysshee obrazovanie segodnya. No. 9, pp. 44-48.
12. Sollertinsky, S. (1905). Osnovy sovremennoi tserkovno-prikhodskoi shkoly [Fundamentals of a Modern Parochial School]. In Khristianskie chteniya. Part 1.1, pp. 3-25.
13. Tikhomirov, D. I. (1903). Sbornik zakonopolozhenii i rasporyazhenii o tserkovnykh shkolakh Vedom-stva Pravoslavnogo ispovedaniya [Collection of Statutes and Orders on Church Schools of the Office of the Orthodox Confession]. 4th edition. Saint Petersburg. 248 p.
14. Tikhonov, N. S. (2024). Polozhitel'nye i otritsatel'nye storony tserkovno-prikhodskoi shkoly kontsa XIX - nachala XX veka [Positive and Negative Aspects of the Parochial School of the Late 19th - Early 20th Centuries]. In Obshchenauchnyi zhurnal. No. 1, pp. 70-78. DOI: 10.33920/nik-04-2401-09. EDN BECCKY.
15. Shelyuk, G. V. (2016). Zhurnal «Tserkovno-prikhodskaya shkola» - istochnik metodicheskogo obespeche-niya nachal'nykh shkol dukhovnogo vedomstva [The Magazine "Church and Parish School" is a Source of Methodological Support for Primary Schools of the Ecclesiastical Department]. In Nauka, tekhnika i obrazovanie. No. 1(19). URL: https://3minut.ru/images/PDF/2016/19/zhurnal-tserkovno-prikhodskaya.pdf (mode of access: 04.06.2024).