Научная статья на тему 'Центральные банки стран Таможенного союза: оценка и направления повышения прозрачности'

Центральные банки стран Таможенного союза: оценка и направления повышения прозрачности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
705
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / ПРОЗРАЧНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА / ВИДЫ ПРОЗРАЧНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА / ИНДЕКС ПРОЗРАЧНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голодова Ж.Г., Ранчинская Ю.С.

Глобальный финансово-экономический кризис 2007-2010 гг. обозначил необходимость разработки мер по повышению ответственности центральных банков различных стран за результаты проводимой ими денежно-кредитной политики, а также доверия общества к деятельности центрального банка и финансово-банковскому сектора страны в целом. С одной стороны, центральный банк заинтересован в адекватном восприятии его политики, а с другой в предоставлении информации, способной оказать воздействие на принимаемые субъектами экономики решения. Для этого необходимо прежде всего внедрить меры, позволяющие повысить прозрачность центрального банка и проводимой им политики, что особенно важно для стран с формирующейся рыночной экономикой, финансово-банковские системы которых в большей степени страдают от возникающих внутренних и внешних «шоков» и угроз. Целью настоящей работы является сравнительный анализ прозрачности центральных банков стран интеграционной группировки и ее изменения в динамике, а также характеристика мер, позволяющих обеспечить повышение прозрачности деятельности центральных банков стран Таможенного союза Беларуси, Казахстана и Российской Федерации. В статье на основе общепринятого в мировой практике индекса Eijffinger-Geraats (ЕG-индекса) проведена оценка прозрачности центральных банков стран ТС, выявлены причины произошедших изменений. Рассмотрены подходы к раскрытию сущности прозрачности центрального банка, описаны характеризующие ее критерии, показана эволюция осознания центральными банками Беларуси, Казахстана и России необходимости повышения прозрачности их деятельности, проведена оценка изменения индекса прозрачности центральных банков, а также определены меры, позволяющие ее повысить. Сделан вывод, что уровень прозрачности деятельности центральных банков Белоруссии, Казахстана и России намного ниже аналогичного показателя развитых государств, прежде всего по таким видам, как операционная и процедурная прозрачность, что обусловливает необходимость осуществления последовательной и постоянной работы по повышению прозрачности, способствующей достижению финансово-банковской и экономической стабилизации в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центральные банки стран Таможенного союза: оценка и направления повышения прозрачности»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

УДК 336.711

центральные банки стран

таможенного союза:

оценка и направления повышения прозрачности

Ж. Г. ГОЛОдОВА,

доктор экономических наук,

профессор кафедры макроэкономического

регулирования и планирования

E-mail: golodova@yandex.ru

Ю. С. РАНЧИНСКАЯ, кандидат экономических наук, ассистент кафедры бухгалтерского учета, аудита и статистики E-mail: u.ranchinskaya@mail.ru Российский университет дружбы народов

Глобальный финансово-экономический кризис 2007-2010 гг. обозначил необходимость разработки мер по повышению ответственности центральных банков различных стран за результаты проводимой ими денежно-кредитной политики, а также доверия общества к деятельности центрального банка и финансово-банковскому сектора страны в целом. С одной стороны, центральный банк заинтересован в адекватном восприятии его политики, а с другой -в предоставлении информации, способной оказать воздействие на принимаемые субъектами экономики решения. Для этого необходимо прежде всего внедрить меры, позволяющие повысить прозрачность центрального банка и проводимой им политики, что особенно важно для стран с формирующейся рыночной экономикой, финансово-банковские системы которых в большей степени страдают от возникающих внутренних и внешних «шоков» и угроз.

Целью настоящей работы является сравнительный анализ прозрачности центральных банков стран интеграционной группировки и ее изменения в динамике, а также характеристика мер, позволяющих обеспечить повышение прозрачности

деятельности центральных банков стран Таможенного союза - Беларуси, Казахстана и Российской Федерации.

В статье на основе общепринятого в мировой практике индекса Eijffinger-Geraats (ЕG-индекса) проведена оценка прозрачности центральных банков стран ТС, выявлены причины произошедших изменений. Рассмотрены подходы к раскрытию сущности прозрачности центрального банка, описаны характеризующие ее критерии, показана эволюция осознания центральными банками Беларуси, Казахстана и России необходимости повышения прозрачности их деятельности, проведена оценка изменения индекса прозрачности центральных банков, а также определены меры, позволяющие ее повысить.

Сделан вывод, что уровень прозрачности деятельности центральных банков Белоруссии, Казахстана и России намного ниже аналогичного показателя развитых государств, прежде всего по таким видам, как операционная и процедурная прозрачность, что обусловливает необходимость осуществления последовательной и постоянной работы по повышению прозрачности, способствующей

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

40 (277) - 2014

NATIONAL INTERESTS: priorites and security

достижению финансово-банковской и экономической стабилизации в стране.

Ключевые слова: центральный банк, прозрачность центрального банка, виды прозрачности центрального банка, индекс прозрачности центрального банка, денежно-кредитная политика, Таможенный союз

Анализ подходов к раскрытию сущности и оценке прозрачности центрального банка

Основной целью центральных банков (ЦБ) почти всех государств, помимо обеспечения макроэкономической стабильности в стране, является достижение ценовой и финансовой стабильности, а также четкое исполнение бюджета. В достижении этих целей немаловажную роль играют такие факторы, как независимость и прозрачность центрального банка.

Некоторыми исследователями было предложено рассматривать прозрачность (транспарентность) центральных банков с точки зрения достаточности и доступности получения имеющейся в их распоряжении информации и решений, принимаемых ими, для субъектов экономики, обеспечивающих повышение результативности и оптимизации деятельности центральных банков [5, 6]. При этом выделяются следующие характеристики прозрачности ЦБ:

• политико-организационная, определяющая формализацию и раскрытие целей денежно-кредитной политики и их приоритетов, количественных параметров в достижении целей;

• экономическая, предполагающая разработку и раскрытие моделей и прогнозов макроэкономических параметров;

• процедурная, раскрывающая процессы принятия решения по тем или иным вопросам, предметы возникающих дискуссий (в том числе с участием правительства), процессы голосования по принимаемым решениям;

• операционная, предусматривающая обсуждение ошибок, допущенных в процессе разработки и реализации денежно-кредитной политики, непредвиденных нарушений макроэкономических пропорций;

• собственно прозрачность политики, означающая оперативность раскрытия информации по принимаемым решениям, разъяснение мотивов принятия решений.

Международным валютным фондом (МВФ) в сентябре 1999 г. был принят Кодекс по повышению

прозрачности денежно-кредитной и финансовой политики, в котором были даны рекомендации центральным банкам государств по повышению их прозрачности [5]. В этом наднациональном документе были выделены такие аспекты прозрачности ЦБ, как:

- ясность и законодательное закрепление функций, целей и задач центральных банков и финансовых агентств;

- доступность информации о процедуре принятия решений и результатах проведения денежно-кредитной и финансовой политики;

- наличие информации о планируемых изменениях денежно-кредитной и финансовой политики;

- добросовестность центрального банка и финансовых агентств при достижении ими намеченных целей и осуществлении функций. Одновременно подчеркивалось, что при повышении прозрачности деятельности центральных банков увеличится их эффективность и ответственность руководства за принимаемые решения. Это особенно важно в случаях возникновения противоречий между центральным банком и правительством в процессе разработки и проведения денежно-кредитной политики, а также для стран, в которых центральный банк выполняет функции банковского регулятора. Владение информацией об основных параметрах денежно-кредитной сферы позволяет субъектам экономики учитывать их в своей деятельности. В качестве мер, направленных на повышение прозрачности центральных банков, было указано на необходимость:

1) обеспечения доступности информации, четкого раскрытия в законодательных актах базовых характеристик - целей, задач и функций центральных банков, прав и обязанностей, механизмов их взаимоотношений с правительством в части участия в разработке и проведении денежно-кредитной политики, процедуры назначения руководителей центрального банка и т.д. Дополнительная аналитическая и статистическая информация должна быть понятна и доступна (это также относится к раскрытию аспектов курсовой политики);

2) раскрытия положений о кредитно-финансовых и иных взаимоотношениях центрального банка с правительством (участие и условия кредитования банком правительства, возможность приобретения ценных бумаг государства на первичном рынке, оказание расчетных услуг и пр.);

3) регулярного доведения до общественности информации о планируемых действиях и мерах, отчетов о результатах проводимой политики и о допущенных при этом просчетов, а также публикации официальной отчетности и пр. В то же время в документах МВФ и работах ряда ученых подчеркивалось, что повышение прозрачности является не самоцелью, а только инструментом, создающим условия для повышения обоснованности проводимой денежно-кредитной политики и эффективности деятельности центрального банка [7, 10].

В российских экономических словарях и научных публикациях дается разное определение транспарентности (прозрачности) применительно к банкам. Однако в них транспарентность преимущественно увязывается с доступностью, полнотой, своевременностью и целостностью предоставляемой ЦБ информации [3]. В отдельных исследованиях транспарентность центрального банка рассматривается как мера его независимости [4]. Авторы не согласны с этим, поскольку данные характеристики, хотя и взаимосвязаны между собой, но не равнозначны. Так, повышение независимости центрального банка способствует повышению его прозрачности в части разработки и реализации денежно-кредитной политики, а, в свою очередь, повышение прозрачности в конечном итоге может привести к увеличению степени независимости банка. Ведь прозрачность центрального банка важна, с одной стороны, для повышения ответственности самого банка перед обществом, а с другой - для повышения доверия общества к деятельности банка и принимаемым им мерам.

Авторам представляется целесообразным учитывать и такой аспект, как достоверность информации, т.е. рассматривать прозрачность центрального банка как необходимость своевременного раскрытия им полной и достоверной информации об основных параметрах своей деятельности: целях, инструментах, функциях, результатах и механизмах для повышения доверия общественности к проводимой им политике.

Для оценки прозрачности центрального банка в мировой практике используется EG-индекс, предложенный С. Эйффенгером и П. Гераатс [9]. При определении EG-индекса по каждому виду прозрачности выделяются три критерия, имеющие разное количество вариантов - от двух до трех, причем каждому варианту присваивается значение 0, 0,5 или 1. При этом значения всех критериев по

Priorities of Russia 4 -

данному виду прозрачности суммируются, а итоговый индекс прозрачности представляет собой сумму значений четырех подиндексов.

Эволюция осознания центральными банками стран Таможенного союза необходимости повышения прозрачности

Республика Беларусь. В этой стране задача повышения прозрачности ЦБ применительно к информационной прозрачности банков и финансового рынка была обозначена в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2004 г.1 (далее - «Основные направления...»). В 2005 г. была опубликована следующая редакция этого документа, в которой обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики отмечено в качестве основного принципа ее реализации. Одновременно раскрывалось и содержание прозрачности ЦБ как ясность функций, целей и задач Национального банка Республики Беларусь, процедур принятия и доведения до сведения общественности решений и информации о результатах денежно-кредитной политики государства. В следующей редакции «Основных направлений.», в 2006 г., дополнительно отмечалось, что установление симметричного коридора колебания валютного курса позволит повысить прозрачность денежно-кредитной политики, что, в свою очередь, обеспечит субъекты экономики более исчерпывающей информацией о будущей денежно-кредитной политике. Последнее необходимо для четкого планирования предстоящей хозяйственной деятельности, т.е. был выделен конкретный инструмент денежно-кредитной политики.

В редакции «Основных направлений.» от 2007 г. не только сохранялись положения по повышению прозрачности денежно-кредитной и курсовой политики, но дополнительно была определена необходимость повышения прозрачности деятельности самого Национального банка Республики Беларусь. На 2008 г. было предусмотрено постоянное информирование общественности о принимаемых решениях, публикация статистики и отчетов, а также повышение прозрачности деятельности национальных банков за счет активизации работы по внедрению международных стандартов финансовой отчетности. В документах, определя-

1 Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2003-2014 гг. URL: http://nbrb.by/ legislation/ondkp.

ющих денежно-кредитную политику в кризисный и посткризисный периоды, проблема повышения прозрачности не рассматривалась, и только в последней редакции указанного документа от 2014 г. содержится ссылка на необходимость повышения прозрачности финансового рынка.

Тем не менее в годовых отчетах Национального банка Республики Беларусь присутствовала информация о необходимости повышения прозрачности деятельности банков путем:

а) размещения на интернет-сайте банка общих сведений о банке, структуре капитала, составе органов управления, соблюдения обязательных нормативов и др. (2006 г.);

б) опубликования в СМИ и размещения в сети Интернет годовой отчетности и аудиторского заключения (2008 г.).

Кроме того, начиная с 2012 г. предается гласности структура капитала банков2. Так, в отчете Национального банка РБ за 2013 г. отмечено, что повышению прозрачности его деятельности будет способствовать реализация стратегии управления рисками в платежной системе.

Республика Казахстан. В документах Национального банка Республики Казахстан задача повышения прозрачности была увязана с переходом к инфляционному таргеттированию. Именно такая позиция была обозначена в 2001 г. в период разработки и утверждения Основных направлений денежно-кредитной политики Национального банка Казахстана на 2002-2004 гг. 3, в которых была выделена важность прозрачности целей проводимой денежно-кредитной политики и повышения доверия к ней участников рынка. При этом в годовом отчете Национального банка Республики Казахстан за 2001 г. уже подчеркивалось, что повышение доверия к проводимой им политике и его прозрачность обусловило снижение уровня инфляции в стране4. В Основных направлениях денежно-кредитной политики Национального банка Казахстана на 2003-2005 гг. акцент был сделан уже на повышении прозрачности банковской деятельности. Аналогичная позиция отмечалась и в следующей редакции этого документа, дополненной конкретизацией необходимости

2 Годовые отчеты Национального банка Республики Беларусь за 2000-2013 гг. URL: http://nbrb.by/publications/report.

3 Основные направления денежно-кредитной политики Республики Казахстан на 2000-2013 гг. URL: http://nationalbank. kz/?docid=96&switch=russian.

4 Годовые отчеты Национального банка Республики Казахстан

за 2000-2013 гг. URL: http://cbr.ru/publ/?prtid=god&PageYear.

перехода банков на международные стандарты финансовой отчетности. Более того, в 2005 г. для повышения прозрачности Национального банка наряду с регулярными публикациями и интервью руководителей банка в СМИ была создана телевизионная передача «Территория тенге».

В 2008 г. в республике вновь подчеркивалась необходимость перехода к инфляционному таргет-тированию, обеспечивающему повышение прозрачности целей денежно-кредитной политики и доверия участников рынка. Для этого Национальный банк Республики Казахстан принял решение о поддержании плавающего валютного курса тенге, активизации методологической работы по совершенствованию денежно-кредитной политики, совершенствованию применяемых и созданию новых моделей прогнозирования параметров. Однако в последующих документах, определяющих денежно-кредитную политику государства, данные вопросы не раскрывались.

Российская Федерация. Задача повышения прозрачности работы Банка России в целях повышения доверия к проводимой им денежно-кредитной и экономической политике была декларирована еще в 2000 г. в Основных направлениях единой денежно-кредитной политики на 2000 г.5, однако никаких реальных мер в данном документе предложено не было. В дальнейшем при разработке «Основных направлений...» на 2001 и 2002 гг. отмечалось лишь, что данные документы были разработаны в соответствии с принятыми в мировом сообществе требованиями по повышению информационной открытости и прозрачности центральных банков в части реализации их денежно-кредитной политики.

В «Основных направлениях.», опубликованных в 2003 г., впервые было указано на необходимость включения в данный документ:

1) количественных характеристик денежно-кредитной политики на предстоящий год (интервального уровня инфляции, денежной массы и денежной базы, процентных ставок денежного рынка, изменения золотовалютных резервов);

2) денежной программы на предстоящий финансовый год;

3) количественных ориентиров, определяющих достижение целей денежно-кредитной политики. При этом особо была подчеркнута важность

разработки этих показателей на основе различных сценариев экономической конъюнктуры, а также

5 Основные направления денежно-кредитной политики Российской Федерации на 2000-2014 гг. URL: http://cbr.ru/dkp/print. aspx?file=standart_system/osn_napr_dkp.htm.

плана мероприятий Банка России по совершенствованию банковской и платежной систем, банковского надзора, финансового рынка. В следующих «Основных направлениях.» на 2004 г. термин «транспарентность» использовался уже в отношении банковского сектора. Для повышения транспарентности было принято решение о ежемесячном размещении в сети Интернет информации о состоянии банковского сектора (макропруденциальных показателей).

В «Основных направлениях.» на 2007 г. отмечалось, что в своем стремлении повышения прозрачности действий в сфере денежно-кредитной политики Банк России ежегодно публикует данный документ и годовой отчет, размещает в сети Интернет и публикует в своих периодических изданиях нормативные акты, аналитические материалы и статистическую информацию по денежно-кредитным, валютным и банковским показателям.

В 2008 г. в «Основных направлениях.» появились два новых момента. Во-первых, задача по повышению прозрачности действий Банка России была увязана с повышением степени доверия общества к проводимой им политике. Во-вторых, была обозначена взаимосвязь способности банка влиять на инфляционные ожидания экономических агентов и результативность осуществления инфляционного таргеттирования. Для разъяснения обществу целей и мер проводимой политики было решено продолжить работу по публикации аналитических материалов и информации о развитии экономической ситуации, состоянии банковской системы и денежно-кредитной сферы6.

В «Основных направлениях.» на 2009 г. и на период 2010-2011 гг. (с 2009 г. документ впервые стал разрабатываться на трехлетний период) содержался пункт о том, что Банк России придает особое значение повышению открытости и прозрачности осуществляемой им денежно-кредитной политики, разъяснению общественности своих целей, задач и принимаемых мер. В то же время обозначалась и необходимость работы ЦБ по повышению открытости деятельности кредитных организаций и прозрачности структуры их собственности. В «Основных направлениях...» на 2010 г. и на период 2011-2012 гг. помимо акцента на значимости для Банка России повышения прозрачности проводимой денежно-кредитной политики указана необходимость разъяснения общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых мер. В

6 Годовые отчеты Банка России за 2000-2013 гг. URL: http:// cbr.ru/publ/?prtid=god&PageYear.

Priorities of Russia 6 -

«Основных направлениях.» на 2013 г. и на период 2014-2015 гг. речь шла только о необходимости повышения прозрачности деятельности кредитных организаций и структуры их собственности.

Несмотря на не всегда четко обозначенные действия по повышению прозрачности их деятельности, центральные банки стран Таможенного союза проводят реальную работу в этом направлении [2]. На официальных сайтах ЦБ стран - участниц ТС постоянно расширяются состав и содержание представляемой информации. Это, в частности, законодательные и нормативные акты, сведения о центральном банке, его денежно-кредитной и валютной политике, платежной системе страны, надзоре, аналитические материалы, годовые отчеты, отчеты о финансовой стабильности и т.д. (табл. 1).

Хотя сайт Банка России более информативен с точки зрения выделенных разделов и перечня представляемой информации, сведения о структуре органов управления наиболее полно раскрываются на сайте Национального банка Республики Казахстан. На страницах последнего описан состав правления (регламент, план работ, информация о деятельности), перечислены структурные подразделения с указанием задач их деятельности и состав совета директоров (регламент, план деятельности). На сайте Национального банка Республики Беларусь представлен состав совета правления и перечислены структурные подразделения; на сайте Банка России - состав совета директоров, структурные подразделения, распределение полномочий между руководителем банка и его заместителями, состав Национального финансового совета.

Анализ динамики EG-индекса в странах Таможенного союза позволяет сделать вывод о повышении прозрачности их центральных банков (табл. 2). При этом самой низкой величина индекса оказалась в Белоруссии7, что является, прежде всего, следствием отказа от раскрытия количественных ориентиров денежно-кредитной политики8, отсутствием оценки влияния денежно-кредитной политики на достижение макроэкономических целей, а также более низким уровнем раскрытия информации, в том числе на официальном сайте Национального банка Республики Беларусь.

7 Банковскийкодекс Республики Беларусь от25.10.2000 №№ 441 -З. URL: http://etalonline.by/?type=text&regnum=HK0000441#load_ text_none_1.

8 Справедливости ради следует признать, что в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2003-2011 гг. эти показатели присутствовали.

-40 (277) - 2014-

Приоритеты России Priorities of Russia - 7 -

Таблица 1

Размещение информационных материалов на официальных сайтах центральных банков в странах Таможенного союза

Тип информационных материалов Республика Беларусь Республика Казахстан Российская Федерация

Банковское законодательство и нормативные акты Публикуется Публикуется Публикуется

Структура органов управления центрального банка Публикуется* Публикуется Публикуется*

Статистика по базовым параметрам ДКП Публикуется Публикуется Публикуется

Официальные статистические сборники «Бюллетень банковской статистики» «Экономическое обозрение», «Вестник Национального банка Казахстана», «Бюллетень банковской статистики» «Вестник Банка России», «Бюллетень банковской статистики»

Годовые отчеты С 1998 г. С 2000 г С 1992 г.

Отчеты о развитии банковского сектора Не публикуется Не публикуется С 2002 г.

Основные направления денежно-кредитной политики С 2003 г. С 2000 г С 2000 г.

Пресс-релизы Публикуется Публикуется Публикуется

Интервью, выступления руководителей С 2011 г С 2008 г С 2008 г.

Протоколы заседаний органов управления Не публикуется Не публикуется Не публикуется

Пресс-конференции руководителя банка после проведения заседания Совета директоров Национального финансового совета Не публикуется Не публикуется Не публикуется

Отчеты и аналитика по финансовой стабильности С 2007 г. С 2006 г С 2009 г.

Материалы конференции, круглых столов Не публикуется С 2012 г Не публикуется

* Исчерпывающая информация не представлена.

Таблица 2

Динамика EG-индекса прозрачности центральных банков в странах Таможенного союза в 1994 и 2014 гг.

Республика Республика Российская

Критерии оценки индекса Беларусь Казахстан Феде >ация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1994 2014 1994 2014 1994 2014

Политико-организационная деятельность, в целом 1 1 1 2,5 1 2

В том числе:

- наличие официально объявленных целей денежно-кредитной 0 0,5 0 1 0 1

политики (ДКП) и их приоритетов

- раскрытие количественных значений главной цели ДКП* 0 0 0 0,5 0 0,5

- наличие механизма взаимодействия центрального банка и прави- 1 0,5 1 1 1 0,5

тельства

Экономическая деятельность, в целом 0 1 0 1,5 0 1,5

В том числе:

- доступность макроэкономических данных, прогнозируемых при разработке и реализации ДКП 0 1 0 1 0 1

- раскрытие модели, используемой при осуществлении прогнозных 0 0 0 0 0 0

ориентиров ДКП

- регулярное опубликование макроэкономических прогнозов 0 0 0 0,5 0 0,5

Процедурная деятельность, в целом 0 0 0 0 0 0

В том числе:

- описание подходов при разработке ДКП 0 0 0 0 0 0

- раскрытие информации о возникающих дискуссиях с правитель- 0 0 0 0 0 0

ством в процессе разработки и реализации ДКП

- представление информации о позиции правительства и централь- 0 0 0 0 0 0

ного банка при определении ориентиров ДКП

Операционная деятельность, в целом 0 0 0 1 0 1

В том числе:

- регулярность оценки степени достижения операционных целей 0 0 0 0,5 0 0,5

- регулярность представления информации об изменении макро- 0 0 0 0 0 0

экономических параметров и их влиянии на ДКП

- оценка влияния ДКП на достижение макроэкономических целей 0 0 0 0,5 0 0,5

■40 (277) - 2014

Приоритеты России Priorities of Russia - 8 -

Окончание табл. 2

Республика Республика Российская

Критерии оценки индекса Беларусь Казахстан Феде >ация

1994 2014 1994 2014 1994 2014

Информационная политика, в целом 0 1 0 1 0 1

В том числе:

- оперативность информирования о корректировке целей или ос- 0 0,5 0 0,5 0 0,5

новных инструментов ДКП*

- представление разъяснений при объявлении решений 0 0,5 0 0,5 0 0,5

- раскрытие информации о планируемых стратегических решениях 0 0 0 0 0 0

после каждого заседания

Всего... 1 3 1 6 1 5,5

* По данным критериям значения составили 0,5 балла при их частичной реализации.

Из данных табл. 2 следует, что за счет четкого определения целей денежно-кредитной политики9 и сохранения полномочий в части проведения денежно-кредитной политики самой высокой степенью прозрачности характеризуется Национальный банк Республики Казахстан. В то же время совокупные значения индексов анализируемых государств существенно ниже по сравнению с аналогичными показателями развитых стран, где его среднее значение в 2009 г. составляло 9,6310.

Для получения более качественной оценки степени прозрачности центральных банков авторы считают целесообразным расширить вариантность характеристик по некоторым критериям. Так, при анализе количественных ориентиров главной цели денежно-кредитной политики целесообразно добавить третий вариант при их частичном определении (0,5 балла). Аналогично, по критерию оперативности информирования о корректировке основных инструментов или целей денежно-кредитной политики следует предусмотреть третий вариант ответа (0,5 балла) в случае информирования по отдельным параметрам.

Проведенный анализ прозрачности центральных банков стран Таможенного союза позволяет сделать следующие выводы.

1. Проблема повышения прозрачности центрального банка в анализируемых странах была обозначена после опубликования МВФ Кодекса по повышению прозрачности денежно-кредитной и финансовой политики, причем в РФ это было сделано раньше, чем в Беларуси и Казахстане. При этом во всех странах на протяжении длительного периода

9 Закон Республики Казахстан от 30.03.1995 № 2125 «О Национальном банке Республики Казахстан». URL: http://na-tionalbank.kz/?docid=41&switch=russian.

10 Changing central bank transparency in Central and Eastern Europe during the financial crisis. URL: http://mpra.ub.uni-muenchen. de/40335/1/MPRA_paper_40335.pdf.

времени лишь декларировалась необходимость повышения прозрачности деятельности центральных банков или проводимой денежно-кредитной политики. Отсутствовала системность в реализации поставленных задач. Так, в регулярно публикуемых «Основных направлениях. » периодически делался акцент на повышении прозрачности то центрального банка или его денежно-кредитной политики, то коммерческих банков или финансовых институтов, что во многом объясняется выполнением центральным банком Белоруссии и России функции регулятора финансово-банковских институтов.

2. За анализируемый период проделана огромная работа по повышению в первую очередь информационной прозрачности центральных банков, в том числе посредством совершенствования банковского законодательства, размещения информации в изданиях и на официальных сайтах банка. Отметим, что такая работа должна проводиться последовательно и постоянно с учетом изменения внешней и внутренней среды.

3. Для всех анализируемых центральных банков характерен низкий уровень совокупной прозрачности, прежде всего - процедурной и операционной. В этой связи необходимо предусмотреть раскрытие информации о взаимоотношениях центральных банков и правительства по вопросам, касающимся денежно-кредитной сферы [1]. Речь, естественно, не идет о полной детализации возникающих дискуссий или чисто технических вопросах, способных привести к дестабилизации рынка (излишняя прозрачность, по мнению А. Цукермана, даже вредна [8]). Интерес представляют планируемые стратегические действия и решения, процедуры принятия стратегических решений и результаты голосования. Отсутствие критического анализа причин, не позволивших достичь ожидаемых целей, непризнание допущенных ошибок воспринимаются общественностью негативно.

Важным представляется более полное и продуманное разъяснение решений, принимаемых руководством центральных банков. В частности, нет объяснений причин отказа Национального банка Республики Беларусь от установления с 2012 г. таких количественных ориентиров денежно-кредитной политики, как уровень инфляции, прирост денежной массы, курс национальной валюты. Введение в сентябре 2013 г. ключевой ставки в размере 5,5% Банк России обосновывал тем, что она в большей степени отвечает политике таргеттирования инфляции по сравнению со ставкой рефинансирования. Однако с конца июля 2013 г. их значения почти совпали (8 и 8,25% соответственно). Более того, Банком России была оговорена возможность ее повышения и в будущем. В связи с этим не совсем ясно, с какой целью сохранена ставка рефинансирования, которую к 1 января 2016 г. планируется скорректировать до уровня ключевой ставки11.

Одним из направлений повышения прозрачности центральных банков, несомненно, является дальнейшее совершенствование банковского законодательства, содержащего более четкие и лаконичные трактовки его положений. Так, в Законе «О Банке России»12 в гл. I, в разделе общих положений перечисляются пять целей деятельности Банка без выделения приоритетов (ст. 3). Затем в гл. VI, в разделе, посвященном организации наличного денежного обращения, одна из целей денежно-кредитной политики (защита и обеспечение рубля посредством ценовой стабильности) указана в качестве основной (ст. 34, ч. 1). В Белоруссии такая важная цель ЦБ, как ценовая стабильность, в последней редакции Банковского кодекса не отображена, однако в предыдущих редакциях кодекса она указывалась.

В целях повышения доверия общественности к проводимой денежно-кредитной политике и финансовым институтам желательно разрабатывать и раскрывать отдельные документы с полугодовой или ежеквартальной периодичностью. Это относится, прежде всего, к отчетам о результатах проводимой денежно-кредитной политики, прогнозах, дискуссиях с правительством по основным вопросам денежно-кредитной политики.

11 Банк России к началу 2016 г. скорректирует ставку рефинансирования до уровня ключевой ставки. URL: http://finmarket. ru/news/3475514.

12 Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 01.07.2014). URL: http://cbr.ru/today/status_functions/law_ cb.pdf.

В заключение следует отметить, что повышение прозрачности центральных банков крайне важно для повышения ответственности самого банка и доверия к проводимой им денежно-кредитной политике и финансово-банковскому рынку не только со стороны субъектов данной экономической системы, но и других стран. Это способствует активизации инвестиционных процессов, оптимизации расчетов в международной сфере, повышению конкурентоспособности национальных компаний на зарубежных рынках.

Список литературы

1. Голодова Ж.Г. Регулирование финансово-банковского сектора России: проблемы и направления совершенствования // Финансы и кредит. 2010. № 41. С. 13-21.

2. Голодова Ж.Г., Абакумова А.В. Внешние долги российских банков: состояние и управление в контексте обеспечения безопасности банковского сектора // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 30. С. 46-52.

3. Моисеев С.Р. Открытость и транспарентность денежно-кредитной политики // Банковское дело. 2001. № 5. С. 2-6.

4. Независимость центральных банков и глобальный финансовый обвал: взгляд из стран с формирующимся рынком. Тематический доклад SIEMS. Институт исследования быстрорастущих рынков Сколково. URL: http://skolkovo.ru/public/ media/documents/research/SIEMS_Research_2010-11_rus.pdf.

5. Code of Good Practices on Transparency in Monetary and Financial Policies: Declaration of Principles. URL: http://imf.org/external/np/mae/mft/ code/eng/code2e.pdf.

6. Crowe C., Meade E. Central Bank Independence and Transparency: Evolution and Effectiveness // European Journal of Political Economy. 2008. № 24. P. 763-777.

7. Cruijsen van der C.A.B., Eijffmger S.C.W. Actual versus Perceived Transparency: The Case of the European Central Bank // Journal of Economic Psychology. 2008. № 163. P. 1-27.

8. Cukierman A. The Limits of Transparency // Economic Notes. 2009. Vol. 38. Iss. 1-2. P. 1-37.

9. Eijffinger S.C.W, Geraats P. How transparent are central banks? URL: http://mnb.hu/Root/ Dokumentumtar/ENMNB/Kutatas/mnben_seminar/ seminar_2004 /mnben _seminar_3/Eijffinger.pdf.

10. Geraats P. Central Bank Transparency // The Economic Journal. 2002. № 112. P. 532-565.

National interests: priorities and security Priorities of Russia

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

THE CENTRAL BANKS OF THE COUNTRIES OF THE CUSTOMS UNION: EVALUATION AND DIRECTIONS TO IMPROVE TRANSPARENCY

Zhanna G. GOLODOVA, Yuliya S. RANCHINSKAYA

Abstract

Importance The global financial and economic crisis of2007-2010 has outlined the need for measures to increase the responsibility of central banks for the results of their monetary policy, as well as public confidence in central banks and the financial and banking sector of the country as a whole. On the one hand, central banks are interested in adequate perception of their policy, and, on the other hand, in the provision of information that could influence decisions made by economic actors. To achieve this, first of all, it is necessary to introduce the measures to increase the transparency of central banks and their policies, what is especially important in countries with emerging economies, the financial and banking systems increasingly suffer from the emerging internal and external shocks and threats. Objectives We conduct a comparative analysis of the transparency of central banks of the integration grouping and its dynamic changes. As well, we are characterizing the measures which shall allow ensuring the enhancement of the transparency of the central banks of the countries of the Customs Union of Belarus, Kazakhstan and the Russian Federation. Methods In our paper, on the basis of the internationally accepted Eijffinger-Geraats index (EG-index), we are analyzing the transparency of the central banks of the countries of the Customs Union, and identifying the causes of the changes.

Results Our study shows that the level of transparency of the activities of the central banks of Belarus, Kazakhstan and Russia are far lower than of the ones of developed countries, especially, in such transparency types as the operating and procedural transparency. Conclusions and Relevance We came to a conclusion of the need for the consistent and continuous work to improve transparency, which shall contribute to the financial-banking and economic stabilization of the country.

Keywords: Central Bank, transparency, transparency types, transparency index, monetary policy, Customs Union

References

1. Golodova Zh.G. Regulirovanie finansovo-bankovskogo sektora Rossii: problemy i napravleniya sovershenstvovaniya [Regulation of the financial and banking sector of Russia: problems and directions of improvement]. Finansy i kredit - Finance and credit,

2010, no. 41, pp. 13-21.

2. Golodova Zh.G., Abakumova A.V. Vneshnie dolgi rossiiskikh bankov: sostoyanie i upravlenie v kontekste obespecheniya bezopasnosti bankovskogo sektora [The external debts of Russian banks: the status and management in the context of the banking sector security]. Natsional 'nye interesy: prioritety i be-zopasnost'- National interests: priorities and security,

2011, no. 30, pp. 46-52.

3. Moiseev S.R. Otkrytost' i transparentnost' denezhno-kreditnoi politiki [Openness and monetary policy transparency]. Bankovskoe delo - Banking, 2001, no. 5, pp. 2-6.

4. Nezavisimost'tsentral 'nykh bankov i global 'nyi finansovyi obval: vzglyad iz stran s formiruyushchim-sya rynkom. Tematicheskii doklad SIEMS. Institut issledovaniya bystrorastushchikh rynkov Skolkovo [The independence of central banks and the global financial meltdown: a view from emerging market countries. A thematic report SIEMS. Institute for the study of fast-growing markets Skolkovo]. Available at: http://skolkovo.ru/public/media/documents/research/ SIEMS_Research_2010-11_rus.pdf. (In Russ.)

5. Code of Good Practices on Transparency in Monetary and Financial Policies: Declaration of Principles. Available at: http://imf.org/external/np/mae/mft/ code/eng/code2e.pdf.

6. Crowe C., Meade E. Central Bank Independence and Transparency: Evolution and Effectiveness. European Journal of Political Economy, 2008, no. 24, pp.763-777.

7. Cruijsen van der C.A.B., Eijffinger S.C.W. Actual versus Perceived Transparency: The Case of the European Central Bank. Journal of Economic Psychology, 2008, no.163, pp. 1-27.

-40 (277) - 2014-

8. Cukierman A. The Limits of Transparency. Economic Notes, 2009, vol. 38, iss. 1-2, pp. 1-37.

9. Eijffinger S.C.W., Geraats P. How Transparent are Central Banks? Available at: http://mnb.hu/Root/ Dokumentumtar/ENMNB/Kutatas/mnben_seminar/ seminar_2004 /mnben _seminar_3/Eijffinger.pdf.

10. Geraats P. Central Bank Transparency. The Economic Journal, 2002, no. 112, pp. 532-565.

Zhanna G. GOLODOVA

People's Friendship University of Russia, Moscow,

Russian Federation

golodova@yandex.ru

Yuliya S. RANCHINSKAYA

People's Friendship University of Russia, Moscow,

Russian Federation

u.ranchinskaya@mail.ru

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

40 (277) - 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

NATIONAL INTERESTS: priorites and security

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.