Цепочка добавленной стоимости при производстве батарей
для электромобилей: есть ли ограничения со стороны предложения металлов?
см со £
Б
а
2 ©
Синицын Михаил Владимирович
научный сотрудник Центра энергетических исследований ФГБНУ Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН, sinitsyn@imemo.ru
В статье анализируются перспективы потребления и производства основных материалов, используемых при создании батарей для электромобилей. Показано, что, за исключением лития, в долгосрочной перспективе до 2040 г. спрос на металлы не будет ограничен со стороны предложения. С учетом планов по расширению мощностей по добыче лития, до 2025 г. они будут даже избыточными. На всех стадиях технологической цепочки изготовления литий-ионных батарей доминируют крупные компании. Интеграционные процессы идут как на стороне производителей конечной продукции, так и производителей сырья.
Ключевые слова: батареи, литий, потребление лития, производство лития
Ускоренное продвижение электромобилей в развитых странах и Китае привело к быстрому развитию связанных отраслей, в первую очередь производства электробатарей и добычи и переработки лития. Настоящее исследование посвящено анализу перспектив потребления и производства основных материалов, используемых при создании батарей для электромобилей, а также анализу стратегий основных игроков нового быстрорастущего рынка.
При производстве батарей для электромобилей и гибридов активно используются редкие материалы - литий, графит, кобальт, никель (в зависимости от типа катода). Наиболее дешевыми и перспективным являются батареи с LiMn2O4 катодом -соединения лития составляют до 30% массы батареи (табл. 1).
Современные батареи электромобилей (BEV) с большим запасом энергии используют еще больше соединений с литием - до 34% (табл. 2). Соединения лития входят как в состав материалов для катодов батарей, так и электролита.
Чистый литий составляет около 3-4% от всего расходного материала (с учетом состава соединений), необходимого для производства литий-ионного аккумулятора, хотя в некоторых батареях (например, у производителя «AESC» для Renault Fluence Z.E. и Renault Kangoo Express Z.E. аккумуляторы емкостью 20 кВт-ч и содержали 3 кг лития - примерно 0,15 кг лития на 1 кВт-ч энергии) может быть и выше (табл. 3). Кобальт составляет около 14% массы батареи с LiCoO2 катодом [3].
В современных электромобилях, например eGolf, представленном в феврале 2017 г., батарея 35,8 кВт-ч содержит более 2,5 кг лития (табл. 3).
В настоящее время в разработке находится ряд технологий, как уменьшающих использование лития (литий-воздушные батареи, разрабатываемых консорциумом IBM, Asahi Kasei и Central Glass при поддержке Argonne National Laboratory в рамках проекта Battery 500 Project, у которых теоретическая энергоемкость в 8-10 раз выше, чем у литий-ионных), так и заменители лития - калий (Стэнфордский университет), воздушный ванадиево-боридный элемент (Массачусетский университет) и сера (Sony). Промышленное производство новых батарей начнется не ранее, чем через 8-10 лет.
Рассмотрим подробнее основных производителей редких материалов.
Никель, кобальт и графит
Основными запасами графита (250 млн. т) обладают всего три страны: Турция (36%), Бразилия (29%) и Китай (22%), но основным производителем является Китай, выпускающий более 80% графита в мире (табл. 4). В добыче кобальта доминирует Демократическая республика Конго, но лидером по переработке также является Китай. Австралия, обладающая вторыми по размеру запасами кобальта (14% мировых), занимает в добыче всего пятое место. Всего мировые запасы кобальта составляют около 7 млн. т. Запасы никеля оцениваются в 78 млн. т и широко распространены, крупнейшие запасы сосредоточены в Австралии - 24% и в Бразилии - 13%.
В то же время, хотя в целом в мире нет и не предвидится нехватки кобальта, то для отдельных компаний может возникнуть его дефицит [6]. Связано это с высокой концентрацией производства металла в Африке и невозможностью быстро нарастить добычу в других регионах. Около 42% кобальта используется при производстве батарей [7] и быстрое увеличение производства электромобилей (например, 500 000 Tesla Model 3 эквивалентно 6% потребления в 2015 г.) приведет к значительному скачку потребления. При этом аналогичные планы имеют и китайские компании, а в 2016-17 гг. China Molybdenum купила 80% крупнейшей шахты по добыче кобальта (и одной из крупнейших по добыче меди) Tenke Fungurume у компаний Freeport-McMoRan Inc и Lundin Mining. Также китайская фирма купила проект Kisanfu по добыче кобальта в Конго и 56% акций перерабатывающего завода в Кокколе, Финляндия (10% мировых мощностей). В Северной Америке только в Канаде к 2020 г. будут увеличены мощно-
Таблица 1
Массовая доля материалов в составе батареи с LiMn2O4, %
* - HEV (hybrid electric vehicle) - помимо двигателя внутреннего сгорания (ДВС) устанавливается дополнительный электромотор, который заряжается при движении автомобиля; ** - PHEV (plug-in hybrid electric vehicles) - помимо двигателя внутреннего сгорания (ДВС) устанавливается дополнительный электромотор, который может подзаряжаться от сети; *** - BEV (battery electric vehicles) - автомобиль с электродвигателем, заряжается от сети. Источник: [1].
HEV* PHEV** BEV***
иМгь04 27 28 23
Графит 12 12 15
Связующее вещество 2,1 2.1 2,5
Медь 13 15 11
Алюминий 24 23 19
ЬгГТр (электролит) 1,5 1,7 1,8
Этилен карбонат (электролит) 4,4 4,9 5,3
Диметилкарбонаг (электролит) 4,4 4,9 5,3
Полипропилен 2 2,2 1,7
Пол и эти J сен 0,26 0,4 0,29
По л и эти ле нтере ф 1 ала 1 2 2 1,7 1,2
Сталь 2,8 1,9 1,4
Теплоизоляция 0,43 0,33 0,34
Гликоль 2,3 1,3 1
Электронные компоненты 1,5 0,9 1,1
Спраеочно
Энергия, кВт-ч 2 9 28
Масса, кг 19 89 210
Пробег при полной зарядке, км - 48 160
Таблица 2
Массовая доля материалов в составе батареи 149 кВт-ч, %
* - материал катода игеР04,
** - материал катода UNigCog2Mngp2
*** - материал катода ЦСш2
**** - материал катода ЦМп204
Источник: [2].
LFP* NMC** LCO*** LMO**"
Основной материал 24 28 29 34
Алюминий 20 20 20 19
Медь 12 11 11 11
Графит 15 18 18 15
Этиленкарбонат 7,8 5,4 5,4 5,4
(электролит)
Диметилкарбонаг (электролит) 7.8 5,4 5,4 5,4
1лРРс (электролит) 2.7 1,9 1.9 1.9
Электронные компоненты 1 1,3 1,4 1,1
Сталь 1,6 1,4 1.4 1,4
Связующее вещество 2.1 2,5 2.5 2,5
Полипропилен 1,9 1,7 1,6 1,7
Пол и эти J сен 0.33 0,3 0,28 0,29
Поли этилентерефта 1,4 1 2 1 2 1 2
лат
Гликоль 0.99 1 1,1 0.95
Теплоизоляция 0,35 0.36 0,37 0,33
Масса, кг 230 180 170 210
сти по добыче на 1500 т, что ставит под угрозу планы Тез!а перейти полностью на американский кобальт.
Литий
Рынок лития претерпел за последние 30 лет три шока: быстрый рост потреб-
ления в 1990-е гг. после создания дешевых литий-ионных батарей для мобильных электронных устройств, выход на рынок лития, получаемого из рапы Южной Америки, обвалившей цены в два раза после 2000 г. и новый быстрый рост потребления, вызванный продвижением электромобилей. Если второй шок привел к уходу многих химических компаний из добычи лития из минералов, заключению долгосрочных контрактов с SQM и концентрации на изготовлении соединений лития и конечной продукции, то последний - к росту компаний, добывающих литий из минералов, и созданию вертикально-интегрированных компаний Tianqi Lithium и Albemarle, производящие как сырьевые продукты, так и продукты высоких переделов. Tianqi Lithium строит завод в Австралии по производству материалов для литий-ионных батарей, Albemarle в 2016 г. была поглощена Societas Europaea - крупнейшим химическим концерном в мире, в том числе разрабатывающим и производящим батареи.
Интеграционные процессы идут и на стороне производителей конечной продукции: изготовители батарей создают совместные предприятия с автоконцернами (Panasonic и Toyota, NEC и Nissan), производители батарей начинают выпускать электромобили (BYD) и наоборот (Tesla).
На всех стадиях технологической цепочки изготовления литий-ионных батарей доминируют крупные компании: в добыче и переработке лития китайская, чилийская и европейская компания, в добыче графита и кобольта - китайские компании, в переработке кобальта и никеля - японские компании, производстве катодов и анодов японские, китайские, европейские и южнокорейские компании, производстве электролита - японские и южнокорейские фирмы, изготовлении электродов - японские и китайские компании, создании батарей - японские, южнокорейские и китайские компании.
Литиевая промышленность включает в себя добычу лития, изготовление сырьевой литиевой продукции (сподуме-нового и петалитового концентратов, карбоната лития, метасиликата лития, сплавов лития, литийорганических соединений, металлический литий и т.д.) и производство продуктов лития высоких переделов (материалы для катодов литий-ионных батарей, термостойкая керамика, жаропрочные стекла и глазури, смазки и т.д.).
Литий добывается либо из твердых минералов (Австралия, Канада, Бразилия,
О
ю
S
*
со 2
CM
со £
Б
2 ©
Китай), либо из крепкого соляного раствора минеральных озер - рапы (Чили и Аргентина). Мировые запасы лития в 2015 г. составили около 14 млн. т (табл. 5). Ресурсы оцениваются в 40-60 млн. т. При этом 76% мировых запасов и 6575% мировой добычи приходится на рапу соляных озер. Наиболее крупные из них сосредоточены в Южной Америке - Чили, Аргентине и Боливии. В Боливии имеются соляные озера «салары» площадью до 10 тыс. км2 и с содержанием LiO2 в рапе от 0,02% до 0,3%, а в отдельных зонах -до 0,9%. В Чили «салары» характеризуются исключительно высоким средним содержанием LiO2 - до 0,3% и максимальным - до 2,1% [8].
Крупнейшим производителем лития является австралийская компания Talison Lithium Ltd., разрабатывающая месторождение Greenbushes (также крупнейшим в мире месторождением танталита). Благодаря близкому к Китаю, Южной Корее и Японии географическому положению и низким издержкам добычи, компания сохранит лидирующее положение как минимум до 2020 г. (рис. 2, табл. 3). Совместно с чилийскими партнерами готовится проект по добыче лития в австралийских «соларах». При этом 51% акций Talison Lithium Ltd. с 2013 г. принадлежит китайской компании Tianqi Lithium Corp. (ранее Sichuan Tianqi Lithium Industries), а в 2014 г. 49% акций Talison Lithium приобрела компания Rockwood Lithium (поглощенная в 2015 г. Albemarle, крупной химической компанией).
Вторым крупным производителем лития является чилийская компания SQM (Sociedad Quimica y Minera de Chili S.A), добывающая карбонат лития в качестве побочного продукта при извлечении ка-лий-хлоридной рапы на месторождении Salar de Atacama. Также на этом месторождении работает американская компания Albemarle. Небольшая канадская компания Wealth Minerals Ltd., специализирующаяся на геологоразведке и оценке месторождений металлов, владеет несколькими небольшими месторождениями. Австралийская компания Orocobre владеет несколькими месторождениями в Аргентине и Чили. Весь экспорт лития из Южной Америки идет через обогатительные заводы SQM и чилийский порт Антофагаста.
В США добычей соединений лития занимаются компании Albemarle и FMC Corp. Последняя также управляет месторождением Salar de Hombre Muerto в Аргентине. Последние три производителя (FMC Corp., SQM и Albemarle) до последнего времени назывались «большой
Таблица 3.
Удельное количество лития, необходимого для производства литий-ионной аккумуляторной батареи Источник: [4].
Материал катода Напряжение Содержание лития, кг на 1 кВт-ч
ТлГеТО., 0.081
LiCoO-, 3,6 0,072
LiMn2ü4 3,7 0,070
Таблица 4.
Производство графита, кобальта и никеля, т 2015 г. Источник: [5].
Страна Добыча графита Страна Добыча кобальта Страна Добыча никеля
Китай 1800000 Конто (Дем. Респ.) 83529 Филиппины 416019
Индия 134568 Новая Каледония 11210 Россия 261000
Бразилия 75100 Китай 9600 Канада 234936
Тур] (ии 32000 Канада 7489 Австралия 225227
Ка нада 30000 Австралия 6031 Новая Каледония 186065
Австрия 21840 Филиппины 4114 Индонезия 129600
Мадагаскар 3920 Китай 100000
Таблица 5 Добыча и запасы j Источник: [5, 9].
Страна Запасы, тыс. т те 2015 г Добыча, т
2015 2016
Чили 7500 11700 12000
Китай 3200 2200 2000
Аргентина 2000 3800 5700
Австралии 1500 13400 14300
Португалия 60 300 200
Бразилия 48 160 200
Зимбабве 23 900 900
Всего 14000 31500 35000
Рис. 1. Мировой спрос и предложение лития, тыс. т в пересчете на карбонат лития Источник: [5,9].
тройкой» за практически монопольное влияние на рынок лития. Американская Lithium Americas Corp. (ранее Western Lithium USA Corp.) участвует в проектах по добыче лития в США (Невада) и Аргентине (провинция Хухуй). Albemarle также является лидером по производству соединений высоких переделов.
В Китае компания Tibet Mineral Development Corp. добывает литий из рапы месторождения Zabayu Salt Lake в Тибете, компания Citic Guoan Mengguli Power Source Technology Co. - из месторождения Taijinaier Salt Lake в провинции Цинхай, Xinjiang Non-Ferrous Metal Industrial Group Co. - из местных место-
Таблица 6
Прогноз добычи и потребления лития в пересчете на карбонат лития, тыс. т Источник: [10].
Рис. 2. Цена карбоната лития, долларов за т Источник: [8].
рождений провинции Цзянсу. Крупнейшей и быстро растущей китайской компанией является Tianqi Lithium, добывающая литий в провинции Сычуань и совместно в Zabayu Salt Lake, но основные ее активы находятся за рубежом - в Австралии (51% Talison Lithium Ltd.) и Чили (в 2016 г. Tianqi Lithium купила 2,1% SQM с 50% премией). Особенностью Tianqi Lithium является охват всей технологической цепочки: от добычи лития (в Китае и Австралии), изготовления сырьевой литиевой продукции (в Китае и Австралии) до производства продуктов лития высоких переделов (к 2019 г. планируется построить завод в Австралии по
производству материалов для литий-ионных батарей, используемых в электромобилях и промышленности). Компания Jiangxi Ganfeng Lithium изготавливает продукты лития высоких переделов и является мировым игроком на рынке бу-тиллития. Компания также построила крупнейший в мире завод по производству гидроксида лития.
Незначительные объемы лития производятся в Канаде компанией Tantalum Mining Corporation of Canada (TANCO), в Зимбабве фирмой Bikita Minerals, в Бразилии компанией Emerita Resources Corp. и в Португалии американской компанией Dakota Minerals.
По оценкам Goldman Sachs, темпы наращивания мощностей по добыче и производству соединений лития (в пересчете на карбонат лития) существенно обгоняют рост спроса в среднесрочной перспективе до 2020 г. (рис. 1). При этом новые вводимые мощности сосредоточены в Австралии и Южной Америке.
Deutsche Bank прогнозирует сохранение избыточных мощностей до 2025 г., почти весь прирост добычи придется на Австралию, Аргентину и Чили (табл. 6). Помимо продвижения электромобилей, Deutsche Bank предполагает широкое распространение электробайков.
Литий-ионные батареи почти не перерабатываются: в США только одна компания Retriev Technologies, получив государственную субсидию, построила завод по утилизации батарей, позволяющий получать металлический литий.
Современный рынок лития характеризуется увеличением количества компаний, занимающихся добычей лития и производством сырьевой литиевой продукции, но основную роль играют вертикально-интегрированные Tianqi Lithium и Albemarle, обладающие значительными запасами лития и производящие как сырьевые, так и продукты высоких переделов. Особое внимание в последние годы они оказывают производству материалов для батарей. В 2016 г. Albemarle была поглощена BASF Societas Europaea -крупнейшим химическим концерном в мире, в том числе разрабатывающим и производящим батареи.
После выпуска в 1991 г. Sony первого литий-ионного аккумулятора, спрос на батареи для мобильных электронных устройств быстро начал расти, что поддерживало цены на литий (рис. 2). Выход на рынок лития чилийской SQM в 1998 г. с низкими издержками добычи лития на месторождениях «соларах» привел к снижению цен более чем в два раза. Добыча лития на пегматитовых месторождениях (твердые минералы) существенно снизилась, а переработчики заключали долгосрочные контракты с чилийской компанией на поставки лития. Рост потребления со стороны мобильных электронных устройств и продвижение электромобилей привели к восстановлению цен и увеличению до 5600 долларов за тонну карбоната лития в 2015 г.
Литий-ионные батареи
В последние годы основным потребителем лития становится индустрия производства батарей, в первую очередь, для мобильных электронных устройств и электромобилей (табл. 7).
О
ю
S
*
с 2
сч со £
Б
2 о
На мировом рынке литий-ионных батарей компании ожесточенно конкурируют между собой, наращивая мощности: компания Sony, первая начавшая массовый выпуск батарей, уступила лидерство Panasonic, LG и Samsung в середине 2000-х годов, за последние пять лет в число лидеров выдвинулась китайская компания BYD (табл. 8).
Японские компании, организовавшие совместные производства с японскими автомобилестроительными концернами, смогли вернуть лидерство на рынке (табл. 9).
В зависимости от характеристик топливных элементов, автопроизводители закупают батареи у различных компаний для различных типов автомобилей. Самые лучшие по энергетической плотности батареи производит Panasonic и другие японские компании (AESC - совместное предприятие NEC и Nissan). Немецкая компания Li-Tec, основанная в 2006 г. Daimler, быстро догоняет лидеров. Китайские компании компенсируют недостатки своей продукции низкой ценой, например, себестоимость батареи BYD в 3-4 раза меньше японских [13].
По объему производства батарей японские и корейские компании доминируют на рынке батарей для электромобилей (рис. 4).
Удельная стоимость строительства фабрик по производству батарей быстро снижается благодаря эффекту масштаба (табл. 10).
До 2020 г. позиции Panasonic только укрепятся благодаря строительству Ги-гафабрики-1 в США. В то же время на рынке могут появиться новые крупные производители в Таиланде и Австралии (табл. 11).
Технологическая цепочка по производству литий-ионных батарей
На всех стадиях технологической цепочки изготовления литий-ионных батарей доминируют крупные компании: в добыче и переработке китайская, чилийская и европейская компания, в производстве катодов и анодов японские, китайские, европейские и южнокорейские компании, создании батарей - японские, южнокорейские и китайские компании.
Основная добавленная стоимость в технологической цепочки изготовления литий-ионных батарей создается при производстве топливных элементов и сборке батарей (рис. 5). Благодаря росту цен на литий (из-за отставания ввода новых мощностей при росте спроса) в последние годы значительная стоимость создается и в секторе добычи и переработке лития.
Таблица 7
Использование лития в электробатареях в пересчете на карбонат лития Источник: [9].
Количество в 2014 г., млн. штук Использование лития на единицу, кг Потребление лития, т
2014 2025
Мобильные телефоны 1200 0,006 8400 18135
Планшеты 260 0,025 7800 16840
Портативные компьютеры 170 0,04 7650 16516
Электроинструменты 65 0,05 3900 15778
Гибридные автомобили 1,8 5 9000 55726
Электромобили 0,3 40-60 18000 360000
Хранение - 1500 1000 13786
Всс и» 55750 480481
Таблица 8.
Структура мирового рынка литий-ионных батарей (доля продаж компании на рынке), % Источник: [10,12].
20(H) 2008 2010 2015
Sanyo 33 Sanyo 22 Sanyo + Panasonic 25 Sanyo + Panasonic 36
Sony 21 Sony 15 Samsung SDI 20 BYD 11
Panasonic 1 inergy 19 Samsung 15 LG Chem 15 PEVE (Panasonic+ Toyota) to
Toshiba 11 BYD 8 Sony 12 AESC (NEC+Nissan) 8
NECTOKI N 6 LG Chem 7 Li shen 6 LG Chem 8
Hitachi Maxell 3 ВАК 7 ВАК 6 Samsung SDI 5
Прочие 7 Panasonic 6 BYD 4 Прочие 12
Hitachi Maxell 5 ATL 4
Li shcn 4 Hitachi Maxell 4
Прочие 11 L-one 1
Прочие 5
Таблица 9
Структура мирового рынка литий-ионных батарей (доля страны в производстве), % Источник: [10,12].
2000 2005 2010 2015
Китай 0 11 18 22
Южная Корея 0 19 35 16
Япония 93 68 41 58
Прочие 7 2 6 4
Может ли возникнуть нехватка лития?
Важнейшим металлом для батарей является литий, но также он активно используется в сфере высоких технологий: в составе сверхлегких сплавов, пьезо- и сегнетоэлектриков, оптических стекол и оптических кристаллов, при производстве литий-ионных батарей, а также консистентных смазок и электролизе алюминия. Производство термостойкой керамики остается основным потребителем
лития (48% в 2016 г.), но его стремительно догоняет производство батарей для электромобилей (35% в 2016 г. по сравнению с 22% в 2012 г.) [8].
Если в среднесрочной перспективе до 2020 г. избыточные мощности позволят покрыть любой рост спроса на литий, то в долгосрочном периоде текущих запасов будет не хватать (рис. 3). При быстром продвижении электромобилей спрос на литий достигнет 0,4 млн. т в 2050 г.
Samsung
| Производство Рис. 3. Прогноз потребления и добычи лития Источник: [13].
Таблица 10
Фабрики по производству батарей Источник: [10].
BYD Прочие
Мощности
Год Мощность, ГВ-ч Капзатраты. млн. долл. Капзатраты/м ощнос тъ
SAFT 2008 0,6 150 250
LG С h em 2010 1,2 300 250
A123 2010 1.4 700 500
Logitech 2011 1,5 450 300
Nissan AESC 2011 5 1000 200
BYD 2012 6 900 150
Tesla 2017-20 50 5000 100
Energy Absolute 202(1 50 2900 58
Таблица 11
Заводы по производству батарей для электромобилей, планы Источник: составлено автором по пресс-релизам компаний
Компания Местоположение Количество батарей Год опая мощность, ГВт-ч Год запуска в эксплуатацию
LG Панкин. Китай Расширение с 50 тыс. до 200 тыс. - 2020
Samsung S DI Сиань. Китай Расширение с 40 тыс. до 350 тыс. Расширение с 6 до 36 2020
Panasonic Далянь, Китай 200 тыс. 2018
Tes la и Panasonic Невала, США 500 тыс. 50 (батареи), 35 (топливные элементы) 2018
Energy Absolute Pel Таиланд 50 2020
Magnis Resources Австралия 15 2019
Energy Renaissance Австралия 1 2018
Suzuki, Toshiba, Den so Индия 750 тыс. 2019
BYD Китай Расширение с 10 до 34 2020
Boston Power Кигай 4 2017
Boston Power Кигай 4 2018
Guoxuan Китай Расширение с 2.4 до 8,9 2018
Daimler и BAIC Motor Китай 2020
Daimler Германия 2018
LG Chcm Польша 100 тыс. 2017
(эквивалентно производству около 100— 120 млн. электромобилей) и стабилизируется на уровне 0,85 млн. т к 2100 г., при этом с 2030-40-х годов, предложение будет зависеть от новых неоткрытых еще месторождений и вторичной переработки лития.
Литература
1. Dunn J.B., Gaines L., Barnes M., Sullivan J. and Wang M. Material and Energy Flows in the Materials Production, Assembly, and End of Life Stages of the Automotive Lithium Ion Battery Life Cycle, 2012
2. Dunn J.B., James C., Gaines L., Gallagher K., Dai Q., Kelly J.C. Material and Energy Flows in the Production of Cathode and Anode Materials for Lithium Ion Batteries, 2015
3. Dunn J.B., Gaines L., Barnes M., Sullivan J., Wang M. Material and Energy Flows in the Production of Cathode and Anode Materials for Lithium Ion Batteries, 2014
4. Goldman Sachs. Global Investment Research, 2016
5. Deutsche Bank., Welcome to the Lithium-ion Age, 2016
6. Mohr S. H., Gavin M. Mudd and Damien Giurco. Lithium Resources and Production: Critical Assessment and Global Projections, 2012
7. The Chinese Battery Industry: The Truth behind the Charge Globalization Monitor June, 2012
8. Наумов А.В. Литий: сверхвозможности суперметалла. URL: http:// rareearth.ru/ru/pub/20161026/02870.html
9. Мировые запасы литиевых ресурсов. URL: http://www.electra.com.ua/ akkumulyator/420-mirovye-zapasy-litievykh-resursov.html
10. British Geological Survey -www.bgs.ac.uk
11. Dunn J.B., Gaines L., Barnes M., Sullivan J. and Wang M. Material and Energy Flows in the Materials Production, Assembly, and End of Life Stages of the Automotive Lithium Ion Battery Life Cycle, 2012
12. Dunn J.B., James C., Gaines L., Gallagher K., Dai Q., Kelly J.C. Material and Energy Flows in the Production of Cathode and Anode Materials for Lithium Ion Batteries, 2015
13. Dunn J.B., Gaines L., Barnes M., Sullivan J., Wang M. Material and Energy Flows in the Production of Cathode and Anode Materials for Lithium Ion Batteries, 2014
14. Goldman Sachs. Global Investment Research, 2016
15. Deutsche Bank. Welcome to the Lithium-ion Age, 2016
О À
BS
S
if 2
сч ci £
Б
16. Mohr S. H., Gavin M. Mudd and Damien Giurco. Lithium Resources and Production: Critical Assessment and Global Projections, 2012
17. The Chinese Battery Industry: The Truth behind the Charge Globalization Monitor June, 2012
18. Naumov A.V. Lithium: the super-possibilities of the supermetal. URL: http:// rareearth.ru/ru/pub/20161026/02870.html
19. World reserves of lithium resources. URL: http://www.electra.com.ua/ akkumulyator/420-mirovye-zapasy-litievykh-resursov.html
20. British Geological Survey -www.bgs.ac.uk
Value chain of batteries for electric vehicles production: are there any restrictions on the supply of metals? Sinitsyn M.V.
Primakov National Research Institute of World
Economy and International relations The article analyzes the prospects of consumption and production of basic materials used in the creation of electric vehicles batteries. It is shown that, with the exception of lithium, the demand for metals will not be limited by supply in the long run until 2040. Taking into account plans to expand lithium mining capacities, it will be even surplus until 2025. Large companies dominate at all stages of the technological chain of manufacturing of lithium-ion batteries. Integration processes in industry go both on the side of producers of final products and producers of raw materials. Key words: batteries, lithium, lithium consumption, lithium production
References
1. Dunn J.B., Gaines L., Barnes M., Sullivan J. and
Wang M. Material and Energy Flows in the Materials Production, Assembly, and End of Life Stages of the Automotive Lithium Ion Battery Life Cycle, 2012
2. Dunn J.B., James C., Gaines L., Gallagher K.,
Dai Q., Kelly J.C. Material and Energy Flows in the Production of Cathode and Anode Materials for Lithium Ion Batteries, 2015
3. Dunn J.B., Gaines L., Barnes M., Sullivan J.,
Wang M. Material and Energy Flows in the Production of Cathode and Anode Materials for Lithium Ion Batteries, 2014
4. Мировые запасы литиевых ресурсов. URL:
http://www.electra.com.ua/akkumulyator/420-mirovye-zapasy-litievykh-resursov.html
5. British Geological Survey
6. No cobalt, no Tesla? URL: https:// techcrunch.com/2017/01/01/no-cobalt-no-tesla
7. Cobalt Development Institute
8. Наумов А.В. Литий: сверхвозможности супер-
металла. URL: http://rareearth.ru/ru/pub/ 20161026/02870.html
Рис. 4. Мощности по производству литий-ионных батарей для автомобилей в 2014 г, ГВт-ч Источник: [10].
Рис. 5. ROE (return on equity) китайских компаний в технологической цепочке по производству литий-ионных батарей, % Источник: [10].
9. Goldman Sachs. Global Investment Research,
2016
10. Deutsche Bank., Welcome to the Lithium-ion Age, 2016
11. The Chinese Battery Industry: The Truth behind the Charge Globalization Monitor June, 2012
12. Panshi Battery - A Mysterious Purchase from Taiwanese Company. URL: http:// big5.huaxia.com/sw/qyfc/00244574.html
13. Mohr S. H., Gavin M. Mudd and Damien Giurco.
Lithium Resources and Production: Critical Assessment and Global Projections, 2012. URL: http://www.mdpi.com/2075-163X/2/1/65/htm
2 о