Научная статья на тему 'Центральная Азия во внешней политике США. Центральноазиатское лобби в Вашингтоне'

Центральная Азия во внешней политике США. Центральноазиатское лобби в Вашингтоне Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
199
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Попов Д.

Попов Д.С. «Центральная Азия во внешней политике США. 1991-2016 гг.», М.: РИСИ, 2016 г., с. 189-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центральная Азия во внешней политике США. Центральноазиатское лобби в Вашингтоне»

29. Фараджирад А., Хансари Д., Радмехр З., Дархор М. Афганский терроризм и нестабильность в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. - 2012. -№ 3.

30. Фоторепортаж с места инцидента на таджикско-афганской границе. - http:// www.ca-news.org/print:1182949/ (Дата обращения: 31.05.2016.)

31. Экс-боевик ИГ из Таджикистана Бободжон Карабоев: «Мы были пушечным мясом». - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1459530300 (Дата обращения: 31.06.2016.)

32. Эксперт: Не стоит преувеличивать возможности ИГ в Средней Азии. - http:// regnum.ru/news/polit/1945268.html (Дата обращения: 31.06.2016.)

33. Э. Рахмон: Центральная Азия располагает ресурсами для решения любых социально-экономических проблем. - http://www.avesta.tj/goverment/37266-erahmon-centralnaya-aziyaraspolagaetresursami-dlya-resheniya-lyubyh-socialno-ekonomicheskih-problem.html (Дата обращения: 31.06.2016.)

«Свободная мысль», М, 2016 г., № 4 (1658), с. 181-192.

Д. Попов,

кандидат юридических наук, руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра Российского института

стратегических исследований (г. Екатеринбург) ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США. ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОЕ ЛОББИ В ВАШИНГТОНЕ*

В настоящее время многие страны, ранее входившие в СССР, негласно продвигают свои интересы в США через систему легализованных там лоббистских организаций.

Иностранные правительства при этом нередко используют «бреши» в американском законодательстве. Они предпочитают нанимать лоббистов в США не напрямую, а через посредников в лице неправительственных организаций, торговых палат, адвокатских групп и иных подобных структур, зарегистрированных в третьих странах, в частности в Европе. При помощи этой комбинации им удается юридически обойти требования закона США о регистрации иностранных агентов 1938 г. (FARA), предписы-

* Раздел монографии «Попов Д.С. Центральная Азия во внешней политике США. 1991-2016 гг. - М.: РИСИ, 2016. - 247 с.: ил». С. 189-195.

вающего детально отчитываться перед Минюстом США о целях и содержании действий иностранных резидентов в Америке. Посредническая же схема подпадает под более «мягкий» акт о регулировании лоббистской деятельности (LDA) 1995 г. и по сути предоставляет зарубежным заказчикам возможность маскировать свою причастность к вашингтонской политике.

В этой связи не удивляет, что о лоббистских усилиях центральноазиатских государств известно немного. Впрочем, понятно, что наиболее реальными возможностями для этого обладают элиты и бизнес Узбекистана и Казахстана.

Как известно из западной печати, дочь узбекского лидера Гульнара Каримова до того, как утратила расположение отца, уделяла особое внимание продвижению в США собственного имиджа, а вместе с ним и своей коллекции одежды. Сотрудничество с партнерами в Америке осуществлялось через представительство фонда «Форум культуры и искусства Узбекистана», попечительский совет которого возглавляла сама Г. Каримова. Этот фонд существовал в 2004-2013 гг. и тогда был, возможно, крупнейшей узбекской неправительственной организацией с уполномоченными в Москве, Пекине, Токио, Париже, Берлине, Лондоне и других городах. В Нью-Йорке ее представлял первый секретарь узбекской миссии при ООН Ашраф Ходжаев [579]. В США фонд пользовался услугами Atlas International Partners и среди прочего спонсировал выезды в Узбекистан американских блогеров, включая пишущих о внешней политике [580].

После кризиса в американо-узбекских отношениях 20052008 гг. задача восстановления контактов с руководством США была возложена на посла Узбекистана в Вашингтоне Абдулазиза Камилова. Значительное содействие ему в работе с Сенатом и органами исполнительной власти США оказала местная община бухарских евреев. Позже, в сентябре 2011 г., А. Камилов в соответствии с указом Ислама Каримова вручил президенту Конгресса бухарских евреев США и Канады Борису Кандову памятный знак и личное письмо главы Узбекистана за «огромный вклад в развитие узбекско-американских отношений» [581]. В 2010 г. А. Камилов вернулся на родину уже в статусе первого заместителя министра иностранных дел, а в январе 2012 г. возглавил внешнеполитическое ведомство Узбекистана.

На поле политического лоббизма были замечены и противники узбекского руководства. В течение 2008-2010 гг. правовая фирма Maynard, Cooper & Gale получила от оппозиционной

коалиции «Солнечный Узбекистан» почти 800 тыс. долл. [582]. Лидер коалиции Санджар Умаров известен благодаря жесткой критике действий узбекских властей в Андижане. В 2009 г. под давлением Запада он был освобожден из мест заключения в РУ и переехал в США.

Но всё же наиболее активно среди республик ЦА лоббирует национальные интересы в американских инстанциях Казахстан. Причем лобби в США во многом создавалось Астаной, исходя из опасений, что Вашингтон поддержит одного из известных политических противников президента Н. Назарбаева - его бывшего зятя Рахата Алиева.

Вынужденный в 2008 г. покинуть Казахстан Р. Алиев, действуя через австрийскую компанию Speedy Funk Film, нанял небольшую американскую лоббистскую фирму RJI Government Strategies [583] с целью продвижения своей позиции в официальных кругах США и оказания через них давления на Астану. Также он обратился к ряду юридических и консультативных американских компаний, таких как Baker and Hostetler, Ashcroft Group, and Kroll Inc. По мнению представителей правительства Казахстана, конечной целью действий Р. Алиева являлось создание образа диссидента в США, получение здесь политического убежища и продолжение борьбы за власть в РК с помощью Вашингтона [584].

Дополнительно Р. Алиев стремился привлечь потенциал американской судебной и политической системы для возврата активов, реквизированных властями республики после обострения его отношений с Н. Назарбаевым. С этой целью была инициирована серия арбитражных разбирательств в Европе, где Р. Алиев объединил усилия с братьями Девинчи (гражданами США) и Ис-самом Хурани (гражданином Великобритании). Последние состояли в родстве с беглым политиком (Иссам Хурани женат на сестре Р. Алиева) и ранее были ключевыми партнерами по бизнесу в Казахстане.

Крупнейшим арбитражным разбирательством группы «Алиев - Хурани» в Европе стал иск на сумму 1,2 млрд долл. [585], поданный против Казахстана принадлежащей г-ну Девинчи Хурани компанией Caratube International Oil Company (CIOC) в Международный центр урегулирования инвестиционных споров при Всемирном банке. Поводом к нему стало расторжение в январе 2008 г. правительством республики контракта с CIOC на разведку и добычу углеводородов на нефтяном месторождении Кара-тюбе в Актюбинской области.

Параллельно активизировали свою работу нанятые Р. Алиевым лоббисты в Вашингтоне. По сведениям газеты New York Times, RJI Government Strategies направила предложения о сотрудничестве почти двум десяткам конгрессменов США, включая тогдашнего председателя Комитета по международным делам Палаты представителей Ховарда Бермана. Были инициированы по меньшей мере пять заявлений членов Конгресса с критикой Казахстана, в которых Р. Алиев представлялся жертвой режима [586]. В одном из них, от 5 марта 2009 г., член Палаты представителей из Нью-Йорка Адольфус Таунс поставил под сомнение обоснованность предстоящего в 2010 г. председательства Казахстана в ОБСЕ [587]. В США были обнародованы документы о получении взяток президентом Н. Назарбаевым от американских нефтяных компаний при распределении лицензий на добычу углеводородов. Часть материалов через юридическую контору Baker and Hostetler направлены в различные правоохранительные структуры, включая офис окружного прокурора Нью-Йорка Роберта Моргентау и ФБР. Как считают в Астане, заказной характер, нацеленный на дискредитацию властей республики, носили и некоторые публикации о Казахстане ведущих американских СМИ, в том числе Wall Street Journal и Washington Times [588].

Происходящее в США чрезвычайно встревожило руководство Казахстана, которое опасалось, что американская администрация может пойти на политическое сотрудничество с Рахатом Алиевым. Если верить дипломатическим депешам, опубликованным WikiLeaks, в декабре 2008 г. глава администрации президента РК Аслан Мусин прямо высказал соответствующие подозрения послу США в Казахстане Ричарду Хоугланду [589]. В августе 2009 г. свою обеспокоенность до американского представителя довел уже госсекретарь Казахстана Канат Саудабаев, подчеркнув, что предоставление убежища Р. Алиеву в США будет иметь катастрофические последствия для двусторонних отношений [590]. Реакция посла Р. Хоугланда сводилась к тому, что правительство США не устанавливало и не имеет намерений устанавливать какие-либо контакты с господином Р. Алиевым [591]. В свою очередь, Государственному департаменту посольство США в Астане рекомендовало предпринять меры, исключающие втягивание американской администрации в «дело Алиева», которое президент Н. Назарбаев воспринимает как «вопрос жизни и смерти» [592]. Самого опального политика, по оценке американских дипломатов, неверно считать «золотым мальчиком демократии», учитывая его

прямую причастность к масштабным коррупционным схемам в период нахождения у власти [593].

Предупреждением американских партнеров по дипломатическим каналам ответные меры Астаны не ограничились. В 2008 г. Казахстан нанял в США своих лоббистов, выделив для начала трем местным фирмам 3,7 млн долл. на три года [594]. Среди прочих интересы республики согласилась представлять одна из крупнейших частных PR-компаний в США APCO Worldwide, в чью команду входила Элизабет Джонс - посол США в РК в 19951997 гг. APCO Worldwide помогла создать в Конгрессе парламентскую группу «Друзей Казахстана». В эту группу, например, вошел республиканец и один из богатейших американских депутатов Даррелл Исса, который в июле 2008 г. совместно с демократом Чарльзом Маланконом выступил с предложением выдвинуть Н. Назарбаева на Нобелевскую премию мира за вклад в ядерную безопасность [595] (Р. Алиев называл премию давней тайной мечтой президента) [596]. Согласно данным, озвученным в ходе последующих судебных разбирательств по делу «Хурани - Мирт-чев», по поручению Н. Назарбаева якобы был создан специальный фонд для осуществления денежных выплат «Друзьям Казахстана».

Другим проводником интересов руководства республики в США стала небольшая вашингтонская фирма Policy Impact Communications, которая в конце 2009 г. в сотрудничестве с посольством Казахстана содействовала созданию в Конгрессе еще одной лояльной Астане парламентской группы под названием «Центральноазиатский Кокус». Это объединение, торжественно открытое в начале 2010 г. в присутствии помощника госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Роберта Блейка, возглавили демократ от Американского Самоа Эни Фалеомаваега и республиканец от Калифорнии Бэк Маккеон. Позже к числу консультантов внешнеполитического ведомства РК в Соединенных Штатах примкнула BGR Holdings.

Лоббисты обеспечили ряд позитивных заявлений членов Конгресса, посвященных успехам Казахстана, что было важно для президента Н. Назарбаева, репутация которого пострадала в связи с опубликованием в России и Германии в 2009 г. книги разоблачений Р. Алиева «Крестный тесть». Улучшения имиджа республики требовало и запланированное в 2010 г. председательство Казахстана в ОБСЕ, в поддержку которого, например, выступила член Комитета по международным делам от Невады и сопредседатель

группы «Друзей Казахстана» в Палате представителей Шелли Беркли [597].

Положительные доклады о Казахстане выпустили несколько авторитетных американских аналитических институтов, специализирующихся на Центральной Азии, включая университет Джона Хопкинса и Центр стратегических и международных исследований, в течение трех лет получившие от республики 350 тыс. долл. [598]. В феврале 2013 г. при утверждении министром обороны Чака Хейгла республиканцы в Сенате выдвинули возражения против его кандидатуры на том основании, что он наряду с другими аналитическими центрами также имел «порочащие» финансовые связи с Казахстаном, будучи руководителем Атлантического совета [599]. Дополнительно казахстанскими дипломатами проведена работа по созданию Американо-казахстанской правовой ассоциации (U.S.- Kazakhstan Legal Association). В результате посольству РК в Вашингтоне совместно с наемными консультантами во многом удалось нейтрализовать последствия лоббистских начинаний Рахата Алиева и братьев Хурани, что, вероятно, и вынудило последних скорректировать стратегию и обратиться в суд.

В сентябре 2010 г. братья Девинчи и Иссам Хурани направили в суд округа Колумбия иск против ключевого лоббиста интересов Казахстана в США, американского гражданина Александра Миртчева. Заявители обвинили его в сговоре с президентом Н. Назарбаевым и его дочерью Даригой с целью отъема их бизнеса в республике и потребовали компенсации в размере 2 млрд долл. В частности, в иске утверждалось, будто Дарига Назарбаева заплатила А. Миртчеву за то, чтобы тот помог принудить братьев Хура-ни отписать акции в двух казахстанских медиакомпаниях KTK Television и Alma Media [600].

Суд оказался хорошей возможностью привлечь внимание общественности и обнародовать новую партию, дискредитирующих казахстанские власти материалов. Так, обвинение во многом основывалось на конфиденциальных документах правительства Казахстана, включая письмо от 26 ноября 2010 г., якобы направленное Н. Назарбаеву послом РК в США Ерланом Идрисовым (с сентября 2012 г. министр иностранных дел). В письме Е. Идри-сов сообщал, что по поручению главы государства посольство совместно с независимым членом совета директоров госхолдинга Самрук Казына Александром Миртчевым разработало план действий по дискредитации преступной группы «Алиев - братья Хура-ни». Для этого ими создан клуб «Друзей Казахстана» и организо-

ван сбор информации о противнике через бывшего помощника министра обороны США в администрации Рейгана Ричарда Перла -известного идеолога неоконсерватизма и представителя израильского лобби. Как утверждалось в письме, по предложению посольства, Комитет национальной безопасности Казахстана возбудил против Р. Алиева и Хурани ряд уголовных дел по обвинению в «отмывании» денег, добытых преступным путем, и связях с террористическими организациями. Запросы, направленные в рамках этих уголовных дел в Европу и США, должны были лишить их возможности свободно перемещаться, помочь отследить активы группы и воспрепятствовать дальнейшему финансированию ею адвокатов и лоббистов в США [601]. Сам посол Е. Идрисов назвал данное письмо «очевидной фальсификацией» [602]. На подлоге настаивали и адвокаты А. Миртчева в ходе процесса в Вашингтоне.

В мае 2013 г. федеральный суд округа Колумбия отклонил претензии братьев Хурани к А. Миртчеву и лишил их права на подачу в США аналогичного иска в дальнейшем [603] в качестве меры против злоупотребления американской правовой системой. Судебное поражение братьев Хурани и косвенно Р. Алиева в Вашингтоне последовало за их неудачей в Париже, где в июне 2012 г. арбитраж при Всемирном банке отклонил требования Caratube International Oil Company к РК. Еще через год Рахат Алиев был задержан по запросу Казахстана в Вене, где в феврале 2015 г. был найден повешенным в одиночной камере австрийской тюрьмы.

Одним из результатов противоборства властей Казахстана и Р. Алиева стало то, что республика в сравнении с другими странами ЦА наиболее интенсивно лоббирует свои интересы в США. Остальные центральноазиатские государства, а также аффилированные с ними коммерческие структуры если и прибегают к услугам заокеанских консультантов и пиар-менеджеров, то в меньших масштабах. Известно, в частности, о сотрудничестве Генеральной прокуратуры Киргизии с юридической фирмой Akin Gump Strauss Hauer & Feld по правовым вопросам и о продвижении оспариваемой Ташкентом идеи строительства в Таджикистане Рогунской ГЭС силами алюминиевой компании ТАЛКО, которая в 2013 г. выплатила лоббистам вашингтонской организации Fabiani & Company 600 тыс. долл. [604].

В целом же последствия деятельности американских лоббистских групп в интересах среднеазиатских стран не сопоставимы со встречным влиянием институтов «мягкой силы», развернутых

в регионе правительством США. Однако, принимая во внимание свойства американской политической системы, можно утверждать, что и они вносят иногда заметные коррективы в двусторонние отношения, в том числе потенциально могли стать причиной острого конфликта Вашингтона и Астаны вокруг «дела Алиева».

Попов Д. С. «Центральная Азия во внешней политике США. 1991-2016гг.», М.: РИСИ, 2016 г., с. 189-195.

О. Кобзева,

доктор исторических наук,

и. о. профессора (Национальный

университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека)

ИСТОРИЯ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ

Республика Узбекистан является многонациональным государством, в котором проживают более 130 наций и национальностей, принадлежащих к 16 различным религиозным конфессиям.

В Узбекистане особое внимание уделяется осуществлению гражданами прав и свободы вероисповедания, что особенно подчеркнуто в Конституции Республики Узбекистан1, свободы получения религиозного образования, проведению благотворительной деятельности, организации паломничеств, упрочению сотрудничества и мирного сосуществования представителей всех религиозных конфессий, имеющих одинаковые права и равных перед законом.

В настоящее время на территории Республики Узбекистан функционируют Управление мусульман Узбекистана, Казият мусульман Каракалпакистана, Ташкентский исламский университет, 10 медресе и 2035 мечетей2.

Управление мусульман Узбекистана является республиканским органом управления мусульманских организаций, которое занимается духовным объединением всех мусульман, оказанием

1 Конституция Республики Узбекистан. - Ташкент: Узбекистан, 2012.

2 См.: Хаким Абдулло Рахнамо. Преподавание ислама в высших учебных заведениях Центральной Азии: Современное состояние, проблемы и перспективы // Изучение и преподавание ислама в Евразии: сб. статей / Отв. ред. М.С. Мейер. -М.: Ключ-С, 2010. - С. 236-265.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.