Научная статья на тему 'Цепочка создания ценности туристского продукта'

Цепочка создания ценности туристского продукта Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3499
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕПОЧКА СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТЬ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА / ПЛАНОВЫЙ ТУРИЗМ / САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ЦЕПОЧКА СПРОСА / ЦЕПОЧКА ПОСТАВОК

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рубцова Н.В.

В статье, посвященной феномену цепочки создания ценности туристского продукта, представлен авторский подход к содержанию понятия, основанный на положениях современной концепции цепочки создания ценности. Приведена классификация цепочек создания ценности туристского продукта. Отмечено, что по признаку «доминирующее звено цепочки» можно выделить три вида цепочек создания ценности туристского продукта: доминирование поставщика, доминирование посредника, доминирование потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цепочка создания ценности туристского продукта»

40 (271) - 2012

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДК 338.48

цепочка создания ценности туристского продукта

н. в. рубцова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента сервиса E-mail: runatasha21@yandex. ru Байкальский государственный университет экономики и права, г. иркутск

В статье, посвященной феномену цепочки создания ценности туристского продукта, представлен авторский подход к содержанию понятия, основанный на положениях современной концепции цепочки создания ценности. Приведена классификация цепочек создания ценности туристского продукта. Отмечено, что по признаку «доминирующее звено цепочки» можно выделить три вида цепочек создания ценности туристского продукта: доминирование поставщика, доминирование посредника, доминирование потребителя.

Ключевые слова: цепочка создания ценности, ценность туристского продукта, плановый туризм, самодеятельный туризм, цепочка спроса, цепочка поставок.

Одной из значимых тенденций развития современного туристского рынка является изменение взаимоотношений между его участниками — поставщиками и потребителями туристских продуктов, что обусловлено усложнением потребительского спроса на туристские услуги. Если во второй половине ХХ в. туристский спрос формировался преимущественно под воздействием туристского предложения, то в XXI в. ситуация меняется на противоположную. В современных условиях наблюдается расширение и углубление дифференциации потребительских запросов, подкрепленные

расширяющимися финансовыми и временными возможностями туристов.

В докладе Future Traveller Tribes-2020, представленном экспертами компаний Amadeus IT Group, устойчивой тенденцией современных туристских компаний обозначена «гуманизация технологии», под которой понимается «интуитивное взаимодействие между путешественниками и теми, кто их обслуживает». Более того, по мнению экспертов, будущие путешественники будут более избирательными, информированными и весьма требовательными, поэтому туристские компании должны быть готовы к растущему разнообразию запросов и возможностей [37]. Таким образом, в современных условиях развития туризма спрос на туристские услуги определяет предложение: туристы не только активно участвуют в создании туристского продукта (плановый туризм1), но также, используя инновационные технологии, могут самостоятельно создать свой собственный туристский продукт (самодеятельный туризм). Поскольку

1 По способу организации различают плановый и самодеятельный туризм. Плановый туризм — любые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые организаторами туризма—туроператорами. Самодеятельный туризм—специфический вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе [6].

именно спрос на туристские услуги определяет содержание и структуру соответствующего предложения, то представляется необходимым адекватное изучение данного процесса.

Восприятие потребителем туристского продукта и соответствующее формирование спроса предполагают уточнение понятий «туристский продукт» и «ценность туристского продукта». Туристский продукт — это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и/или других услуг) по договору о реализации туристского продукта [10]. Данная трактовка определяет сущность туристского продукта прежде всего с точки зрения производителя. Однако туристы воспринимают туристский продукт более широко, чем провайдеры туристских услуг, поскольку для потребителей туристский продукт — это не просто набор услуг, а набор впечатлений. Поэтому, говоря о туристском продукте в аспекте спроса, целесообразно оперировать термином «ценность туристского продукта».

Следует отметить, что общепринятое определение «ценность туристского продукта» не выработано. В широком смысле потребительская ценность туристского продукта может представлять собой различные комбинации независимых ценностей, влияние которых на принятие решений потребителей отличается (концепция пяти ценностей Шета — Ньюмена — Гросса) [38]. В узком смысле ценность туристского продукта выступает как польза (значимость) туристского продукта для конкретного потребителя. Тем не менее, характерным признаком каждого из названных подходов является персонифицированное восприятие ценности туристского продукта.

Одним из методических способов понимания и дальнейшего развития положений о взаимодействии спроса и предложения в аспекте персонифицированной ценности туристского продукта является концепция цепочки создания ценности. Сущность концепции цепочки создания ценности основана на постулате, что каждый продукт и каждая услуга требуют определенного набора действий, создающих ценность, осуществляемых определенным количеством исполнителей (акторов), формирующих систему создания ценности (value-creating system) [8, 31]. Само понятие «цепочка создания ценности» (value chain) определяется как «устойчивая

структура, имеющая долгосрочную ориентацию и состоящая из партнеров, имеющих в целом равные права и обслуживающих специфические рынки или заказы клиентов» [15].

В отличие от более ранней трактовки, предложенной М. Портером2, современная концепция цепочки создания ценности предполагает включение в модель цепочки не только внутренних, но и внешних для компании процессов. Таким образом, она рассматривается уже не как одна организация, а как сеть организаций (value nets), вовлеченных в последовательный многоступенчатый процесс создания ценности для конечного потребителя. Одним из показательных подтверждений справедливости данного положения является сфера туризма.

Как известно, туристский продукт представляет собой сложный комплекс необходимых потребителю видов деятельности, которые предоставляются разными структурами (организациями). При этом, хотя одни из них играют ключевую роль в генерировании спроса и удовлетворении запросов потребителей туристских продуктов, а другие являются лишь второстепенными и вспомогательными, общая потребительская ценность туристского продукта формируется в результате совокупной кооперации всех структур, участвующих в цепочке создания ценности3.

Следует отметить, что в современных отечественных научных исследованиях, посвященных сфере туризма, наблюдается достаточно активное использование термина «цепочка создания ценности туристского продукта» [1—7, 9, 11—13]. Феномен цепочки создания ценности в сфере туризма рассматривается исследователями с позиции различных областей знаний — экономики и менеджмента, маркетинга и логистики, управления устойчивым развитием территорий и экономической географии. При этом, как это обычно бывает с новым междисциплинарным научным явлением, единой и общепризнанной точки зрения по содержанию данного понятия нет, отсутствует и как таковое его определение. Между тем решение вопроса о содержании общепринятой дефиниции является

2 М. Портер изначально подразумевал, что цепочка создания ценности выстраивается в рамках одной отдельно взятой фирмы [34].

3 Например, по данным UNWTO, во время семидневного пребывания посетителя в отдельном туристском центре работают от 10 до 20 цепочек, в которых задействованы 30—50 разных фирм [36].

необходимым условием понимания и развития предметной области научных работ, посвященных названной проблематике.

Изучение работ, содержащих определение термина «цепочка создания ценности туристского продукта» (табл. 1), позволяет констатировать, что основу большинства из них составляют дефини-

ции, базирующиеся на SCM-подходе (Supply Chain Management — SCM) или концепции цепочки поставок, а зарубежные авторы оперируют даже соответствующим термином — TSC (tourism supply chain) [28].

Концепция цепочки поставок представляет собой управление отношениями между постав-

Автор Год Трактовка термина ЦСЦТП

M. Kaukal, W. Hnpken, H. Werthner 2000 Типичная цепочка создания ценности туристского продукта состоит из четырех компонентов: поставщика туристских услуг, туроператора, турагента и клиентов [28]

К. Weiermair, С. Steinhauser 2003 Цепочка создания ценности (оздоровительный туризм) рассматривается как последовательность звеньев: предшествующая подсистема (туристические компании, поощрительные компании, медицинское страхование); транспортировка (авто-, авиа-, железнодорожный транспорт); размещение (отели, курорты, пансионаты, турбазы); общественное питание (рестораны, бары, клубы, столовые, кафе); оздоровительная активность (фитнес, спорт, пляж, релаксация, здоровое питание) [43]

R. Tapper, X. Font 2004 Цепь, которая включает в себя поставщиков всех товаров и услуг, которые входят в поставку туристских продуктов для потребителей [39]

N. Homayooni 2006 Состав цепочки создания ценности представлен следующими элементами: поставщики (контрагенты — конечные сервисные провайдеры), финансовые посредники (турагенты и туроператоры) и туристы (потребители туристских продуктов) [27]

Е. А. Иноземцева 2007 Логистическая система туристско-рекреационной зоны — это упорядоченная система, интегрирующая все сферы туристско-рекреационной деятельности в целях достижения желаемого результата (максимального удовлетворения запросов туристов) с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления потоками услуг, информационными, финансовыми, кадровыми и туристскими потоками [5]

А. Ю. Александрова 2007 Система накопления стоимости включает четыре типа цепочек добавленной стоимости поставщиков: прежде всего транспортных компаний, средств размещения и развлечений, каналов сбыта туристских продуктов (туроператоры, турагенты), а также самих покупателей-туристов [3]

OECD 2008 Процесс добавления ценности в туристский продукт участниками туристской сферы и предоставление его клиенту в местах, посещаемых туристами [41]

R. Denman, J. Denman 2009 В составе цепочки создания ценности выделяется пять производственных видов деятельности (или сегментов): проживание, общественное питание, деятельность туристических агентств и туристических операторов, транспорт и торговля. Присутствует тезис о том, что в рамках каждого сегмента можно выделить несколько различных цепочек поставок [25]

О. С. Акимова 2009 Логистическая цепь процесса оказания туруслуг — это совокупность экономических единиц (юридических и физических лиц), напрямую участвующих в реализации внешних и внутренних потоков туристских услуг, и необходимых для их формирования информации, кадров, финансов. При этом ведущая роль в цепи отводится ТИЛЦ — туристскому информационному логистическому центру [1]

X. Zhang, H. Song, G. Q. Huang 2009 Цепочка поставок туристского продукта (TSC) определяется как сеть организаций сферы туризма различных видов деятельности, формирующих ценность из разных составляющих туристских продуктов или услуг в общем туристском продукте на определенной туристской дестинации, включает в себя широкий круг участников как в частном, так и государственном секторах [44]

Т. Н. Одинцова 2011 В логистической системе поставок туристских продуктов присутствуют пять звеньев: поставщики услуг, посредники, туроператор, турагенты, конечные потребители. При этом звенья логистической системы объединены в функциональные области приложения логистических действий: снабжение (поставщики услуг и посредники), производство (туроператор), сбыт (турагенты и конечные потребители) [11]

Таблица 1

Имеющиеся трактовки термина «цепочка создания ценности туристского продукта» в работах отечественных и зарубежных исследователей

Цепочка поставок

Поставщики

(конечные сервисные провайдеры типичных туристских продуктов)

Поставщики

(конечные сервисные провайдеры типичных туристских продуктов)

Поставщики

(конечные сервисные провайдеры типичных туристских продуктов)

ДОМИНИРОВАНИЕ ПОСТАВЩИКА

ПОСТАВЩИКИ

(конечные сервисные провайдеры типичных туристских продуктов)

щиками и потребителями в целях создания повышенной ценности для конечного потребителя с меньшими издержками для сети поставок как целого [24]. С позиции SCM-концепции большинство исследований ведется вокруг способности цепи поставок быть «бережливой» или «гибкой». С одной стороны, экономичные цепочки поставок основаны на том, чтобы производить больше, используя меньше ресурсов, уменьшая непроизводственные расходы. С другой стороны — гибкие цепочки обладают способностью быстро реагировать как на изменения величины спроса, так и на разнообразные новые запросы. Подробный

литературный обзор зарубежных исследований, базирующихся на TSCM-концепции (Tourism Supply Chain Management), представлен в работе авторов X. Zhang, H. Song, G. Q. Huang [44]. Говоря о российских фундаментальных исследованиях названной предметной области, можно отметить работы О. С. Акимовой [1], Т. Н. Одинцовой [11].

Однако при всей значимости проблемы управления цепями поставок, в том числе и в сфере туризма, SCM-подход имеет определенные ограничения, заключающиеся в фокусировании внимания на эффективной (экономичной) координации предложения и спроса. В этой связи он не дает представления о том, что именно клиент воспринимает как ценность, как эту воспринимаемую ценность можно превратить в предложение для потребителя. Другими словами, эффективность цепочки поставок сама по себе не повышает ни ценность для клиента, ни его удовлетворенность [36].

Вместе с тем, по мнению ряда авторов, цепочка поставок является лишь частью цепочки (сети) создания ценности, которая представляет собой комбинацию двух типов цепочек: цепочки (сети) поставок (supply chain) и цепочки (сети) спроса (demand chain) [14, 15, 17, 40, 42]. Принципиальное отличие цепочки спроса от цепочки поставок заключается в том, что последняя определяет исходной

Цепочка спроса

Посредники

Потребители туристских продуктов

ДОМИНИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

ПОТРЕБИТЕЛИ

Посредники *> ТУРИСТСКИХ

ПРОДУКТОВ

ДОМИНИРОВАНИЕПОСРЕДНИКА

Потребители туристских продуктов

Посредники

Потребители туристских продуктов

Цепочка создания ценности туристского продукта

точкой в цепочке не поставщика (производителя) и его работу по продвижению товаров и услуг, а вполне определенные потребности клиентов, для удовлетворения которых и создается цепочка [26]. В частности, S. Baker отмечает, что управление цепочкой спроса фундаментально отличается от управления цепочкой поставок, требует переворачивания цепочки поставок с ног на голову и рассмотрения потребителей как исходной точки, а не конечного пункта назначения [18].

В этой связи представляется целесообразным переосмысление традиционного понимания цепочки создания ценности туристского продукта (как цепочки поставок) и рассмотрение ее с позиции комбинации S- и ^-цепочек. По мнению автора, в общем виде цепочка создания и распределения ценности туристского продукта может быть представлена следующим образом (см. рисунок).

Цепочка создания ценности туристского продукта, представленная на рисунке, являет собой комбинацию цепочки поставок и цепочки спроса, в составе каждой из которых присутствуют следующие три основных звена: поставщики (конечные сервисные провайдеры типичных туристских продуктов4), посредники и потребители туристских

4 Подразумеваются типичные для туризма виды деятельности: размещение; общественное питание; транспорт; деятель-

продуктов. Для сферы туризма характерно функционирование сложных цепочек создания ценности, в каждой из звеньев которых может находиться большое число участников. Соответственно в тех случаях, когда некоторые стадии представлены группами участников, мы имеем дело с сетью создания ценности туристского продукта (value chain network the tourism). Тем не менее «стержневой» характеристикой такого взаимодействия продолжает оставаться представленная горизонталь цепочки создания ценности.

Цепочка создания ценности туристского продукта, как правило, предполагает доминирование5 одной из составляющих в зависимости от тех или иных условий функционирования. В сфере туризма оно проявляется в трех вариантах (см. рисунок). Когда рынку предлагаются стандартные готовые продукты, «перевес» находится на стороне цепочки поставок, ведь продукт уже определен изначально и существуют стандартные процедуры процесса его предоставления («горящие» или стандартные предложения туристского продукта, часто формируемые в условиях монополистической конкуренции).

В случае индивидуального персонифицированного эксклюзивного заказа характерно повышенное внимание к цепочке спроса (индивидуальные туры или маршруты). Третий (наиболее распространенный) вариант имеет место, когда у потребителя есть право выбора составляющих туристского продукта из нескольких готовых решений по удовлетворению его потребностей, присутствует активное взаимодействие спроса и предложения, в ходе которого определяется оптимальный набор цепочки создания ценности туристского продукта.

Изложенные варианты доминирования определяют соответствующие виды цепочек создания ценности туристского продукта: • доминирование потребителя — создание и распределение ценности индивидуального (персонифицированного) туристского продукта, основанного на удовлетворении специфических запросов клиента;

ность, связанная с оказанием услуг в культурной области, спортивных и рекреационных услуг; розничная торговля характерными туристскими товарами; а также прочие типичные виды деятельности в туризме (за исключением деятельности туристических агентств и других организаций, занимающихся бронированием) [27].

5 Доминирующим звеном цепочки создания ценности является

то, которое играет ключевую роль в определении состава участников цепочки создания ценности туристского продукта.

• доминирование поставщика — создание и распределение ценности туристского продукта, основанного на стандартном предложении, с константным набором конечных сервисных провайдеров или ситуация, когда под условия одного из контрагентов подстраиваются все остальные участники цепи6;

• доминирование посредника — состав цепочки определяется посредником в ходе активного взаимодействия с клиентом с учетом требований потребителя и имеющихся вариантов предложения.

Следует отметить, что центральное звено цепочки создания ценности туристского продукта (посредники) очень многогранно и может включать в себя: организации (турагенты, туроператоры, туристские бюро, информационные центры), отдельные субъекты (потребители туристских услуг), средства связи (телефон, факс, почта). Современной тенденцией развития туризма можно обозначить растущую популярность Интернет-сайтов, выступающих в качестве посредников между потребителями и конечными сервисными провайдерами туристской сферы, снабженных механизмом поиска необходимой информации и предлагающих пользователям широкий спектр туристских продуктов (Yahoo Travel, Travelocity, EnglandNet, Skyscanner, Kayak, Expedia, Jizo. ru, Momondo. ru и др.). Преимущество таких метапоисковиков состоит в «том объеме полезных сведений, которые они могут предоставить пользователю. В дополнение к коммерческой информации они включают общие советы путешественникам, путеводители по туристским центрам с описанием достопримечательностей, сводки погоды, курсы обмена валют, планы-карты. Пользователь сети найдет здесь самый широкий перечень услуг и будет избавлен от необходимости дальнейшего поиска» [2]. Некоторые исследователи утверждают, что их активное развитие в будущем приведет к исчезновению посредников как таковых в туристской сфере [19, 20, 30, 32], к изменению об-

6 Необходимо отметить, что доминирующим актором цепочки может являться любая фирма (контрагент) — поставщик туристских продуктов (размещение, транспорт, организация развлечений и др.). Например, на оз. Байкал есть остров Оль-хон, на который с «большой земли» можно добраться только одним видом транспорта—водным. Перевозка осуществляется единственной компанией-монополистом, под деятельность которой вынуждены подстраиваться все остальные акторы цепочки создания ценности — контрагенты, посредники и потребители.

щего вида цепочки создания ценности туристского продукта — ликвидации ее центрального звена.

Сторонники противоположной точки зрения констатируют, что развитие интернет-сайтов в сфере туризма привело скорее к информационному хаосу, чем к формированию удобной информационной туристской системы, позволяющей легко искать, сравнивать и выбирать туристские продукты [23]. По мнению ряда авторов, распространение современных информационных технологий обусловило изменение не структуры цепочки создания ценности туристского продукта, а формы ее центрального звена, т. е. посредники как таковые не исчезли, а произошла их переориентация на создание ценности туристского продукта в виртуальном рыночном пространстве [20, 29]. Примером такой успешной сети создания ценности туристского продукта является крупнейшая корейская турфирма НапаШиг, которая имеет договорные отношения с 4 500 из 8 300 турагентств Южной Кореи, располагает 19 отделениями внутри страны и 12 за ее пределами, открытыми для обслуживания туристов из Кореи, насчитывает 8 филиалов, 450 агентств. У компании достигнута договоренность о стратегическом партнерстве с 30 внутренними компаниями и заключены договоры о сотрудничестве с 11 зарубежными фирмами, в том числе туроператорами и турагентствами, транспортными компаниями, банками и др. Кроме того, веб-сайт Hanatouг связан с более чем тысячей интернет-страниц других организаций. В результате НапаШиг приобрела особую гибкость, туристский продукт был значительно усилен, а потребитель получает максимальное удовлетворение от обслуживания [29].

Рассмотренные положения позволяют сформулировать следующее определение.

Классификация цепочек создания ценности туристского продукта

Признак Вид цепочки СЦТП

По доминирующему звену цепочки Доминирование поставщика Доминирование потребителя Доминирование посредника

По координации Полицентричная Координированная

По интенсивности взаимоотношений С низкой интенсивностью взаимоотношений С высокой интенсивностью взаимоотношений

По длительности взаимоотношений Краткосрочные, неповторяемые Долгосрочные, повторяемые

Источник: составлено автором.

Цепочка (сеть) создания ценности туристского продукта — это форма межфирменных сетевых взаимоотношений в туристской сфере деятельности, имеющая долгосрочную ориентацию и представляющая собой устойчивую структуру, состоящую из партнеров (поставщиков, посредников и потребителей туристских продуктов).

Изложенные положения в совокупности с разработками по сходной тематике зарубежных авторов [22, 33] позволяют предложить следующую классификацию цепочек создания ценности туристского продукта (табл. 2).

Виды цепочек создания ценности туристского продукта сгруппированы по следующим признакам:

• доминирующее звено цепочки;

• координация;

• интенсивность взаимоотношений;

• длительность взаимоотношений (см. табл. 2). По признаку «доминирующее звено цепочки»

можно выделить три вида цепочек создания ценности туристского продукта: доминирование поставщика, доминирование посредника, доминирование потребителя, которые были рассмотрены выше.

По признаку координации можно выделить полицентричную и координированную цепочку создания ценности туристского продукта [22]. Базовой характеристикой цепочки создания ценности служит сотрудничество, имеющее рыночную ориентацию. Участники такой межфирменной сети предпринимают совместные усилия по созданию и поддержанию общих конкурентных преимуществ цепочки, особенно по отладке процессов и обработке информации. Сеть создания ценности всегда стабильна, поскольку лежащая в ее основе цель предусматривает значительную величину специфических инвестиций, а выгоды могут быть извлечены только по прошествии времени. Тем не менее, полицентричность таких сетей не всегда устойчива.

Часто в сети появляется условный центр, берущий на себя функции координатора. Обычно этот центр формируется в точке «стыковки» цепочки поставок и цепочки спроса. Такая эволюция постепенно приводит к смещению в соотношении сил, появлению большей рыночной власти у тех или иных партнеров и вследствие этого к смене одного типа меж-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

фирменной сети другими [15]. В международных цепочках создания ценности туристского продукта, как правило, доминирует посредник (фокальная сеть), в географически более сконцентрированных цепочках создания ценности туристского продукта ведущая роль может присутствовать у какого-либо поставщика (сеть поставок).

По признаку интенсивности взаимоотношений различают цепочки с низкой и высокой интенсивностью взаимоотношений. Для полицентричных сетей создания ценности туристского продукта, как правило, характерна низкая интенсивность взаимоотношений, для координируемых — высокая.

По длительности взаимоотношений различают сети с краткосрочными, неповторяемыми взаимоотношениями и долгосрочными, повторяемыми. Краткосрочные неповторяемые отношения чаще присутствуют в полицентричных сетях создания ценности туристского продукта, долгосрочные — в координируемых.

Таким образом, представленное понимание цепочки создания ценности туристского продукта и соответствующая классификация вносят вклад в формирование однозначного подхода к содержанию дефиниции «цепочка создания ценности туристского продукта», что позволяет четко определить предметную область соответствующих научных исследований, посвященных данной проблематике.

Список литературы

1. Акимова О. С. Проектирование и организация логистической системы туристского обслуживания: монография. СПб, 2009.

2. Александрова А. Ю. Глобальная перестройка индустрии туризма на принципах устойчивости / под ред. В. И. Кружалина, А. Ю. Александровой. М.: Советский спорт, 2008.

3. Александрова А. Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма // Вестник московского университета. Серия «Экономика». 2007. № 5.

4. Даудова А. А. Организационно-экономические основы повышения эффективности использования потенциала предприятий индустрии туризма: монография. Махачкала, 2009.

5. Иноземцева Е. А. Туристско-рекреационная зона как логистическая система / Материалы Всероссийской научно-исследовательской конференции «Современные тенденции развития и практики управления отечественными предприятиями». Ставрополь: СКГТУ, 2007.

6. Кострюкова О. Н., Карпова Е. Г. Методы идентификации туристских кластеров в системе регионального туризма // Проблемы современной экономики. 2001. № 4 (40).

7. Кузнецов О. А. Логистика: логистическое управление в туризме: учеб. пособие. М.: РИБ Турист, 2006.

8. Меллер К., Райала А. Рост стратегических сетей — новые модели создания ценности // Российский журнал менеджмента. 2008. Т. 6. № 4.

9. Милославский И. С. Регулирование развития сферы туризма в регионе на основе кластерного подхода: монография. СПб, 2012.

10. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 № 15-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 05.02.2007 № 12-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-Ф3, от 28.06.2009 № 123-Ф3, от 27.12.2009 № 365-ФЗ).

11. Одинцова Т.Н. Методологические основы управления логистической системой туристского обслуживания: монография. СПб, 2011.

12. Рубцова Н. В. Содержание понятия эффективность туристской деятельности // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 18 (249).

13. Сурова С. А. Проблемы и перспективы развития деятельности многофункциональных туристских комплексов // Сервис в России и за рубежом. 2011. № 3.

14. Третьяк О. А. Развитие концепции управления цепочкой спроса на новых основаниях // Российский журнал менеджмента. 2008. Т. 6. № 4.

15. Шерешева М. Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. Курс лекций: учеб. пособие. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010.

16. ЮНВТО. Вспомогательный счет туризма: рекомендуемая методологическая основа, 2008 г. URL: http://www. media. unwto. org/ru.

17. Юттнер У., КристоферМ., Бейкер С. Управление цепочкой спроса: интеграция маркетинга и управления цепочкой поставок // Российский журнал менеджмента. 2008. Т. 6. № 4.

18. Baker S. New Consumer Marketing. UK: John Wiley and Sons: Chichester, 2003.

19. Benjamin R., WigandR. Electronic Markets and Virtual Value Chains on the Information Superhighway // Sloan Management Review, 1995. Vol. 36, № 2.

20. BlochM., SegevA., Pigneur Y., Steiner T. The IT enabled extended enterprise, applications in the tourism industry // Proceedings of the International Conference on Information and Communication Technologies in

Tourism (ENTER'96), Springer, Innsbruck, Austria, 1996. Springer-Verlag, 1996.

21. Buhalis D. ETourism information technology for strategic tourism management. London: Pearson (Financial Times / Prentice Hall). 2003.

22. Burr B. Koordination durch Regeln in selbstorganisierenden Unternehmensnetzwerken. Zeitschrift fur Betriebswirtschaft. 1999. № 69 (10).

23. Carter R., Hodgson M., Renault G. Towards E-Business — best practice in tourism destination systems. Insights, ETC. 2001. July.

24. Christopher M. Logistics and Supply Chain Management: Strategies for Reducing Cost and Improving Service. 1998. 2nd ed. Financial Times Publishing: London.

25. Denman R., Denman J. Tourism and poverty alleviation: practical steps for destinations // SNV & UNWTO. 2009.

26. Heikkila J. From supply to demand chain management: Efficiency and customer satisfaction // Journal of Operations Management. 2002. № 20 (6).

27. Homayooni N. The impact of the Internet on the distribution value chain: the case of the Iranian tourism industry. Lulea University of Technology. 2006.

28. Kaukal M., Hцpken W., Werthner H. An approach to enable interoperability in electronic tourism markets. // Proceedings of the 8th European Conference on Information System. ECIS 2000.

29. Kim C. -W. Enhancing the Role of Tourism SMEs in Global Value Chain: A Case Analysis on Travel Agencies and Tour Operators in Korea // Global Tourism Growth: A Challenge for SMEs: Conference OECD, 6—7 September, 2005, Gwangju, Korea. URL: http://www. oecd. org.

30. Marcussen C. H. Trends in European Internet Distribution — on Travel and Tourism Services / Center for Regional and Tourism Research (Denmark), 2007. URL: http://www. crt. dk/uk/staff/chm/trends. htm.

31. Parolini C. The Value Net: A Tool for Competitive Strategy. UK: John Wiley and Sons: Chichester, 1999.

32. Pitt L., Berthon P., Berthon J. -P. Chnging channels: The impact of the internet on distribution strategy // Business Horizons, 1999. Vol. 42, № 2.

33. Podolny J.M., Page K. L. 1998. Network forms of organization. Annual Review of Sociology 24: 1—24.

34. Porter M. Competitive advantages: Creating and sustaining Performance, New York, Simon and Schuster Inc. 1998.

35. Public-Private Sector Cooperation Enhancing Tourism Competitiveness / WTO Business Council. Madrid, 2000.

36. RainbirdМ. Demand and supply chains: The value catalyst. // International Journal of Physical Distribution and Logistics Management. 2000. № 34.

37. RATA-news: ежедневная электронная газета для профессионалов турбизнеса. URL: http://www. ratanews. ru.

38. Sheth J., NewmanB. I., GrossB. L. Consumption Values and Market Choices: Theory and Applications, Cincinnati OH, South Western Publishing Company. 1991.

39. TapperR., Font X. Tourism supply chains: Report of a desk research project for the travel foundation. Leeds Metropolitan University, Environment Business & Development Group. 2004. URL: http://www. lmu. ac. uk/lsif/the/Tourism-Supply Chains. pdf.

40. Tien J. M., Krishnamurthy A., Yasar A. Towards Real-Time Customized Management of Supply and demand Chains // Journal of System Science and Systems Engineering. 2004. Vol. 13. № 3.

41. Tourism in OECD Countries 2008: Trends and Policies. Organisation for Economic Cooperation and Development. OECD, 2008.

42. Travers R. Tourism Value Chain Analysis for the Trans-Asian Road 9 in Lao PDR and Vietnam. SNV Netherlands Development Organisation. December, 2007.

43. Weiermair К., Steinhauser С. New tourism clusters in the field of sports and health; the case of alpine wellness // 12-th International Tourism and Leisure Symposium Barcelona. April 2003.

44. Zhang X., Song H., Huang G. Q. Tourism supply chain management: A new research agenda // Tourism Management. 2009. № 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.