Научная статья на тему 'ЦЕНЗУРА В ИСКУССТВЕ СССР. ЖИВОПИСЬ'

ЦЕНЗУРА В ИСКУССТВЕ СССР. ЖИВОПИСЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
956
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНЗУРА / СССР / НОНКОНФОРМИЗМ / АВАНГАРДИЗМ / ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Копанева Анастасия Андреевна

Рассматривается противоречивость понятия цензуры и ее воздействие на живопись в СССР. Освещена история взаимодействия цензуры и советской живописи в период от Великой Октябрьской социалистической революции и революции в мире искусства до «бульдозерной выставки» авангардистов под предводительством Оскара Рабина. Результатом анализа является заключение о пользе цензуры для искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CENSORSHIP IN THE ART OF THE USSR. PAINTING

The article examines the inconsistency of the concept of censorship and its impact on painting in the USSR The paper covers the history of interaction between the censorship and the Soviet painting, from the Great October Revolution and the revolution in the art world, to the Bulldozer Exhibition of avant-garde artists led by Oskar Rabin. The result of the analysis is the conclusion about the benefits of censorship for art.

Текст научной работы на тему «ЦЕНЗУРА В ИСКУССТВЕ СССР. ЖИВОПИСЬ»

УДК 75

ЦЕНЗУРА В ИСКУССТВЕ СССР. ЖИВОПИСЬ

А. А. Копанева

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Рассматривается противоречивость понятия цензуры и ее воздействие на живопись в СССР. Освещена история взаимодействия цензуры и советской живописи в период от Великой Октябрьской социалистической революции и революции в мире искусства до «бульдозерной выставки» авангардистов под предводительством Оскара Рабина. Результатом анализа является заключение о пользе цензуры для искусства.

Ключевые слова: цензура, СССР, нонконформизм, авангардизм, искусство, художественное объединение.

CENSORSHIP IN THE ART OF THE USSR. PAINTING

А. А. Kopaneva

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

The article examines the inconsistency of the concept of censorship and its impact on painting in the USSR The paper covers the history of interaction between the censorship and the Soviet painting, from the Great October Revolution and the revolution in the art world, to the Bulldozer Exhibition of avantgarde artists led by Oskar Rabin. The result of the analysis is the conclusion about the benefits of censorship for art.

Keywords: censorship, USSR, nonconformism, avant-garde, art, art association.

Введение. Цензура — это явление, существующее параллельно с искусством. В наше время это слово носит негативный оттенок. Однако если посмотреть на историю, цензура всегда содействовала деятельности художников. Она направляла их и давала им заказчиков, например, так было в начале 19 в. при салонах. Но цензура 20 в. в СССР ассоциируется с эмиграцией и репрессиями. Поэтому цензура является противоречивым понятием. Целесообразно выяснить: была ли цензура в СССР полезна для искусства и как она повлияла на живопись.

Взаимодействие живописи и цензуры в СССР. Правление большевиков началось после Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 г. К тому моменту революция в искусстве уже произошла и модерн, как новое течение, распространился во многих странах. Многие деятели искусства поддерживали революцию и новую власть, надеялись на большую свободу, в т. ч в искусстве.

Образовывалось множество художественных объединений, которые специализировались на модерне. Благодаря авангарду изменилось отношение к художникам и искусству [1, 2]. Власть, в свою очередь, шла навстречу творцам, поскольку они сами хотели построить мир заново. И авангард стал официальным искусством 20-ых годов ХХ в. Произошел расцвет конструктивизма, тенденции которого подхватили все сферы культуры. В искусстве появлялись новые направления, иногда отдельным направлением назывались работы лишь одного художника, например, аналитизм — направление, созданное Павлом Филоновым. Стали популярными соревнования художников и направлений, что привлекало внимание общества.

Постановление политбюро ЦК ВКП(б) от 23.04.1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» привело к резким изменениям. Были запрещены стили рисования и все художественные объединения кроме Союза художников. Можно было писать только соцреализм и только во благо Советского государства. Все художники, не состоявшие в Союзе художников, обвинялись в тунеядстве и подвергались репрессиям. Появилось подполье, но творчество требовало зрителя, и художникам не всегда удавалось скрыться от власти. Поэтому картины этого периода неразрывно связаны с лагерной темой.

В 1953 г. умер Секретарь ЦК КПСС И. В. Сталин, его должность занимает Н. С. Хрущев и начинается «оттепель». Развенчивание культа личности и реабилитация открывают широкие возможности для деятельности художников. Произведения искусства снова можно выставлять, с помощью искусства снова можно зарабатывать.

Все художники, навёрстывая упущенное, разделились на две группы: одни обращались к прошлому и возвращались к авангарду, другие перенимали тенденции запада, так как «железный занавес» был приоткрыт. У обоих групп были широкие возможности для действий.

Однако 01.12.1962 состоялся один из самых громких «скандалов», связанный с именем Никиты Сергеевича Хрущева. С этого момента разошлись дороги «великого советского реформатора» и поддерживавшей его интеллигенции. В этот день в Центральном выставочном зале Манеж проходила выставка художников авангардистов «Новая реальность», организованная в конце 1940-х годов живописцем Элием Белютиным. Эту выставку посетили Н. С. Хрущев и члены Политбюро ЦК КПСС. Хрущёва возмутили картины, находившиеся в экспозиции. «Мазня» — говорил он и перемещался по залу от одного холста к другому. А около картины Люциана Грибкова под названием «1917 год» он произнес такие слова: «Что это за безобразие, что за уроды? Где автор?» ... «Как вы могли так представить революцию? Что это за вещь? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше рисует». Также интересный диалог произошел с Э. Неизвестным, который впоследствии комментировал: «Интереснее всего то, что, когда я говорил честно, прямо, открыто и то, что я думаю, я его загонял в тупик. Но стоило мне начать хоть чуть-чуть лицемерить, он это тотчас чувствовал и сразу брал верх».

Занимателен тот факт, что через некоторое время на другой выставке Н. С. Хрущев встретился с художниками, которых раскритиковал, и пояснил, что он просто не разобрался в авангарде. Он посчитал, что его стравили с творцами и конфликт был надуман намеренно. И как некий символ примирения именно Эрнст Неизвестный делал памятник для могилы Н. С. Хрущева, хотя это грозило его репутации и карьере.

После этого события творчество школы отечественного художника-абстракциониста Э. М. Белютина официально было запрещено еще 30 лет. Подошла к концу «оттепель», и началась «всенародная борьба» с авангардом. В СССР развивается неофициальное, как его еще называют, нонконформистское искусство. Художники снова вынуждены уйти в подполье и представлять свои произведения в бараках.

Зарождается направление соц-арт. Несмотря на то, что он очень близок к концептуализму, однако это другое направление. По факту — это видоизмененный западный поп-арт. Для художников этого направления не существует границ дозволенного. Они высмеивают соцреализм, власть и Советское государство в целом.

Здесь необходимо упомянуть творческое объединение «Лианозово», в которое входили художники О. Рабин, Н. Вечтомов, Л. Мастеркова, В. Немухин, художник и поэт Л. Кропивницкий, а также поэты Г. Сапгир, И. Холин, Я. Сатуновский, В. Некрасов. Они жили в

бараках около железнодорожной станции «Лианозово», в честь которой и было названо объединение, встречались творцы там же. Художнику очень тяжело существовать без зрителя. Участники «Лианозово» понимали это и пытались участвовать в выставках в Москве, но получали отказ от властей. После нескольких неудачных попыток Оскар Рабин подает заявку на выставку в районе Беляево, где имеется пустырь в окрестностях Москвы, чтоб точно никому не помешать. Не получив ответа от правительства, организаторы решают провести выставку самостоятельно. На это событие собирается несколько тысяч человек, в том числе представители западных СМИ. Но выставку не удалось провести, на пустыре художникам объявили, что они мешают проведению субботника. В итоге на площадке появилась милиция, а затем бульдозеры, которые начали громить полотна художников. О событиях, произошедших в тот день, узнал весь мир и «Бульдозерная выставка» стала переломной в неофициальном советском искусстве.

Западные СМИ пристыдили Советскую власть в таком отношении к художникам и искусству, поэтому уже через две недели после произошедших событий была проведена официально разрешенная выставка авангардного искусства. После этого многие официальные авангардисты получили право выставляться. Вместе с тем в итоге некоторым художникам все-таки пришлось эмигрировать.

В 1985 г. с началом перестройки подпольное искусство обрело множество поклонников и в связи с либерализацией жизни в стране стало официальным.

Заключение. По итогам исследования может показаться, что цензура тормозила искусство и не давала ему развиваться. Но такое суждение будет поверхностным и однобоким, оно не отражает действительной сложности социальных процессов, происходивших в нашей стране. Цензура неизбежно становится источником развития новых течений искусства, и в этом ее диалектическая природа.

Влияние цензуры на живопись в СССР является больше положительным, чем отрицательным. С одной стороны она тормозила развитие определенных направлений живописи, с другой — самим своим существованием породила новые течения, множество новых тем и направлений в искусстве, а ажиотаж вокруг некоторых художников и объединений был такой, что весь мир узнал имена самых смелых представителей отечественного авангарда.

Библиографический список

1. Крусанов, А. В. Русский авангард, 1907-1932 : исторический обзор : Т. 1, кн. 1 : Боевое десятилетие / А. В. Крусанов // Новое литературное обозрение, 2010. — 770 с.

2. Ракитин, В. И. Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура : Т. 2 : Биографии. Л-Я / В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов — Москва : RA, Global Expert & Service Team, 2013. — 235 с.

Об авторе:

Копанева Анастасия Андреевна, студентка Донского государственного технического университета (344022, РФ, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162), nastya-kopaneva01@mail.ru

Author:

Kopaneva, Anastasiya A., Student, Don State Technical University (162, Sotsialisticheskaya str., Rostov-on-Don, 344022, RF), nastya-kopaneva01 @mail .ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.