К. Л. Карманов
ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА КАК ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДИАКОНА СЕРГИЯ ТРУБАЧЕВА «БРАТИЕ, СИЕ ДА МУДРСТВУЕТСЯ В ВАС» (Флп. 2:5-11)
Статья посвящена вопросам осмысления сущности и значимости церковно-певческого искусства. Церковное пение выполняет богословские функции и может быть одной из форм проповеди Евангелия. Период нового развития русской духовной музыки связан с деятельностью церковного композитора, дирижера и педагога диакона Сергия Зосимовича Трубачева (1919-1995). Его духовно-музыкальное наследие является своеобразным эталоном современного церковно-композиторского творчества. Возвышенность и глубина музыки авторских песнопений способствуют раскрытию полноты смысла канонических богослужебных текстов. Храмовое или внехрамовое пение может выступать одной из доступных разновидностей форм миссионерской деятельности Церкви. Описывается новый взгляд на экзегетику высшего богословия через средства музыкального языка. Приводится краткий музыковедческий анализ избранного духовного концерта.
Ключевые слова: Русская духовная музыка, богослужебное пение, церковно-певческое искусство, хоровое дирижирование, литургическое богословие, экзегетика, духовный концерт, музыковедение.
Пойте Богу разумно... (Пс. 46: 8).
Церковное пение как форма проповеди существует с момента возникновения богослужебной практики. Подтверждением этому служат яркие свидетельства наших современников. «Церковное пение, - вспоминает архиепископ Амвросий (Ермаков), ректор Московской духовной академии, - захватило меня с самого начала пути. Оно увлекло и научило полюбить службу и молитву... Пение! Церковное пение! Оно было и, уверен, остается для многих самым мощным и убедительным словом Церкви»1.
Церковное пение выполняет богословские функции, является формой богослужения и представляет собой «форму литургического богословия»2.
Православную иконопись называют богословием в красках, потому как через этот вид церковного искусства выражается созерцание Божества и Его проявлений в мире. Часто по такому же принципу определяют и церковное пение, называя его богословием в звуках. Однако к характеристике последнего определения следует отнестись с некоторой долей осторожности, потому как еще в конце XX в. французский богослов Н. В. Лосский3 поставил острый вопрос: «Почему одну музы-
1 Амвросий (Ермаков), архиепископ. Ректор МДА: Церковное пение научило меня любить службу и молитву / Архиепископ Амвросий (Ермаков) // Православие и Мир [Электронный ресурс]. - 2019. -Режим доступа: https://www.pravmir.ru/rektor-mda-tserkovnoe-penie-паисЫ1о-тепуа-1уиЫ^1и2ЬЬи-ьтоН^и/ - Дата доступа: 09.06.2019.
2 Балуева, Н. В. Регент: судьба и служение. Протоиерей Михаил Фортунато / Н. В. Балуева ; науч. ред. Н. Г. Денисов. - М. : Языки слав. культуры, 2012. - С. 166.
3 Николай Владимирович Лосский (1929-2017) - французский богослов и филолог-англист русского происхождения, с 2002 г. - священнослужитель Корсунской епархии Русской православной церкви в сане протоиерея (с 2009), клирик Всехскорбященского храма в Париже.
ку можно назвать богослужебной, а другую нет? Каков здесь критерий?»4. Наряду с этим вопросом следует учесть еще очень субъективный фактор - избирательную подверженность вкусовым предпочтениям, которая в значительной степени касается всякой музыки как вида искусства.
Содержательный строй молитв церковных песнопений заключает в себе догматическое и нравственное богословие. У святителя Игнатия (Брянчанинова) находим замечательное утверждение: «Посещающий неупустительно церковь и тщательно внимающий ее чтению и песнопению может отчетливо научиться всему нужному для православного христианина на поприще веры»5.
По слову Святейшего Патриарха Кирилла, «в первую очередь надо воцерковлять тех, которые сослужат нам. Что такое пение? Это сослужение»6. К сожалению, большая редкость сегодня встретить те храмы, на клиросах которых «литургическое пение обретает прежние формы благоговейного молитвенного предстояния Богу»7.
Изначально можно подумать, что все богословие церковного пения сводится лишь к доминирующему влиянию содер-
4 Лосский, Н. В. Богословские основы церковного пения / Н. В. Лосский // Мартынов, В. И. История богослужебного пения. -М. : Рус. огни, 1994. - С. 233.
5 Святитель Игнатий Брянчанинов. Избранные творения. Аскетические опыты: в 2 т. / святитель Игнатий Брянчанинов. - М. : Сибирская Благозвонница, 2012. - Т. 2. - С. 108.
6 Кирилл (Гундяев), патриарх. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на I Международном съезде регентов и певчих Русской Православной Церкви / Патриарх Кирилл (Гундяев) // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/ db/text/4702438.html - Дата доступа: 09.06.2019.
7 Языкова, И. К. Со-Творение образа. Богословие иконы / И. К. Языкова. - М. : ББИ, 2012. - С. 16.
жания гимнографических материалов, которые безусловно несут богословскую нагрузку через текст.
Выдающийся исследователь церковного пения и регент И. А. Гарднер указывал на три фактора, которые формируют церковное пение: богослужебный текст (то есть слово); богослужебный чин; музыкальный элемент8.
Схожие мысли встречаются у современного исследователя Н. В. Балуевой. Она указывает на «включенность в чино-последование» (участие в «богословии времени») и на «музыкальный элемент»9.
Проблемное поле богословия церковного пения коренится на стыке богословия, литургики и музыкального искусства.
Рубеж ХХ-ХХ1 вв. представляет собой время новой спиралевидной волны расцвета и осмысления церковно-певче-ского искусства. Этому способствуют: публикация ряда новых книг и тематических исследований; составление сборников аналитических статей, разносторонне характеризующих область церковного пения; возобновление архивоведческих работ и нотно-музыкальной издательской деятельности; обращение к церковной истории и изучение духовно-музыкального наследия предыдущих эпох. В этом наблюдается определенная тенденция изучения сущности и значимости богослужебного пения.
Такая волна созидательных процессов была вызвана одним из ключевых событий положительной истории православного мира в XX в. - празднованием 1000-летия Крещения Руси. Интерес к изучению духовной музыки не угасает и в начале XXI в. «Музыкальные произведения, - по слову Высокопреосвящен-
8 Гарднер, И. А. Церковное пение и церковная музыка / И. А. Гарднер // О церковном пении. Сб. статей. Сост. О. В. Лада. - М. :Талан, 1997. - С. 147.
9 Балуева, Н. В. Регент: судьба и служение. Протоиерей Михаил Фортунато. - С. 166.
нейшего Илариона, митрополита Волоколамского, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, - обладают тем удивительным свойством, что могут иногда в одно мгновение вознести наши ум и душу в неземные сферы. Эти моменты, когда вдохновение свыше, посетившее композитора, разделяют слушатели, показывают глубинную связь подлинного музыкального творчества и церковного священнослу-жения»10.
В этом контексте духовно-музыкальная деятельность диакона Сергия (Сергея Зосимовича) Трубачева (1919-1995) представляется весьма показательной. Современный авторитетный музыковед, доктор искусствоведения, Н. С. Гуляниц-кая, точно и справедливо подмечает: «Всесторонне образованный музыкант - композитор, дирижер и музыковед, - он сумел в короткий срок аккумулировать опыт русской школы и претворить его в стройной и многообразной жанровой системе»11.
С периодом нового развития русской духовной музыки с конца 80-х гг. прошлого века связана почти 18-летняя12 деятельность Сергия Зосимовича Трубачева как церковного композитора, который в последние месяцы своей земной жизни принял священный сан и был рукоположен во диакона.
10 Иларион (Алфеев), митрополит. Приветственное слово / Митрополит Иларион (Алфеев) // У святого Престола. Литургическая музыка православных священнослужителей [Ноты]. - М. : Живонос-ный Источник, 2012. - С. 3.
11 Гуляницкая, Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века / Н. С. Гуляниц-кая. - М. : Языки слав. культуры, 2002. - С. 292.
12 В Музее священника Павла Флоренского хранятся автографы произведений диакона Сергия Трубачева, написанных в период с 1977 по 1995 гг. «Величит душа Моя Господа». Гармонизация Знаменного распева для смешанного хора. Это самая ранняя из датированных автором партитур. В черновом автографе указывается 5.11.1977.
Для развития церковного искусства никогда не было достаточно одного таланта. Тщательное изучение накопленного опыта, анализ контекста исторических событий и связь с традицией направляют творческую личность. Современный исследователь, собиратель и главный редактор изданий церковно-музыкального наследия диакона Сергия Трубачева, священник Михаил Асмус считает, что «только носители традиции способны создать истинно церковное произведение, будь то в архитектуре, в церковной живописи, в церковно-певческом исполнительстве или композиции»13.
«Молитвенное постижение духовной реальности - по мысли священника Павла Флоренского, тестя Трубачева, - соединяется с восприятием ее красоты и приводит к богословскому раскрытию религиозной символики песнопений»14. Размышляя над этими словами выдающегося русского религиозного философа, можно попытаться найти схожие отголоски в церковных песнопениях Трубачева. Современный исследователь М. В. Генченкова считает музыку диакона Сергия Тру-бачёва своего рода «эталоном современного церковно-компо-зиторского творчества»15. Она отмечает возвышенность и глубину песнопений, что способствует полноте раскрытия смысла канонических текстов и помогает слушателю лучше понять их молитвенное содержание.
Сергей Зосимович Трубачев происходил из благочестивого русского рода потомственных священнослужителей. Он родился 26 марта 1919 г. в селе Подосиновец Архангельской епар-
13 Трубачев, С., диакон. Полное собрание богослужебных песнопений [Ноты]: в 2 т. / Сост. игумен Андроник (Трубачев), диакон Михаил Асмус. - М. : Живоносный Источник, 2007. - Т. 1. - С. 12.
14 Трубачев, С., диакон. Избранное. Статьи и исследования / С. Трубачёв. - М. : Прогресс-Плеяда, 2005. - С. 342.
15 Генченкова, М. В. Личность композитора Сергея Трубачева в его статьях и воспоминаниях / М. В. Генченкова // Вестн. славянск. культур. - 2017. - Т. 44. - С. 180.
хии. Его отцом был протоиерей Зосима Васильевич Трубачев, который в 1938 г. окончил жизненный и пастырский путь мученической смертью. На Архиерейском Соборе в 2000 г. отец Зосима прославлен в сонме новомучеников Российских16.
Отец Зосима оказал очень значимое влияние на формирование личности своего сына, пример его ревностного служения явился твердым стержнем для христианского воспитания. Поэтому Сергей Зосимович сформировался верующим музыкантом, который системно представлял структуру самих церковных служб.
В рамках исследования рассмотрим духовный концерт диакона Сергия Трубачева «Братие, сие да мудрствуется в вас» (Флп. 2:5-11) с некоторых богословских позиций, которые были описаны выше. Для наглядности можно опираться на иллюстративный материал17, который визуально структурирует информацию по теме исследования.
Текст из послания святого апостола Павла к Филиппийцам 2:5-11 (240 зач.) по Уставу принято читать за Литургией в большинство Богородичных праздников. Именно он и был положен на музыку диаконом Сергием Трубачевым. На время создания духовного концерта указывают примечания в последней книге «Полного собрания богослужебных песнопений» - сентябрь 1994 г. (л. 1034 об. и 1037). При издании партитуры была использована ксерокопия чистового автографа композитора (л. 10381039 об.) с учетом правки карандашом18.
16 Основы социальной концепции Русской Православной церкви. Деяние юбилейного освященного Архиерейского собора Русской Православной церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века: юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной церкви. - М., 2000. - С. 96.
17 [Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа: Ы1р8://с1ск. ru/GdzZi - Дата доступа: 19.06.2019.
18 Трубачев, С., диакон. Полное собрание богослужебных песнопений [Ноты]: в 2 т. / Сост. игумен Андроник (Трубачев), свя-
В рукописи автора, - «для мужского хора», Скорее всего, Трубачев создавал этот концерт в расчете на хор Троице-Сер-гиевой Лавры и Московских духовных школ, которым управлял архимандрит Матфей (Мормыль).
Приведем текст духовного концерта с музыкальными остановками, которые проставил сам композитор в виде таковых разделений:
Братие] сие да мудрствуется в вас] еже и во Христе Иисусе] Иже во образе Божии сый] не восхищением непщева быти равен Богу] Но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии челове-честем быв, и образом обретеся якоже человек] Смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя] Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене] Да о имени Иисусове всяко колено поклонится Небесных, и земных, и преисподних. И всяк язык исповесть] яко Господь Иисус Христос] в славу Бога Отца] в славу Бога Отца.
Текст духовного концерта полностью совпадает с тем порядком чтения за богослужением, как он приводится в книге Апостол (зач. 240), за исключением сознательного повторения последней фразы «в славу Бога Отца». Композитор использует этот прием для усиления нарастающей динамической кульминации, к которой органично подводится смысл всего апостольского зачала.
Опираясь на толкование блж. Феофилакта Болгарского19, была составлена таблица20, в которой тезисно изложены смысловые акценты разбираемого текста.
щенник Михаил Асмус. - М. : Фонд развития православной музыкальной культуры «Живоносный Источник», 2018. - Т. 2, кн. 2. - С. 307.
19 Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла / блаженный Феофилакт Болгарский // Толкование на Апостол. - М. : Летопись, 2016. - С. 626-657.
20 Братие, сие да мудрствуется в вас. Текст духовного концерта диакона Сергия Трубачева. Изъяснительная схема. [Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа: https://c1ck.ru/GVHXF - Дата доступа: 09.06.2019.
В тексте этого послания к Филиппийцам (одной из любимейших общин апостола Павла, христианам македонского города Филиппы) слышен ключевой ответ на вопрос «Кто такой Иисус Христос и что Он совершил на земле?»
Данный духовный концерт является примером экзегетического толкования избранного текста апостольского послания через средства музыкального языка. Зная, что «понимание Священного Писания немыслимо вне святоотеческой экзеге-зы»21, все же считаем возможным рассмотреть композиторское раскрытие образно-эстетической духовной сферы и определить это как способ донесения Слова Божьего. Такое воздействие возможно за счет синкретической передачи слова и музыки в процессе вдумчивого восприятия хорового исполнения партитуры.
Глубже раскрывает мысль об экзегетическом подходе диакона Сергия архиепископ Амвросий (Ермаков): «Мы никак не могли спеть так, как он [Сергей Зосимович] хотел „да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных, земных и преисподних". И тогда отец Сергий в каком-то отчаянии сказал: „Братья, ну неужели вам не знакомо сладчайшее Имя Иисусово? Кому, как не вам, знать это Имя?". И он сказал это так, что мы поняли, что перед нами не просто композитор, не просто музыкант, а человек, который знает, что такое умная молитва, которому известно умное делание. Перед нами человек, который любит Бога! И вот этими словами просто в самое сердце пронзает нас, не понимающих того, что понимает он»22.
21 Сидоров, А. И. Основные тенденции развития и характерные черты древнехристианской и ранневизантийской экзегезы (II - начало VIII вв.) / А. И. Сидоров // Образовательный портал СЛОВО. [Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа: https://www.porta1-s1ovo.ru/ Шео1о§у/44900^р - Дата доступа: 09.06.2019.
22 Амвросий (Ермаков), архиепископ. В МДА прошел традиционный Филаретовский вечер, приуроченный к 100-летию со дня рождения диакона Сергия Трубачева / Архиепископ Амвросий (Ер-
Для раскрытия богословского смысла Трубачев задействовал композиторские приемы и средства музыкальной выразительности. Рассмотрим некоторые из них по партитуре концерта, которая является ксерокопией автографа Трубаче-ва23. Существуют и другие редакции этой партитуры24.
Форма. Музыкальный материал имеет нетрадиционную структуру. Ее можно определить как свободную одночастную форму сквозного типа. Тесная взаимосвязь музыкальной интонации с текстовой основой. С целью усугубления смыслового значения некоторых ключевых слов текста апостольского зачала автор использует неквадратность музыкальных построений. Партитура не имеет четких членений, она лишь смысло-во разделена по текстовым остановкам на 13 тактовых построений, представляющих собой единую музыкальную ткань.
Фактура. Единый строгий фактурный принцип не выдерживается, использован смешанный тип хоровой фактуры. Трубачев свободно сочетает мощные унисоны (удвоенные ок-тавные унисоны) с плотным многоголосием (двух-, трех-, четырех- ... шестиголосием). В этом улавливается связь со стили-
маков) // Официальный сайт Московской духовной академии [Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа: https://www.mpda.ru/ regent/news/text/6382507.htm1 - Дата доступа: 09.06.2019.
23 Трубачев, С., диакон. Из Послания к Филиппийцам 240 зач. Для мужского хора. Нотный автограф. Партитура. [Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа: https://c1ck.ru/GVHVN - Дата доступа: 09.06.2019.
24 Партитура концерта Трубачева «Братие, сие да мудрствуется в вас» существует в нескольких печатных изданиях (Рождественский праздничный триптих. Нотное приложение к записи объединенного хора ТСЛ и МДАиС / Ред. архимандрит Матфей (Мормыль). -М., 1999. - С. 52-54 и Трубачев, С., диакон. Полное собрание богослужебных песнопений: в 2 т. - Т. 2, кн. 2. - С. 225-227), а также она распространяется в свободном доступе в сети интернет, и в частных нотных библиотеках регентов.
стическими чертами «нового направления» московской шко-лы25, идущими от С. В. Смоленского и А. Д. Кастальского.
Динамика музыкального развития ярко окрашивается за счет таких приемов, как постепенное фактурное уплотнение ^тО, тембральное насыщение и тесситурное разрастание голосов. Трубачев расслаивает партии первых теноров и вторых басов (прием от народной песенности).
Отец Сергий задействовал те прогрессивные и обновляющие фактурные явления в духовной музыке, которые отмечал еще А. В. Никольский, а именно - фактурное прорастание, двух-, трех-, четырехголосие (и более), их свободное чередование, а также выдержанные октавные хоровые педали.
Ладо-гармонические особенности. Помимо традиционной мажоро-минорной системы применяется чистая диатоника, которая нередко встречается в других сочинениях композитора. Тональность духовного концерта переменная: до-минор постепенно трансформируется в параллельный ми-бемоль мажор. Можно отметить, что композитор довольно часто в своих сочинениях использует бемольную сферу26. В ладото-нальном развитии наблюдается гибкая цепочка сменяющихся тональностей первой степени родства27.
Кварто-квинтовый фонизм. Трубачев применяет его с изобразительной целью в качестве яркого колористическо-
25 В области церковного пения под «Новым направлением» понимают композиторское движение, которое зародилось в последней четверти XIX в. с целью обновления и восстановления древнерусской традиции через возвращение к истокам русского национального стиля пения. Среди ярких представителей этого движения можно выделить А. Д. Кастальского, А. В. Никольского, С. В. Рахманинова и др.
26 В тональности до-минор у Трубачева написаны концерты «Кто ны разлучит от любве Божия» и «Похвала любви».
27 В партитуре можно проследить следующую тональную смену: c-moll - f-moll - Es-dur - g-moll - B-dur - g-moll - c-moll -Es-dur - c-moll - Es-dur - As-dur - Es-dur.
го приема. В хоровом звучании улавливается строгая архаика, придающая некоторую гармоническую суровость и в тоже время космическую невесомость.
Эффект колокольности. Попытка передать отдаленное звучание колоколов посредством повисающих хоровых партий (вторые тенора - на словах «иже во образе Божии сый», либо в партиях крайних голосов на словах «еже паче всякаго име-не и др.). Интонации колокольности имеют не столько иллюстративный характер, сколько придают музыке образно-эмоциональное значение. Для музыкального языка русских композиторов XIX-XX вв. колокольные звучания довольно часто наполняли звуковую атмосферу, придавая музыке внеземное, космическое звучание28.
Мелодия. Традиционные мелодические обороты, близкие к народно-песенной интонации, либо стилизованные под древний напев. Развитие мелодического мышления подчинено текстовым потребностям, прослушивается первичная задача ясного донесения слова. Такой же принцип тексто-мелодиче-ской иерархии был описан византийским философом и богословом IV в. святителем Григорием Нисским: «Напев сплетается с божественными словами ради того, чтобы само звучание и движение голоса изъясняло скрытый смысл, стоящий за словами»29.
Ритм. Преобладают четверти в несимметричном чередовании с более крупными длительностями, что обусловлено смысловыми акцентами на ключевые слова в содержании текста. Относительно редкое использование восьмых - как выразительный прием, который подчеркивает мелодическую ли-
28 Трубачев, С., диакон. Избранное... - С. 508.
29 S. P. N. Gregorii episcopi Nysseni. Tractatus prior in psalmorum inscriptions / S. P. N. Gregorii episcopi Nysseni // Patrologiae Cursus Com-pletus. Series Graeca : in 161 vol. / ed.: J.-P. Migne. - 1800-1875. - Vol. 44. -1858. - Col. 444D.
неарность звукового рисунка голосоведения и плавную ступенчатость гармонических изменений. Дважды встречается пунктирный ритм на ударных слогах (на словах: «крестныя» и «поклонится»), что акцентирует изломленность мелодической линии голосоведения и выделяет характер напряженного интонирования при пропевании этих слов.
Агогические указания. В самом начале автографа партитуры проставлено: «Строго и величаво». Эти два слова очень емко характеризуют состояние, при котором надлежит прочитывать апостольское зачало за богослужением.
Первые такты духовного концерта Трубачев излагает в экспозиционном строгом церковном соответствии, что весьма образно передает общехоровое прочтение начального обращения «братие». Это выражено через унисонный октавный зачин в средней тесситуре голосов с мерным ритмически-временным изложением, так музыка подготавливает и настраивает слушателя.
Скрупулезно выписывая в партитуре концерта лаконичные текстовые указания, композитор как бы раскрывает свой замысел и подсказывает будущему дирижеру (регенту-интерпретатору) характер звуковедения, агогические отклонения, динамическое развитие и даже выбор штриховой палитры.
В экзегетическом плане весьма ценно, что предложенные ремарки могут быть применимы к характеру произнесения тех слов апостольского текста, напротив которого они проставлены.
1. Напротив слова «Иисусе» (завершение стиха Флп. 2:5) композитор указывает ремарку «мягче, спокойнее», при этом он вводит мелодическое распевание ударного слога, чтобы выделить это главное слово несколько подвижным элементом верхнего голоса. Указывает на призыв и внутреннее благоговение автора перед именем Господа.
2. «Тише смягчая» проставлено над словами «но себе умалил, зрак раба приим...» (начало стиха Флп. 2:7). Здесь выде-
ляется повествование о том, как Христос, Самовластный Господь, «умалился», сделался подобным человеку.
3. «Сдержанно и величественно» - указание над словами «Темже и Бог Его превознесе» (начало стиха Флп. 2:9). Выделено возвышенной тембральной звукописью на фоне удержанной октавной педализации низких басов в крайнем регистровом участке диапазона голосов. Стих воспринимается как неспешное перенесение в горний мир, который находится в большом отрыве от земли - на выдержанном слове «Бог» фиксируем диапазон голосов, который разрастается в две с половиной октавы между крайними голосами (бас второй и тенор первый). Повисающий низкий бас-профундо символизирует плоть, которой свойственно унижение, а высокие голоса возносятся туда, где свершилось таинственное наречение Сына Божьего. Указание «мягче» на словах, пропеваемых средними голосами (баритон и тенор второй) «и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене», подчеркивает близость восприятия, соотносимого с этим стихом Евангельского текста, «и рождаемое святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35).
4. «Спокойно, светло» - на словах «Да о имени Иисусо-ве всяко колено поклонится» (начало стиха Флп. 2:10). Одно из раскрывающихся полнозвучных мест, которое благоговейно возвышает светлый образ Иисуса Христа. На слове «поклонится» композитор применяет едва ощутимую нисходящую мелодическую интонацию у вторых теноров, что символизирует «начало преклонения главы» с указанием на неспешность sostenuto (сдержанно), следом наступает распев на ударном слоге, который возвращает основную мелодическую линию вверх (завершение поклона).
5. Указание «прозрачно» на словах «небесных» образно характеризует ангельский мир. Композитор в этом фрагменте музыкального изложения проставляет паузы у басов, а первых теноров выписывает в самой крайней точке голосового диапа-
зона (си-бемоль 1-й октавы), и это на тихой динамике piano, что в исполнительском отношении создает повисающую светлую тембральную бестелесность. Совсем рядом находится следующая ремарка, «постепенно утяжеляя». Она проставлена на словах «и преисподних». Здесь Трубачёв вновь использует изобразительный момент: подключается басовая партия в низкой тесситуре, что иллюстрирует образ мира дольнего.
6. «Энергично» - так начинается кульминационное развитие со слов «и всяк язык исповесть» (начало стиха Флп. 2:11). На плотной динамике forte звучит весь хор, показывая этим всеобщее согласие, что Господь Иисус Христос есть Господь и Бог. После стремительного взлета всех голосов вверх на выдержанном слове «Господь» наблюдается внезапный динамический спад, который так и выписан - «тише» на словах «Иисус Христос». Указание штрихового звуковедения «певуче» со слов «в славу Бога Отца» приходится на гармоническую кульминацию - зафиксированный аккорд си-бемоль минора30, который неожиданно останавливает звучание хора, привлекая слушателя к Богу.
7. Трубачев единственный раз позволяет себе привести повтор текста, тем самым завершая духовный концерт нарастающей в усилении звучания выпуклой кульминацией «в славу Бога Отца». Плотность звучания достигается за счет разрастающейся фактуры мужского хора, которая увеличивается до устойчивого 6-ти голосия (!) с расширением диапазона голосов до двух с половиной октав. Торжествующее ликование, которое мажорно утверждает, что в прославлении Единородного заключается слава Отца.
30 В гармоническом отношении этот аккорд можно мыслить, как кратковременный эпизод в As-dur с внезапным отклонением во вторую ступень. Либо же исходить от общей завершающей тональности Es-dur, тогда как проявление минорной доминанты («Рахмани-новская гармония»).
Духовный концерт Трубачева был включен в состав программного нотного сборника «Рождественский праздничный триптих», специально посвященного 2000-летию Рождества Христова, составителем которого выступил архимандрит Матфей (Мормыль)31. Торжественным песнопением Трубачева завершается II часть триптиха - «Нас ради родися Отроча младо -Превечный Бог» - ликующее воспевание Рожденного Богомла-денца Христа32.
Не только внешняя красота авторской музыки, но и духовное наполнение, проявившееся в сотрудничестве архимандрита Матфея и диакона Сергия Трубачева, способствовали раскрытию богословского смысла музыкальных сочинений. Храмовое или внехрамовое пение может быть одной из разновидностей форм проповеди Евангелия, либо частью миссионерской, апостольской деятельности Церкви. Московский исследователь Н. С. Гуляницкая особенно подчеркивает, что «музыка С. Трубачева - живое дыхание богословия, выраженного через музыкальную интонацию, отшлифованную в веках и облаченную в гармонию новейшего времени»33.
31 Рождественский праздничный триптих. Нотный сборник / сост. архимандрит Матфей (Мормыль) [Ноты]. - М. : Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, 2010. - С. 52.
32 Карманов, К. Л. Музыкальное творчество архимандрита Матфея (Мормыля) / К. Л. Карманов // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. - 2012. - Вып. 1 (3). - С. 175.
33 Гуляницкая, Н. С. Диалог? Интертекст? Язык автора? О творческом методе С. Трубачева / Н. С. Гуляницкая // Церковный композитор [Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа: http:// www.churchcomposer.ru/fileload/other/Gulianitskaya.Trubachev.pdf -Дата доступа: 09.06.2019.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Амвросий (Ермаков), архиепископ. В МДА прошел традиционный Филаретовский вечер, приуроченный к 100-летию со дня рождения диакона Сергия Трубачева / Архиепископ Амвросий (Ермаков) // Официальный сайт Московской духовной академии [Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа: mpda.ru/regent/news/text/6382507.html - Дата доступа: 09.06.2019.
2. Амвросий (Ермаков), архиепископ. Ректор МДА: Церковное пение научило меня любить службу и молитву / Архиепископ Амвросий (Ермаков) // Православие и Мир [Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа: https://www.pravmir.ru/ rektor-mda-tserkovnoe-penie-nauchilo-menya-lyubit-sluzhbu-i-тоН1ш/ - Дата доступа: 09.06.2019.
3. Балуева, Н. В. Регент: судьба и служение. Протоиерей Михаил Фортунато / Н. В. Балуева ; науч. ред. Н. Г. Денисов. -М. : Языки слав. культуры, 2012. - 435 с.
4. Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла / блаженный Феофилакт Болгарский // Толкование на Апостол. - М. : Летопись, 2016. - 920 с.
5. Братие, сие да мудрствуется в вас. Текст духовного концерта диакона Сергия Трубачева. Изъяснительная схема. [Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа: https://clck.ru/ СУИХБ - Дата доступа: 09.06.2019.
6. Гарднер, И. А. Церковное пение и церковная музыка / И. А. Гарднер // О церковном пении. Сб. статей. Сост. О. В. Лада. - М. : Талан, 1997. - С. 146-155.
7. Генченкова, М. В. Личность композитора Сергея Труба-чева в его статьях и воспоминаниях / М. В. Генченкова // Вестн. славянск. культур. - 2017. - Т. 44. - С. 180-188.
8. Гуляницкая, Н. С. Диалог? Интертекст? Язык автора? О творческом методе С. Трубачева / Н. С. Гуляницкая // Церков-
ный композитор [Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа: http://www.churchcomposer.ru/fileload/other/Gulianitskaya. Trubachev.pdf - Дата доступа: 09.06.2019.
9. Гуляницкая, Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века / Н. С. Гуляницкая. - М. : Языки слав. культуры, 2002. - 443 с.
10. Иларион (Алфеев), митрополит. Приветственное слово / Митрополит Иларион (Алфеев) // У святого Престола. Литургическая музыка православных священнослужителей [Ноты]. - М. : Живоносный Источник, 2012. - С. 3-4.
11. Карманов, К. Л. Музыкальное творчество архимандрита Матфея (Мормыля) / К. Л. Карманов // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. - 2012. - Вып. 1 (3). - С. 145-184.
12. Кирилл (Гундяев), патриарх. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на I Международном съезде регентов и певчих Русской Православной Церкви / Патриарх Кирилл (Гундяев) // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/4702438.html -Дата доступа: 09.06.2019.
13. Лосский, Н. В. Богословские основы церковного пения / Н. В. Лосский // Мартынов, В. И. История богослужебного пения. - М. : Рус. огни, 1994. - С. 233-238.
14. Основы социальной концепции Русской Православной церкви. Деяние юбилейного освященного Архиерейского собора Русской Православной церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века: юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной церкви. -М., 2000. - 112 с.
15. Рождественский праздничный триптих. Нотный сборник / сост. архимандрит Матфей (Мормыль) [Ноты]. - М. : Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, 2010. -102 с.
16. Святитель Игнатий Брянчанинов. Избранные творения. Аскетические опыты: в 2 т. / святитель Игнатий Брянчанинов. - М. : Сибирская Благозвонница, 2012. - Т. 2. - 243 с.
17. Сидоров, А. И. Основные тенденции развития и характерные черты древнехристианской и ранневизантийской экзегезы (II - нач. VIII вв.) / А. И. Сидоров // Образовательный портал СЛОВО. [Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа: https://www.portal-slovo.ru/theology/44900.php - Дата доступа: 09.06.2019.
18. Трубачев, С., диакон. Избранное. Статьи и исследования / С. Трубачев. - М. : Прогресс-Плеяда, 2005. - 720 с.
19. Трубачев, С., диакон. Из Послания к Филиппийцам 240 зач. Для мужского хора. Нотный автограф. Партитура. [Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа: https://clck. ru/GVHVN - Дата доступа: 09.06.2019.
20. Трубачев, С., диакон. Полное собрание богослужебных песнопений [Ноты]: в 2 т. / Сост. игумен Андроник (Трубачев), диакон Михаил Асмус. - М. : Живоносный Источник, 2007. - Т. 1. - 300 с.
21. Трубачев, С., диакон. Полное собрание богослужебных песнопений [Ноты]: в 2 т. / Сост. игумен Андроник (Тру-бачев), священник Михаил Асмус. - М. : Фонд развития православной музыкальной культуры «Живоносный Источник», 2018. - Т. 2, кн. 2. - 320 с.
22. Языкова, И. К. Со-Творение образа. Богословие иконы / И. К. Языкова. - М. : ББИ, 2012. - 460 с.
23. S. P. N. Gregorii episcopi Nysseni. Tractatus prior in psalmorum inscriptiones / S. P. N. Gregorii episcopi Nysseni // Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca : in 161 vol. / ed.: J.-P. Migne. - 1800-1875. - Vol. 44. - 1858. - Col. 431-444.
K. R. KapuanoB
CHURCH MUSIC AS AN EXEGETIC TOOL IN THE STUDY OF THE WORK OF DEACON SERGEI TRUBACHEV «LET THIS MIND BE IN YOU WHICH WAS ALSO IN CHRIST JESUS» (PHILIPPIANS 2:5)
Konstantin L. Karmanov
This article focuses on the questions of essence and meaning of church music art. Church music performs theological functions and could be one of the type of Bible sermons. The period of the new development of Russian church music is associated with the work church composer, conductor and teacher deacon Sergei Zosimovich Trubachev (1919-1995). His spiritual and musical heritage is a kind of standard of modern church-composer creativity. The elevation and depth of the music of the author's chants contribute to the disclosure of the full meaning of the canonical liturgical texts. Temple or extratemple singing may be one of the available varieties of forms of Church missionary activity. It presents a fresh view on theological exegesis through the means of music language. The article provides a short music analysis of the chosen concert of sacred music.
Keywords: Russian sacred music, liturgical singing, church music art, choir conducting, liturgical theology, exegesis, sacred music concert, musicology.