6. Christensen, J.F. (2006) 'Wither core competency for the large corporation in an open innovation world?', in Chesbrough, H., van Haverbeke, W. and West, J. (Eds.): Open Innovation: Researching a New Paradigm, Oxford University Press, Oxford, UK.
7. Holm A.B., Günzel F. and Ulh0i J.P. Openness in innovation and business models: lessons from the newspaper industry. Int. J. Technology Management, Vol. 61, Nos. 3/4, 2013. pp.324-348.
8. Laursen, K. and Salter, A. (2006). 'Open for innovation: the role of openness in explaining innovation performance among U.K. manufacturing firms', Strategic Management Journal, Vol. 27, No. 2, pp.131—150.
9. Osterwalder, A., Pigneur, Y. and Tucci, C.L. (2005) 'Clarifying business models: origins, present, and future of the concept', Communications of the Association for Information Systems, Vol. 16, pp.1-25.
10. Teece, D.J. (1986) 'Profiting from technological innovation: implications for integration, collaboration, licensing and public policy', Research Policy, Vol. 15, No. 6, pp.285-305.
11. Zott, C., Amit, R. and Massa, L. (2011) 'The business model: recent developments and future research', Journal of Management, Vol. 37, No. 4, pp.1019-1042.
©Tpe^HTOBa H.H., 2015
УДК330.88
И.Н.Трефилова
к.э.н., докторант кафедры маркетинга Санкт-Петербургский государственный экономический университет, РФ
В.Е.Прокопцов соискатель кафедры маркетинга Санкт-Петербургский государственный экономический университет, РФ
ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕПОЧЕК И СОЗДАНИЕ СЕТЕЙ ЦЕННОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются процессы становления цепочек и сетей ценности, состоящих из субъектов, взаимосвязанных в процессе создания потребительской ценности. Авторы определяют истоки концепции цепочки ценности, основные академические школы, изучающие их, и приходят к выводу о перерастании концепции цепочки ценности в сеть ценности, имеющую внутреннюю и внешнюю структуры.
Ключевые слова
Цепочка ценности, сеть ценности, анализ цепочки ценности, бизнес-модели, предпринимательство
Развитие процессов глобализации во всем мире предопределило переход на новые бизнес-модели, основанные на стратегическом партнерстве бизнес-субъектов вокруг цепочки создания ценности. Современные высокотехнологичные компании производят продукты, используя ресурсы и компетенции сотен партнеров, разбросанных по всему миру. Эффективной кооперации способствуют развитые информационные технологии, позволяющие в режиме он-лайн получать самую точную информацию «из первых рук», координируя усилия всех участников процесса создания ценности. Рыночные сети становятся важнейшими организационно-управленческими структурами в современном предпринимательстве.
Эти предпосылки обусловливают необходимость развития новых бизнес-моделей стратегического взаимодействия предпринимательских структур, позволяющих развивать конкурентоспособность каждого сетевого участника и всей сетевой структуры. Результатом эффективного взаимодействия участников сети
является конкурентоспособная и привлекательная для конечного покупателя потребительская ценность, концентрирующая в себе коллективные компетенции и способности всех сетевых субъектов.
В связи с этим современная экономическая наука все чаще в качестве базового методологического подхода использует ценностный, поскольку он лучше других объединяет экономику и общество, акцентируя внимание экономических субъектов не столько на создании прибыли, сколько на создании общественно-значимых, полезных и безопасных ценностей.
Основы ценностного подхода (теории ценности) были заложены австрийской школой экономики (Менгер, Визер, Бем-Баверк) [2]. Основная идея этой школы состоит в том, что люди приобретают не товары, а ценности, то есть то, что позволяет им удовлетворять свои потребности. Следовательно, экономические субъекты должны создавать ценность в соответствии с требованиями потребителей.
Современная трактовка потребительской ценности предложена Санкт-Петербургской школой маркетинга, которая понимает потребительскую ценность как основу для удовлетворения человеческих потребностей, набор потребительских свойств совокупного предложения компании, удовлетворяющих спрос потребителя в определенной сфере жизнедеятельности [5].
Другими словами, потребительская ценность может состоять из различных элементов (функциональных характеристик товара, ценности бренда, сервиса, условий оплаты и т.п.). Чем более структура потребительской ценности соответствует требованиям потребителей, тем более ценным является предложение компании на рынке по сравнению с конкурентами.
Процесс создания ценности традиционно рассматривался локально, то есть в рамках одного предприятия, которое выступало и как закупщик, и производитель, и разработчик, и продавец, и сервисный провайдер своей продукции (потребительской ценности). Однако, процессы роста специализации, аутсорсинга, глобализации привели к тому, что процесс создания ценности вышел за рамки только одного предприятия и стал организовываться в рамках группы юридически независимых предприятий.
К 90-м гг. ХХ века предпринимательская деятельность окончательно сконцентрировалась в рамках межфирменных партнерств вокруг процесса создания ценности, то есть фактически организацию предпринимательства стала определять структура цепочки ценности.
Под цепочкой ценности в данной работе мы будем понимать взаимосвязанный цикл операций по разработке, производству, реализации и доставке потребителю ценности, включая его обслуживание, осуществляемые совокупностью компаний (лиц), взаимодействующих как партнеры [5].
Классическая цепочка ценности впервые была представлена М.Портером [9]. Согласно М.Портеру, «конкурентное преимущество достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности... Посредством этой деятельности фирмы создают определенные ценности для своих клиентов. Конечная ценность, созданная фирмой, определяется тем, сколько клиенты готовы заплатить за товары и услуги, предлагаемые фирмой» [9, с.59.].
Портер считает, что управление связями может стать решающим источником конкурентного преимущества. Другими словами, М.Портер показывает, что компания не может одна создавать продукт, она тесно взаимодействует с партнерами, которые имеют свои цепочки ценности. «Конкурентное преимущество все больше определяется тем, насколько четко фирма может организовать всю эту систему» [9, с.61].
Представленная модель неплохо описывает взаимосвязь процессов в рамках основной и вспомогательной видов деятельности, однако не дает ответ на вопрос как организована эта деятельность. Помимо этого, модель подходит скорее для производственных предприятий, действующих в условиях индустриального общества, чем для сервисных компаний, функционирующих в постиндустриальных условиях, где активно развивается специализация, аутсорсинг, глобализация бизнеса.
Чаще всего цепочка ценности носит линейный характер и включает поочередные виды деятельности, описывающие процесс разработки, создания и реализации потребительской ценности на потребительском рынке. Совместный анализ модели и цепочки создания потребительской ценности позволяет выявить
наиболее важные для компании этапы создания ценности, обеспечивающие достижение выбранной компанией структуры потребительской ценности. Например, если в структуре ценности доминирует фактор цены, то такие этапы процесса создания ценности как продвижение бренда, НИОКР, обслуживание и управление лояльностью покупателей уходят на второй план.
По меткому замечанию Пола Хармона, концепция цепочки создания ценности Портера разрабатывалась для описания производственной компании - компании, производящей продукт, который может быть продан потребителю. Бегло взглянув на модель Портера, можно предположить, что концепция цепочки создания ценности проста и линейна. Но если присмотреться внимательно, то станет ясно, что это не так [7].
Авдашева С.Б. и др. утверждает, что как теоретические, так и эмпирические исследования в области анализа цепочек создания ценности проводились главным образом с начала 1990-х годов, преимущественно вокруг Institute of Development Studies (IDS, Великобритания), на базе которого проводятся рабочие группы и конференции по этой проблеме. Первой серьезно очертившей круг проблем и предложившей методику анализа работой была книга «Продуктовые цепочки и глобальный капитализм» [Gereffi and Korzeniewicz, 1994]. Значительным (хотя и не окончательным) этапом на этом пути можно считать публикацию работы «Методика анализа цепочек добавленной стоимости» [Kaplinsky, Morris, 2003]. С середины 1990-х по настоящее время был проведен ряд эмпирических исследований (см. напр. [Gereffi, 1999, 2001], [Kaplinsky R et al., 2003], [Meyer-Stamer et al., 2001], [Bazan, Navas-Aleman, 2001]), позволивший убедиться в одной части рекомендаций теории и подкорректировать другую. В России эмпирических исследований на основе методологии анализа цепочек добавленной стоимости до сих пор не проводилось [1].
Действительно, изучение выше перечисленных работ позволяет констатировать, что на сегодняшний день наиболее проработанной методологией анализа цепочки создания ценности может выступать работа Каплински и Моррис [8]. В этой работе авторы уточняют понятие «цепочки добавленной стоимости» (в реальности речь идет о системе ценности по Портеру). По мнению авторов, «цепочка накопления стоимости охватывает полный спектр видов деятельности, необходимых для обеспечения прохождения продуктом или услугой полного цикла с момента их создания, через промежуточные стадии производства (включая сочетание физических преобразований и вклада различных служб производителя), до доставки конечному потребителю и утилизации после использования» (рис.1) [8, c.159].
Разработка и г .
v т-т Потребление /
развитие Производство Сбыт ^ г
v * переработка
продукта r г
Рисунок 1 - Четыре звена простой цепочки накопления стоимости [8]
Основываясь на концепции цепочки и системы ценности Портера, Каплински и Моррис разработали методологию анализа цепочки ценности («цепочка накопления стоимости»), включающую три основных элемента анализа:
- анализ барьеров входа в цепочку и видов ренты, получаемой участниками, а также методов распределения доходов внутри цепочки;
- дифференциация различных видов управления внутри цепочки и исследование механизмов координации совместной деятельности участников;
- исследование видов цепочек ценности (контролируемая производителем или покупателем) и процессов модернизации цепочек.
Авторы подчеркивают, что реальные цепочки создания ценности являются сложными и часто запутанными процессами. Но именно этот вид анализа (анализ цепочки ценности) позволяет
совершенствовать конкурентоспособность компаний, участвующих в цепочке.
XXI-й век ввел свои коррективы в процесс создания ценности. В связи с ростом связности экономических субъектов, необходимостью специализации и кооперирования, на авансцену глобальной экономики вышли межфирменные сети как наилучшие формы организации взаимодействия партнеров в рамках процесса создания ценности. Таким образом линейные цепочки ценности превратились в нелинейные, а фактически - в сети ценности. Так, известный Гарвардский профессор Клайтон Кристенсен определяет сеть ценности как «совокупность поставщиков и рыночных каналов, а также сервисных провайдеров, поддерживающих общую бизнес-модель в отрасли» [6]. Помимо потребительской ценности в сети ценности должна создавать ценность для каждого ее участника.
Поскольку организация цепочек ценности является частью бизнес-моделей, то все чаще при описании сете ценности используется термин «деловая экосистема». Этот момент подчеркивают Л.Гераклеос и Й.Вирц, провозглашающие, что «компаниям надо создавать не линейную цепочку создания стоимости (ценности), а деловую экосистему как разветвленную сеть взаимосвязанных компаний, поддерживающих стратегию развития компании» [3].
Некоторые российские авторы поддерживают точку зрения, предполагающую рассмотрение цепочки ценности как сети ценности. Например, Шерешева М.Ю. рассматривает цепочку как сеть и определяет ее как форму вертикальной квазиинтеграции, отличительным признаком которой является долгосрочное сотрудничество партнеров, имеющих в целом равные права и располагающихся вдоль цепочки создания ценности, обслуживая специфические рынки или заказы клиентов [4]. По ее мнению, такая сеть имеет дело с производством товаров и концентрирует свои усилия на отладке процессов обмена информацией. Основные цели создания цепочки - сокращение сроков поставки и издержек, улучшение обслуживания, учет запросов потребителей. Поэтому чаще всего такая цепочка работает на базе системы программного обеспечения SCM - управление цепями поставок, которая нацелена на отлаживание, интеграцию и координацию процессов с опорой на такие концепции как учет запросов потребителей (efficient consumer response), поставки «точно в срок» (just-in-time), непрерывное пополнение запасов (continuous replenishment) и т.п.
Исследования многих авторов подтверждают, что в цепочке ценности существует центральная или фокальная фирма (фирма-организатор), которая берет на себя функции координатора процесса создания ценности.
Цепочка создания ценности во многих случаях не подходит для описания многих современных бизнес-моделей. Основной производитель товара и ценность этого товара для покупателя будет определяться сетью взаимосвязанных цепочек ценности. Во-первых, это цепочка ценности поставщика, собственно фирмы производителя, каналов сбыта и место этого товара в цепочке ценности покупателя. Таким образом, сеть создания ценности определяется как система, обладающая целью удовлетворения потребности конечного потребителя. Анализ сети создания ценности является в первую очередь визуальным представлением моделей обмена между участниками, отражая как традиционные бизнес транзакции, так и нематериальный обмен.
Если учесть, что у каждой компании существует собственный процесс создания ценности, который включает как ее внутренние подразделения, так и внешних партнеров (исполнителей), то совокупность всех этих цепочек ценности можно рассматривать как взаимосвязанную сеть партнеров, нацеленных на создание конечного продукта для конечного покупателя.
Отсюда возникает важнейшая проблема - проблема координации деятельности всех участников сети создания ценности.
Таким образом, понятие цепочки ценности постепенно трансформировалось в понятие сети ценности (сети создания ценности). А для сети свойственны свои характеристики - ресурсы, процессы, взаимоотношения и т.п.
Внешние сети создания ценности включают покупателей или клиентов, посредников, стейкхолдеров, производителей комплементарной продукции, открытые сети инноваций и поставщиков.
Внутренние сети создания ценности фокусируются на ключевых видах деятельности, кроссфункциональных процессах и отношениях, которые преодолевают внутренние границы, такие как выполнение заказов, внедрение инноваций, координация деятельности или обслуживание покупателей. Ценность создается путем обмена и отношений между людьми (ролями). Сети создания ценности имеют место в государственных учреждениях, гражданском обществе, на предприятии и во всех видах организаций. Сети создания ценности способствуют внедрению инноваций, достижению богатства, росту социального блага и экологического благополучия.
Следовательно, современный бизнес-анализ должен концентрироваться на анализе не только цепочки создания ценности одной компании, но и включать цепочки ценностей ее ключевых партнеров. Анализ должен охватывать партнерскую сеть, включающую как важнейших внешних стейкхолдеров, так и важнейшие внутренние бизнес-процессы и людей (подразделения, фирмы), их выполняющих. Список использованной литературы
1. Авдашева С.Б., Буданов И.А., Голикова В.В., Яковлев А.А. Модернизация российских предприятий в цепочках создания стоимостей (на примере трубной и мебельной промышленности России) // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2005. № 3. С. 361.
2. Австрийская школа в политической экономии: К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер. - М.: Экономика, 1992.
3. Гераклеос Л., Вирц Й. Сингапурские авиалинии: баланс противоречий // Гарвард Бизнес Ревью, октябрь, 2010, с.89-94.
4. Шерешева М.Ю. Межфирменные сети. - М.: ТЕИС, 2006. - с.177-178.
5. Юлдашева О.У., Орехов Д.Б. Методология бизнес-моделирования: построение стратегических сетей // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. Выпуск №1, 2014. С.78-91.
6. Christensen, C.; The Innovator's Dilemma: The Revolutionary Book that Will Change the Way You Do Business, Collins Business Essentials, page 296
7. Harmon P. Haw do process create value? BPTrends, February, 2011.
8. Kaplinsky R. and Morris M. A Handbook for value chain research, 2003.
9. Porter M. Competitive Advantage (1985). - p.87.
©Трефилова И.Н., Прокопцов В.Е., 2015.
УДК 338.012
И.А. Турбин
Студент кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий»
Институт электроэнергетики и электроники Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, РФ
РАЗВИТИЕ КИБЕРСПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Аннотация
В работе раскрывается понятие киберспорт, дается историческая справка о возникновении этого вида спорта, а также обосновывается его актуальность как одного из возможных новых источников инвестирования.
Ключевые слова
Киберспорт, инвестирование в киберспорт, информационые технологии, спорт, спортивные соревнования.