f
I 8 со
I
Е.Н. Пастушенко,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой Саратовской государственной юридической академии
Л.Н. Земцова,
кандидат юридических наук, преподаватель колледжа Поволжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в г. Саратове, председатель суда общей юрисдикции (в отставке)
М. А. Голубитченко,
кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой Саратовской государственной юридической академии
DOI:
E.N. Pastushenko,
Doctor of Law, Professor, Professor of the Financial, Banking and Customs Law Department named after Professor Nina Ivanovna Himicheva of the Saratov State Law Academy
L.N. Zemtsova,
PhD of Law, Lecturer at the College of the Volga Region Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA, Ministry of Justice of Russia) in Saratov, Retired Chairman of the court of general jurisdiction
M.A. Golubitchenko,
PhD of Law, Associate Professor of the Financial, Banking and Customs Law Department named after Professor Nina Ivanovna Himicheva of the Saratov State Law Academy
I
С
I §
CO
I
278
Я «v о «V
cv
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОРГАН ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ: ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Аннотация: актуальность статьи обусловлена общественно значимым характером контрольно-надзорной деятельности Банка России в банковской системе и на финансовом рынке в современный период. Цель статьи - выявить финансово-правовые и административно-правовые аспекты правосубъектности Центрального банка РФ в сфере защиты прав инвесторов на финансовом рынке и потребителей финансовых услуг, включая банковские услуги. Авторами использованы междисциплинарный подход и формально-юридический метод, а также общенаучные методы. Отмечается обоснованность рассмотрения полномочий Банка России в указанной сфере общественных отношений с позиций публичного банковского права как подотрасли финансового права и теории административного права о месте Центрального банка РФ в системе органов публичного управления. Изложены авторские аргументы в поддержку предложения о сосредоточении полномочий по защите прав потребителей финансовых услуг, включая банковские услуги, в ведении Центрального
Abstract: the relevance of the article is due to the modern socially significant nature
s S
a S
банка РФ. Подчеркивается актуальность деятельности Банка России по защите прав неквалифицированных инвесторов на финансовом рынке и обсуждения Банком России и Минфином России защиты прав неквалифицированных криптоинвесторов.
Ключевые слова: Центральный банк РФ (Банк России), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотреб-надзор), финансовые услуги, банковские услуги, защита прав инвесторов на финансовом рынке и потребителей финансовых услуг. § а
■Я 2 б б
THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION § |
AS A LEGAL BODY FOR THE PROTECTION OF INVESTORS' | С RIGHTS IN THE FINANCIAL MARKET AND CONSUMERS f |
OF FINANCIAL SERVICES: FINANCIAL, LEGAL | §
AND ADMINISTRATIVE ASPECTS I |
ofthe control and supervisory activities ofthe Bank of Russia in the banking system and in the ^ s
S 45
о ^ à u
u
о г в н
о Œ a a
■S °
u to
financial market. The purpose of the article is to identify financial, legal and administrative S a
aspects of the Central Bank of the Russian Federation legal status including the protection
of investors' rights in the financial market and consumers of financial and banking services.
An interdisciplinary approach and a formal legal method, as well as general scientific
methods have been used in this research paper. The authors note the necessity of considering
the powers of the Bank ofRussia in public relations from the standpoint ofpublic banking § £
law as a sub-branch of financial law and the theory of administrative law on the place - j
of the Central Bank of the Russian Federation in the public administration system. s g
There are also supportive arguments ofthe proposal to concentrate the powers to protect ^ S
consumers' rights of financial and banking services under the jurisdiction of the Central f |
Bank of the Russian Federation. The significance of the Bank ofRussia's activities to protect T T
the rights of unqualified investors in the financial market and the discussion between the "§ g
Bank of Russia and the Ministry of Finance of Russia on the protection ofunqualified crypto g s
investors is emphasized in this article. o S
iif a x n a o x n o 2 g
Keywords: the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia), the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare (Rospotrebnadzor), financial services, banking services, protection of the rights of investors in the financial market and consumers of financial services. o ^
a
ф СГ
ые
279
Защита прав потребителей финансовых услуг является приоритетным направлением правовой политики в современный период развития российской государственности. Это находит отра- 2ТаТТ1 жение в программных правовых актах Центрального банка РФ, из- Т а: ? даваемых им на основании Федерального закона «О Центральном ^ ® 3 банке Российской Федерации (Банке России)» [1] начиная с 1 сентября 2013 г., когда Банк России был наделен статусом мегарегуля- | ° | тора финансового рынка и получил полномочия по регулированию, § ° контролю и надзору на финансовом рынке. Речь идет о следующих подготовленных Банком России стратегических документах:
Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов [2], Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов [3], Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов [4]. В Банке России создана и функционирует как структурное подразделение Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг [5]. При этом Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), являющаяся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по организации и осуществлению федерального государственного контроля .а (надзора) в области защиты прав потребителей [6], также реализует полномочия по защите прав потребителей банковских и финансовых услуг. Изложенное свидетельствует о необходимости взаимодействия а Банка России и Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребите-§ лей банковских и финансовых услуг на современном этапе, об ак-§ туальности исследования финансово-правовых и административно-2 правовых аспектов по данной проблематике с научно-теоретических ^ и практических позиций.
— В науке справедливо подчеркивается важность финансово-§ правовых и административно-правовых аспектов регулирования ^ экономики [7, с. 182-193]. Так, Е.Л. Васяниной при исследовании § разработанного в теории административного права функционального ^ подхода к правовому регулированию управления развитием экономики сделан вывод о том, что «одно из направлений работы по совер-о шенствованию государственного регулирования экономики должно ^ быть нацелено на разграничение государственных функций между С федеральными органами исполнительной власти» [7, с. 182]. Данное суждение имеет значение и для разграничения функций Банка России 280 и Роспотребнадзора в сфере защиты банковских и финансовых услуг. ^ При анализе вопросов публичного банковского права предложена (V концепция рассмотрения правосубъектности Банка России как органу на по защите прав потребителей финансовых услуг [8, с. 430-443]. ^ Заслуживает внимания вывод о том, что «государственно-правовое регулирование отношений в банковской сфере осуществляется посредством норм банковского публичного права», определяемого как подотрасль финансового права [9, с. 208]. Саратовская школа финансового права имени профессора Н.И. Химичевой также об-
ращает внимание на компетенцию Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг в числе современных тенденций развития финансовой правосубъектности Банка России [10, с. 93-98]. Исходя из изложенных доводов, следует обратить внимание на предложения «передать в полном объеме функцию защиты прав потребителей финансовых услуг, включая банковские, в ведение Центрального банка Российской Федерации; принять специальный закон о защите прав потребителей финансовых услуг либо допол- | | нить соответствующей главой Федеральный закон "О Центральном ® ? банке Российской Федерации (Банке России)" [11, с. 24], которые а | заслуживают поддержки. | §
Действительно, Роспотребнадзор руководствуется в своей деятель- § ^
° £ ^ и
з -с
■С
I ° §
ности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также Положением о Федеральной || |
а _
службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия | § человека (п. 2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере о Ц защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного | § Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 2004 г. N° 322 (в ред. от 2 октября 2021 г.)). Но в этом перечне нет нор- § | мативных актов Банка России, которым должны следовать финансовые ° 3 организации при оказании финансовых услуг и на несоблюдение кото- 8 | рых потребители финансовых услуг указывают в жалобах на действия | | финансовых организаций. Кроме того, Банк России рассматривается -3 § в науке административного права как иной административно-публич- 0 ° ный орган [12, с. 6, 12]. Не без оснований озвучена позиция о том, что о ° в Российской Федерации начинает формироваться система органов Ц | публичного управления, в которую входят в том числе государственные органы, наделенные правоприменительными, властными полно- и 8 мочиями, к которым отнесен и Центральный банк РФ, и его органы 1 § [13, с. 33]. Поэтому заслуживает поддержки предложение «выработать § 1 стратегию и тактику правовой политики в сфере государственного контроля и надзора» [14, с. 24], что вполне востребовано и для кон- 281 трольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ, включая ^^^ поведенческий надзор Банка России, обеспечивающий защиту прав Т ° ^ потребителей финансовых услуг. ^ 81
г о
Представляется, что сосредоточение полномочий по защите прав 1 о Ц потребителей банковских и финансовых услуг в ведении Центрального | | банка РФ в предстоящей перспективе отвечает требованиям принципа § соразмерности и баланса интересов в системе российского законодательства [15, с. 38-42].
Актуальность данного предложения усиливается массовым приходом в последние годы на российский финансовый рынок неквалифицированных инвесторов. На повестке дня - защита прав неквалифицированных криптоинвесторов, что наблюдается в дискуссии Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ о снижении рисков криптовалют, обозначенной в январе - феврале 2022 г. и продолжающейся в настоящее время [16, 17].
Таким образом, при рассмотрении правосубъектности Центрального банка РФ как органа по защите прав инвесторов на финансовом рынке и потребителей финансовых услуг, включая банковские услуги, следует учитывать финансово-правовые и административно-правовые аспекты в их взаимосвязи и взаимообусловленности, что требует определенных законодательных решений.
Список литературы:
^ 1. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : фе-
§ деральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 28, ст. 2790; 2022.
I
^ - № 1, ч. 1, ст. 53. § 2. Основные направления развития финансового рынка Российской
® Федерации на период 2016-2018 годов. - URL: http://www.cbr.ru/Content/ | Document/File/44188/onrfr_2016-18.pdf (дата обращения: 21.02.2022). ^ 3. Основные направления развития финансового рынка Российской
Федерации на период 2019-2021 годов. - URL: https://cbr.ru/Content/ Sc Document/File/71220/main_directions.pdf (дата обращения: 21.02.2022).
4. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов. - URL: https://cbr. ru/Content/Document/File/131935/onrfr_2021-12-24.pdf (дата обращения: 21.02.2022).
5. Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности фи-
§ С
I
О нансовых услуг. - 1ЖЪ: http://www.cbr.rU/about_br/bankstructute/szpp/#highlig ® М=служба%о7Сзащите%о7Справ%о7Спотребителей0/о7Собеспечению°/о7Сдост С; упности%7Сфинансовых%7Суслуг%7Сзащита (дата обращения: 26.02.2022).
6. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты 282 прав потребителей и благополучия человека: утверждено Постановлением
_ Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 (в ред. от 2 октября 2021 г.)
^ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 28, ст. 2899; 2021. «V - № 41, ст. 6985.
® 7. Васянина, Е.Л. Финансово-правовые и административно-правовые
аспекты регулирования экономики / Е.Л. Васянина // Правовая политики и правовая жизнь. - 2021. - № 3.1(85). - С. 182-193.
8. Рождественская, Т.Э. Публичное банковское право : учебник для магистров / Т.Э. Рождественская, А.Г. Гузнов. - М. : Проспект, 2016. - 448 с.
9. Яковлева, М. А. Государственно-правовое регулирование отношений в банковской сфере / М. А. Яковлева // Правовая политика и правовая жизнь.
- 2021. - № 3.1(85). - С. 204-209.
10. Belikov, E.G. Financial Legal Personality Of Bank Of Russia: Development Trends / E.G. Belikov, N.I. Zemlyanskaya, V.V. Popov ; g S. Afanasyev, A. Blinov & N. Kovaleva (eds.) // State and Law in the Context s | of Modern Challenges. - 2022. - Vol. 122: European Proceedings of Social g | and Behavioural Sciences (pp. 93-98). European Publisher. - URL: https://doi. ® ^ org/10.15405/epsbs.2022.01.16 (дата обращения: 21.02.2022). |
11. Турбанов, А.В. Саморегулирование и защита прав потребителей бан- | J ковских услуг / А.В. Турбанов // Банковское право. - 2020. - №4. - С. 15-26. с С
12. Стахов, А.И. Публичная администрация в России: понятие, система £ о и структура / А.И. Стахов, Н.В. Ландерсон // Административное право и про- g I. цесс. - 2021. - № 10. - С. 4-15. §§
13. Спиридонов, П.Е. Особенности системы публичного управления g в Российской Федерации и ее влияние на развитие административного пра- ^ .с ва / П.Е. Спиридонов // Административное право и процесс. -2021. - № 8. ¿О
- С. 29-34. £ g
14. Соколов, А. Ю. Правовая политика в сфере государственного контро-
о а
ля и надзора / А.Ю. Соколов, О.А. Лакаев // Правовая политика и правовая о г
жизнь. - 2020. - № 2(79) - С. 24-34. Ц _
15. Белоусов, С. А. Принцип соразмерности и баланс интересов в системе §jj российского законодательства: общетеоретический ракурс рассмотрения проблемы / С.А. Белоусов // Правовая политика и правовая жизнь. - 2021.
- № 4(86). - С. 38-42. Ц"
16. Криптовалюты: тренды, риски, меры : доклад Банка России для " 1 общественных консультаций // Официальный сайт Банка России. - URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/13224/consultation_paper_20012022. pdf (дата обращения: 20.01.2022).
17. Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют // Официальный сайт Правительства РФ.
- URL: http://government.ru/news/44519 (дата обращения: 11.02.2022).
а
а з
е е
ф ф
П е
т п
тм f f
f f
о
-if
а х оа
о х
ы о
е оо
п р
а ^
(D О" iÜ
283
s.f . ? ?
а п
|0| т О Е