Научная статья на тему 'Церковь св. Василия на Великом дворе: спорные вопросы топографии Киева XI–XII вв.'

Церковь св. Василия на Великом дворе: спорные вопросы топографии Киева XI–XII вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
церковь св. Василия / Трехсвятительская церковь / княжеский двор / Софийские ворота / Старокиевская гора / Святослав Всеволодович / Church of St. Basil / Church of Three Saints / princely court / Sophia Gate / Starokievskaya Hill / Sviatoslav Vsevolodovich

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитрий Михайлович Котышев

В статье излагаются соображения относительно некоторых спорных моментов исторической топографии древнего Киева, в частности локализации церкви св. Василия, упоминаемой в летописи. На основе анализа летописного и археологического материала делается вывод о том, что упоминаемые под 6691 (1184) и 6488 (980) — 6496 (988) гг. церкви являются совершенно разными постройками. Одна из них была возведена на территории «города Владимира» в конце X в., вторая — в конце XII в. в пределах «Великого Ярославова двора» и отождествляется с Трехсвятительской церковью, разрушенной в 1934–1935 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Church of St. Basil on the Great Courtyard: Controversial Issues in the Topography of Kiev in the 11th–12th Centuries

The article presents some ideas regarding certain disputed aspects of the historical topography of the ancient Kiev, specifically the localization of the Church of St. Basil mentioned in the chronicles. Based on the analysis of the chronicle and archaeological evidence, it is concluded that the churches mentioned under the years 6691 (1184) and 6488 (980) – 6496 (988) are entirely different constructions. One of them was built within the “City of Vladimir” in the late 10th century, while the other was constructed in the late 12th century within the “Great Yaroslav’s Courtyard” and is identified with the Church of Three Saints destroyed in 1934–1935.

Текст научной работы на тему «Церковь св. Василия на Великом дворе: спорные вопросы топографии Киева XI–XII вв.»

ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 4 2023

Д. М. Котышев

Церковь св. Василия на Великом дворе: спорные вопросы топографии Киева Х1-Х11 вв.

УДК 271.2-523-9"10/11" DOI 10.47132/1814-5574_2023_4_248 EDN AMIBPG

Аннотация: В статье излагаются соображения относительно некоторых спорных моментов исторической топографии древнего Киева, в частности локализации церкви св. Василия, упоминаемой в летописи. На основе анализа летописного и археологического материала делается вывод о том, что упоминаемые под 6691 (1184) и 6488 (980) — 6496 (988) гг. церкви являются совершенно разными постройками. Одна из них была возведена на территории «города Владимира» в конце X в., вторая — в конце XII в. в пределах «Великого Ярославова двора» и отождествляется с Трехсвятительской церковью, разрушенной в 1934-1935 гг.

Ключевые слова: церковь св. Василия, Трехсвятительская церковь, княжеский двор, Софийские ворота, Старокиевская гора, Святослав Всеволодович.

Об авторе: Дмитрий Михайлович Котышев

Кандидат исторических наук, доцент, педагог доп. образования МБОУ «Лицей № 13» г. Троицк

Челябинской области.

E-mail: grizli973@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0009-0001-9560-1591

Для цитирования: Котышев Д.М. Церковь св. Василия на Великом дворе: спорные вопросы топографии Киева XI-XII вв. // Христианское чтение. 2023. № 4. С. 248-253.

Статья поступила в редакцию 01.02.2023; одобрена после рецензирования 13.03.2023; принята к публикации 10.04.2023.

KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 4 2023

Dmitry M. Kotyshev

The Church of St. Basil on the Great Courtyard: Controversial Issues in the Topography of Kiev in the 11th-12th Centuries

UDK 271.2-523-9"10/11" DOI 10.47132/1814-5574_2023_4_248 EDN AMIBPG

Abstract: The article presents some ideas regarding certain disputed aspects of the historical topography of the ancient Kiev, specifically the localization of the Church of St. Basil mentioned in the chronicles. Based on the analysis of the chronicle and archaeological evidence, it is concluded that the churches mentioned under the years 6691 (1184) and 6488 (980) - 6496 (988) are entirely different constructions. One of them was built within the "City of Vladimir" in the late 10th century, while the other was constructed in the late 12th century within the "Great Yaroslav's Courtyard" and is identified with the Church of Three Saints destroyed in 1934-1935.

Keywords: Church of St. Basil, Church of Three Saints, princely court, Sophia Gate, Starokievskaya Hill, Sviatoslav Vsevolodovich.

About the author: Dmitry Mikhailovich Kotyshev

Ph.D. in History, Associate Professor, Educator at the Supplementary Education Department of Lyceum

No. 13, Troitsk, Chelyabinsk Oblast, Russia.

E-mail: grizli973@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0009-0001-9560-1591

For citation: Kotyshev D. M. The Church of St. Basil on the Great Courtyard: Controversial Issues in the Topography of Kiev in the 11lh-12lh Centuries. Khristianskoye Chteniye, 2023, no. 4, pp. 248-253.

The article was submitted 01.02.2023; approved after reviewing 13.03.2023; accepted for publication 10.04.2023.

Под 6691 (1184/5 мартовским) годом (см.: [Бережков, 1963, 202]) в Ипатьевской летописи читается следующее: «В то же л£т свщена быс цркы стго Васильж жже стоить в КиевЪ на велиц^мь двор£ великимь свщниемь мсца генварж во первыи днь свщнымъ митрополитомъ и блжнымъ Никифоромъ епспомъ Гюрговьскимъ и архи-мандритомъ Печерьскымъ игоуменомъ Васильемь создан^ еи бывши Стославомъ Всеволожичемь и созва на пир тотъ доуховныи свщного митрополита Никофора инъ1 епспы игоумены и всь стльскии чинъ и Кижнъ и быша весели и гапоусти £ и разии-дошасж во свожси» (ПСРЛ, 1998, 634).

Одним из важных обстоятельств данного известия является возможность более-менее точно локализовать княжой двор, именуемый в тексте «Великим двором». Этот вопрос имеет давнюю историографическую традицию. Еще М. Ф. Берлинский писал, что что «каменная церковь Трехсвятительская первоначально в 989 г. построена св. Владимиром... на месте бывшего главного Перунова капища» [Берлинский, 1820, 66-67]. В дальнейшем эта мысль была подробно развита Н.В. Закревским. Исследователь киевской старины полагал, что «церковь св. Василия была первоначально основана Владимиром I в 988 г. на месте капища Перунова, стоявшего над Боричевым ввозом; в 1183 г. храм сей возобновлен Святославом II и теперь известен под именем Трехсвятительской церкви». Отсюда Закревский делал вывод, что «Ярославов княжий дворец на Великом дворе был вблизи древнейшей церкви св. Василия» [Закревский, 1866, 840]. Схожее мнение позже высказывал и Н. И. Петров (см.: [Петров, 1897, 108]).

Указанная точка зрения активно развивалась и в советское время. Так, В. А. Бо-гусевич увязывал расположение Великого двора с местонахождением Васильевской церкви (см.: [Богусевич, 1957, 14-15]). Его поддержал П. П. Толочко (см.: [Толочко, 1972, 124]), а несколько позже — и С.Р. Килиевич (см.: [Килиевич, 1982, 102]).

В основе всех вышеназванных построений лежит идея об отождествлении церкви св. Василия, заложенной Святославом Всеволодовичем в 1183 г., с церковью, сооруженной Владимиром Святославичем в 996 г. Насколько оправданным является это предположение?

Трехсвятительская церковь, известная по источникам XVП-XIX вв., находилась на территории, занимаемой ныне зданием МИД Украины. Храм был разобран в 19341935 гг.; серьезных архитектурно-археологических исследований постройки произведено не было. На основании сохранившихся планов и фотографий, а также фотофиксации процесса разборки П. А. Раппопорту удалось приблизительно датировать постройку 2-й пол. XII в. (см.: [Раппопорт, 1982, 10]). Содержание процитированного в начале статьи летописного отрывка, на мой взгляд, свидетельствует в пользу мнения о возведении новой церкви («создан^ еи бывши Стославомъ Всеволожичемь»), а не об обновлении старой.

Само расположение Трехсвятительской церкви, будучи привязано к современной карте Киева, позволяет, на мой взгляд, заключить, что она находилась либо вне пределов «города Владимира», либо на самой его границе. При определении границ «города Владимира» сейчас, как правило, используются данные С. Р. Килиевич (см. «Археологическую карту киевского детинца»). Согласно этим данным, граница Владимирова «града» проходила вдоль склонов Старокиевской горы и далее от Пейзажной аллеи параллельно Большой Житомирской ул. и поворачивала в сторону Десятинной ул. и далее до Андреевского спуска.

Нетрудно заметить: предложенные границы в основном соответствуют линиям укреплений XVII в. С. Р. Килиевич, наряду с другими современными исследователями, полагала, что укрепления XVII в. были воздвигнуты на месте древнерусских валов и рвов.

Однако такое предположение порождает ряд вопросов. Единственным реально зафиксированным репером границы, предлагаемой С. Р. Килиевич является местонахождение Софийских ворот. Софийские ворота в литературе известны с конца XVII в. — именно к этому времени относят план Киева, составленный полковником П. Ушаковым по приказу воеводы П. Хованского и указанию Петра I. На этом плане

показаны остатки Софийских ворот, которые просуществовали до 1798 г., пока не были разобраны. М. Ф. Берлинский видел эти ворота незадолго до их разборки и отмечал «необыкновенную форму кирпичей и самого строения» [Берлинский, 1820].

В дальнейшем фундаменты Софийских ворот были открыты в 1893 г. (см.: [Петров, 1897, 53-54; Антонович, 1902, 137-138]) и впоследствии неоднократно исследовались [Стефанович, 1935, 189-190; Самойловський, 1952, 74]. Представление о древнерусском характере постройки высказал Н. И. Петров, эту идею поддержали впоследствии И. М. Самойловский, М. К. Каргер, Н. Г. Логвин [Самойловський, 1965, 183-188; Каргер, 1961, 90; Логвин, 1987, 170]. Позднее Я.Е. Боровский и И. И. Мовчан, ссылаясь на Расписной список Киева 1687 г., предположили, что Софийские ворота в кон. XVII в. подверглись полной перестройке [Боровський, Мовчан, 1998, 86-87].

Из текста Расписного списка Киева, опубликованного в 1982 г., явно следует, что Софийские ворота были построены именно в указанном году, в ходе строительства был выкопан ров «глубиной в два аршина, в трехаршинную сажень». В качестве забутовки был использован камень с Трахтемировского городища и еще «сорок возов бутового камня накопали в Киеве» (см.: [Алфёрова, Харламов, 1982, 34-36]).

Аргументом в пользу древности Софийских ворот обычно приводят факт обнаружения остатков рва к северу (раскопки на Б. Житомирской ул., д.8б, в 1913 г.) и к югу от ворот (строительство дома по Б. Житомирской ул., д.6а, в 1911 г. и по Б. Житомирской ул., д.2, в 1988-1989гг.) Также по оси ворот в 2001 г. были выявлены остатки конструкций вала из деревянных клетей (раскопки по Б. Житомирской ул., д.2) (см.: [Мовчан, Боровський, Гончар, 2003, 150-162]). Однако, как показали обследования вблизи остатков ворот, в 18 м от перекрестка Б. Житомирской и Владимирской ул., сами ворота не примыкали к остаткам рва и вала, а на предполагаемой линии укреплений по оси ворот располагалась городская застройка Х1-Х11 вв. (см.: [Боровський, Мовчан, 1998]).

Данное обстоятельство позволило Д. Д. Ёлшину и В. К. Козюбе независимо друг от друга прийти к выводу о том, что возведенные в XVII в. киевские укрепления не имеют никакого отношения к древнерусским, более того, не являются их реконструкцией. Проведенный Д. Д. Ёлшиным анализ строительного материала фундаментов Софийских ворот привел исследователя к убедительному выводу о поздне-средневековом характере данной постройки. В. К. Козюба полагает, что возведенные в XVII в. укрепления Верхнего Киева не имеют никакого отношения к древнерусским укреплениям и тем более не являются их реконструкцией [Козюба, 2008, 244, рис. 7]. Исследователь ссылается на результаты раскопок 1988-1989, 1993, 1998 и 2001 гг., со всей очевидностью показывающие, что на трассе рва «города Владимира» уже в XII в. располагались жилые и хозяйственные постройки [Боровский, Архипова, Калюк, Сыромятников, 1988; Мовчан, Боровський, Гончар, 1евлев, 2001, 9-12, 24, 28; Мовчан, Боровський, Климовський, 1998, 79].

Следовательно, граница «города Владимира», предложенная в работах С. Р. Ки-лиевич, является очень условной; тем более что уже в XII в. укрепления Владимирова времени, являющиеся своеобразным маркером киевского детинца, были срыты. Судя по расположению, церковь св. Василия (Трехсвятительская) находилась прямо на трассе засыпанного рва или в самой непосредственной близости от него. Такое расположение Трехсвятительской церкви позволяет локализовать Великий (он же Ярославов) двор не в центре «города Владимира», а фактически на бывшей границе киевского детинца X-XI вв. Именно эта локализация, предложенная в свое время В.А. Богусевичем (см.: [Богусевич, 1957, 14-22]), более всего соответствует, на мой взгляд, результатам современных археологических разысканий (см.: [Козюба, 2008, 262-264]).

Из всего сказанного следует, что древнейшая церковь св. Василия, упоминаемая в ПВЛ, — совершенно отличная от Трехсвятительской церкви постройка. ПВЛ сообщает, что после крещения киевлян князь Владимир «постави црквь стго Васильж на холм£ ид£же стожше кумири Перунъ и прочии идеже требы творжху кнжзь и людье» (ПСРЛ,

1997, 103). Более точно расположение этой церкви определяется в записи под 6488 (980) г.: «и нача кнжжити Володимеръ въ КиевЪ единъ и постави кумиръ1 на холму вн£ двора теремнаго... на томъ холм£ нъш£ црки стоить стго Васильж есть» (ПСРЛ, 1997, 67). Теремной двор, по мнению большинства специалистов, — древнейшая княжеская резиденция на территории первоначального городища на Старокиевской горе (см.: [Козюба, 2008, 258]), отгороженного от остальной части рвом. Следовательно, выражение «вн£ двора теремнаго» может означать расположение вне огороженной территории. С большой долей вероятности остатки древнейшей церкви св. Василия следует искать среди построек монументального комплекса кон. Х в.

Анализ полевой документации раскопок В. В. Хвойки 1907 г. дал основание Д. Д. Ёлшину предположить, что сооружение, открытое в 50 м к западу от северозападного угла Десятинной церкви и в 30 м от северо-восточного угла галереи «западного» дворца, является остатками не светской, а культовой постройки (см.: [Ёлшин, 2008, 153]). По информации А. А. Спицына, сделавшего в свое время выписки из дневников В. В. Хвойки, в раскопе № 17 был вскрыт слой камня со следами извести, который исследователь принял за мастерскую по обработке камня (см.: [Корзухина, 1956, 332-334]).

Опубликовавшая эту информацию Г. Ф. Корзухина предположила, что слой камня, скорее всего, являлся развалом монументального каменного сооружения. В раскопе №21 была выявлена стена из бороздчатого кирпича, датируемого не ранее XIII в. В кладке был отмечен вторично использованный тонкий квадратный кирпич кон. X в. (на основании этого Г. Ф. Корзухина предположила, что здание было ремонтировано в XIII в.). На соседнем участке № 20 Хвойкой были выявлены «фундаменты какой-то гражданской постройки, прикрытые сверху двумя сплошными повалившимися один на другой слоями штукатурки, обрушившейся вместе со степами здания. Лицевая сторона этой штукатурки оказалась украшенной богатой фресковой росписью» (Хвойка, 2008, 88). Дополнительная информация из дневников Спицына говорит о том, что на фресках были «изображения нескольких человеческих фигур в натуральную величину» и орнамент [Корзухина, 1956, 340]. Есть основание согласиться с мнением Д. Д. Ёлшина, что «фигуративный характер фресок может также указывать на то, что постройка была не аналогичной светским, а представляла собой культовую постройку, возможно, небольшую церковь» [Ёлшин, 2008, 149].

На мой взгляд, есть основание рассматривать остатки этой постройки как следы той самой церкви св. Василия, упоминаемой под 980 и 988 гг. Полная идентичность строительных материалов из развалин постройки материалам Десятинной церкви является серьезным аргументом в пользу подобного предположения.

Источники и литература

1. Алфёрова, Харламов (1982) — Алфёрова Г.В., Харламов В.А. Киев во второй половине XVII века. Киев, 1982. 159 с.

2. Антонович (1902) — Антонович В. Б. Осмотр членами XI Археологического съезда достопримечательностей Старого города // Труды XI Археологического съезда в Киеве (1899). М., 1902. С. 137-138.

3. Бережков (1963) — БережковН..Г. Хронология русского летописания. М., 1963.

4. Берлинский (1820) — Берлинский М. Ф. Краткое описание Киева. СПб., 1820.

5. Богусевич (1957) — Богусевич В.А. Про феодальш двори Киева XI-XШ ст. // Археолог. 1957. Т. XI. С. 14-20.

6. Боровский, Архипова, Калюк, Сыромятников (1988) — Боровский Я.Е., Архипова Е.И., КалюкА.П, Сыромятников А. К. Археологические исследования в «Верхнем Киеве» в 1988 г. (отчет о раскопках по ул. Большой Житомирской, 2 и наблюдениях за земляными работами) // НА 1А НАНУ. Ф. 1988/17.

7. Боровський, Мовчан (1998) — Боровський Я.6., Мовчан I.I. Швденш (Софшсью) ворота в обороннш OTCTeMÎ кшвського дитинця // Iсторiя Русi-Украïни (кторико-археологчний збiрник). Ктав, 1998. С. 84-91.

8. Ёлшин (2008) — Ёлшин Д. Д. Комплекс монументальных сооружений конца X века на Старокиевской горе: археологический, историко-архитектурный и градостроительный аспекты: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2008. (Рукопись).

9. Закревский (1868) — Закревский Н.В. Описание Киева. М., 1868. Т. 2. 951 с.

10. Каргер (1961) — Каргер М. К. Древний Киев. М.; Л., 1961. Т. 2. 661 с.

11. Килиевич (1982) — Килиевич С. Р. Детинец Киева IX — первой половины XIII веков: По материалам археологических исследований. Киев, 1982. 175 с.

12. Козюба (2008) — Козюба В. К. «Мкто Володимира» у Киевк кторична реальшсть чи iсторiографiчний мiф? // Стародавнш 1скоростень i слов'янськ гради. Коростень, 2008. Т. 1. С. 237-271.

13. Корзухина (1956) — Корзухина Г. Ф. Новые данные о раскопках В. В. Хвойко на усадьбе Петровского в Киеве // Советская археология. 1956. Т. XXV. С. 318-336.

14. Логвин (1987) — Логвин Н Г. К вопросу о строительной технике и формах архитектурных сооружений Киева начала X-XII в. // Труды V Международного конгресса славянской археологии. М., 1987. Т. III. С. 169-172.

15. Мовчан, Боровський, Гончар (2003) — Мовчан I.I, Боровський Я. 6, Гончар В. М. Нове у вивченш оборонних споруд Киева // Новi дослщження давшх пам'яток Киева. К., 2003. С. 150-162.

16. Мовчан, Боровський, Гончар, 1евлев (2001) — Мовчан 1.1., Боровський Я. 6., Гончар В. М, ¡евлев М. М. Зви про археолопчш дослщження на вул. Великш Житомирськш, 2 м. Киева у 2001 р. // НА 1А НАНУ. Ф. 2001/11.

17. Мовчан, Боровський, Климовський, (1998) — Мовчан I. I, Боровський Я. 6., Климовсь-кий С. I. Зви про археолопчш дослщження Староктвсько'1 експедицп 1А НАН Украши у м. Киевi 1998 р. по вул. Володимирськш, 12 // НА 1А НАНУ. Ф. 1998/4.

18. Петров (1897) — Петров Н. И. Историко-топографические очерки древнего Киева. Киев, 1897. 268 с.

19. Раппопорт (1982) — Раппопорт П. А. Русская архитектура X-XIII вв.: Каталог памятников. Л., 1982. 136 с.

20. Самойловський (1965) — Самойловський I. М. Мкька брама X ст. у Киевi // Археолопя. 1965. Т. XIX. С. 183-188.

21. Самойловський (1952) — Самойловський I. М. Розвщки i розкопки в Киевi та його око-лицях в 1947-1948 гг. // Археолопчш памятки УРСР. 1952. Т. III. С. 73-84.

22. Стефанович (1935) — Стефанович В. З археологчних розвщкових розкопок 1913 р. в Киевi // НЗ 11МК АН УРСР. 1935. Кн. 5-6. С. 189-190.

23. Толочко (1972) — Толочко П.П. 1сторична топографiя стародавнього Киева. Кгав, 1972.

24. Хвойка (2008) — Хвойка В. В. Древние обитатели Среднего Приднепровья и их культура в доисторические времена (с комментариями и иллюстрациями). К., 2008.

Список сокращений

ПВЛ — «Повесть временных лет»

ПСРЛ — Полное собрание русских летописей

НА 1А НАНУ — Науковий архiв 1нституту археологи Нащонально'1 академп наук Украши

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.