Научная статья на тему 'ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ В ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО В ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА '

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ В ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО В ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
182
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Донская и Новочеркасская епархия / архиепископ Митрофан (Симашкевич) / епископ Гермоген (Максимов) / Донской чрезвычайный епархиальный съезд / внутренняя жизнь Донской епархии в 1917 г. / Don and Novocherkassk diocese / Archbishop Mitrofan (Simashkevich) / bishop Germogen (Maksimov) / Don Extraordinary Diocesan Congress / interior life of the Don diocese in 1917

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чайкин Тимофей Константинович

Статья посвящена анализу внутренней жизни Донской и Новочеркасской епархии в 1917 г. Цель исследования — показать направления развития церковной жизни на территории Области Войска Донского накануне революционных событий, связанных с приходом к власти большевиков, изменением внутривойскового законодательства и учреждением Всевеликого Войска Донского. В исследовании применены историко-системный метод, а также принципы историзма, системности и объективности. На основании изучения комплекса источников — архивных документов делопроизводства Донской духовной консистории 1917 г. и публикаций в региональном периодическом издании «Донская христианская мысль» было показано, что после прихода к власти Временного правительства финансовая жизнь ряда приходских церквей по инициативе прихожан, связанных с образованными после прихода к власти Временного правительства местными исполнительными комитетами, была взята ими под контроль. Исполкомы настояли на прекращении внесения общеепархиальных взносов и инициировали изгнание священников из некоторых приходов. В апреле 1917 г. состоялся Чрезвычайный съезд духовенства и мирян, который продемонстрировал желание духовенства г. Н овочеркасска провести демократические реформы церковного управления, не поддержанные ни донскими преосвященными, ни большинством приходского духовенства. 18 июня (1 июля) 1917 г. Войско Донское возглавил генерал А. М . Каледин в статусе войскового атамана. Он предпринял ряд мер для стабилизации политической ситуации в Области Войска Донского. Однозначной позицией атамана стала поддержка Православной Российской Церкви, получившая горячий отклик как архиепископа Митрофана (Симашкевича) и епископа Гермогена (Максимова), так и подавляющего большинства приходского духовенства. Реакция на ряд революционных событий донских преосвященных и приходского духовенства позволяет сделать вывод о том, что священноначалие Донской епархии открыто поддерживало антибольшевистские силы. Принадлежность к Войску Донскому мыслилась духовенством как гарант защиты Православной Церкви от власти большевиков в пределах Области Войска Донского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Чайкин Тимофей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Church Life in the Region of the Donsky Army During the Revolution of 1917

This article represents an analysis of the interior life of the Diocese of the Don Land and Novocherkassk in 1917. The objective of this research is to reveal the development trends of the church life across the territory of the Don Army Land on the eve of revolutionary events related to the Bolsheviks’ accession to power, changes in the domestic legislation, and the establishment of the Great Don Army. This research utilizes the historical and system approach, as well as the principles of historicism and objectivism. Based on the study of a complex of resources, such as the 1917 archival record-keeping documents of the Don Consistory and the materials published in the local periodical Christian Thought of the Don, it has been shown that the local executive committees established after the Provisional Government’s accession to power took the control over the financial life of a series of parish churches, following the parishioners’ initiative. The executive committees insisted that paying in the common eparchial contributions be ceased and initiated the expulsion of priests from certain parishes. In April 1917, the extraordinary convention of priests and laymen was held, and it proved the intention of the priests from Novocherkassk to introduce some democratic reforms of the church governance, but they were never supported by the Right Reverends of the Don Land or by the majority of the parish priests. General A. Kaledin, who became commander of the Don Army as the Ataman on June 18 (July 1), 1917, took a series of measures to stabilize the political situation in the Don Army Region. The new ataman’s unambiguous position consisted in supporting the Russian Orthodox Church, and it evoked a warm response from Archbishop Mitrophan (Simashkevich) and Bishop Hermogenes (Maksimov), as well as from the absolute majority of the parish priests. The way the Right Reverends and the parish priests reacted to the revolutionary events drives to the conclusion that the authorities of the Don Diocese openly supported anti-Bolshevik forces. The clergy believed that being part of the Don Army provided the Orthodox Church with protection against the Bolsheviks’ power within the borders of the Don Army Land.

Текст научной работы на тему «ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ В ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО В ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА »

УДК 94(47)

Б01: 10.24411/2224-5391-2020-10311

Священник Тимофей Чайкин

церковная жизнь в области войска донского в период революции 1917 года

Аннотация. Статья посвящена анализу внутренней жизни Донской и Новочеркасской епархии в 1917 г. Цель исследования — показать направления развития церковной жизни на территории Области Войска Донского накануне революционных событий, связанных с приходом к власти большевиков, изменением внутривойскового законодательства и учреждением Всевеликого Войска Донского. В исследовании применены историко-системный метод, а также принципы историзма, системности и объективности. На основании изучения комплекса источников — архивных документов делопроизводства Донской духовной консистории 1917 г. и публикаций в региональном периодическом издании «Донская христианская мысль» было показано, что после прихода к власти Временного правительства финансовая жизнь ряда приходских церквей по инициативе прихожан, связанных с образованными после прихода к власти Временного правительства местными исполнительными комитетами, была взята ими под контроль. Исполкомы настояли на прекращении внесения общеепархиальных взносов и инициировали изгнание священников из некоторых приходов. В апреле 1917 г. состоялся Чрезвычайный съезд духовенства и мирян, который продемонстрировал желание духовенства г. Новочеркасска провести демократические реформы церковного управления, не поддержанные ни донскими преосвященными, ни большинством приходского духовенства. 18 июня (1 июля) 1917 г. Войско Донское возглавил генерал А. М. Каледин в статусе войскового атамана. Он предпринял ряд мер для стабилизации политической ситуации в области Войска Донского. Однозначной позицией атамана стала поддержка Православной Российской Церкви, получившая горячий отклик как архиепископа Митрофана (Симашкевича) и епископа Гермогена (Максимова), так и подавляющего большинства приходского духовенства. Реакция на ряд революционных событий донских преосвященных и приходско-

266

(се)]

© Т. К. Чайкин, 2020

го духовенства позволяет сделать вывод о том, что священноначалие Донской епархии открыто поддерживало антибольшевистские силы. Принадлежность к Войску Донскому мыслилась духовенством как гарант защиты Православной Церкви от власти большевиков в пределах Области Войска Донского.

Ключевые слова: Донская и Новочеркасская епархия, архиепископ Митрофан (симашкевич), епископ гермоген (Максимов), Донской чрезвычайный епархиальный съезд, внутренняя жизнь Донской епархии в 1917 г.

цитирование. Чайкин т. к., свящ. Церковная жизнь в Области Войска Донского в период революции 1917 года // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 3 (31). С. 266-284. DOI: 10.24411/2224-53912020-10311

Сведения об авторе. Чайкин Тимофей Константинович, священник — аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством (Россия, г. Москва). E-mail: tim_post@inbox.ru

Поступила в редакцию 16.12.2019 Принята к публикации 31.03.2020

В событиях русской революции и гражданской войны, охвативших Россию в первой четверти XX в., Дон играл исключительную роль — именно здесь возникло мощное сопротивление распространению большевизма в лице Добровольческой армии и была осуществлена попытка создания единственной в своем роде республики — Всевеликого Войска Донского — правового государства, идеология которого была чужда идей социализма. Историческая судьба донской республики была неразрывно связана с Православной Церковью. В связи с этим представляется важным изучить роль Православной Церкви в революционных событиях на Дону, проследить реакцию духовенства Донской и Новочеркасской епархии и православного казачества на гонения со стороны советской власти.

Историография проблемы не может быть определена как обширная. Только в последние годы появился ряд публикаций, в той или иной степени затрагивающих вопросы, связанные с особенностями положения Донской и новочеркасской епархии в 1917 г. Первым исследованием, в кото-

ром рассматривались особенности проведения политики советской власти в Донском регионе, была монография Д. А. Горбачева, написанная на основе защищенной им диссертации1. В исследовании Н. А. Решетовой, посвященном интеллигенции Дона2, затрагиваются события, связанные с церковной жизнью в 1917 г., но они акцентируются главным образом на Ростове-на-Дону, храмы и духовенство которого не входили в состав Донской и Новочеркасской епархии. В работах священника Е. А. Агеева3 рассматриваются события церковной жизни в Области Войска Донского в 1917-1930 гг., но они ограничиваются территорией верховых округов Области Войска Донского. Позиции православного духовенства Юга России в период общественно-политического кризиса посвящены статьи О. Ю. Редькиной4 и О. М. Морозовой5. В исследованиях А. В. Шадриной рассматриваются вопросы вмешательства во внутреннюю жизнь приходских храмов исполнительных комитетов, появившихся на Дону в 1917 г. в период Временного правительства, и реакция на эти события приходского духовенства6. В 2019 г. была опубликована статья Ю. А. Бирюковой, посвященная попытке донского духовенства сформулировать положение о

1 Горбачев Д. А. Донская голгофа. Советская власть и Русская Православная Церковь Дона 1917-1923 гг. Ростов н/Д., 2008.

2 Решетова Н. А. Интеллигенция Дона и революция (1917 — первая половина 1920-х гг.). М., 1998.

3 Агеев Е. а. Деятельность Филоновского благочиннического совета Хоперского округа Донской епархии во время революции и Гражданской войны (1917-1920 гг.) // Известия ВГПУ 2017. № 2. С. 180-187. Агеев е., свящ. Православная Церковь на Среднем Дону в соборный и послесоборный периоды (1917-1930 гг.). М., 2019.

4 редькина о. Ю. Духовенство Юга России в период общественно-политического кризиса (март 1917 — январь 1918 гг.): в поисках гражданского мира // Юг России: реформы, революции, поиски гражданского мира (памяти П. А. Столыпина): мат-лы Регион. научн. конф., г. Ростов-на-Дону, 1-2 июня 2011 г. / отв. ред. акад. Г. Г. Матишов. Ростов н/Д, 2011. С. 155-161.

5 Морозова о. М. Донское духовенство в годы революции и Гражданской войны // Юг России в условиях революционных потрясений, вооруженных конфликтов и социально-политических кризисов. 1917-2017. Ростов н/Д, 2017. С. 355-363.

6 Шадрина А. в. Приходское духовенство Области войска Донского в период революционных событий и Гражданской войны. 1917-1919 гг. // Философские и политические исследования. Вып. 2. Сб. научн. ст. / сост. С. Б. Борисов, Н. Ф. Чипинова; отв. ред. С. Б. Борисов. Шадринск, 2017. С. 105-115. Ее же. Под властью исполкомов. Донское духовенство в 1917 году // Донской временник. Год 2018-й. Вып. 26. Ростов-на-Дону, 2017. С. 85-87.

новой модели государственно-церковных отношений на заседаниях Донского чрезвычайного съезда духовенства и мирян в 1917 г.7

Основу настоящей статьи составляют источники: комплекс архивных документов фонда «Донская духовная консистория», хранящийся в Государственном архиве Ростовской области (ГАРО) и материалы регионального периодического издания «Донская христианская мысль» — еженедельного православно-христианского журнала, выходившего с июля 1917 г. по ноябрь 1919 г. при Донской духовной семинарии. В «Донской христианской мысли» публиковалась хроника событий местной церковной жизни 1917-1919 гг., что делает это издание важнейшим источником по истории Донской епархии указанного периода8.

Началу революционных событий 1917 г. в Области Войска Донского положило отречение от престола государя императора Николая II (2/15 марта) и великого князя Михаила Александровича (3/16 марта). Переход власти к Временному правительству в марте 1917 г. привел к «демократизации» общественной жизни на Дону и учреждению новых местных органов власти — исполнительных комитетов. К середине марта 1917 г. в разных местах Донской области было образовано свыше 300 местных комитетов9. Их основной обязанностью был контроль общественного порядка. Несмотря на это, к началу апреля 1917 г. комитеты по собственной инициативе стали грубо вмешиваться в жизнь Донской и Новочеркасской епархии, решив взять под контроль финансовую деятельность приходских церквей10.

В первую очередь комитеты настаивали на том, чтобы были прекращены обязательные отчисления приходов на «общеепархиальные» нужды. Вероятно, позиция местной революционной власти объяснялась личной неприязнью ее представителей к духовенству и неверными, явно завышенными, представлениями о доходах церквей.

Представляет интерес локализация населенных пунктов Области Войска Донского, приходы которых по инициативе местных испол-

7 Бирюкова Ю. А. Проблема формирования новой модели государственно-церковных отношений после февральской революции в решениях Донского чрезвычайного съезда духовенства и мирян 1917 г. // Научная мысль Кавказа. 2019. № 1. С. 64-70.

8 Шадрина а. в. История Донской духовной семинарии. Ростов н/Д, 2019. С. 92-93.

9 Шадрина А. в. Под властью исполкомов. Донское духовенство в 1917 году. С. 85.

10 Там же. С. 86.

нительных комитетов отказались от ежегодных взносов на поддержку епархиальных учреждений. Документы архива Донской духовной консистории свидетельствуют, что новые порядки распределения церковных средств были установлены в 31 казачьем населенном пункте — 12 казачьих станицах и хуторах и 19 крестьянских слободах и поселках. Платить взносы отказались верующие верховых станиц Березовской11 и Букановской12 и станиц Нижнего Дона Калитвенской13, Кочетовской14 и манычской15, а также хуторов Каныгин16, Кононов17, Кривокосский18, Нижне-Речинский19, Попов20, Секачев21, Трифонов22. Из крестьянских населенных пунктов, в которых проживало довольно зажиточное население, отказались платить епархиальные взносы в слободах Астаховой23, Бабинском Источнике24, Бобриково-Петровской25, Большой Кирсанов-

11 Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 226. Оп. 5. Д. 113 (О вмешательстве прихожан церквей ст. Кочетовской и хутора Каныгина от представления установленных с церквей взносов).

12 Там же. Д. 92 (О вмешательстве прихожан Покровской церкви ст. Букановской).

13 Там же. Д. 127 (Об уклонении прихожан церквей станицы Калитвенской и хуторов Попова и Кононова от представления общеепархиальных взносов).

14 Там же. Д. 113.

15 Там же. Д. 73 (Об уклонении прихожан Пятницкой церкви ст. Манычской от представления на епархиальные нужды церковных взносов).

16 Там же. Д. 113.

17 Там же. Д. 127.

18 Там же. Д. 126 (Об уклонении прихожан церкви хутора Кривокосского от представления общеепархиальных взносов и кружечных сборов).

19 Там же. Д. 121 (Об уклонении прихожан Рождество-Богородицкой церкви хутора Нижне-Речинского от представления общеепархиальных взносов).

20 Там же. Д. 127.

21 Там же. Д. 113.

22 Там же. Д. 122 (Об уклонении прихожан Рождество-Богородицкой церкви хутора Трифонова от представления взносов на общеепархиальные нужды).

23 Там же. Д. 124 (Об уклонении прихожан церквей Жив оно снов ской Бабинского Источника и Покровской слободы Астаховой от представления общеепархиальных взносов).

24 Там же.

25 Там же. Д. 123 (Об уклонении прихожан церквей слободы Бобриково-Петровской, Исаево-Дьяковой и Малокрепинской и поселков Большого Лога и Леоновского от

ке26, Верхне-Макеевке27, Исаевой28, Лысогорке29, Малой Кирсановке30, Ма-локрепинской31, Маньково-Березовой32, Матвеевом Кургане33 и поселках Большой Лог34, Греково-Тимофеевский35, Кульбаковский36, Леоновский37, Поповка38, Рогалик39, Усть-Гниловской40. Как видно, подавляющее большинство храмов, отказавшихся от внесения обязательных епархиальных взносов, находились в крестьянских поселках. Учитывая, что к 1920 г. в Донской и Новочеркасской епархии было 911 церквей41, количество приходов, отказавшихся оплачивать взносы на общеепархиальные нужды, составило 3,4 % от общего числа.

1 июля 1917 г., реагируя на сложившуюся ситуацию, Донской чрезвычайный съезд духовенства и мирян Донской и Новочеркасской епар-

представления общеепархиальных взносов).

26 ГАРО. Ф. 226. Оп. 5.. Д. 87 (О вмешательстве прихожан Троицкой церкви слободы Большой Кирсановки в дело ведения церковного хозяйства); Д. 115 (Об уклонении прихожан слоб. Лысогорки, Большой Кирсановки, Матвеева Кургана и поселка Кульбаковского от представления взносов на общеепархиальные нужды).

27 Там же. Д. 112 (Об уклонении прихожан церквей слободы Верхне-Макеевой и поселка Поповки от представления установленных церковных взносов).

28 Там же. Д. 123.

29 Там же. Д. 115.

30 ГАРО. Ф. 226. Оп. 5. Д. 101 (О вмешательстве приходского совета слободы Малой Кирсановки в церковные дела).

31 Там же. Д. 123.

32 Там же. Д. 108 (О вмешательстве прихожан церкви слободы Маньково-Березовой в дело ведения церковного хозяйства).

33 Там же. Д. 115.

34 Там же. Д. 123.

35 Там же. Д. 120 (Об уклонении прихожан церкви поселка Греково-Тимофеевского от представления общеепархиальных взносов и денежных сборов).

36 Там же. Д. 115.

37 Там же. Д. 123.

38 Там же. Д. 112.

39 Там же. Д. 89 (О вмешательстве прихожан Троицкой церкви поселка Рогалик в дело ведения церковного хозяйства).

40 Там же. Д. 90 (О вмешательстве исполнительного комитета пос. Усть-Гниловского в церковные дела).

41 Шадрина А. в. Храмы Донской и Новочеркасской епархии: конец XVII века — 1920 г. Справочник. Ростов н/Д, 2014. С. 16.

хии постановил прекратить внесение взносов на епархиальные нужды42. Очевидно, такое решение было принято в целях умиротворения большинства приходских общин, внутри которых начался раздор относительно справедливости и необходимости таких отчислений.

Деятельность исполнительных комитетов не ограничилась контролем финансовой деятельности церковных общин. Революционеры требовали изгнания из приходов священников, которыми были недо-вольны43. Причины неудовольствия были разными — от неуживчивого характера священнослужителей до отказа некоторых из них совершать молебны в честь нового «праздника» 1 мая44.

События революционного времени и общая эйфория ожидания разного рода «демократических свобод» не прошли мимо духовенства. В 1917 г. в среде градского пастырского собрания духовенства и мирян г. Новочеркасска созрела идея созыва Чрезвычайного епархиального съезда45 — «первого в летописях Дона свободного собрания духовенства и мирян»46.

Донской чрезвычайный епархиальный съезд начал свою работу 26 апреля 1917 г. в Новочеркасске в здании Донского епархиального женского училища. Он был санкционирован священноначалием, однако первые лица — епархиальный архиерей Донской и Новочеркасской епархии архиепископ Митрофан (Симашкевич) и викарный епископ Аксайский Гермоген (Максимов) на его заседаниях не присутствовали.

Созыв этого съезда не приветствовался и игнорировался церковной властью. Учитывая общую неспокойную обстановку в Православ-

42 Донецкий т., прот. Донской церковно-епархиальный совет и его деятельность в первые два месяца // Донская христианская мысль. 1917. № 5. С. 71.

43 Шадрина А. в. Под властью исполкомов. Донское духовенство в 1917 году. С. 85-87.

44 Рапорт священников слободы Амвросиевка Аристова и Китайского в Донскую духовную консисторию об отстранении от служения за отказ совершать молебен в честь 1 мая // ГАРО. Ф. 226. Оп. 22. Д. 50 (Дело об отказе священников слободы Амвросиевка служить молебен). Л. 4.

45 Там же. Оп. 5. Д. 78 (О созыве в 1917 г. Чрезвычайного епархиального съезда).

46 Приветственное слово председателя градского пастырского собрания протоиерея Тихона Донецкого Чрезвычайному донскому епархиальному съезду представителей духовенства и мирян в день его открытия 25 апреля 1917 года // Донская христианская мысль. 1917. № 1. С. 14.

ной Церкви, связанную со смещением с кафедр архиереев по инициативе местных съездов духовенства и мирян47, часто собиравшихся «самочинно», преосвященные предпочли не выражать публично свое мнение и ожидать результатов. Примером непочтительного отношения к архипастырям в ближайшей к Донской епархии Екатеринославской и Мариупольской епархии было публично выраженное Екатеринославским съездом клира и мирян недоверие как преосвященному Иоанну (Пом-меру), так и епархиальному епископу Агапиту (Вишневскому)48.

В приветственном слове председатель градского пастырского собрания, известный на Дону общественный деятель протоиерей Тихон Донецкий говорил: «Мы собрались сегодня на праздник Церкви как строители, вернее, восстановители ее соборной жизни в первоначальной чистоте и мощи»49. Идея возвращения Церкви к «соборной жизни» была очень популярна в среде донского духовенства, в частности проживавшего в Новочеркасске. Даже первый номер журнала «Донская христианская мысль» открывался программной статьей, в которой редакция оговаривала: «Журнал "Донская христианская мысль" будет служить <...> укреплению Церкви на началах соборности и разумной свободы в духе Христовом»50.

Со стороны Войска Донского в работе съезда, несмотря на отсутствие архиепископа Митрофана и епископа Гермогена, приняли участие временно исполняющий должность войскового атамана Волошинов и председатель Донского областного исполнительного комитета Петров-ский51. В президиум съезда были избраны в подавляющем большинстве члены педагогической корпорации Донской духовной семинарии52: председатель Л. Ф. Свидерский, товарищи председателя: И. Н. Чаусов и ректор Донской духовной семинарии протоиерей Д. С. Богоявленский.

47 рогозный П. г. Церковная революция 1917 года (Высшее духовенство Российской Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). СПб., 2008. 224 с.

48 Об удалении епископов // Донская христианская мысль. 1917. № 7. С. 105.

49 Приветственное слово председателя градского пастырского собрания. С. 14.

50 К читателям // Донская христианская мысль. 1917. № 1. С. 1.

51 Протокол № 1 заседания Чрезвычайного донского епархиального съезда представителей духовенства и мирян, бывшего 25 апреля 1917 г. // Донская христианская мысль. 1917. № 1. С. 15.

52 Шадрина А. в. История Донской духовной семинарии. С. 209-224.

Секретарями были избраны И. А. Глебов, Г. Л. Епифанович, священник В. Кожин53, И. К. Левицкий, священники И. Ефремов и И. Золотарев54.

Несмотря на то, что члены съезда, по замыслу его устроителей, должны были «пересмотреть и высказать свое мнение по многим вопросам <...> относительно епархиального хозяйства, норм церковной жизни и др.»55, заседания начались с вопросов, не выходящих за пределы повседневности. Так, исполняющий должность войскового атамана Во-лошинов поставил вопрос о необходимости оказать помощь жителям Донской области, пострадавшим от наводнения в апреле 1917 г.56 и о сборе пожертвований на сооружение памятника свободы в г. Новочеркас-ске57. В обоих случаях съезд постановил «произвести сборы» средств58.

После обращения исполняющего должность войскового атамана на съезде обсуждался самый животрепещущий вопрос — об отношении донского духовенства и мирян к монархии. Плененные иллюзией свободы, делегаты съезда вынесли резолюцию, характерную для клириков многих епархий Православной Российской Церкви апреля 1917 г.: «Свободно избранные делегаты от духовенства и мирян Донской епархии <. > постановили: выразить свою полную удовлетворенность падением старого режима, тормозившего проявление и развитие лучших стремлений человеческого духа к всеобщей свободе, равенству и брат-

53 Василий Иванович Кожин — сын псаломщика Донской и Новочеркасской епархии, родился в станице Кумылженской Области войска Донского. Окончил Донскую духовную семинарию, был рукоположен в священный сан архиепископом Донским и Новочеркасским Афанасием (Пархомовичем). В 1916 г. окончил Казанскую духовную академию. В 1917 г. был членом Поместного Собора Православной Российской Церкви от Области войска Донского. С 1920 г. клирик Кубанской епархии. После 1922 г. уклонился в обновленчество. В 1931 г., оставаясь в браке, был хиротонисан обновленческими «иерархами» во «епископа Темрюкского, викария Кубанской епархии». В 1935 г. стал обновленческим «митрополитом Северокавказским и Ставропольским». В 1945 г. через покаяние был введен в общение с Московской Патриархией. После развода с женой в 1946 г. хиротонисан во епископа Казанского и Свияжского. В 1954 г. возведен в сан митрополита Алеутского и Североамериканского.

54 Протокол № 1 заседания Чрезвычайного донского епархиального съезда. С. 15.

55 Чрезвычайный епархиальный съезд // Донская христианская мысль. 1917. № 1. С. 9.

56 Протокол № 2 заседания Чрезвычайного донского епархиального съезда представителей духовенства и мирян, бывшего 26 апреля 1917 г. // Донская христианская мысль. 1917. № 1. С. 29.

57 Там же.

58 Там же.

ству, и свою полную уверенность, что возврата к старому строю не будет, как строю гибельному для веры, Церкви и государства, и что только обновленный строй государственной жизни может дать благо и счастье гражданам единой неделимой России»59.

Эмоциональный настрой участников съезда проявился в восторженных оценках происходивших в стране революционных событий и их идейных вдохновителей. Например, председатель Государственной думы М. В. Родзянко был пафосно назван съездом «первым гражданином Русской земли, сумевшим в минуту опасности для политической жизни России объединить вокруг своего имени всех борцов за свободу и благо Русской земли»60.

Заседания съезда продолжались до 6 мая 1917 г. В процессе работы духовенство приняло ряд противоречивых постановлений, соответствовавших духу времени. Одно из них касалось вероисповедной политики государства. Участники съезда высказались за провозглашение в стране свободы совести и отказ от государственных привилегий Православной Церкви — «предоставить свободы вероисповедания всем без различия гражданам государства»61. «Православная Церковь не претендует на юридическое господство над другими исповеданиями»62. Тем не менее, духовенство не сочло возможным отказаться от финансирования государством «удовлетворения своих нужд»63.

Следуя веяниям времени, донское духовенство приняло решение об обязательности в церковной жизни Донской епархии выборного на-чала64. Выбирать предлагалось всех без исключения должностных лиц, начиная от епархиального архиерея, благочинного, настоятеля до церковного старосты. Примечательно, что «выборное начало» должно было вступить в силу «со времени настоящего съезда»65, не предполагая его ратификацию епархиальным архиереем.

59 Протокол № 2 заседания Чрезвычайного донского епархиального съезда. С. 29-30.

60 Там же. С. 30.

61 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

62 Там же.

63 Там же.

64 Протокол № 3 заседания Чрезвычайного донского епархиального съезда представителей духовенства и мирян, бывшего 27 апреля 1917 г. // Донская христианская мысль. 1917. № 1. С. 31.

65 Там же. С. 32.

Еще до окончания съезда в Донской и Новочеркасской епархии был учрежден Епархиальный совет66. В его компетенцию съездом был передан вопрос о замещении на выборной основе вновь открывающихся священнических и псаломщицких вакансий67. Архиепископ Митрофан (Симашкевич) предупредил об опасности рукоположения выбранных демократическом путем кандидатов в духовенство. Основываясь на распоряжении Синода, Владыка настаивал на том, чтобы в сан священника могли быть рукоположены только кандидаты с богословским образованием, в сан диакона — после испытаний специальной комиссией68.

Оценка деятельности Донского чрезвычайного съезда 1917 г. была неоднозначной. Его члены с удовлетворением отмечали, что «съезд <... > перестроил всю жизнь прихода»69, «даже Всероссийский съезд духовенства и мирян, бывший в Москве, немного прибавил к тому, что было решено на Донском съезде»70. Напротив, решения съезда вызвали негативную реакцию со стороны епархиальной власти и большинства приходского духовенства, не участвовавшего в этом собрании71. Принятые на съезде постановления так и не были реализованы, что позволило сохранить Церковь в тяжелые годы революционных потрясений.

После окончания работы съезда началась подготовка к Поместному Собору Российской Православной Церкви. В Донской и Новочеркасской епархии для избрания членов предстоящего Собора было созвано Епархиальное выборное собрание, которое состоялось 9 августа 1917 г. Выборы проходили согласно правилам, разосланным по епархиям Православной Российской Церкви Св. Синодом72. От Донской и Новочеркасской епархии членами собора были избраны: члены Собора от духовенства: 1-й член — священник Василий Кожин, 2-й член — священник В. Чернявский73; члены Собора от мирян: Ф. Кашменский, профессор

66 Донецкий т., прот. Донской церковно-епархиальный совет. С. 71.

67 Там же. С. 72.

68 Там же.

69 глебов и. О выборах на Всероссийский Поместный церковный Собор // Донская христианская мысль. 1917. № 5. С. 69.

70 Там же.

71 Там же.

72 Епархиальное выборное собрание // Донская христианская мысль. 1919. № 10. С. 154.

73 Там же.

Донского политехнического института Н. Абрамов, Л. Кунцевич74; заместители членов Собора от духовенства: священник Золотарев и священник М. Селютин; заместители членов Собора от мирян: Поляков, Коробейников, Голуб75.

Вскоре духовенство и мирян Донской епархии посетила скорбь по первым жертвам революционных событий. 15 июля 1917 г. в войсковом кафедральном соборе была совершена панихида по донским казакам, убитым в Петрограде. В служении участвовали архиепископ Митрофан, епископ Гермоген и часть соборного духовенства76. Служение панихиды архиерейским чином свидетельствовало о высоком значении донского казачества для Православной Церкви как ее защитников и хранителей православной веры.

С августа по ноябрь 1917 г. Православная Церковь в Области Войска Донского жила обыденной жизнью. Анализ делопроизводства Донской духовной консистории 1917 г. показывает, что в этот период в Донской и Новочеркасской епархии продолжалась постройка храмов, церковноприходских школ77 и их ремонт78; решались вопросы о наделении землей причтов приходских церквей79; продолжались централизованные сборы пожертвований на восстановление православия на Кавказе, оказание помощи Иерусалимской Патриархии, распространение православия между язычниками80, в пользу глухонемых81, пострадавшим от наводнения жителям Донской области82. Особенно следует акцентировать внимание на пр одолжающейся социальной деятельности епархии и донского духовенства, связанной с событиями Первой мировой войны. Помимо централизованного сбора пожертвований на нужды войны и устройство лазаретов, Донская духовная консистория проявляла заботу о пересе-

74 Депутаты от Донской епархии на Поместный Собор // Донская христианская мысль. 1917. № 8. С. 124.

75 Епархиальное выборное собрание // Донская христианская мысль. 1919. № 10. С. 154.

76 Панихида // Донская христианская мысль. 1917. № 5. С. 72.

77 ГАРО. Ф. 226. Оп. 5. Д. 2, 82, 84, 305, 309.

78 Там же. Д. 667.

79 Там же. Д. 5.

80 Там же. Д. 10-13.

81 Там же. Д. 79.

82 Там же. Д. 80.

ленцах, рассматривая вопросы о постройке для них церкви и школы83 и о временных мерах для подготовки кандидатов священства в переселенческие приходы епархии84.

В октябре — ноябре 1917 г. в Петрограде к власти пришли большевики. После провозглашения 25 октября / 7 ноября советской республики на Дону начало формироваться движение, целью которого было спасение России «от большевистской заразы»85. 12-14 ноября 1917 г. в Области Войска Донского состоялись выборы в Учредительное собрание. Их результаты, опубликованные современными историками, были впечатляющими. За социалистические партии здесь проголосовал 51 % — 704 692 избирателя из 1 406 620 человек86. На первом месте шли эсеры, на втором большевики, на третьем — меньшевики. Значительное число избирателей пошло за казачьим списком, он собрал 629 569 голосов, т. е. 45 %87. Такая расстановка сил свидетельствовала о неоднородности политических воззрений среди населения области Войска Донского, что объяснялось в первую очередь большим процентом «иногороднего» крестьянского населения среди жителей Дона.

18 июня (1 июля) 1917 г. Войско Донское, к которому присоединились недовольные большевистским режимом, возглавил генерал А. М. Каледин в статусе войскового атамана. он предпринял ряд мер для стабилизации политической ситуации в области Войска Донского.

Выражая поддержку войсковому правительству, викарный епископ Гермоген (Максимов) призвал жителей Новочеркасска к усиленным молитвам. 3 декабря 1917 г. он собрал градское духовенство и приходские советы на пастырское собрание, где предложил духовенству и мирянам обсудить меры и способы, «какие можно предпринять к уми-рению страстей и прекращению междоусобной брани»88. После обсуждения было решено совершить крестный ход вокруг города с произне-

83 ГАРО. Ф. 226. Оп. 5. Д. 2.

84 Там же. Д. 62.

85 Шадрина а. в. История Донской духовной семинарии. С. 193.

86 футорянский л. и. Казачество России в огне Гражданской войны (1918-1920 гг.). Оренбург, 2003. URL: https://docsportal.net/30183/ (дата обращения: 29.09.2019).

87 Там же.

88 лобов З., прот. Пятидневный крестный ход в г. Новочеркасске // Донская христианская мысль. 1917. № 25. С. 392.

сением проповедей на перекрестках и площадях89. Крестный ход должен был продолжаться на протяжении 5 дней — с 4 по 8 декабря 1917 г. Обращаясь к духовенству и прихожанам перед началом крестного хода, епископ Гермоген указал на страшные события, происходившие в городах Ростове и Нахичевани, где «произошло грандиозное сражение между большевиками и казаками, кадетами, юнкерами и др., восставшими против большевиков»90. Крестный ход привлек большое количество жителей Новочеркасска. Протоиерей Захария Лобов — будущий священ-номученик — вспоминал, что в 1917 г. «в последний день погода была плохая, дул ветер и шел густой снег, но, несмотря на дурную погоду, народ густыми толпами сопровождал крестный ход»91.

Итак, внутренняя жизнь Православной Церкви в Области Войска Донского в 1917 г. была обусловлена развитием революционных событий. Первая половина года, прошедшая под властью Временного правительства, была отмечена деятельностью местных исполнительных комитетов, которые, пытаясь контролировать внутреннюю жизнь приходов Донской и Новочеркасской епархии, вмешивались в нее. В апреле 1917 г. состоялся Донской чрезвычайный епархиальный съезд, продемонстрировавший настроения в среде либерального духовенства Донской и Новочеркасской епархии. Инициаторы проведения съезда, среди которых подавляющее большинство составляли члены педагогической корпорации Донской духовной семинарии, поддерживали демократизацию Церкви, однако донские преосвященные архиепископ Митрофан (Симашкевич), епископ Гермоген (Максимов) и большинство приходского духовенства не разделяли их воззрений. В ноябре 1917 г. приход к власти большевиков был отмечен в Новочеркасске 5-дневным крестным ходом, во время которого совершались молебны о прекращении междоусобной брани. Реакция на ряд революционных событий преосвященных и приходского духовенства позволяет сделать вывод о том, что священноначалие Донской епархии открыто поддерживало антибольшевистские силы. Принадлежность к Войску Донскому мыслилась духовенством как гарант защиты Православной Церкви от власти большевиков в пределах Области Войска Донского.

89 лобов З., прот. Пятидневный крестный ход в г. Новочеркасске. С. 392.

90 Там же. С. 392-393.

91 Там же. С. 393.

Священник Тимофей Чайкин Источники

1. глебов и. О выборах на Всероссийский Поместный церковный Собор // Донская христианская мысль. 1917. № 5. С. 69.

2. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 226. Оп. 5. Д. 2, 10, 11, 12, 13, 62, 67, 73, 78, 79, 80, 82, 84, 87, 89, 90, 92, 101, 108, 112, 113, 115, 120, 121, 122, 123, 124, 126, 127, 305, 309; Оп. 22. Д. 50.

3. Депутаты от Донской епархии на Поместный Собор // Донская христианская мысль. 1917. № 8. С. 124.

4. Донецкий т., прот. Донской церковно-епархиальный совет и его деятельность в первые два месяца // Донская христианская мысль. 1917. № 5. С. 72-73.

5. Епархиальное выборное собрание // Донская христианская мысль. 1919. № 10. С. 154.

6. К читателям // Донская христианская мысль. 1917. № 1. С. 1-3.

7. лобов З., прот. Пятидневный крестный ход в г. Новочеркасске // Донская христианская мысль. 1917. № 25. С. 392-393.

8. Об удалении епископов // Донская христианская мысль. 1917. № 7. С. 105.

9. Освобождение Ростова. Большевистское засилье в Ростове можно считать ликвидированным // Донская христианская мысль. 1917. № 25. С. 395.

10. Панихида // Донская христианская мысль. 1917. № 5. С. 72.

11. Приветственное слово председателя градского пастырского собрания протоиерея Тихона Донецкого Чрезвычайному донскому епархиальному съезду представителей духовенства и мирян в день его открытия 25 апреля 1917 года // Донская христианская мысль. 1917. № 1. С. 14-16.

12. Протокол № 1 заседания Чрезвычайного донского епархиального съезда представителей духовенства и мирян, бывшего 25 апреля 1917 г. // Донская христианская мысль. 1917. № 1. С. 15-16.

13. Протокол № 2 заседания Чрезвычайного донского епархиального съезда представителей духовенства и мирян, бывшего 26 апреля 1917 г. // Донская христианская мысль. 1917. № 1. С. 29-30.

14. Протокол № 3 заседания Чрезвычайного донского епархиального съезда представителей духовенства и мирян, бывшего 27 апреля 1917 г. // Донская христианская мысль. 1917. № 1. С. 31-32.

15. Чрезвычайный епархиальный съезд // Донская христианская мысль. 1917. № 1. С. 9.

Литература

1. Агеев Е. А. Деятельность Филоновского благочиннического совета Хоперского округа Донской епархии во время революции и Гражданской войны (1917-1920 гг.) // Известия Волгоградского государственного социально-педагогического университета. 2017. № 2. С. 180-187.

2. Агеев е., свящ. Православная Церковь на Среднем Дону в соборный и послесобор-ный периоды (1917-1930 гг.). М., 2019.

3. Бирюкова Ю. а. Проблема формирования новой модели государственно-церковных отношений после Февральской революции в решениях Донского чрезвычайного съезда духовенства и мирян 1917 г. // Научная мысль Кавказа. 2019. № 1. С. 64-70.

4. горбачев Д. А. Донская голгофа. Советская власть и Русская Православная Церковь Дона 1917-1923 гг. Ростов н/Д., 2008.

5. Морозова о. М. Донское духовенство в годы революции и Гражданской войны // Юг России в условиях революционных потрясений, вооруженных конфликтов и социально-политических кризисов. 1917-2017. Ростов-на-Дону, 2017. С. 355-363.

6. редькина о. Ю. Духовенство Юга России в период общественно-политического кризиса (март 1917 — январь 1918 гг.): в поисках гражданского мира // Юг России: реформы, революции, поиски гражданского мира (памяти П. А. Столыпина): материалы Региональной научной конференции, г. Ростов-на-Дону, 1-2 июня 2011 г. / отв. ред. акад. Г. Г. Матишов. Ростов-на-Дону, 2011. С. 155-161.

7. решетова Н. А. Интеллигенция Дона и революция (1917 — первая половина 1920-х гг.). М., 1998.

8. рогозный П. г. Церковная революция 1917 года (Высшее духовенство Российской Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). СПб., 2008.

9. футорянский л. и. Казачество России в огне Гражданской войны (1918-1920 гг.). Оренбург, 2003. URL: https://docsportal.net/30183/ (дата обращения: 29.09.2019).

10. Шадрина А. в. История Донской духовной семинарии. Ростов н/Д, 2019.

11. Шадрина А. в. Под властью исполкомов. Донское духовенство в 1917 году // Донской временник. Год 2018-й. Вып. 26. Ростов-на-Дону, 2017. С. 85-87.

12. Шадрина А. в. Приходское духовенство Области Войска Донского в период революционных событий и Гражданской войны. 1917-1919 гг. // Философские и политические исследования. Вып. 2. Сб. научных статей / сост. С. Б. Борисов, Н. Ф. Чипинова; отв. ред. С. Б. Борисов. Шадринск, 2017. С. 105-115.

13. Шадрина А. в. Храмы Донской и Новочеркасской епархии: конец XVII века — 1920 г. Справочник. Ростов н/Д, 2014.

Priest Timofei Chaikin

church life in the region of the donsky army during the revolution of 1917

Abstract. This article represents an analysis of the interior life of the Diocese of the Don Land and Novocherkassk in 1917. The objective of this research is to reveal the development trends of the church life across the territory of the Don Army Land on the eve of revolutionary events related to the Bolsheviks' accession to power, changes in the domestic legislation, and the establishment

of the Great Don Army. This research utilizes the historical and system approach, as well as the principles of historicism and objectivism. Based on the study of a complex of resources, such as the 1917 archival record-keeping documents of the Don Consistory and the materials published in the local periodical Christian Thought of the Don, it has been shown that the local executive committees established after the Provisional Government's accession to power took the control over the financial life of a series of parish churches, following the parishioners' initiative. The executive committees insisted that paying in the common eparchial contributions be ceased and initiated the expulsion of priests from certain parishes. In April 1917, the extraordinary convention of priests and laymen was held, and it proved the intention of the priests from Novocherkassk to introduce some democratic reforms of the church governance, but they were never supported by the Right Reverends of the Don Land or by the majority of the parish priests. General A. Kaledin, who became commander of the Don Army as the Ataman on June 18 (July 1), 1917, took a series of measures to stabilize the political situation in the Don Army Region. The new atamans unambiguous position consisted in supporting the Russian Orthodox Church, and it evoked a warm response from Archbishop Mitrophan (Simashkevich) and Bishop Hermogenes (Maksimov), as well as from the absolute majority of the parish priests. The way the Right Reverends and the parish priests reacted to the revolutionary events drives to the conclusion that the authorities of the Don Diocese openly supported anti-Bolshevik forces. The clergy believed that being part of the Don Army provided the orthodox Church with protection against the Bolsheviks' power within the borders of the Don Army Land.

Keywords: Don and Novocherkassk diocese, Archbishop Mitrofan (simashkevich), bishop Ger-mogen (Maksimov), don Extraordinary diocesan Congress, interior life of the don diocese in 1917.

Citation. Chaikin T. K., Priest. Tserkovnaia zhizn' v Oblasti Voiska Donskogo v period revo-liutsii 1917 goda [Church Life in the Region of the Donsky Army During the Revolution of 1917]. Vestnik ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the ekaterinburg Theological seminary, 2020, no. 3 (31), pp. 266-284. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10311

About the author: Chaikin Timofei Konstantinovich, Priest — Post-graduate student of Saints Cyril and Methodius School of Post-Graduate and Doctoral Studies, Executive Secretary of the Synodal Committee for Cooperation with the Cossacks (Russia, Moscow). e-mail: tim_post@inbox.ru

submitted on 16 december, 2019 accepted on 31 March, 2020

References

1. Ageev E. A. Deiatel'nost' Filonovskogo blagochinnicheskogo soveta Khoperskogo okruga Donskoi eparkhii vo vremia revoliutsii i Grazhdanskoi voiny (1917-1920 gg.) [Activities of the Filonovsky Deanery Council of the Khopersky District of the Don Diocese During Revolution and the Civil War (1917-1920)]. Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo sotsial'no-

pedagogicheskogo universiteta — Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, 2017, vol. 2, рр. 180-187.

2. Ageev E., sviashch. Pravoslavnaia Tserkov' na Srednem Donu v sobornyi i poslesobornyi periody (1917-1930 gg.) [The Orthodox Church in the Middle Don in the Conciliar and PostConciliar Periods (1917-1930)]. Moscow, 2019.

3. Biryukova Yu. A. Problema formirovaniia novoi modeli gosudarstvenno-tserkovnykh ot-noshenii posle Fevral'skoi revoliutsii v resheniiakh Donskogo chrezvychainogo s'ezda duk-hovenstva i mirian 1917 g. [The Problem of Formation of a New Model of Church-State Relations After the February Revolution in the Decisions of the Don Extraordinary Congress of the Clergy and Laity in 1917]. Nauchnaya mysl' Kavkaza — Scientific Thought of the Caucasus, 2019, no. 1, pp. 64-70.

4. Donetskii T., prot. Donskoi tserkovno-eparkhial'nyi sovet i ego deiatel'nost' v pervye dva mesiatsa [The Don Church-Diocesan Council and Its Activities in the First Two Months]. Donskaia khristianskaia mysl' — Don Christian Thought, 1917, no. 5, рр. 72-73.

5. Futorianskii L. I. Kazachestvo Rossii v ogne Grazhdanskoi voiny (1918-1920 gg.) [Cossack Community of Russia in Flames of the Civil War (1918-1920)]. Orenburg, 2003. Available at: https://docsportal.net/30183/ (accessed: 29.09.2019).

6. Glebov I. O vyborakh na Vserossiiskii Pomestnyi tserkovnyi Sobor [On the Elections to the All-Russian Local Church Council]. Donskaia khristianskaia mysl' — Don Christian Thought, 1917, no. 5, р. 69.

7. Gorbachev D. A. Donskaia golgofa. Sovetskaia vlast' i Russkaia Pravoslavnaia Tserkov' Dona 1917-1923 gg. [The Don Calvary. Soviet Power and the Russian Orthodox Church of the Don, 1917-1923]. Rostov-on-Don, 2008.

8. Lobov Z., prot. Piatidnevnyi krestnyi khod v g. Novocherkasske [A Five-Day Religious Procession in Novocherkassk]. Donskaia khristianskaia mysl' — Don Christian Thought, 1917, no. 25, рр. 392-393.

9. Morozova O. M. Donskoe dukhovenstvo v gody revoliutsii i Grazhdanskoi voiny [The Don Clergy in the Years of Revolution and Civil War]. IugRossii v usloviiakh revoliutsionnykhpo-triasenii, vooruzhennykh konfliktov i sotsial'no-politicheskikh krizisov. 1917-2017 [The South of Russia in Conditions of Revolutionary Upheavals, Armed Conflicts, and Social and Political Crises (1917-2017)]. Rostov-on-Don, 2017, pр. 355-363.

10. Red'kina O. Yu. Dukhovenstvo Iuga Rossii v period obshchestvenno-politicheskogo krizisa (mart 1917 — ianvar' 1918 gg.): v poiskakh grazhdanskogo mira [Qergy of the South of Russia During the Sociopolitical Crisis (March 1917 — January 1918): In Search of Civil Peace]. Iug Rosii: reformy, revoliutsii, poiski grazhdanskogo mira (pamiati P. A. Stolypina): materialy Regional'noi nauchnoi konferentsii, g. Rostov-na-Donu, 1-2 iiunia 2011 g. [South of Russia: Reforms, Revolutions, Searches for the Civil Peace (In Memory of P. A. Stolypin): Proceedings of the Regional Scientific Conference, Rostov-on-Don, June 1-2, 2011]. Ed. by G. G. Matishov. Rostov-on-Don, 2011, рp. 155-161.

11. Reshetova N. A. Intelligentsiia Dona i revoliutsiia (1917 — pervaia polovina 1920-kh gg.) [Intelligentsia of the Don and Revolution (1917 — First Half of the 1920s)]. Moscow, 1998.

12. Rogoznyi P. G. Tserkovnaia revoliutsiia 1917goda (Vysshee dukhovenstvo Rossiiskoi Tserk-vi v bor'be za vlast' v eparkhiiakh posle Fevralskoi revoliutsii) [Church Revolution of 1917 (High Clergy of the Russian Church in the Struggle for Power in Dioceses after the February Revolution)]. Saint Petersburg, 2008.

13. Shadrina A. V. istoriia donskoi dukhovnoi seminarii [History of the Don Theological Seminary]. Rostov-on-Don, 2019.

14. Shadrina A. V. Khramy donskoi i novocherkasskoi eparkhii: konets XVii veka — 1920 g. spravochnik [Churches of the Don and Novocherkassk Diocese: Late 17th Century — 1920. Reference-book]. Rostov-on-Don, 2014.

15. Shadrina A. V. Pod vlast'iu ispolkomov. Donskoe dukhovenstvo v 1917 godu [Under the Authority of Executive Committees. The Don Clergy in 1917]. donskoi vremennik [Don Temporary]. Rostov-on-Don, 2017, vol. 26. pp. 85-87.

16. Shadrina A. V. Prikhodskoe dukhovenstvo Oblasti Voiska Donskogo v period revoliutsi-onnykh sobytii i Grazhdankoi voiny. 1917-1919 gg. [The Parochial Clergy of the Don Army Region During the Period of Revolutionary Events and the Civil War. 1917-1919]. Filosovskie i politicheskie issledovaniia [Philosophical and Political Studies], Shadrinsk, 2017, issue 2, pp. 105-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.